Еврипид произведения список. Краткая биография еврипид. Тексты и переводы

Еврипиид (Эврипиид) (ок. 480 г. – 406 г. до н.э.) - один из величайших древнегреческих драматургов, был младшим современником и . Является представителем новоаттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока.

Еврипид родился на острове Саламине ок. 480 г. до н.э.

Биографические данные о нём очень скудны и противоречивы. Родители Еврипида не принадлежали к числу самых богатых или самых видных аристократических афинских семейств. Аристофан в своей комедии "Женщины на празднике Фесмосфорий" указывает на то, что его мать была торговкой зеленью, позднейший же биограф Филохор это отрицает. Несомненно, что семья Еврипида имела средства и поэтому он получил хорошее образование. Римский писатель Авл Геллий в "Аттических ночах" говорит о том, что Еврипид учился у философа Анаксагора и софиста Протагора.

Самого Еврипида современники называли «философом на сцене». Считается, что у него была большая библиотека. В 408 г. до н.э. Еврипид переехал в Македонию по просьбе царя Архелая, где и умер в 406 г. до н.э.

Еврипид написал более 90 трагедий, из которых до нас дошли 17 (18-я трагедия "Рес" приписывается Еврипиду). Кроме того, до нас дошла одна сатировская драма "Киклоп", которая является единственной полностью уцелевшей пьесой такого рода, несмотря на то, что сатировские драмы писали все трагики.

Большинство его трагедий приходится датировать лишь приблизительно, так как нет точных данных о времени их постановки.

Еврипид не выработал своей философской системы. Он хорошо усвоил чужие мысли, крепкая связь с софистами повлияла на его творчество, хотя он не всё принимал из их философии. Еврипид скептически относился к религии, к богам. Мифология для него является не более как внешней оболочкой. Используя за основу миф, он менял в нем не только детали, но и само содержание. В его произведениях боги оказывались мстительными и кровавыми. Это ярко выражено в трагедии "Ион". Юноша Ион, воспитанник самого известного Дельфийского храма, начинает сомневаться в правдивости богов. «Боги дают законы, но они сами же нарушают их», - рассуждает Ион. Но при этом Еврипида нельзя считать атеистом, так как он признает некую божественную сущность управляющую миром.

В годы Еврипида уходила умеренная демократия Перикла. Свои произведения он писал во время Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. Эта война носила захватнический характер, она нанесла удар по всей греческой демократии. Еврипид гневно протестует против войн. Этим вопросам посвящено несколько его трагедий. Еврипид прославляет мир, горячо любимые им Афины, которые противопоставляет олигархической Спарте.

Трагедии Еврипида следует разделить на две группы: трагедии и социально-бытовые драмы, где изображаются не герои, выдающиеся по своим мыслям и делам, а обыкновенные люди. К последним относятся, например, "Алкеста", "Елена" и "Ион".

Особенно среди его произведений выделяются трагедии с ярко выраженной психологической направленностью. Среди них самые известные трагедии Еврипида - "Медея" и "Ипполит".

Еврипид не был до конца понят современниками, так как его довольно смелые взгляды на природу, общество, религию казались слишком выходящими за привычные рамки идеологии большинства.

Античная традиция рисует Еврипида любителем тишины и одиночества на лоне природы; еще в римские времена на Саламине показывали грот на берегу моря, где драматург проводил долгие часы, обдумывая свои произведения и предпочитая уединенное размышление шуму городской площади.

Известно определение, данное своему собственному творчеству в сравнении с творчеством Еврипида: он, изображает людей такими, какими они должны быть, а Еврипид - такими, каковы они на самом деле.

Плутарх в "Сравнительных жизнеописаниях" передает легенду, согласно которой в гробницу Еврипида ударила молния, что являлось великим знамением, которого удостоился из знаменитых людей только Ликург.

Древнегреческая литература

Еврипид

Биография

Великий драматург родился на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении, 23 сентября 480 до н. э., от Мнесарха и Клейто. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так в Суде сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог. Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э., причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза - чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.

Отец Еврипида был уважаемым и судя по всему богатым человеком, мать Клейто занималась продажей овощей. В детстве Еврипид серьёзно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и хотел было попасть на Олимпийские игры, но был отвергнут по молодости. Потом занимался рисованием, без особого, впрочем, успеха. Затем стал брать уроки в ораторском искусстве и литературе у Продика и Анаксагора и уроки философии у Сократа. Еврипид собирал книги в библиотеку, а вскоре сам стал писать. Первая пьеса, «Пелиад», вышла на сцену в 455 до н. э., но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения. Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой.

Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. От первой жены, Хлоирины, имел 3 сыновей, но развелся с ней из-за её супружеской неверности, написав пьесу «Ипполит», где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану.

В 408 до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Неизвестно точно, что повлияло на решение Еврипида. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг. Дело в том, что из 92 пьес только 4 были отмечены призами на театральных состязаниях при жизни автора, и одна пьеса посмертно. О популярности драматурга в народе говорит рассказ Плутарха про страшное поражение афинян на Сицилии в 413 до н. э.:

«Их продавали в рабство и ставили на лбу клеймо в виде лошади. Да, были и такие, кому вдобавок к неволе привелось терпеть ещё и это. Но даже в такой крайности им приносило пользу чувство собственного достоинства и умение себя держать. Владельцы либо отпускали их на свободу, либо высоко ценили. А некоторых спас Еврипид. Дело в том, что сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили талант Еврипида. Когда приезжающие доставляли им небольшие отрывки из его произведений, сицилийцы с наслаждением вытверживали их наизусть и повторяли друг другу. Говорят, что в ту пору многие из благополучно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему, как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен из его трагедий.»

Архелай выказывал знаменитому гостю почет и демонстративное уважение до такой степени, что знаки расположения явились причиной гибели самого царя. Аристотель в труде «Политика» сообщает о неком Декамнихе, которого выдали для бичевания Еврипиду за нанесённую тому обиду, и этот Декамних в отместку организовал заговор, в результате которого Архелай погиб. Случилось это уже позже смерти самого Еврипида в 406 до н. э. Смерть столь замечательной личности породила легенды, изложенные в Суде:

«Еврипид окончил жизнь в результате заговора Арридея из Македонии и Кратея из Фессалии, поэтов, ревнующих к славе Еврипида. Они подкупили за 10 мин придворного по имени Лисимах, чтобы тот спустил с привязи на Еврипида царских гончих, за которыми следил. Другие говорят, что Еврипид был разорван не псами, но женщинами, когда он ночью спешил на свидание с Кратером, юным любовником Архелая. Третьи утверждают, что он собирался встретиться с Никодикой, женой Арефа.»

Версия про женщин - грубая шутка с намёком на пьесу Еврипида «Вакханки», где обезумевшие женщины разорвали царя. Про любовь престарелого писателя к юношам сообщает Плутарх в «Цитатах». Современная версия более приземлённая - организм 75-летнего Еврипида просто не выдержал суровой зимы в Македонии.

Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле. Софокл, узнав о смерти драматурга, заставил актёров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти. Плутарх передал легенду: в гробницу Еврипида ударила молния, великое знамение, которого удостоился из знаменитых людей только Ликург.

Афинский драматург Еврепид родился на Саламине 23 сентября 480 до н. э. Его родители, афиняне Мнесарх и Клейто, бежали на Саламину из Афин, спасаясь от войска персидского царя Ксеркса.

Отец Еврипида был состоятельным и уважаемым человеком, мать Клейто торговала овощами. В юности Еврипид занимался гимнастикой и рисованием, брал уроки ораторского мастерства у Продика и Анаксагора, учился философии у Сократа. Первая пьеса Еврепида, «Пелиад», была сыграна на сцене в 455 г. до н. э.

В 441 г. до н.э. писатель завоевал первый приз за свое творчество. С тех пор он не прекращал писать. Также он участвовал в посольстве в сицилийский город Сиракузы, таким образом, проявляя свою общественную активность.

Со своей первой женой, родившей ему троих сыновей, Еврипид развелся из-за её неверности и сочинил пьесу «Ипполит», где высмеивал интимные отношения. Вторая его жена также не отличалась примерным поведением. Разочаровавшись в семейной жизни, Еврипид стал женоненавистником, что сделало его объектом шуток мастера комедии Аристофана.

В 408 до н.э. великий драматург покинул Афины и уехал в Македонию по приглашению царя Архелая, где скончался в 406 г. до н. э. О причине его смерти существовало множество легенд, которые утверждали, что Еврипид стал жертвой заговора. Однако, скорей всего, пожилой драматург просто не вынес суровой македонской зимы. Еврипида похоронили в Пелле, столице Македонии, хотя афиняне просили разрешения вернуть его тело на родину. В театре Афин в память о великом драматурге была воздвигнута его статуя.

ЕВРИПИД (480 до н.э. – 406 до н.э.), древнегреческий драматург. По другим сведениям – год рождения 485–484 до н.э.

Еврипид считается одним из первых трех профессиональных драматургов, сформировавших один из основополагающих жанров драматургии – трагедию. Однако, обращаясь к творчеству его предшественников, Эсхила и Софокла, мы встречаемся прежде всего со становлением и развитием архитектоники и структуры жанра. Так, Эсхил первым ввел в трагедию второго актера; Софокл значительно увеличил объем диалогов и ввел третьего актера, что позволило обострить драматургическое действие. Что же касается Еврипида, то он коренным образом трансформировал сущностный аспект трагедии – проблематику и характеры ее персонажей. Принципиальная новизна его творчества позволила трагедии сделать огромный скачок в своем развитии – по сути, в его пьесах уже содержатся принципы сегодняшней драматургии, современного театра. В пользу этого свидетельствуют многие обстоятельства.

Так, например, если опираться только на хронологию, становится ясно, что Еврипид отнюдь не был продолжателем и приемником Софокла – они были современниками и работали одновременно (Софокл старше Еврипида не более чем на полтора десятка лет, а умер он даже чуть позже Еврипида). Однако в нашем сознании творчество Еврипида справедливо отнесено к совершенно иной, новой театральной эпохе.

Постановка трагедий Эсхила и Софокла – большая редкость для современной сцены; и, уж если подобные спектакли появляются, то, как правило, в рамках эксперимента и в сильной переработанном виде. Однако трагедии Еврипида периодически появляются в репертуаре сегодняшнего театра – во всяком случае, не реже, чем античные комедии, скажем, Аристофана или Плавта.

И, наконец, о том, что Еврипид опередил свое время, свидетельствует не слишком приятный факт, что его драматургия не пользовалась особым успехом у современников. Новации Еврипида (в частности, реалистические тенденции его драматургии) часто оставались непонятными зрителям. В 405 до н.э., уже после смерти Еврипида, в Афинах получила большую известность комедия Аристофана Лягушки, в которой автор подвергал жесткой критике идейные основы и изобразительные средства Еврипида. Сравнивая его драматургию с творчеством Эсхила, Аристофан утверждает, что, если трагедии Эсхила воспитывают людей, то произведения Еврипида «портят» их. Таким образом, прижизненная слава Еврипида была несопоставима с популярностью ни Эсхила, ни Софокла, произведения которых полностью отвечали сложившемуся драматургическому канону. По-настоящему творчество Еврипида оценили уже после его кончины; и, вплоть до падения Римской Империи в 5 в. н.э., Еврипид оставался самым известным и популярным драматургом античности. Его произведения оказали огромное влияние на формирование аттической бытовой комедии; на создание трагедии римской (в частности, под серьезным влиянием Еврипида работал Сенека).

Есть сведения, что Еврипид начал работать над трагедиями уже в восемнадцатилетнем возрасте. Однако впервые в состязании драматургов он принял участие в 455 до н.э., когда ему было около тридцати. В этом состязании он занял третье место. За свою жизнь он сумел одержать только пять первых побед, причем последнюю – посмертно. Еврипид, в отличие от Эсхила и Софокла, сам на сцене не выступал, а также, опровергая сложившиеся традиции, не писал музыки к своим произведениям, перепоручая это музыкантам. Полностью сохранились 17 трагедий Еврипида, одна сатировская драма и множество драматических фрагментов (по разным античным источникам, авторству Еврипида приписывают от 75 до 92 произведений драматургии).

Практически все сохранившиеся пьесы Еврипида созданы во время Пелопонесской войны (431–404 до н.э.) между Афинами и Спартой, оказавшей огромное влияние на все аспекты жизни древней Эллады. И первая особенность трагедий Еврипида – животрепещущая современность: героико-патриотические мотивы, враждебное отношение к Спарте, кризис античной рабовладельческой демократии, первый кризис религиозного сознания, связанный с бурным развитием материалистической философии и т.п. В связи с этим особенно показательно отношение Еврипида к мифологии: миф становится для драматурга лишь материалом для отражения современных событий; он позволяет себе менять не только второстепенные детали классической мифологии, но и давать неожиданные рациональные интерпретации известных сюжетов (скажем, в Ифигении в Тавриде человеческие жертвоприношения объясняются жестокими обычаями варваров). Боги в произведениях Еврипида зачастую предстают более жестокими, коварными и мстительными, нежели люди (Ипполит, Геракл и др.). Именно потому, «от противного», в драматургии Еврипида получил такое широкое распространение прием «dues ex machina» («Бог из машины»), когда в финале произведения внезапно появившийся Бог наскоро вершит правосудие. В трактовке Еврипида божественное провидение вряд ли могло осознанно заботиться о восстановлении справедливости.

Однако главной новацией Еврипида, вызывавшей неприятие у большинства современников, было изображение человеческих характеров. Если у Эсхила в трагедиях действующими лицами выступали титаны, а у Софокла – идеальные герои, по собственному выражению драматурга, «люди, какими они должны быть»; то Еврипид, как отмечал в своей Поэтике уже Аристотель, вывел на сцену людей такими, какие они бывают в жизни. Герои и особенно героини Еврипида отнюдь не обладают цельностью, их характеры сложны и противоречивы, а высокие чувства, страсти, мысли тесно переплетаются с низменными. Это придавало трагическим характерам Еврипида многогранность, вызывая у зрителей сложную гамму чувств – от сопереживания до ужаса. Так, невыносимые страдания Медеи из одноименной трагедии приводят ее к кровавому злодеянию; причем, убив собственных детей, Медея не испытывает ни малейшего раскаяния. Федра (Ипполит), обладающая поистине благородным характером и предпочитающая смерть сознанию собственного падения, совершает низкий и жестокий поступок, оставляя предсмертное письмо с ложным обвинением Ипполита. Ифигения (Ифигения в Авлиде) проходит сложнейший психологический путь от наивной девушки-подростка к осознанной жертвенности во благо родины.

Лучшие дня

Расширяя палитру театрально-изобразительных средств, он широко использовал бытовую лексику; наряду с хором, увеличил объем т.н. монодий (сольное пение актера в трагедии). Монодии были введены в театральный обиход еще Софоклом, однако широкое применение этого приема связано с именем Еврипида. Столкновение противоположных позиций персонажей в т.н. агонах (словесных состязаниях персонажей) Еврипид обострял через использование приема стихомифии, т.е. обменом стихами участников диалога. В поздних трагедиях Еврипида усиливаются бытовые и комические элементы, а также элементы мелодрамы (Орест, Электра и др.).

Незадолго до смерти, Еврипид (по некоторым свидетельствам – из-за отсутствия признания соотечественников) покинул Афины и переехал ко двору македонского царя Архелая.

В средние века творчество Еврипида, как, впрочем, и все искусство античности, было забыто. Новая волна интереса к его драматургии возникла в эпоху Возрождения, прежде всего – в Италии, и оказала серьезное влияние на формирование драмы 16 в. Позже, в эпоху классицизма, к сюжетам Еврипида неоднократно обращался Расин. Влияние драматургии Еврипида отчетливо заметно и в творчестве многих европейских художников более позднего периода – Вольтера, Гете, Шиллера, Грильпарцера, Верхарна, Выспянского и многих других.

Выступал в хоре юношей, прославлявших одержанную победу. Так древнегреческими летописцами была представлена преемственность трех великих трагиков. Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так в Суде сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог. Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э. , причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза - чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.

Отец Еврипида был уважаемым и судя по всему богатым человеком, мать Клейто занималась продажей овощей. В детстве Еврипид серьёзно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и хотел было попасть на Олимпийские игры, но был отвергнут по молодости. Потом занимался рисованием, без особого, впрочем, успеха. Затем стал брать уроки в ораторском искусстве и литературе у Продика и Анаксагора и уроки философии у Сократа . Еврипид собирал книги в библиотеку, а вскоре сам стал писать. Первая пьеса, «Пелиад», вышла на сцену в 455 до н. э. , но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения. Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо, поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой.

Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. От первой жены, Хлоирины, имел 3 сыновей, но развелся с ней из-за её супружеской неверности, написав пьесу «Ипполит», где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану .

«Их [афинян] продавали в рабство и ставили на лбу клеймо в виде лошади. Да, были и такие, кому вдобавок к неволе привелось терпеть ещё и это. Но даже в такой крайности им приносило пользу чувство собственного достоинства и умение себя держать. Владельцы либо отпускали их на свободу, либо высоко ценили. А некоторых спас Еврипид. Дело в том, что сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили талант Еврипида. Когда приезжающие доставляли им небольшие отрывки из его произведений, сицилийцы с наслаждением вытверживали их наизусть и повторяли друг другу. Говорят, что в ту пору многие из благополучно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему, как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен из его трагедий. »

«Еврипид окончил жизнь в результате заговора Арридея из Македонии и Кратея из Фессалии, поэтов, ревнующих к славе Еврипида. Они подкупили за 10 мин придворного по имени Лисимах, чтобы тот спустил с привязи на Еврипида царских гончих, за которыми следил. Другие говорят, что Еврипид был разорван не псами, но женщинами, когда он ночью спешил на свидание с Кратером, юным любовником Архелая. Третьи утверждают, что он собирался встретиться с Никодикой, женой Арефа

Версия про женщин - грубая шутка с намёком на пьесу Еврипида «Вакханки», где обезумевшие женщины разорвали царя. Про любовь престарелого писателя к юношам сообщает Плутарх в «Цитатах». Современная версия более приземлённая - организм 75-летнего Еврипида просто не выдержал суровой зимы в Македонии.

Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле . Софокл , узнав о смерти драматурга, заставил актёров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти. Плутарх передал легенду: в гробницу Еврипида ударила молния, великое знамение, которого удостоился из знаменитых людей только Ликург.

Новаторство Еврипида

Еврипид изменил отношение к мифологическим текстам. Его пьесы - не интерпретации мифологии, а раскрытие проблем в жизни современного полиса. Он сознательно выбирает сюжеты, которые позволяют высветить «болевые точки»: кризис полисной идеологии, падение гражданственности, растущий индивидуализм и эгоизм; критика института рабства; проблема семейных отношений (положение женщины); отношение к богам (Еврипид - скептик).

Трагедии Еврипида

Из 92 пьес, приписывавшихся Еврипиду в древности, можно восстановить названия 80. До нас дошло из них 18 трагедий, из которых «Рес», как считается, написан более поздним поэтом, а сатирическая драма «Циклоп» представляет собой единственный уцелевший образец данного жанра. Лучшие по оценке древних драмы Еврипида для нас потеряны; из уцелевших увенчан был только «Ипполит». В числе сохранившихся пьес самая ранняя - «Алкеста», а к более поздним принадлежат «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки».

Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была нововведением Еврипида. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и многие другие героини сказаний Эллады представляют собой типы законченные и жизненные. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств. Также рабы и рабыни в его пьесах не являются бездушными статистами, но имеют характеры, человеческие черты и проявляют чувства подобно свободным гражданам, заставляя зрителей сопереживать. Лишь немногие из уцелевших трагедий удовлетворяют требованию законченности и единства действия. Сила автора прежде всего в психологизме и глубокой проработке отдельных сцен и монологов. В старательном изображении душевных состояний, обычно напряженных до крайности, заключается главный интерес трагедий Еврипида.

Список полностью дошедших пьес Еврипида:

  1. Алкеста (438 до н. э., 2-е место) текст
  2. Медея (431 до н. э. , 3-е место) текст
  3. Гераклиды (430 до н. э.)текст
  4. Ипполит (428 до н. э., 1-е место) текст
  5. Андромаха (425 до н. э.) текст
  6. Гекуба (424 до н. э.) текст
  7. Просительницы (423 до н. э.) текст
  8. Электра (413 до н. э.) текст
  9. Геракл (416 до н. э.) текст
  10. Троянки (415 до н. э., 2-е место) текст
  11. Ифигения в Тавриде (414 до н. э.) текст
  12. Ион (414 до н. э.) текст
  13. Елена (412 до н. э.) текст
  14. Финикиянки (410 до н. э.) текст
  15. Циклоп (408 до н. э., сатирическая драма) текст
  16. Орест (408 до н. э.) текст
  17. Вакханки (407 до н. э., 1-е место посмертно совместно с «Ифигенией в Авлиде») текст
  18. Ифигения в Авлиде (407 до н. э.) текст
  19. Рес (приписывается Еврипиду, с чем не согласно большинство современных литературоведов) текст
  20. Фаэтон (ок. 420 до н. э.) Трагедия сохранилась частично.

Музыкальная деятельность

Вероятно, Еврипид сам писал музыку для своих трагедий. Сохранился фрагмент первой антистрофы из «Ореста» на папирусе III в. до н. э. , содержащий над стихотворным текстом хорошо различимые нотные знаки . Фрагмент музыки Еврипида подтверждает приписываемую ему в ряде немузыкальных трактатов славу дерзкого композитора-реформатора , который по свидетельству древних внедрил в трагедию хроматику и стал широко использовать кифару (в более древних образцах трагедии стандартно применялся только авлос) . Нотация фрагмента, показывающая все три рода мелоса греков - диатонику , хроматику и энармонику , свидетельствует об изысканности и сложности музыкального письма Еврипида.

Другой сохранившийся фрагмент Еврипида - из «Ифигении в Авлиде» (хоровой эпод из второго музыкального антракта; датирован ок. 280 г. до н. э.) - примечателен тем, что кроме букв, обозначающих высоту звуков, папирус содержит знаки ритмической нотации. Анализ этого фрагмента показывает, что музыкальный ритм изменяет ритмику стиха . Таким образом, становится очевидно, что (принятая по традиции у филологов) запись текста трагедии как «чистого» стиха (без учёта распева) не даёт правильного представления о его звучании.

Примечания

Литература

Тексты и переводы

Русские (переводы отдельных пьес см. в статьях о них ):

  • Театр Еврипида. В 6 т. / Пер. И. Ф. Анненского . (Серия «Памятники мировой литературы»). М.: Сабашниковы. (вышли тт. 1-3; первое издание т. 1 вышло в 1906 году с иным составом)
    • Т. 1. Алкеста. Андромаха. Вакханки. Гекуба. 1916. 406 стр.
    • Т. 2. Гераклиды. Геракл. Елена. Ипполит. 1917. 516 стр.
    • Т. 3. Ифигения Авлидская. Ифигения Таврическая. Ион. Киклоп. 1921. 548 стр.
  • Еврипид . Просительницы. Троянки. / Пер. С. В. Шервинского. // Трагедии. В 2 т. (Серия «Библиотека античной литературы»). М.: Худож. лит. 1969.
  • Еврипид . Просительницы. Троянки. / Пер. С. Апта. // Сочинения. В 2 т. (Серия «Античная драматургия»). М.: Искусство. 1980.
  • Еврипид . Трагедии. / Пер. Инн. Анненского, ст. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо, прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники »). В 2 т. М.: Ладомир-Наука. . (переизд.: М.: Ладомир-Наука. 2006)
    • Т. 1. Алькеста. Медея. Гераклиды. Ипполит. Андромаха. Умоляющие. Гекуба. Геракл. Троянки. Ифигения в Тавриде (Ифигения-жрица). 656 стр.
    • Т. 2. Электра. Елена. Финикиянки. Ион. Орест. Вакханки. Ифигения в Авлиде (Ифигения-жертва). Киклоп. 704 стр. (в приложении «Рес» Псевдо-Еврипида и «Вакханки» в пер. Ф. Ф. Зелинского)
  • Незнакомый Еврипид. Трагедии интриги и случая. / Пер. и прим. В. Н. Ярхо . // Вестник древней истории . 1995. № 3-4. 1996. № 1-2. (перевод фрагментов 12 трагедий: «Эгей», «Кресфонт», «Александр», «Фрикс» («Фрикс 1» и «Фрикс 2»), «Мудрая Меланиппа», «Меланиппа-узница», «Гипсипила», «Антиопа», «Авга», «Алопа», «Алкмеон в Коринфе»)

Английские : В «Loeb classical library » изданы сохранившиеся пьесы (включая «Рес») в 6 томах (№ 12, 484, 9, 10, 11, 495) и фрагменты (т. 7, 8, № 504, 506)

  • Том II.
  • Том III. Вакханки. Геркулес в безумии. Гераклиды. Финикиянки. Умоляющие

Французские :

  • В серии «Collection Budé» изданы сохранившиеся пьесы в 7 томах (см.) и фрагменты (т. 8 в 4 частях, 1998-2003). Euripide. Tragédies:
    • Tome VIII, 1re partie: Fragments. De Aigeus à Autolykos. Texte établi et traduit par F. Jouan et H. Van Looy. 2e tirage 2002. LXXXIII, 509 p. ISBN 978-2-251-00466-2
    • Tome VIII, 2ème partie: Fragments de Bellérophon à Protésilas. Texte établi et traduit par F. Jouan et H. Van Looy. 2e tirage 2002. 983 p. ISBN 978-2-251-00485-3
    • Tome VIII: 3e partie. Fragments. De Sthénébée à Chrysippos. Texte établi et traduit par F. Jouan et H. Van Looy. 2002. 400 p. ISBN 978-2-251-00502-7
    • Tome VIII: 4e partie. Fragments de drames non identifiés. Texte établi et traduit par François Jouan et Herman Van Looy. 2003. VIII, 308 p. ISBN 978-2-251-00510-2

Исследования

  • Орбинский Р. В. Еврипид и его значение в истории греческой трагедии. СПб., 1853. 98 стр.
  • Котелов Н. П. Эврипид и значение его «драмы» в истории литературы. СПб., 1894. 87 стр.
  • Гаврилов А. К. Театр Еврипида и афинское Просвещение: Источниковедческое исследование. Автореф. дисс. … д. и. н. СПб., 1995.
  • Гаврилов А. К . Знаменья и действие - мантика в «Ифигении Таврической» Еврипида //Традиции и новаторство в античной литературе. Philologia classica. Вып. 2 (Толстовский сборник). Л., 1982. С. 88-101.

Схолии к Еврипиду

Источники и ссылки

  • Фрагменты Еврипида в издании Уолкера, 1920. 72 стр. (греч.)
  • Euripides , Encyclopædia Britannica on-line
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Еврипид (англ.) . - в Smith "s Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology.

Wikimedia Foundation . 2010 .