Что нужно учитывать при установлении местных налогов. Местные налоги и сборы. Информация об установлении региональных и местных налогов и сборов. Льготы по торговому сбору

Местные налоги и сборы – это неотъемлемая часть отечественной налоговой системы.

Их назначением является наполнение региональных и муниципальных бюджетов средствами, которые затем будут израсходованы на общезначимые нужды, такие как ремонт дорог, здравоохранение, образование, работу правоохранительных органов и многие другие.

В обязанность граждан и организаций входит и уплата установленных в законном порядке . Об этом сказано в Конституции – основном законе РФ, имеющем высшую юридическую силу. За нарушение предусмотрены различные наказания.

Кто и как устанавливает налоги и сборы

Налоговая система РФ имеет несколько уровней. В ст. 12 НК сказано, что устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы исключительно нормативными актами, которые принимают представительные (законодательные) органы власти соответствующего уровня.

Центральным из них является Налоговый кодекс , а все остальные принимаются в соответствии с ним и составляют налоговое законодательство. Никакие иные акты изменять существующую в РФ налоговую систему не могут.

Для того, чтобы налог или сбор считался установленным, законодателям предстоит проделать подготовительную работу и обязательно указать в нормативном акте:

  1. кто входит в число налогоплательщиков (на кого накладывается );
  2. что является поводом для взимания налога (объект налогообложения);
  3. какова налоговая база;
  4. чему равен налоговый период;
  5. размер налоговой ставки;
  6. как будет рассчитываться новый налог;
  7. когда и каким способом необходимо средства уплатить.

Каждому уровню соответствует определенный набор обязательных платежей. Все они поступают в бюджет соответствующего уровня. Налоги из федерального бюджета частично возвращаются в регионы в форме дотаций и субвенций.

А вот региональные и местные налоги попадают в бюджеты своего уровня напрямую, формируя их доходную часть. Распределением поступивших налогов занимается ФНС.

К местным налогам относятся:

  • земельный;
  • физлиц;
  • торговый сбор.

Уплачивается он в виде авансовых платежей, в том муниципальном образовании, где находится земля.

Что такое земельный налог

Этот местный налог представляет собой один из видов платы за землю. Целью введения платности землепользования являлось, по мысли законодателей, стимулирование у граждан и юридических лиц бережного отношения к данному ресурсу и рациональному его использованию.

Объект налогообложения

Объектом, в отношении которого устанавливается налог, будет только участок, находящийся в пределах определенного муниципального образования. Не подпадают под действие Налогового кодекса земли в госсобственности. Из частного имущества – земля под многоквартирными домами.

Важно: базой для расчета налога будет кадастровая стоимость участка. Ее определение производится в соответствии с нормами Земельного законодательства. На эту величину влияет довольно много факторов, от площади участка, до средней рыночной цены по региону. В результате получается индивидуально рассчитанная величина, не применимая к иным участкам.

Ставки по земельному налогу

Предположим, что у организации в собственности имеется участок, предназначенный для строительства жилого дома. Кадастровая стоимость его равна 4239744,82 р.

Налоговая ставка для такой категории земель в Москве равна 0,1%. Следовательно, ежегодно придется платить 4239,74 р. (4239744,82*0,1/100).

Если бы земля использовалась для нужд садоводства, то сумма была бы иной: 4239744,82*0,025/100 = 1059,94 р.

Льготы по земельному налогу

Ряд организаций земельный налог не платит. Все исключения перечислены в ст. 395 НК РФ . К ним, в частности, относятся:

  1. религиозные организации;
  2. объединения инвалидов , и группы;
  3. общины малочисленных народов и т.д.

Что же касается граждан, то муниципальные власти могут устанавливать для них льготы самостоятельно. Так, в Москве, база налога уменьшается на 10 000 р. следующим категориям плательщиков налога:

  1. Героям СССР и РФ;
  2. Кавалерам ордена Славы;
  3. инвалидам;
  4. ветеранам военных действий;
  5. ликвидаторам последствий ядерных аварий и испытаний.

Налог на имущество граждан

Граждане, имеющие в собственности недвижимость, также платят за это право налог. Но не земельный, а на имущество. В 2015 году именно по этому налогу вступили в действие поправки.

Налоговый кодекс был дополнен главой 32 . Соответственно утратил силу действующий до этого момента федеральный закон.

Объект налогообложения

К объектам по данному платежу относятся следующие виды недвижимости:

  • дома, квартиры и комнаты;
  • гаражи, машино-места;
  • единые недвижимые комплексы;
  • недостроенные жилые и нежилые объекты;
  • иные здания, сооружения или помещения.

Ставки по налогу на имущество

Максимальный размер ставки устанавливается в ст. 406 Налогового кодекса . Он может составлять от 0,1 до 2% в зависимости от объекта. Местные власти могут увеличить ее, но не более чем в три раза.

Важно: главные новшества, вступившие в силу с 2015 года, касаются базы налогообложения. Вместо инвентаризационной стоимости будет использоваться кадастровая, как наиболее близкая к рыночной цене недвижимости.

Переход на новую систему будет происходить постепенно, и завершиться к 2020 г.

Для тех регионов, где расчет будет производиться именно по кадастровой стоимости, размер ставки налога будет следующим:

При этом НК устанавливает размеры вычетов, которые используются при расчете базы налогообложения. Они составляют:

  1. 10 кв.м. – для отдельной комнаты;
  2. 20 кв.м – для квартиры;
  3. 50 кв. м. – для частного дома.

В тех же муниципальных образованиях, где пока используется расчет налога по инвентаризационной стоимости, используется коэффициент-дефлятор, с учетом которого определяется суммарная стоимость объектов. Налоговые ставки для них будут выглядеть следующим образом:

Рассмотрим, как рассчитывается налог по новой системе. Для этого нам потребуется информация о кадастровой стоимости объекта. Узнать ее можно, получив выписку из ГКН. Там же будет указана и общая площадь жилья. А если жилплощадь находится в общей собственности, то и размер доли.

Предположим, что имеется стандартная однокомнатная квартира, площадью 35 кв.м. Ее кадастровая стоимость составила 3,5 млн. рублей. То есть для 1 кв.м – 100000 р. Определим, какая площадь будет облагаться налогом, используя вычет: 35-20=15 кв.м.

Кадастровая стоимость такой площади, соответственно, будет 1500000. 0,1% от этой суммы составит 1500 р. Это в несколько раз больше, чем платят за такую квартиру ее владельцы сейчас. Вместе с тем, власти Москвы заявляют, что для жителей столицы размер налога увеличится примерно в пять раз.

Льготы по налогу

Налог на имущество физлиц, как и прочие местные налоги и сборы, которые платят граждане, предполагает предоставление различных налоговых льгот. С заявлением об этом в отделение ФНС должен обратиться сам налогоплательщик.

Автоматически они не предоставляются. Документы по налогу на недвижимость следует принести в тот отдел ФНС, где она расположена.

Набор налоговых льгот в каждом регионе может быть определен самостоятельно. Но есть ряд категорий, которым предоставляют налоговые послабления все без исключения субъекты РФ и органы местного самоуправления. Это:

  • нетрудоспособные инвалиды;
  • участники и ветераны ВОВ и других военных конфликтов, в том числе и в ;
  • члены семей военнослужащих погибших при исполнении долга;
  • пенсионеры;
  • ликвидаторы аварий на радиоактивных производствах.

Всем прочим гражданам, полагающим, что им можно не платить местные налоги и сборы, необходимо уточнить это вопрос в органах местного самоуправления. Точный перечень налоговых льгот содержится в тех же актах, что устанавливают данный вид обязательных платежей.

Торговый сбор

Торговый сбор не является налогом, но также относится к местным платежам. Его полагается вносить тем предпринимателям и юрлицам, кто использует для осуществления торговли недвижимое и движимое имущество.

Плательщики

Торговый сбор обязаны платить юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие торговую деятельность. Но среди них есть те, с кого такой платеж не взимается. Не платят торговый сбор предприниматели, выбравшие в качестве системы налогообложения патентную (ПСН) или ЕСХН. Плательщики сбора становятся на учет в налоговой службе.

Объект

Объектом обложения сборов в данном случае является использование для осуществления торговли движимого или недвижимого имущества. Минимальное количество использования – раз в квартал. Единицей может быть, как количество торговых точек, принадлежащих предпринимателю, так и размер помещения.

Размер сбора

Размер сбора устанавливают акты местного самоуправления. Но, согласно ст. 415 НК , он привязан к сумме налога, который должны уплачивать предприниматели, купившие патент на соответствующий вид деятельности.

Поскольку периодом уплаты торгового сбора является квартал, то и размер его не может быть больше налога по патенту, купленному на три месяца.

Налоговый кодекс дает городским властям возможность устанавливать различную ставку торгового сбора в зависимости от местоположения торговой точки и ее размеров. При этом возможно снижение ставки до нулевого значения.

Формула расчета довольно проста:

Для стационарных объектов ставка рассчитывается на 1 кв.м. При этом, если площадь зала превышает 50 кв.м., то верхний предел будет составлять 1/50 трехмесячного налога по патенту на розничную торговлю.

Разберем на примере:

Имеется магазин, площадь зала которого равна 120 кв.м. Стоимость патента на три месяца равна 30 000 рублей. Размер сбора в таком случае составит 120*30000/50 = 72000. Именно такую сумму потребуется вносить в местный бюджет ежеквартально владельцу торговой точки.

Льготы по торговому сбору

От уплаты торгового сбора избавлены любые учреждения и почтовая служба. Также Закон освобождает от уплаты торгового сбора не только тех, кто работает по ЕСНХ или ПСН, но предпринимателей, ведущих торговлю:

  1. с использованием автоматов (вендинг);
  2. на розничных рынках;
  3. на муниципальных ярмарках;
  4. разносную в организациях.

48 Региональные и местные налоги

В соответствии с определением, данным в статье 12, местными признаются налоги, установленные Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

земельный налог;

налог на имущество физических лиц.

Порядок распределения налоговых полномочий между федеральным законодателем и представительной властью на муниципальном уровне при установлении местных налогов представлен в виде табл. 23.

Разграничение компетенций федерального и муниципального законодательств при установлении местных налогов. Элементы налога, определяемые исключительно Налоговым кодексом РФ Элементы налога, определяемые нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом.

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

порядок исчисления. налоговые ставки;

порядок и сроки уплаты;

налоговые льготы и порядок их применения (дополнительные к федеральным)

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать налоги, не предусмотренные федеральным законодательством. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами субъектов Федерации.

Местные налоги полностью зачисляются в местные бюджеты.

Доля поступлений от местных налогов в доходах консолидированного бюджета России невелика, менее 2%. Поступления от местных налогов являются только частью доходов бюджета муниципального образования, основными же источниками служат отчисления от федеральных и региональных налогов.

В России насчитывается 83 субъекта, в которых 24,2 тыс. муниципальных образований. Проблемой практически всех органов местного самоуправления является финансовая зависимость от федеральных и региональных уровней власти. Зачастую собственных средств не хватает на покрытие расходов, связанных с выполнением полномочий, возложенных на муниципальные власти. Успешное же решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансового обеспечения соответствующих бюджетов.

В перспективе планируется заменить существующие земельный налог и налог на имущество физических лиц единым налогом на недвижимость, однако этот процесс пока сдерживается неразвитостью системы рыночной оценки недвижимости.

Земельный налог

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.



Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база

1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Порядок определения налоговой базы

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом

алоговым периодом признается календарный год.2. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Налоговая ставка

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных для жилищного строительства;приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

"Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 2

В данной статье, посвященной рассмотрению порядка правового регулирования и перспектив развития системы местных налогов в РФ, анализируются проблемы, возникающие в связи с установлением и введением местных налогов, и предлагаются направления совершенствования указанных процедур.

Категории "установление" и "введение налога" вызывают неподдельный исследовательский интерес, который во многом обусловлен отсутствием в налоговом законодательстве однозначной трактовки данных терминов.

Так, по мнению Е.М. Ашмариной, налоговые платежи могут устанавливаться только на уровне Федерации федеральным законом или Налоговым кодексом РФ. Следует говорить не об установлении налога на уровне субъектов Федерации или местном уровне, а о том, что законодательством субъекта Федерации (муниципального образования) вводится налог согласно установленному законодательством перечню, уточняя его основные элементы <1>.

<1> См.: Ашмарина Е.М. Некоторые вопросы разграничения налоговой компетенции // Государство и право. 2002. N 12. С. 50.

По нашему мнению, такая точка зрения представляется спорной, так как и в Конституции РФ, и в НК РФ по отношению к местным налогам используется термин "установление налога". Кроме того, в компетенции органов власти муниципальных образований находится установление элементов налогообложения, таких как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, без которых невозможно введение местного налога.

Небезынтересна позиция С.Г. Пепеляева, который также разграничивает понятия "установление" и "введение налога". По его мнению, "местные налоги могут устанавливаться как высшим представительным органом, так и соответствующим местным органом власти, но вводиться только решением, принятым на местном уровне" <2>.

<2> Основы налогового права: Учеб.-практ. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 1996. С. 37.

Полагаем, что введение местного налога должно быть осуществлено как на федеральном, так и на муниципальном уровнях (а в определенных НК РФ случаях - на уровне субъектов РФ).

Согласимся с Ю.Л. Смирниковой, которая трактует термин "установление налогов" в двух аспектах: как первичное (базовое) и вторичное (производное) установление налогов. Первичное установление налогов осуществляется на федеральном уровне и подразумевает перечисление федеральным законом (НК РФ) исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов, а также описание всех элементов налогообложения. Вторичное (производное) установление налогов осуществляется соответственно на региональном либо местном уровне органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления самостоятельно в определенных федеральным законом пределах <3>.

<3> Подробнее см.: Смирникова Ю.Л. Финансово-правовой статус субъектов РФ: Автореф. дис. ...к. ю. н. М., 2002. С. 132.

По нашему мнению, установление местного налога состоит из нескольких этапов и характеризуется вариативностью. Различия в установлении налога обусловлены тем, что в настоящее время помимо НК РФ действует Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

  1. Установление местного налога на федеральном уровне. В настоящее время оно осуществляется в нескольких вариантах.

Первый вариант заключается в принятии двух федеральных законов, одновременно регулирующих установление одного и того же местного налога. По первому варианту федеральный законодатель принимает НК РФ, в ст. 15 которого устанавливается перечень местных налогов. Также принимается закон, в котором определяются элементы налогообложения по местному налогу. Им является Закон РФ N 2003-1, которым регламентируются следующие элементы: плательщики налога, объекты налогообложения, налоговая база, предельные налоговые ставки, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты, а также устанавливаются налоговые льготы и порядок их применения.

Второй вариант установления налога на федеральном уровне заключается в принятии одного федерального закона (НК РФ), где предусматривается перечень местных налогов и в обязательном порядке определяются такие элементы налогообложения, как налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления. Кроме того, федеральный законодатель также устанавливает предельные налоговые ставки, порядок и сроки уплаты (общие требования), а также может установить налоговые льготы, основания и порядок их применения (ст. 12 НК РФ). На федеральном уровне такой вариант установления налога действует с 01.01.2005 для земельного налога.

В связи с отсутствием на федеральном уровне единых требований по порядку установления местных налогов считаем целесообразным завершение кодификации налогового законодательства, приведения к единым требованиям порядка установления местных налогов. Местные налоги на федеральном уровне должны устанавливаться одним федеральным законом - НК РФ.

  1. Установление местных налогов на уровне представительных органов местного самоуправления, законодательных (представительных) органов государственной власти г. г. Москвы и Санкт-Петербурга. Этот этап также состоит из нескольких вариантов.

Первый вариант установления местного налога обусловлен принятым на федеральном уровне Законом РФ N 2003-1. Установление местного налога на муниципальном уровне по такому варианту означает принятие нормативного правового акта представительным органом муниципального образования, в котором должны быть соблюдены требования об элементах налогообложения, предусмотренные настоящим Законом. В частности, Законом РФ N 2003-1 предусматривается право представительных органов муниципального образования на установление таких элементов налога, как дифференцированные ставки в пределах, установленных Законом; налоговые льготы, основания для их использования. При этом следует отметить, что Закон N 2003-1, в отличие от ст. 12 НК РФ, не предоставляет права муниципальным образованиям устанавливать порядок и сроки уплаты налога. В связи с этим возникает вопрос, какой нормативный правовой акт должен действовать, если отсутствуют единые требования к установлению данного налога. Этот вопрос был предметом обсуждения в Определении Конституционного Суда РФ от 06.11.2003 N 386-О, в котором было предусмотрено, что по тем местным налогам, которые были приняты до введения в действие части первой НК РФ, положения ст. 12 Кодекса, содержащей требования к актам представительного органа местного самоуправления, которыми устанавливается местный налог, и п. 1 ст. 17, определяющего общие условия установления налогов и сборов, не применяются.

Второй вариант установления местного налога представительным органом местного самоуправления обусловлен вступлением в силу гл. 31 НК РФ о земельном налоге. Представительные органы местного самоуправления принимают нормативный правовой акт о земельном налоге, в котором имеют право устанавливать следующие элементы налога в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Третий вариант установления местного налога распространяется на внутригородские муниципальные образования г. г. Москвы и Санкт-Петербурга. Местные налоги в городах федерального значения устанавливаются законами этих субъектов РФ в соответствии с главой НК РФ о земельном налоге и требованиями ст. 12, п. 1 ст. 17 НК РФ. В соответствии со ст. 12 Кодекса законодательные (представительные) органы государственной власти г. г. Москвы и Санкт-Петербурга имеют право устанавливать следующие элементы налога в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения. С 01.01.2005 по такому варианту установлен земельный налог в г. Москве Законом от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге". В нем регламентируются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей в пределах, предусмотренных гл. 31 НК РФ, а также налоговые льготы. А с 01.01.2006 установлен земельный налог в г. Санкт-Петербурге Законом от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах". В Законе регулируются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, налоговые льготы.

Неоднозначность подходов законодателя указывает на необходимость завершения кодификации налогового законодательства и приведения его к единым требованиям.

Исходя из изложенного, предлагаем под установлением местного налога понимать принятие представительным органом муниципального образования нормативного правового акта о местном налоге или законодательным (представительным) органом государственной власти г. г. Москвы и Санкт-Петербурга - закона о местном налоге, в которых в порядке и в пределах, предусмотренных НК РФ, определяются элементы налогообложения, такие как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Введение местного налога, полагаем, также состоит из нескольких этапов.

  1. Введение местного налога на федеральном уровне. Оно может быть связано с вступлением в юридическую силу нового местного налога; вступлением в юридическую силу изменений, касающихся действующего местного налога; отменой действующих местных налогов и т.д.

На сегодняшний день существует несколько вариантов введения местного налога на федеральном уровне.

Первый вариант связан с Законом РФ N 2003-1. Порядок его введения регламентируется Постановлением Верховного Совета РСФСР <4>, в соответствии с которым налог на имущество физических лиц вводится с 01.01.1992, т.е. с 1 января года, следующего за годом принятия Закона. Что же касается изменений, которые вносились в настоящий Закон, то единообразия по вступлению их в силу не отмечается. В отношении налога на имущество физических лиц предусматриваются два варианта вступления в силу изменений: вступление федеральных законов в силу с 1 января года, следующего за годом принятия такого закона; вступление изменений в силу со дня официального опубликования (в последнее время используется данный вариант). Более того, анализ законов, которыми вносились изменения в налог на имущество физических лиц после вступления в силу части первой НК РФ, также показал, что положения ст. 5 Кодекса не распространяются на порядок вступления в силу изменений в налоге на имущество физических лиц.

<4> См. Постановление ВС РСФСР от 09.12.1991 N 2004-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц".

Второй вариант введения местного налога на федеральном уровне предусмотрен в ст. 5 НК РФ. В отношении порядка вступления в силу федеральных законов о налогах установлено несколько правил:

  1. относительно вступления в юридическую силу новых налогов;
  2. относительно вступления в юридическую силу изменений и дополнений в отношении действующих налогов.

Порядок вступления в силу новых местных налогов предусматривается в п. 1 ст. 5 НК РФ: федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Анализ указанной нормы показывает, что порядок вступления в силу федеральных законов, вводящих новые налоги, безотносителен к тому, вводятся ли федеральным законом новые федеральные налоги (сборы) или региональные и местные налоги. Более того, порядок вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о новых местных налогах, законов представительных органов государственной власти субъекта РФ о новых региональных налогах также не отличается от порядка вступления в силу федеральных законов о новых федеральных, региональных и местных налогах.

В связи с этим на практике возникают проблемы со своевременным вступлением в силу нормативных правовых актов о новых местных налогах, которые должны быть приняты представительными органами муниципальных образований. Все дело в том, что при принятии новых глав НК РФ федеральный законодатель может принимать и опубликовывать такие главы, например, 30 ноября (это максимальный срок для принятия и опубликования главы для вступления данного налога в юридическую силу с 1 января следующего финансового года). Такая ситуация возникла с принятием гл. 31 НК РФ. На практике принятие представительным органом муниципального образования нормативного правового акта о земельном налоге в соответствии с федеральным законодательством и вступление его в силу было затруднено, так как в соответствии с требованиями п. 1 ст. 5 НК РФ представительный орган муниципального образования должен был принять нормативный правовой акт о земельном налоге и опубликовать его не позднее 30.11.2004, чтобы он вступил в силу с 01.01.2005. Закон, который вносил изменения в НК РФ <5>, был опубликован в "Российской газете" только 30.11.2004, т.е. представительные органы местного самоуправления получили возможность ознакомиться с информацией о земельном налоге только в этот день. При таком подходе установление земельного налога и вступление его в силу с 01.01.2005 было практически невозможно. Следовательно, большинство муниципальных образований получили право на введение земельного налога в соответствии с требованиями гл. 31 НК РФ только с 01.01.2006 <6>.

<5> См. Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
<6> Однако в Москве был принят Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге", который официально опубликован 30.11.2004 и введен в действие с 01.01.2005.

Вторая проблема может быть связана с принятием главы НК РФ, например, в начале ноября, когда у муниципального образования еще есть возможность до 30 ноября своевременно принять и опубликовать акт. Однако в таком случае акт принимается на скорую руку, в связи с чем установление налоговых ставок, льгот может оказаться непродуманным и нарушающим основополагающие начала налогового законодательства.

В связи с этим мы предлагаем установить следующие два правила относительно порядка вступления в силу таких федеральных законов:

  1. Федеральные законы, устанавливающие новые федеральные налоги, сборы, должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (т.е. мы предлагаем оставить тот порядок, который предусмотрен ст. 5 НК РФ).
  2. Федеральные законы, устанавливающие новые региональные, местные налоги, должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования. Увеличение срока с одного до трех месяцев позволит в течение двух месяцев внести изменения в нормативные правовые акты представительных органов государственной власти, органов местного самоуправления в части установления новых региональных, местных налогов и обеспечит не только своевременное их вступление в силу, но и будет способствовать обеспечению более стабильной системы налогов и сборов РФ.

Порядок вступления в силу федеральных законов, в которых предусматриваются изменения (дополнения) в отношении действующих налогов, также регламентируется ст. 5 НК РФ: акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Мы предлагаем установить следующие два правила:

  1. нормативные правовые акты РФ о федеральных налогах должны вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
  2. федеральные законы о региональных и местных налогах должны вступать в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
  3. Введение местного налога на муниципальном уровне (на уровне субъектов РФ - в городах федерального значения). Оно связано с принятием нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона представительного органа города федерального значения), в котором определяется порядок вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего новый местный налог, или порядок вступления в силу изменений, дополнений в нормативный правовой акт о действующем местном налоге. Порядок вступления в силу таких актов в действующем законодательстве аналогичен тому порядку, который предусмотрен для федеральных законов. Представляется целесообразным сохранить действующий порядок вступления в силу таких актов.

С 01.01.2006 большинство муниципальных образований смогли впервые ввести в соответствии со ст. 5 НК РФ новый земельный налог, но при этом они должны были соблюсти два условия:

  1. принять нормативный правовой акт в 2005 г.;
  2. опубликовать такой акт не позднее 30.11.2005.

Анализ нормативных правовых актов представительных органов большинства муниципальных образований о новом земельном налоге позволяет сделать вывод, что сроки вступления в силу таких актов соответствуют требованиям ст. 5 НК РФ <7>. В то же время в ряде муниципальных образований органами местного самоуправления не всегда выполняются требования налогового законодательства - текст соответствующих нормативных правовых актов официально не публикуется или порядок вступления в силу не соответствует требованиям ст. 5 НК РФ <8>.

<7> См.: Решение районного собрания муниципального образования Корсаковского района от 17.11.2005 N 7 "Об установлении земельного налога" // Восход. 2005. 24 ноября. N 133(9761); Постановление Городского собрания депутатов г. Якутска от 25.10.2005 N 37-5 "Об утверждении положения об установлении ставок земельного налога, порядка и сроков уплаты земельного налога на территории муниципального образования "г. Якутск" // Эхо столицы. 2005. N N 161 - 163; Решение районного собрания муниципального образования "Биробиджанский район" Еврейской автономной области от 18.11.2005 N 94 "О земельном налоге на территории Биробиджанского муниципального района" // Биробиджанский район. 2005. N 23; Решение Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 108 "О земельном налоге в г. Владивостоке" // Вестник Думы г. Владивостока. 2005. N 15; Решение Думы г. Благовещенска от 29.09.2005 N 4/32 "Об утверждении Положения о земельном налоге в г. Благовещенск" // Благовещенск. 2005. N 41 и т.д.
<8> См., например, Решение Городской думы г. Комсомольска-на-Амуре от 05.06.2000 N 48 "О местных налогах на территории г. Комсомольска-на-Амуре" (с изм.). Решение вступило в силу с момента официального опубликования.

Таким образом, под введением нового местного налога мы предлагаем понимать порядок вступления в силу нормативного правового акта представительного органа муниципального образования о местном налоге (закона представительного органа города федерального значения) не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия, но не ранее одного месяца со дня его официального опубликования в соответствии с принятым федеральным законом, вносящим изменения в НК РФ в части установления новых местных налогов, который вступает в силу не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия, но не ранее трех месяцев со дня его официального опубликования.

Под введением изменений о местных налогах предлагаем понимать порядок вступления в силу нормативного правового акта представительного органа муниципального образования о местном налоге (закона представительного органа города федерального значения), вносящего изменения в местный налог, за исключением внесения изменений в части установления новых местных налогов, не ранее одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу в соответствии с принятым федеральным законом о местном налоге, вносящим изменения в НК РФ, который вступает в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему местному налогу.

Итак, подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

  1. установление и введение налога не являются тождественными понятиями;
  2. установление и введение налога не совпадают по времени и характеризуются вариативностью. Установление и введение налога состоят из двух этапов: первый - установление (введение) налога на федеральном уровне, второй - на местном уровне (на региональном уровне в отношении внутригородских муниципальных образований);
  3. необходимо внести изменения в ст. 5 НК РФ и изложить п. 1 ст. 5 в новой редакции:

"Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.

  1. Федеральные законы о федеральных налогах, законы субъектов РФ о региональных налогах и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы о региональных и местных налогах вступают в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Нормативные правовые акты РФ о федеральных сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых федеральных налогов и сборов, а также законы субъектов РФ о налогах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, вводящие соответственно региональные и местные налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых региональных и местных налогов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования".

Н.А.Богуславская

старший преподаватель

кафедры конституционного

и административного права

юридического факультета

Хабаровской государственной академии

экономики и права

Земельный налог и налог на имущество физических лиц (они были раскрыты в предыдущих вопросах) устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными органами государственной власти городов федерального значения) определяются, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и отмене местных налогов направляются органами местного самоуправления в Министерство финансов РФ и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в территориальные налоговые органы.

Нормативный правовой акт муниципальных органов о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт:

– издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

– отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные НК РФ;

– изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

– запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

– запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

– разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;

– изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

– изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК РФ;

– иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

Еще по теме 62. Местные налоги и сборы. Особенности местных налогов и сборов:

  1. 4. Местные налоги и сборы. Информация об установлении региональных и местных налогов
  2. § 2. Понятие налога, его признаки и функции. Виды налогов
  3. § 1. Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов в Российской Федерации
  4. ГЛАВА 8. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ tttn aaan § 1. Налог на добавленную стоимость (НДС) aaak sssn Налог на добавленную стоимость был введен в действие с 1 января 1992 г. В связи с введением НДС и акцизов были отменены налог с оборота и налог с продаж. Правовой основой взимания НДС является Налоговый кодекс (часть первая и гл. 21 части второй). Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства
  5. § 2. Формы и методы воздействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на предпринимательство

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

1. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Местные налоги : земельный налог и налог на имущество физических лиц

1. Земельный налог устанавливается налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Региональные налоги:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Рассмотрим на примере налога на имущества организаций:

1. Налог на имущество организаций вводится в действие в соответствии с налоговым Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Взыскание налогов с физических лиц.

Взыскание налога за счёт имущества физического лица, которое не является индивидуальным предпринимателем.
Налоговый Кодекс говорит, что в случае неисполнения обязанности по уплате налога физическим лицом, налоговый орган сначала должен направить ему требованием об уплате налога, где указать недоимку, пени и штрафы и срок для уплаты этого требования.
Если физическое лицо этого не выполняет, то налоговый орган после окончания срока, указанного в требовании, налоговый орган должен обратиться в суд общей юрисдикции с просьбой взыскать налог. Он может обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока требования об уплате налога.
И суд выносит решение о взыскании налога.
Если срок пропущен (эти 6 месяцев) по уважительной причине, то налоговый орган имеет право на восстановление этого срока.
В случае, если исковое заявление подаётся в суд, то налоговый орган может обратиться с просьбой о наложении ареста на имущество физического лица.
Если суд выносит решение о взыскании с имущества, то по правилам закона «Об исполнительном производстве».

Понятие государственных внебюджетных фондов.

С экономической точки зрения внебюджетные фонды составляют самостоятельное звено финансовой системы.

Они отличаются от бюджетов тем, что имеют более узкую специализацию (это основное отличие, а так их куча). Речь идёт о том, что из бюджета деньги могут идти на любые цели, которые установлены в бюджете. А из внебюджетных фондов – по специализации.

Что касается правового регулирования.

Бюджетный Кодекс включает внебюджетные фонды в бюджетную систему (статья 10 БК РФ). Благодаря этому мы совершаем законодательную экономию – если знаем бюджетное право, то во многом для нас не сюрприз и нормы о внебюджетных фондах.

В Бюджетном Кодексе есть глава 17, посвящённая внебюджетным фондам.

Виды внебюджетных фондов. У нас БК закрепляет закрыть перечень бюджетных фондов.

На федеральном уровне существуют три внебюджетных фонда:

1) Пенсионный фонд.

2) Фонд социального страхования.

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Статьёй 13 БК РФ запрещено создание иных внебюджетных фондов.

На региональном уровне, на уровне субъекта РФ, предусмотрено создание лишь одного фонда – Территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Создание других фондов запрещается, это будет противоречить статье 14 БК РФ.

Муниципальные образования вообще не могут создавать фонды, всё за счёт бюджетов своих должны осуществлять.

Налогоплательщики и порядок исчисления налогов.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сумма налога на прибыль организаций, исчисляемая по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисляется ответственным участником этой группы на основании имеющихся у него данных, включая данные, предоставленные иными участниками консолидированной группы.

Принципы бюджетной системы.

Принципы бюджетной системы:

1) Принцип единства бюджетной системы. Единство единых форм бюджетной отчётности, единые бюджетные классификации, единый порядок исполнения бюджетов, единая ответственность за нарушение бюджетного законодательства…

2) Принцип сбалансированности бюджетов. Он гласит, что объём расходов каждого бюджета должен быть равен объёму его доходов + объёмы источников финансирования дефицита бюджета. У государства источники финансирования дефицита бюджета – это в основном кредит. Этот источник всегда платный и возвратный.

3) принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета. В БК чётко указано, какие доходы относятся к бюджету федерации, какие – субъекты РФ, а какие – муниципальным образованиям.

4) Принцип самостоятельности бюджетов – статья 31 БК РФ. Бюджет и бюджетные системы самостоятельны. Бюджеты утверждаются самостоятельно правомочными органами власти, самостоятельно определяются бюджетные трансферты… бюджетная процессуальная деятельность самостоятельна. Права собственности на бюджет не существует.

5) принцип полноты отражения доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджета. Эта статья имеет исторический смысл. Этот смысл означает, что все доходы и расходы, запланированные по бюджету, должны быть в полном объёме в них отражены. Сегодня всё это отражается, а вот в истории сие далеко не всегда было.

6) принцип общего покрытия расходов бюджетов. Расходы бюджетов не могут быть увязаны с конкретными доходами. Нельзя говорить, например, что «расходы на обороны будем за счёт НДС…». Из этого правила есть исключение – могут увязываться конкретные расходы с добровольными взносами, пожертвованиями и средствами самообложения населения. Целевое назначение имеют и иностранные кредиты. И также субвенции и субсидии – они являются целевыми источниками.

7) Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований. Бюджетная компетенция и бюджетные права и обязанности равны.

8) Принцип прозрачности и открытости бюджета – любой бюджет должен быть опубликован. Обсуждение бюджета – тоже и туда же, аккредитованные на то журналисты…

9) Принцип эффективности расходования бюджетных средств.

10) Принцип адресности.

11) Принцип достоверности бюджета. Есть планы социально-экономического развития территории и бюджет должен обеспечивать этот план.