Куриные бани на руси история. Баня на Руси: самые шокирующие факты . Банные традиции на Руси


Первые письменные упоминания о банях на русских землях были найдены в записях Геродота. Этот эллин достаточно много путешествовал и побывал даже в Северном Причерноморье, посетил устье Днепро-Бугского лимана. Здесь он услышал легенду, которую запомнил и впоследствии записал.

Согласно легенде у греческого героя Геракла было три сына. Однажды отец предложил Агафирсу, Гелону и Скифу испытать свою силу, натянув лук, с которым мог справиться только он. Два старших отпрыска потерпели неудачу и только младшему - Скифу удалось совладать с луком отца. За это тот отдал ему во владение причерноморские степи. Конечно, это только легенда, но на найденной в скифском кургане возле Никополя серебряной вазе изображены люди могучего, богатырского вида, объезжающих диких степных жеребцов.

Скифские бани

Далее в своих записях Геродот переходит от легенд к описанию жизни потомков Скифа. Так он детально рассказывает о сооружениях, которые степные кочевники использовали для очищения. Они устанавливали три длинные палки, наклоняя их верхними концами друг к другу. Далее жерди обтягивали войлоком, а в центр ставили чан с раскаленными камнями. Это, конечно, очень отдаленно напоминает современное строительство бань под ключ , но принцип использования раскаленных камней сохранился и до наших дней.

Далее историк описывает, что скифы рассаживались вокруг чана и бросали на камни семена конопли. Согласно Геродоту от камней поднимался очень сильный пар, а кочевники наслаждались и при этом издавали громкие звуки от удовольствия. По заверениям историка, с эффектом скифской бани не может сравниться ни одна из тех, что ему довелось посетить в Элладе.

Геродот оставил упоминания о некоторых банных ритуалах скифов. Так они обязательно очищали себя паром после погребения усопших. А вот скифские женщины использовали для очищения состав, приготовленный путем растиранием на камне с углублением кусочков кипариса, ладана, кедра с небольшим количеством воды. Полученным «тестом» они обмазывались с ног до головы, смывая его только на следующий день. От этого кожа становилась чистой и приобретала приятный аромат.

Бани в славянских летописях

Русская баня достаточно часто упоминается в летописях X-XIII веков. Правда, называли ее тогда мовня, мовница, мовь, мыльня, влазня. О ее популярности в Древней Руси говорит тот факт, что побежденные племена нередко выплачивали дань … березовыми вениками.

Много интересного о банных традициях славян можно узнать из «Повести временных лет», созданной летописцем Нестором, жившим в XI - нач. XII века. Он упоминает об апостоле Андрее, который во время своих странствий посетил Великий Новгород. Здесь он лицезрел деревянные бани, в которых обнаженные люди хлестали себя вениками, а после окатывали холодной водой.

Достойно также внимания упоминание деяний внучки князя Владимира Мономаха - Евпраксии, жившей в первой половине XII века. Она с детства увлекалась народной медициной. Современники описывают, что княжна с помощью целебных трав и бани лечила не только знать, но и простых людей. Ее прозвали Добродеей, поскольку она «леками людям добро делала».

В пятнадцатилетнем возрасте Евпраксия была просватана за царевича из Византии. Переехав в Царьград, она выучила греческий язык и увлеклась чтением трудов знаменитых Гиппократа, Галена, Асклепиада. Со временем она стала выдающимся врачевателем, умело объединив знания греческих ученых и славянские традиции. Она всегда радела за чистоту тела, утверждая, что хорошая баня предохраняет от болезней, укрепляя тело.

Бани при Петре I

Русский царь Петр I был большим поклонником русских банных традиций. Даже пребывая в Париже (1718 г.), он приказал обустроить в одном из домов на берегу Сены баню для гренадер. Парижане были весьма удивлены, видя как разгоряченные солдаты бросались в реку, где плавали и ныряли. По мнению французов это было смертельно опасно для здоровья. Однако Петр I на опасения королевского гофмейстра Вертона ответил: «Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русской баней».

А вот как описывает некто Берхольц банные традиции при дворе Петра I:

  • на полку укладывают сено, а поверх - чистую простыню;
  • на раскаленные камни льют воду необходимой «теплоты»;
  • затем парят тело березовыми вениками, которые раскрывают поры, усиливают испарину;
  • далее энергично скребут по коже пальцами, отделяя «нечистоты»;
  • после натирают все тело мылом, чтобы не осталось и следа грязи;
  • окатывают теплой либо холодной водой.

По утверждению оставившего это описание Берхольца мытье в бане очень приятно. После него «чувствуешь себя как бы вновь рожденным».

Стоит отметить, что царь не только чтил традиции русской бани, но стал родоначальником водолечебных курортов в России. Петр I распорядился разыскивать по всей стране «лечительные воды». Так в Карелии «молотовый работник» Иван Рябоев обнаружил источник возле Олонца. Оказалось, что его вода содержит большое количество железистых соединений, поэтому получила название «марциальной» в честь бога войны (а значит и железа) Марса.

Так как в петровские времена почиталась античная культура, то наряду с русскими банями царь приказал соорудить термы. По его указу в Большом дворце, что находился в Царском селе (ныне Пушкино) построили Холодную баню. Она являлась копией римских терм и была выполнена «в древнем вкусе времен Августа и Цицерона».

На Руси бани использовались не только для очищения тела, но и в лечебных, оздоровительных целях. Так в архивах сохранилась запись от 11 мая 1733 года о том, что медицинская канцелярия выдала разрешение «завести в Москве лечебную баню». Ее владельцу предписывалось брать умеренную плату, а также запрещалось торговать вином, водкой и прочими горячительными напитками.

Мировое признание

После разгрома Наполеона и победного шествия русской армии по Европе, бани по нашему образцу начали строить в Швейцарии, Франции, Германии. Также оценить русские парилки в XVIII веке смогли жители Лондона и Нового Света.

Популярность русских бань постепенно растет благодаря особой организации в них пространства. Так у нас в одном помещении возможно сделать то, что турки и другие жители Востока делают в четырех и даже пяти комнатах. Также кардинально отличается способ подачи пара. В римских и турецких банях он образуется от поливания водой пола, под которым проходят горячие трубы. Это значительно усложняет регулировку влажности и температуры. Русские же бани лишены этого недостатка. Здесь пар образуется в результате испарения жидкости с раскаленных камней. Так что парильщик может легко и быстро создать себе нужные условия, просто плеснув воды или приоткрыв дверь.

Примечательно, что все методические пособия по физиотерапии признают русскую баню классическим методом теплолечения. А если добавить к теплу массаж березовым или дубовым веником, целебный пар из отваров лекарственных растений, обливание холодной водой, то получается идеальная процедура для оздоровления. Именно поэтому миллионы людей во всем мире используют самобытную русскую баню как средство для достижения бодрости, здоровья и отличного самочувствия.

Настоящих ценителей крепкого пара всегда интересовал вопрос – кто придумал баню, настоящую парную с невыносимо жаркой влажной атмосферой, березовыми вениками и ледяной купелью. Несмотря на огромное число совпадений по устройству и процедуре с восточными, греческими, римскими банными домами, история русской бани несколько отличается своей самобытностью и удивительной практичностью.

Секрет русской парилки

Специалисты, профессионально занимающиеся историей бани на Руси, определяют четыре главных признака русской парилки, которые выделяют ее из целого ряда близких по устройству национальных парных, хамам, терм и моек:

  • Запредельно высокая температура парилки при 70-80% влажности воздуха. Получить ее можно было только с помощью кипятка и каменки, установленных внутри парилки;
  • Использование веников и заварных настоев для банных процедур;
  • Контрастное обливание или купание в реке;
  • Деревянная облицовка внутри бани хорошо удерживала жар в парилке даже при минусовой температуре воздуха за ее пределами.

К сведению! По отзывам профессионалов, тот, кто придумал париться внутри деревянного сруба, фактически стал изобретателем настоящей русской бани.

Именно деревянный сруб превратил черную землянку со сложенной из голышей каменкой в русскую баню. Почему? Талантливый человек, проживавший на территории от Черного моря до Карелии и Урала, придумал способ удержать тепло раскаленного влажного пара в замкнутом пространстве.

Кто и зачем придумал банный сруб

Если внимательно приглядеться к «родственникам» русской бани – римской, греческой и турецкой, то становится понятной проблема, с которой сталкивались территории древней Руси в попытках обустроить примитивное подобие парилки.

Все, кому хоть раз приходилось обустраивать походную баню, знают, насколько сложно создать подходящий градус пара в условиях палатки или землянки. Греция, Италия, Турция находятся значительно южнее, климат теплее, поэтому проблем с потерей тепла не бывает. Сравнивать восточную баню, даже римские термы с древней русской парилкой нет смысла.

В термах и хамамах, в японских, китайских, корейских, арабских купальнях не парятся в понимании русской бани, а скорее прогреваются и потеют в слегка подогретой, очень влажной атмосфере. Чтобы испытать всю мощь парилки в условиях российского мороза, нужно, чтобы кто-то талантливый придумал теплый сруб и настоящую печку-каменку.

Позднее от своих южных и восточных соседей в русской бани были позаимствованы устройство печи и дымохода, а теплый банный сруб очень похож на финскую сауну. Как бы и кто бы ни доказывал авторство изобретения, а рубленая банька на Руси является точной копией финской парной. Скорее всего, теплый сруб придумал народ, проживавший на северных территориях, от Карелии до Урала.

Так кто же придумал русскую баню

Точно установить, когда именно на Руси появились бани – срубы, очень сложно. Первое упоминание датируется записями Нестора-летописца V-VI веков. В те временя построить настоящий банный сруб было под силу лишь зажиточным общинам, артелям да князьям. Это сегодня кажется, что поставить рубленую коробку просто, а в то время придумать и поставить сруб, без современных инструментов, было очень непросто. Да в нынешние времена найти мастера, который бы придумал и сделал хорошую баню из бревна, довольно сложно.

На общину обязательно строили одну свою рубленую баню, в нее никого не допускали, кроме своих. Полноценную баню строили на затоке реки, на прудах и озерах парилки не ставили, считалось, что в такой постройке мог поселиться водяной или леший. Рядом могли придумать черную парилку, в которой лечили больных, домашнюю скотину, мог переночевать путник или чужак.

Первые бани на Руси

Первые русские парилки представляли собой глинобитные или саманные мазанки-шатры с выложенной внутри из голыша печкой-каменкой. Обмазка быстро растрескивалась, поэтому кто-то придумал выкладывать стены внутри парилки горбылем. Каменку выкладывали на глине и обжигали несколько дней в огромном кострище, задолго до обустройства самого строения. Получалась печь, которую нужно было не спеша растапливать за сутки до начала банных процедур.

Наиболее бедным слоям населения можно было довольствоваться курными и черными баньками. Проблема была в печи, часто от жара и воды она покрывалась трещинами и наполняла землянку или курник едким дымом. Долгое время курная баня была единственным способом бороться с дерматитами и вшами, пока кто-то не придумал печь с вытяжкой дыма через отверстие в притолоке.

Существовали также походные бани или помывки. Кто-то из ратных людей придумал париться в походе, чтобы снять усталость от нагрузки. Устроены помывки были гениально просто, по сути, это был утепленный, обшитый кожей шатер, пропитанный жиром и воском. На подходящем по размеру месте выкладывали площадку из камня и разжигали кострище. Далее зола убиралась, поверх разогретого камня выкладывали доски, ставили шатер, и русская походная баня была готова.

Парилка времен средневековья, кто придумал печь

Примерно с XI-XII века баня в древней Руси представляла собой деревянный сруб, часто построенный в виде землянки. Уже тогда придумали отверстие в потолке, в которое ставили кадушку с водой. Отходящие газы от печи выводились через дымник — длинную трубу из камня и глины, уложенную в грунт под уклоном на уровне потолка.

Самое бедное население строило бани из осинового горбыля, зачастую далеко от избы. В те времена банные постройки, как и домашний скот, облагали податями и налогами, поэтому их прятали и убирали с глаз, кто как мог. Кроме того, банное помещение считалось местом обитания домового или нечистой силы, поэтому строение никогда не освящали священнослужители. «Хозяина» бани старались не злить и ублажали, как могли придумать. Отсюда пошла традиция, мох, травы и веники хранились под навесом постройки.

Для состоятельных слоев населения придумали банные избы, по сути, это прообраз современной русской бани. Помещение из добротного бревна было разделено на две половины огромной печной кладкой, сложенной из колотого камня на смеси извести и глины. Это так называемая «миланская» печка. Грела она помещение бани лишь одной тыльной стенкой. Топили печь с улицы, через 6-8 часов тушили огонь, и можно было париться в течение нескольких часов.

Качество старой русской бани

Примерно в XIV-XV на Руси появились итальянские мастера, умевшие работать с печным кирпичом. В то время в Италии кто-то из талантливых мастеров Венеции или Флоренции придумал, как правильно обжигать кирпич и строить современные печи. С появлением массивной русской печи баня на Руси стала приобретать современные черты.

Кроме самой парилки, в помещении находилась печь, кадушки с водой, и отдельно кто-то придумал построить каменку. В старых русских банях каменку ставили в центре на специальной плите, мощенной камнем-пластушкой. Как безопасно встроить кирпичную печь в деревянную перегородку, в то время еще никто не придумал, да и не было нужных материалов.

Огромную печь заполняли камнем-голышом и основательно протапливали дровами. Раскаленные камни выкладывали на каменку и поливали нагретым кипятком. Лишь через двести лет придумали, как ставить русскую печку так, чтобы случайно не сжечь потолок и всю постройку. Злые языки утверждают, что традиция окунаться в ледяную воду пошла из-за частых ожогов и обваров кипятком в полутьме парилки. На самом деле контрастное купание придумали задолго до появления современной русской бани, как способ борьбы с угаром дымом.

Последний этап развития русской бани

Требование строить банную коробку рядом с водоемом с проточной водой было неслучайным. Большая часть грязной воды и стоков из отхожего места попадала на грунт и моментально замерзала в сильные морозы или превращалась в болото в летнее время. Поэтому парилка русской бани стала по-настоящему удобной и безопасной только с конца XVII века, когда придумали утепленный закрытый сток. Только так удалось остановить вспышки холеры и эпидемий инфекционных заболеваний.

Заключение

Сегодня искать корни и выяснять, кто придумал русскую баню, столь же бессмысленно, как и определять авторство иных банных систем. Тем более что самой системе сегодня насчитывается не менее полутора тысяч лет. Кто бы ее ни придумал, сердцевина русской бани давно превратилась в наиболее эффективный оздоровительный комплекс, дающий крепкое здоровье и закалку.

Что такое баня, наверное, знают все. А если не знают, то хотя бы слышали это слово.

Во всяком случае, баня это полезно и здорово!

А что это такое, где и когда появились первые бани, мы попробуем вам сейчас рассказать.

Доподлинно неизвестно, где и когда появились первые бани и когда человек начал использовать их полезные свойства. Геродот, например, утверждал, что баня появилась одновременно у всех народов.



Как бы там ни было, совершенно очевидно, что появление бани стало закономерным результатом использования человеком огня и воды, и пара как их следствия.


Если так, то есть основания утверждать, что первые бани существовали уже где-то в каменном веке.


Также, согласно одной из легенд, прообразом бани и парилки стал горячий подземный источник, расположившись у которого, первобытные охотники согревались теплым паром, облегчали физическую боль и радовались чистоте своих тел.


Другая легенда гласит, что первые бани появились в результате простой случайности: человек видел, что когда шел дождь и его капли падали на раскаленные камни закрытого очага-каменки, появлялся пар. Он чувствовал при этом приятное тепло и специально начал поливать раскаленные камни водой.


То есть, первой баней можно считать само жилище с очагом посередине.


Первые же общественные бани выглядели как ритуальные шалаши, в которых был также размещен очаг.


Древнегреческий историк Геродот описывает первые бани, имевшиеся у племен скифов, живших на территории современных России и Украины. Скифы обтягивали шерстяным войлоком связанные верхними концами наклонно стоящие жерди. Внутри такой юрты, в ее центре, размещался котел с холодной водой, в который во время ритуального танца скифы бросали раскаленные камни. Также они бросали в котел и зерна конопли, придававшие пару аромат. В получившемся целебном паре наши далекие предки хлестали себя вениками так же как мы, после чего обливались и мылись.


Нечто подобное на эту древнюю русскую баню можно встретить сегодня у американских индейцев, чьи низкие (1,5 м высотой) бани-темескали имеют вид конусообразного шалаша. Внутри такой бани индейцы выбирают и утрамбовывают землю. Нагретые на костре камни складывают в углубление в центре шалаша. Баня закрывается, и в темноте на камни брызгается холодная вода. Свою баню индейцы ставят у реки или ручья, чтобы можно было быстро охладиться.


Первые бани в странах Древнего Востока, первые упоминания о которых относятся к XIII веку до н.э., (Индии, Китае, Египте) были уже комфортабельными.

Врач из Португалии мистер Саншес, немало лет проживший в России во дворе при императоре, написал свою первую книгу о секретах и пользе русской бани, отметив ее колоссальное значение для укрепления здоровья русских людей и возможности исцеления различных заболеваний. Бани Москвы в действительность применялись в том числе и в лечебных целях. В 30-е годы 17 века в Москве открывались специальные лечебные бадерские бани.

2010, Парилка. by

Для людей, ведущих здоровый образ жизни, поход в баню является одним из важнейших составляющих поддержания тела в отличной форме. Но не многие знают, что русская баня разительно отличается от таких же заведений у других народов мира. Иностранцы, побывавшие в парной, не могут спокойно переносить повышенную влажность и битье березовым веником. «Заморские» гости часто интересуются: когда на Руси появились бани? И что заставляет людей так по-варварски истязать себя в небольшом жарком помещении?

От кочевых племен к князьям Киевским

Даже углубившись в изучение исторических летописей, невозможно точно сказать, когда появилась первая баня на Руси. Ведь еще кочевые племена скифов использовали специальные палатки из деревянных жердей, накрытых шкурами животных и с очагом посередине, для проведения ритуального очищения, да и просто мытья в походах.

Перед очищением на костре раскаляли добела камни, которые после поливали водой или отварами трав. А скифские женщины растирали на разогретых камнях веточки кипариса и кедра с водой. Полученную кашицу наносили на кожу и держали в течение дня. Смывали такую маску теплой водой на следующий день. Такая процедура способствовала не только очищению кожных покровов от грязи и воспалительных заболеваний, но и предавало ей неимоверно свежий аромат.

Деревянный сруб или каменные хоромы

Изучая работы ученые нашли данные о том, в каком веке на Руси появились бани. Монах пишет о том, что уже в 5-6 вв. племена славян использовали для мытья мыльни с горячим паром и вениками.

Языческие верования того времени отождествляли мытье в парной с очищением души и тела от скверны и единения с силами природы: с духами воды, земли, воздуха и огня. Все важные события в жизни человека того времени, от рождения до смерти, были тесно связаны с жаром черной мовни.

Долгое время баня звалась черной из-за дыма, скапливавшегося в помещении во время протопки. Только после того, как на Руси появились бани с дымоходом, они стали просто мыльнями. Само строение представляло собой деревянный домик с печью, с помощью которой и натапливали помещение до требуемой температуры.

Из-за того, что такое «хлипкое» строение легко воспламенялось, еще князь Владимир издал указ, которым повелевал строить бани у рек во избежание массовых пожаров. Когда на Руси появились бани из камня, точно неизвестно, но уже в середине 17 века существовали общественные парные в крупных городах.

Женские и мужские

Вплоть до правления Екатерины Великой помещения парных были общие как для женщин, так и для мужчин. В таких заведениях можно было не только помыться, но и пообщаться с другими людьми, услышать последние новости. В большом помещении могли находиться члены нескольких семей с детьми разного возраста, и такое поведение считалось нормой.

В каком году появились бани на Руси, разделенные по половому признаку? В 1743 году сенатский указ разделил помещение бани на две части: мужскую и женскую. С этого момента на территории мужской бани допускались особи другого пола в возрасте до семи лет, то же было и с женской половиной.

Роскошь или необходимость

На Руси парные были почти в каждом дворе, если позволяли его размеры. Раз в неделю, чаще всего в субботу, протапливали и мылись всей семьей. У тех же, кто не имел большого подворья и мыльни, была возможность посетить общие парные.

Такие заведения работали за небольшую плату, попариться мог любой желающий. Еще во время правления Владимира Красно Солнышко бани использовали для лечения различных хворей. А веком позже известный монах-врачеватель Агапий исцелял больных только баней и целебными травами. Следуя уставу святого места, все страждущие посещали купальни три раза в месяц.

«Наши» за границей

Когда на Руси появились бани, более-менее ясно. Но со временем русские парные стали модными и в других странах. А началось все с поездки Петра Великого во Францию. Сопровождавшие царя гвардейцы из-за длительного «ничегонеделанья» начали терять здоровье. Чтобы служивые люди не теряли форму, Петр распорядился соорудить на берегу Сены настоящую русскую парную.

Европейцы пришли в ужас, увидев на берегу реки раскрасневшихся от пара мужчин, бросавшихся в холодную воду. На что великий царь поведал о пользе для здоровья таких процедур.

Эмиграция русских во время революции также дала свои результаты: о существовании таких полезных для здоровья процедур узнала Америка, Англия и Африка.

Здоровье и долголетие

Когда на Руси появились бани, наши предки сразу же заметили их целебные свойства. После прогревания организм легко переносил различные нагрузки, легче восстанавливался после тяжелых болезней.

Татары, французы и другие народы долгое время считали, что благодаря именно такому «дикому» способу оздоровления русские мужчины имели крепкое здоровье и невероятную выносливость, а женщины славились своей красотой, молодостью и приятным цветом кожи.

Благотворно влияют на все органы и системы организма:

  • нервную систему (успокаивают и расслабляют);
  • сердечно-сосудистую (ускоряют кровообращение, в результате улучшается работа головного мозга);
  • дыхательную;
  • эндокринную.

Модное место

До начала 19 века «торговые» мыльни были местом для мытья и сбора сплетен. Но после постройки больших каменных зданий в центре больших городов - с отдельными кабинетами, уютными буфетами - бани стали основным местом, где предпочитали собираться представители знатных семейств.

Аристократы собирались в узком кругу для решения важных проблем, чтения литературы и простого отдыха. Вслед за русскими такие парные стали посещать и иностранцы.

Самыми известными «светскими» банями по праву можно назвать Сандуновские, которые в свое время собирали весь цвет аристократии. А на сегодняшний день этот объект является памятником архитектуры.

Новое время, новые бани

История появления бань на Руси долгая и захватывающая. Сегодня, спустя несколько столетий, настоящую парную сложно отыскать в больших городах. Все чаще жители мегаполисов отдают предпочтение зарубежным аналогам, которые не требуют использования веника, да и по температурному режиму значительно отличаются от настоящей русской парилки.

Финская сауна, турецкий хамам, римские термы пленили умы людей двадцать первого века. Новомодные тенденции, привитые славянам в погоне за здоровым образом жизни, идут вразрез с понятиями правильного существования в гармонии с природой. Не зря язычники 5-6 веков считали нормой очищать свое тело с помощью веничков именно в жарком и влажном помещении баньки и выпивать в процессе большое количество травяных настоев.

Когда вы видите в городе табличку «Русская баня», можете быть уверены, что ничего общего со старинным оригиналом не найдете. Такие заведения, обустраиваемые в квартирах или торговых центрах, больше похожи на сауны.

А вот получая предложение посетить загородную парную, не отказывайтесь. Именно там вы сможете ощутить настоящее единение с природой. Баня, протапливаемая дровяной печью, стоящая на берегу реки, подарит удовольствие и заряд здоровья, энергии на долгое время, произведет неизгладимое впечатление.

История славянских народов скрывает много тайн и загадок. Но благодаря летописям ученые разгадали уже множество тайн. Возможно, монголы были правы, и именно баня являлась средством для поддержания здоровья тела и духа у русских дружин несколько веков назад.

Первые бани на Руси

На Руси бани были известны с самой глубокой древности. В своих летописях Нестор относит их возникновение к первому столетию нашей эры, когда св. Апостол Андрей, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо - парившихся в бане. По описанию Нестора люди, парившиеся в бане, похожи были по цвету кожи на сваренных раков:

«...Накалив печь в деревянных банях, туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Затем, окатив себя с головы холодной водой, оживали».

Нестор в своей летописи заключает: «Ни кем не будучи мучимы, сами себя мучили, и совершали не омовение, а - мучение».

Водные процедуры в виде купания, обливания и парения с похлестыванием веником по телу широко использовались и славянскими племенами Древней Руси. Из древних летописей мы узнаем, что на Руси баня появилась задолго до крещения славян. Одни историки полагают, что баня на Русь завезена, якобы, арабами или спартанцами. Другие историки-археологи предполагают, и вполне обоснованно, что русская баня является собственным изобретением славян. В подтверждение последнему говорит совершенно особый, не похожий ни на какой другой, ритуал мытья славян.

Но некоторые исследователи утверждают и обратное - что первая баня проделала путь на Север через славянские племена с Востока. Еще древне-греческий ученый и путешественник Геродот писал о том, что скитяне, у которых были бани в виде шалашей, получали пар, бросая на горячие камни конопляное семя. Есть у Геродота упоминание и о том, что еще скифы после погребения покойника очищали себя парной баней.

Византийский историк Прокопий Кесарийский, живший в V в. н.э. пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали и в день рождения, и перед свадьбой, и... после смерти.

«И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах - радость и улыбка». Так писал о древних славянах один арабский путешественник и ученый.

На Руси в баню ходили все

В летописях X-XII веков часто упоминается о банях на Руси. Бани в те далекие времена наши предки называли по-своему: мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня и др.

Из летописи 966 г. мы узнаем:

В уставе князя новгородского и Киевского Владимира, который ввел на Руси христианство, и названного в народе - «Красное солнышко», бани именовались заведениями для немогущих. Это были, своего рода, народные лечебницы, по всей вероятности, первые на Руси.

В 1091 году епископ Ефрем, в последствии - Киевский митрополит, повелел «заводить строение - банное врачево и всех приходящих безмездно (т.е., бесплатно. Авт.) врачевать». В эти же годы монах Киево-Печерского монастыря Агапий, прославившийся как искусный врачеватель, исцелял больных травами и баней. По монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане три раза в месяц.

В Лаврентьевской летописи, составленной в 1377 году, упоминается о бане при дворе Княгини Ольги. Интересно название этой бани - «истобька». Наверное, образовано от слова - истопить?

Известный деятель, историк и ученый России Карамзин в своем труде «История государства Российского» приводит свидетельство иноземных путешественников, побывавших на нашей земле в древние времена:

...«Житель полуночных земель любит движение, согревая им кровь свою. Привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется... Презирает непогоду, свойственную климату северному... Закаляется своей огненной баней».

В летописях XI-XII в.в. упоминается водопровод, построенный для «Ярославова дворища». Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки или из реки Неглинной. Позднее, в начале XVI в., по приказу Ивана Каметы проложили от реки вглубь берега за стены Кремля дубовую трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого уже бадейками ее разносили куда нужно.

"Почему урусуты здоровые и сильные?"

Зимой 1237 г. внук Чингисхана Батый подошел со своей конницей к Москве. Его взору предстали бревенчатые срубы у реки, из которых валил густой пар. Оттуда часто, второпях, выскакивали люди нагишом, бросались в ледяную прорубь и окунались, иные же - валялись в сугробах снега.

Вот как описывает этот исторический эпизод писатель и историк Василий Ян в романе «Батый»:

«Бату хан метнул плетью на срубы:

Что делают эти безумцы?

Эти домики называют мыльни, - объяснил толмач. - Там жители Мушкары (Москвы) бьют себя березовыми вениками, моются горячей водой и квасом, затем - окунаются в проруби. Это очень полезно для здоровья. От того урусуты (русичи) такие сильные».

Еще в первой половине XII века внучка киевского князя Владимира Мономаха - Евпраксия, с детства увлекаясь народной медициной, обратила внимание на пользу для здоровья русской бани. Собирая различные, полезные для человека, целебные травы, она приготовляла из них отвары и лечила ими не только знатных людей, но и простых крестьян. «Леками людям добро делала», - говорили о Евпраксии в народе, за что ее и прозвали Добродеей.

В возрасте пятнадцати лет она была просватана за Византийского царевича. Переехав к мужу в Царьград, Евпраксия изучила за короткий срок греческий язык, зачитывалась книгами греческих ученых: Гиппократа, Галена и Асклепиада. Со временем, став выдающимся врачом своего времени, она собрала и изучила многочисленные рецепты народной медицины, боролась за соблюдение чистоты людьми, без чего «не быть здорову». Евпраксия уже тогда говорила об "особенности" русской бане, ее пользе, которая «предохраняет от болезни и укрепляет тело».