В каком году правил император клавдий 2. Кто такой святой Валентин и почему его считают покровителем влюблённых? Был ли Святой Валентин геем

[Марк Аврелий Валерий Клавдий; лат. Claudius Gothicus] (10.05.213/4, Сирмий, ныне Сремска-Митровица, Сербия - янв./март 270, там же), рим. имп. (авг./сент. 268 - янв./март 270). Правление К. Г. пришлось на одну из наиболее острых фаз социально-политического кризиса Римской империи III в., когда она временно распалась на ряд нестабильных и противостоящих друг другу гос-в. К. Г. управлял лишь центральными областями империи (Италия, Паннония, Иллирик, Балканский п-ов, зап. часть М. Азии, Сев. Африка, Египет). Одновременно крайний Запад империи (Галльская империя) и Восток (Пальмирская империя) враждовали с К. Г. В связи со скудостью и с недостоверностью источников мн. обстоятельства жизни и правления К. Г. остаются предметом дискуссий.

К. Г. по происхождению иллириец. Согласно легендарной родословной, изложенной в историческом своде «Scriptores historiae augustae» (IV в.), род К. Г. происходил от троянцев Ила и от Дардана (прародителя населения обл. Дардания в Иллирике) (Scr. hist. Aug. XXV 11. 9). По версии историка Секста Аврелия Виктора (IV в.), К. Г. был внебрачным сыном имп. Гордиана II, но эти сведения также скорее всего легенда (Aur. Vict. De Сaes. 34. 1). К. Г. сделал военную карьеру; с нач. 50-х гг. III в. занимал различные должности трибуна, командовал отдельными легионами; при имп. Валериане (253-260) стал наместником Иллирика; имп. Галлиен (260-268) назначил К. Г. командующим конницей, что традиционно в Риме считалось 2-м по значимости военным постом. К. Г. стал императором после того, как летом 268 г. имп. Галлиен был убит близ Медиолана (ныне Милан, Италия), где он осаждал узурпатора Авреола. Неясно, участвовал ли К. Г. в заговоре против Галлиена. По сведениям Аврелия Виктора, К. Г. в это время командовал рим. соединением у Тицина (ныне Павия), к-рое должно было охранять альпийские перевалы и сдерживать возможное наступление на Италию галльского имп. Постума. Получив известие о смерти Галлиена, войска провозгласили К. Г. императором. Взойдя на престол, он воспрепятствовал намерениям сената в Риме проводить репрессии против родственников Галлиена и добился обожествления этого императора. Автор «Scriptores historiae augustae» утверждает, что К. Г. был провозглашен императором в храме Великой Матери (Кибелы) в один из ее праздников, 24 марта, и рим. сенат славословил императора в храме Аполлона (Scr. hist. aug. XXV 4). Вероятно, это упоминание относится к некоему обряду, к-рый совершал К. Г. в 269 г.

Вскоре после начала правления К. Г. добился капитуляции Авреола в Медиолане, затем узурпатор был убит. В кон. 268 г. крупные силы алеманнов прорвались через Альпы и начали опустошать Италию. К. Г. разгромил их у оз. Бенак (ныне Гарда в Сев. Италии). В 269 г. К. Г. предпринял широкомасштабную кампанию против готов, вторгавшихся в рим. владения на Балканах и захвативших значительную часть этого региона. Наступая с запада по территории Иллирика, римляне во главе с К. Г. уничтожили главные силы готов в сражении при Наиссе (ныне Ниш, Сербия). Готы были вынуждены отступить за Дунай; их последующие попытки нападений быстро отражались, хотя войны на Балканах продолжались еще неск. лет. После этой победы император получил титул Готский. Морские силы готов и герулов в Эгейском м. были уничтожены рим. флотом наместника Египта Тенагинона Проба.

К. Г. успешно противостоял Галльской империи. Его полководец Юлий Плацидиан добился перехода под власть К. Г. всей Испании и Нарбонской Галлии. В это же время (вероятно, в кон. 269) восстание против Галльской империи поднял г. Августодун (ныне Отён, Франция). Горожане провозгласили себя подданными Рима и обратились за поддержкой к К. Г. Однако он не смог или не успел выслать помощь восставшим. Спустя неск. недель город был взят галльскими войсками имп. Викторина и разграблен. Отношения К. Г. с Пальмирской империей также были враждебными, хотя столкновения главных сил не произошло. В 269 г. пальмирцы попытались захватить Египет, но были разгромлены его наместником Тенагиноном Пробом.

Краткость правления К. Г. и неполнота источников не дают оснований для характеристики религ. политики К. Г. О ней можно судить лишь по изображениям К. Г. на монетах, где император соседствовал с различными божествами традиц. рим. религии, в т. ч. известно изображение Sol Invictus (синкретическое божество Непобедимое Солнце), что указывает на интерес к этому культу нового верховного божества, к-рый при преемнике К. Г. Аврелиане превратился в офиц. культ империи. Также при К. Г. впервые на монетах появились изображения егип. богини Исиды. Редким проявлением религиозности К. Г. стали изображения Гефеста с надписью: «Regi artis» (Царю искусства). Согласно Аврелию Виктору, К. Г. обращался к Сивиллиным книгам для гаданий о будущем (Aur. Vict. De Caes. 34. 3).

Не сохранилось сведений о том, были ли преследования христиан при К. Г. В средневек. Зап. Европе распространилось предание, что при К. Г. в Риме пострадал сщмч. Валентин (пам. зап. 14 февр.). Об этом упоминалось в агиографическом своде «Золотая легенда» Иакова из Варацце (1260), где святой исповедал свою веру перед неким имп. Клавдием. Интерпретаторы этого рассказа предполагали, что, поскольку при имп. Клавдии в I в. преследований христиан не было, речь могла идти только о К. Г. Тем не менее эти сведения не находят подтверждения в древнейших версиях Актов св. Валентина и, видимо, являются ошибочными.

К. Г. умер от чумы, поразившей его армию в нач. 270 г., когда он в ходе продолжавшихся военных действий против готов начал концентрацию своих главных сил в Сирмии для отпора племени вандалов. После смерти К. Г. императором был провозглашен его брат Квинтилл, но он был убит через 17 дней. Власть принял Аврелиан, бывший при К. Г. начальником конницы. Рим. сенат провозгласил К. Г. божественным. В его память на Капитолии перед храмом Юпитера была установлена статуя высотой 10 футов; в рим. курии по решению сената был помещен золотой щит. Древние биографы К. Г. положительно отзывались о нем как о человеке и правителе. Утверждали, что подданные и солдаты любили его, как мало кого из проч. императоров. Автор «Scriptores historiae augustae» написал о К. Г. в панегирическом тоне, сравнивая его с Августом, Траяном, Адрианом и др. лучшими правителями Римской империи. В его жизнеописание был включен также ряд скорее всего подложных писем, в которых императоры - современники К. Г. (Деций, Валериан и Галлиен) отзывались о нем весьма уважительно (Scr. hist. aug. XXV 14-18).

Повышенное внимание к К. Г. со стороны историков позднеантичной эпохи было связано с тем, что в IV в. при дворе имп. Констанция I Хлора (293-306), Константина I Великого (306-337) и их наследников (династия Флавиев) были широко распространены сведения о родстве их семьи с К. Г. В сб. «Scriptores historiae augustae» указывалось, что биография К. Г. в нем написана в соответствии с пожеланиями «цезаря Констанция», т. е. имп. Констанция I (Scr. hist. aug. XXV 1). В панегирике в честь имп. Константина, произнесенном в 310 г. (Panegyrici latini. VI), указывалось на родство с К. Г. Было известно, что у К. Г. был брат Крисп, имевший дочь Клавдию (Scr. hist. aug. XXV 13. 9). Считалось, что Клавдия была матерью имп. Констанция I, отца Константина. Т. о., Констанций I мог быть внучатым племянником К. Г. Степень достоверности этих сведений оценить невозможно; как правило, совр. исследователи считают их вымыслом придворных Флавиев, для к-рых было важно так или иначе демонстрировать достоинство и высокое происхождение своей фамилии. Однако кажется, что родство с К. Г., который правил недолго и не одержал к.-л. решающей победы для империи, едва ли прибавило политического авторитета Констанцию Хлору и его куда более успешным потомкам. Тем не менее при имп. Константине даже чеканились монеты в память о К. Г. с надписью: «Divo Clavdio Opt Imp Memoriae Aeternae» (Божественному Клавдию, наилучшему императору, память вечная). Т. о., возможность родственных связей К. Г. с династией Флавиев IV в. не следует однозначно отрицать.

Ист.: XII Panegyrici Latini / Ed. R. A. B. Mynors. Oxf., 1964; Scriptores historiae augustae / Ed. E. Hohl. Lpz., 19552; Aur. Vict. De Caes. 34; Eutrop. Breviar. IX 11-12; Zosim. Hist. I.

И. Н. Попов

Практически во всем мире 14 февраля люди празднуют День влюбленных вот уже на протяжении многих лет. Они дарят своим вторым половинкам сердечки, чаще всего в радуют различными романтическими сюрпризами. Однако кто такой святой Валентин, откуда произошли все эти традиции и почему их так яро чтят в наше время, мало кто знает. Что же, попробуем разобраться в истории данного торжества, окунаясь в глубины религии и мифологии, а также ориентируясь на традиции различных стран и народов.

Ретроспектива легенд о происхождении данного святого

О том, кто такой святой Валентин, ходят три легенды. Точнее выражаясь, под данным именем в известны три человека. Первый - Валентин Римский, который работал в Риме на посту священнослужителя. Погиб он в третьем веке нашей эры в результате гонений, которые происходили в период распада Римской империи. Второй персонаж - Валентин, который также работал в Италии на должности церковного епископа. Его казнили в 270 году и похоронили в Третий же - личность, совсем неизвестная для людей нашего времени. Некоторые, однако, полагают, что он был воином и погиб при походе на Карфаген. С наступлением эпохи Средневековья, когда всяческая романтика, искусство и прочее проявление прекрасного находилось под строжайшим запретом, Валентина люди рисовали как сподвижника, который пропагандировал церковную (католическую) идею во всем мире.

Красивая сказка, которая могла бы быть правдой

В наши дни существует так называемая «Золотая легенда», которая повествует о том, кто такой святой Валентин, где он жил и почему он стал покровителем всех влюбленных. Итак, некогда правящий в Римской империи Клавдий II счел, что в его войско неохотно поступают молодые мужчины. Ему показалось, что именно жены не пускают их на войну, поэтому император подписал указ о запрете на венчания для каждого неженатого представителя сильного пола. Валентин же был местным лекарем, проповедником христианства. Наряду с этим он тайно венчал влюбленных. Однажды к нему обратился человек, чья дочь Юлия была слепа, и он назначил ей мазь. Позже до Клавдия дошли слухи о тайных венчаниях, и Валентина заперли в темницу. Зная, что его казнят, он отправил Юлии конверт, где вместе с целебным шафраном оставил послание с текстом «Твой Валентин». Бывшего лекаря казнили 14 февраля, а девушка, открыв конверт, обрела зрение. Официально же данный праздник был занесен в церковные каноны в 496 году.

Несоответствия в красивейшей легенде

История празднования Дня святого Валентина, которая была изложена в предыдущем абзаце, не может быть правдивой по нескольким причинам. Во-первых, сам священномученик жил в Риме в третьем веке нашей эры, когда обрядов венчания как таковых еще не существовало. Это связано в первую очередь с тем, что на данный момент в Римской империи христианство еще не взяло верх, и все граждане, в том числе и правитель, оставались язычниками. Брачующиеся могли сделать это как тайно, так и публично, поэтому до императора подобные слухи вряд ли смогли бы дойти. Хотя утверждать с точностью, что каждое слово в этой легенде - выдумка, не стоит, так как святой с подобным именем полностью признан католической церковью, и чаще всего его отождествляют именно с доктором, который молился за каждого больного в мире и помогал всякому человеку, просившему его об исцелении.

Происхождение Дня святого Валентина по языческой теории

Некоторые историки полагают, что данное торжество было выдумано, как и сам святой Валентин, для того чтобы вытеснить из римских традиций очень жестокий языческий праздник. По давней традиции город Рим был основан братьями - Ромулом и Ремом, которых вскармливала своим молоком волчица. Именно поэтому каждый год жители империи приносили в жертву одну овцу (еда волков), а также собаку (животное, которое волки ненавидят). Шкуру мертвых животных делили на узкие тонкие ремни, после чего полностью обнаженные молодые парни стегали ими всех, кто попадался на пути. Примечательно, что под эти удары пытались попасть молодые девушки, так как считалось, что шрамы позволяют удачно выйти замуж, выносить и родить ребенка. В свою очередь, история появления Дня святого Валентина тут связана с тем, что эти ремни назывались «фебруа», а сам ритуал проводился в середине нынешнего февраля, который в романо-германских языках звучит как «фебруарий» и прочие его производные.

Любовные ритуалы, связанные с этим торжеством

В привычной для нас форме праздник всех влюбленных стали отмечать лишь в 19-м столетии в Великобритании. Конечно же, о том, кто такой святой Валентин, а также историю происхождения всего этого ритуала никто не знал. Для людей это уже стало простым развлечением, которое появилось то ли по велению то ли по какому-то указу местного правительства. Однако каждый год 14 февраля юноши вытягивали из барабана записки, в которых были указаны имена знакомых им девушек. Так складывались «парочки», которые в течение года должны были принимать ухаживания друг друга, после чего они могли разойтись или пожениться. Позже данная традиция перекочевала в США, где обрела большую популярность и новые правила, многие из которых хорошо знакомы нам сегодня.

История праздника святого Валентина в ХХ столетии

На заре нового века за подобное развлечение взялись новоявленные коммерсанты. В продаже благодаря им появились открытки в форме сердец, специализированные подарочные букеты, конфеты и прочие безделицы. Также хозяева ресторанов и кафе начали организовывать определенные программы, на которых могли присутствовать только влюбленные пары. Постепенно данное торжество стало отличной возможностью заработать на продаже открыток, «валентинок», цветов, хорошего вина и прочих презентов, которые сегодня, как правило, мужчины дарят своим возлюбленным дамам. В 21-м же веке в честь подобного праздника чего только не устраивают. И диджейские специализированные сеты, и фильмы, и концерты, и множество других мероприятий.

Традиции, которые зависят от культуры определенной страны

Несмотря на то что мы теперь знаем, кто такой святой Валентин, и что его родина - Италия, торжество, устраивающееся в его честь, охватывает весь мир. В Англии, где праздник впервые отмечался, в наши дни чаше всего гадают… на птицах. Если 14 февраля вы первым делом видите малиновку - то жить вам с моряком долго и счастливо. Воробей же встречается чаще всего к бедному жениху, а вот щегол - явный вестник богатого принца. Когда этот праздник стал достоянием американцев, их мужчины взяли за традицию дарить своим вторым половинкам марципаны. Сегодня же их легко заменяют на шоколад и прочие кондитерские изделия, но при этом их цвет должен оставаться красным или белым. своим женщинам делают французы - они преподносят драгоценности и ювелирные украшения тем, кого любят. А вот в Японии граждане ограничиваются только шоколадом. При этом данный продукт является проявлением чистейшей любви, и признаться в своих чувствах может как мужчина, так и женщина.

Краткое заключение

Такое загадочное и разнообразное происхождение праздника «День святого Валентина» сделало его мировым торжеством. В нашей стране он также обрел популярность, но только с началом 1990-х годов. Также во всем мире принято полагать, что браки, заключенные именно 14 февраля, будут не только счастливыми, но еще и вечными.

Скоро, очень скоро.. наступит 14 февраля. Я не праздную этот странный и непонятный для меня "праздник".
Но решила поинтересоваться его историей. И вот что нашла:

Император Клавдий II издал приказ: "Молодые люди, годные для воинской службы, не имели права жениться (между собой!), так как это неблагоприятно отражалось на общем боевом духе армии". Священник по имени Валентин пошел наперекор императору и продолжал свадебные церемонии для влюбленных (воинов-гомосексуалистов), за что и был приговорен к казни и уже посмертно был признан католиками как святой. День «святого» Валентина активно начали отмечать американские гомосексуалисты в 70-х годах, и именно в этот день они заключили первые официальные однополые браки.

Вражеская википедия конечно же не пишет об этом.
Она пишет:
В позднем средневековье во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар. Согласно Золотой легенде, в те далекие и тёмные времена властный и жестокий римский император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу кесаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам - выходить замуж за любимых мужчин. А святой Валентин был обычным полевым врачом и священником, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, приговорив к смертной казни. В заключении святой Валентин познакомился с прекрасной дочерью надзирателя - Юлией. Влюблённый священник перед смертью написал любимой девушке признание в любви - валентинку, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили, а сама казнь произошла 14 февраля 269 года

Но, так как во вражеской помойке писать может кто угодно и что угодно, веры вики никакой.
А теперь почитаем что думают о празднике Валентина адепты христианского учения и пр.:

Святой Валентин Римлянин (память 6/19 июля), которого в помине нет в православных святцах за 14 февраля, якобы тайно венчал по христианскому обряду влюбленные пары около 270 г. н.э., за что его и казнили. Неоднократное тиражирование легенды ни на миллиметр не приблизило ее к правде. В Житии святого Валентина Римлянина нет и намека на тайные венчания христиан. Зато на середину февраля когда-то приходились римские языческие праздники пробуждения природы от зимнего сна, связанные с культом плодородия. Отсюда и выросли уши «праздника любви». Оно и понятно, в Средиземноморье в это время уже можно узреть пробуждение бурное природы, а вот на родных заснеженных просторах что-то не получается. Вот и не было в огромной России никаких «Валентинов» до самого начала 90-х годов.
Во второй половине XX века западные корпорации, чей бизнес был связан с торговлей подарками, задумались, как бы им избавится от традиционного февральского спада продаж. Рождество отгремело уж давно, а остальные праздники и не думают наступать. Тут-то и пригодился «Валентинов день». За пару десятилетий из никому неизвестного «праздника» выросла целая индустрия Valentine"s Day.

Вся история санта валентина - это история санта барбары, только без телевизора, набор сценарных заготовок, не более. Будучи по всем версиям обезглавленным в 269-270 гг, как он мог венчать кого-то в Римской империи, если Христианство, как религия, было узаконено Миланским эдиктом императора Константина только в 323?!

Люди любят красивые легенды. Вот буквально уже на днях мы будет отмечать праздник, построенный именно на одной легенде - День святого Валентина. Вряд ли кто-то точно вам скажет, что это был за такой Валентин и как конкретно он связан с влюбленностью. Вроде как, был такой священник, который кого-то там венчал или не венчал, темна история. Пришла пора покончить с этой неопределенностью. Давайте же узнаем настоящую историю святого Валентина.

Больше одного

И сразу сообщим вам ключевую новость. Валентинов было несколько. Как минимум, двое. В Мартирологе, списке признанных христианских святых, есть упоминания о некоем Валентине из Рима, который по каким-то причинам был обезглавлен в 269 году. И там же можно найти информацию о Валентине Интерамнском, который также был казнен где-то в III веке н.э. за то, что своими проповедями обратил в христианство сына градоначальника города Терни. Его мощи до сих пор там хранятся. Так что какое-никакое доказательство реальности хотя бы одного Валентина у нас есть.

Доподлинно неизвестно, почему Мартиролог упоминает этих Валентинов, как двух разных людей с очень схожей судьбой. Возможно, это был один человек, а может и гораздо больше. Исторические источники о житии многих святых вообще фрагментарны и недостоверны. Город Терни (он же Интерамн) находится в ста километрах от Рима, так что один и тот же Валентин теоретически мог проповедовать и там, и там.

Но самое интересное то, что в связи с праздником 14 февраля в католических источниках упоминается не Валентин из Рима и не Валентин из Терни, а некто третий. Валентин из Африки. Под Африкой в данном случае следует понимать не весь континент, а римскую провинцию, приблизительно на территории современных Туниса и Ливии.

Таким образом, претендентов на звание того самого святого Валентина у нас получается как минимум трое. И все трое никак, на первый взгляд, не связаны с любовью, романтикой и какими-то амурными отношениями. Они были, в первую очередь, мученики. Откуда же взялась в этой истории любовь?

Золотая легенда

Ранние сведения о христианских святых никогда не был надежным источником, они скупы и противоречивы. Поэтому средневековые богословы часто расширяли истории о святых, внося в них что-то свое. И, само собой, они ни перед кем не отчитывались и не сообщали, откуда берут сведения.

Около 1260 года в Европе появилась книга монаха-доминиканца Иакова Ворагинского под названием «Золотая легенда». Говорят, что в последующие века она была второй по популярности после Библии. Именно из этого сборника историй о святых мы и черпаем детальные сведения. Вот только нам не известно, имел ли Иаков какие-то свои источники информации, пользовался недошедшими до нас книгами, устными пересказами или попросту фантазировал.


Именно из «Золотой легенды», например, мы знаем о святом Патрике, изгнавшем из Ирландии змей. Святой Георгий и его победа над Змеем, Мария Магдалина, как блудница, история Животворящего креста и даже житие Богородицы - все это впервые появилось именно в «Золотой легенде».

И именно там содержится история о некоем священнике Валентине, который жил во времена императора Клавдия II. Император тогда запретил солдатам жениться, чтобы они не отвлекались от службы Риму на всякие глупости. И якобы этот Валентин втайне венчал солдат с их невестами. И за это был казнен.

Уже после выхода «Золотой легенды», ближе к XIV веку, история эта начала обрастать новыми подробностями. Как это часто бывает с легендами и сказками, появились дополнительные персонажи. Такие, как, например, слепая дочь тюремщика, которая прочла прощальное письмо Валентина и прозрела. Потом, в устных пересказах, сам святой стал возлюбленным этой девушки, которой он в письме признавался в любви. Написал, так сказать, первую в истории валентинку.

Другая версия гласит, что Валентин был не священником, а римским патрицием, тайным христианином, благословлявшим своих слуг на христианский брак. В этой версии, когда стража «накрыла» подпольное богослужение, Валентин обменял жизнь слуг на свою. И всем им разослал перед смертью письма в форме сердечек. И от этих писем слепые прозревали, а женщины становились красавицами.

Никакие серьезные источники такую информацию не подтверждают. Да и не могут подтверждать. Собственно, даже католическая церковь в 1969 году исключила 14 февраля из списка обязательных для литургического почитания праздников. Так как никаких серьезных доказательств легенде не было, и нет. Хотя, в целом, почитать Валентина не возбраняется, если у кого-то есть желание.

Кстати, православная церковь подошла к этому вопросу с другой стороны. Там дни двух разных Валентинов, Римского и Интерамнского, праздную в две разные даты. И даже не в феврале, а 6 и 30 июля.

Финальную роль в становлении праздника 14 февраля, как Дня влюбленных, сыграл английский поэт Джефри Чосер, который в своей поэме «Птичий парламент» упомянул, что именно в этот день птицы находят себе пары. Но это просто поэтический прием, не больше.

Языческие корни

Откуда же взялась сама дата 14 февраля, если нам не просто не известна дата казни Валентина, но и его точная личность и история? Тут все достаточно просто.

В 494 году римский папа Геласий I развернул кампания по борьбе с языческими пережитками. Одним из таких пережитков был праздник Луперкалий, отмечавшийся в Риме 15 февраля. Это был праздник плодородия и «лихорадочной любви», который сопровождался разнообразными сексуальными ритуалами.


Само собой, христианская церковь озаботилась моральным обликом молодежи. И решила, что языческий праздник надо заменить на какой-то близкий по духу. Так и появился День святого Валентина, только теперь посвященный не лихорадочной языческой любви, а смиренной, христианской и романтичной.

Впрочем, в XXI веке День влюбленных давно уже носит сугубо светский характер. И ничего плохого в том, чтобы в этот день взять и порадовать как-то тех, кого вы любите, нет. Главное, чтобы это было искренне. С этим любой святой бы согласился.