Анна мозес биография. Художники примитивисты, биография, галереи. А так все начиналось

Одна из самых известных художниц Америки, Бабушка Мозес, не училась в школе. Она не заканчивала художественную академию.

У неё не было учителей. Свой жизненный путь эта удивительная женщина начала обычной крестьянкой. Она жила на маленькой ферме, с раннего детства очень много работала. Мозес была из бедной семьи, ей пришлось с одиннадцати лет батрачить на богатых соседей.

Очень поздно вышла замуж, и муж её тоже был беден, был таким же наёмным разнорабочим, как и она. Вся жизнь Мозес прошла в тяжёлых крестьянских трудах.

Просыпаться нужно было до зари, доить коров, потом ухаживать за урожаем, воспитывать детей, убирать дом, готовить еду. Всю жизнь она работала не покладая рук. Всю жизнь она жила в маленьком провинциальном посёлке, где было очень мало людей. Её организм полностью износился, как старый ржавый автомобиль, она уже не могла работать, но без дела тоже не могла сидеть и увлеклась вязанием. К сожалению, это занятие ей пришлось оставить, так как её мучили страшные боли в суставах.

Когда ей исполнилось 76 лет, дочка посоветовала начать рисовать. Мозес нигде не училась и никто не учил её рисовать. Её первые картины висели в местной аптеке. Проезжавший мимо инженер, увлекающийся живописью, обратил внимание на эти милые, примитивные картинки. За бесценок купил несколько. Начал выставлять в своей галерее, показывать друзьям. Так, постепенно, шаг за шагом, Бабушка Мозес стала самой знаменитой художницей Америки. Её картины дарили Президентам Америки на дни рождения. Она умерла в 101 год, создав более 1600 картин и рисунков.

Бабушка Мозес (англ. Grandma Moses, настоящее имя Анна Мэри Мозес, урождённая Робертсон, англ. Anna Mary Moses, b. Robertson; 7 сентября 1860 - 13 декабря 1961) - американская художница-любительница, одна из главных представителей американского живописного примитивизма.

Любила рисовать с раннего детства, однако большую часть жизни провела на ферме в штате Нью-Йорк, будучи женой фермера. Стала матерью пятерых детей. В зрелые годы занималась вышивкой, однако ближе к 70-летнему возрасту это стало для неё затруднительно из-за артрита. После смерти мужа в 1927 года Анна Мозес снова стала рисовать.

В 1938 года нью-йоркский коллекционер заметил рисунок Анны Мозес, выставленный в окне аптеки в городке Хузик-Фоллс (англ. Hoosick Falls), где она жила. В течение года рисунки Мозес начали появляться в нью-йоркской галерее Сент-Этьен и привлекли к себе широкое внимание коллекционеров и любителей живописи.

В течение 1940-х годов выставки Мозес прошли во многих европейских странах и в Японии. В 1941 году она получила государственную премию штата Нью-Йорк, в 1949 году президент США Гарри Трумэн лично вручил ей премию Национального Американского женского пресс-клуба. В 1952 году была издана её автобиография. В 1960 году, к столетию Бабушки Мозес, её фотография, сделанная известным фоторепортёром Корнеллом Капой, была помещена на обложке журнала «Лайф».

Живопись Бабушки Мозес изображает сельские пейзажи и бытовые сценки, зачастую они многофигурны и напоминают детские рисунки. Бабушка Мозес предпочитала зимние виды, летние писала реже. Один из летних пейзажей Мозес, «Старый пёстрый дом, 1862» (работа 1942 года), приобретённый у автора после создания за 110 долларов США, был продан в 2004 году на аукционе в Мемфисе за 60 000 долларов.

Публику поражали не столько картины, сколько сама Бабушка Мозес, как прозвали её журналисты. Она впервые взялась за кисть в том возрасте, когда большинство людей уже не ждут никаких подарков судьбы, а тихо доживают свой век. Начинающей художнице было 76 лет.

Её дни рождения отмечались на обложках журналов "Тайм" и "Лайф", а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года "днём Бабушки Мозес". Президент Трумэн лично приглашал её в гости в Белый дом. Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третью годовщину инаугурации...

Один критик сказал об Анне Мари Мозес: "Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет". Её деревенские пасторали, сценки из быта американских фермеров прелестны и, безусловно, заслуживают место в истории искусства. Но сама по себе наивная живопись нигде и никогда не пользовалась бешеной популярностью.

Почти ничего, кроме фермы, она в жизни не видела. Она появилась на свет на окраине штата Нью-Йорк, в графстве Вашингтон. И по сей день отнюдь не центр цивилизации, в 1860 году это была и вовсе глухая деревня.

Анна Мари считала своё детство счастливым, хотя семья её родителей, фермеров Робертсонов, достатком избалована не была. Девочка успела получить лишь самое простое образование: научилась читать-писать, да и только. Двенадцати лет от роду она пошла в прислуги к более удачливым соседям.

Зарабатывая на кусок хлеба, Анна Мари чуть было не упустила своего счастья, и вышла замуж только в 27 лет (в таком возрасте женщины считались уже безнадёжными старыми девами). Партию блестящей назвать сложно: Томас Салмон Мозес был таким же наёмным рабочим, то есть без гроша за душой. Но в медовый месяц молодые всё же отправились в путешествие. Если, конечно, так можно назвать поиски места, где больше платят...

В родные края Мозесы вернулись только через восемнадцать лет – столько потребовалось, чтобы скопить денег на покупку своей земли. И в 1905 году Мозесы обосновались на собственной ферме неподалеку от городка Орлиный Мост. У Анны Мари и Томаса было к тому времени пять детей (ещё пятеро умерли, не дотянув и до года).

Когда в 1927 году Томас Мозес умер из-за сердечного приступа, делами семейной фермы занялся младший из сыновей. А старая миссис Мозес вдруг оказалась не у дел. Свободного времени стало слишком много.

Отнюдь не кокетничая, она рассказывала позже в телеинтервью: "Я просто не могла сидеть в кресле-качалке". Миссис Мозес занялась вышиванием, но ещё несколько лет спустя артрит превратил рукоделие в пытку. И тогда дочь предложила матери рисовать...

Это было весьма удачное время: в конце 30-х годов в Америке вспыхнул интерес к художникам-самоучкам "из глубинки". К ним были благосклонны выставочные залы, в первую очередь недавно открытый нью-йоркский Музей современного искусства. Появились и частные коллекционеры "народного" творчества...

История умалчивает, каким ветром в 1938 году инженера Луиса Калдора занесло в провинциальный городишко Хусик Фоллс. Но что бы ни искал он в этом захолустье, а наткнулся на картины Анны Мари, пылившиеся в витрине местной аптеки. Калдор был настолько очарован, что отыскал автора и приобрёл у неё несколько работ.

Он даже умудрился протолкнуть три картины Мозес на выставку "Современные неизвестные американские живописцы" в Музее современного искусства. Правда, мероприятие было закрытое, проводилось для специалистов, а опыта общения с этой публикой Калдор не имел...

Однако год спустя судьба свела энтузиаста с владельцем новой нью-йоркской "Galerie St. Etienne" Отто Каллиром. В отличие от восторженного Калдора, тот был в артбизнесе профессионалом. Правда, в этот момент Каллир начинал с нуля: после аннексии Австрии фашистской Германией ему пришлось уносить ноги с родины. Недавный эмигрант пытался застолбить место под американским солнцем. Калдор принёс ему именно то, что надо.

В октябре 1940 года в "Galerie St. Etienne" открылась персональная выставка Анны Мари Мозес – "Что рисует жена фермера".

Вторая мировая плавно перетекла в холодную войну. Америка как никогда нуждалась в собственном искусстве как элементе пропаганды. И Бабушка Мозес невольно оказалась "на передовой". Она стала одной из главных участниц передвижных выставок, которые Информационная служба США организовывала в разорённой войной Европе...

Однако хороший приём картин Мозес в Старом Свете получил странный резонанс на родине художницы. "Европейцы любят думать, что Бабушка Мозес представляет американское искусство. Они хвалят нашу наивность и честность, но отказывают нам в возможности полноценного, искушённого художественного выражения. Бабушка Мозес – именно то, что они ожидают от нас, что они готовы нам позволить", – писала "Нью-Йорк Таймс" в 1950 году.

К этому времени в художественном мире США переменился ветер. Профессиональные живописцы слишком долго ощущали себя незаслуженно обойдёнными вниманием Музея современного искусства и иже с ним. Борьба с самоучками в конце концов увенчалась успехом профессионалов – к исходу 40-х годов интерес американского арт-рынка к "народному искусству" иссяк. Мозес оставалась последним бастионом, пока критики не списали её популярность на низменные вкусы публики и политические игры.

Мнение это столь прочно укоренилось, что к началу XXI века имя Мозес было несколько подзабыто. И юбилейная выставка, организованная наследниками Отто Каллира, нынешними владельцами "Galerie St. Etienne", стала неожиданным и приятным открытием для новых поколений критиков и зрителей.

Вокруг её имени критики ломали копья, а она тихо жила в своей провинции. Здоровье не позволяло ей трудиться на ферме – разве что кормить кур. И рисование стало её работой. За четверть века (Бабушка Мозес умерла когда ей шёл 101 год) ею было создано больше 1600 картин, рисунков, иллюстраций.

Бабушку Мозес мало заботило мнение художественного мира. Признание со стороны прессы и политиков скорее утомляло, чем радовало, – приходилось временами покидать родные места и ехать в какой-нибудь грязный, многолюдный Нью-Йорк. Её не беспокоило, что на её имени делаются немалые деньги: работы художницы тиражировались в миллионах открыток, марок, плакатов... Бабушке Мозес доставляло удовольствие, что она приносит кому-то радость.

Хочу вас поздравить со всеми зимними праздниками! Надеюсь, что у вас все хорошо.

Сегодня я сделала тематическую "зимнюю" подборку картин Бабушки Мозес.

Люблю её работы.


Grandma Moses, Catching the Turkey, 1940-1950.




Wintertime, 1940-1950

Анна Мария Робертсон родилась 7 сентября 1860 года в Гринвиче, штат Нью-Йорк. Она была третьей из десятерых детей. Когда девочке исполнилось 12 лет, её отдали в услужение к соседской семье зажиточного фермера. Готовка, шитье и работа по дому были основными обязанностями Анны.


Анна Мария Робертсон в возрасте 15 лет

В 27 лет вышла замуж за наемного работника Томаса Мозеса. На дворе стоял 1887 год – Реконструкция Юга. Для Томаса открылась возможность стать арендатором фермы в Вирджинии. Уже через несколько часов после свадьбы пара молодоженов сидела в поезде, мчавшемся на Юг. Миссис Мозес влюбилась в долину реки Шенандоа, а вот Томас скучал по Северу.

Анна Мария произвела на свет десятерых детей, пятеро из них умерли во младенчестве.
Времена были тяжелые, семья работала не покладая рук. Чтобы укрепить благосостояние семьи миссис Мозес продавала собственное масло и чипсы.


Bringing in the Yule Log, 1949



Lots Of Fun, 1950-1961



Going to Grandma"s, 1944

За 18 лет упорного труда семье удалось скопить некоторую сумму, и в 1905 году Томас уговорил жену вернуться на Север. Была куплена собственная ферма в Eagle Bridge, которую назвали Гора Нево.

Согласно Второзаконию именно с этой горы Господь показал Моисею* Землю обетованную.
*Moses (англ.) – Моисей

В 1927 году Томас Мозес скончался от сердечного приступа. Через пять лет Бабушка Мозес переезжает в Бенингтон, город в штате Вермонт, для того, чтобы помогать своей дочери Анне, больной туберкулезом. Миссис Мозес не привыкла сидеть без дела, именно по совету Анны она занялась вышивкой, однако сильный артрит вскоре помешал – уж слишком сложно было управляться с иглой и нитью. И в возрасте чуть за семьдесят Бабушка Мозес принимает историческое решение заняться живописью.


Early Springtime on the Farm, 1945



Home, 1940-1950



Sugaring Off, 1943

После смерти дочери миссис Мозес возвращается на ферму Гора Нево, где живет с семьей своего сына Хью. Начинающей художнице в ту пору 75 лет. Её картины выставляются на сельских ярмарках и местных благотворительных мероприятиях, но призов пока удостаиваются только знаменитые джемы Бабушки Мозес.

В 1938 году происходит знаменательное событие – нью-йоркский коллекционер Луис Кэлдор замечает в витрине аптеки в городке Хузик Фоллс одну из картин миссис Мозес. Он скупает множество её работ и обещает прославить художницу, семья миссис Мозес искренне считает его сумасшедшим.



Hoosick Falls, New York, in Winter, 1944



1940-1950



Winter, 1940-1950

Уже в следующем году три картины Бабушки Мозес отобраны для выставки «Неизвестные современные художники Америки» в Нью-Йоркском музее современного искусства. Большинство арт-дилеров не хотят работать с «начинающей 79 –летней художницей». Это они зря - дилеры стареют и умирают, а бабушка Мозес все творит!
В 1940 году картины миссис Мозес появляются в нью-йоркской галерее Сент – Этьен. Состоялся и выход художницы в свет, в своей черной шляпке и платье с кружевным воротником она пленила всех – взыскательную публику и капризную прессу. Легенда родилась!


Sugaring Off, 1955


A Blizzard, 1956


Joy Ride, 1953

Выставки картин Бабушки Мозес проходят в 30 американских штатах, десяти странах Европы и даже в Японии. В 1941 миссис Мозес награждена государственной премией штата Нью-Йорк, в 1949 году президент США Гарри Трумэн в Вашингтоне лично вручает Бабушке Мозес премию Национального Американского женского пресс-клуба. На следующий год выходит документальный фильм о ней, который номинируется на премию Американской киноакадемии. В 1952 издана автобиография художницы. 1953 – появляется на обложке «Time». Необычайно популярны постеры, репродукции, открытки, посуда и ткани по мотивам картин.

1960 год, Бабушка Мозес отмечает столетний юбилей (ау, скептики арт-дилеры!), её фотография украшает обложку журнала «Лайф», а сама она отплясывает джигу (да-да) со своим лечащим врачом.


Good Fun, 1957


Stone Boat, 1940-1950



We Love To Skate, 1940-1950

На следующий год Нельсон Рокфеллер, губернатор штата Нью-Йорк, провозглашает 7 сентября (день рождения художницы) – Днем Бабушки Мозес. Через пару месяцев, 13 декабря 1961 года, Анна Мария Мозес покинула этот мир.


A Frosty Day, 1940-1950

Но с нами остаются её картины, сегодня я сделала тематическую "зимнюю" подборку, надеюсь, что через некоторое время сделаю и другую.

Как говорила Бабушка Мозес - Life is what we make it, always has been, always will be. Свою жизнь мы творим сами, всегда так было, всегда так будет.

"Но вот с обедом покончено, скатерть убрали со стола, в камине подмели, разожгли огонь. Попробовали содержимое кувшина и признали его превосходным. На столе появились яблоки и апельсины, а на угли высыпали полный совок каштанов. Зятем все семейство собралось у камелька «в кружок», как выразился Боб Крэтчит, имея в виду, должно быть, полукруг. По правую руку Боба выстроилась в ряд вся коллекция фамильного хрусталя: два стакана и кружка с отбитой ручкой.
Эти сосуды, впрочем, могли вмещать в себя горячую жидкость ничуть не хуже каких-нибудь золотых кубков, и когда Боб наполнял их из кувшина, лицо его сияло, а каштаны на огне шипели и лопались с веселым треском. Затем Боб провозгласил:
- Веселых святок, друзья мои! И да благословит нас всех господь!"

Чарльз Диккенс "Рождественская песнь в прозе"


Waiting for Christmas, 1950


Christmas at Home, 1950-1960.


So Long Till Next Year! 1960

Бабушка Мозес

Бабушка Мозес (англ. Grandma Moses , настоящее имя Анна Мэри Мозес , урождённая Робертсон , англ. Anna Mary Moses , b. Robertson ; 7 сентября 1860 - 13 декабря 1961) - американская художница-любительница, одна из главных представителей американского живописного примитивизма .

Любила рисовать с раннего детства, однако большую часть жизни провела на ферме в штате Нью-Йорк, будучи женой фермера. Стала матерью пятерых детей. В зрелые годы занималась вышивкой, однако ближе к 70-летнему возрасту это стало для неё затруднительно из-за артрита. После смерти мужа в 1927 г. Анна Мозес снова стала рисовать.

В 1938 г. нью-йоркский коллекционер заметил рисунок Анны Мозес, выставленный в окне аптеки, в городке Хузик-Фоллс (англ. Hoosick Falls), где она жила. В течение года рисунки Мозес начали появляться в нью-йоркской галерее Сент-Этьен и привлекли к себе широкое внимание коллекционеров и любителей живописи. В течение 1940-х гг. выставки Мозес прошли во многих европейских странах и в Японии. В 1941 г. она получила государственную премию штата Нью-Йорк, в 1949 г. президент США Гарри Трумэн лично вручил ей премию Национального Американского женского пресс-клуба. В 1952 г. была издана её автобиография. В 1960 г., к столетию Бабушки Мозес , её фотография, сделанная известным фоторепортёром Корнеллом Капой, была помещена на обложке журнала «Лайф».

Живопись Бабушки Мозес изображает сельские пейзажи и бытовые сценки, зачастую они многофигурны и напоминают детские рисунки. Бабушка Мозес предпочитала зимние виды, летние писала реже. Один из летних пейзажей Мозес , «Старый пёстрый дом, 1862» (работа 1942 г.), приобретённый у автора после создания за 110 долларов США, был продан в 2004 г. на аукционе в Мемфисе за 60 000 долларов.

Биография


Она была слишком стара, чтобы работать на ферме, и поэтому вошла в историю искусства.

Её дни рождения отмечались на обложках журналов "Тайм" и "Лайф", а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года "днём Бабушки Мозес ". Президент Трумэн лично приглашал её в гости в Белый дом. Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третью годовщину инаугурации...

Даже такой гений самопиара, как Энди Уорхол, не смог в своё время похвастаться подобным вниманием публики. Она же без малейших на то усилий стала самым знаменитым американским художником ХХ века.

Один критик сказал об Анне Мари Мозес : "Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет". Её деревенские пасторали, сценки из быта американских фермеров прелестны и, безусловно, заслуживают место в истории искусства. Но сама по себе наивная живопись нигде и никогда не пользовалась бешеной популярностью.

Публику поражали не столько картины, сколько сама Бабушка Мозес , как прозвали её журналисты. Она впервые взялась за кисть в том возрасте, когда большинство людей уже не ждут никаких подарков судьбы, а тихо доживают свой век. Начинающей художнице было 76 лет.

Почти ничего, кроме фермы, она в жизни не видела. Она появилась на свет на окраине штата Нью-Йорк, в графстве Вашингтон. И по сей день отнюдь не центр цивилизации, в 1860 году это была и вовсе глухая деревня.

Анна Мари считала своё детство счастливым, хотя семья её родителей, фермеров Робертсонов, достатком избалована не была. Девочка успела получить лишь самое простое образование: научилась читать-писать, да и только. Двенадцати лет от роду она пошла в прислуги к более удачливым соседям.

Зарабатывая на кусок хлеба, Анна Мари чуть было не упустила своего счастья, и вышла замуж только в 27 лет (в таком возрасте женщины считались уже безнадёжными старыми девами). Партию блестящей назвать сложно: Томас Салмон Мозес был таким же наёмным рабочим, то есть без гроша за душой. Но в медовый месяц молодые всё же отправились в путешествие. Если, конечно, так можно назвать поиски места, где больше платят...

В родные края Мозесы вернулись только через восемнадцать лет – столько потребовалось, чтобы скопить денег на покупку своей земли. И в 1905 году Мозесы обосновались на собственной ферме неподалеку от городка Орлиный Мост. У Анны Мари и Томаса было к тому времени пять детей (ещё пятеро умерли, недотянув и до года).

Когда в 1927 году Томас Мозес умер из-за сердечного приступа, делами семейной фермы занялся младший из сыновей. А старая миссис Мозес вдруг оказалась не у дел. Свободного времени стало слишком много.

Отнюдь не кокетничая, она рассказывала позже в телеинтервью: "Я просто не могла сидеть в кресле-качалке". Миссис Мозес занялась вышиванием, но ещё несколько лет спустя артрит превратил рукоделие в пытку. И тогда дочь предложила матери рисовать...

Это было весьма удачное время: в конце 30-х годов в Америке вспыхнул интерес к художникам-самоучкам "из глубинки". К ним были благосклонны выставочные залы, в первую очередь недавно открытый нью-йоркский Музей современного искусства. Появились и частные коллекционеры "народного" творчества...

История умалчивает, каким ветром в 1938 году инженера Луиса Калдора занесло в провинциальный городишко Хусик Фоллс. Но что бы ни искал он в этом захолустье, а наткнулся на картины Анны Мари , пылившиеся в витрине местной аптеки. Калдор был настолько очарован, что отыскал автора и приобрёл у неё несколько работ.

Он даже умудрился протолкнуть три картины Мозес на выставку "Современные неизвестные американские живописцы" в Музее современного искусства. Правда, мероприятие было закрытое, проводилось для специалистов, а опыта общения с этой публикой Калдор не имел...

Однако год спустя судьба свела энтузиаста с владельцем новой нью-йоркской "Galerie St. Etienne" Отто Каллиром. В отличие от восторженного Калдора, тот был в артбизнесе профессионалом. Правда, в этот момент Каллир начинал с нуля: после аннексии Австрии фашистской Германией ему пришлось уносить ноги с родины. Недавный эмигрант пытался застолбить место под американским солнцем. Калдор принёс ему именно то, что надо.

В октябре 1940 года в "Galerie St. Etienne" открылась персональная выставка Анны Мари Мозес – "Что рисует жена фермера".

Вторая мировая плавно перетекла в холодную войну. Америка как никогда нуждалась в собственном искусстве как элементе пропаганды. И Бабушка Мозес невольно оказалась "на передовой". Она стала одной из главных участниц передвижных выставок, которые Информационная служба США организовывала в разорённой войной Европе...

Однако хороший приём картин Мозес в Старом Свете получил странный резонанс на родине художницы. "Европейцы любят думать, что Бабушка Мозес представляет американское искусство. Они хвалят нашу наивность и честность, но отказывают нам в возможности полноценного, искушённого художественного выражения. Бабушка Мозес – именно то, что они ожидают от нас, что они готовы нам позволить", – писала "Нью-Йорк Таймс" в 1950 году.

К этому времени в художественном мире США переменился ветер. Профессиональные живописцы слишком долго ощущали себя незаслуженно обойдёнными вниманием Музея современного искусства и иже с ним. Борьба с самоучками, в конце концов, увенчалась успехом профессионалов – к исходу 40-х годов интерес американского артрынка к "народному искусству" иссяк. Мозес оставалась последним бастионом, пока критики не списали её популярность на низменные вкусы публики и политические игры.

Мнение это столь прочно укоренилось, что к началу XXI века имя Мозес было забыто. И юбилейная выставка, организованная наследниками Отто Каллира, нынешними владельцами "Galerie St. Etienne", стала неожиданным и приятным открытием для новых поколений критиков и зрителей.

Вокруг её имени критики ломали копья, а она тихо жила в своей провинции. Здоровье не позволяло ей трудиться на ферме – разве что кормить кур. И рисование стало её работой. За четверть века (Бабушка Мозес умерла, когда ей шёл 101 год) ею было создано больше 1600 картин, рисунков, иллюстраций.

Бабушку Мозес мало заботило мнение художественного мира. Признание со стороны прессы и политиков скорее утомляло, чем радовало, – приходилось временами покидать родные места и ехать в какой-нибудь грязный, многолюдный Нью-Йорк. Её не беспокоило, что на её имени делаются немалые деньги: работы художницы тиражировались в миллионах открыток, марок, плакатов... Бабушке Мозес доставляло удовольствие, что она приносит кому-то радость.

Она была счастлива: "Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет".

Вокруг нас столько людей - сорокалетних, пятидесятилетних, шестидесятилетних, - которые не живут, а доживают в уверенности, что менять свою жизнь уже слишком поздно. Наш сегодняшний рассказ пойдет об уникальной женщине, круто изменившей свою жизнь аж в 80 лет! Это Анна Мария Мозес, более известная как «бабушка Мозес» – одна из самых известных американских художников, крупнейший представитель американского примитивизма.

До 80 лет бабушка Мозес вела ничем не примечательную жизнь. Она родилась в 1860 году в семье простого американского фермера Робинсона. У Анны было 5 братьев и 4 сестры. С ранних лет дети помогали родителям: мальчики работали вместе с отцом на ферме и мельнице, а девочки выполняли работу по хозяйству. В 12 лет Анна поступила в услужение в богатую семью. Здесь она проработала в течение последующих 15 лет, пока не вышла замуж за Томаса Салмона Мозеса. Молодые переехали в Южную Каролину, где Томас устроился управляющим на конное ранчо. На свои небольшие сбережения супруги арендовали небольшую ферму и купили корову.

Пока муж работал на ранчо, жена взбивала масло и готовила картофельные чипсы на продажу. Она вставала до зари, доила коров, убиралась в хлеву, заботилась об урожае, воспитывала детей. Она родила десять детей, пятеро из которых умерли в младенчестве. Супруги считали, что живут неплохо. Спустя годы они накопили достаточно средств, чтобы купить собственную ферму.

Анна бы с радостью провела остаток жизни в Вирджинии, на юге США, но ее супруг тосковал по Северу, откуда они оба были родом. В итоге была куплена ферма в штате Нью-Йорк на северо-востоке Соединенных штатов, неподалеку от того места, где родилась Анна Мозес. Свою ферму супруги пророчески назвали «Гора Нево» в честь ветхозаветного места кончины пророка Моисея. Пророчески – потому что именно здесь в 1927 году от сердечного приступа скончался Томас Мозес. Фамилия Moses означает «Моисей».

После кончины мужа Анна продолжала жить на ферме и заниматься хозяйством, но силы начали ей отказывать. Ее мучили жуткие боли в суставах, врачи диагностировали артрит. Однако человеку, работавшему всю жизнь, было невыносимо сидеть без дела. Дочь посоветовала заняться рисованием. Позже Анна шутила: «Если бы я не начала рисовать, я бы разводила цыплят или пекла блинчики на продажу».

Однажды через городок Хоосик-Фоллс, неподалеку от которого была ферма бабушки Мозес, проезжал нью-йоркский любитель живописи по имени Луи Кальдор. Он заметил рисунки, висевшие на стене провинциальной аптеки, и эти милые непринужденные работы неожиданно глубоко тронули его. Он купил все имевшиеся в аптеке картины Мозес, хотя аптекарь смотрел на него как на сумасшедшего. Коллекционер узнал имя и адрес художника и лично поехал на встречу с ней.

Когда Кальдор сказал бабушке Мозес, что сделает ее знаменитой, она только покрутила пальцем у виска, но позволила коллекционеру выбрать еще несколько ее работ. Весь следующий год Кальдор обходил с этими картинами всевозможные музеи и выставки. Многим нравились работы Мозес, но стоило дельцам услышать возраст художницы, как они теряли интерес. Ожидаемая продолжительность ее жизни была такова, что большинство дилеров не желали вкладываться в организацию выставки – надежды, что они получат прибыль от своих инвестиций, были крайне малы.

Однако Кальдор упорствовал. В 1939 году коллекционер Сидни Янис выбрал три картины и включил их в выставку, предназначенную для частного просмотра. В октябре 1940 года удалось организовать еще одну выставку под названием «Рисунки с фермы». Но славу художнице принесла третья выставка, организованная универмагом Gimbels. Выставка имела успех, и художницу попросили приехать в Нью-Йорк – выступить на пресс-конференции.

Мозес согласилась, не побоявшись дать публичное выступление. Однажды она выступала на фермерской ярмарке, представляя джемы и варенья собственного приготовления, – бояться нечего! 80-летняя художница приехала в Нью-Йорк в своей неизменной черной шляпке и платье с кружевным воротничком – маленькая, сухонькая, но очень энергичная старушка с молодыми глазами. Публика была совершенно очарована «бабушкой Мозес», как ее прозвали журналисты.

Живопись бабушки Мозес в стиле «примитивизм» напоминает детские рисунки. Написанные простой женщиной без соответствующего образования, ее картины магически воздействуют на зрителя, вызывая улыбку и положительные эмоции. На большинстве работ изображены сельские пейзажи, обычно многофигурные. Зимние пейзажи бабушка Мозес любила больше, чем летние. По утверждению художницы, образы на ее картинах – ее детские воспоминания. События минувших дней она помнила намного лучше, чем то, чем занималась вчера.

Вскоре Мозес стала суперзвездой – сначала американского, а потом и мирового масштаба. Уже через 2 года ее картины выставлялись в крупнейших европейских художественных галереях. Бабушка Мозес стала одной из самых известных художников Америки. Она получала награды из рук президента США Гарри Трумена. Ее фото появлялись на обложках журналов «Тайм» и «Лайф». Одна из ее первых картин «Старый пестрый дом», купленная у художницы за 110 долларов, в 2004 году была продана на аукционе в Мемфисе за 60 000 долларов. Она прожила до 101 года и подарила миру более 1600 картин.


Переступив возрастной рубеж за 60 лет, многие уже не ждут от жизни никаких судьбоносных изменений и тихо доживают свой век. Однако история знает немало случаев, когда пожилые люди добивались грандиозных успехов в весьма почтенном возрасте. Чаще всего это происходило, когда они брались за кисти и краски. Так, одна из самых популярных художниц Америки средины ХХ века - Бабушка Мозес , впервые написавшая картину в 76 лет, к 100-летнему своему юбилею имела ошеломляющую всемирную славу живописца и оказалась втянутой в интриги американской пропаганды.


Бабушка Мозес (1860-1961), настоящее имя которой Анна Мэри Мозес (Anna Mary Moses), в девичестве Робертсон, - известная американская художница-любительница, одна из самых известных представителей примитивизма в истории живописи США. Жена фермера и мать 10 детей, пятеро из которых умерли, не достигнув годовалого возраста, стала знаменитой, когда ей было за восемьдесят.


История этой удивительной женщины, прошедшей путь от бедности к вершинам достатка и славы, всегда увлекала и находила отголоски в сердцах миллионов людей по всему миру. Знаменитая бабушка Мозес превзошла все рекорды, став невообразимо известной и востребованной. За четверть века работы Анны Мари покорили не только всю континентальную Америку, Европу, но даже страну восходящего солнца - Японию.


Шутка ли - более 30-ти экспозиций, проведенных в Штатах, десять в различных странах Американского континента, одна на японских островах и это не считая множества европейских. Повсюду примитивные произведения американской художницы были тепло встречены и зрителями, и критиками. В 1949 сам президент США - Гарри Трумен - вручал прославившейся старушке премию Национального женского Пресс–клуба, а в 100-летний ее юбилей губернатор Штата Нью-Йорк Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября "днём Бабушки Мозес". Её фотографии печатались на обложках журналов "Тайм" и "Лайф", мало того, именем этой хрупкой женщины назван кратер на Венере. Могла ли об этом когда-нибудь мечтать простая женщина из глухой деревни. Ну, конечно же - нет.



Однако самого обычного зрителя восхищали и поражали не так живописные работы художницы, как личность самой Бабушки Мозес, (так прозвали её журналисты), которая прожила тяжелую деревенскую жизнь длиною в целый век. Умерла художница на 101 году жизни, оставив после себя наследие в 1600 картин и рисунков.

А так все начиналось...


Родилась Анна в окрестностях штата Нью-Йорк в 1860 году, в графстве Вашингтон, которое в те далекие годы было глухоманью. В детские годы Анна Мэри получила элементарное образование, научившись лишь чтению и письму, что, впрочем, было вполне закономерным для детей бедняков того времени. В дальнейшем её ждал тяжёлый деревенский наемный труд от зари - до зари на богатых соседей, к которым ее отдали в услужение 11-летней девочкой. Да и когда выросла Анна, мало чего изменилось в ее жизни.


Выйдя замуж за такого же наемного рабочего, за душой которого не было и гроша, еще долгие годы ей пришлось тяжело работать на господ. И прошло восемнадцать лет, прежде чем они с мужем смогли скопить деньги для приобретения участка земли и постройки собственной фермы. В 1905 году супруги обосновались на своей ферме неподалеку от небольшого города Орлиный Мост. И к тому времени у четы Мозесов уже было пятеро детей.


Просыпалась Анна до зари, и подоив коров, спешила в поле. В ее обязанности входило также воспитание детей, уборка дома, стирка, готовка обедов. Вся жизнь бедной женщины проходила в тяжких трудах и заботах о близких. Поэтому ее организм быстро износился, и физически работать к старости она уже не могла. В 1927 году муж Анны, Томас Мозес скоропостижно скончался, и делами фермы занялся меньший сын. А мать, уже не в силах вести хозяйство на ферме, увлеклась вышивкой. Но вскоре и этот труд стал для нее непосильным: мучительные суставные боли лишили женщину и этого занятия.


В 76 летнем возрасте женщина, по совету дочери решила взяться за кисти и краски.
Первые свои работы она щедро раздаривала родным и знакомым односельчанам. Таким образом, несколько работ оказались на стенах местной аптеки. Их то и заприметил проезжий инженер, коллекционировавший живопись. Ему понравились примитивные, но весьма милые творения начинающей художницы, и он за сущие гроши приобрел несколько картинок у бабушки Мозес. Это случилось в 1938 году. Как потом оказалось, это был первый ее шаг к славе и популярности.


И нужно отметить, что решение заняться живописью было весьма кстати: конец 30-х годов в США был именно тем временем, когда интерес к художникам-самоучкам "из глубинки" достиг своего апогея. Их работы охотно экспонировали выставочные залы, и частные галереи, а также Музей современного искусства.


Появление самобытной художницы на небосводе американского искусства вызвал настоящий фурор - публика буквально влюбилась в эту "сухонькую, небольшого роста, очень простую и обаятельную старушку с живыми глазами, одетую в простое чёрное платье и видавшую виды викторианскую шляпку".


В течение последующего года рисунки Анны Мозес с подачи инженера Луиса Калдора успешно экспонировались в одной из нью-йоркской галерей и привлекли к себе немалое внимание коллекционеров и любителей живописи.


Во второй половине 40-х годов экспозиции примитивных произведений Бабушки Мозес с аншлагом прошли во многих европейских странах, в том числе и Японии. В 1952 году с подачи президента страны была издана её автобиография. А в 1960 году, к столетию пресловутой бабушки, её фотография, сделанная знаменитым фотографом Корнеллом Капой, была размещена на обложке журнала «Лайф».


Живопись Бабушки Мозес, посвященная деревенским пейзажам и бытовым сценам из жизни крестьян, очень напоминает детские рисунки. Художница предпочтение отдавала зимним видам, летние писала реже. И что любопытно, одно из первых творений Мозес, проданное ею проезжему коллекционеру за 10 долларов в 1942 году, в 2004 возросло в цене на арт-торгах до 60 тысяч долларов.


Один критик так высказался о работах и популярности Анны Мари Мозес: "Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет. Её деревенские пасторали, сценки из быта американских фермеров прелестны и, безусловно, заслуживают место в истории искусства. Хотя сама по себе наивная живопись нигде и никогда не пользовалась большой популярностью."

Бабушка Мозес "на передовой" американской пропаганды


Закончившись в 1945 году, Вторая мировая плавно перешла в холодную войну идеологий. Соединенные штаты как никогда нуждалась в собственном искусстве, как в элементе пропаганды. И Бабушка Мозес вынужденно оказалась "на передовой". Ее работы стали главными экспонатами передвижных выставок, организованных Информационной службой США в пострадавшей от войны Европе.


Душевно и искренне принимаемые европейскими зрителями картины Анны Мозес вызвали немалый резонанс в самой Америке. "Европейцы любят думать, что Бабушка Мозес представляет американское искусство. Они хвалят нашу наивность и честность, но отказывают нам в возможности полноценного, искушённого художественного выражения. Бабушка Мозес – именно то, что они ожидают от нас, что они готовы нам позволить" , – писали в своих статьях возмущенные журналисты "Нью-Йорк Таймс" в 1950 году, отстаивая интересы американских художников-профессионалов.


И так как мастера живописи слишком длительное время считали себя незаслуженно задвинутыми на второй план, борьба с живописцами примитивистами разразилась не на шутку, и в итоге увенчалась победой профессионалов. Так, к концу 40-х годов интерес американского арт-рынка к "наивному искусству" иссяк практически полностью. Лишь бабушка Мозес оставалась последней "крепостью", да и то, до тех пор, пока критики не списали её популярность "на низменные вкусы публики и политические игры".


Вокруг имени художницы еще некоторое время "ломали копья критики", а вскоре и вовсе призабли о легендарной бабушке. А она продолжала тихо жить на своей ферме и по-прежнему писать свои примитивные картины, и ее совершенно не тревожил тот факт, что на её имени были сделаны огромные деньги, так как работы художницы во время пика ее популярности тиражировались миллионами экземпляров в виде открыток, марок, плакатов. Бабушке Мозес было достаточно знать, что ее труд хоть кому-то принес радость, и ее мало заботило мнение художественных критиков.


И наконец, чтобы объективно оценить степень популярности и известности Анны Мозес в качестве художника в американском искусстве средины прошлого века, хотелось бы отметить, что в свое время гению самопиара Энди Уорхолу такое внимание и почитание публики даже и не снилось. А Бабушка Мозес без особых на то усилий стала самой знаменитой американской художницей ХХ столетия.


В продолжение темы о примитивизме в живописи, картинами которой был очарован сам Марк Шагал.