Сперанский биография. Политические реформы сперанского

Михаил Михайлович Сперанский родился в январе 1772 г. в семье сельского священника села Черкутина Владимирской губернии. Отец определил его в Суздальскую духовную семинарию. В январе 1790 г. он был отправлен в Петербург в недавно основанную Первую духовную семинарию. После окончания в 1792 г. семинарии Сперанский был оставлен преподавателем математики, физики и красноречия, французского языка. Все предметы Сперанский преподавал с большим успехом. С 1795 г. он стал также читать лекции по философии и получил должность "префекта семинарии". Жажда знания заставила его перейти на гражданскую службу. Он думал ехать за границу и довершить свое образование в немецких университетах.

Петербургский митрополит Гавриил рекомендовал его в качестве личного секретаря князю Куракину. В 1796 г. назначенный на должность генерал-прокурора Куракин взял Сперанского на государственную службу и поручил ему заведовать своей канцелярией. Сперанский принес в русскую неопрятную канцелярию XVIII в. необыкновенно выправленный ум, способный бесконечно работать и отличное умение говорить и писать. По всему этому, разумеется, он был настоящей находкой для канцелярского мира. Этим подготовилась его необыкновенно быстрая служебная карьера. Уже при Павле он получил известность в петербургском чиновном мире. В январе 1797 г. Сперанский получил чин титулярного советника, в апреле того же года - коллежского асессора (этот чин давал личное дворянство), в январе 1798 г. - надворного советника, а в сентябре 1799 г. - коллежского советника.

В ноябре 1798 г. он женился на англичанке Елизавете Стивенс. Его счастливая жизнь была недолгой - в сентябре 1799 г., вскоре после рождения дочери, его жена умерла.

Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. По характеру своего образования он был идеолог, как тогда говорили, или теоретик, как назвали бы его в настоящее время. Ум его вырос в упорной работе над отвлеченными понятиями и привык с пренебрежением относиться к простым житейским явлениям. Сперанский имел необыкновенно крепкий ум, каких всегда бывает мало, а в тот философский век было меньше, чем когда-либо. Упорная работа над отвлеченностями придала необыкновенную энергию и гибкость мышлению Сперанского. Ему легко давались самые трудные и причудливые комбинации идей. Благодаря такому мышлению Сперанский стал воплощенной системой, но именно это усиленное развитие отвлеченного мышления составляло важный недостаток в его практической деятельности. Продолжительным и упорным трудом Сперанский заготовил себе обширный запас разнообразных знаний и идей. В этом запасе было много роскоши, удовлетворявшей изысканным требованиям умственного комфорта, было, может быть, даже много лишнего и слишком мало того, что было нужно для низменных нужд человека, для понимания действительности. В этом он походил на Александра, и на этом они сошлись друг с другом. Но Сперанский отличался от государя тем, что у первого вся умственная роскошь была прибрана и стройно расставлена по местам. Самый запутанный вопрос в его изложении приобретал упорядоченную стройность.

Взлет Сперанского начался в царствование Александра I в марте 1801 г.

По воцарении Александра Сперанский был переведен в новообразованный Непременный совет, где ему поручено было управлять экспедицией гражданских и духовных дел. Сперанский был назначен на пост статс-секретаря при государственном секретаре Трощинском, а в июле того же года получил чин действительного статского советника, дававший право на потомственное дворянство. В 1802 г. он был переведен на службу в Министерство внутренних дел и назначен директором второго департамента министерства, в ведении которого находились "полиция и благосостояние империи". Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г., были редактированы Сперанским как управляющим департаментом министерства внутренних дел. В 1803 году по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя как сторонник постепенного преобразования самодержавия в конституционную монархию на основе продуманного плана. В 1806 году, когда первые сотрудники императора удалялись от императора один за другим, министр внутренних дел Кочубей во время своей болезни послал вместо себя Сперанского с докладом к Александру. Встреча с ним произвела на Александра большое впечатление. Император, уже знавший ловкого и расторопного статс-секретаря, был изумлен искусством, с каким был составлен и прочитан доклад. Сначала он приблизил к себе Сперанского как "делового секретаря", а затем как ближайшего помощника: стал давать ему личные поручения и брать с собой в частные поездки.

В сентябре 1808 г. Александр взял Сперанского на встречу в Эрфурте с Наполеоном. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. По возвращении в Россию Сперанский сделался наиболее близким к Александру лицом. Кроме военных и дипломатических сфер в поле зрения Сперанского перешли все стороны политики и управления Россией, а в конце 1808 г. Александр поручил Сперанскому составление Плана государственного преобразования России. Тогда же он был назначен товарищем министра юстиции.

Становление общественно-политических взглядов М.М. Сперанского

Один из факторов формирования мировоззрения человека – воздействие семьи, ближайшего окружения. Отец Михаила Михайловича был сельским священником. Он немного времени уделял семье, а мать часто была занята делами по дому. Михаил был физически слаб, и поэтому вместо игр со сверстниками часто беседовал со своим дедом и много читал.

В жизни М.М. Сперанского было несколько судьбоносных знакомств. Первым стала встреча с духовником Александра I – протоиереем Андреем Афанасьевичем Самборским – человеком образованным, знатоком астрономии. Будучи в гостях у отца Сперанского, он побеседовал с мальчиком и пригласил его в Петербург.

Приглашение, невзначай данное А.А. Самборским в далеком 1778 году, было принято: после учёбы в семинарии во Владимире, М.М. Сперанский продолжил обучение в Александро-Невской семинарии в Петербурге. Образование в семинарии шло с учетом научных достижений философов-просветителей и представителей точных наук.

Знакомство с генерал-прокурором Алексеем Борисовичем Куракиным – второе судьбоносное знакомство в жизни Михаила Михайловича. Как отмечает В.А. Томсинов, М.М. Сперанский обладал «необыкновенной умственной энергией, искусством быстрого логичного письма» , что сыграло немалую роль при его приеме на должность домашнего секретаря. А.Б. Куракин дал поручение написать несколько писем – поручение было выполнено за одну ночь. Удивленный А.Б. Куракин позвал М.М. Сперанского на службу в должности титулярного советника, и тот согласился.

В жизни человека настаёт определенный момент, когда он оказывается на перепутье. Наука перевесила для Сперанского чашу вес, где на другой чаше была религиозная деятельность. Никто не может с уверенностью назвать решающий фактор, определивший этот выбор – быть может, М.М. Сперанский чувствовал, что он может сделать жизнь России лучше, пойдя по этому пути, а может, мыслил слишком вольно – всё это предположения, не более того.

В 1801 году Михаил Михайлович был возведен в чин статского советника. Недалек был момент личного знакомства с императором – это случилось в 1806 году.

М.М. Сперанский как идеолог и практик конституционной монархии: государственная деятельность и воззрения на государство

Михаил Михайлович считал, что власть должна быть ограничена законом, что правительство имеет источником своей власти народ, а сила правительства формируется из силы народной, является производной. В теории М.М. Сперанский выделяет две основные силы: силу народную и силу правительственную. «Силы, вверенные народом правительству, в руках его соединялись в одну массу. Из сил физических составлялись войски, из богатств народных – деньги, из уважения – почести» . Народ должен ограничивать правительство посредством защиты границ власти, для чего ему необходимо консолидироваться, дабы не действовал принцип «разделяй и властвуй». Так как это весьма непростое занятие – следить за соблюдением границ власти, оно должно быть поручено элите, так называемому независимому высшему классу. В записке «Об усовершенствовании народного воспитания» предлагается установление зависимости между чином и уровнем образования, чиновники обязаны были сдавать экзамены. Помимо этого, гарантом законности должны стать, по мнению М.М. Сперанского, свобода печати и гласность.

В записке «О коренных законах государства» М.М. Сперанский различает внешний образ правления – правовую базу – и внутренний – реальную расстановку сил в государстве. Действующая конституция – и есть соотношение этих сил; Сперанский понимает конституцию как существующее положение дел, что впоследствии в 1862 году Ф. Лассаль назовет «фактическим отношением сил». Когда внешний образ правления не соответствует внутреннему, имеет место порок государственного устройства.

В 1809 году Михаил Михайлович по поручению Александра I создает «План государственного преобразования». «Введение к уложению государственных законов» 1809 года включает в себя два отделения: о плане и разуме государственного уложения. В первой идет речь о государственных и коренных государственных законах, во второй о государственном устройстве и законотворчестве.

Гражданские права понимались Сперанским как защита имущества и прав лица, а политические – как гарантия прав гражданских, реализуемая посредством разделения властей. Политические права состояли в «участии в силах государственных: законодательной, судной и исполнительной» .

Михаил Михайлович предлагал следующую сословную структуру населения: а) дворяне и люди среднего состояния, которые имеют все гражданские права, а политические – в зависимости от количества имущества, б) рабочий народ, который также имеет гражданские права, но вовсе не обладает политическими. М.М. Сперанский это обосновывал тем, что люди, не имеющие собственности, не способны участвовать в процессе законотворчества. «Какая, например, нужда человеку без собственности ограничивать закон о податях вещественных, когда закон сей на него не падает» .

Парламент – Государственная Дума – задумывался Михаилом Михайловичем как верховный законодательный орган, выборы в который должны носить многоступенчатый характер; формирование предполагалось начинать на уровне волостных дум. Законодательная инициатива, по Сперанскому, должна принадлежать правительству, рассмотрение и принятие законов – компетенция Государственной Думы, а утверждение законов – прерогатива императора.

В 1810 году создается Государственный Совет – координационный совещательный орган, и М.М. Сперанский занимает в нем пост государственного секретаря, фактически становясь вторым лицом в государстве. Он оказывает влияние практически на все сферы государственной деятельности – от законотворчества до международной политики.

Но модернизация государства не представляется возможной без трансформации правовой базы. И это становится одной из приоритетных направлений деятельности Сперанского. Лучшим делением законов, по его мнению, было их деление на три рода: закон государственный (конституционный), закон гражданский и закон уголовный. Два последние закона – уложение .

Попытка систематизации законодательства была предпринята при Александре I, которая с 1810 года проходила под руководством М.М. Сперанского. Но так как в 1812 году началась Отечественная война, а при составлении проектов гражданского уложения за образец было взято французское законодательство, работа была прервана.

Николай I в 1826 году создаетВторое отделение Собственной канцелярии Его Величества, где начинается работа по систематизации законодательства, которая должна была включать в себя три этапа: инкорпорацию всех правовых актов Российской империи, что выразилось в издании в 1830 году Полного собрания законов Российской империи в период с 1649 по 1825 годы; инкорпорацию действующего законодательства в виде создания Свода законов, впервые вышедшего в 1832 году; и кодификацию – распределение норм по отраслям с включением новелл.

При М.М. Сперанском были проведены первые два этапа систематизации. Полное собрание законов Российской империи первоначально вышло в составе 40 томов и 4 томов указателей, а Свод законов – в 15 томах. Свод законов заложил основы для развития законодательства Российской империи, без чего была бы немыслима Судебная реформа 1864 года .

Для кого-то М.М. Сперанский – великий реформатор, для кого-то – масон, «разбудивший» декабристов, для кого-то – неудачливый политик… Разность мнений говорит о сложности образа Михаила Михайловича. Но он, бесспорно, был Государственным деятелем с большой буквы, светилом русской администрации, как назвал его М.А. Корф. Последний так описывал Михаила Михайловича в своём дневнике: «Сперва ничтожный семинарист, потом всемогущий временщик, знаменитый изгнанник, восставший от падения с не увядшими силами, наконец, бессмертный зиждитель Свода законов, столь же исполинского в мысли, как и в исполнении, - он и гением своим, и чудными своими судьбами стал каким-то гигантом над всеми современниками»

Знаменитый государственный деятель.

России Михаил Михайлович Сперанский родился в январе 1772 г. в бедной семье сельского священника села Черкутина Владимирской губернии. Несколько поколений его предков служили священниками. Эта же судьба была с детства предназначена Михаилу Михайловичу. В шестилетнем возрасте он уже читал в сельском храме «часы», «Апостол» и пел на клиросе. Когда мальчику исполнилось семь лет, отец определил его во Владимирскую духовную семинарию. Учебная программа этого заведения включала помимо богословских предметов математику, физику, риторику, латинский и греческий языки. Замечательные способности Сперанского проявились с первых лет обучения, и он до последнего класса удерживал среди учеников первое место.

В январе 1790 г. в числе лучших выпускников он был отправлен в Петербург в недавно основанную Первую духовную семинарию. Образование здесь было более «светским» и приближалось к университетскому. Широко изучались гражданская история (античная, средневековая и новая), философия, математика, механика, физика, география, новые европейские языки, особенно французский. После окончания в 1792 г. семинарии Сперанский был оставлен при ней преподавателем математики, физики и красноречия. С 1795 г. - он стал также читать лекции по философии и получил важную должность «префекта семинарии».

Но несмотря на такую разностороннюю деятельность жалование Сперанскому было положено очень маленькое, обеспечивающее лишь скромное существование. Петербургский митрополит Гавриил, желая дать молодому преподавателю «частный заработок», рекомендовал его в качестве личного секретаря богатому и влиятельному вельможе князю Куракину. В виде проверки князь дал Сперанскому задание за ночь составить 11 писем с разным содержанием. К 8 часам утра задание было исполнено. Куракин пришел от писем Сперанского в восторг и без колебания принял его в домашние секретари. В 1796 г. назначенный на должность генерал-прокурора Куракин взял Сперанского на государственную службу и поручил ему заведовать своей канцелярией. Блестящие способности и необычайное трудолюбие обеспечило ему быстрое продвижение по чиновничье-иерархической лестнице. По словам Ключевского, «Сперанский принес в русскую неопрятную канцелярию XVIII века необыкновенно выправленный ум, способность бесконечно работать (48 часов в сутки) и отличное умение говорить и писать. По всему этому он был настоящей находкой канцелярского мира. Этим подготовлялась его необыкновенно быстрая служебная карьера». В январе 1797 г. Сперанский получил чин титулярного советника, в апреле того же года - коллежского асессора (этот чин давал личное дворянство), в январе 1798 г. - надворного советника, а в сентябре 1799 г. - коллежского советника.

Карьера Сперанского не остановилась даже после того, как в августе 1798 г.

Куракин был неожиданно снят со своего поста и отправлен императором Павлом І в ссылку. Сперанский оставался во главе канцелярии и при последующих генерал-прокурорах. В ноябре 1798 г. он женился на англичанке Елизавете Стивене, которую горячо и страстно любил. К несчастью, его супружеская жизнь была недолгой - в сентябре 1799 г., вскоре после рождения дочери, его жена умерла. Сперанский был так потрясен горем, что едва не покончил с собой.

Только любовь к дочери вернула его к жизни.

Подлинный взлет Сперанского начался с восшествием на российский престол Александра I. Как известно, этот государь, принимая власть, имел в душе искреннее намерение провести в России глубокие либеральные реформы. При нем на ведущие посты стали выдвигаться молодые, по-новому мыслящие люди.

Государственные дельцы старого екатерининского поколения постепенно сходили со сцены. В этой ситуации перед деятелями, подобными Сперанскому, открылись широкие перспективы. Уже в марте 1801 г. он был назначен на пост статс-секретаря при государственном секретаре Трощинском, а в июле того же года получил чин действительного статского советника, дававший право на потомственное дворянство. Впрочем, на этом посту Сперанский находился недолго. В 1802 г. он был переведен на службу в недавно образованное Министерство внутренних дел и назначен директором второго, наиболее важного, департамента министерства, в ведении которого находились «полиция и благосостояние империи». Однажды, в 1806 г., министр внутренних дед Кочубей из-за болезни не смог прибыть с докладом к императору и послал вместо себя Сперанского. Первая же встреча с ним произвела на Александра большое впечатление. Он был изумлен четкостью и изяществом его доклада, сразу оценил ум, старательность и исполнительность докладчика и увидел в нем человека, которого уже давно искал. Сначала он приблизил к себе Спе райского как «делового секретаря», а затем как ближайшего помощника - і стал давать ему личные поручения и брать с собой в частные поездки.

В сентябре 1808 г. Александр взял Сперанского на эрфуртскую встречу с1 Наполеоном. Здесь Сперанский имел несколько «приватных» бесед с французским императором. Позже Наполеон отзывался о нем как о «единственной светлой голове в России». Александру же он сказал: «Какого человека вы имеете при себе! Я отдал бы за него королевство!» По возвращении в Россию Сперанский сделался наиболее близким к Александру лицом. Они проводили. вместе целые вечера в чтении и обсуждении составленных Сперанским или другими проектов законов и записок по разным вопросам, в беседах об устройстве администрации и совершенствовании законодательства. Кроме военных и отчасти дипломатических сфер в поле зрения Сперанского перешли все стороны политики и управления Россией, а в конце 1808 г. Александр поручил Сперанскому составление Плана государственного преобразования России. Тогда же он был назначен товарищем министра юстиции.

Сперанский принялся за проект с присущей ему энергией и ответственностью. Он весь ушел в это дело, отдав ему всю силу своего ума. Рассказывают, что он превратился на время в отшельника, оставляя свой кабинет только для бесед с императором. При подготовке своего Плана Сперанский исходил из новейших политических учений, утвердившихся в XVIII веке. Согласно ему все сословия русского общества должны были быть уравнены в своих правах и перед законом. Крестьяне должны были государственным указом получить личную свободу (но без земли).

Система управления в соответствии с принципом разделения властей составлялась из тройного рода учреждений - законодательных, исполнительных и судебных, причем все эти учреждения сверху донизу, с сельской волости до вершины управления, имели земский выборный характер. Во главе всего этого здания должны были стоять три учреждения: законодательное - Государственная дума, состоящая из депутатов всех сословий, исполнительное - министерства, ответственные перед Думой, и судебное - Сенат. Деятельность трех высших учреждений должна была объединяться Государственным советом, состоявшим непосредственно при императоре.

Работа над Планом проходила с исключительной быстротой. Начатый в конце 1808 г. он в конце октября 1809 г. уже лежал готовый на столе императора. По свидетельству биографа Сперанского Корфа, октябрь и ноябрь «прошли в ежедневном почти рассмотрении разных частей этого Плана, в которых государь делал свои поправки и дополнения». Признав проект в целом «полезным и удовлетворительным», он, однако, отказался целиком вводить его в действие, справедливо полагая, что «необходимы сперва разные переходные меры». В первую очередь указом 1 января 1810 г. был обнародован манифест об учреждении Государственного совета, и в тот же день состоялось его открытие. В состав его входили все министры и высшие сановники, назначаемые государем. В задачу этого важного органа (который просуществовал до 1906 г.) входило отныне рассмотрение проектов новых законов по всем отраслям управления, а также обсуждение всех вопросов государственного устройства. Принятие окончательного решения, однако, оставалось за императором.

Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия во главе с государственным секретарем, которым был назначен Сперанский. Поскольку все законопроекты первоначально направлялись в эту канцелярию и редактировались там, значение Сперанского в принятии всех государственных решений было очень велико.

За учреждением Государственного совета последовала другая важная мера в области высшего управления - министерская реформа 1810–1811 гг. Министерства, в которые сентябрьским манифестом 1802 г. были преобразованы петровские коллегии, работали весьма непродуктивно. Причина этого, по мнению Сперанского, заключалась в том, что, во-первых, не была точно определена ответственность министров и, во-вторых, не было четкого распределения сфер деятельности между министерствами, так что они постоянно вторгались в дела друг друга. Исправляя эти недостатки, Сперанский подготовил два важных акта, реформирующих их деятельность. В июле 1810 г. был обнародован манифест «О разделении государственных дел по министерствам».

Здесь провозглашались новые принципы разделения высшего управления и строго определялся круг вопросов, передаваемых в ведение каждого министерства. В июле 1811 г. было издано «Общее уложение министерств». Здесь определены были состав и делопроизводство министерств, пределы их власти, ответственность и другие вопросы министерского управления. Оба эти акта по стройности плана, логической последовательности его развития, по своеобразности и точности изложения являли собой образцовые произведения высшего законодательства. После их введения работа министерств и в целом государственного аппарата заметно улучшилась. Сперанский справедливо гордился этой реформой. (Порядок, установленный им, оставался без изменений вплоть до 1917 г.) Помимо сложных вопросов государственной реформы на Сперанского в 1809 г. возложено было решение еще одной сложнейшей задачи - оздоровление финансовой системы, которая после войн 1805–1807 гг. находилась в состоянии глубочайшего расстройства. Впрочем, еще со времен Екатерины II государственный бюджет России всегда был дефицитным - расходы всегда превышали доходы. Дефицит обычно покрывали за счет займов или выпуска бумажных денег. Но такая политика не могла продолжаться бесконечно. Если в 1807 г. расходы превышали доход в бюджете в полтора раза, то к 1810 г. - уже почти в два раза (при 125 млн. руб. дохода и 230 млн. рублей расходов).

Общий государственный долг достиг астрономической суммы - 677 млн. руб.

Курс ассигнационного (бумажного) рубля по отношению к серебряному упал с 73 коп. в 1807 г. до 25 коп. в 1810 г. Россия стояла на грани государственного банкротства. Предложенный Сперанским план финансовых реформ был основан на двух началах - на совершенном прекращении выпуска новых ассигнаций с постепенным изъятием старых и на повышении всех налогов. В 1810–1812 гг. все налоги были повышены более чем в два раза (в том числе подушная подать с крестьян, сборы с купеческих капиталов, пошлины), увеличилась цена соли и питейные сборы. Были даже обложены налогами все помещичьи земли, чего до этого никогда не бывало. В результате этих мер к 1812 г. государственные доходы возросли сразу до 300 млн. рублей. Таким образом Сперанский не только устранил угрозу банкротства, но и изыскал средства на подготовку к войне.

Однако понятно, что решение финансовых проблем таким образом произвело громкий ропот в обществе. Резкий рост налогов вызвал недовольство крестьян и купечества. Дворянство, которому давно уже были подозрительны реформаторские планы Сперанского, негодовало в полный голос. Но особенно много врагов было у Сперанского среди высших сановников. Его огромное влияние, его близость к государю, его либеральные проекты вызывали-у них сильнейшую ненависть. Был пущен слух, что Сперанский - французский шпион. В то время когда война с Наполеоном была уже не за горами, когда начинало разворачиваться патриотическое движение, это обвинение было весьма опасным. Люди, близкие к Александру, сделали все возможное, чтобы поссорить его со Сперанским. Их старания не были тщетны. Мнительный и весьма чувствительный к обидам император в начале 1812 г. заметно охладел к Сперанскому и начал избегать его. Они встречались все реже и реже. О прежней близости уже не было и речи. А 17 марта неожиданно последовал указ о высылке Сперанского из столицы в Нижний Новгород, причем без всякого указания причины опалы. Сперанский даже не был отправлен в отставку.

В сентябре того же года Сперанского перевели в Пермь, где он и прожил до лета 1814 г. В конце августа был издан манифест «О всепрощении преступников». Среди лиц, получивших амнистию по этому указу, был также Сперанский. Он переехал в свое имение Великополье в Новгородской губернии, где в тиши и научных трудах провел еще два года. За время деревенского уединения он основательно изучил творения святых отцов, написал несколько рассуждений по богословским, философским, юридическим вопросам и перевел большую часть многотомного сочинения Фомы Кемпийского «О подражании Христу». Он занимался также самообразованием - выучил английский, немецкий и древнееврейский языки. Наконец «уединенная и спокойная» жизнь начала тяготить его. Сперанский стремился к государственной службе. В 1816 г. он обратился за содействием к Аракчееву. Всесильный фаворит согласился помочь, и в августе того же года императорским указом Сперанский был назначен Пензенским гражданским губернатором.

Пензенская губерния считалась в то время далекой и глухой провинцией.

Сперанского встретили здесь с сильным предубеждением. Он начал с того, что стал разъезжать по всем местным «знаменитостям», общаться с ними и своим тактом, открытостью расположил многих к себе. Сперанский «открыл свободный к себе доступ» с просьбами и жалобами и принимал посетителей «с утра до вечера». В короткий срок весь аппарат губернского управления был обновлен. Затем, объезжая один уезд за другим, Сперанский произвел ревизию уездной администрации и много сделал для наведения здесь порядка.

В марте 1819 г. Александр назначил Сперанского генерал-губернатором Сибири. Этот отдаленный российский край пребывал в то время в полной власти местной администрации, которая управляла им произвольно и бесконтрольно. Местные губернаторы были печально знамениты своей жестокостью и деспотизмом. Зная об этом, император поручил Сперанскому тщательно исследовать все беззакония и наделил его самыми широкими полномочиями;

Сперанский мог отстранять от должности любого начальника, мог придавать виновных суду и был ничем не ограничен в проведении нужных мер и реформ.

Сперанский немедленно отправился в путь. По мере продвижения к Иркутску рос поток жалоб местных жителей на беззакония и самоуправство местных властей. «Чем далее спускаюсь я на дно Сибири, - писал Сперанский в одном из писем, - тем более нахожу зла, зла почти нестерпимого». Новому генерал-губернатору приходилось одновременно и проводить ревизию вверенного ему края, и управлять им, и разрабатывать основы первостепенных реформ. На помощь Сперанскому пришли его ясный аналитический ум и феноменальная работоспособность. Первым делом он составил себе личную канцелярию из честных и преданных ему людей. Затем он начал инспекционные поездки - объездил Иркутскую губернию, побывал в Якутии и Забайкалье. В начале 1820 г. он добрался до Нерчинска - пограничного центра торговли России с Китаем. Для исследования преступлений сибирских чиновников были образованы три следственных комиссии, которые привлекли к суду около 700 человек. Из них более 400 за злоупотребления и казнокрадство были посажены в тюрьму. Однако Сперанский понимал, что зло коренилось не столько в людях, сколько в самой системе управления Сибирью - в недостатке контроля, в неразвитости учреждений и в плохой разработке основополагающих законов.

Стараясь поднять и развить этот богатейший край, он учредил Главное управление торговли Сибири, Казенную палату для решения земельных и финансовых вопросов, принял целый ряд мер для поощрения сельского хозяйства, торговли и промышленности края. Был выработан и принят целый ряд важнейших правовых актов: о порядке управления губерниями, о взаимоотношении различных групп населения (особенно русских и нерусских, например «Устав об управлении сибирских киргизов»), о статусе и положении ссыльных («Уставы о ссыльных»), о торговле и путях сообщения («Положение о хлебных запасах Сибири», «Постановление о пределах плавания и о порядке приморских сношений» и др.). Помимо этого Сперанским было тщательно продумано и разработано множество других «уставов», «положений», «правил» и «табелей». Итогом деятельности Сперанского на посту сибирского генерал-губернатора, по существу, новой главой в истории Сибири, стало фундаментальное «Уложение для управления Сибирью», детально рассматривающее устройство, управление, судопроизводство и экономику этой части Российской империи. (Как и все, что делал Сперанский, эти акты оказались настолько хорошо продуманными, что действовали без всяких изменений до начала XX века.) В марте 1821 г. Александр позволил Сперанскому вернуться в Петербург и назначил членом Государственного совета. Ему поручили разработку важных законопроектов, однако прежнего значения в государственной системе он уже никогда не имел - ближайшим помощником императора вплоть до его смерти оставался граф Аракчеев.

Смерть Александра и восстание декабристов привели к очередным переменам в судьбе Сперанского. Поначалу у нового императора Николая I были сильные подозрения против него. И действительно, выяснилось, что декабристы возлагали на знаменитого реформатора большие надежды и собирались доверить ему важные посты в своем будущем правительстве. Однако полная непричастность Сперанского к заговору вскоре была совершенно доказана.

Следствие по его делу прекратили. Вскоре он был введен в состав Верховного уголовного суда, учрежденного над декабристами, и сыграл в этом судилище далеко не последнюю роль. Хотя Сперанский и старался «держаться в тени» в качестве рядового члена суда, на самом деле он сразу сделался его важнейшей движущей пружиной. Именно он детально разработал всю процессуальную сторону суда и программу его деятельности, ему же принадлежала строго раз- д работанная классификация обвиняемых по разрядам. Свои соображения Сперанский подавал в виде проекта, и рекомендации его были приняты и испол-Ц нены Верховным судом во всех деталях. После окончания следствия и суда над декабристами Сперанскому поруче»! но было другое важное дело ~ кодификация российских законов. Дело это имело давнюю .

Последняя кодификация правовых актов провод’илась в России в 1649 г. при царе Алексее Михайловиче. За двести последующих лет по самым разным поводам было выпущено огромное количество за- Іц конов. Разобраться в этой огромной массе несистематизированных актов было чрезвычайно сложно, и отсутствие должного порядка в законодательстве порождало многочисленные злоупотребления в судах. На это, кстати, указывали и многие декабристы. «У нас указ на указ: одно разрушает, другое возобновляет, и на каждый случай найдутся многие узаконения, одни с другими несогласные, - читаем в «Своде» их показаний. - От сего сильный и ябедники і торжествуют, а бедность и невинность страдают». Это обвинение соответствовало действительности. Еще Петр I сознавал настоятельную потребность разработать для государства строгий кодекс. Работы над ним с перерывами велись с 1700 г. Но из-за сложности задачи и колоссального объема материала дело за сто с лишним лет так и не сдвинулось с места. Должен был появиться человек со способностями и талантами Сперанского, чтобы привести его наконец к благополучному завершению.

В январе 1826 г. специально для проведения кодификации было образовано II отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Во главе него был поставлен Балугьянский, но фактически всей работой этого отделения руководил Сперанский. Он начал с того, что из разных канцелярий и архивов все указы, уставы и регламенты, начиная с Уложения 1649 г. и кончая последним указом императора Александра I, расположил их в хронологическом порядке и напечатал, дав сборнику заглавие «Полное собрание законов Российской империи». Всего было издано 45 объемистых томов, в которые вошли около 31 000 законодательных актов, причем каждый том сопровождался рисунками, таблицами и глубоко продуманными указателями.

На столь грандиозную работу Сперанский затратил менее четырех лет: начав в 1826 г., он завершил ее в 1830-м. Это полное собрание законов Сперанский положил в основание Свода действующих законов. С этой целью из различных актов он брал годные к действию узаконения, облекал их в краткие статьи, применяясь к тексту подлинника, и со ссылками на источник располагал в систематическом порядке, сводя их в особые уставы. Так был составлен «Свод законов Российской империи», изданный в 1833 г. в 15 томах. В первых трех томах были изложены законы «основные и учредительные», то есть определяющие пределы власти и порядок делопроизводства правительственных учреждений. Государственного совета, Сената, министерств, губернского управления и т. д. В дальнейших пяти томах (с 4-го по 8-й) были изложены законы «государственных сил», то есть средств, которыми питается государство, законы о государственных повинностях, доходах и имуществе. В 9-м томе излагались законы «о состояниях», то есть о сословиях, в 10-м - законы гражданские и межевые, в томах с 11-го по 14-й - законы «государственного благоустройства и благочиния», то есть полицейские, и, наконец, в последнем 15-м - уголовные. В январе 1833 г. Государственный совет постановил считать Свод законов основным юр идико-правовым актом Российской империи.

Император очень высоко оценил проделанную Сперанским работу и прямо на заседании совета возложил на него снятую с себя ленту ордена Андрея Первозванного. В том же году Сперанский был назначен председателем департамента законов - самого важного в Государственном совете.

В последующие годы Сперанский привел в надлежащий порядок и кодифицировал огромную массу разрозненных законов, касающихся военного ведомства и национальных регионов России. Под его редакцией вышел 12-томный «Свод военных постановлений», а также Своды законов для остзейских, западных губерний и Великого княжества Финляндского. Наряду с этим в 1834–1837 гг. Сперанский преподавал основы права наследнику престола Александру Николаевичу (будущему Александру II). Исключительная работоспособность не оставляла его до самой старости. Только в 1838 г., на 67-м году жизни, он стал чувствовать сильные недомогания - его донимали гастрит и воспаление печени, но он по-прежнему не оставлял своих трудов. В январе 1839 г. Николай пожаловал Сперанскому графский титул. Эта награда как бы подвела итог его беспримерной деятельности - в следующем месяце Сперанский неожиданно скончался. Император был сильно поражен и расстроен его кончиной и много раз говорил, что найти замену такому человеку будет невозможно. И это была совершенная правда - российская бюрократия никогда более не имела в своих рядах столь гениального и разностороннего деятеля, каким был Сперанский.

Великий реформатор Александровской эпохи Михаил Михайлович Сперанский (1772 - 1839) прославился в первую очередь как «отец» русской юриспруденции. Однако самым важным этапом его деятельности стало участие в разработке ряда реформ по улучшению государственного устройства Российской империи. Не без помощи Сперанского был подготовлен указ императора Александра I «О вольных хлебопашцах» (1803). Данный указ разрешал помещикам отпускать своих крепостных на волю вместе с выдачей земельного участка.

Отец Сперанского был сельским священником, так что будущему реформатору пришлось пройти нелегкий путь, прежде чем стать одним из приближенных русского императора. Учился Михаил Михайлович в Петербургской Духовной академии. От других учеников юного Сперанского отличали необыкновенное трудолюбие и тяга к знаниям. Прилежный ученик вскоре занял должность профессора. Сначала Сперанский вел уроки физики и математики, затем стал преподавать красноречие, а через несколько лет добросовестной службы был назначен на пост префекта академии.

В 1797 г. Михаил Сперанский поступает на гражданскую службу в Сенат и становится коллежским асессором, а с приходом к власти Александра I в 1801 г. занимает должность статс-секретаря нового государя. В этот период Сперанский принимает активное участие в подготовке и осуществлении многих либеральных реформ. Так, с его помощью были восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам, отменены телесные наказания священнослужителей, а также ликвидирована тайная экспедиция, наводившая ужас на жителей Российской империи во время правления Павла I. По проекту статс-секретаря осуществляется преобразование системы органов государственного управления, и за отличную службу Сперанский удостаивается ордена Александра Невского.

Однако вскоре отношения между Сперанским и российским императором были сведены на нет. Придворные интриги, слухи о том, что реформатор сотрудничает с врагом России Наполеоном Бонапартом, поселили в русском императоре сомнения. После обвинения в государственной измене в 1812 г. Михаил Михайлович был арестован и сослан в Нижний Новгород, а затем оттуда переведен в Пермь.

Лишь 1816 г. Сперанскому было разрешено вновь приступить к государственной службе. Некогда опальный реформатор исполнял обязанности Пензенского губернатора. Уже в 1821 г. Михаил Михайлович смог вернуться в Петербург, где выступил перед государем с новым проектом Уложения для Сибири.

Во время правления Николая I Сперанский выполняет не менее важную задачу - он занимается кодификацией законов. Результатом его деятельности становятся два объемных труда - «Полное собрание законов Российской империи» и «Свод законов Российской империи».

Перед смертью, в 1839 г., Сперанский удостаивается титула графа.

Интересные факты и даты из жизни

Сперанский , М. М. (1772 - 1839) - известный государственный деятель времен Александра I, сын священника. Окончив петербургскую семинарию, был некоторое время учителем математики и физики, но вскоре бросил преподавательскую работу и поступил на службу в канцелярию генерала-прокурора Куракина. После вступления на престол Александра I Сперанский получает звание статс-секретаря. В 1802 г. он поступает на службу в министерство иностранных дел. Здесь Сперанским был составлен его знаменитый "План государственных преобразований". Основные черты этого плана заключались в следующем: установление законодательного собрания, ответственность правительства перед законодательным собранием, расширение политических прав дворянства и среднего сословия и т. д. В 1808 г. Сперанский был назначен министром юстиции. 8 августа 1809 г. им был издан указ о том, что в звание коллежского ассесора могут производиться только лица, представившие свидетельство об окончании университета. Планы и проекты Сперанского встретили ожесточенный отпор со стороны реакционных правительственных кругов, и в 1812 г., накануне войны с Наполеоном, против которой решительно выступал Сперанский, Александр I уволил его от всех должностей и сослал сначала в Нижний-Новгород, а затем в Пермь. В 1816 г. Сперанский обратился к Александру I с просьбой о помиловании. 30 августа 1816 г. он был назначен пензенским губернатором, а в 1819 г. - сибирским генерал-губернатором. С этого времени Сперанский решительно отказывается от своих прежних либеральных взглядов и становится на точку зрения неограниченного самодержавия. 1 января 1839 г. он был возведен в графское достоинство. Все 1000 биографии по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - - - - -