Над головой нимф или нимб. Изучаем церковные термины: что это такое нимб. Католические и православные

Нимб вокруг головы святого - весьма важная деталь в православной иконографии. О ее значимости говорит то, что традиционно, при написании иконы, определяют пространство, которое занимает нимб. От этого зависит дальнейшее построение композиции.

Нимб главной фигуры должен находиться в вершине равностороннего треугольника (символ Пресвятой Троицы), стороны которого совпадают, по размеру, со сторонами основы (симметричность иконы - символ правильности, совершенства изображаемого горнего мира).

Нимб на иконе Богородицы

История нимба

Изображение нимба, как атрибута небожителя, известно в различных религиях, и в буддизме , и у многих язычников , и появилось задолго до христианства.

Само слово «нимб» идет от латинского «nimbus», означающего «облако». Греки и римляне верили, что олимпийские боги, когда спускаются на землю, предстают перед людьми в лучистом сиянии, в облаке света. Это отразилось на их изображениях. Также в Древнем Риме нимбы могли быть на портретах императоров. Ведь правитель тоже считался богом, а власть священной.

Христиане переняли внешние формы этой традиции, но наполнили их своим, совсем новым смыслом.

Богословие нимба

Нимб - это, отнюдь, не просто сияние вокруг головы святого. Как и все детали иконы, он является многозначным сакральным символом. Прежде всего, необходимо объяснить, значение самого света, в богословии иконописи.

Об иконах в православии:

Нетварный Свет

«…Был человек некий, именем Иоанн… он не был Светом, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был же Свет Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир.«(от Иоанна,1, 6-8)

По сути, можно сказать, что любая икона - икона Христа. Даже если Он не изображен прямо, Он везде. Все золото на иконе: нимбы, сияющие блики на одеждах и ликах святых, весь золотистый фон - это образ всепроникающей Божественной благодати, в полноте явленной в Небесном Царстве. Все лучи света ведут к источнику света. Да и сам по себе святой человек, это тоже образ Христа.

«…И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать.» (Апок.22,5)

Нимб на иконе - наиболее светоносная область.

Если изображен святой, то, хотя сияние исходит от него, речь идет об отраженном свете. О том, что Бог освящает и преображает человеческую природу. И только на иконах Спасителя, мы видим Самого Светодавца.

Отдельно надо объяснить форму нимба. Почти всегда (об исключениях речь пойдет ниже), она выглядит как круг. Это образ вечности. В Царствии Божием времени нет.

Икона Умиление Божьей Матери

Итак, свет - это символ божественной благодати и, в конечном счете, Самого Бога. Если внимательно вглядеться в построение нимба, можно заметить, что он очерчен двумя линиями, темной и белой. Это не случайно. В иконографии вообще нет ничего случайного. Темная граница символизирует непостижимость и неприступность Божественного. Его отделенность от сотворённого мира, запредельность.

Но дальше идет светлая линия, как правило, белая. Белый в иконографии сродни золотому. Это тоже свет, но немного другой. Белый - свет Фавора, преображения. И белая полоса вокруг нимба символизирует явление Божие в сотворённом мире. Свет приходит к тем, кого Он создал, чтобы преобразить их.
Правда, увидеть эти две линии можно не на всех иконах. Каноны иконописи часто забывались и нарушались.

Образы Спасителя

В целом, на иконах Христа нимб выглядит также как у святых, но имеет дополнительные детали. Это крест - главный символ христианства. Крестом спасен мир. Чтобы умереть на кресте, сюда пришел Господь. Через крестные страдания , Он возвращает отпавшую вселенную к Себе. Потому, не случайно, крест на Его нимбе имеет расширяющиеся концы. Он как бы распространяется в вечность, охватывает весь мир.

Кроме того, в круг нимба всегда вписаны три буквы - «ό ώ ν». Греческое слово όών означает «Сущий». Оно нужно, чтобы подчеркнуть, - Тот, Кто изображен здесь как человек, еще и Предвечный Бог, Причина всего бытия. Нимбы на некоторых (довольно редких) иконах Спасителя заключают внутри восьмиугольник. Два квадрата символизируют два мира и отличаются цветом.

Икона Иисус Христос

Красный, в иконографии, символ земли и мученической крови. В данном случае, той, которую пролил за наш мир Спаситель. Голубой - цвет неба, духовного мира ангелов. Восьмиконечная звезда, образованная четырехугольниками, - символ единства двух миров. Как образ власти Христа, Его владычества над видимым и невидимым, изображается эта звезда за Его головой. Но это только первый смысловой пласт. Та же звезда символизирует свойства Самого Бога.

Синий цвет в иконографии, как и черный («голубой - это как бы тончайшая мгла… Как желтый всегда приводит с собою свет, так же можно сказать, что голубой всегда приводит с собою нечто темное» П. Флоренский), может быть образом непостижимости Бога, Его непознаваемости и недоступности для нас.

Красный - цвет царя, символ всемогущества Христа.

Кроме того, существуют свои отличия в иконографии Бога Отца. Но, поскольку Его изображения были запрещены церковью, и появлялись только из-за богословской неграмотности, о них можно не упоминать.

Нимбы, отличной от круга формы

В Византийской иконописи, можно найти изображение квадратных нимбов. Они имели свое смысловое наполнение. Если круг - вечность, то квадрат - потусторонность, мир земли.

Святой, с четырехугольным нимбом изображен еще в своей земной жизни. И цвет такого нимба не золотой, а белый. То есть, это еще не данная в полноте Божественная благодать, как в мире горнем, а преображающая, постепенно открывающаяся на земле.

Другие традиции можно встретить у католиков . На католических иконах сияние часто образует как бы венец над головой святого. Свет нисходит на него сверху, извне. Тогда, как на православном изображении, благодать Божия освящает человека изнутри, пронизывает собой все созданное.

Почитаемые православные иконы:

Православная икона - это святыня. Она нужна, чтобы через образ верующему открывался Первообраз. Ее называют «молитвой в красках», «окном в Горний Мир». Такие задачи иконописи, как вида искусства, потребовали создания особого художественного языка. Его можно назвать символическим реализмом. Здесь нет натурализма, ведь речь идет об уже полностью преображенном мире, но нет и абстрактных символов или аллегорий.

Ведь это люди, реальные земные люди, должны преобразиться. Здесь материя сочетается с Духом, видимое с невидимым, человеческое с Божественным.

И вся икона в целом, и каждая ее часть: нимбы, одежда, предметы, цвета, линии, композиция, через символ ведут к Источнику бытия.

появилось сообщение, что японские учёные с помощью высокочувствительной аппаратуры смогли обнаружить исходящий от человека свет, невидимый глазу. Они это посчитали аурой и об открытии протрубили на весь белый свет.

Из других источников я выяснил, что эта новость не первой свежести, но интереса к ней не потерял. То, что нимбы не выдумки, выяснили наши ученые еще в 60-ые годы прошлого века, оказывается. Выяснили, а дальше что?

Руководитель той исследовательской группы, а ныне доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина Александр Журавлев рассказал:

У этого явления длинное название: спонтанное сверхслабое свечение внутренних органов животных и человека в видимой области спектра за счет окислительных процессов. Обнаружил его я с моими коллегами Борисом Тарусовым и Анатолием Поливодой.

Открытие Журавлев и его коллег изучили в Академии наук СССР и зарубили. В постановлении комиссии было сказано, что в представленной научной работе нет ни фундаментального значения, ни практического приложения.

С 2009 года этой проблемой занялись вплотную японские исследователи из Университета Киото и Технологического института Тохоку. Позднее к работам были привлечены светлые умы из Токийского университета. Они-то открытие советских биофизиков переоткрыли. Исследователи помещали обнаженных по пояс людей в абсолютно темную комнату. Те сидели там по 20 минут. В это время добровольцев снимала камера высокой чувствительности, способная улавливать даже отдельные фотоны. Съемка повторялась каждые три часа с 10 утра до 10 вечера.

Обработка полученных изображений подтвердила: человеческое тело светится в видимом диапазоне. То есть испускает фотоны. Сияние это весьма призрачное и слабое - в тысячу раз менее интенсивное, чем способен уловить человеческий глаз. Но оно есть. О чем, собственно, и говорили наши ученые больше пол века назад.

Открытие посчитали настолько значительным, что теперь японцам прочат Нобелевскую премию.

Исследованияяпонских учёных показали, что сильнее всего аура проявляется по утрам, в течение дня она сохраняется, а к вечеру практически невидима. Более яркое свечение наблюдается в районе шеи, рта и щёк.

Позвольте здесь маленькую ремарку. Свечение, по всем канонам религии и эзотерическим трактатам, должно быть над головой в виде нимба. Наблюдения ученых лишь небольших светлых очагов, нисколько не противоречат этому утверждению. Объемного свечения вокруг головы они не увидели по той простой причине, что у них не было испытуемого с подобной аурой. Нимб - это признак особой духовной чистоты и святости.

Есть и третья точка зрения на открытие японцев. Биофизик и биохимик Геннадий Горошкин считает, что он не нуждается в доказательствах существования ауры, поскольку сам её способен видеть. Он рассказал еще об одном первооткрывателе ауры. По его мнению, это российский учёный из Санкт-Петербурга Г. К. Коротков. Он первым в мире получил изображение ауры человека методом газоразрядной визуализации. Этот метод позволяет «поймать» свет на теле человека, который похож на свечение, обнаруженное японскими учёными.

Метод газоразрядной визуализации- общепризнан и даже применяется в функциональной экспресс-диагностике больных. Уникальность метода заключается в возможности быстрой, безвредной и наглядной оценки общего состояния здоровья человека, с указанием органов и систем, вовлеченных в патологический процесс, обнаружение «слабых звеньев» в состоянии здоровья.У уже знакомого нам Алексадра Журавлева на открытие коллеги своя точка зрения

Тут речь идет об эффекте Кирлиана. Он возникает тогда, когда предметы помещают в электромагнитное поле. Их действительно начинает окружать некий ореол. Но возникает он не в результате жизнедеятельности. Просто с поверхности - любой - отрываются электроны, которые ионизируют воздух. Это свечение и фиксирует фотопленка. Картинка возникает красочная, дает возможность очаровывать и вводить в заблуждение всех несведущих и желающих заблуждаться. А свечение, которое мы открыли, - это свечение наших внутренних органов.

Есть у Журавлева своя версия и о происхождении нимбов над головами:

У некоторых людей возникает весьма редкое нарушение обмена веществ, когда выделяется патологический флюоресцирующий пот. Под влиянием внешнего света он сияет. И это свечение может достигать такого уровня, что оно становится заметным. Особенно в темноте. И если в давние времена наши предки увидели, как у одного святого засветилось вокруг головы, то этого факта для них было достаточно, чтобы впоследствии на всех иконах рисовать ауру-нимб вокруг их голов.

Ученые разошлись во мнении не случайно. Они, судя по их высказываниям,аурой называют совершенно разные физические явления. Но именно физические. Поэтому считаю, что в данном споре истины мы не увидим.

Полагаю что аура, если и имеет отношение к физике, как явление, то только в совокупности с информационными полями, их множественными мемами и эгрегорами. Подходить к изучению этого явления надо, прежде всего, не с современной оптикой, а с новыми представлениями о устройстве всего нашего бытия, начиная от сотворения человека

Вид нормальной ауры синевато - пурпурный, или прозрачный пульсирующий слой света, окружающий тело покровом толщиной от 5 мм до 3, 5 см. Пульсирует он с частотой до 15 циклов в минуту. Эта пульсация выглядит как бегущая волна, распространяющаяся вниз по рукам, ногам и торсу. Цветные лучи ауры окружены туманностью серовато - голубого цвета, которая ярче всего около поверхности тела и постепенно тускнеет по мере удаления. Голубой цвет в области головы медленно превращается в желтый, окружая голову венцом на расстоянии 7 - 10 см.

Когда человек начинает петь, его поле становится более протяженным и ярким. Яркие сполохи и искры вылетают из него при каждом вдохе, предшествующем началу новой музыкальной фразы. По мере роста внимания публики ее общая аура тоже расширяется. Похожие на большие арки связи распространяются от поля певца к полю публики, и их ауры соединяются. Возникают новые, совместные формы, по которым энергия течет от певца к слушателю и обратно. Такие формы энергии создают структуру и цвет ауры, соответствующие мыслям и чувствам, которые музыка порождает в певце и слушателях

Когда женщина беременна, ее поле расширяется и становится намного ярче. Над плечами будущей матери видны нежные шарики энергии синего, розового, желтого и зеленого цветов.

В 1992 году в США было изготовлено специальное устройство для фотографирования ауры человека - «Аура-камера-6000». Снимок, сделанный «Аура-камерой-6000», позволял, по заявлению разработчиков, заглянуть во внутренний мир человека, получить представление об особенностях его психики, эмоциональном состоянии, его качествах и проблемах.

Основные цвета ауры расшифровывались следующим образом:

КРАСНЫЙ - цвет эмоциональности и жизненного пыла. Сильные чувства любого рода, такие как гнев, страх или любовь, представлены красным. Человек, обладающий красной аурой, обладает физической живостью, энергичностью, честолюбием, а также сексуальной мощью. Красный - смелость, активность, напористость.

ЖЕЛТЫЙ - цвет интеллекта, представляющий процесс изменения от бессознательного к сознательному. Он предполагает изменения и движения всех видов, особенно те, которые ведут к очищению и росту ума. Чаще всего желтый цвет виден как ореол или нимб вокруг головы. Человек, обладающий желтой аурой, обладает такими качествами, как любовь, доброта, оптимизм, сострадание.

ОРАНЖЕВЫЙ - цвет исконно исцеляющий. Подобно солнцу, которое он символизирует, он указывает на мужское начало или на мужскую сторону женской натуры. Когда он виден в ауре, он может указывать на то, что индивид обладает сильными способностями целителя, или же на то, что индивид находится в процессе физического роста либо эмоционального самоисцеления.

ЗЕЛЕНЫЙ - цвет роста; его присутствие в ауре обычно указывает на то, что человек находится в стадии выбора своего отношения к жизни, к верованиям или к поведению. Это позитивный цвет, который может появляться тогда, когда человек, выбитый из колеи коренными внутренними переменами, считает что его жизнь складывается плохо.

СИНИЙ - цвет созидания, воображения и самовыражения. Подобно морю и небу, символами которых является этот цвет, он выражает женственность или женскую сторону мужской натуры. Человек, обладающий синей аурой таит в себе глубокую мудрость и вдохновение. Он артистичен и находит легко гармонию с природой, умеет владеть собой, бывает набожным или духовной натурой.

ЗОЛОТОЙ - цвет чистой интуиции, психического мужества и самопознания. Сияющие золотые нимбы часто можно видеть над головами мистиков и людей, пребывающих в состоянии блаженства. Золотой - мужской цвет, часто представлен солнцем. Это также цвет очищения и исцеления. Золотой - высочайшая духовность, огромный жизненный потенциал, высокий интеллект.

ЧЕРНЫЙ - цвет смерти и разрушения и может быть прочтен как признак депрессии, особенно если он появляется как темное облако, окутывающее голову пациента. Однако смерть - состояние, предшествующее возрождению, а разрушение - состояние предшествующее созиданию и творчеству. Черный также считается цветом, символизирующим невидимый Божественный Свет, приходящий, чтобы озарить и очистить душу. Чёрный - злоба, гнев; черные дыры в ауре - проблемы со здоровьем, индикатор болевых участков, нарушенной энергетики.

Есть вещи, которые в определённых кругах считаются "общеизвестными", тем удивительнее наталкиваться на мнение, противоречащее тому, что, казалось бы, должны знать все православные христиане. И в этом мне приходилось убеждаться не единожды.
Таким образом, для тех, кто знает "Закон Божий" в рамках воскресной школы, данный материал можно пропустить...
А кому интересно - представляю новую статью для мартовского номера журнала "Лоза"

Образы святых в православной иконографии имеют один общий атрибут - нимб. Нимб, как мы знаем, это круг, символизирующий святость изображенного лица (иногда, нимб также может означать царственность персонажа или, в более редких случаях, сопровождать фигуру, которая является аллегорией времени суток, природного явления, города и страны).

Все нимбы в большей или меньшей степени, однотипны и только нимб Господа Иисуса Христа имеет определенные отличия.

Ещё в период, когда иконография Спасителя только складывалась, предпринимались различные попытки выделить Его образ различными знаками. Например, в нимб вписывалась монограмма Христа (соединенные греческие буквы «хи» и «ро», так называемая «хрисма»),а по сторонам от фигуры Господа писались первая и последняя буква греческого алфавита «альфа» и «омега» («Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр.1:8)). Что лишний раз демонстрирует Божественность Христа.

Позднее, в нимбе Спасителя стал изображаться главный символ нашего спасения - крест. Этот атрибут очень прочно закрепился за иконографией Христа и остается до сих пор практически непременным ее атрибутом. Такой нимб именуется крестчатым.

Форма такого креста в разные времена была различной, как и цвет. Крест мог быть и белым, и золотисто-охристым, и красным, и пурпурным, и небесно-голубым.

Он мог быть плоским, иметь условный объем, простым или украшенным «драгоценностями».


Со временем в три видимых лопасти креста стали вписывать греческое слово «ό ών», что значит «Сущий», «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий . И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».(Исход.3:13,14) .

Центром развития христианской иконографии долгое время был Константинополь, тем интереснее, что буквы в нимбе Христа в самой Византии появляются сравнительно поздно, в то время, как они уже употреблялись на периферии византийского мира - например, в Южной Италии и на Руси.

Итак, «ό ών», греческие буквы «омикрон» (в данном случае, это артикль мужского рода) и «омега» с «ню» («ни» в византийском произношении), собственно, само слово «сущий». Обычно на иконах они располагаются следующим образом: в верхней лопасти «омикрон» и ниже слева направо относительно зрителя, «омега» и «ню».

Реже, буквы располагаются по часовой стрелке и даже против.

В мировой культуре много примеров, когда значение некого символа забывается и, со временем начинает иметь другой смысл. К сожалению, так случилось и с буквами крестчатого нимба. Греческий язык на Руси к XVI веку практически никто не знал. Толкование «ό ών» - «сущий» было утрачено. Однако, разгадать тайну «загадочных букв» очень хотелось. Греческие буквы очень похожи на славянские (тем более, что шрифты на то время, практически не отличались), греческая «омега», с надстрочными знаками, была принята за славянскую букву «от» T . И это уже давало известный простор в толковании.

В старообрядческой литературе, которая игнорировала греческие источники, имеется несколько вариантов толкования нового буквенного сочетания: T ОН. Например: T - «еже есть отчески», О - «ум», Н - непостижим сый».Или: T - «от небес приидох», О - «они же Мя не познаша», Н - «на кресте распяша» и т.п. Были и простонародные толкования, вроде: «Он Отец Наш».

Точно также девять линий креста в нимбе (рудимент объемности) тоже стали наделяться символическим значением, например - 9 чинов ангельских. Какое отношение ангельские чины имеют к кресту Христовому решительно непонятно, но на первый взгляд может показаться, что ничего страшного в этих альтернативных прочтениях нет.
И все же. Сама тенденция придавать глубокий смысл случайным мелочам (как тем же линиям креста) и выдумывать свои собственные толкования, игнорируя историческое значение символов, может привести рано или поздно к печальным результатом.
Так, в последнее время, распространяется информация, что якобы в нимбе Спасителя зашифрована дата конца света: http://samlib.ru/n/nostr_a_g/kod2.shtml

Такую методику, используя нашу малограмотность и инертность, часто применяют различные сектантские группировки. Знание же своей традиции, лучшее противоядие.

Источник bizantinum

На иконах над святыми изображаются светлые области около головы, они представляют собой как бы свечение, которое исходит от человека, и являются одним из признаков святости. Интересно разобраться, что такое нимбв христианстве. При этом любопытно рассмотреть традицию у православных и католиков, а также другие интересные подробности.

Есть такая фраза «человек светится».

Часто эти слова употребляют не относительно того, кто принял существенную дозу радиации или переполняется какими-то временными эмоциями, а для описания человека, который как бы излучает какую-то внутреннюю энергию, чистоту, свет истины или нечто подобное.

На самом деле, подобный языковой феномен основывается на фактическом материале. Многие, действительно, могли видеть у святых своеобразные отличия от простого человека.

Великие подвижники или небесные посланники воспринимаются как существа совершенно иного порядка. Такое понимание существовало довольно давно в человеческой культуре.

Обратите внимание! Не следует путать произведения искусства, где нимбы используются в рамках религиозной традиции и такие, где они являются, грубо говоря, своеобразным комплиментом значимому человеку.

В истории средневекового искусства возможно увидеть нимб над головой, который венчает не канонизированных людей. Чаще всего речь идет о правителях и обладателях какого-то высокого статуса, а изображаемое свечение используется, чтобы дополнительно подчеркнуть статус этого человека и выделить из числа остальных.

К примеру, Википедия рассказывает об античной культуре греков, которые в своих сказаниях выделяли свечением представителей божественной расы:

  • сначала свечение было присуще только богам, которые спускались с Олимпа в человеческом обличии и творили различные дела в мире;
  • после этого (в эпоху героев, когда боги начали вступать в браки с людьми и рождали полубогов) некоторые особые личности тоже стали выделяться таким свечением;
  • далее появился именно нимб – сияние, которое охватывает не полностью тело, но распределяется поблизости от головы.

Характерное изображение мы можем видеть в самых разнообразных религиях, к примеру, в буддизме у святых тоже есть вокруг головы нечто наподобие особой светящейся оболочки.

Подобное мы можем наблюдать практически во всей культуре, поэтому вполне логично принять, что это является универсальным изображением и признаком святости, связи с небесным миром.

Немного этимологии

Слово исходит от католического языка, а точнее от слова nimbus, которое переводится как «облако» или «туча». Соответственно, если точнее рассмотреть, что означает рассматриваемый термин, то речь идет более о каком-то облачном свечении, своеобразной дымке, которая окутывает некую область тела (в частности голову) и испускает свет.

Хотя иконы предлагают четкие геометрические формы, такое изображение с высокой вероятностью является условным, а в действительности существует нечто наподобие светящегося облака.

На протяжении длительного периода до 19 века на Руси использовалось слово окружок, которое описывало атрибут просто по принципу подобия.

Важно! Адрес и в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Далее было заимствовано из европейских языков слово «нимб», а также появилось и периодически использовалось слово венец, которое все-таки больше соответствует католической традиции, так как дает ассоциацию с какой-то наградой или награждением каким-то отличительным признаком.

Католические и православные

В христианстве развитая иконописная традиция есть только у православных. К примеру, католики не имеют существенной религиозной практики с иконами, не включают святые образы в регулярную молитвенную практику. Более того, они вполне могут пользоваться изображениями, которые написаны художниками, например, знаменитые образы Мадонны с младенцем.

Художники не следуют определенной традиции, в отличие от живописцев, они часто могут передавать не феномены духовного порядка, но более делать акцент на земном:

  • эмоции;
  • выразительность тела;
  • простая символика отношений.

Отсюда также выводится определенная разница касательно того, что значит символика свечения в каждой традиции. Легко увидеть существенную разницу между православными и католическими образами.

Если мы смотрим на католические, то они:

  • плоские, в форме кольца или тарелки над головой;
  • являются как бы наградой, знаком, пришедшим свыше;
  • не являются частью тела, исходят извне.

В свою очередь, в православии:

  • значение слова нимб полностью оправдывается, то есть является свечением, которое располагается вокруг головы;
  • исходит из самого человека, то есть тоже является своеобразной наградой или признаком определенного этапа развития собственной внутренней природы, которая внешне проявляется как чистый свет;
  • окутывает тело (голову) полностью, не является отделенной частью;
  • обладатели нимба как бы источают свет из себя, а не носят нечто полученное извне;
  • есть различия, к примеру, между свечением у ангела или Христа, который чаще изображается с так называемым крещатым нимбом.

Казалось бы, деталь не особенно значительная, но может так многое рассказать о традициях и особенностях миропонимания у католиков и православных.

Если говорить кратко, то католики видят в святости какую-то награду, которая получена извне, то есть в какой-то степени не созвучна внутренней природе обладателя, а как бы является внешним атрибутом, наподобие одежды.

Православная традиция объясняет приобретение святости, как итог глубокой внутренней работы, когда свет изнутри начинает источаться наружу. Таким образом, нимб является как бы частью человеческого тела и истинной его природы.

Символ или факт

Может появиться вполне логичный интерес к тому, что означает знак на изображениях, то есть является ли он прямой передачей действительности или отражает только символическую суть, представляет собой аллегорию.

Обратите внимание! Символика нимбов может быть разной, они могут иметь разные формы, цвета и дополнительные элементы.

Буквы, которые пишутся внутри контура, чаще всего являются просто именем и каким-то титулом обладателя, формы могут указывать на небесную иерархию, к примеру, Святой Дух ранее изображался в равностороннем треугольнике.

Многое зависит от традиции. О том, что такое нимб, католическая и православная школа имеют немного разные мнения, и об этом верующему вполне полезно поразмыслить.

В частности, для православного верующего полезно осознать значение этой детали в собственной традиции.

Благодаря этому вполне может укрепиться не только разум, но и вера, хотя в спорных вопросах и сомнениях следует обращаться за советом к духовнику.

Пожалуй, немногие (вероятно, даже вообще никто) из читателей видели наяву людей, облаченных в небесное свечение. Как минимум, если мы говорим о простом земном зрении.

Тем не менее, нужно осознать следующие факты:

  • иконы (православные) зачастую сочетают в себе изображения феноменов из разных миров;
  • на иконе может изображаться какое-то историческое событие или пересказываться определенный сюжет, но дополнительно видны феномены незримые;
  • таким образом, над головой у некоторых людей, действительно, может присутствовать свечение, но видное не каждому, не представляется возможным сделать фото этого феномена, но этот факт не отрицает существования нимба как такового.

Полезное видео

Подведем итоги

Соответственно, сказать однозначно и сделать выбор между символом и фактом, тоже не является возможным. Нимб в какой-то степени является символом, но в такой же степени является и фактом духовного мира, он виден не только иконописцам в воображении, но и некоторым людям вполне явно.

Наподобие того, как к святым в видениях приходят Богородица или Христос. Некоторые люди могут ощущать фаворский свет, им вполне может быть видно свечение вокруг человека, может проявляться нимб, сияние или нечто подобное.

Тут хорошо привести пример с инфракрасным излучением, которое не видно простому взгляду. Тем не менее, оно существует, определяется приборами и действует в этом мире.

Вконтакте

Это частый вопрос, который интересует людей. Нимб (сияние, или гало) (nimbus) с латинского переводится как «облако» или «туча». Нимб – значение слова «ореол святости» – обозначает особое сияние вокруг головы или всего тела (в том числе и духовного) у Бога, святых и Ангелов. Благодаря ореолу в искусстве и иконографии становится возможным выделение на фоне остальных участников композиции святых, представителей мира Ангелов, Пресвятой Богородицы, Троицы.

Вконтакте

Одноклассники

Форма нимба над головой у святых, Ангелов, Бога может быть разной:

  • треугольной,
  • круглой,
  • шестиугольной.

Треугольная форма ореола с вершиной наверху характерна для икон Бога Отца. Отличительной чертой икон второй ипостаси Троицы Господа Иисуса Христа является круглый позолоченный нимб, в который вписаны 3 луча от креста. Традиция таким образом передавать святость Спасителя (или Бога Слова) и передавать Его подвиг распятия на Кресте характерна для православных изображений. В католических иконах вокруг духовных фигур художники просто означают свет, сияние.

История появления

История появления нимба уходит своими корнями в древнейшие времена.

Ореолы над головой у Ангелов и святых, изображенные иконографами, означают факт их святости и встречаются в различных культурах на протяжении многих веков:

  • древнегреческой,
  • мусульманской,
  • византийской,
  • христианской.

В восточных культурах светящийся нимб вокруг головы или лба всегда выражал награду от Всевышнего за праведную жизнь. Он показывал, что указанный человек уже достиг просветления.

Нимб для защиты статуй

Есть сразу несколько вариантов в отношении того, как возник такой показатель святости, как нимб. Согласно версии некоторых исследователей, ещё в Древней Греции на статуях применялся специальный мениск – металлический плоский кружок, располагавшийся вокруг них с целью защиты от погодных неблагоприятных условий и птиц .

Щит победителя

Прочие специалисты считают, что изображение ореола вокруг головы возникло вследствие традиции, согласно которой к спине различных героев помещали щит. Именно он и возвышался над головой.

Более правдоподобной и обусловленой трактовкой появления нимба все-таки является греческая. С одной стороны она более разумна, с другой – имеет под собой мифологическую основу.

Согласно древним греко-римским сказаниям, боги с Олимпа возникали перед людьми в образе человека. Отличались при этом от людей ослепительным и ясным светом нематериального происхождения, который осмыслялся как:

  • светозарный эфир;
  • неземная атмосфера;
  • пространство обитания богов.

Иначе говоря, такое свечение – это показатель принадлежности к божественной и человеческой природе.

Позже у греков данная традиция изображения святости была заимствована христианами и буддистами. К нему же обращались также египтяне и римляне.

С приходом в мир Спасителя такое свечение стало доступно и для простых смертных, Его последователей, удостоившиеся чести стать подобными небесным представителям. С течением времени традицию передачи изображения нимба было сокращено до ореола вокруг головы.

В современном православии ореол вокруг головы Святой Троицы , Пресвятой Богородицы , Ангелов и святых может быть показан по-разному. Как уже упоминалось, у лика Господа Вседержителя ореол над головой может быть треугольной формы, а также в виде шестиконечной звезды.

Вторая ипостась Божия – Спаситель Иисус Христос – имеет свечение, в которое вписан крест. Как вариант, в нимб Спаса могут быть вписаны три линии света. Иногда в ореол вписывают пучок лучей, которые исходят из центра диска по его радиусу.

Третья ипостась Божия – Дух Святой – изображается в виде голубя с треугольным ореолом.

Также ореолы Господа и Божией Матери, как правило, имеют золотистый цвет, показывают золотое сияние, что имеет значение духовного светила, нематериального солнца. Как и само слово «нимб».

Свечение у Девы Марии по форме всегда круглое. Бывает украшен звездами (как правило, двенадцатью), лучезарной короной, диадемой, что указывает на Ее, если так можно сказать, статус Царицы Небесной.

Святые Ангелы, а также святые люди разных чинов и видов святости ( , преподобные, праведные, мученики, исповедники, святители, блаженные и т. д.), вне зависимости от своего чина, имеют изображение нимба с шаровидными золотистыми косами вокруг головы. Случается, что у патриархов и пророков оттенки свечения бывают серебристыми.

Существуют некоторые различия между изображениями нимбов в католической и . В православной традиции ореол святости показывают вокруг головы полностью закрашенным, католики изображают просто легким кругом над ней.

Нимб, своего рода нематериальная солнечная корона, является показателем человека, совершенного в любви, на которого спустился .

Раньше светящийся ореол вокруг головы ассоциировался с солнечным кругом и осмыслялся проявлением силы Солнца.

В иконографии на Востоке таким образом показывались солнечные божества. Ореол над областью головы свидетельствовал о том, что изображающийся наделен власти, о могуществе и незаурядной силе духа.

Аналогом нимба в светской иконографии являлась корона.

Также светящийся ореол был в прошлом атрибутом Феникса и символизировал бессмертие.

Цвет и форма

Золотой нимб всегда был представлен в христианском искусстве.

Индусы используют красный свет. Античные боги имеют голубое свечение. В отдельных ситуациях встречался даже радужный.

Гало (круглый ореол) в Византии всегда был отличительным знаком ушедших в мир иной, которые при своей земной жизни были образцом высокой нравственности и снискали милость Небес.

Пресвятая Дева Мария всегда имеет изображение с круглым и часто изысканным ореолом вокруг головы.

Квадратный нимб или шестиугольный может быть показателем святого человека или представителя Небесного мира среди живых. Также квадратный нимб может указывать на обычного человека, но творящего какие-либо дело, спасительно для его души и окружающих, к примеру, приносящего жертву.

Квадратный нимб иногда осмысливается как изображение чего-то низшего, через него передают символом земли.

Квадратный нимб также трактуется таким образом: три его угла – это Троица, а оставшаяся говорит о Ее единстве.

Круглый ореол – напротив, показатель вечного бытия.

Треугольный – это указатель Святой Троицы, Ее Триединства. Единства трех Ее личностей в совершенной любви (кстати, именно поэтому христиане не многобожники: Отец Сын и Святой Дух пребывает во всесовершенной, бесконечно соединяющей Любви и даже пишется без знаков препинания, показывая Одного Бога).

Гало в форме треугольника бывает только на иконах Бога Отца.

Многогранники характерны для людей и Ангелов, которые прославились особой добродетелью и подвигом.