Черно белые схемы вышиванок украинские орнаменты. Без заголовка


Вышиванки

Украинская вышитая сорочка - это настоящий талисман украинцев, символ национальной принадлежности и гордости. Ни один национальный праздник не обходится без этого символичного атрибута. Традиционная украинская одежда, которая имеет многовековую историю. Назвать точную дату появления «вышиванки» сложно, можно говорить лишь о приблизительных временных рамках. Согласно историческим исследованиям вышитые сорочки возникли во времена язычества, когда наши предки поклонялись и верили в могущественную силу природы.

Женская вышиванка, мужская, детская, изготавливались согласно определенным правилам и методикам. Материал всегда использовался натуральный, то есть лён. Он позволяет телу «дышать», поддерживает ее оптимальную температуру тела, и не создает никакого дискомфорта. Подобная текстура идеально подходит для нанесения вышивки и обеспечивает четкую передачу всех художественных элементов и рисунков.
Вышиванка – это не просто сорочка, это своего рода произведение искусства, обладающее магической силой. Наши древние предки истинно верили в сверх силу вышиванки и считали ее одним из оберегов. Каждый узор, орнамент и символика, изображенная на вышивке, имела свой особый зашифрованный смысл.








На мужских вышиванках, как правило, доминировали природные орнаменты, такие как: дуб, дубовые листья, хмель и виноград, а также гребни, кудри и т.д. Довольно часто использовали символику сокола, обозначающий мужскую сущность. Объединяли эти узоры с символом солнца, характеризующий жизнь и появление младенцев – то есть – соединение мужской и женской сущности. Они символизируют мужскую силу, твердость духа и мужество. Наиболее удачные и благополучные цвета для мужской вышиванки это красный и черный. Это цветовое сочетание несет в себе определенную смысловую нагрузку и придает мужчинам сил и уверенности. На мужских сорочках не должно быть цветов.





Детская вышиванка занимает особое, почетное место среди мужских и женских вышиванок. Именно детской вышиванке придавали особого значения, ведь это не просто предмет одежды, а своего рода оберег малыша, который не только приносит ему удачу, но и защищает от болезней и невезений. При изготовлении детских вышиванок непременно нужно было придерживаться некоторых правил и методик. В первую очередь исключительно натуральные материалы и конечно орнамент, который будет изображен на сорочке. Этот момент является действительно ключевым, поскольку очень важно не перенасытить изделие орнаментами. Детская вышиванка – это одна из первых вещей малыша в которой он должен чувствовать комфорт и защищенность. Как правило, наши древние пращуры придерживались традиций минимализма, относительно детских вышиванок, поскольку каждый орнамент – это своего рода пиктограмма, имеющая зашифрованный смысл. Узоры варьировались в зависимости от регионального положения и локальных традиций, тоже относиться и к цветовой гамме. Для мальчиков и девочек узоры были разными, но в приоритете все же оставались природные орнаменты. Так примеру, для девочек наносили на сорочку красную калину - символ женственности и красоты, для мальчиков – дубочки, характеризующие мужество, силу и твердость духа.









Наши предки в каждый орнамент вышивки вложили таинственную символику, которая передается из поколения в поколение. В узоре украинской вышивки не бывает лишней линии, каждая черточка имеет свое значение. Народ свято верил, что вышиванка обладает особенной магией – защищать человека, придавать ему силы, здоровья, красоты, любви и счастья. Характер орнаментов - разнообразные вышивальные швы, так называемые «техники», каких на Украине известно около ста. Отдельные вышивальные швы характерны для тех или других этнографических районов Украины, а некоторые встречаются также в белорусской и русской вышивках.
Рубашки на Полтавщине вышиваются главным образом белыми нитями, очень редко красными или серыми. Манишки белых рубашек в старых образцах украшались белым узором, выполненным гладью. Узор обводился черными или цветными полосами. Техника вышивания - шов «вперед иголкой» «крестик», шов «за иголкой».

Техника вышивания Харьковской области имеет очень много общего с формами вышивки, которые установились в центральных областях Украины, но ей свойственны и совсем своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком. Эти орнаменты вышивают преимущественно грубой нитью в результате чего узоры создают впечатления рельефных.

Вышивки Полесья - простые и четкие по композиции. Ромбовидная линия геометрического узора повторяется несколько раз. Вышивка красной нитью по белому-серому фону льняной холстины - графически четкая.

Своеобразной вышивкой издавна славилась Волынь. Узоры геометрические, четкие и простые по композиции. Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной нитью на бело-серой холстине. Вышивки северной Волыни поражают своей изысканной простотой. В южных районах области преобладают растительные мотивы.

Для Черниговской области характерны белые вышивки. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитями или же с вкрапливанием красного и черного. Выполняется очень мелкими стежками, что напоминает бисерные вышивки, характерные для черниговских рубашек.

Вышивкам Киевщины свойственный растительно-геометрический орнамент со стилизованными гроздьями винограда, цветом хмеля или восьмилепестковыми розетками, ромбами, квадратами. Основные цвета вышивок Киевщины - белый, кораллово-красный, оттеняющий черный.

В южных областях Украины техника вышивки имеет много общего с устоявшимися правилами центральных районов, однако ей свойственны и полностью своеобразные полихромные орнаменты, выполняемые полукрестиком или крестиком.

Для подольских рубашек характерны красочность и разнообразие швов. Типичным является стежок «паучком», которым обозначают вставки на рукава, клинья. Используется и цветная строчка - «шабак». В орнаментах подольских вышивок преобладает один цвет - черный с большим или более малым вкрапливанием красного, синего желтого или зеленого. Наиболее распространены одноцветные (красные и черные) вышивки, реже - двух - и трехцветные.

На юге Тернопольской области типичной является вышивка хлопковыми нитями с сгущенными стежками: отдельные элементы обводятся цветными нитями, что обеспечивает высокий рельеф и цветовой эффект. Такие вышивки размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки к краю рукава.

Большое богатство техник вышивания характерно для Винницкой области: низь, крестик, вышивка росписью, настилка, верхошов, зерновой вывод, вырезание; разнообразные виды черных, белых и цветных стежков. Рядом с основными швами применяются и вспомогательные - вышивка росписью шов «вперед иголкой», контурные швы, которыми обрамляют и соединяют отдельные элементы композиции.

Характерной чертой этнографического района Карпат и Прикарпатья является большое количество отдельных частей региона со своим колоритом. Каждое село отличается от других своеобразием вышивки, богатством орнамента и неповторимостью цветов.

В народной вышивке Львовской области используются разнообразные типы узоров. В южных районах орнамент вышивок геометрический, белый фон не заполняется, что добавляет узорам прозрачность и легкость.

На Буковине кроме растительных и геометрических мотивов пользуются популярностью и изображения животных, вышитых гладью (белой), мелким крестиком, штаповкой, крученным швом. Вышивальный материал - бисер, шелк, шерсть, серебряные и золотые нити, металлические блестки.

Гуцульские вышивки характеризуются разнообразностью геометрических и растительных узоров, богатством соединений цветов, главным образом красного с желтым и зеленым, причем доминирует красный цвет. Два или три оттенка желтого цвета просветляют вышивку и добавляют ей золотистый отблеск.

Для вышивок Закарпатья характерным является мотив зигзаг («кривуля») в разных техниках выполнения. Цветовая гама вышивок достаточно широкая: красный сообщается с черным (при этом выделяется один цвет - черный или красный), применяются как белый, так и многокрасочный орнаменты.









Самый распространенный орнамент украинской вышивки – геометрический, состоящий из ромбов. Они по древним славянским поверьям символизировали богиню земли и служили охранным тотемом, который приносит счастье и покровительствует плодородию. Одежду с таким орнаментом носили до тех пор, пока ждали пополнения в семье.
Калина - дерево нашего украинского рода. Когда-то в древние времена она связывалась с рождением Вселенной, огненной троицы: Солнца, Луны и Звезды. Потому и получила калина такое имя от староукраинского названия Солнца - "Коло". А поскольку ягоды калины красного цвета, то и стали они символом крови и бессмертного рода. Именно потому все свадебные рушники, девичьи и даже мужские сорочки тяжелеют могучими гроздьями калины. Мощна вселенская украинская цепь: капелька крови - женщина - рождение - Украина - Возрождение.

Дуб и калина - мотивы, которые чаще всего встречаются на мужских сорочках и соединяют в себе символы силы и красоты, но силы необычной, красоты бессмертной.

Дуб - святое дерево, которое воплощало Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни. Про калину уже говорилось как про дерево рода. Следовательно, парубки и молодые мужчины всегда имели при себе волшебный оберег животворящей силы своего рода.

Солярные знаки, схематические фигуры Солнца, Берегини, Древа жизни, вышитые на ткани, являются еще одним свидетельством глубокого почета наших пращуров Солнца, Матери, как могучих, святых, животворных первооснов всего сущего. Кроме того, вышивание как национальная традиция способствовало формированию у девушек и женщин терпения, ощущения красоты.

Виноград. Символика винограда раскрывает нам радость и красоту сотворения семьи. Сад-виноград - это жизненная нива, на которой муж - сеятель, а жена обязана растить и ухаживать за родословным деревом. Мотив винограда виден на женских и мужских сорочках Киевщины, Полтавы. В Чернигове виноград вьется на семейных рушниках.

Мак – символ рода. С древних времен в Украине святили мак и им обсеивали людей и скот, потому что верили, что мак имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла. Также верили, что весной поле после битвы покрывается маками. Нежный и трепетный цветок несет в себе незабвенную память рода. Девчата, в семье которых был погибший, с любовью и тоской вышивали узоры мака на сорочках, а на головы одевали веночки из семи маков, обещая этим ритуалом сберечь и продолжить свой род.
Узоры с розами обозначали бесконечное солнечное движение.

Чорнобривцы. Очень тесно связаны поэтические образы народной песни и вышивки. То, что хорошо для народа, всегда найдет свое воплощение в искусстве. Кто не знает, что в каждой украинской области должны расти чорнобривцы. Радуют они наш глаз, лечат наше тело, а потому и просятся на белое поле рушника или сорочки.

Звезды, разбросанные по рукавам и собранные в геометрический орнамент, - это представление про структуру Вселенной, которая уже не хаотична, а упорядочена и наполнена гармонией.

Хмель. Узоры, которые напоминают листья хмеля, можно отнести к молодежной символике. Кроме центральной Украины, она распространена на Подолье. "Хмель" очень близкий к символике воды и винограда, потому что несет в себе знак развития, молодого буйства и любви. Можно сказать, что узор хмеля - это свадебная символика. Народная песня подсказывает, что "виться" - для парубка обозначает быть готовым к браку, так как для девушки идти замуж - это "пучечки вязать". Узор хмеля – это свадебная символика.

Цветок лилии – это девичье очарование, чистота и невинность, а еще в нем заложено рождение, развитие и бесконечность жизни.

Весомое значение имела и цветовая символика:

Красный цвет усиливает энергию, он чаще присутствует на свадебных мужских рубашках, символизирует любовь, страсть и агрессию.
- черный – цвет закрытости.
- Желтый цвет означает радость, он усиливает веселый нрав и открытость человека. -- - Голубой, зеленый и розовый считаются благодатными, способствуют спокойной жизни.
- Синий символизирует воду, то есть женское начало.
- Фиолетовый сочетает мужскую и женскую сущность.
С большим успехом, в мире высокой моды используются орнаменты национальных украинских вышивок, которые наши предки наделили сотнями таинственных символов - каждая линия, узор и орнамент имеет свое определенное значение и магический смысл.
Вышивка не только не потеряла актуальность на сегодняшний день, но и приобрела еще большей популярности, благодаря своему неповторимому аутентичному виду, который пересказывает древние украинские традиции. Современная мода диктует свои тренды и стили, однако этно-стиль, всегда был и остается наиболее самобытным и лаконичным. Более того, многие дизайнеры используют украинские национальные элементы в своих коллекциях, где особый акцент ставился именно на вышивку и буйство узоров и орнаментов.




С каждым годом все больше и больше людей стремиться приобрести к праздникам или каким-либо мероприятия не обычные платья или костюмы, а отдают предпочтение вышитым сорочкам. Буйство красок, богаство вышивки и неповторимый колорит, который они в себе несут, изрядно выделяются среди прочих дизайнов и вносят особую атмосферу. Молодежь все чаще выбирает свадьбы в украинском стиле и наряды соответственно...







И политикитки тоже не отстают от народа, в плане вышиванок....








Вот уже много столетий украинцы украшают одежду разнообразными вышитыми узорами и орнаментами. Украинская национальная вышиванка известна, популярна и востребована далеко за пределами Украины. Мужские и в разных регионах страны значительно отличаются друг от друга как техникой самой вышивки, так и формой, цветовой гаммой и узорами.

Некоторые техники наложения стежка и узоры можно встретить только в определенной этнографической части Украины. Так, сегодня известно более 100 различных техник наложения стежка. Своя индивидуально-неповторимая манера вышивки есть в каждой области. Люди, которые интересуются традициями украинских вышиванок, при первом взгляде на рубашку смогут определить, в каком регионе Украины она была сделана.

В Полтавской области рушники и рубашки вышивают гладью и только белыми нитками. Лишь в очень редких случаях девушки могли использовать серые или красные нити. Вышитые узоры на манишках рубашки обводили черными, реже цветными полосками.




На Полесье вышивка отличается некой строгостью и простотой. Геометрические фигурки повторяются несколько раз, тем самым создавая один неразрывный орнамент. Чаще всего использовали красные нитки.




Довольно простые, но в то же время неповторимые орнаменты присущи Волынской вышивке. Выполнялась она на белом или сероватом льняном полотне красной нитью. Наиболее популярными были геометрические узоры, однако в северной части региона преобладали растительные узоры - ягоды, цветы, листья.




В Южной Украине особенно популярен растительный орнамент и техника вышивки крестиком. В этом регионе используют широкую цветовую палитру.


В Харьковской области вышиванка также выполнялась грубой красной ниткой с использованием техники «крестиком», в результате чего узоры выглядели рельефными. Однако, именно в этом регионе нельзя определить одну преобладающую технику или орнамент. Харьковские мастерицы позаимствовали орнаменты и узоры из разных областей Украины. Поэтому, разнообразию техник и рисунков на харьковских вышитых рубашках можно только позавидовать.




Уникальной техникой вышивки обладает Черниговщина . Техника заключается в том, что стежки делаются очень тонкими нитками. Если смотреть издали, то создается впечатление, что рубашки вышиты бисером. Кстати, именно Черниговский регион один из немногих в Украине, где мастерицы действительно создают целые произведения искусства, используя бисер для вышивания. Поражает взор разнообразие узоров и цветовая гамма черниговских вышиванок - это самые разнообразные геометрические и растительные узоры, выполненные сочетанием белых, красных и черных ниток.




Что касается Киевщины , то тут преобладает переплетение в одной работе разных орнаментов (растительных и геометрических). Наиболее популярными являются изображение виноградной лозы, шишек, ромбов и квадратов. Мастерицы используют ярко-красные и белые нитки. Для того, чтобы выделить отдельные элементы орнамента, они как бы обводятся черной ниткой.


Подольские мастерицы на одной и той же рубашке могут использовать несколько разных техник и видов швов - крестиком, гладью, ручным швом. Большинство вышиванок очень яркие и красочные, используется широкая цветовая палитра. Чаще всего, орнамент выполнен преимущественно в одном цвете, однако мелкие детали вышиваются разноцветными нитками. За счет этого подольские вышиванки смотрятся очень пестро и ярко.




Тернопольские узоры смотрятся довольно выпукло за счет плотных стежков. Орнаментом полностью украшают рукава рубашек. Зачастую используют только одну нитку - красную или черную - однако, узоры обязательно обшиваются тонкой нитью контрастного цвета.


Винницкая традиционная вышивка объединила в себе чуть ли не все существующие техники и орнаменты. Однако, не смотря на это, в изделии все равно преобладает один цвет.

Невероятным разнообразием узоров и орнаментов издавна славиться и Карпатская вышивка . Это и изображение животных, и цветов, и деревьев, и различных геометрических фигур в сочетании друг с другом. При чем, уникальные особенности вышивки имеет чуть ли не каждое село. Именно карпатские рубашки по праву считаются наиболее колоритными.


Львовские мастерицы оставляют свободное белое пространство между элементами вышивки. За счет этого узоры вышиванок выглядят легкими и воздушными. Для этого региона также характерно сочетание в одном изделии разных узоров и орнаментов.

Буковинская вышивка славиться разнообразием материалов для вышивания. Тут используют серебряные и золотые нитки, шелк, шерсть, бисер. Применяются самые разные техники и орнаменты.

Разнообразие композиций, узоров, орнаментов и цветовых решений можно встретить на гуцульских вышиванках. Доминирует красный цвет, который весьма удачно сочетают с зеленым и желтым. Популярными орнаментами являются растительный и геометрический.


Отличительной особенностью закарпатских рубашек является широкое использование зигзага в качестве орнамента. Цветовая гамма - красно-черная.

Вышиванки каждого из регионов Украины по-своему уникальны и необычны, имеют ряд отличительных преимуществ. Сегодня украинские вышиванки пользуются все большей популярностью в связи с повышением интереса к этнографическому стилю в целом. Если вы хотите

Украинская вышиванка это национальная одежда, плод сложной и кропотливой работы, которая наполнена огромной цветовой палитрой и сакральными орнаментами. В статье история и значения тайных символов вышиванки мы подробно расскажем, как правильно подобрать орнамент и какие секреты кроются за традиционными узорами.

История вышиванки

Прежде чем заглядывать в историю вышиванки, сперва узнаем, что это такое. Вышиванка это название украинской вышитой рубашки, способ и техника, выполнения которой является всемирно известным видом искусства. По сведениям археологов история вышиванки имеет очень древние корни. Древнегреческий историк Геродот (около 425 год до нашей эры), которого называют «отцом истории», в своих трудах о жизни и быте Скифов писал, что традиционная одежда этого народа была украшена вышивкой. В арабских манускриптах X века есть сведения о том, что арабские купцы рассказывали о руссах, которые носили вышитую одежду. При раскопках на Черкащине были обнаружены народный костюм и вышиванка, примерно в IV века. Кроме того по мнению этнографов история вышиванки, ее узор и техника выполнения идентична с орнаментами и рисунками, которые наносились на посуду и мебель древних жителей Украины. Вышиванка была очень популярна в период трипольской культуры и в период неолита.

По старинной традиции вышивкой занимались женщины, которые передавали свои навыки из поколения в поколения. История вышиванки хранит в себе характерные признаки местности, которые отличаются техникой исполнения, гаммой цветов и орнаментом. Мотивы орнаментов вышиванки можно разделить на три группы: растительные, геометрические и зоомофорные или животные.

Геометрические орнаменты хранят в себе много тайных символов, тесно переплетаясь с славянской мифологией. Геометрический орнамент это один из самых распространенных видов вышивание. Для него характерны ромбы, кружочки, кресты, линии, зигзаги. Кроме того среди геометрического орнамента очень популярны символ «каракули» и знак «бесконечник», которые пришли к нам со времен трипольской культуры. Переход от геометрического к растительному миру на вышивание, осуществлялся с помощью узора «рожи», в народе его называют «звездочка» или «розетка».

Значения тайных символов геометрических орнаментов нужно начать с Воды и Солнца. Поскольку именно эти две стихии чаще других встречаются на украинской вышиванки. Узор солнце изображали восьмиугольным цветком или розеткой. А вот узор воды похож на скрученного ужа. Орнаменты Вода и Солнце символизируют две стихии. Их наносили на детскую рубашку как оберег материнской и отцовской энергии. Узоры выполнены крестиком и с изображением мини свастики это движения за солнцем, которое символизирует добро, и служат защитой от злых сил. Вышиванка украшена ромбом с точкой посередине это символ плодородия и мужской силы. Такие узоры вышывали голубыми нитками, которые обозначали воздух и небесную стихию.

Растительные орнаменты на вышиванке должны были продемонстрировать красоту природы. Эти узоры олицетворяют реально существующие в природе формы. Самыми распространенными растительными орнаментами в традиционной украинской вышиванке считаются такие мотивы: «калина», «дубовые листья», «виноград», «барвинок», «хмель» и многие другие.

Значения тайных символов растительного орнамента нужно начать с узора калины . В древние времена это дерево связывали с рождением Вселенной и огненной троицей: Луна, Солнце и Звезды. Название калины походит от древнего название солнца «коло». Узор калины на вышиванке символизировал бессмертия рода, а также Возрождение. Узор дуб вышивали только на мужских рубашках. Дуб дерево Перуна, который был покровителем мужской энергии, развития и жизни. Сорочка с этим орнаментом была магическим оберегом, которая питала мужчину силой украинского рода. Значения тайных символов растительного орнамента продолжит виноград. Такие узоры символизировали радость и красоту семейной жизни. По мнению этнографов, виноградник это некая жизненная нива, где муж как голова семьи выступает в роли сеятеля, а вот жена обязана растить и ухаживать за лозой и семьей. Вышыванки с виноградом присущи Полтаве и Киеву. А вот на Чернигивщене узоры с виноградом наносили на рушники и скатерти. Одним из главных узоров считается красный мак. Считалось, что вышиванка с маками должна защитить его хозяина от любого зла. В семьях где мужчины гибли на войне девушки на свои рубашки наносили этот узор, обязуясь сберечь и продолжить казацкой род. А вот узоры хмеля означают любовь, молодость и буйство. Рубашки с хмелем носили парни, которые готовились к браку.

И третий вид орнамента это зооморфны й или животный. Чаще всего на вышиванку наносили кукушку, рыбу, зайца, сову, бабочку или петуха. Зоомофорные орнаменты можно увидеть в совокупности с разнообразными причудливыми сплетениями.

Особенности орнаментов вышиванки на территории Украины.

Вышиванка имеет много отличий, и зависит от территориального месторасположения.

Для Гуцульских вышиванок характерным являются растительные и геометрические узоры. Многообразные композиции создают в красной, желтой и зеленой гамме. Главная задача местных мастериц придать вышитому изделию золотистого отблеска.

На территории Львовской области можно встретить несколько десятков типов узоров. В большинстве случаев это геометрические орнаменты, которые наносят на белый фон. Благодаря такой техники вышиванки с Львовской области имеют вид легкости и прозрачности.

В вышивках Закарпатской области самыми распространенными являются мотивы «каракуля», зигзагообразной формы. Как правило, цветовая гамма местных вышиванок очень широкая. Но самыми распространенными цветами считаются черный и красный цвет.

Для Буковины характерны геометрические и растительные мотивы. Вышивают как правило мелким крестиком, крученым швом или белой гладью. Кроме того на Буковыне в вышиванках очень часто можно увидеть шелковые нити, металлические блестки и бисер.

В Тернопольской области для вышивки используют хлопчатобумажные нити, со сгущенными стежками. Вдоль всего рукава отдельные элементы обводятся цветными нитками. Благодаря такому приёму вышивка получает высокий рельеф и выразительный цвет узора.

Характерной чертой для вышиванок Волыни считаются простые и в тоже время очень четкие геометрические узоры. Как правило, наносили их на серое полотно красными нитками.

Винницкие вышиванки славятся многообразием техник и цветовой гаммы. Самыми распространенными являются крестик, низ, настилка и вырезание. Кроме того отдельные элементы вышиванки в винницкой области обрамляют и соединяют вспомогательными швами.

На вышивках Полесья чаще всего простые композиции. Самыми распространенными узорами в этом регионе считаются ромбовидные линии, которые чередуются с геометрическими узорами. За частую для вышиванок использовали льняное полотно серого цвета.

А вот Черниговские мастерицы славятся белыми вышивками. Местные вышитые рубашки имеют растительной или геометрической орнамент, который наносится белыми нитками с вкраплениями красного или черного цвета. Это очень кропотливая работа, которая выполняется очень мелкими стежками.

Для вышиванок Киевской области характерной растительной и геометрической орнамент. Как правило, это цветы хмеля, грозди винограда, ромбы, квадраты или восьмилепестковые розетки. Выполняют эти узоры красной, белой с легким оттенком черной нити.

Южные регионы Украины по технике и цветовой гамме, практически ни чем не отличаются от вышивок Центральной Украины. Выполняются они полукрестиком или крестиком.

Большое значение при выборе орнамента следует уделить вышивальным швам и цвету вышиванки. В цвете вышиванки имеется очень много тайных символов. В черные вышыванки как правило наряжали мертвецов. Черные узоры несут плохую энергетику и символизируют горе от потери близкого человека. А вот вышаванки с орнаментом белым по белому выбрали молодые скромные девушки. Такая вышиванка подчеркивала естественную красоту девушки и служила защитой от злых сил. Красный цвет означает в вышиванках это добрый и солнечный знак удачи и защиты. Чтобы добавить красок к золотым и серебряным нитям мастерицы под основную нить использовали нити желтого, красного или черного цвета. А вот серебряные нити совмещали с голубым и белым цветом. Зеленый цвет на вышиванке это символ рождения и роста, которым наносили узоры травы и листья. Желтый цвет -- изобилие, богатство. Желтый цвет символизирует солнце, как энергию всего живого на земле.

Людям, в какую бы историческую эпоху они ни жили, всегда было свойственно стремление к красоте и гармонии. Не потому ли наши далекие предки заботились о внешней опрятности, жилища старались сделать уютными, а одежду свою украсить разнообразной вышивкой?

Экскурс в историю

Художественная вышивка - ремесло достаточное древнее. Искусство это присуще практически всем народам, населяющим нашу планету. Североамериканские индейцы и чукотские оленеводы, и древние кельты, славяне и австралийские аборигены - все большие и малые народности наносили на свои одежды разнообразные орнаменты: кто цветными нитками, кто бисером или мелкими ракушками, кто полудрагоценными камнями и т. д.

Узоры для вышиванок - украинских рубашек и блузок, помимо прочих, выполняют еще одну важную функцию. Рисунок на ткани передает существенную информацию о самом человеке, носящем вещь, о его роде, социальном положении.

Значение цвета


Цвета, которыми выполняются узоры для вышиванок, тоже символичны. Раньше одни тона и оттенки могли использоваться только для мужской одежды, другие - для женской или детской. Более того, молодым людям надлежало украшать рубахи или пояса узорами таких цветов, какие не использовались в одежде зрелых или пожилых мужчин. Вообще же узоры для вышиванок скрывают множество очень интересных секретов, имеющих тайный сакральный смысл. Они всегда были плодом сложной и очень кропотливой работы. К сожалению, за последние два века ритуальные нанесения рисунков на ткани утратили свою актуальность. И сейчас узоры для вышиванок, равно как и сами вышиванки, все больше воспринимаются как атрибут национального костюма.

Арийские символы


В зависимости от региона проживания, местной культуры и обычаев, родовых традиций один и тот же народ вкладывал в одинаковые орнаменты свое особое понимание. И нынешние мастерицы, пытающиеся возродить старинное искусство, учитывают этот факт в своей работе. Потому узоры для украинских вышиванок, если они выполнены по всем правилам, становятся не просто ярким, запоминающимся элементом, но еще и действенным оберегом. Возьмем, например, ромбы и крестики. Они образуют сильнейшую энергетическую защиту, особенно если узоры для украинских вышиванок находятся на груди, на воротнике, где материал соприкасается с кожей, и на запястьях. Очень хорошо, если на этих местах будут сварги или коловороты. Сварги имеют древнеарийские источники и воплощают силу духа, волю к победе. Коловороты же - древнеславянский знак солнца, солнцестояния, самой вечности, вечного движения жизни и победы ее над смертью. Обычно схема узора для вышиванки с такими символами используется для мужских рубашек.

Когда узоры лечат

У южных славян одним из популярных мотивов вышивки были с гроздьями, переплетенные веточки с листьями. Виноград - символ женского плодородия. Нашивкой в виде него украшали рукава рубашек и платьев, верхней одежды вышедших замуж девушек, чтобы они легче вынашивали и рождали детишек. Для мужчин такой рисунок не подходил. Что еще интересно: если схема узора для вышиванки требовала использования голубого цвета, его наносили на детскую одежду. Считалось, служит защитой от несчастных случаев, а если ребенок ушибся или поранился, повреждения быстрее заживут, не доставив маленькому сорванцу лишних неприятностей. Существовала так называемая борщевская вышивка, сочетающая в себе цветочные и животные мотивы (розы, бабочки, птицы). Если к орнаменту из цветков прибавляли еще и сварогу, получалась не просто нарядная рубашка или блузка, а оберег от заболеваний сосудов и сердца. Использовались такие борщевские узоры для вышиванки женской и мужской, особенно рекомендовались людям преклонного возраста.

Защита высших сил

Крестьянская одежда минувших веков, которую можно видеть в этнографических музеях, а также полотенца (рушники), что украшали семейные образа, часто содержат изображения бабочек и птиц. Причем если подобные узоры для вышиванки женской воспринимаются вполне нормально, то для мужской они не очень-то подходят. Однако такая точка зрения неверна, и предки наши знали, что делают! Оказывается, птицы и бабочки символизируют ангелов-хранителей, посланных свыше оберегать нас от неприятностей и злого влияния. Потому и выбирались подобные мотивы для мужских рубах и поясов, особенно если сильного пола связан был с риском: охотничьим делом или армейским. И, конечно, узоры для вышиванок детских не обходились без бабочек, мотыльков и птичек - ведь малышам нельзя без Божьей защиты!

На пороге свадьбы

Сильнейшим оберегом было и шитье решетиловское. Его главное применение - украшать подвенечные наряды жениха и невесты. Оно выполнялось белыми шелковыми нитками или бисером на белом же фоне различными техниками (гладь, и т. д.). Сакральный смысл рисунка, символический подтекст - олицетворение нравственной и физической чистоты молодоженов и пожелание им счастливой супружеской жизни. Поэтому решетиловские узоры для вышиванок мужских и женских так и назывались - свадебными.

Геометрический стиль

положила начало и многим тайным символам, зашифрованным в геометрических узорах. Это в первую очередь кружки, ломанные линии и параллельные прямые, ромбы, зигзаги, кресты. Именно отсюда пошли узоры для вышиванок крестиком - самые древние, истоки которых кроются еще в трипольской культуре. К тому же типу рисунков относится «восьмерка» - знак бесконечности, олицетворяющий стихию воды, и восьмиугольный цветок - Солнце, означающее стихии света, огня, жизни. Оба символа включали в узор для вышиванки мальчику и девочке, т. к. они считались оберегом, сочетающим материнскую и отцовскую энергии. А сугубо для юношей и молодых людей матери, а затем и жены расшивали рубахи голубыми ромбами с точками посередине. В народе бытовало мнение, что подобный орнамент укрепляет мужскую силу.

Элементы природы

В одежде должен был подчеркивать изначальное родство человека и природы, их единство, и подпитывать род людской живительной силой земли-матушки. Чаще всего в украинских и русских вышивках можно было увидеть хмель, барвинок, виноград, калину, дубовые листья, и это не случайно. Калина, например, обозначала связь человека с родиной, родней, родом, корнями, предками. И от них получал он поддержку и покровительство, а связующими нитями были соответствующие вышитые узоры. Кроме того, калина имела еще один тайный смысл - по верованиям еще праславянских племен, именно с нее началось рождение небесного мира, ибо из ягод дерева появились звезды, месяц и солнце.

Еще одно сакральное дерево - дуб, соединяющий небо и землю, мир духовный и материальный. Дуб - это стойкость, крепость, неисчерпаемая жизненная сила, покровитель мужского начала.

Виноградные лозы, как мы уже говорили, - это орнамент женский, а также семейный. Им украшали праздничные скатерти, полотенца, постельное белье для супружеских спален.

Узоры с веточками хмеля чаще всего красовались на рубахах молодых парней и говорили о веселье, жизнелюбии, неугомонном нраве.

Нередки на вышиванках были и пламенные маки - защитники от сглазов, косых взглядов и речей.

Зооморфные мотивы

Стилизованные изображения бабочек, птиц и даже некоторых животных - частые гости в народной вышивке. Их появление нельзя назвать случайностью. Из птиц вышивали петухов, кукушек, сов. Почему их? Петух, как украшение и гордость крестьянского подворья, курам голова, был любим за степенный нрав и яркое оперение. Крестьянская повседневная жизнь строилась по петушиным кукареканьям: они и о приближении утра оповещали, и об обеденном времени предупреждали, и о том, что на покой пора, говорили. Птица эта была вместо часов. Вот и оказали ей уважение, стали изображать на вышивках.

Кукушка же годам человеческим счет ведет. Чтобы обошла стороной беда да годков жизненных побольше было, и вышивали кукушек.

Сова почиталась в народе символом мудрости и тайных сил. Этот оберег должен был предохранять от необдуманных поступков, поспешных действий, чреватых неприятными последствиями, и защитить от всякой нечистой силы.

Вышивались на одежде часто рыбки - символ долголетия, и зайцы - символ выносливости и физической силы, хитрости и ловкости. Бабочки среди разнообразных сплетений веток и цветов указывали на беззаботную, легкую жизнь.

Тона и оттенки

И еще несколько слов о цветах нитей в вышивках. Например, черные и красные. Это цвета почвы и солнца, родной земли и крови. Они должны защищать человека от всевозможного внешнего негатива и дурного влияния злых сил, увеличивать природную защитную энергетику. Кроме того, красный цвет притягивает удачу и здоровье.

Сугубо черными нитями вышивали свою одежду вдовы - в знак безутешной скорби от потери близких. Они же использовались и для магических орнаментов на ритуальных одеяниях колдунов и магов. Цвета жизни, молодости, роста - все оттенки зеленого, особенно яркие, сочные, насыщенные. А желтый и оранжевый символизировали тепло, радость, богатство, достаток.