Личное местоимение почему так называется. Урок русского языка " личные местоимения". Падежи местоимений в русском языке

Класс: 4

Цель: познакомить с личными местоимениями

Задачи:

  • закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
  • познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
  • упражняться в определении рода, числа, лица местоимений;
  • замене существительных местоимениями в речи;
  • воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма;
  • развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

Ход урока

I. Организация начала урока.

У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.

II. Словарная работа

Внимательно прочитайте предложения. (слайд № 3)

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.

Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик

  • березы - (они)
  • ученик - (он)
  • девочка - (она)
  • помидоры - (они)
  • путешествие - (оно)

Что общего между этими словами? (Они все словарные)

III. Изучение нового.

  • Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Посоветуйтесь и решите, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными.
  • Какие еще местоимения встретили в предложениях?
  • Какие слова они заменили?

Место какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)

Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.

Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями или местоимениями-существительными. (слайд № 4)

Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.

(Вывешивается тема урока: Личные местоимения).

Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения.

Письмо по памяти.

Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они.

Запомните первые три строчки стихотворения.

Запишите их по памяти.

Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

В "Толковом словаре" Ожегова записано: (слайд № 5)

1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.

Сегодня мы исследуем эти местоимения.

Нам нужно заполнить таблицу (слайд № 6)

Сначала распределим личные местоимения по числам (слайд № 7)

(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют)

Теперь нам надо распределить их по лицам.

Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.

Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.

А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо.

(заполняем таблицу слайд № 8)

Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам.

(проверка)

Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)

При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.

Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)

Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. (слайд № 9)

Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род)

Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями?

(Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)

IV. Закрепление

Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.

Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Личные местоимения (перечислить) :::::::::::..

Они бывают::::. лица,::::: числа, в 3 лице ед. числа имеют::::::,

В предложении бывают:::::::::::::::::..

Физминутка.

  • Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
  • Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
  • Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
  • Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

1. Загадки. (слайд № 10)

Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке.

Утром -
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар - птицей: (Солнце)

А стемнеет - ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной. (Месяц)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)

И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
ОНИ - морские... (Свинки)

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам Я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)

2. "Четвёртое - лишнее"

Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (слайд № 11)

  1. Он, она, оно, я
  2. Я, ты, они, он
  3. Ты, к, от, за

Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений.

Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты (2 л., ед.ч.).

3. Самостоятельная работа. "Вставь местоимение"

Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.

Когда __(:) приедете?

__ (:) нарисую елочку.

Почему __ (:) улетают?

Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино.

Какую задачу __ (:) решает?

Проверка.(слайд № 12)

4. Экспресс-опрос "Местоимение".

1. Укажи местоимения 1-го лица.

3) он, она, оно, они

2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

3) он, она, оно, они

3. Выбери местоимения 3-го лица.

1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы

4. Личные местоимения употребляются вместо...

1) имени существительного;

2) имени прилагательного.

5. Личные местоимения...

1) называют предметы;

2) указывают на предметы.

6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.

Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит, бумажки рвет!

а) 1 л. б) 2 л. в) 3 л.

Конец формы

IV. Итог урока.

Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.

Все дети получают сердечки с надписью "Я+Я= МЫ (слайд № 13,14)

Рефлексия "Светофор" (слайд № 15)

Ребята приклеивают на лист сигналы.

Домашнее задание.

С. 30 № 8, выучить таблицу личных местоимений.

Дополнительный материал.

Задания на смекалку.

  • Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)
  • Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)
  • Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение. А вместе они - овощ. (ТЫ, КВА)
  • Шарада.
    Первый слог - личное местоимение,
    Второй - детская болезнь.
    А целое - тот предмет, который
    Выбрасывают, когда он нужен
    И поднимают, когда он не нужен.
    Что это? (Я - корь).
  • Ребус. 7 я (семья)

Раздел «Морфология Местоимение»

Урок 38 «Разряд личных местоимений»

Класс-3.

Тема: Разряд личных местоимений

Цель: познакомить с личными местоимениями

Задачи:

закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными; упражняться в определении рода, числа, лица местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма; развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.

Педагогические технологии: личностно - ориентированное обучение, элементы интеграции, элементы критического мышления, адаптивная система обучения.

Тип урока: урок объяснения и первичного закрепления.

Оборудование: презентация, карточки, картинки к уроку.

Ход урока

I. Организация начала урока.

У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.

II. Словарная работа

Презентация.

Работа в парах. АСО (

Внимательно прочитайте предложения. (Слайд № 3)

Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик

березы - (они)

ученик - (он)

девочка - (она)

помидоры - (они)

путешествие - (оно)

Что общего между этими словами? (Они все словарные)

III. Изучение нового.

Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Посоветуйтесь и решите, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными. Какие еще местоимения встретили в предложениях? Какие слова они заменили?

Место, какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)

Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.

Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями. (Слайд № 4)

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения.

Прослушайте песню « Я ты он она вместе дружная страна» интеграция музыка

Запишите в тетрадь местоимения из песни.

Местоимения я, ты, он, она, оно, мы называют личными.

В "Толковом словаре" Ожегова записано: (слайд № 5)

1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.

Сегодня мы исследуем эти местоимения.

Нам нужно заполнить таблицу. Распределить личные местоимения по числам и лицам.

Ед. число Мн. число

Сначала распределим личные местоимения по числам (слайд № 7)

(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют работа в группах) АСО

(личностно - ориентированное обучение)

Ед. число Мн. число

Я, ты, он, она, оно Мы, они, вы

Теперь нам надо распределить их по лицам.

Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.

Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.

А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо.

(заполняем таблицу слайд № 8)

Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам.

(проверка)

Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)

При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.

Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)

Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. (слайд № 9)

Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род)

Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями?

(Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)

IV. Закрепление

Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.

Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Личные местоимения (перечислить) :::::::::::..

Они бывают::::. лица,::::: числа, в 3 лице ед. числа имеют::::::,

В предложении бывают:::::::::::::::::..

С. 192 правило.

Физминутка.

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

С.191упр.439

Выписать из текста местоимения определить число и лицо.

1.Загадки.

Нужно отгадать загадку, рядом с местоимением, встречающимся в загадке написать слово отгадку. Работа с комментированием.

Так заведено -

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт ОНО

Розовой жар - птицей: (Солнце)

А стемнеет - ОН придёт:

Тоненький,

Смущённый, -

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной. (Месяц)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)

И в море не купаются,

И нет на них щетинки,

И все же называются

ОНИ - морские... (Свинки)

Сделал дыру, вырыл нору,

Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам Я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

2. "Четвёртое - лишнее"

Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (Слайд № 11)

Он, она, оно, я

Я, ты, они, он

Ты, к, от, за

Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений.

Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты (2 л., ед.ч.).

(личностно - ориентированное обучение)

3. Самостоятельная работа. "Вставь местоимение"

Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.

Проверка.(слайд № 12)

4. Экспресс-опрос "Местоимение".

Приложение.

1. Укажи местоимения 1-го лица.

3) он, она, оно, они

2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

3) он, она, оно, они

3. Выбери местоимения 3-го лица.

1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы

4. Личные местоимения употребляются вместо...

1) имени существительного;

2) имени прилагательного.

5. Личные местоимения...

1) называют предметы;

2) указывают на предметы.

IV. Итог урока.

Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.

Все дети получают сердечки с надписью "Я+Я= МЫ (слайд № 13,14)

Рефлексия. Давайте послушаем ещё раз песенку «Я ты он она»

Можете подпевать.

V. Домашнее задание.

С. 193 упр. 442,с.192 выучить правило.

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам Казахстана.

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

Когда __(:) приедете?__ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает?

В русском языке местоимение является самостоятельной частью речи, указывающей на признаки, предметы, количество, но при этом не называющей их. В таблице описаны различные виды местоимений по значению, а также варианты их соотношений с другими частями речи.

Местоимение в русском языке – это самостоятельная часть речи, которая включает различные по значению и грамматическим особенностям группы слов, указывающие на предметы, признаки, количество, но не называющие их. Отвечает на вопросы Кто? Что? Какой? Сколько? Чей? и другие. Начальная форма местоимений – форма единственного числа, именительного падежа.

Примеры местоимений в словосочетаниях : он ответил, вы знаете, несколько яблок, каждый школьник, этот дом.

В школе тема «Местоимения» изучается с 4 класса и входит в программу ЕГЭ.

Какие бывают местоимения по значению?

Выделяют девять разрядов местоимений в зависимости от того, какое значение в речи они выражают. Включающая категории местоимений в русском языке таблица с примерами поможет быстро определять, к какому виду относится то или иное местоимение.

Разряды по значению Описание Примеры
Личные указывают на предмет, лицо, явление я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
Притяжательные указывают на принадлежность мой, твой, его, ее, наш, ваш, их
Возвратные указывают на обращенность действия на себя себя, себе
Вопросительные выражают вопрос кто? что? чей? какой? сколько? который?
Относительные используются для связи частей сложноподчиненного предложения кто, что, чей, какой, сколько, который
Неопределенные указывают на неизвестные предметы, явления, лица, признаки, число чего-либо некто, несколько, кое-что, кто-либо, чей-нибудь и др.
Отрицательные указывают на отсутствие, отрицание предмета, лица, признака ничто, ничей, никакой и др.
Указательные указывают на определенный предмет, признак или количество из нескольких вариантов этот, та, тот, столько и др.
Определительные указывают на обобщенный признак любой, каждый, всякий, иной и др.

Во многих источниках относительные и вопросительные местоимения выделяют в один вопросительно-относительный разряд по значению.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Соотношение местоимений с другими частями речи

По соотношению местоимений с другими частями речи выделяют четыре группы местоимений.

Грамматические признаки местоимений

В русском языке у местоимений выделяют постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Постоянные грамматические признаки :

  • Разряд по значению;
  • Лицо (только у личных).

Непостоянные грамматические признаки:

  • Падеж;
  • Число.

Синтаксические признаки местоимений

В предложениях местоимения могут выступать в роли любого члена предложения. Но, как правило, они употребляются в качестве подлежащего, дополнения или определения.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 1336.

1. Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

    К местоимениям можно задать вопросы имён существительных (кто? что? ), имён прилагательных (какой? чей? ), числительных (сколько? ), наречий (как? когда? где? ).

Основные признаки местоимений

2. Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи:

1. Местоимения-существительные - я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что? );
  • изменяются по падежам;
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные;

2. Местоимения-прилагательные - мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей? );
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам.

    Местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (ср.: - Который час? - Пятый );

3. Местоимения-числительные - сколько, столько, несколько :

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос (сколько? );
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно изменяются по падежам;

4. Местоимения-наречия - так, там, потому, где, куда и др.:

  • указывают на признаки действий;
  • отвечают на вопросы наречий (как? куда? когда? где? почему? зачем? );
  • не изменяются, как и наречия;
  • связываются с глаголами так же, как и наречия.

Примечания. Традиционно местоимения-наречия исключаются из состава местоимений. В этом случае в состав местоимений включаются только те слова, которые соотносятся с именными частями речи (с существительными, прилагательными, числительными). Но поскольку местоименные наречия там, тогда и др., как и другие местоименные слова, не называют, а лишь указывают (в данном случае на признаки действий), мы рассматриваем их в составе местоимений как особую группу.

3. Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям:

1. Личные местоимения : я, ты, мы, вы, он (она, оно, они ) - указывают на лица, которые участвуют в речи:

  • это местоимения-существительные;
  • постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы - 1-е л.; ты, вы - 2-е л.; он (она, оно, они ) - 3-е л.);
  • постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го л. является число (я, ты - единственное число; мы, вы - множественное число);
  • все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я - меня, ты - тебя, он - его );
  • местоимение 3-го лица он изменяется по числам и родам (в единственном числе) - он, она, оно, они .

2. Возвратное местоимение себя - обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо:

  • это местоимение-существительное;
  • возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа;
  • возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою ).

3. Притяжательные местоимения : мой, твой, наш, ваш, свой - указывают на признак предмета по его принадлежности:

  • это местоимения-прилагательные;
  • притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.).

    При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений - его, её, их .

4. Вопросительные местоимения : кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и др. - употребляются в вопросительных предложениях:

  • кто? что? - местоимения-существительные; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.);
  • какой? чей? который? какой, какая, какое, какие, какого и т.д.);
  • сколько? - местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и т.д.);
  • где? когда? куда? откуда? зачем?

5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными - кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и др., но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях:

Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, где спрятаны деньги.

6. Неопределённые местоимения : некто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и др. - указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.

    Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь :

    кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь.

    Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.

7. Отрицательные местоимения : никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и др. - указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.

    Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни- :

    кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда.

    Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.

8. Указательные местоимения : тот, этот, сей, оный, такой, столько, там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. - являются средством указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого):

  • тот, этот, сей, оный, такой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и т.д.);
  • столько - местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и т.д.);
  • там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. - местоименные наречия; неизменяемые слова.

9. Определительные местоимения : сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др. - служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь:

  • сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.);
  • всюду, везде, всегда - местоименные наречия; неизменяемые слова.

Обратите внимание!

1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен ; Сам придёт ; Это книга ; Всё закончилось хорошо ).

2) Некоторые местоимения имеют омонимы среди служебных частей речи (это, что, как, когда ): Это книга (местоимение). - Москва - это столица России (указательная частица); Я знаю, что ему сказать (местоимение). - Я знаю, что он здесь (союз).

3. Морфологический разбор местоимений:

План разбора местоимений

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное, местоимение-наречие);
2 разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
3 лицо (для личных местоимений);
4 число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 падеж;
2 число (если есть);
3 род (если есть).
III Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

Образцы разбора местоимений

Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

(представьте) себе

  1. кому?
  2. Н. ф. - себя . Морфологические признаки:

    2) возвратное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.
  3. В предложении - дополнение.

какого-нибудь (ботаника)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какого?
  2. Н. ф. - какой-нибудь . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    2) неопределённое;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.

который

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопросы который? какой? кто?
  2. Н. ф. - который . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) относительное;
  3. В предложении - подлежащее.

где

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос где?
  2. Н. ф. - где . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-наречие;
    2) относительное;
    Б) Неизменяемая форма.
  3. В предложении - обстоятельство места.

(до) этих (пор)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос каких?
  2. Н. ф. - этот . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) указательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.
  3. В предложении - часть обстоятельства времени.

ничья (нога)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
  2. Н. ф. - ничей . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) отрицательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа.
  3. В предложении - согласованное определение.

он

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. - он . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-существительное;
    2) личное;
    3) 3-е лицо;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
  3. В предложении - подлежащее.

свою (коллекцию)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
  2. Н. ф. - свой . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) притяжательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, винительного падежа.
  3. В предложении - согласованное определение.

всякими (представителями)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какими?
  2. Н. ф. - всякий . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) определительное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.
  3. В предложении - согласованное определение.

Упражнение к теме «3.6.1. Понятие о местоимении. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений»

В книге в краткой и доступной форме изложен необходимый справочный материал по всем видам разбора на уроках русского языка за курс начальной школы, представлено много схем и образцов грамматического разбора.

Местоимением называется часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного и числительного.

От существительных, прилагательных и числительных местоимения отличаются тем, что они имеют более общее значение. Только в речи местоимения указывают на определённые предметы, на их качества или количество.

Река вышла из берегов. Она затопила поля и луга.

Буря бушевала всю ночь. Она стихла только к утру.

(Местоимение она в первом случае заменяет существительное река, во втором случае - существительное буря .)

Стояли тёплые дни. Такие дни у нас бывают только весной.

Появились ранние цветы. Такие цветы особенно сильно пахнут.

(Местоимение такие в первом случае заменяет прилагательное тёплые, во втором случае - прилагательное ранние ) У меня пятнадцать книг. Столько же книг у моего товарища.

На правой полке стояло сто книг. Столько же книг стояло на левой полке.

(Местоимение столько в первом случае заменяет числительное пятнадцать, во втором случае - числительное сто.)

Разряды местоимений.

По значению местоимения делятся на несколько разрядов.

1. Личные : 1-е лицо - я, мы, 2-е лицо - ты, вы, 3-е лицо - он, она, оно, они.

2. Возвратное: себя.

Примечание. Возвратное местоимение себя может относиться ко всем трём лицам: Яне щажу себя, тыне щадишь себя, он не щадит себя .

3. Притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш.

Примечание, Мой, наш указывают на принадлежность (или отношение) к 1-му лицу, твой, ваш - ко 2-му лицу, а свой ко всем трём лицам, как и возвратное себя: Я не щажу своих сил, ты не щадишь своих сил, он не щадит своих сил

4. Указательные: этот, тот, такой, столько.

5. Определительные: каждый, весь, всякий, самый, сам.

6. Вопросительные: кто? что? какой? который? чей? сколько? (который час? кто пришёл?).

7. Относительные - это те же вопросительные, но не имеющие вопросительного значения, а употребляемые лишь для связи отдельных предложений. Они, кроме того, отличаются от вопросительных отсутствием логического ударения: Деревня, в которой -мы жили, была расположена на берегу реки. Кто много жил, тот мною видел.

8. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей. Сюда же относятся и местоимения некого и нечего, которые значат собственно нет кого и нет, чего.

9. Неопределённые: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кто-то, что-то, чей-то, кто-либо, что-либо, чей-либо, какой-либо, который-либо, кто-нибудь, что-нибудь, чей-нибудь, какой-нибудь, который-нибудь, кое-кто, кое-что, кое-какой.

Изменения местоимений.

Некоторые местоимения заменяют собой существительные: я, ты, себя, кто, никто, никто и др. В предложении они, как и существительные, обычно бывают подлежащими или дополнениями.

Мы работали дружно. Никто не отставал. (Местоимения мы и никто - подлежащие.) Старик встретил нас радушно. Никому раньше он об этом не рассказывал. (Местоимения нас, никому - дополнения.)

Эти местоимения изменяются по падежам, а по родам не изменяются (кроме местоимения он, которое изменяется и по родам: он, она, оно) . Их называют местоименными существительными.

Другие местоимения заменяют собой прилагательные: который, какой, такой и др.

Они, как и прилагательные, обычно в предложении являются определением. /i> Какой цветок я нашёл! Такая книга всем нравится.

Эти местоимения изменяются по падежам, родам и числам и согласуются с существительными.

Такой карандаш, такая книга, такое перо; такие карандаши, такие книги, такие перья; такого карандаша, такой книги, такого пера. Их называют местоименными прилагательными.

Наконец, третьи местоимения заменяют собой числительные (сколько - несколько) . Они изменяются только по падежам.

1. В косвенных падежах к местоимению 3-го лица после предлогов прибавляется н (у него, к ней и т.д.). Примечание. Если это местоимение в род. над. употребляется в значении притяжательного (отвечает на вопрос чей?), то н после предлога не прибавляется: предлог в этом случае связан нес местоимением, а с существительным, стоящим после него: 1. Это письмо от его отца. (Это письмо от отца его.) Сравните: Это письмо от него. 2, Был у её брата. (Был у брата её.) Сравните: Был у неё.

2. Возвратное местоимение себя не имеет им. пад. ед. числа и не имеет особых форм для множ. числа. Оно склоняется как личные местоимения я, ты: род., вин. - себя, дат, - себе, твор. - собой (-ою), предл. - (о) себе.

Склонение притяжательных местоимений.

Так же склоняются местоимения твой, свой, ваш. Местоимение чей склоняется как прилагательное на -ай, -ья, -ье (лисий,лисья, лисье).

Склонение местоимения чей

Местоимения какой, никакой, самый, который, некоторый, всякий, такой, каждый, иной и др. склоняются, как обычные полные прилагательные.