Орнамент в прикладном искусстве. Ленточный орнамент, история возникновения, стили, особенности, виды. Изображения, фото. Вопросы и задания

Содержание и форма орнаментов и орнаментальных мотивов

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяются на три вида:

орнамент изобразительный, включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;

Каллиграфия Насхи стала более популярной и была существенно развита османами. Вклад мусульман в европейское искусство. В целом распространение мусульманских художественных мотивов в Европу и остальную часть мира осуществлялось тремя основными способами. Первая из них - это прямая подражание воспроизведению одной и той же темы в том же источнике или медиа. Например, художественная тема в мусульманской керамике может быть воспроизведена в другой европейской керамике. Существует множество примеров этого этапа подражания.

Возможно, наиболее признанными являются многие случаи копирования куфических надписей в средневековом и ренессансном европейском искусстве. По словам Кристи, резные надписи о готической работе пришли из куфических надписей Ибн Тулуна, сначала во Францию, а затем и в остальную Европу. Маша Аллах? но и остальные многочисленные мусульманские мотивы этого здания. Такое влияние также проявляется в полосах орнаментов на отставке Вестминстерского аббатства и некоторых ранних витражных стеклах.

орнамент неизобразительный, образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;

орнамент комбинированный, представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм -- с другой.

Самый сложный неизобразительный орнаментальный узор, или мотив, по-существу состоит из простейших геометрических элементов правильной или неправильной формы. Начнем с точки, которая мало что значит сама по себе, но при ее умелом ритмическом повторении можно добиться интересного декоративного эффекта. Примером могут служить произведения Саса-нидского Ирана или китайские изделия танского периода. Наиболее точно передает характер очертаний любой формы линия. Она является основным формообразующим элементом. И если число абстрактных неизобразительных форм весьма велико, то линий, которые резко отличаются одна от другой, только три:

Репродукция мотивов, таких как восьмиконечная звезда, многоцветные арки, сталактит, османский цветок и геометрические и цветовые схемы Альгамбры - всего лишь небольшой список предметов, которые составляют неотъемлемую часть большинства европейских произведений искусства. Вторая форма передачи - передача этой темы другим типам производства, таким как мебель, текстиль, живопись и скульптура или архитектурное оформление. В этом случае речь идет о транспозиции источника или медиа. Примеры такого типа также существенны, что мы не можем затронуть в этом кратком описании.

прямые -- вертикальные, горизонтальные, наклонные;

кривые -- с постоянным радиусом кривизны -- окружности и их дуги;

кривые -- с переменным радиусом кривизны -- параболы, гиперболы и их отрезки.

Эти линии являются первичными элементами для всех орнаментальных образований. Все три вида линий обладают определенной зрительной выразительностью и не похожи одна на другую.

Здесь может быть достаточно примера Арабески. По словам Уорда, оплодотворение европейского орнамента в эпоху Возрождения было в руках Арабески. Это было время, когда декоративное искусство стало популярным в Европе. Арабески в сочетании с мусульманскими геометрическими узорами вторгались в европейские салоны, гостиные и общественные приемные.

Третий уровень является самым трудным для объяснения и состоит из вдохновляющей стадии, где мотив не копируется и не воспроизводится, а постепенно вдохновляет развитие определенного стиля или моды. Есть все больше свидетельств того, что мусульманское искусство и, в частности, арабеска, были источником вдохновения для стилей рококо и барокко, которые распространялись в Европе между 16 и 18 веками.

Сами по себе прямые и кривые линии не являются носителями художественной выразительности. Но при определенных условиях они могут «обнаружить» скрытый в них эмоциональный заряд.

Так, прямые и кривые с постоянным радиусом кривизны способны выразить плавное, спокойное движение. В природе этих линий лежат постоянство, статика, уравновешенность; при этом считается, что горизонтальные линии в орнаменте символизируют стройность, строгость, определенную стабильность, наклонные же прямые линии создают впечатление постоянного движения.

Тема мусульманского искусства значительно шире, и это краткое введение не может означать, что это справедливость. Мы советуем читателю ознакомиться с перечнем ссылок для получения дополнительной информации. Тем не менее, в документе дается всесторонний обзор основных декоративных средств мусульманского искусства, состоящих из геометрии, каллиграфии и цветочных декораций. Утверждалось, что большая часть художественного таланта и производства была обусловлена, а также вдохновлена ​​религиозными убеждениями и концепциями, явным свидетельством творчества ислама как идеологии и религии.

Линия, или лента, широко использовалась в орнаменте, чтобы разграничить отдельные мотивы.

Зигзаг, или ломаная линия, в Древнем Египте служила знаком воды. Она находила применение в орнаментах многих народов в самые разные времена.

Шевроны -- ломаная лента с ритмическим чередованием узора. Встречается в декоративном искусстве Китая периода Шан и в романском искусстве.

Или путаное оформление, описывающее агломерацию декоративных элементов. Орнамент формально отклоняется от фонового рисунка и часто очерчивается по цвету или по высоте. Уже в поисках находятся насыпи, украшенные орнаментами. Украшения могут быть образно сформированы из цветочных или фантастических узоров.

Орнаменты отличаются от изображений в классическом смысле тем, что их повествовательная функция отходит назад к декоративной функции. Они не создают иллюзию ни во времени, ни в пространственной глубине. Например, они не сообщают о непрерывном действии и ограничиваются областью. Тем не менее, украшения могут быть вполне натуралистическими и яркими. Это также могут быть отдельные предметы. Вазы, декоративно используемые при отделке в качестве основной функции.

Мотив плетенки встречается в орнаментальном искусстве разных стран: дальневосточном и греческом, в западноевропейской средневековой книжной миниатюре и на ирландских резных крестах, в мусульманском искусстве.

Этот мотив в эпоху Возрождения часто использовался на книжных переплетах, фаянсах Сен-Поршера. Даже великий Леонардо да Винчи не оставил его без внимания и создал прославленные образцы этого орнаментального мотива.

Очень образные и скульптурные орнаменты контрастируют с абстрактными или стилизованными. Стилизация может касаться отдельных элементов или форм или, как в арабском, руководства движения. Чем абстрактнее орнамент, тем сильнее причина, как самостоятельный образец.

В дополнение к их степени абстракции орнаменты различаются по отношению к среде. Украшения могут акцентировать, делить, заполнять и кадрировать. Носитель может определить орнамент или, наоборот, доминировать над орнаментом. Интенсивность и плотность также определяют связь с пользователем.

Примеры неизобразительного орнамента: Зигзаг; волнообразная линия; разновидности меандра

Меандр -- ломаная под прямым углом линия. Самые первые образцы этого орнаментального мотива относятся к эпохе палеолита. Позже меандр использовался в греческой керамике, в искусстве древних жителей Мексики, на японских тканях и в декоративном искусстве многих других народов мира.

Для украшения играет важную роль в определении термина красоты. Красота, говорит Альберти, - идеальное условие, при котором ничто не может быть удалено или добавлено в здание, не уменьшая его красоту. Поскольку это условие не достигается на самом деле, орнамент применяется к внешней стороне здания, чтобы подчеркнуть преимущества здания и скрыть дефекты.

Самое важное применение этой дуалистической схемы красоты и орнамента можно найти в эпоху Возрождения, которая стала самой важной структурой структуры для Гебёдеауфрис. В нынешней разработке дизайна орнамент играет все более важную роль. Как антропологическая константа, он вернулся к контексту коммуникации как межкультурный, графический элемент. Как возрождение орнамента в начале.

Квадрат и прямоугольник являются основной формой в орнаменте. Они, прежде всего, служат для ограничения поверхности, заполненной орнаментальными мотивами. Ярким примером использования этого мотива в искусстве могут служить Родосские греческие вазы; в архитектуре -- кессонированные потолки эпохи Возрождения. Шашечный орнамент широко используется в узорах тканей со времен Древнего Египта вплоть до наших дней.

В архитектуре и у одного развился распространенный скептицизм и отказ от орнамента. Пропагандированная была вместо формулы. По словам Густава Климта Саре Моррису, орнамент вернулся, согласно выставке в Нижнем Бельведере в Вене. Гейч в начале незавершенного, «современного» человека, чтобы растянуть флаги перед «силой орнамента»: уже в стеклянном дверном проеме к Оранжерее движется якобы воздушный свет, его щупальца, дюжины, подвешенные на потолке, розовые воздушные шары свисают за соблазнительные шнуры структуру, в которую каждый должен погрузиться.

Ромб, так же как и квадрат, служит для ограничения декорируемой поверхности. Особенно широкое применение этот мотив имел в гончарных изделиях доисторического периода.

Шестиугольник и восьмиугольник самостоятельно и в сочетании были очень распространены в декоративном искусстве мусульманских стран.

К прямолинейным мотивам, широко использовавшимся с доисторических времен, следует отнести крест и свастику, которые служили преимущественно в качестве религиозных символов: крест -- на Западе, свастика -- в странах Центральной и Юго-Восточной Азии. Крестообразные мотивы можно встретить также в античном искусстве.

Если вы принесете вам воздушный шар, это покажет его истинное лицо - на нем можно увидеть уродливые сцены пыток, людей с надругательствами. «Я сдаюсь» - это имя этой установки иранского Парасту Форухара. Раньше, это совершенно другой вопрос, который сразу же подавляет нас, вы изучаете фон.

Кодовая мозаика зеркал

Ее впечатления от художественных ярмарок и биеннале по всему миру подтверждают ее во взрывоопасности темы. Смешение западного искусства - «жестоко исключенный, даже растоптанный» орнамент, китч и народное искусство - с индийским и арабским миром означало начало «глобального искусства». А также «красота» может быть предметом в этом контексте снова. Для Фогеля есть невероятные параллели с американским минимальным искусством, особенно с Франком Стеллой. Из Мона Хатум приходит ковер, в котором глобус кажется сожженным, от Сакши Гупты один от накладных ресниц.

Окружность считается одной из самых совершенных и законченных форм. Она используется и как собственно орнаментальный элемент, например, на кипрской керамике, и для ограничения поверхности, включающей в себя другие мотивы, как на японских гербах. Важную роль играли окружности в средневековых орнаментах (так называемые готические «розы»).

Птица, безусловно, не относится к полноте - Африка, например, оставила ее в целом, что, в свою очередь, поднимет совершенно новую тему, постколониализм. Показана разработка декоративного для политического. И, пожалуйста, только потому, что выставка проходит в Вене, просто не приходите с брошюрой Адольфа Лооса «Орнамент и преступность». То есть, говорит Фогель, «полностью переоцененный текст».

Украшение очень важно в исламском искусстве. Хотя на Западе он имеет второстепенную ценность, в исламском он играет центральную роль. На Западе орнамент применяется как украшение строения здания, которое является изначальным. В искусстве ислама декоративные маски маскируют конструктивные материалы.

Мотив спирали был распространен еще в эпоху неолита (в подтверждение можно привести фриз с рельефом в форме спирали, найденный на острове Мальта, межевой камень с рельефным спиральным орнаментом, найденный в Ирландии). Этот мотив получил впоследствии широкое применение в критской, минойской и микенской цивилизации и стал излюбленным мотивом в древнем искусстве Египта, Ассирии, Греции. Он является символическим изображением истории развития мира.

История Испании в средние века отличается от истории остальной Европы из-за мусульманского вторжения на полуостров в год. Территория, подчиненная исламу, называется аль-Андалусом. Христианские королевства, образованные на севере полуострова, начали процесс завоевания, который закончился падением королевства Гранада в этом году. Политический капитал одновременно является творческим фокусом и рассеивателем искусства. Созерцая любое эстетическое проявление ислама, западный зритель должен пролить свою культурную обусловленность.

Чтобы понять его значение, необходимо знать его религиозные принципы. Ислам - монотеистическая религия, но семитский Бог отличается от западного. Это непознаваемо и непознаваемо. Он находится вне мира и не подчиняется законам пространства и времени. Вселенная не имеет автономии, а направляется Богом.

Линии с переменным радиусом кривизны несут в себе динамичность, напряженность, неравномерность и активное движение (нарастающее и убывающее).

Схемы построения сетчатого орнамента

Особенно остро способны выразить динамичность ломаные линии с острыми углами -- так называемые молниеобразные. Мотивом «бегущая волна» в древности пользовались как символом непостоянства жизни. Истоки этого мотива--в меандровой (ломаной) линии, из которой она постепенно переходит в кривую.

Ислам означает подчинение или безусловную преданность Богу. Божественное откровение записано в Коране. Это священная книга мусульман, открытая Мухаммаду между 610 годами, и это религиозный и социальный кодекс, основополагающая основа закона. Корбан или Курсан означает чтение оды, письменного и устного слова. В то время как в христианстве Бог становится плотью, в исламе слово сделано. Все есть слово Божье, что, когда оно открывается, становится миром. Из-за этого язык является главным героем в жизни верующего.

Это должно выполнить пять обязательств - Пять столпов исламской религии. Во-первых, это профессия веры, то есть признание божественной власти и единства. Остальные: молитва, пост, легализация и паломничество. Декоративные рисунки получают путем повторения чередующихся или наложенных простых элементов. Достигнутый вкус к симметрии, достигается динамический и гармоничный эффект. Деталь не преобладает над целой. Между мотивами нет напряжения, только равновесие. Бесконечное повторение тем - это метафора вечности, которая наполняет все и способ захватить изменчивость Вселенной.

К вышеназванным геометрическим мотивам следует добавить элементы архитектурного декора, используемые только для украшения зданий и иногда мебели: «витой шнур» -- линия, спирально закрученная вокруг собственной оси; выкружка, валик, скоция, двойной зубчатый орнамент и др.

Любой неизобразительный орнаментальный мотив состоит из комбинации тех или иных линий или замкнутых фигур. В одних случаях это только прямые или кривые линии, в других -- сочетание различных линий или фигурных элементов в одном мотиве. Ритмическая организация элементов в мотиве создает условия, стимулирующие проявление цветопластических свойств этих элементов.

То есть, денатурализация природы. Исламское искусство, в отличие от западного искусства, не подражает природе. Мусульманин считает, что верно подражать ему - это акт нечестия, который противостоит Богу, единственному Создателю. Таким образом, происходит стилизация растительных мотивов.

По своему происхождению мы находим греческий, римский и элементы степей Средней Азии. Но, мусульманские художники создают новый способ работы с унаследованным декоративным репертуаром. Это самое важное художественное проявление, потому что писать - это дать форму Слову Божьему. Арабское письмо имеет двойную функцию: декоративную и иконографическую. Это эквивалент священных образов христианского искусства, способ передачи божественного послания. Графическое письмо - это большой, большой размер и с угловыми функциями.

В числе орнаментов изобразительной группы самым распространенным является растительный орнамент. При создании такого рода узора все народы вдохновлялись местной флорой, заимствуя из нее относительно немногочисленные мотивы.

Вот наиболее распространенные из них с древнейших времен

Лотос на Древнем Востоке имел культовое значение. Лотос был посвящен богу Осирису и богине Исиде и служил символом плодородия. Его цветение совпадало с разливом Нила. В высшем смысле лотос был символом бессмертия и составлял необходимый атрибут фараона. В египетском стиле лотос являлся самой распространенной формой украшения: разнообразным предметам прикладного искусства придавали форму лотоса, в архитектуре капитель была выполнена в форме почки и цветка лотоса, а база колонны представляла собой корневые листья этого же растения, в то время как ствол (тело) колонны напоминал связку стеблей лотоса. Мотив лотоса получил широкое распространение в орнаментальных формах Древнего Востока (Китая, Японии, Индии и др.).

Пальмы со своими веерообразными и перистыми листьями служили у древних евреев и египтян символом мира и победы. Орнаментальная форма растения получила наименование пальметты. Пальметты редко располагаются рядом, непосредственно одна за другой. Чаще всего отдельные пальметты обрамляются дугообразными линиями.

Лист и завиток аканта, вслед за пальметтой и лотосом, пользовались особой популярностью у художников, которых привлекала красота зубчатых листьев этого дикорастущего растения юга Европы.

У древних греков мотив аканта стал декоративным основополагающим элементом при образовании коринфского ордера, стилизованные формы листа его украсили капитель. В Древнем Риме аканту отдавалось особое предпочтение как главному мотиву любимых римлянами архитектурных ордеров -- коринфского и композитного.



Акантовый лист и завиток

Орнамент, созданный на основе листьев аканта, достиг наибольшего изящества и разнообразия в эпоху Возрождения. Растительные побеги и завитки аканта с розетками становятся почти неотъемлемой принадлежностью украшения любого предмета декоративного искусства этого времени, будь то мебель, покрытая деревянной резьбой, или мраморный рельеф, украшающий стены помещения; мы видим его на майоликовых блюдах, настенных росписях, шпалерах и тканях.

Лавр в Древней Греции был посвящен богу Аполлону и служил символом очищения от грехов, так как священной лавровой ветвью обмахивали подлежащего очищению. Венками из лавра награждали победителей в музыкальных и гимнастических состязаниях в Дельфах -- главном центре культа Аполлона. Лавр служил символом славы.

Хмель -- культурное растение, живописный вид которого способствовал широкому применению форм растения в орнаментике. Изображение хмеля в соединении с колосьями использовалось в качестве украшения на предметах домашней утвари.

Виноградная лоза -- гроздья и ветви пользовались особым почитанием в античности и в средние века. В древнегреческой мифологии это атрибут бога Вакха, у христиан -- в соединении с колосьями (хлеб и вино, означающие таинство причастия) -- символ страданий Христа.

Плющ -- вечнозеленый вьющийся кустарник, иногда дерево; подобно виноградной лозе был посвящен Вакху. Листья его имеют разнообразную форму, чаще всего сердцевидную или с заостренными лопастями. Они часто использовались в античном искусстве для украшения ваз и сосудов для вина.

Дуб -- царь лесов, символ силы и могущества. Листья дуба были широко распространены в римской орнаментике. Их изображения часто встречаются на фризах и капителях, церковной утвари и в других видах прикладного искусства готики, а также в работах мастеров итальянского Возрождения. В настоящее время изображение листьев дуба вместе с лавром можно встретить на медалях и монетах.

Цветы широко используются в орнаментальных мотивах всех времен и стилей. Они служат украшением тканей, обоев, посуды и других видов декоративного искусства.

Розетка -- в собственном смысле этого слова это стилизованная роза. В орнаментике же розеткой называют орнаментальный мотив в виде распустившегося цветка, преимущественно круглой формы. Розетки являются, главным образом, украшениями растительного характера; иногда геометрического и в исключительных случаях фигурного, т. е. когда они представляют собой комбинацию форм, взятых из животного мира. Розетки находят широкое применение в живописи и скульптуре; в архитектуре для украшения сводов и потолков, а также в декоративно-прикладном искусстве в виде украшения на мебели, воротах, дверях.

В основе розетки лежат многоугольники, делящие ее на разное количество частей. Чаще всего встречаются розетки, имеющие 3, 4, 6, 8, 10, 12 и 16 частей, тогда как деление розетки на 7, 9, 11 частей встречается сравнительно редко, как и деление свыше 16.

Животный орнамент -- наиболее распространенный орнамент среди изобразительной группы, вслед за растительным. Но фауна используется в орнаментальном творчестве значительно меньше, чем флора. Это объясняется как свойствами самого материала, труднее подвергающегося художественной переработке, так и запретами части религий на фигурные изображения.

Чаще других встречались изображения льва, тигра, быка, слона, лошади, грифа, орла, дельфина и др., которые в большинстве своем имели символическое значение.

Маски -- Ренессанс и более поздние стили употребляли различные маски, несколько видоизменив их античную форму и обогатив ее новыми деталями.

Эмблемы -- это изображение одного или нескольких предметов, имеющих символическое значение: эмблемы искусства и отдельных его видов; архитектуры, скульптуры, живописи, музыки; эмблемы науки и отдельных ее отраслей: математики, астрологии, химии; эмблемы пения, танца, драматического искусства.

Кроме вышеназванных, существует еще множество других форм, используемых в орнаменте, -- это раковины, гротески, трофеи, вазы и др.

Ленточным называется орнамент, структурные элементы которого собраны в ритмический ряд с двусторонним движением, выполненный в виде ленты. Данная разновидность является одной из самых распространенных. По-другому ленточные орнаменты называются фризовыми.

Используя этот вид орнамента, можно придать вещи законченный, устойчивый и выразительный внешний вид. Подобные ленточные узоры очень часто применяются для украшения интерьера и экстерьера зданий, одежды, обуви и т.д. При этом располагаться орнамент может:

По центру;
по краю;
в важных конструктивных местах. В этом случае он служит, прежде всего, для акцентирования на них внимания.

Также этот декоративный элемент может подчеркнуть или визуально увеличить ширину, длину или высоту предмета.

Греческий меандр

Греческий меандр (греч. mαίανδρος - название одной из рек) - это самый известный вид ленточного геометрического орнамента. Использовался он еще во времена неолита. Это самый распространенный ортогональный этнический орнамент, основной особенностью которого является наличие перпендикулярных линий. Его характеризует неразрывный бордюр, представляющий собой сплошную линию. Использовался данный вид орнамента для украшения одежды, фризов и рельефов.

Одним из самых распространенных его типов является двойной меандр. Повторяющийся узор в таком орнаменте представлен двумя линиями, между которыми часто располагаются прямоугольники или квадраты. Одним из характерных элементов двойного меандра является свастика. В Греции, как и в других странах Запада и Востока, этот символ означал огонь, жизнь, вечное движение. Поэтому в меандре использовалась обычно правосторонняя (прямая) свастика. Считается, что данный символ в качестве самостоятельного был выделен именно из этого греческого орнамента.

Древние греки придавали меандру особый сакральный смысл. Каждый элемент при этом имел свое значение:

Прямая часть линии узора считалась символом добродетели;
прямые углы символизировали стремление к совершенству;
свастика, включенная в композицию, означала вмешательство в жизнь человека сверхъестественных сил.

Все остальные греческие орнаменты являются лишь разновидностью меандра. Однако этот характерный узор использовали не только греки. Находили его и на архитектурных сооружениях других народов. Орнаментом «меандр», например, украшены храм в Баальбеке и вестибюли Дамаска. Использовался такой узор и в Америке. Археологами были найдены перуанские ранние ткани, украшенные им. Меандр часто встречается на архитектурных сооружениях майя и ацтеков.

Растительный ленточный орнамент

Чаще всего растительные ленточные узоры выполняются со средней жилкой в виде волнообразно изогнутой линии. При этом от нее отходят листья, цветы, плоды и другие растительные элементы. Весьма распространен тип ленточного орнамента, в котором ветви выполнены в виде улиткообразных завитков. Жилка в таких орнаментах не используется, однако четко прослеживается симметричность. Используется также узор с прямой средней жилкой.

Очень интересна такая разновидность растительного орнамента, как фестон (фр. feston ) – это узор, очень часто применяемый в качестве декора древними римлянам. Представляет собой цепочку вязок листьев, плодов, либо цветов. Если говорить об отдельных элементах растительного орнамента, то особо стоит выделить пальметту (лат. palmete – пальмовый) и виноградную лозу. Первый представляет собой соответственно веерообразные стилизованные листья пальмы. Пальметками, к примеру, был украшен трон Филиппа Македонского.

Виноградная лоза пользовалась огромной популярностью во времена античности и в средние века. Именно она часто олицетворяла собой Древо жизни (в некоторых культурах Древо Познания). В Египте она была посвящена Осирису, в Греции и Риме – Дионису. Христиане считали ее символом Христа. Использовался этот элемент и в России. К примеру, виноградной лозой украшен саркофаг Ярослава Мудрого. Очень часто элементам растительного орнамента были лотос, акант, папирус и т.д.

Комбинированные ленточные орнаменты

Для украшения одежды, предметов быта и зданий использовались и комбинированные ленточные орнаменты. Основными видам подобных узоров можно назвать:

Арабески (итал. arabesco — арабский) - геометрический и растительный. Часто в такой узор включался витиеватый арабский шрифт. В античные времена арабеской стали называть исключительно растительный орнамент;
тератология (греч. τέρατος – уродство) – комбинация геометрических и фантастических звериных форм.

Ленточный орнамент на Руси

Орнамент этого типа использовался на Руси повсеместно. Им украшали одежду, обувь, предметы быта. Особенно стоит выделить резной русский узор. Традиционным материалом для изготовления разного рода декоративных орнаментальных архитектурных украшений была древесина березы. Очень часто для этой цели использовали сосну и кедр. Орнамент, служащий украшением домов, мог быть очень сложным и включать в себя растительные, геометрические и звериные мотивы.