Эмоционально оценочные слова лексическое средство. Эмоционально-экспрессивная окраска слов. Эмоциональная и оценочная лексика - одно и то же

Лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки: дождичек, беленький и т.п. Слова с эмоциональной окраской могут включать разнообразные оттенки: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественно-приподнятый и др. Эта окраска, как правило, устойчива, поскольку возникает в результате того, что само значение слова содержит элемент оценки: название предмета или явления, действия, признака осложняется оценочностью, отношением говорящего к называемому явлению (губошлеп, разгильдяй, пустомеля ). Оценочными могут оказаться слова в переносном значении (например, о человеке говорят: медведь, ворона, орел ). Оценочность может достигаться при помощи суффиксов: бабуля, солнышко, цветочек . Существуют лексические единицы, за которыми оценочность закрепилась по традиции: вития (оратор), вещать (говорить, провозглашать), взывать (обращаться) и т.д.

Эмоционально-оценочная лексика делится на два больших разряда:

1) слова с положительной характеристикой;

2) слова с отрицательной (негативной) характеристикой.

Эмоционально-оценочная лексика употребляется в художественной и разговорной речи в связи с созданием эмоциональности, в публицистическом стиле – для выражения страстности. В стилистике : Эмоционально-оценочные слова, отражают эмоционально выраженную прагматику языка [от греч. πραγμα äело, действие], т.е отношение говорящего к действительности, содержанию или адресату сообщения. Выделяются три группы эмоционально-оценочных слов:

1) в самом значении слова заключен элемент оценки (восславить, дерзание );

2) оценка заключена в переносном значении слова (о человеке: орел, кипятиться );

3) субъективную оценку выражают суффиксы (бабулечка, человечек ). Стилистические пометы при эмоционально-оценочных словах: вежливое, вульгарное, грубое, ироническое, ласкательное, неодобрительное, шутливое и др.

"эмоционально-оценочное слово" в книгах

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВООДУШЕВЛЕННЫЙ ОРАТОР

Из книги Живое слово автора Mitrov

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВООДУШЕВЛЕННЫЙ ОРАТОР Впечатлительные натуры вкладывают в свои слова не только мысли, но и чувства. Они способны на воодушевление, которое, невольно передаваясь слушателям, воодушевляет и их. Таков, например, герой тургеневского романа «Рудин». «Он говорил

Эмоционально неустойчивый брак

Из книги Квадрант денежного потока автора Кийосаки Роберт Тору

Эмоционально неустойчивый брак В самой эмоционально неустойчивой супружеской паре из всех, какие мне доводилось видеть, жена была закоренелым представителем квадранта Р и верила, что финансовую безопасность дает стабильная работа, а муж мнил себя выдающимся

Исследование разработки послания и оценочное исследование

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Эмоционально бедная коммуникация

Из книги Интернет-маркетинг. Полный сборник практических инструментов автора Вирин Федор Юрьевич

Эмоционально бедная коммуникация Текст не только сложен для восприятия, он еще очень плохо подходит для передачи эмоций. Конечно, в любой текст можно привнести чувства, это, в общем, не фокус. Вот только одна проблема – все ли поймут этот текст? Нет! И тогда весь заряд

15.2.2.2 Эмоционально-чувственные искажения

Из книги Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях] автора Рысев Николай Юрьевич

15.2.2.2 Эмоционально-чувственные искажения С точки зрения эмоционально-чувственной сферы, если степень столкновения увеличивается, то можно выделить несколько фаз эмоционального искажения.Повышенная чувствительность к любым действиям противоположной стороны. В

Эмоционально-чувственная проекция

автора Кемпинский Антон

Эмоционально-чувственная проекция Подобно тому как в клетке с поврежденной оболочкой субстанции извне начинают проникать вовнутрь, а изнутри - вовне, так и у больного внутреннее содержание переходит вовне и становится реальным миром, и наоборот, внешний мир становится

Эмоционально-чувственная интроекция

Из книги Психология шизофрении автора Кемпинский Антон

Эмоционально-чувственная интроекция Эмоционально-чувственные состояния могут иметь обратное направление - от окружения к больному. Чужие психические состояния как бы проникают во внутренний мир больного. Он может чувствовать, что некоторые лица из его социального

Эмоционально-чувственные стереотипы

Из книги Психология шизофрении автора Кемпинский Антон

Эмоционально-чувственные стереотипы Стабилизации эмоционально-чувственной жизни, которая противостоит ее естественной изменчивости, способствует формирование уже в раннем периоде жизни эмоциональных стереотипов, т. е. основной схемы эмоционально-чувственных связей

Из книги Психоэнергетика автора Бойко Виктор Васильевич

Эмоционально-энергетическое воздействие

Эмоционально-волевая релаксация

Из книги Гармоничные роды – здоровые дети автора Баранова Светлана Васильевна

Эмоционально-волевая релаксация Интенсивность и напряжённость современной жизни требуют разработки способов для быстрого отдыха и самовосстановления.Беременность на фоне жёсткого режима работы и различных дисгармоний порождает избыточную напряжённость, которая

Эмоционально-личностная сфера

автора

Эмоционально-личностная сфера Методика «Рисунок человека» (К. Маховер)Общая характеристика методикиПервоначально тест «Нарисуй человека» был разработан Ф. Гудинаф для диагностики уровня интеллекта. Однако в процессе работы было получено большое количество

Эмоционально-личностная сфера

Из книги Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Эмоционально-личностная сфера Методика «Рисунок человека»Мы приводим те пункты анализа рисунка (см. рис. 47), которые представляются нам наиболее значимыми в данном случае. Рис. 47 Бланк анализа рисунка Стилевой аспект: нажим: сильный; тип линий: изогнутые,

Третий тип – эмоционально переменчивый

Из книги Не дай себя обмануть! [Язык жестов: о чем умолчал Пол Экман] автора Вемъ Александр

Третий тип – эмоционально переменчивый Это живые и жизнерадостные, но легкоранимые люди. Они горячо откликаются на происходящее и стремятся получать удовольствие от жизни. Не любят распущенность. Часто принимают импульсивные решения и с энтузиазмом устремляются к

Эмоционально отчужденные супруги

Из книги Тайное значение денег автора Маданес Клаудио

Эмоционально отчужденные супруги Когда супруги решают взять на себя взаимодополняющие обязанности - например, жена ухаживает за детьми, а муж работает, - они со временем привыкают к своим ролям и могут дойти в них до крайности. Жена нередко отказывается говорить о чем

7.5. Насколько объективно оценочное суждение о волевых качествах

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

7.5. Насколько объективно оценочное суждение о волевых качествах Среди психологов вообще и в особенности среди спортивных психологов распространен метод выявления уровня развития воли и волевых качеств путем наблюдения и самонаблюдения и оценки этого уровня в баллах.

Для того чтобы говорить об элементах оценочной лексики, нам необходимо разобраться в этом, что же такое лексика.

В «Толковом словаре» С.И. Ожегова мы находим следующие определение: «Лексика - это словарный состав языка, его стиля, сферы, а так же и отдельных произведений.»

Лексика делится на следующие виды: высокая, сниженная, эмоциональная, книжная, разговорная, просторечная.

Характерной особенностью выражения оценки является возможность усиления или ослабления признака «хорошо» или признака «плохо».

Фактически человек познает окружающий мир через оценку, и практически все предметы могут стать объектами оценки. Оценка признается одной из важнейших сторон интеллектуальной деятельности человека и, несомненно, находит свое отражение в языке. Впервые круг проблем, связанных с изучением оценки, был обозначен Аристотелем. В дальнейшем эти вопросы получили освещение с точки зрения различных исследовательских подходов.

Рассматривая оценку с точки зрения языка, все компоненты ее структуры можно разделить на обязательные и факультативные. Главными элементами оценки являются ее субъект (тот, кто оценивает), объект (то, что оценивают), а также сам оценочный элемент.

В составе оценочной лексики выделяются слова эмоционально - экспрессивно окрашенные. Экспрессия - значит выразительность (от лат. expressio - выражение). К экспрессивной лексике относятся слова, усиливающие выразительность речи. Слова, которые передают отношение говорящего к их значению, принадлежат к эмоциональной лексике. Эмоциональная лексика выражает различные чувства. В русском языке не мало слов, имеющих яркую эмоциональную окраску. В этом легко убедиться, сравнивая близкие по значению слова: белокурый, белобрысый, белесый, беленький, белехонький, лилейный; симпатичный, обаятельный. Чарующий, восхитительный, смазливый; красноречивый, болтливый; провозгласить, сболтнуть, ляпнуть и т.д. Сопоставляя их, мы стараемся выбирать наиболее выразительные слова, которые убедительнее смогут передать нашу мысль. Например, можно сказать не люблю , но можно найти и более сильные слова: ненавижу, презираю, питаю отвращение. В этих случаях лексическое значение слова осложняется особой экспрессией.

Оценочная лексика требует внимательного к себе отношения. Неуместное использование эмоционально и экспрессивно окрашенных слов может придать речи комическое звучание. Что нередко случается в ученических сочинениях.

Объединяя близкие по экспрессии слова в лексические группы, можно выделить:

1) слова, выражающие положительную оценку называемых понятий;

2) слова, выражающие их отрицательную оценку.

В первую группу войдут слова высокие, ласкательные, отчасти шутливые; во вторую - иронические, неодобрительные, бранные и др. Эмоционально-экспрессивная окраска слов ярко проявляется при сопоставлении синонимов:

Развитию эмоционально-экспрессивных оттенков в слове способствует его метафоризация. Так, стилистически нейтральные слова, получают яркую экспрессию: гореть (на работе), падать (от усталости), задыхаться (в неблагоприятных условиях), пылающий (взор), голубая (мечта), летящая (походка) и т.д. Окончательно определяет экспрессивную окраску контекст: нейтральные слова могут восприниматься как высокие и торжественные; высокая лексика в иных условиях приобретает насмешливо-ироническую окраску; порой даже бранное слово может прозвучать ласково, а ласковое - презрительно. Появление у слова в зависимости от контекста дополнительных экспрессивных оттенков значительно расширяет изобразительные возможности лексики.

Изучение эмоционально-оценочной и экспрессивной лексики обращает нас к выделению различных типов речи в зависимости от характера воздействия говорящего на слушателей, ситуации их общения, отношения друг к другу и ряда других факторов. «Достаточно представить, - писал А.Н. Гвоздев, - что говорящий хочет рассмешить или растрогать, вызвать расположение слушателей или их отрицательное отношение к предмету речи, чтобы стало ясным, как будут отбираться разные языковые средства, главным образом создающие различную экспрессивную окраску». При таком подходе к отбору языковых средств можно наметить несколько типов речи: торжественная (риторическая), официальная (холодная), интимно-ласковая , шутливая . Им противопоставлена речь нейтральная , использующая языковые средства, лишенные какой бы то ни было стилистической окраски. Эта классификация типов речи, восходящая еще к «поэтикам» античной древности, не отвергается и современными стилистами.

Эмоционально-экспрессивная окраска слова, наслаиваясь на функциональную, дополняет его стилистическую характеристику. Нейтральные в эмоционально-экспрессивном отношении слова обычно относятся к общеупотребительной лексике (хотя это и не обязательно: термины. например, в эмоционально-экспрессивном отношении, как правило, нейтральны, но имеют четкую функциональную закрепленность). Эмоционально-экспрессивные слова распределяются между книжной, разговорной и просторечной лексикой.

Таким образом, мы пришли к выводу, что:

1. Умение разделять все в мире на «хорошо» - «плохо», «красиво» - «некрасиво», т.е. давать оценку, прививается в нас с детства. Но очень важно не только уметь оценивать вещи, действия, поступки и т.д., но и необходимо знать, как правильно это делать, обогащать свой словарный запас.

2. Эмоционально-экспрессивная лексика не столь хорошо изучена, есть сложности в ее типизации, во многом восприятие идет на подсознательном уровне, на уровне эмоций, поэтому эта лексика в большей степени используется в устной речи, где задействованы не только речевой аппарат, но и мимика, жесты.

3. Хочется еще раз отметить, какая тонкая граница лежит при использовании экспрессивно окрашенной лексики между доброй шуткой и злой, оскорбительной насмешкой и как важно всегда чувствовать эту грань, чтобы не нарушать основной принцип речевого общения - принцип вежливости.

Экспрессия в русском языке означает "эмоциональность". Следовательно, экспрессивная лексика - это эмоционально окрашенная совокупность выражений, направленных на передачу внутреннего состояния человека, который говорит или пишет. Она касается исключительно художественного стиля в речи, который очень близок к разговорному в устных высказываниях. Но при этом художественный стиль имеет несколько существенных ограничений по сравнению с Автор может многое говорить, но далеко не все, если хочет остаться в рамках литературных норм.

Экспрессивная окраска речи

Многие понятия, содержащиеся в русском языке, означают не только сам материальный или духовный предмет, но и оценку его с позиции говорящего. Например, слово "армянин" - это просто факт, который свидетельствует о национальности человека. А вот если его заменить на слово "хач", то высказываться будет преимущественно негативная оценка человека этой национальности. Это слово не только экспрессивное, но и просторечное, оно не соответствует литературным нормам.

Отличие просторечных выражений от экспрессивных

Просторечные выражения по большей части характерны для людей, которые проживают на определенной территории, имеют общие увлечения, а также могут находиться в одной возрастной группе. Это несколько схоже с диалектами, хотя они характерны не для определенной этнической группы, а субкультурной. По большей части просторечные выражения относятся к экспрессивным, но не сводятся к ним.

То же самое слово "хач" просторечное. Но оно имеет еще и экспрессивную окраску. Тем не менее даже обычное слово может в контексте выступать эмоциональным. Например, если обычное слово "армянин" употребляется в негативном контексте, то оно становится синонимом слову "хач", хотя и более литературным. Просторечные выражения очень часто являются подвидом экспрессивной лексики. Но вот, например, слово "белобрысый" является вполне литературным, хотя и относится к эмоционально окрашенным выражениям.

Эмоциональная и оценочная лексика - одно и то же?

Вообще, это синонимы. Потому что экспрессивная лексика всегда высказывает определенное отношение говорящего к чему-то. Но в некоторых случаях эмоциональные слова не содержат оценки по причине их контекстуальности. Например, "ах" люди говорят как когда в их жизни произошло что-то хорошее, так и плохое.

Также к ней не относятся слова, лексическое значение которых уже содержит в себе оценку. Употребление экспрессивной лексики - это использование слов, имеющих эмоциональную составляющую, а не содержащую только эмоцию. Значит, нужно сделать один вывод. Слово становится оценочным в том случае, когда на него накладывается эмоциональная составляющая путем создания определенного контекста. При этом самостоятельное сохраняется.

Употребление экспрессивной лексики в жизни

В жизни человек использует очень много оценочных суждений, основными звеньями которых являются эмоциональные выражения. Во всех сферах жизни, даже в деловой сфере, используется экспрессивная лексика. Примеры - высказывание дипломатов России касаемо других стран. Даже президент недавно использовал экспрессивное выражение, которое, помимо всего, еще является просторечным, на недавней конференции.

Экспрессивным можно сделать любое слово, если подобрать ему подходящий контекст. Например, взять предложение: "эти граждане, если их можно так назвать, выбрали не самый силы". Если вырвать слово "граждане" из контекста, то это самое обычное выражение принадлежности человека к определенной стране. Но вот экспрессивной окраски данному понятию в приведенном предложении прибавляет часть" если их можно так назвать". Сразу высказывается оценка автора касаемо действий живущих в определенной стране людей. Теперь следует привести небольшую классификацию эмоционально окрашенных выражений.

Однозначные слова с ярким оценочным значением

В некоторых терминах эмоциональная окраска настолько ярко выражена, что каким бы ни был контекст, все равно будет понятно, какую оценку хочет дать тот, кто пишет или говорит. В другом значении такие слова употребить невероятно сложно. Например, как можно сказать слово "подкаблучник" в положительном или нейтральном контексте. Как правило, такие выражения используются, только если человек хочет высказать негативное отношение. В ином случае будут применяться более мягкие слова и словосочетания типа "хороший муж" и другие.

"Подкаблучник" - это слово-характеристика. Есть еще и термины, содержащие оценку действия. Такими являются, например, слова "осрамить", "надуть". Первое означает человека, который заставил другого почувствовать стыд, а второе подразумевает обман. Это слово, между прочим, также имеет преимущественно негативную окраску.

Многозначные слова, обретающие эмоциональный окрас при использовании в качестве метафоры

Бывает, что только при использовании слова в качестве метафоры образуется экспрессивная лексика. Примеры - пилить мужа (отсылка к предыдущему слову), напеть начальству, проморгать автобус. Вообще, слово "пилить" означает деление древесины на несколько частей с помощью специального инструмента. Но если использовать его в качестве метафоры, то дословно получится что-то типа "делить мужа на несколько частей". То есть даже при буквальной трактовке этой метафоры вряд ли что-то положительное находится. Так что вот пример четко экспрессивного выражения.

Употребление экспрессивной лексики создает возможность выражения своего отношения к определенным явлениям или событиям. Правда, для распознавания экспрессивной составляющей таких метафор требуются малейшие интеллектуальные усилия, если человек не сталкивался с такими выражениями ранее.

Слова с суффиксами эмоциональной оценки

Данный тип выражений очень интересен по той причине, что может иметь разные оттенки, которые зависят от контекста. Экспрессивно окрашенная лексика этого типа может иметь как положительную оценку (аккуратненько), отрицательную (детина), так и контекстуальную оценку (дружочек). Например, последнее может обозначать как нежные чувства к другу, так и ироничное высказывание по отношению к врагу.

А при чем здесь суффиксы? А потому что с их помощью можно придать слову разную оценку. Например, взять обычное слово "стол". Если прибавить к нему суффикс "ик", то получится "столик", и это положительная оценка. Если же прибавить суффикс "ищ", то выйдет "столище", который несет преимущественно негативную окраску.

Выводы

Экспрессивно-эмоциональная лексика занимает достаточно серьезное положение в нашей речи. Если бы ее не было, то невозможно было бы в полной мере выражение чувств человека. А в технологиях создания искусственного интеллекта на данном этапе научились заставлять роботов передавать эмоции только благодаря эмоционально окрашенным выражениям.

Также экспрессивная лексика позволяет лучше выражать собственные мысли при интернет-переписке, когда есть возможность только а невербалика не считывается. Конечно, последняя играет невероятно серьезную роль при общении, но без использования экспрессивной лексики даже самая артистичная натура ничего бы не показала.

В. Харченко выделяют в структуре коннотации четыре основных микрокомпонента: эмоциональный, оценочный, экспрессивный, стилистический, часть ученых отмечает также культурный компонент коннотации (,).

В состав эмоционально-оценочной лексики мы включаем не только одиночные слова, но и фразеологические единицы, придерживаясь мнения, разработавших теорию полной эквивалентности данных языковых единиц. В свою очередь мы следуем за трактовками лингвистов, придерживающихся широкого понимания фразеологии, поэтому анализу подверглись также пословицы, поговорки, крылатые выражения . Исследователь эмоционально-оценочной лексики

совершенно справедливо, на наш взгляд, фразеологические единицы, пословицы, поговорки наряду с эмоционально-оценочными словами, экспрессивными словоформами относит к лексическим средствам выражения эмоциональной оценки (Лукьянова, 1986).

Во второй главе «Эмоционально-оценочная лексика (отдельные лексемы) в произведениях Дмитрия Стахеева» мы подвергли анализу обнаруженные нами в произведениях отдельные эмоционально-оценочные лексемы, дали их многоаспектную классификацию. В сферу нашего внимания попали не только слова, содержащие оценку в своей семантике, но и слова, эмоциональная оценка которых заключена в их словообразовании , коннотации, также нами рассмотрена стилистически маркированная лексика. Предметом исследования явились языковые средства, выражающие не только эмоции героев, но и эмоции самого, создателя произведений, т. к. эмотивное пространство текста может быть представлено двумя уровнями – уровнем персонажа и уровнем его создателя (,).

В ходе исследования в произведениях нами выделены следующие типы эмоционально-оценочных лексем с точки зрения их принадлежности:

1) авторская оценка . Оценки составляют почти 30% из эмоционально-оценочных слов. Автор, по нашим наблюдениям, использует анализируемые единицы в следующих целях: 1) эмоциональная оценка героев, их характеров, как через описание внешности, так и через непосредственные характеристики, оценку образа жизни персонажа (зачастую в центре внимания автора оказываются всевозможные пороки: пьянство, воровство и т. д.); 2) выражение иронии ; 3) попытка воздействовать на читателя, заставить его интерпретировать текст так, как задумал он сам. Как прямые, так и косвенные позитивные или негативные оценки автора, приведенные в произведениях, сигнализируют читателю о том, как он должен относиться к происходящему.

Стоит отметить, что в текстах практически нет языковых единиц (среди эмоционально-оценочных слов), оценивающих эмоциональное состояние героев. Зачастую автор нам дает описание психофизиологических проявлений эмоций:

Звуковые проявления: визжала, шипела, пищала, промычал ;

Действия: как беспокойные мыши, распекать, выпучил глаза, толпа ошалела, крестьянин одурел;

2) оценка, данная персонажами . В ходе исследования нами замечено как в речи автора, так и в речи персонажей преобладание языковых единиц, выражающих отрицательную эмоциональную оценку, употреблены они, как правило, в моменты, требующие сильного эмоционального напряжения.

Итак, во второй группе нами выделены:

чужие оценки , т. е. персонажи характеризуют события, друг друга (тем самым мы имеем возможность судить об их взаимоотношениях); герои таким образом сами раскрывают свою сущность;

самооценка . Вообще, прием самооценки, самоанализа героями стоит отметить и как важный способ выражения оценки автором, хотя не все герои Дмитрия Стахеева склонны к самокритичности. В ходе исследования нами замечено, что в сферу самооценки попадает ограниченное количество аспектов. Характеристика своей внешности персонажами, например, не дается. Стоит отметить: самооценка наиболее свойственна положительным героям. В основном она направлена на себя в целом, на свои чувства: страх, ненависть, боль, переживания, самооценка поступков, жизненных ситуаций менее распространена. «Я, глупец , принял за правду мимолетное чувство»; «Безумец ! Зачем я не удержал ее силой!» - упрекал он сам себя».

Нами также выделены две немаловажные цели использования эмоционально-оценочных лексем персонажами по отношению друг к другу:

Похвала: «Ну и ловкий же человек… Гениальная голова »; «Превосходно! Великолепно! ... умнее этого и сам иерусалимский патриарх не скажет»;

Упрек: «Да ты послушай, пустоголовый !»; «Дурак ты, Савва!»; «Стряпка, подлая …»; «Что ты больно лаешься лупоглазый черт » - «эмотивно-оценочные регулятивы» (Бабенко, 1989).

Вторая группа более многочисленная, что еще раз подтверждает наш вывод относительно преобладания отрицательной оценочности.

С самооценкой персонажа можно соотнести следующий способ выражения эмоциональной оценки: речевые характеристики , хотя такая оценка дается персонажами неосознанно. Предметы, явления, как известно, оцениваются по различным основаниям: морально-этическому, интеллектуальному, эстетическому. А значит, по характеру оценки мы можем судить о моральных качествах, интеллекте высказывающегося, можем реконструировать мировоззренческие парадигмы персонажей и самого автора.

Оценка, несомненно, соотносится с характеристикой. И мы с уверенностью можем утверждать, что основной функцией эмоционально-оценочной лексики в произведениях является характеризующая функция. Наличие ее связано с потребностью дать точную, меткую характеристику по одному или нескольким признакам. Такие слова «используются не сколько для идентификации предмета речи, сколько для того, чтобы дать о референте некоторую информацию или выразить к нему свое отношение» (Арутюнова, 1999): «Ах ты глупая голова… Дурак ты, Савва!» ; «Признаться, мне Громова жаль: душевный был человек, рубаха » .

Стоит отметить и стимулирующую (Арутюнова, 1999) функцию эмоционально-оценочной лексики или воздействующую (Бабенко, 1989). Своими высказываниями, эмоциональными оценками герои пытаются воздействовать на своего собеседника, на его эмоции, чувства, поступки: «Ты чего тут орешь , а? Мужлан .

Научные исследования в области оценки (,

И др.) доказывают, что лингвистический аспект категории эмоциональной оценки составляет вся совокупность средств и способов ее выражения (фонетических , морфологических , лексических, синтаксических), отражающих элементы оценочной ситуации.

В анализируемых художественных текстах представлена целая палитра языковых средств эмоциональной оценки: мы в своем исследовании весь материал рассматриваем в основном с лексической и словообразовательной точек зрения, но затрагиваем также и синтаксические средства (сравнения), которые подчеркивают и усиливают два первых аспекта. Весьма интенсивно в текстовом пространстве используются лексические средства выражения эмоциональной оценки: слова с ярким коннотативным значением, многозначные слова, слова с суффиксами субъективной оценки. Значительное количество выделенных в текстах лексических единиц занимают те, оценочность которых, ее характер заложены в корне слова: дурак, физиономия, дрянь, пустоголовый и т. д. Наиболее экспрессивны, выразительны эмоциональные прилагательные, употребленные в переносном значении: расплывшийся нос, оловянные глаза .

Большой состав эмоционально-оценочной лексики в произведениях Стахеева маркирован посредством специальных словообразовательных единиц . Суффиксы входят в словообразовательную семантику именования, усиливая общее оценочное значение. Морфологическая оценочность, реализующая положительную или отрицательную модальность при помощи суффиксов субъективной оценки, довольно ярко проявляется в произведениях. «Понравилось мне одно место около одной речонки , и я начал рисовать большой пейзаж»; «...мизерной фигуркой , которая егозила по костлявой спине исхудалой лошаденки ...»; «с вечера зарядивший дождь не переставал литься на бедную маленькую деревеньку Маркваши». Эмоциональная оценочность, создаваемая с помощью словообразования, дает возможность уйти от нейтрального, обыденного обозначения реалий.

Самые активные «эмоциональные» суффиксы в рассмотренных нами стахеевских примерах: -онк-, -ишк-, - еньк-.

Уменьшительные суффиксы встречаются часто при описании внешности героев, что выступает у средством характеристики персонажа, способом выражения отношения к нему: «Дядя был низенький , толстенький , вечно веселый подвижный человек, с гладко выбритым подбородком и маленькими серыми глазками , бойко сновавшими во все углы и во все щели с утра до вечера».

Проведя частеречный анализ отобранного языкового материала, мы пришли к выводу, что эмоционально-оценочные слова в прозаических произведениях и при позитивном и при негативном оценивании принадлежат к самым разным, как правило, знаменательным частям речи . На первом месте по частотности употребления эмоционально-оценочные слова, выраженные именами существительными, - 40%, примерно в 20% примеров эмоциональность существительных выражается при помощи суффиксов субъективной оценки. Наше исследование подтверждает мнение

Отмечающего, что «существительные обладают большой образностью, а значит и наибольшей эмоциональностью» (Гвоздев, 1965).

Наряду с другими лексическими средствами нами рассмотрено и употребление синонимов , что также является в произведениях характерным средством усиления эмоциональной оценки (). Синонимы, по нашим наблюдениям, обычно оказываются разными по своей стилистической принадлежности, что усиливает интенсивность высказывания, способствует его большему воздействию на адресата : «Дурак! – спокойно и тихо заключил хозяин, - Болван »; «Не кричи ! Какая у вас, женщин, манера – сейчас визжать » . Синонимы, выполняющие роль интенсификаторов категории эмоциональности, обнаружены нами при эмоциональной оценке как в пределах одного высказывания, так и в разных окружениях. Часто автор пытается усилить эмоциональность той или иной языковой единицы и при помощи повтора : одного и того же слова в пределах одного высказывания, предложения: «Болтун ! Несносный болтун !»; в разной дистрибуции, разных высказываниях: «- Дармоеды вы, вот что! Деньги только брать ваше дело, а не за садом смотреть.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

С2 Пишем сочинение о роли оценочных слов ОГЭ 2015 Лингвистическое сочинение

Кроме номинации отдельных предметов, явлений и обозначения понятий, слово может выражать также отношение говорящего к названному объекту: положительную или отрицательную оценку, разнообразные оттенки эмоций. Экспрессивно-эмоциональная окраска у слова возникает в результате того, что само его значение содержит элемент оценки. Функция чисто номинативная осложняется здесь оценочностью, отношением говорящего к называемому явлению. Это нужно знать!

Задание Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.Г. Милославского: «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент» . Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.Г. Милославского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Эмоции как первопричина внутренней формы слова 1 . Эмоции, связанные с «плохими вещами». 2. Эмоции, связанные с «хорошими вещами». 3. Эмоции, связанные с людьми, совершившими плохие поступки, и вызывающими негативную реакцию. 4. Эмоции, связанные с размышлениями о самом себе, самооценкой. 5. Эмоции, связанные с отношением к другим людям. Лингвист Вежбицкая А.

Оценочная лексика Оценка как лингвистическое понятие определяется как закрепленное в семантической структуре слова оценочное значение, которое реализует отношение говорящего к соотнесенному со словом понятию или предмету по типу хорошо-плохо, одобрение-неодобрение и т.д. Слово обладает оценочным компонентом значения, если оно выражает положительное или отрицательное суждение о том, что оно называет.

Типы оценочных слов Общеоценочная лексика типа «нравится / не нравится, одобрение / неодобрение»; частнооценочные слова типа «любовь», «презрение». Оценочность выражается на всех уровнях языка словообразовательными, синтаксическими, лексическими средствами, включая фразеологию.

Функции оценочной лексики - создание психологического портрета образа персонажей; - эмоциональная интерпретация мира, изображенного в тексте, и его оценка; - обнаружение внутреннего эмоционального мира образа автора; - воздействие на читателя.

Разряды эмоционально-экспрессивной окраски слов Слова с положительной оценкой Слова с отрицательной оценкой.Эмoциoнaльнaя оцeнка преобладает в словах одобрительных (прекрасный, изумительный, благородный, грандиозный); ласкательных (заинька, мамочка, куколка, мой ангелочек, золотце мое); шутливых (ерундистика, чепуховинка); торжественных, возвышенных (воздвигать, грядущий, нерушимый, воистину и др.) неодобрительные (выродок, брюзга, гулена); презрительные (зубрила, балаболка, балбес); укоризненные (бесстыдник, бедокурить); иронические (вздыхатель, великовозрастный, выдворить); пренебрежительно-фамильярные (белобрысый, выскочка, злопыхатель); бранные (безмозглый, гад, дура) и др.

Текст для работы

(1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как - ведь они едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы. (5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи. (7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть. (8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало… (10)Выла Рыжуха час-полтора. (11)- Дура рыжая, - кривила губы Маринка Быкова. (12)- И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома. (14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом… (15)В день последнего экзамена Нинка Пчелкина устроила запись желающих в очередной поход. (16)Женька подвалил к Рыжухе и сказал: (17)- Рыжуха, сделай доброе дело, а? (18)Не езди с нами на прогулку! (19)- Я с вами поеду, - высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, - а буду отдельно. (20)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (21)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне: (22)- В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я. (23)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего… (24)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (25)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней - пустое пространство. (26)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.

(27)- Это твоя сумка? - спросил Женька и кивнул на допотопную сумку. (28)- Моя, - ответила Светка. (29)- Алле хоп! - воскликнул Женька, c хватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала: (30)- Эй, Рыжая! (31)Вон где твоя сумочка! (32)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (33)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит - и к выходу. (34)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил. (35)Женька Светке рукой машет и орёт: (36)- До свиданья, Рыжая! (37)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь! (38)А девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил. (39)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (40)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала - недаром её ни на одной фотографии нет. (41)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (42)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала… (43)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли… (44)В десятый класс Рыжая не пошла. (45)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище. (46)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.

(47)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (48)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот. (49)- Рыжуха! - ахнул я.(50)- Мы с ней в одном классе учились! (51)- Что ты говоришь?! (52)Это же наша восходящая звезда! (53)- Как её звать? - ещё на что-то надеясь, спросил я. (54)- Светлана Сергеева. (55)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце - восторга или стыда. (56)После спектакля Наташа предложила: (57)- Может, пойдёшь за кулисы? (58)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника. (59)- Нет, давай в другой раз, - скромно ответил я. (60)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз. (61)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (62)Теперь я не говорил, что она «выла». (64)- Надо же! - удивлялась Наташа.(65) - С Сергеевой в одном классе учился! (63)Мой авторитет в её глазах значительно вырос. (66)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (67)Светка оказалась золотой. (68)А рыжие мы. (69)Весь класс рыжий. (По Е. Габовой)

Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий. - Найдите в этих предложениях оценочные слова. Назовите лексическое явление, использованное автором в данных оценочных словах. (Контекстные антонимы) В каком словаре можно уточнить лексическое значение этих оценочных слов? (В толковом словаре)

Словарь Ожегова РЫ́ЖИЙ Цвета меди, красно-жёлтый. Рыжая белка. Рыжая лиса. Р. парик. 2. С волосами такого цвета, рыжеволосый. 3. То же, что клоун, первонач. всегда выступавший в парике рыжего цвета (разг.). 4. Что я - рыжий? (разг.) вопрос, означающий: я не дурак, не глупее, не хуже других. ЗОЛОТОЙ 1. см. золото. 2. Золотая монета достоинством в три, пять, десять рублей (империал, а также полуимпериал); вообще, монета из золота, червонец. 3. Цвета золота, блестяще-желтый (золотые кудри, золотая осень). 4.(Перен) счастливый, благоприятный. золотая пора. 3. век (время расцвета искусств и наук). 5. перен. прекрасный, замечательный. 3. работник. золотые руки (умелые; разг.). 6. перен. дорогой, любимый. Вариант 4: рыжий - дурак Вариант 5: прекрасный, замечательный

… Я думал о том, что не Светка дура. Светка оказалась замечательной. А дураки мы. Весь класс - дураки. Почему рассказчик делает такой вывод? (Запоздало осознает свою вину, вину одноклассников; сожалеет, что никто из них не захотел увидеть в Светке талант, понять её внутренний мир).

Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть. Вернее, она пела, но мы это пением не называли. Выла Рыжуха час-полтора. Какие оценочные слова использует автор, чтобы подчеркнуть неприязненное отношение одноклассников к пению Светки? («пела» – «выла»; контекстные синонимы) По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла»». Почему рассказчик умолчал о прежнем отношении к Светке?

В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот. (Найдите оценочные слова, укажите их функцию)) не любили презирали оскорбляли унижали отвергали Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце - восторга или стыда.

Какова роль оценочных слов в данном тексте? уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее; б) дать более полную характеристику какого-либо явления; в) выразить предельное различие между предметами, явлениями, качествами; г) выразить авторскую оценку обозначаемого.

Задания Самостоятельно найдите в тексте оценочные слова, объясните их функцию. Чем обусловлено появление в данном тексте оценочных слов? От чего может видоизменяться характер окраски оценочных слов? Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.Г. Милославского: «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент» .

Вдохновения в работе! Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва

Литература Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика.- М.: Флинта; Наука, 2003. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание – М.: Русские словари, 1996. Выготский, Л.С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 2004. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях – М.: Педагогика, 2006. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования – М.: Высш. шк., 2000. Хализев, В.Е. Теория литературы: Учебник– 3-е изд., испр. доп. – М.: Высшая школа, 2002. Харченко, В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова [Текст] /В.К. Харченко // Русский язык в школе. – М.: Наука, 2006. - № 3. Словари и справочники: Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. Словарь лингвистических терминов / Под ред. О.С. Ахмановой. М, 1999. Словарь русского языка / Составитель С.И. Ожегов. М., 2004.