Ознакомление дошкольников с разными видами искусства. Задачи ознакомления дошкольников с изобразительным искусством. Структура постановки вопросов

В изобразительном искусстве цвет служит правдивым воспроизведением реальных предметов в реальной среде. Глаз человека обладает способностью различать 7 основных цветов и 150 цветовых оттенков (тонов). Выделяют основные цвета или чистые (красный, синий, желтый) и составные (все остальные, образованные от соединения основных цветов).

Цветовой круг обычно разделяют на две части – теплую и холодную. Теплые цвета близки по цвету солнцу – это красный, оранжевый, желтый. Холодные цвета – синий, фиолетовый, голубой. Эти цвета ассоциируются в представлении человека со льдом, лунным светом. А зеленый цвет занимает промежуточное положение. Он может быть как теплым, так и холодным в зависимости от преобладания в нем желтого или синего. Например, зелень травяная ближе к теплым цветам, а изумрудный – к холодным.

С давних времен люди придавали цвету особое значение. Они по – разному воспринимали и ощущали цвета. Можно предположить, что древние люди не видели всех тех цветов, которые видим мы. Полагают, что сначала люди научились видеть более яркие цвета – красный и желтый, а затем уже синий и зеленый.

Известно, что палитра древнегреческих живописцев состояла всего из четырех цветов: красной, охры, черной и белой.

Постепенно палитра становилась богаче, но художники еще долго продолжали путать синий и зеленый цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать еще позднее. Но это только предположения.

Можно сказать, что восприятие мира было более живописным на Севере, где большая влажность воздуха дает мягкие переходы цветовых тонов. Поэтому художники были вынуждены более внимательно вглядываться в богатую игру оттенков цвета неба, земли, моря, далей. Это постепенно привело к рождению колористической живописи в Венеции, Париже, Амстердаме, Лондоне. Важным было и то, что художники вышли писать картины на открытый воздух (пленэр). Это развило их восприятие цвета.

Таким образом, развитию цветового восприятия у людей помогает сама природа.

Действие цвета обусловлено непосредственным влиянием на организм человека и ассоциациями, которые вызывают цвета. Единой системы символического значения цветов никогда не существовало, но за века сложились определенные цветовые символы, понятные всем. Рассмотрим символическое значение отдельных цветов.

Красный цвет – это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. Огонь с древних времен играл важную роль в жизни человека.

Но вместе с тем красный – цвет опасности. Красный сигнал светофора предупреждает нас о том, что надо остановиться. Большинство цветовых сигналов вокруг нас именно красного цвета.



Красный цвет выражает торжественность, означает уважение, почет, его еще называют королевским цветом. Так для дорогих гостей выстилают красные ковровые дорожки в знак особого уважения; короли предпочитали носить мантии красного цвета; персидские цари носили красную одежду, расшитую золотыми птицами.

В Китае красный – символ птицы Феникс, обладающей способностью сжигать себя и вновь возрождаться из пепла.

В Японии, где существует культ Солнца, красный – цвет солнца, приносит урожай, благополучие. Японцы верят, что красный цвет охраняет от беды, злых сил, болезней, несчастий. На государственном флаге Японии изображен красный диск солнца.

На Руси красный цвет считался самым красивым (“красна девица”, “красный угол в избе”, “не красна изба углами, а красна пирогами”, красный сарафан, красная рубаха). Красный цвет в русской народной культуре был оберегом. Одежда шилась красными нитками.

Красный цвет символизирует и любовь. Красные розы дарят в знак любви, а на открытках рисуют красное сердце.

Оранжевый цвет – тоже цвет солнца. Очень жизнерадостный цвет, приносящий успех и удачу. Все боги Солнца были одеты в золотые одежды, разъезжали в золотых колесницах. Солнечные блики перекликаются с золотом, оранжевыми и желтыми цветами.

В природе не так много оранжевого цвета.

Желтый цвет имеет много значений и оттенков. С желтым цветом ассоциируется солнечный свет, он дает ощущение истины, творческого подъема и вдохновения.

Но в культуре разных народов существует поверье, что желтый цвет означает измену, трусость, страх.

Зеленый цвет – цвет самой природы, цвет жизни, цвет бессмертия. Это мир зеленых растений, символ обновления, возрождения, юности, молодости, надежды.



Голубой и синий – цвет неба и воды, общения и эмоциональности. Это легкость, воздушность, чистота, прохлада. Синий символизирует вечность, устойчивость, тайну и истину.

Фиолетовый – цвет философов и поэтов, познание истины. Красивый чистый фиолетовый цвет связан с интеллектуальными способностями человека.

Белый цвет – символ чистоты, невинности, нежности.

Черный цвет – символ траура, печаль и символ торжественности и строгости.

У разных народов одному и тому же цвету могли придавать разное символическое значение.

Итак, восприятие цвета у людей индивидуально. Оно зависит от пола, возраста, настроения, жизненного опыта и многих других причин.

Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно связаны с нравственными. Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

О влиянии цвета, его воздействии на эмоциональную сферу свидетельствует реакция детей дошкольного возраста на объекты разных цветов. Характерно, что в солнечные ясные дни дети до одного года охотнее следят за перемещением предметов, окрашенных в зеленые и синие цвета, а в пасмурные дни их внимание привлекают предметы, окрашенные в желтые, оранжевые цвета.

У детей 2– 3 лет еще одинаковое отношение к различным цветам. Ребенок этого возраста с удовольствием покрывает поверхность листа бумаги любым цветом. Но уже к четырем годам дети воспринимают цвет как средство украшения. Как установила В.С. Мухина, дети этого возраста выражают цветом свое отношение к красивому и некрасивому. Красивое изображается яркими и чистыми цветами, причем преимущественно желтыми, оранжевыми, красными красками. А не красивое окрашивается темным цветом.

Наблюдается и другая тенденция: ребенок стремится изображать предметы в соответствии с их действительным цветом. При этом цвет определенных предметов дети воспринимают в качестве их обязательного признака и окрашивают их, как правило, стандартно, без учета освещенности и индивидуальных различий. Это объясняется тем, что, рисуя, дети часто пользуются не собственными зрительными представлениями о цвете предмета, а усвоенными от взрослых. Поэтому в большинстве случаев детские работы заполнены цветовыми штампами: синее небо, желтое солнце, зеленая трава.

По мнению Н.П. Сакулиной, недостаточность использования цветов в рисунках нельзя мотивировать неполнотой цветового восприятия, якобы свойственной детям. При соответствующей педагогической работе у детей 5- 6 лет развивается тонкое цветовое восприятие.

В практике детских садов овладение цветом организуется через решение двух взаимосвязанных задач:

1. Формирование чувства цвета как неотъемлемой части сенсорного воспитания.

2. Овладение детьми эталонной системой свойств и признаков предметов непосредственно в изобразительной деятельности.

К концу пребывания в детском саду ребенок должен овладеть представлениями о разновидности хроматических цветов и их оттенков, а также усвоить принципы выбора цветовой гаммы для создания образа.

Дети учатся различать цветовые характеристики и усваивают их названия непосредственно в процессе обследования конкретных объектов и воспроизведении их в рисунке.

Особую сложность представляет процесс ознакомления детей с принципами выбора цветовой гаммы для создания конкретного образа. Ребенок, как известно, не столько видит цвет, сколько знает о нем, и соответственно этому знанию, раскрашивает те или иные предметы. Потому что на первых этапах овладения представлениями о цвете в качестве наглядных примеров ему предлагают конкретные объекты, содержащие в себе ярко выраженные эталонные признаки.

Формирование у детей представлений о цвете целесообразно осуществлять параллельно с обучением способам и приемам рисования.

Рассмотрим, как происходит знакомство с цветом в каждой возрастной группе детского сада.

Первая младшая группа.

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо выбирать такой изобразительный материал, который не требует от них больших умений и в тоже время позволяет им решать цветовые задачи. Это могут быть цветные карандаши. Набор должен быть небольшим, до шести карандашей. Детей знакомят с основными цветами (красный, синий, желтый), зеленым цветом и ахроматическими цветами (черный, белый). Или предложить для рисования гуашевые краски, т.к. гуашь дает яркое сочное цветовое пятно.

При ознакомлении младших дошкольников с цветом можно использовать дидактические игрушки, в которых ярко выражен цвет: интенсивной окраски шары, кольца, башенки, пирамидки, матрешки, мячи, флажки и др.

Игра – ведущий вид деятельности, в котором дети 2 – 3 лет получают знания о цвете. Это игры – поручения:

“Найди такой же шар”,

“Составь башенку из колец желтого цвета”,

“Разноцветное лото”,

“Выбери шар такого цвета, какого цвета воротца и прокати его”,

“У кого такого цвета платье?”…

Главная задача при проведении таких игр – сосредоточить внимание детей на цвете, научить их различать и правильно называть основные цвета.

Необходимо чаще произносить названия красок, не надеясь, что ребенок сам перенесет на цвет слова, его обозначающий. Это может не произойти, т.к. в этом возрасте цвет еще тесно связан с конкретным предметом.

Вторая младшая группа.

Дети второй младшей группы (3 – 4 года) уже различают оттенки – розовый, голубой, серый и правильно соотносят их с основным цветом. Но дети последовательно овладевают точным названием оттенка. Часто дети применяют свои названия: оттенки слабой интенсивности они называют “немножко красный”, “мало синий”, насыщенность света выражают словами: “совсем – совсем зеленый”, “очень – очень красный” и т.д.

Дидактические игры, которые можно использовать в работе с детьми:

“Подбери по цвету”,

“Нарисуй ниточки к воздушным шарам”,

“Дорисуй”,

“Радуга – дуга” и др.

Средняя группа.

Основное знакомство с цветом происходит на пятом году жизни. С 4 до 5 лет дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветов в спектре, учатся самостоятельно получать оттенки цветов (светлый и темный).

Для углубления представлений детей о цвете вводится новый технический прием – смешивание красок на палитре. Добавляя в основной цвет белила, дети получают светлые оттенки (розовый, голубой, светло – зеленый и т.д.), а добавляя немножко черного, получают темные оттенки (темно – зеленый, темно – синий, темно – красный).

Дидактические игры:

“Назови по порядку”,

“Хоровод”,

“Цветное лото”,

“Разноцветная вода”,

“Собери букет”,

“Цветной волчок” и др.

В этом возрасте красочность детских работ противоречива: она выражает отношение ребенка к миру и служит условным обозначением окраски предметов.

Для ознакомления с цветом в средней группе широко используются народные промыслы России. Например, изделия Гжели знакомят детей с синим, голубым цветами и их оттенками; изделия Хохломы – с гаммой теплых цветов (желтый, красный, оранжевый). Ярко и красочно знакомит с цветом дымковская игрушка. И на занятиях по декоративному рисованию, аппликации они с удовольствием выполняют росписи по мотивам народных, выдерживая характерную для них цветовую гамму.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте дети узнают все цвета радуги, их оттенки, смешивают краски для получения оттенков, используют тональные сочетания одного и того же цвета. Дети знают гамму теплых и холодных цветов. В этом возрасте детей подводят к восприятию цвета как средства передачи настроения.

Для решения этих задач используются игры:

“Подбери себе соседа”,

“Пирамидка” (составление ряда по светлоте),

“Разноцветная вода”,

“Волшебные краски” (получение оттенков),

“Чайный сервиз” и “В гостях у солнышка” (группировка цветов спектра на теплые и холодные).

Но знакомство с цветовой гаммой может проходить не только в играх и на занятиях по изобразительной деятельности. Значительную роль играет окружение ребенка - обстановка и оформление детского сада. Цветовая среда должна быть динамичной, меняющейся в зависимости от сезона (букет цветов, эстампы, композиции из осенних листьев). Ярко золотисто – багряные букеты из осенних листьев дают многообразие зрительного восприятия цветовых оттенков.

Природа также знакомит детей с цветом. Ученые установили, что летом в средней полосе природа дает 123 оттенка зеленого цвета. Но, привлекая внимание детей к богатству и разнообразию цвета в природе, обогащая их впечатления, воспитатель не должен превращать природу в дидактическое средство, вырывая из нее лишь цвет. Всегда нужно, даже маленьким детям, показывать цвет не изолированно от предмета, явления, образа, а в целом жизненном впечатлении, достаточно полном и живом. Было бы не верно рассматривать бабочку с детьми только ради ее цвета. Желтый цвет бабочки живет, играет, горит, когда дети ее видят, летающей среди зелени. Зеленый полосатый арбуз хорошо смотрится среди листьев или рядом с желтой спелой тыквой. Если на дворе зима, можно заметить, что снег в зависимости от света, то голубой, то сиреневый, то матовый, то искрящийся, переливающийся.

На прогулке воспитатель обращает внимание детей на изменяющийся цвет неба, воды в разное время дня, при разном освещении, разном природном окружении. Помогает этому и показ произведений изобразительного искусства. Они служат не только украшением интерьера, их рассматривают, проводят по ним беседы. При этом внимание детей направляется на:

2. Средства выразительности – линия, цвет, композиция…

Иллюстрации известных детских художников В. Лебедева, Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Конашевича и других отличаются красочностью, полны жизненных наблюдений. Дети 5-7 лет могут понять фантастичность иллюстраций к сказке П. Бажова “Серебряное копытце” художника М. Успенского, которая достигается цветовыми сочетаниями – синий – “сказочный” цвет.

Таким образом, дети приобретают “цветовую зоркость”, потребность в цветовых впечатлениях, в передаче их в изобразительной деятельности. Цвет обогащает эстетические чувства и потребности детей, создает радостный настрой жизни.

.

Наталья Махметова
«Знакомство детей с искусством» (из опыта работы)

Изобразительное искусство важно для нравственного воспитания. Оно пробуждает в людях добрые чувства ко всему живому, сопереживания, формирует умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе. Процесс нравственно- эстетического воспитания сложен и многогранен. Педагог должен активно поддерживать стремление ребенка к прекрасному, доброму, воспитывать в нем нетерпимость к злу, веру в победу справедливости. В результате у детей формируется потребность помочь другому в беде, стремление преодолеть и наказать зло, появляется страстное желание быть умным, красивым, добрым. Значение старшего дошкольного возраста для духовного возделывания души трудно переоценить - так податлива и открыта она. А искусство - не только один из способов познания мира, но и само являет собой мир. Уже не первый год в нашем детском саду приоритетной считается задача художественно-этетическое развитие детей . В старшей группе продолжается работа по ознакомлению с искусством по воспитанию умения воспринимать произведения живописи, скульптуры.

Дети старшего возраста продолжают знакомиться с живописным пейзажем и его видами, формируется эмоционально-целостный опыт отношения к природе и ее изображению в художественных картинах Исаак Левитана, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. Е Репина

Формируются у детей умение внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту, ощущать гордость за землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники; видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать ее звуки, запахи, формы. Для этого в мы проводим игры «ПОДБЕРИ КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ХУДОЖНИК В СВОЕЙ КАРТИНЕ» Цель : развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

«К нам пришел волшебник «Я слушаю, Я ощущаю запах» Цель : Формировать умение детей описывать объекты , изображённые на картине, с помощью органов чувств.

«Кто о чем говорит» Цель : Формировать у детей умение составлять диалоги от лица объектов картины.

В своей работе мы использовали технологию Р. М. Чумичева «Дошкольникам о живописи» М. Просвещение 1992 года автор предлагает оригинальную систему методов и приемов ознакомления детей с жанровой живописью.

Развивать воображение и ассоциативное мышление ребенка, эмоциональную, чувственную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства , способствовать к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим. Проводили игры «Что было, что будет» Цель : Формировать умение у детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

«Перспектива» Цель : дать детям знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов переднем и заднем плане картины.

«Подзорная труба» Цель : Формировать у дошкольников умение выделять объекты, изображённые на картине.

При знакомстве с картинами натюрмортами мы организовываем выставку репродукций картин предлагаем, детям молча их рассмотреть, полюбоваться. Когда все обойдут дети выскажут свое мнение.

На тематической недели «Грибы, ягоды» мы с детьми составляли композиции вырезанных из бумаге грибов и ягод, для этого знакомили с понятием , что такое натюрморт. Рассмотрели репродукции картин Лидии Доценко, Е. Сергеенко, А. Акименко, И. Кончаловского давали понятия какой натюрморт считается однопорядковый, а какой смешанный.

Так же проводились игры. «ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ НАТЮРМОРТ»

Цель : Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепить знания о предметном мире, его назначении и классификации.

«ИЗМЕНИ И ПОСМОТРИ»

Цель : показать детям, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения колорита (цветового сочетания) в картине.

Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека. Ребенок имеет возможность ощутить себя, то простым мальчиком, то солдатом. Способность поставить себя на место другого, почувствовать радость, огорчение, удивление порождает чувства с причастности. На первом этапе знакомили с портретом как с жанром, показав его отличия от пейзажа и натюрморта. На следующем этапе я показывала взаимосвязь выражения лица, позы, одежды. Обращала внимание, что нужно всматриваться в лицо, увидеть его состояние через выражения губ, бровей глаз. Мы рассмотрели репродукции картин А. И Сурикова «Автопортрет» , «Барышня со скрещенными на груди руками» , Левитан «Автопортрет» , Васильев «Старец» , дали понятия, что такое автопортрет и портрет. В играх, развивали наблюдательность. Например «Собери портрет»

Цель : Закрепление знаний о составных частях лица : лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачок, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.

Скульптура один из видов изобразительного искусства . В отличие от

живописи и графики скульптура имеет реальный объем и специфический

материал. В окружающей действительности дети встречаются с

произведениями скульптуры разных видов (монументальной - монументы,

памятники; станковой - украшает здания, интерьеры и скульптурой малых форм - это вид станковой скульптуры отличается малыми размерами и материалом (воск, керамика, глина, фарфор)

На тематической недели «Мой город» дети рассматривали фотографии памятник «Первопроходцем нефтяникам и газовикам» , обелиск «Советская Армия освободительница» , потом предлагали родителям сходить к памятникам и рассмотреть их. Так же рассматривали скульптуру малой формы «Лошадь» для показа лепки лошади в движение.

При знакомстве детей со скульптурой человека проводили такую игру. Она помогает лучше понять работу скульптора . Эта игра заключается в следующем - дети создают скульптуру. Для этого один из детей становится «скульптором» , а другой «материалом» , из которого

«создают» скульптуру. Скульптор ставит скульптуру в определенную позу, находит необходимое движение рук, ног, головы и пр.,

добиваясь нужного образа. Дети с удовольствием исполняют оби роли. И что самое главное, подобные игры побуждают детей к активной деятельности.

При создании образа лошади мы рассматривали скульптуру коня, где проанализировали, из каких объемных форм состоит фигура и как их соединить в целое. Обсудили, как легко добиться нужного движения при создание образа.

Как организовано планирование деятельности воспитателя и детей в нашей группе по ознакомлению с изобразительным искусством . Непосредственная деятельность по ознакомлению с искусством мы включили в познавательную деятельность по темам «Мой город Похвистнево» знакомили со скульптурой города, По теме «Осень» мы организовали выставку репродукций картин пейзажей, где определяли какая осень ранняя, золотая или поздняя изобразили художники в своих работах . На тему :«Дары осени» знакомили с натюрмортом , где детям предлагалось «войти» в картину и представить какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами. Через речевую деятельность «Составления творческого рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» , Саврасова «Грачи прилетели» . Знакомство с художниками иллюстраторами проходит у нас в художественно-эстетической деятельности через чтение произведения и рассматривание иллюстраций к произведениям С. Маршака «Почтальон» , К. Чуйковского «Федорино горе» , при рассказывание русской народной сказки «Зимовье» , чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей» , В. Сутеева «Кораблик» . Так же мы использовали как часть непосредственной деятельности детей при интеграции областей. При чтение былины «Три поездки Ильи Муромца» знакомили с картиной Васнецова «Три богатыря» , при чтение рассказа Н. Подлесовой «Бронзовый солдат» рассматривали картину репродукции памятника «Неизвестному солдату» . Во время рисование на тему «Моя семья» , «Я-человек» закрепляли знание о портрете, познакомили по понятие мимика лица. На тематической недели «Как хлеб на стол пришел» при рисование по теме «Колоски» , знакомились с пейзажам Шишкина «Рожь» , Мясоедова «Страдная пора» . Знакомство с искусством включали мы и в творческие часы, где развивали умение различать цвета и оттенки, выделять средства художественной выразительности, как меняется содержание картины, чувство настроение в зависимости от изменения колорита.

По ознакомлению с жанрами нами использованы различные методы и приемы : чтение произведений, отгадывание загадок, речевые игры "Художественный салон" на умение составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности; "Найди лишний". «Художники-рестовраторы» , «Собери портрет» на закрепление жанров изобразительного искусства " Большое значение уделяем развитию самостоятельной художественной деятельности : стремлению проявить себя как в рисовании так в лепке, драматизации и т. д. В результате чего уровень развития по направлению художественно-эстетическом если сравнить с результатами учебного года 2012-2013 и результатами 2013-2014 года

2012-2013 2012-2013 2013-2014 2013-2014

сентябрь май сентябрь май

Как видно из таблицы уровень освоения программных задач по сравнению с прошлым годом повысился на 7%, а с началом года на 14%.

У детей стали разнообразней средства выразительности для создания образа в своей работе , передаче настроения, чувства. Переносили свои умения на создания работ для оформления группы, выставок, изготовления подарков. Привлекались родители к работе по ознакомлению детей с искусством , предлагали во время прогулок рассмотреть красоту природы, сходить к памятнику «Неизвестному солдату» , привлекали к созданию выставок «Моя любимая книга» , «Изготовления макетов мебели из бросового материала» , «Дары осени» , «Царство белого цвета»

23.03.16 10:00 / 👁 7898 (20 за неделю) / ⏱️ 9 мин. /

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именно в эти годы развиваются навыки общения с взрослыми, а впоследствии и со сверстниками. Благодаря этому дошкольный возраст ассоциируется с интервалом активной социализации малышей.

Знакомство с понятиями

За термином «эстетическое развитие» скрывается сложный процесс, включающий в себя становление и дальнейшее совершенствование эстетического сознания. Признаки наличия последнего выражаются в проявлениях одобрения или порицания эстетической деятельности, осуществляемой другими индивидами.

Под эстетическим идеалом понимают социально обусловленную точку зрения о таких категориях, как красота, искусство, природа и совершенство. Эстетическая оценка выражает ценностную позицию индивида, проецируемую на конкретные образы и явления. Выдаваемый результат основан на методе сопоставления с эстетическими идеалами, избранными в качестве нормы. По сути эстетическая оценка является не чем иным, как способностью суждения, учитывающей эстетические недочеты и преимущества исследуемых объектов путем их сравнения с приемлемыми для человеческой расы идеалами, вписывающимися в четко установленные границы.

Качественное эстетическое воспитание способствует развитию эстетических чувств. Последние, в свою очередь, представляют собой субъективную оценку предметов и объектов эстетического характера. Эстетическое воспитание может быть охарактеризовано в качестве сложного процесса, основные направления которого связаны с выявлением и совершенствованием творческих способностей, приобщением к художественной деятельности, развитием стремления к самостоятельному преобразованию окружающей среды. Предпринятые воспитателями и родителями шаги помогают ребенку трансформироваться в активного и творческого человека, умеющего чувствовать, воспринимать, осознавать и давать оценки предметам, явлениям и объектам искусства.

Понятие «художественно-эстетическая деятельность» являет собой своеобразный тандем эмоциональной и рациональной деятельности человека, в котором объединены духовное и практическое начала. Высшая цель — гармонизация собственных ощущений и отношений с миром, а также восприятие последнего. Основу художественно-эстетической деятельности составляет формообразование. Сама деятельность специализируется на эстетическом воспитании дошкольников средствами, имеющимися в распоряжении искусства.

Дети испытывают потребность в самовыражении. Именно этим и объясняется присущая большинству дошкольников тяга к художественно-эстетической деятельности. Как ни странно, при высоком уровне заинтересованности не наблюдается большой утомляемости. Более того, педагоги и психологи отмечают улучшение эмоционального состояния детей. В качестве положительного бонуса также выступает многогранность развития ребенка, включающая в себя и важный психологический аспект.

Как воспитать в ребенке честность и правдивость?

Если вы действительно уважаете ребенка, вы не будете ему лгать. Существует ошибочное представление, ...

Занимающиеся художественно-эстетической деятельностью дети имеют представления об объектах и предметах, закрепленные в форме легко узнаваемых образов. Именно их они и стараются воспроизвести. Формирование подобных представлений основано на восприятии, имеющем эстетическую и эмоциональную окраску. Ученым удалось доказать, что уже в раннем детстве ребенок нуждается в развитии эстетического образного восприятия. Справиться с поставленной задачей самостоятельно дети оказываются не в состоянии. Успешность в достижении сформулированной цели зависит от чуткости и уровня квалификации взрослого, направляющего ребенка на сложном пути.

Наглядно выраженный результат художественно-эстетической деятельности — развитие у ребенка эстетического вкуса. О его наличии свидетельствует обладание навыками суждения относительно степени безобразности либо привлекательности тех или иных явлений, поступков и предметов. В качестве оценочной меры выступают чувства притягательности или отторжения. Вкус подразумевает формирование эстетических оценок. Он напрямую связан с уровнем развития чувств и разума человека, его привычками, пристрастиями, окружающей средой, воспитанием и культурой.

В своей работе педагоги используют широкий спектр средств. Умение выполнения тех или иных операций оказывает неоценимую помощь на этапе создания изображения. Зачастую накопление опыта осуществляется не спонтанно. В проводимых под руководством взрослых занятиях прослеживается определенная периодичность. Закрепление навыков оперирования основными средствами подталкивает ребенка к самостоятельности действий. Возможность изображения разнообразных предметов способствует раскрытию источника вдохновения. Осознавший свои способности ребенок излучает позитив и стремится выразить обуревающие его эмоции в песнях, танцах, играх, лепке, рисовании, аппликации и т.д. Постоянно не справляющиеся с поставленными задачами дошкольники пребывают во власти негативно окрашенных эмоций, подавляющих тягу к видимым проявлениям художественной деятельности. Нежелание присутствия на подобных занятиях приводит к отказу их посещения, а выпавшие из поля зрения педагогов малыши лишаются шанса на развитие заложенных природой способностей.

Важность эстетического воспитания

Эстетическое воспитание призвано раздвинуть границы чувственного опыта. Оно способствует выявлению и развитию творческих способностей малышей, а также повышению уровня познавательной активности. Осуществляемые в его рамках мероприятия помогают детям получать знания о нравственных аспектах действительности. Проявления эстетического воспитания присутствуют в разнообразных сферах творческой деятельности, будь то трудовая, музыкальная, литературная, изобразительная, конструктивная и т.д. Без этой составляющей невозможно полноценное эстетическое развитие ребенка.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста ориентировано на выполнение ряда задач. Взрослые стремятся развить художественные, творческие и эстетические способности малышей, оказать помощь в совершенствовании чувств и эстетических эмоций, обозначить круг интересов, научить давать оценки и выражать собственное отношение к многогранным проявлениям действительности. Особое внимание следует уделять становлению элементарного эстетического сознания, а приобщение к искусству необходимо воспринимать в качестве этапа формирования эстетической деятельности.

Как развить в ребенке самостоятельность

«Сам!» - отчаянно кричит двухлетний карапуз, пытаясь завязать себе шнурок. Но прох...

Гармоничное развитие крохи подразумевает достижение целей художественно-эстетического воспитания. В качестве последних рассматривают:

  • совершенствование эстетического сознания;
  • развитие способности восприятия, анализа и оценивания природных и искусственных объектов эстетического характера;
  • овладение навыками гармоничного саморазвития;
  • проявление творческих способностей в сфере духовной, художественной и физической культур.

Эстетическое воспитание ребят дошкольного возраста предполагает знакомство с азами теории эстетики. Не будет потраченным впустую время, выделенное для проведения занятий по художественному творчеству. Также неоценима роль соприкосновения с художественной культурой. Желательно, чтобы такие контакты носили систематический характер.

Получить представление о сущности эстетического воспитания можно путем ознакомления с «Программой воспитания и обучения в детском саду». Сконцентрироваться следует на нескольких блоках. Изобразительное искусство, к примеру, ориентировано на развитие навыков изобразительной деятельности. В разделе «музыка» предусмотрено прослушивание музыкальных записей и обучение обращению с музыкальными инструментами. Художественную литературу принято рассматривать в качестве метода приобщения малышей к фонду литературы высокохудожественного содержания, способствующего созданию базы литературно-художественных впечатлений.

В отдельную категорию выделена художественно-декоративная (декоративно-прикладная) деятельность, ориентированная на преобразование вещей в сторону их улучшения. Для художественно-образного воплощения предмета характерно единение двух казалось бы противоположных друг другу начал. Утилитарность акцентирует внимание на жизненности художественной отделки предмета, в то время как художественная образность объекта доставляет радость в период его эксплуатации. В рамках этого вида деятельности дети учатся создавать примитивные игрушки, вышивать салфетки, мастерить закладки для книг и вырезать флажки для утренников. Простые на первый взгляд действия придают уверенность в себе, вдохновляют на новые поделки и знакомят ребенка с чувством удовлетворения, возникающим на этапе преподнесения собственноручно изготовленного подарка.

Помимо разнообразных сфер искусства (театра, архитектуры, музыки, литературы и т.п.) эстетическое воспитание прибегает к помощи других доступных средств, включая эстетику быта и воздействие, оказываемое природой. Каждое из перечисленных средств может быть использовано как по отдельности, так и в совокупности с другими направлениями. На этапе отбора воспитателю приходится учитывать индивидуальные и возрастные особенности отдельно взятого ребенка или группы детей, степень приемлемости и специфику средства для решения поставленной задачи, а также его потенциальные возможности.

При более детальном рассмотрении любой из групп задач эстетического воспитания можно обнаружить, что для достижения приемлемого результата используются различные методы. В первую группу вошли те из них, которые призваны приобщить детей к искусству, научить их выделять прекрасное и развить эстетический вкус у ребят дошкольного возраста. Помимо показа и наблюдения наиболее востребованы такие методы, как анализ, объяснение и наглядные примеры, демонстрируемые взрослыми. Вторая группа методов сконцентрирована на формировании навыков художественной деятельности. Воспитатели зачастую прибегают к методам практической направленности: демонстрации, объяснению, выполнению упражнений, моделированию и совместно-раздельной деятельности. Что немаловажно, критерии отбора средств, методов и форм художественно-эстетического воспитания дошкольников учитывают приоритетные для ребенка цели и задачи, не забывая при этом о его индивидуальных и возрастных особенностях.

Духовно-нравственное воспитание школьников

Старшее поколение достаточно хорошо осознаёт, что в стране произошла смена культурной парадигмы, пош...

Тонкости организации художественной деятельности

Степень творческой активности напрямую связана с качеством окружающей дошкольников предметной среды. Формирование художественных впечатлений невозможно без просмотра тематических роликов и фотоальбомов, демонстрации картин и произведений искусства (как декоративного, так и прикладного), прослушивания музыкальных отрывков и изучения печатных пособий. Присутствие взрослых на этапе ознакомления детей с перечисленными образцами является обязательным условием успешного усвоения материала. В некоторых случаях определение художественной ценности рассматриваемых предметов является затруднительным даже для старших дошкольников, не способных воспринять тонкости композиции или объяснить выбор той или иной цветовой гаммы.

Формирование творческих способностей у детей осуществляется в несколько этапов. Начальная стадия неразрывно связана с созданием и расширением базы художественных впечатлений и знаний, имеющих отношение к данной сфере. Далее наступает черед овладения навыками, без наличия которых невозможна успешная самостоятельная художественная деятельность. Эти этапы подготавливают почву для будущих творческих задумок, сопряженных с отысканием художественных средств, с помощью которых удастся воплотить идеи в жизнь.

Организуемая для дошкольников художественная деятельность призвана раскрыть потенциальные возможности ребенка, выявить и развить его творческие способности. Своевременное выявление индивидуальных наклонностей невозможно без создания благоприятных для малышей условий. Усиление положительных эмоций наблюдается в тех группах, воспитатели которых находят практическое применение детским поделкам. Их дарят малышам или близким родственникам, используют в качестве украшений или экспонатов на тематических выставках. Осознание важности выполняемых действий воспитывает усердие в дошкольниках, повышает инициативность и убеждает их в важности принесения пользы другим людям.

Наличие навыков выполнения определенных действий, носящих художественный характер, присуще старшим представителям дошкольников. На данном этапе приветствуется обогащение предметной среды доступными для детского понимания материалами, пригодными для изобразительной деятельности. В этом возрасте ребятня проявляет интерес с переодеванию, вследствие чего с восторгом воспринимаются идеи разнообразных постановок, требующие перевоплощения с помощью костюмов и масок. Театральный реквизит может быть дополнен соответствующими декорациями. На ура встречаются и кукольные постановки, а также театр теней. На этапе изготовления поделок пригодится собранный на прогулках природный материал (листья, цветы, желуди, камушки, разнообразные семена, ракушки и т.п.). Развитию фантазии способствует составление картин из мозаики, позволяющее оценить уровень развития малыша, его состояние, настроение и т.д.

Ни один воспитатель не в состоянии вычислить с точностью до минуты наиболее благоприятный для детского творчества временной интервал. Вследствие этого крайне важно, чтобы подсобные материалы и наглядные инструкции по их использованию находились в свободном доступе, а не украшали полки закрытых на замки шкафов.

Христианская культура в воспитании детей

С вопросами, касающимися воспитания детей, люди часто обращаются к священникам, особенно приходским. ...

Неоценимую помощь в планировании художественной деятельности оказывают проведенные накануне с детьми индивидуальные беседы, в рамках которых воспитатель выясняет пожелания каждого малыша и учитывает их при составлении плана занятий. Напоминание о хорошо проведенном времени (поход на выставку или в театр, посещение концерта) способствует оживлению художественных впечатлений, подталкивая тем самым детей к созиданию.

Особая роль отведена творческому настроению. Здесь важна каждая мелочь: освещение, наличие либо отсутствие посторонних шумов, разнообразие и доступность материалов, степень комфортности мебели и правильность ее расстановки.

Заразить детей энтузиазмом помогает обрисовка конечной цели, представляющей собой видимый результат. Театральная или танцевальная постановка может войти в программу праздничного утренника, из рисунков можно составить экспозицию, гирлянды и флажки использовать для украшения актового зала, а изготовленные собственноручно поделки могут рассматриваться в качестве подарков родителям. Воспитателям следует помнить о том, что проявленная по отношению к детям доброжелательность формирует у малышей чувство уважения к себе и заставляет поверить в собственные силы. Разработанная педагогами система поощрений (как словесных, так и материальных) неоднократно доказывала свою эффективность на практике.

Появление заинтересованности к художественной деятельности наблюдается после посещений парковых зон, музеев и тематических мастер-классов. Фиксируемые по окончании подобных мероприятий положительные эмоции целесообразно направить в декоративное русло. Вполне возможно, что дети с восторгом примут идеи разрисовки салфеток, создания поделок в стиле оригами или аппликаций из подручных материалов, обучения азам макраме или пошива простых в исполнении игрушек. Также дошкольников можно ознакомить с искусством составления букетов.

Как известно, совместный труд объединяет людей. Активное вовлечение в этот процесс родителей поможет последним лучше понять своего ребенка, изучить его потребности и провести время с пользой. Растущие в таких условиях дети ощущают собственную значимость, поскольку испытывают гораздо больше позитивных эмоций.

Выводы

Гармоничное развитие личности невозможно без привлечения к многообразному миру художественно-эстетической деятельности, включая такие ее разновидности, как музыкальная, театрализованная, изобразительная, художественно-речевая и т.д. Приобщение способствует избавлению от чувства беспомощности, снятию напряжения, вытеснению тревоги. В качестве положительных бонусов выступают положительные эмоции, обогащение внутреннего мира и умение выставления эстетических оценок.

Художественно-эстетическая деятельность способствует активизации воображения дошкольников. Она призвана выявить и развить индивидуальные способности малыша с учетом его наклонностей и черт характера. Занятия должны проходить в комфортной для детей атмосфере, предполагающей свободу выбора. Без соблюдения последнего условия невозможно налаживание полноценного творческого процесса. Поддержание интереса к художественной деятельности возлагается на воспитателя, заражающего детей оптимизмом и собственной увлеченностью. Педагог обучает дошкольников умению распознавания прекрасного и воплощению возникших идей на практике.

Социализация школьников

При ближайшем рассмотрении любой представитель человеческой расы является биосоциальным существом, ж...

Нельзя недооценивать важность детского творчества. Оно является первой ступенью, ведущей к творческой деятельности. Посредством творчества малыши выражают отношение к миру и демонстрируют собственное представление об окружающих их предметах и явлениях.

Родители способствуют формированию определенных навыков и умений, сознательно пробуждая интерес к искусству. Помимо этого, взрослые могут ассоциироваться у малыша с вдохновляющим примером, ненавязчиво подталкивающим к участию в совместной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах.

Организация работы на занятиях и в свободное время.

2 младшая группа

Активизация интереса к красивым игрушкам, нарядным предметам быта, одежде, интересным природным явлениям и объектам; побуждение обращать внимание на разнообразие сенсорных признаков объектов, явлений. Знакомство на конкретных примерах с народным искусством: глиняными игрушками, игрушками из соломы и дерева, предметами быта и одежды; скульптурой малых форм; с детскими книгами (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина); с близкими детскому опыту живописными образами. Формирование образа человека-мастера как создателя народных игрушек, иллюстраций в книгах, картин.

Средняя группа

: знакомство с близкими опыту детей видами русских народных промыслов; их назначение, образность, материалы для изготовления. Особенности декоративных образов: выразительность, яркость, нарядность. Своеобразие некоторых узоров и орнаментов: кольца, дуги, точки; бутоны, листья; цветовые сочетания, традиционные образы. Декоративно-оформительское искусство как искусство красивого оформления пространства (комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр).

Графика: особенности книжной графики: сопровождение иллюстрации текста; украшение книги. Ценность книг и необходимость бережного отношения к ним. Средства выразительности. Художники-иллюстраторы на конкретных примерах, близких детскому опыту: Е. и Н. Чарушины, Н. Кочергин, Т. Юфа, Т. Маврина, М. Митурич и др.

Живопись: жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет; разные по художественному образу и настроению произведения. Средства выразительности живописи (цвет, линия, композиция); многообразие цветов и оттенков, форм, фактуры в предметах и явлениях окружающего мира. Скульптура: способы создания скульптуры: пластика, высекание. Особенности ее содержания - отображение животных (анималистика), портреты человека и бытовые сценки; средства выразительности: объемность, статика и движение, материал. Восприятие скульптуры разного вида: малая пластика, декоративная.

Архитектура: представления о том, что окружающие детей сооружения - дома - архитектурные сооружения. Сходство и различие домов по используемым материалам, внешним конструктивным решениям.

Развитие умений различать между собой скульптурные, живописные и графические изображения, предметы разных народных промыслов. Понимание образа (что изображено) и доступных средств выразительности, с помощью которых художник создает выразительный образ. Развитие умений обращать внимание и откликаться на интересные декоративно- оформительские решения: украшение группы, одежду, атрибуты игр, замечать новые красивые предметы в группе.

Проявление детских предпочтений: выбор детьми любимых книг и иллюстраций, предметов народных промыслов, инициировать пояснение детьми выбора; проявление детьми бережного отношения к книгам, игрушкам, предметам народных промыслов, начальный опыт коллекционирования.

Первое посещение музея . Представления о музее, произведениях искусства в музее, правилах поведения (на примере музея игрушек). Интерес детей к посещению музея.

Старшая группа

Представления и опыт восприятия произведений искусства

Декоративно-прикладное искусство разных видов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта) и разных областей России; технологии изготовления, назначение, особенности: яркость, нарядность, обобщенность, декоративность, единство эстетического и утилитарного, символичность образов животных, явлений природы. Ценность народного искусства; воспитание желания его сохранять и познавать. Своеобразие декоративно-оформительского искусства: назначение, виды: одежда, мебель, предметы быта. Способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок.

Графика как вид изобразительного искусства. Книжная, прикладная графика. Назначение иллюстрации - сопровождение текста. Специфика труда художника- иллюстратора, технологии создания иллюстрации. Художники-анималисты, сказочники-иллюстраторы.

Живопись : представления о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, автопортрет, жанровая живопись; восприятие разных образов по содержанию, настроению, средствам выразительности. Авторская манера некоторых художников-живописцев.

Специфика скульптуры как искусства создавать объемные образы (отличие от живописи). Назначение и виды скульптуры, средства выразительности: материал, техника его обработки, фактура, композиция, силуэт, постамент. Специфика труда скульптора, используемые инструменты. Скульптурные образы по близкой детям тематике из разных материалов.

Архитектура как сооружения, их комплексы, необходимые для жизнедеятельности людей. Особенности архитектуры (соотношение пользы - красоты - прочности). Материалы, используемые в строительстве. Виды архитектуры по назначению. Понимание типичного, обобщенного образа сооружения, характерного и индивидуального. Гармония объекта с окружающим пространством. Известные архитектурные сооружения региона.

Умения эмоционально откликаться, понимать художественный образ, идею произведения, устанавливать связь между образом, сюжетом, средствами выразительности; выделять настроение произведения, отношение автора к изображенному. Умения выделять средства выразительности разных видов искусства. Оценивать художественные образы графики, живописи, скульптуры и архитектуры; формулировать собственное суждение. Уважительное отношение к промыслам родного края, к художественному наследию России. Проявление интереса к творческому труду. Проявление предпочтений.

Посещение музея . Представления о музее как о сокровищнице ценностей и произведений искусства. Экспонаты и коллекция. Интерес к посещению музеев, галерей; знание и стремление соблюдать правила поведения в музее.

Подготовительная группа

Представления и опыт восприятия произведений искусства

Народное декоративно-прикладное искусство разных видов на примере промыслов России и зарубежья; разнообразие и сходство, назначение и особенности, связь декора с назначением предмета; традиционность образов, узоров, отражение в них природы, народного быта, культуры. Стилевые особенности. Ценность народного искусства; воспитание гордости и желания его сохранять и познавать. Своеобразие декоративно-оформительского искусства; виды. Способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок. Профессиональное прикладное искусство.

Графика : виды и особенности средств выразительности. Специфики труда художника-иллюстратора, способы создания иллюстрации. Макет книги. Художники- анималисты, сказочники-иллюстраторы, иллюстраторы «веселой» книги.

Живопись : жанровое разнообразие, особенности средств выразительности. Авторская манера известных художников-живописцев (на ознакомительном уровне).

Скульптура : виды скульптуры, особенности средств выразительности. Специфика труда скульптора. Памятники и монументы, известные памятники и скульптура региона, России и мира.

Архитектура : особенности и виды архитектуры, материалы, используемые в строительстве. Понимание типичного, обобщенного характерного и индивидуального образа сооружения. Особенности архитектурных сооружений, зданий. Декоративные элементы. Гармония объекта с окружающим пространством. Эстетический образ города. Известные архитектурные сооружения России и мира. Труд архитектора.

Эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа, предмета народного промысла, архитектурного объекта. Совершенствование умений художественного восприятия: внимательно рассматривать произведение, выделять сходство и различие при сравнении разных по тематике используемых средств выразительности. Понимание идеи произведения, установлению связи между образом, сюжетом, средствами выразительности; выделение настроения произведения, отношения автора к изображенному; эстетическая оценка, высказывание собственного суждения. Подведение к пониманию того, что автор-творец целенаправленно отбирает средства выразительности для создания более выразительного образа. Выделение творческой манеры некоторых художников и скульпторов.

Воспитание начальных ценностных установок, уважительного отношения к промыслам родного края; развитие и поддержка детского интереса к истории народных промыслов и искусства, необычным предметам, интересным художественным образам. Поддержка стремления отразить впечатления и представления в собственной деятельности. Проявление предпочтений и интересов в форме коллекционирования, увлечения ручным трудом, продуктивной деятельности.

Посещение музеев . Интерес к посещению музеев, галерей. Представления о произведениях искусства в музее; разнообразие музейных экспонатов и виды музея. Понимание ценности музейного предмета. Стремление соблюдать правила поведения в музее, отражать впечатления в деятельности, проявлять уважительное отношение к художественному наследию России.

Список произведений изобразительного искусства в разных возрастных группах

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Л.К. Старший «Мадонна с младенцем под яблоней»;

А. Дюрер «Мадонна с цветком ириса»;

Б. Кустодиев «Утро»;

А. Дейнека «Мать»;

И. Репин «Надя Репина»;

Х.Б. Матинес дель Масо «Портрет инфанта дона Балтасара Карлоса»;

Б. Кустодиев «Портрет И. Кустодиевой с собакой Шумкой»;

А. Венецианов «Вот- те и батькин обед»;

О. Ренуар «Мадам Шарпанье со своими детьми»;

З. Серебрякова « За обедом»;

Ю. Васнецов иллюстрации к книге «Ладушки»; «Кисонька»,

«На улице»; «Радуга- дуга»;

К сказке Л.Н. Толстого «Три медведя»;

Ю. Васнецов «Липовая нога»;

В. Чижиков иллюстрации к р.н.с. «Мужик и медведь»;

Е. Рачев иллюстрации к р.н.с. «Колобок», «Лиса и волк».

Ю. Васнецов иллюстрации к сказке В. Бианки «Лис и мышонок», «Ладушки», иллюстрации к сборнику стихов А.А.Прокофьева «Шутки- прибаутки»,иллюстр. К русской народной игровой песне «Сорока- белобока», форзац к р.н.песне «Собака, кот, кошка и курочка», Ю.Васнецов Фотография.

Л.Токманов иллюстр. К книге «Русские сказки про зверей», «Козлята и волк»;

Л.Токманов иллюстр. К книге «Русские сказки про зверей», «Лисичка сестричка и серый волк»;

В.Лебедев иллюстр. «К тихой сказке» С.Маршака;

«К разноцветной книге»;

Е.Чарушин «Зайчиха с зайчатами»,

иллюстр. К книге «Тюпа, Томка и сорока»,

«Почему Тюпу прозвали Тюпой»,

«Почему Тюпа не ловит птиц»,

«Рысенок»,

иллюстр. К рассказу «Томка»,

«Волчишко»;

Е.Рачев иллюстр. к р.н.с. «Петушок- золотой гребешок».

К.Ф.Юон «Зимнее солнце»;

И.И.Шишкин «На севере диком», «Перед грозой», «Корабельная роща», «Сосна»;

И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Утренний чай», «Груши на зеленой драпировке», «Неприбранный стол», «Хризантемы»;

И.И.Левитан «У омута», «Вечерний звон»;

И.К.Айвазовский «Кронштадтский рейд», «Лунная ночь», «Бриг Меркурий»;

В.Чижиков иллюстр. К сказке К.Чуковского «Доктор Айболит»;

В.А.Тропинин «портрет генерала А.И.Гончакова»;

О.А.Кипренский «Портрет А.С.Пушкина»;

И.Е.Репин «портрет Павла Михайловича Третьякова», «Автопортрет», «На солнце. Портрет Н.И.Репиной», «портрет общественной деятельницы Поликаны Степановны Стасовой…»;

Ф.С.Рокотов «Портрет поэта В.И.Майкова»;

И.Н.Крамской «Н.А.Некрасов в период «Последних песен», «Неизвестная»

О.А.Кипренский «Портрет О.А.Рюминой»;

Неизвестный художник «Портрет пожилой женщины с книгой»;

Я.Давиде де Хем «Плоды»;

Е.И.Ворошилов «Лук»;

И.Т.Хруцкий «Натюрморт», «Фрукты и цветы»;

Неизвестный художник «Фрукты и птицы»;

К.Петров-Водкин «Розовый натюрморт», «Утренний натюрморт», «Ветка яблони», «Черемуха в стакане», «Бокал и лимон»;

М.Кончаловский «Овощи», «Клубника»;

К.Коровин «Розы»;

О.Татевосян «Натюрморт»;

М.сарьяна «Осенние цветы»;

И.Машков «Снедь московская.Хлебы», «Клубника и белый кувшин», «Ананасы и бананы»;

И.Михайлов «Овощи и фрукты»;

Ф.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»;

И.Серебрякова «За завтраком»;

А.Пентулов «Овощи»;

П.Крылов «Цветы на окне»;

В.Ван Гог «Подсолнухи»;

О.Богаевская «Натюрморт»;

А.Головин «Купавки»;


«Человек по натуре своей - художник.

Он всюду, так или иначе,

стремиться вносить

в свою жизнь красоту…»

А. М. Горький

Декоративно - прикладное искусство один из наиболее древних и поныне развивающихся видов народного творчества. Оно воплощает в себе предметы быта, созданных по законам красоты. Декоративно - прикладное искусство это многовековое представление народа о красоте.

Русское народное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам. Зарождаясь в художественных ремеслах, оно поднялось на уровень искусства составляющего наше отечественное богатство. Богатство это заключено в Хохломской, Семеновской, Жостовской, Городецкой, Дымковской и др. росписях.

Изобразительное народное искусство, сильное образами, красами, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, простотой своих форм легко воспринимаются детьми, и воспитывает в них чувства прекрасного. На занятиях по декоративно - прикладному искусству развивается эстетическое восприятие, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь детей. У них развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Высокая значимость народного декоративно - прикладного искусства и во влияние его на формирование внутреннего мира детей.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамично по рисунку, реалистическое в образах. Пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому пониманию и чувству.

Через народное искусство дети в доступной форме и на близком материале усваивают язык своего народа, его нравы и обычаи.

С целью ознакомления детей с народного декоративно - прикладным искусством необходимо создать условия работы: подобрать необходимую литературу, готовые изделия и создать мини- музей, подобрать дидактические игры, наглядный иллюстрационный материал.

При ознакомлении детей с народным декоративно-прикладным творчеством ставим следующие задачи:

  1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувств сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с народным творчеством.
  2. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства.
  3. Формировать обобщенные знания и умения, а именно:
  • Умение различать стили известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.
  • Освоение детьми элементов, колорита, композиции.
  • Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
  1. Развивать художественно - творческие способности в процессе воспитания произведений декоративного искусства и детской деятельности.
  2. Воспитывать у детей умение восхищаться красотой изделий, чувство гордости за свой родной край.

Начинаем формировать интерес к декоративно- изобразительному искусству со второй младшей группы , где учим детей замечать яркость цветовых образов в народной игрушке (дымковской, семеновской матрешке). Рассматривание организуем так, чтобы ребенок смог выделить форму, цвет, элементы украшения. Затем рисуем несложные элементы народного узора: кольцо, круги разного размера, листочки (способом примакивания), в конце учебного года рисуем узор «клетка». Учим рисовать ритмичный узор, располагая внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента.

В средней группе вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно - прикладным искусством (дымковская, хохломская).

Рассматривая с детьми предметы народного искусства, учим видеть и выделять элементы узора: точки, кольца, круги, прямые линии. Мы показываем, что у каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Например, у дымковской игрушки используются красный, синий, зеленый, желтой и др., которые ярко выделяются на белом фоне, в узоре присутствует черный цвет - маленькие точки, черточки, украшающие крупные элементы. Объясняем, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Учим составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге.

Чтобы занятия были эффективнее, составление узора связываем с украшением вещей (юбка дымковской барышни, хвост индюка и т.д.)

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно организуется восприятие детьми изделий, использование игровых приемов, сюрпризных моментов.

На основе одного из видов народного искусства могут быть проведены 2-3 занятия по рисованию. Например: расписывание коврика (полоски) для дымковской куклы, используется один из элементов узора - круги, украшенные как на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами - кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них черточки, точки.

Учим детей чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки), выбирая цвет для каждого элемента согласно с колоритом росписи.

Для росписи детям можно давать силуэты животных, фартуки матрешек, вырезанные из бумаги. И предоставляем возможность творить.

В старшей группе детей продолжают учить составлять узор по мотивам народного искусства. Учим выделять особенности каждого вида росписи.

Продолжаем воспитывать умение составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге, многоугольнике, выделяя середину, углы, кайму, украшать объемные формы - лепные изделия, работы из картона.

Побуждаем детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, завиток; растительный орнамент: цветы, листья, ягоды.

Обращаем внимание детей на особенности цветового и композиционного решения: например в городецкой росписи в середине изображается большой цветок, а слева и справа - одинаковые по цвету и величине, листья. Учим видеть красоту сочетания розового и темно- красного, голубого и темно- синего, роль белого в оживлении рисунка, знакомим с приемами украшения листьев. Показываем общий принцип изображения: сначала у всех цветов рисуется круг, затем маленькие круги и дугу или несколько дуг, подбирая цвет. Обращаем внимание, что такое сочетание цветов является основой городецкой композиции.

При рассматривании хохломской росписи отмечаем, что чем легче завиток, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску, квадрат, прямоугольник, круг; как завиток завивается вокруг бокала, бочонка и пр. Учим их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры отбираем наиболее простые, с учетом возможностей дошкольников.

Дети сами выбирают цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передавать его яркость, красивое сочетание с фоном. Они рисуют легкие завитки и яркие пятна больших ягод или грозди ягод, украшая веточку маленькой травкой, которая бежит по всему завитку (волнистая линия).

Так, как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то на каждом занятии имеет место игровая мотивация.

В подготовительной группе продолжаем формировать детское творчество. Дети составляют симметричные узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, многоугольнике и т. д.). Дополнительно вводятся новые композиции - ассиметричная, (хохломской, жостовской росписи), когда цветки или завитки заполняют всю поверхность формы.

На занятиях наряду с учебными задачами, предусматриваются и творческие задания. Детям предлагается самостоятельно выбирать мотивы композиции, не нарушая особенности росписи.

Основным приемом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Используем прием обведение элементов рукой, определение их места в узоре. С этой же целью можно использовать фланелеграф, на котором располагаем готовые формы, показывая тот или иной вариант композиции. Также широко используются и игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей. Целесообразно проводить упражнения 2-3 минуты, в процессе которых дети учатся изображать сложные элементы на небольшом листе бумаги. В группе устраиваем выставки предметов народного искусства и работ детей.

Также при ознакомлении детей с декоративно- прикладным искусством проводим экскурсии (если такая возможность есть), беседы о творчестве народных мастеров, рассматриваем альбомы, книги, изделия народного творчества, поводим разнообразные дидактические игры: «Составь узор», «Подбери элемент узора», «Собери картинку» и др., конкурсы, выставки.

Работа при ознакомлении детей с народным декоративно-прикладным творчеством должна строиться путем постепенного усложнения материала.

Во время работы с помощью указаний и вопросов направляем детей: «Подумай, что еще можно нарисовать и где?», «А, что ты здесь подрисуешь?», «Как ты думаешь чего здесь не хватает?» и т. д.

Большое внимание уделяем анализу детских работ, например, вывешенные работы назвать «Витриной магазина» и предложить детям купить себе понравившуюся вещь, затем объяснить, почему ребенок выбрал именно это. Задавать наводящие вопросы:«Что бы вы нарисовали по-другому?», «Что бы вы посоветовали нарисовать(имя ребенка), чтобы его работа была красочнее?».

Выводы:

Ознакомление с народным искусством оказывает большое влияние на детей, способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, способствует развитию детского творчества и формирует эстетические вкус, помогает развитию любви к родному краю.

При условии овладения техническими навыками в соответствии с программными требованиями дети 4-7 лет могут овладеть не только простейшими элементами, но и более сложными элементами и композицией определенного узора.

В каждом крае, области, есть то родное и близкое народное искусство, которое должно занять большое место в воспитательном процессе детского сада и оказывать положительное влияние в будущей жизни детей.