Возрастные особенности общения. Правила общения: этика общения с разными людьми

Этот тест поможет понять, каковы вы в общении, легко ли с вами вести диалог и как вы при этом относитесь к своему собеседнику. Выберите один из предложенных вариантов ответа.

Вопросы

1. Как вас воспринимают коллеги, знакомые?

А) как очень дружелюбного человека;

Б) как человека самоуверенного;

В) как спокойного и уравновешенного человека.

2. Что вы сделаете, если кто-то без разрешения возьмет с вашего рабочего стола какую-то вещь?

А) отругаете;

Б) заставите вернуть;

В) спросите, не нужно ли ему еще чего-нибудь.

3. Стараетесь ли вы искать пути к примирению после каких-либо конфликтов?

А) всегда;

Б) иногда;

В) никогда.

4. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

А) умеренными и сбалансированными;

Б) несерьезными;

В) радикальными.

5. Какое животное вам более симпатично?

А) медведь;

В) кошка.

6. Легко ли вы вступаете в спор?

В) все зависит от обстоятельств.

7. Что вы делаете, если что-то не удается?

А) смиряетесь;

Б) пытаетесь свалить вину на другого;

В) повторяете попытки снова.

8. Как вы поступите, если вам нагрубили в магазине?

А)стерпите, избегая скандала;

Б) выразите недовольство;

В) нагрубите в ответ.

9. Как вы будете себя вести, если опаздываете на встречу?

А) спокойно;

Б) очень нервно и раздражительно;

В) слегка беспокойно.

10. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

А) спокойно, едете не спеша;

Б) мчитесь с бешеной скоростью;

В) стараетесь не уступать дорогу, иногда превышая скорость.

11. Как вы себя ведете, если собеседник вас не слушает?

А) раздражаетесь;

Б) тактично намекаете ему на недостаток внимания;

В) разворачиваетесь и уходите.

12. Вы всегда внимательно слушаете своего собеседника?

Б) не всегда;

В) редко.

13. Вы любите быть в центре внимания?

А) всегда;

Б) иногда;

В) для вас это неважно.

14. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе?

А) поговорите с учителем;

Б) устроите скандал обидчикам;

В) посоветуете ребенку дать сдачи.

15. Способны ли вы пойти на компромисс?

А) никогда;

В) все зависит от ситуации.

Инструкции

Подсчитайте набранные вами баллы, опираясь на таблицу.


Результаты теста

24 балла и менее. С вами достаточно легко общаться, но вы слишком миролюбивы. Вам необходимо быть более решительным. Не относитесь к себе столь критически, но вместе с тем не теряйте уважения к окружающим.

25-31 балл. Вы легко сходитесь с окружающими, но иногда с вами бывает тяжело общаться. Во многом ваше поведение зависит от настроения. Не следует поддаваться эмоциям, будьте терпимее. Чаще ставьте себя на место других и только после этого оценивайте ситуацию.

32-45 баллов. Вы достаточно неуравновешенный человек, иногда бываете крайне агрессивны. Нередко вы готовы пожертвовать интересами окружающих. С вами тяжело найти общий язык. Если будете более требовательны и критичны к себе, к своему поведению, а не к окружающим, то, возможно, станете со временем неплохим собеседником.

Конфликтный ли вы человек?

Этот тест поможет вам распознать, насколько вы терпимы к окружающим, можете ли вы нейтрализовать конфликтную ситуацию и насколько вы можете быть сдержанным в такие моменты. Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Критикуете ли вы начальство за допущенные ошибки?

А) никогда;

Б) да, в зависимости от личного отношения к руководству;

В) всегда.

2. Любите ли вы спорить с коллегами и друзьями?

А) если споры не портят отношений;

Б) только по принципиально важным вопросам;

В) да, всегда.

3. Споря с детьми, признаете ли вы свои ошибки?

4. Можете ли вы вмешаться в спор в общественном транспорте?

Б) да, с удовольствием;

В) только, чтобы отстоять свою точку зрения.

5. Что вы будете делать, если кто-то попытается пролезть вперед вас без очереди?

А) тоже пойдете без очереди;

Б) будете возмущаться, но про себя;

В) выразите свое недовольство.

6. Если вас обсчитали в ресторане, как вы поступите?

А) не дадите чаевых;

В) устроите скандал.

7. Вам предлагают план работы, который кажется вам нерациональным, подвергнете ли вы его критике?

В) в зависимости от обстоятельств.

8. Возмущает ли вас, если кто-то недостаточно хорошо выполняет свои обязанности?

А) да, всегда;

Б) вам все равно;

В) иногда.

Инструкции

Суммируйте полученные баллы.



Результаты теста

6 баллов и менее. Вы совсем не конфликтный человек и легко можете пойти на компромисс. Вас довольно сложно чем-то вывести из себя. С вами легко общаться, но иногда все-таки стоит отстаивать свою точку зрения. Будьте увереннее в себе.

7-11 баллов. Иногда с вами бывает тяжело найти общий язык, но вы все же стараетесь не вступать в конфликтные ситуации. Порой вы предпочитаете находиться в стороне. Но если вы начали спор, то отстаивать свою точку зрения будете до конца, даже несмотря на дружеские отношения. Не поддавайтесь на провокации, будьте сдержаннее.

12-16 баллов. Вы крайне конфликтный человек и иногда бываете настолько агрессивны, что поддерживать с вами дружеские отношения совсем не просто. Кроме всего прочего, вы вспыльчивы по мелочам и часто пытаетесь навязать свое мнение окружающим. Вам следует изменить свое поведение, чтобы не остаться в гордом одиночестве.

Ваш тип отношия оружающим

Ниже представлены характеристики некоего человека. Вам нужно поставить знак «+» против тех определений, которые, как вам кажется, свойственны вам (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте). Большинство утверждений относятся к одной из восьми групп (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII). Это необходимо для интерпретации результатов.

1. Другие в основном думают о нем хорошо.

2. Производит благоприятное впечатление на окружающих.

3. Умеет отдавать распоряжения, приказы.

4. Умеет настоять на своем.

5. Обладает чувством собственного достоинства.

6. Независим.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Иногда безразличен.

9. Может быть суровым.

10. Строг, но справедлив.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

13. Любит поплакаться.

14. Бывает печален.

15. Иногда проявляет недоверие.

16. Часто разочаровывается.

17. Может быть самокритичен.

18. Способен признать свою неправоту.

19. Охотно подчиняется другим.

20. Уступчив.

21. Благороден.

22. Склонен восхищаться и подражать.

23. Уважителен к окружающим.

24. Нуждается в одобрении.

25. Способен к сотрудничеству.

26. Стремится найти общий язык с другими.

27. Дружелюбен, доброжелателен.

28. Внимателен и ласков.

29. Деликатен.

30. Способен к одобрению.

31. Отзывчив.

32. Бескорыстен.

33. Способен вызвать восхищение.

34. Пользуется уважением других.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит ответственность.

37. Уверен в себе.

38. Самоуверен и напорист.

39. Деловит и практичен.

40. Любит соревноваться.

41. Строг и резок при необходимости.

42. Неумолим, но беспристрастен.

43. Раздражителен.

44. Открыт и прямолинеен.

45. Не любит, чтобы им командовали.

46. Скептичен.

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчив и щепетилен.

49. Легко смущается.

50. Неуверен в себе.

51. Уступчив.

52. Скромен.

53. Часто обращается к другим за помощью.

55. Охотно принимает советы.

56. Стремится приносить радость другим.

57. Всегда любезен в обхождении.

58. Дорожит мнением окружающих.

59. Общителен и уживчив.

60. Добросердечен.

61. Вселяет уверенность в окружающих.

63. Заботится о других.

64. Бескорыстен, щедр.

65. Любит давать советы.

66. Производит впечатление важного человека.

67. Любит командовать.

68. Властен.

69. Хвастлив.

70. Надменен.

71. Думает только о себе.

72. Хитер и расчетлив.

73. Нетерпим к ошибкам других.

74. Корыстен.

75. Откровенен.

76. Бывает недружелюбен.

77. Озлоблен.

78. Любит жаловаться.

79. Ревнив.

80. Долго помнит обиды.

81. Склонен к самокопанию.

82. Застенчив.

83. Безынициативен.

84. Кроток.

85. Несамостоятелен.

86. Легко подчиняется.

87. Перекладывает ответственность на других.

88. Часто попадает впросак.

89. Легко попадает под влияние друзей.

90. Доверчив.

91. Доверяет всем без разбора.

92. Всем симпатизирует.

93. Прощает все.

94. Чрезмерно сочувствует окружающим.

95. Великодушен и терпим к недостаткам.

96. Стремится покровительствовать.

97. Стремится к успеху.

98. Ждет восхищения от каждого.

99. Распоряжается другими.

100. Деспотичен.

101. Часто судит о людях по их социальному статусу.

102. Тщеславен.

103. Эгоистичен.

104. Холоден, черств.

105. Язвителен, насмешлив.

106. Злобен, жесток.

107. Подвержен приступам гнева.

108. Бесчувственен, равнодушен.

109. Злопамятен.

110. Часто охвачен духом противоречия.

111. Упрям.

112. Недоверчив и подозрителен.

113. Робок.

114. Стыдлив.

115. Отличается чрезмерной готовностью.

116. Мягкотел.

117. Почти никогда и никому не возражает.

118. Ненавязчив.

119. Нуждается в опеке.

120. Чрезмерно доверчив.

121. Стремится угодить каждому.

122. Со всеми соглашается.

123. Всегда дружелюбен.

124. Всех любит.

125. Снисходителен к окружающим.

126. Старается утешить каждого.

127. Заботится о других в ущерб себе.

128. Портит людей чрезмерной добротой.

Инструкции

За каждый «+» поставьте себе 1 балл. Теперь сложите между собой те баллы, которые относятся к утверждениям одной и той же группы.

Каждая группа представляет собой определенный тип отношения к окружающим. Если в одной из групп вы набрали наибольшее количество баллов, значит, для вас характерен именно такой тип отношения к окружающим.

При этом если вы набрали больше 14 баллов в какой-либо группе, то качества, свойственные типу отношений в данной группе, проявляются у вас чрезмерно сильно, и желательно, чтобы вы научились контролировать свои эмоции.

Если же вы набрали менее 5 баллов, отвечая на вопросы какой-либо группы, значит, характерные для нее черты выражены у вас очень слабо или не выражены вовсе.

Если у вас одновременно получились высокие показатели в группах, для которых характерны противоположные качества, это говорит об изменчивости вашего характера, частой смене настроения и склонности по-разному поступать в аналогичных ситуациях.

13-16 баллов. Вы властны и деспотичны, стараетесь контролировать абсолютно все и всех. Многие считают вас тираном и самодуром.

9-12 баллов. Вы доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер. Вы успешны в работе, в меру контролируете своих подчиненных, требуете к себе уважения.

6-8 баллов. Вы уверены в себе, настойчивы и упорны в достижении цели, хотя и не обязательно при этом проявляете свои лидерские качества.

II. Эгоистичный тип отношения

13-16 баллов. Вы самолюбивы и расчетливы. Стремитесь во всем отыскать выгоду для себя. Часто перекладываете на окружающих свои проблемы, при этом относитесь к ним несколько отчужденно. Вы хвастливы и заносчивы.

6-12 баллов. Эгоистические черты и склонность к соперничеству выражены у вас тем сильнее, чем больше баллов вы набрали, отвечая на вопросы этой группы.

III. Агрессивный тип отношения

13-16 баллов. Вы резки, вспыльчивы, враждебны и жестоки по отношению к окружающим. Иногда это не ограничивается только грубостью с вашей стороны.

9-12 баллов. Вы откровенны и прямолинейны, часто требовательны и строги к окружающим, принципиальны, ироничны, насмешливы, раздражительны.

6-8 баллов. Вы энергичны, настойчивы, целенаправленно идете к намеченной цели.

IV. Подозрительный тип отношения

13-16 баллов. Окружающий мир кажется вам враждебным и злым. Вы обидчивы и злопамятны, постоянно на всех жалуетесь и сомневаетесь во всем.

9-12 баллов. Вы неуверены в себе, из-за этого у вас часто возникают трудности в установлении межличностных отношений. Вы критичны к окружающим, подозрительны, замкнуты, скрытны. Со стороны создается впечатление, что вы разочаровались в людях. Вы бываете ироничны или грубы.

6-8 баллов. Вы трезво и критично оцениваете себя, других и окружающий мир и на все имеете свое мнение.

V. Подчиняемый тип отношения

13-16 баллов. Вы пассивны и склонны всем во всем уступать. Вы часто вините себя в чужих проблемах и считаете себя хуже других. Нуждаетесь в сильном покровителе.

9-12 баллов. Вы застенчивый, кроткий человек, легко смущаетесь и не склонны отстаивать свою позицию.

6-8 баллов. Вы скромны и сдержанны, послушны, добросовестно выполняете свои обязанности, зависите от мнения окружающих.

VI. Зависимый тип отношения

13-16 баллов. Вы тревожны, неуверены в себе, зависимы от других людей. Вас часто мучают навязчивые страхи и опасения.

9-12 баллов. Вы боязливы и послушны. Часто вы отказываетесь отстаивать свою позицию, потому что заранее считаете ее неправильной.

6-8 баллов. Вы добродушны, доверчивы и вежливы. Всегда стараетесь прислушиваться к советам окружающих, более того, доверяете им больше, чем собственному мнению.

VII. Дружелюбный тип отношения

9-16 баллов. Вы очаровательны и любезны со всеми, для вас важно одобрение окружающих. Вы стремитесь со всеми иметь хорошие отношения, невзирая на ситуацию.

6-8 баллов. Вы склонны к сотрудничеству и кооперации. Легко идете на компромисс, сознательно избегаете конфликтных ситуаций, в курсе всех принятых в обществе условностей и правил хорошего тона и следуете им. Вы гибки, общительны, честолюбивы, часто помогаете окружающим, любите чувствовать себя в центре всеобщего внимания.

VIII. Альтруистический тип отношения

9-16 баллов. Вы очень ответственны, всегда жертвуете своими интересами ради окружающих. Сострадаете всем, везде активно предлагаете свою помощь. Принимаете на себя ответственность за других (иногда со стороны это выглядит как лицемерие).

6-8 баллов. Вы ответственный, деликатный, мягкий, добрый человек, умеете сострадать, успокаивать и заботиться об окружающих. Вы бескорыстны и отзывчивы.

Для этого необходимо вместо римских цифр подставить количество баллов, которые вы получили в соответствующих группах.

Доминирование = (I–V) + 0,7(VIII + II–IV–VI).

Дружелюбие = (VII–III) + 0,7(VIII–II–IV + VI).

Положительные результаты по обоим параметрам в целом характеризуют вас как уверенного в себе и общительного человека.

Положительные результаты по первому параметру и отрицательные по второму говорят о вашей властности и черствости.

Отрицательные по первому параметру и положительные по второму – об уступчивости и зависимости.

Отрицательные показатели по обоим параметрам – о скрытности и отчужденности.

Ваш уровень общительности

Тест поможет определить ваш уровень коммуникабельности.

Для этого необходимо правдиво ответить на следующие вопросы.

1. Переживаете ли вы в ожидании важной деловой встречи?

В) иногда.

2. Если вам поручат выступить с докладом на каком-либо мероприятии, вызовет ли это у вас чувство дискомфорта?

В) иногда.

3. Вы откладываете поход к врачу до последнего момента?

В) иногда.

4. Если вам предстоит командировка в незнакомый город, постараетесь ли вы избежать этой командировки?

В) иногда.

5. Вы делитесь своими мыслями и чувствами с кем бы то ни было?

В) иногда.

6. Вас раздражает, когда незнакомые люди на улице обращаются к вам с вопросом?

В) иногда.

7. Вы думаете, что людям разных поколений действительно трудно понимать друг друга?

В) иногда.

8. Вам сложно будет сказать человеку, чтобы он вернул вам деньги, взятые у вас несколько месяцев назад?

В) иногда.

9. Вам подали некачественное блюдо в кафе. Промолчите ли вы?

В) иногда.

10. Вы заговорите с незнакомым человеком, оставшись с ним наедине?

В) иногда.

11. Обнаружив в кассе, магазине, библиотеке длинную очередь, вы встанете в нее?

В) иногда.

12. Вам неприятно быть судьей в чужих конфликтах?

В) иногда.

13. Вы всегда оцениваете произведения искусства на свой вкус, не прислушиваясь к чужому мнению?

В) иногда.

14. Если кто-то выскажет ошибочную точку зрения на хорошо известный вам вопрос, вы предпочтете промолчать и не исправлять его?

В) иногда.

15. Просьбы помочь в учебе или работе раздражают вас?

В) иногда.

16. Вам проще изложить свое мнение на бумаге, чем рассказать о нем?

В) иногда.

Инструкции

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «нет» – 0 баллов, за ответ «иногда» – 1 балл.

Затем суммируйте все баллы и сравните полученный результат со шкалой.

Результаты теста

30-31 балл. Что скрывать, вы некоммуникабельны, и страдаете от этого прежде всего сами. Но и окружающим очень трудно с вами, ведь там, где необходимы совместные усилия, вы совершенно теряетесь. Почему вы так неохотно общаетесь? Неужели в вашем окружении совсем нет интересных людей? Попробуйте потренировать свою общительность – обращайтесь к людям с различными вопросами, пусть даже для начала они будут касаться только работы.

25-29 баллов. Вы неразговорчивы, предпочитаете одиночество шумным компаниям. Друзей у вас совсем немного. Новая работа и новые люди вызывают у вас чувство дискомфорта. Эта особенность характера не ускользнула от вашего внимания, и вы часто сердитесь на себя за нее. Вспомните, как легко вы общаетесь, когда чем-то очень увлечены. Ведь можете же, когда хотите.

19-24 балла. В целом вы общительный человек. Новая обстановка и новые проблемы вас не пугают. И все-таки с людьми вы сходитесь осторожно, постепенно, публично высказываетесь неохотно. Иногда ваши высказывания саркастичны, даже безо всякого на то основания.

14-18 баллов. С коммуникабельностью у вас все в порядке. Вы любознательны, терпеливы, внимательно слушаете интересного собеседника, спокойно отстаиваете свою точку зрения. Встреча с новыми людьми не вызывает у вас неприятных ощущений. Но многолюдные места, шумные компании и болтливые люди вызывают у вас раздражение.

9-13 баллов. Вы весьма общительны, не так ли? Ваши любопытство, разговорчивость, вспыльчивость вызывают у некоторых людей раздражение и заставляют думать о вас как о легкомысленном человеке. Вы легко знакомитесь с новыми людьми, вам нравятся большие компании, особенно если вы находитесь в центре всеобщего внимания. Вам не помешает выработать в себе немного терпения и усидчивости, необходимых для решения серьезных проблем.

4-8 баллов. Вы, кажется, знакомы со всеми и все всегда обо всех знаете. Вы любите принимать участие в различных обсуждениях, хотя серьезные темы кажутся вам ужасно скучными. Привыкли высказываться даже в том случае, если недостаточно компетентны в обсуждаемом вопросе. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Неудивительно, что руководители и коллеги относятся к вам с недоверием и никто не хочет выполнять с вами совместные задания.

3 балла или менее. Ваша общительность чрезмерна. Вы говорливы, многословны, вспыльчивы, обидчивы, часто необъективны. Вы вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не разбираетесь. Часто из-за вас возникают конфликты. С серьезной работой вы справиться не в состоянии. Людям очень трудно с вами. Вам необходимо воспитывать в себе терпение, сдержанность и уважительное отношение к людям.

Необходимо ли вам общение как воздух?

Потребность в общении складывается из двух параметров: стремления к людям и боязни быть отвергнутыми. Поэтому тест разделен на две части. Прочитав предложенные ниже суждения, вам нужно выразить свое согласие или несогласие с каждым из них следующим образом:

– полностью согласен;

– согласен;

– скорее согласен, чем не согласен;

– ни да, ни нет;

– скорее не согласен, чем согласен;

– не согласен;

– полностью не согласен.


Часть 1. Стремление к людям

1. Мне легко найти общий язык с людьми.

2. Когда мне плохо, я стремлюсь быть с людьми, а не в одиночестве.

3. Я стараюсь оставлять о себе впечатление человека способного и сообразительного, а не дружелюбного и общительного.

4. Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.

5. Я часто и охотно делюсь с другими своими переживаниями.

6. Хорошая книга или фильм доставляют мне гораздо большее удовольствие, чем веселая компания.

7. Мне хотелось бы иметь как можно больше друзей.

8. Мне больше по душе отдых в уединенном месте, чем среди множества людей.

9. По-моему, большинству людей больше необходима известность и почет, чем дружба.

10. Индивидуальная работа нравится мне больше коллективной.

11. Ни с кем не следует быть излишне откровенным, даже с друзьями.

12. Встретив на улице знакомого человека, я не просто здороваюсь и прохожу мимо, а стараюсь хоть немного поболтать с ним.

13. Независимость и личная свобода для меня дороже, чем прочная дружеская привязанность.

14. Я люблю знакомиться с новыми людьми в компаниях и на вечеринках.

15. Принимая важное решение, я всегда советуюсь с друзьями, а не обдумываю его самостоятельно.

16. Слишком открытое проявление чувств вызывает у меня недоверие.

17. У меня много близких друзей.

18. Я совершенно равнодушен к тому, нравлюсь ли я незнакомым мне людям.

19. Мне интереснее индивидуальные игры и развлечения, чем групповые.

20. Эмоционально открытых людей я предпочитаю сосредоточенным и серьезным.

21. Лучше я прочту интересную книгу или схожу в кино, чем проведу время на вечеринке.

22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться видами и посещать достопримечательности в одиночестве.

23. Мне легче решить трудную проблему, обдумывая ее в одиночестве, чем обсуждая с друзьями.

24. Я убежден, что в трудных жизненных ситуациях нужно рассчитывать на собственные силы, а не надеяться на помощь друзей.

25. Даже находясь в обществе друзей, я не могу полностью отвлечься от забот и срочных дел.

26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю новый круг знакомых.

27. Вечер, посвященный любимому занятию, привлекает меня больше, чем общение с людьми.

28. Слишком близкие отношения с людьми могут отрицательно повлиять на мою личную свободу.

29. Если я чем-нибудь огорчен, я скорее скрою свое состояние от окружающих, чем стану делиться с ними своими переживаниями.

30. Я люблю бывать на людях и всегда с радостью провожу время в веселой компании.


1. Я чувствую себя некомфортно в малознакомом обществе.

2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

3. Если бы мой хороший друг стал доказывать мне мою неправоту при посторонних, мне было бы очень неприятно.

4. Я стараюсь ограничить свое общение с людьми критического склада ума.

5. Обычно я легко схожусь с незнакомыми людьми.

6. Я все равно пойду в гости, даже если узнаю, что там будут люди, которые меня не любят.

7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в спор, даже если с кем-то из них не согласен.

8. Если на какую-то мою просьбу ответили отказом, я не решусь снова попросить о чем-нибудь этого человека.

9. Я не высказываю откровенно свое мнение человеку, которого плохо знаю.

10. Если во время разговора я чего-то не понял, то предпочту промолчать, а не переспрашивать.

11. Я всегда критикую людей публично и надеюсь, что они будут поступать так же по отношению ко мне.

12. Я не умею отказывать.

13. Я получаю удовольствие от вечеринки, даже если одет не по случаю.

14. Я болезненно отношусь к критике в свой адрес.

15. Если какой-то человек испытывает ко мне неприязнь, я стараюсь избегать его.

16. Я без стеснения обращаюсь к людям за помощью.

17. Я часто не противоречу людям потому, что боюсь их задеть.

18. Мне порой кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.

19. Когда я иду в незнакомое общество, всегда прошу друга пойти со мной.

20. Я обычно говорю то, что думаю, независимо от того, приятно это моему собеседнику или нет.

21. Мне легко наладить отношения в новом коллективе.

22. Иногда мне кажется, что я всеми забыт.

23. Если посторонний человек нелестно высказался в мой адрес, это надолго оставляет во мне неприятный осадок.

24. Я никогда не чувствую себя одиноко в компании.

25. Я очень раним, даже если со стороны это незаметно.

26. После знакомства с новым человеком меня не посещают сомнения по поводу того, правильно ли я себя вел.

27. Если мне необходимо обратиться с просьбой к официальному лицу, я почти всегда заранее готов к отказу.

28. Мне очень сложно попросить продавца в магазине показать понравившуюся мне вещь.

29. Когда поведение моего товарища мне не нравится, я обычно прямо говорю ему об этом.

30. Мне кажется, что, если в общественном транспорте я сижу, другие пассажиры смотрят на меня с укором.

31. В незнакомой компании я включаюсь в общую беседу, а не остаюсь в стороне.

32. Мне трудно просить назад взятую у меня когда-то на время вещь.


Инструкции

Ответы под номерами 1, 2, 5, 7, 12, 14, 15, 17, 20, 22, 26, 30 (часть 1) и 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 22, 23, 25, 27, 28, 30, 32 (часть 2) оцените следующим образом: 6 баллов – полностью согласен; 5 баллов – согласен;

4 балла – скорее согласен, чем не согласен; 3 балла – ни да ни нет;

2 балла – скорее не согласен, чем согласен;

1 балл – не согласен;

0 баллов – полностью не согласен.


Ответы под номерами 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 16, 18, 19, 21, 23, 24, 25, 27, 28, 29 (часть 1) и 5, 6, 11, 13, 16, 20, 21, 24, 26, 29, 31 (часть 2) оцените следующим образом:

0 баллов – полностью согласен;

1 балл – согласен;

2 балла – скорее согласен, чем не согласен;

3 балла – ни да ни нет;

4 балла – скорее не согласен, чем согласен;

5 баллов – не согласен;

6 баллов – полностью не согласен.


Суммируйте баллы отдельно за ответы на утверждения в 1 и 2 части.


Результаты теста

Часть 1. Стремление к людям

120-180 баллов. Вы не можете ни дня прожить без друзей, знакомых, шумных компаний и общественных мероприятий. Ваш телефон разрывается от звонков, на вечер, как всегда, грандиозные планы. Вы подпитываетесь от людей энергией, худшее из наказаний для вас одиночество.

60-119 баллов. Вы любите общение, общество малознакомых людей не повергает вас в состояние шока. Иногда у вас возникает жгучее желание встретиться со старыми друзьями или позвонить в другой город родственникам. Но бывают моменты, когда вам необходимо побыть наедине с собой и собственными мыслями.

Менее 60 баллов. Общение с людьми – это не то, от чего вы получаете огромное удовольствие. Вы не любите шумных вечеринок, по возможности избегаете места скопления большого количества людей. Вам больше по душе уединение.


Часть 2. Боязнь быть отвергнутым

130-192 балла. Ваш страх быть отвергнутым другими людьми очень силен. Вы постоянно сомневаетесь, так ли вас поняли, хорошо ли вы сделали, правильно ли выразились, беспокоитесь, что о вас подумают окружающие.

При высоком уровне стремления к людям – готовность во всем подражать и подчиняться другим, делать все ради одобрения и похвалы окружающих, потребность в заботе и покровительстве. При низком уровне стремления к людям – желание быть любимым небольшим количеством самых близких людей, нелюдимость, замкнутость, отчужденность по отношению ко всем остальным.

65-129 баллов. Вы иногда тревожитесь по поводу того, как выглядите в глазах окружающих. Вы понимаете, что соблюдать некоторые условности необходимо, чтобы быть принятым в обществе, и в основном соблюдаете их без всякого внутреннего сопротивления.

При высоком уровне стремления к людям – уступчивость, стремление избегать конфликтов с окружающими, способность идти на компромисс.

При низком уровне стремления к людям – как бы вы ни относились к другим людям, вы прекрасно понимаете, что ваш социальный статус в значительной степени зависит от них. Поэтому не высказываете резких слов в адрес окружающих и не предпринимаете крайних мер.

Менее 65 баллов. Вам, по большому счету, все равно, что думают о вас другие люди и соглашаются ли они с вашей точкой зрения. Оказавшись перед выбором – высказать свое мнение (и быть непонятым) или оставить его при себе, вы скорее всего выберете первое.

При высоком уровне стремления к людям – вы откровенны и прямолинейны в общении, вас не смущают отказы и не останавливают общественные стереотипы. Не всем по вкусу ваш стиль общения, но вы не собираетесь из-за этого меняться.

При низком уровне стремления к людям – вам неважно, как к вам относятся окружающие и что они о вас думают. Тех, кто не согласен с вашим мнением, вы просто игнорируете. Ваша позиция – бунт.

Особенности человеческого общения.

Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.

Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.

Различаются содержание, функции и средства общения .

Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функ­ции общения , информационно-коммуникативную (прием и пе­редача информации); регулятивно-коммуникативную (инте­рактивную: организация взаимодействия людей в их совмес­тной деятельности); перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоцио­нальную сферу); аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).

В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредственным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным).

Техника общения - установление психических контак­тов, использование различных приемов психического воздей­ствия на партнера по общению, выбор средств общения в за­висимости от формы общения.

Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

Основное средство коммуникации - естественная устная речь, имеющая лексическую и синтаксическую орга­низацию. При речевом общении происходит кодирование ин­формации коммуникатором и ее декодирование реципиентом. Кодирование информации, ее речевое оформление, предва­ряются осознанием смысла сообщения. Получение информа­ции сопровождается взаимообусловливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.

Процесс речеобразования -- сложный вид деятельности: сначала у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксичес­ки его конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипны.

Речь говорящего называется экспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называется импрессивной речью.

Импрессивная речь связана с анализом (расчленением вос­принимаемой речи на составные части, существенные эле­менты) и синтезом (объединением отдельных элементов речи в смысловую схему).

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, не умеет правильно и оригинально мыслить. Манера речи, ма­нера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность.

Существенный коммуникативный фактор общения- использование невербальных (паралингвистических) средств общения.

Невербальные средства общения делятся на:

1) кинесические:

а) экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, ми­мика, походка);

б) визуальный контакт (направление движения, длина па­узы, чистота контакта);

2) просодические и экстралингвистические (инто­нация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, плач, ка­шель);

3) такесические (рукопожатие, поцелуй, похлопывание);

4) проксемические (ориентация, дистанция).

Кинесические средства - это зрительно воспринима­емые движения другого человека, выполняющие выразитель­но-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица, которое недаром называют зеркалом души. Главной характеристикой мимики являются ее целос­тность и динамичность. Это означает, что в мимическом вы­ражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все дви­жения мышц лица скоординированы, что хорошо отмечено в схеме мимических кодов эмоциональных состояний, разра­ботанной В. А. Лабунской.

Исследования психологов показали, что все люди незави­симо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретиру­ют эти мимические конфигурации как выражение соответ­ствующих эмоций.

С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть обще­ния. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.

Структура общения

Структура общения (по Андреевой):

1. Коммуникативная (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами).

2. Интерактивная (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями).

3. Перцептивная (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).

Модель коммуникативного процесса (по Лассуэлу):

1. Кто (передает сообщение) - коммуникатор.

2. Что (передается) - сообщение.

3. Как (осуществляется передача) - канал.

4. Кому (направлено сообщение) - аудитория.

5. С каким результатом передается сообщение - эффективность.

Функции общения (по Ланову):

1. Информационно-коммуникативная.

2. Регуляторно-коммуникативная.

3. Аффективно-коммуникативная.

Общение бывает формальным и неформальным. Формальным называется общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме.

Неформальное общение наполнено субъективным, личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения - любовь и дружба.

Главным средством общения является речь. Однако на ряду с речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты, пантомика и т.д.)

Виды общения

Виды общения

1. Социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и.т.д.).

2. Групповые предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью, т.е в процессе обучения, труда и.т.д.



3. Личностно ориентированное общение, те. общение одного человека с другими.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают:

1. вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы, используется речь);

2. невербальную (используются различные неречевые знаковые системы - жесты, мимика, пантомика).

Особый вид общения - это педагогическое общение - профессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.

Вряд ли можно представить себе человека, который живёт в обществе, при этом не общается с другими членами этого общества. Каждый день человек общается с родственниками, семьей, друзьями, коллегами и другими людьми. Однако некоторые люди, не имея никаких сложностей, могут общаться с малознакомыми людьми, быстро убеждать в правоте своих собеседников, а при дружеских встречах и даже в незнакомой компании всегда находятся в центре событий; другим же сложно найти общий язык даже с самыми близкими.

Психология общения с людьми - раздел психологии, который изучает особенности разных видов общения и выявляет закономерности и правила, придерживаясь которых, человек сможет пользоваться большой популярностью у оппонентов и избегать трудности в общении. Именно психология общения помогает человеку познать правила и тонкости успешного общения с окружением.

При общении с людьми важна не только речь, но и невербальные средства: жесты, мимика, интонация, то, как ты будешь говорить, тоже имеет огромное значение. При взаимном общении люди принимают не только какие-то факты, но и эмоциональный посыл говорящего. Поэтому мы приходим к выводу, что психология общения основывается на взаимосвязи между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого.

Для того, чтобы человек нашел «общий язык» со своим собеседником, ему необходимо научиться владеть следующими коммуникативными приемами:

  1. Наблюдательность - общаясь со своим собеседником, отмечайте особенности его поведения, речи, стиля одежды, жестикуляции и др., потому что именно по этим признакам можно сделать определенные выводы о человеке. На основании сделанных выводов вам легко будет подстроиться под собеседника и быстрее завязать с ним разговор.
  2. Лучший собеседник - не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

Притча: «Как важно правильно слушать»

В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки: «Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… голубую лошадь с чёрным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то… ». «Не желаю больше слушать! » - перебил царь запыхавшегося гонца. - «Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то… »

Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она - много крови было пролито, много земель опустошено - и дорого обошлась обеим сторонам.

Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:

  • Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то… »?
  • …пошли лошадь другой масти ». Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то… »?
  • …непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу ». Вот и всё.
  1. Оттачивание коммуникативных навыков - общаясь с разными людьми, как со знакомыми, так и с незнакомцами, вы развиваете коммуникативные способности, преодолеваете барьеры в общении. Начиная разговор с незнакомцами (спрашивая дорогу, пытаясь познакомиться), вы можете невольно научиться подстраиваться под собеседника.
  2. Расширение собственного кругозора - тот, кто знает много интересной и полезной информации, адаптируется в любой теме, находится в курсе последних событий, наверняка будет интересным собеседником в глазах других людей.
  3. Умение "читать" эмоции собеседника и контролировать собственные эмоции - большая часть информации при общении с собеседником передается невербальным путем, если вы научитесь различать эмоции собеседника, то это будет огромным плюсом к пониманию и эффективному взаимодействию с другими людьми. Ориентируюсь на эмоции и внутреннее состояние человека, а не только на его слова, общение будет более успешным.
  4. Улыбайтесь. Улыбающимся людям приписывают лучшие человеческие качества, они, в целом, кажутся более привлекательными. Улыбка показывает собеседнику, что общение с ним - это радость и удовольствие.
  5. Соблюдение правил этикета и норм, принятых в обществе - это одна из обязательных составляющих успешного общения. Психология общения с людьми определяет нормы поведения и правила, которых необходимо придерживаться при общении, так как они приняты в широких кругах общества.
  6. Соблюдение 6 рекомендаций в общении с людьми, сформированных гениальным психологом и социологом Д. Карнеги:
    • проявление искреннего интереса к собеседнику;
    • обращение к собеседнику по имени;
    • искренняя и доброжелательная улыбка при общении;
    • умение выбирать такую тему разговора, которая будет интересна собеседнику;
    • умение не только говорить, но и слушать;
    • искреннее признание значимости собеседника и его достижений.

Каждый может научиться преодолевать коммуникативные барьеры и находить нужный подход, если будет изучать психологию общения с людьми и применять собственные коммуникативные способности. Именно общительные люди имеют больше шансов достичь высоких достижений в различных сферах деятельности.

Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

9.1. Особенности общения в разные возрастные периоды развития

Особенности общения детей раннего возраста

В младенческом возрасте ярко выражена потребность в общении с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, нарушает эмоциональное, умственное и физическое развитие, приводит к неврозам.

Как отмечает М. И. Лисина, содержание потребности в общении (а точнее было бы - мотива общения) на разных этапах онтогенеза может быть разным. У детей 2–6 месяцев от рождения проявляется потребность в доброжелательном внимании, у детей от 6 месяцев до 3 лет - в сотрудничестве. Для детей до 6 месяцев взрослый является источником ласки и внимания, а само общение имеет для ребенка личностный смысл. Для детей ясельного возраста взрослый - это партнер по игре, образец для подражания, оценщик знаний и умений ребенка; общение с ним имеет деловой смысл.

К концу первого года жизни у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. Со второго года общение со сверстниками расширяется. Однако об устойчивости выбора партнера для общения у маленьких детей говорить не приходится. Например, Л. Н. Галигузова (1980) установила, что дети раннего возраста нередко не могут узнать среди трех сверстников того, с кем перед этим 15 раз встречались наедине и подолгу играли.

Особенности общения дошкольников

У 4-летних детей общение со сверстниками становится одной из ведущих потребностей. Однако не исчезает и потребность в общении со взрослыми. Для ребенка от 3 до 5 лет взрослый - это объект уважительного отношения, и общение с ним имеет познавательный смысл. Для детей 5–7 лет взрослый - это старший друг, от которого дети ждут взаимопонимания и взаимопереживаний. Таким образом, с возрастом содержание потребности в общении (а точнее было бы сказать - содержание мотива общения) становится богаче, разнообразнее. При этом меняется и значение взрослого как объекта общения.

Е. Ф. Рыбалко (1990) показала, что в дошкольный период осуществляется переход от непосредственных форм общения к мотивированному общению разного уровня. По ее терминологии, непосредственные формы избирательного общения означают выбор партнера без каких-либо объяснений со стороны ребенка, что характерно для детей младшего дошкольного возраста, вступающих в кратковременные контакты со сверстниками и часто меняющих товарищей по совместным играм. Большинство старших дошкольников обосновывают свою избирательность в общении со сверстником, но по-разному. Чаще всего мотивировка носит эмоциональный характер: «Потому что нравится с ним играть». Редко назывались функциональные причины: помощь, забота о другом.

А. Г. Рузская («Развитие общения дошкольников со сверстниками», 1989) выявила следующие специфические особенности общения дошкольников со сверстниками.

1. Большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками впервые появляются такие формы коммуникативного поведения, как притворство, стремление сделать вид и выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование.

2. Чрезвычайная эмоциональность и раскованность общения. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействиях со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия, которым свойственна раскованность и ненормированность, что способствует проявлению детьми своей индивидуальности.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.

Выявлены этапы, которые проходит в своем развитии общение дошкольников (М. И. Лисина). Эти этапы связаны с использованием детьми различных форм общения.

Эмоционально-практическая форма общения (2-4-й годы жизни). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. В сверстнике он воспринимает лишь отношение к себе, а его самого (его желания, действия, настроение), как правило, не замечает. Это общение ситуативно и целиком зависит от конкретной обстановки и от практических действий партнера. Основные средства общения - локомоции или экспрессивно-мимические движения. После 3 лет общение детей все больше опосредствуется речью, однако она пока крайне ситуативна и используется только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.

Ситуативно-деловая форма общения (4-6-й годы жизни). После 4 лет сверстник становится для ребенка более привлекательным, чем взрослый. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей этого возраста становится деловое сотрудничество. Начинает отчетливо проявляться потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, показывает обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В 4-5-летнем возрасте дети часто демонстрируют взрослым свои преимущества перед товарищами, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. Это означает, что в этом возрасте появляются конкурентные, соревновательные отношения.

Внеситуативно-деловая форма общения (6-7-й годы жизни). У детей этого возраста около половины речевых обращений к сверстнику имеет внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были, что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других. Однако такое общение происходит на фоне совместного дела (общей игры или продуктивной деятельности). При этом подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее правил занимают значительно большее место, чем на предыдущем этапе. В общении детей этого возраста сохраняется конкурентное начало. Но это не мешает видеть у партнера его внеситуативные проявления - желания, предпочтения, настроение.

Особенности общения младших школьников

В младших классах ведущим становится общение со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников бывает столь велика, что дети не всегда задумываются о принципиальных основах этих отношений. Отсюда случаи «ложного товарищества», «круговой поруки».

Младшие школьники относительно редко в качестве мотива общения называют желание помочь товарищу. В то же время общение нередко базируется на внешних факторах: «живем по соседству», «моя мама знает ее маму», «в спальне кровати рядом» и т. д.

Еще недавно учащиеся наших школ при выборе партнера общения не задумывались, с детьми какой национальности они хотели бы учиться, играть, дружить. В последние годы, по данным Д. И. Фельдштейна, картина изменилась: уже 69 % 6-7-летних школьников, выбирая товарища, на первое место по значимости ставят его национальную принадлежность. У подростков этот процент еще выше - 84 %.

На протяжении первых семи лет жизни последовательно сменяют друг друга четыре формы общения (М. И. Лисина, 1981):

На протяжении первого полугодия - ситуативно-личностная форма, проявляемая в «комплексе оживления», т. е. сложной реакции младенца на появление в его поле зрения матери или на звук ее голоса. Эта реакция включает зрительное сосредоточение, вокализации, двигательные и эмоционально-экспрессивные формы активности.

От 6 месяцев до 2 лет - ситуативно-деловая форма, проявляемая в сотрудничестве ребенка со взрослыми, в деловом взаимодействии с ними.

От 3 до 5 лет - внеситуативно-познавательная форма, проявляющаяся во множестве вопросов о предметах и явлениях окружающей жизни, обращенных к взрослым. Это возраст «почемучек».

В 6–7 лет - внеситуативно-личностная форма, которая служит для познания самого себя, других детей и человеческих отношений.

Особенности общения в подростковом возрасте

Общение со сверстниками достигает максимума в 11–13 лет. При этом желание помочь товарищу - довольно распространенное основание общения. При выборе партнера общения подростками учитываются качества партнера общения: «волевой», «честный», «смелый» и т. п.; указываются также его деловые качества: хорошо играет в футбол, хорошо играет на гитаре и т. п.

По данным С. П. Тищенко (1970), пятиклассники в абсолютном большинстве случаев хотели бы дружить с популярными учащимися; в 8-х классах этот фактор выбора постоянного партнера общения проявился только у 20 % школьников.

У шестиклассников появляются мотивы выбора, связанные с потребностью внутреннего (духовного) общения: «вместе мечтать», «вместе строить разные планы в жизни». Возможно поэтому, с возрастом, как показал А. В. Мудрик (1981), устойчивость в выборе партнера общения повышается, в частности у школьников - до 7-го класса.

Как показано Д. И. Фельдштейном, о стремлении к стихийно-групповому общению заявляли только 15 % подростков, хотя реальное наличие такой формы общения зафиксировано у 56 % детей 11–15 лет. Происходит это потому, что часто не удовлетворяется потребность в социально ориентированной форме общения, которой отдают предпочтение большинство подростков. Поэтому они вынуждены удовлетворять потребность в общении в стихийно формирующихся группах. Н. И. Вишневская (1981) изучила факторы, привлекающие подростков в неформальные уличные группы общения. Это прежде всего недостатки в организации досуга и плохие взаимоотношениям с родителями. В то же время в уличных группах привлекают (в порядке убывания): отсутствие взрослых, свобода действий, эмоциональные контакты со сверстниками обоего пола, пребывание в уединенных местах, шумные прогулки по улицам, совместные проделки, возможность покурить и выпить вина.

В подростковом возрасте часто затрудняется общение взрослых и детей, потому что ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения взрослого с детьми необходима некоторая трансформация позиции взрослого в сторону позиции ребенка. Иногда преодолеть психологический барьер удается с помощью рассказа родителя или учителя о своем собственном поведении в детстве в аналогичных ситуациях, дав оценку своим поступкам с позиции ребенка и с позиции взрослого. Если подросток занимает в общении с взрослым пренебрежительную позицию, тот должен проявить большой такт, терпение, внимание к интересам и склонностям ребенка. У некоторых подростков стремление к общению со взрослыми не исчезает, причем в 7-8-м классе этот мотив приобретает новое качество: у четверти школьников появляется потребность в доверительном общении со взрослыми (А. В. Мудрик, 1981).

Подростковый возраст характеризуется чередованием периодов «закрытости» и «открытости» в общении. «Закрытость» отмечается в 6-м и 8-м классах (хотя бывают сдвиги во времени наступления этого периода), а «открытость» - в 7-м и 9-м классах. «Закрытость» проявляется в стремлении подростка оградить свой внутренний мир, защитить от постороннего давления еще не сложившиеся представления о себе, свой образ Я. В этот период даже нейтральные вопросы могут вызвать у подростков неадекватную реакцию. Например, один мальчик в ответ на вопрос матери: «Ты обедал сегодня?» вдруг начал кипятиться: «Вечно ты лезешь мне в душу! Оставь меня в покое!»

В периоды «открытости» подросток, наоборот, нуждается в беседе о себе, о своих проблемах, переживаниях, о происходящих в нем переменах. Причем если у семиклассника удовлетворить эту потребность могут и сверстники и взрослые, то девятиклассники остро нуждаются в общении именно со взрослыми (правда, только с теми, кому они доверяют), так как перед ними стоит задача жизненного самоопределения, выбора профессии, пути дальнейшего образования. Здесь учитель, пользующийся авторитетом у учащихся, может оказать им немалую помощь.

Развитие речи у детей дошкольного возраста (по С. Н. Карповой, 1980)

1. К концу 1-го - началу 2-го месяца жизни у ребенка возникает первая специфическая реакция на человеческую речь: особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением.

2. На 3-м месяце жизни в ответ на речевые обращения взрослого уже появляются собственные речевые реакции ребенка в составе «комплекса оживления». Вначале ребенок произносит короткие, отрывистые звуки (гуканье). Затем у него появляются протяжные, певучие, тихие звуки (гуление). Они воспроизводят в основном интонационную сторону речи взрослых. Позднее появляется ритмическое и звуковое речевое подражание. В это время звуки, произносимые ребенком, выражают лишь его эмоциональное состояние, связанное с общением со взрослыми.

3. Примерно с 4 месяцев ребенок начинает различать высказывания взрослых по интонации.

4. На 6-м месяце жизни он уже ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но и на другие его смысловые признаки, например на ритмику. Одновременно возрастает ритмическая организованность собственных звуков ребенка. Между 4 и 6 месяцами ребенок переходит к лепету.

5. К концу первого полугодия жизни рождаются формы общения по поводу предметов.

6. Во втором полугодии ребенок начинает пользоваться «псевдословами», т. е. сочетанием звуков, которые несут в себе сигнальную функцию, но еще не обладают обобщенными значениями. С 8–9 месяцев ребенок произносит звуки, слоги, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу. Лишь к концу первого года жизни ребенок усваивает семантику слова как целостный комплекс физических звуков, имеющих некоторый обобщенный смысл.

7. Примерно до возраста 1,6–1,8 года идет процесс углубления понимания ребенком слова без значительного прироста его активного словаря. С 11 месяцев начинается переход от дофонемной к фонемной речи. Этот процесс продолжается и на 2-4-м году жизни.

8. Вторая половина 2-го года жизни ребенка характеризуется переходом к активной, самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

9. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи. К концу второго года начинается развитие двухсловных, а затем и многословных предложений. С этого же возраста возникает и сознательный контроль ребенком правильности собственного речевого высказывания и речи других людей.

10. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка становится более связной и приобретает диалогический характер. Речевые высказывания и пользование речью уже отрываются от конкретных ситуаций. Возникают монолог и диалог как основные формы речи, включенные в процесс мышления. Одновременно развиваются все формы речи, в том числе и внутренняя.

Особенности общения в юношеском возрасте

В юношеском возрасте происходит существенное обновление мотивов общения. Расширяется круг общения, а также его цели. Разрушается внутригрупповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола, а также со взрослыми при возникновении сложных житейских ситуаций (И. С. Кон, 1989). Заметно усиливается потребность во взаимопонимании c другими людьми: у юношей - с 16 % в седьмом классе до 40 % в девятом, у девушек - соответственно с 25 до 50 %, что связано с формированием самосознания.

Особенности общения в пожилом возрасте

В пожилом возрасте сферы общения часто суживаются. В связи с выходом на пенсию исчезает деловое общение. Повзрослевшие дети часто покидают родителей, и поэтому у последних уменьшается интенсивность семейного общения, которое чаще всего осуществляется с помощью телефонных разговоров и по инициативе родителей, а не детей. Многие пожилые люди становятся вдовцами или, чаще всего, вдовами, вследствие чего лишаются постоянного семейного общения, переживая одиночество. В этом случае большую роль приобретает общение с приятелями или подругами, с соседями по подъезду или (в сельской местности) по улице.

Из книги Оружие - слово. Оборона и нападение с помощью... автора Котлячков Александр

Возрастные особенности «Жизнь делится на три части: когда ты веришь в Сайта-Клауса, когда ты не веришь в Санта-Клауса, и когда ты уже сам Санта-Клаус». Боб Филлипс «Молодость все открывает впервые, старость – только прежнюю молодость». Владислав Гженшик Возьмем градацию

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 15. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА § 15.1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯПсихическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возрастному развитию, по определению Б. Г.

Из книги Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение автора Баенская Елена Ростиславовна

Возрастные особенности психического развития при аутизме Как обсуждалось выше, детский аутизм является особым типом нарушения психического развития, возникающего в результате биологической дефицитарности ребенка. С самого рождения такой ребенок развивается в особых

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Возрастные особенности личности Перебирая в памяти былое, Я вспомню песни первые свои: «Звезда горит над розовой Невою, Заставские бормочут соловьи…» А юные девчонки и мальчишки - Они о том же: сумерки, Нева… И та же нега в этих песнях дышит. И молодость по-прежнему

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

18. Возрастные периоды социализации Социализация индивида начинается с момента его рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Ее можно условно разделить на несколько крупных периодов, которые различаются как по методам социализации, так и по степени

Из книги Почему дети лгут? автора Экман Пол

Глава 3 Возрастные особенности детской лжи В каком возрасте ребенок может начать лгать?Лори - жизнерадостная девчушка трех с половиной лет, обладающая явными художественными наклонностями. Однажды она решила с помощью набора новых фломастеров выразить

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

1.4. Возрастные особенности отношения к любви Люди молодого и среднего возраста воспринимают любовь и ведут себя в отношении любви по-разному (М. Г. Зибзибадзе, 2011). Молодые считают любовь более важной стороной жизни, чем люди среднего возраста, и склонны полностью

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Глава 2 Возрастные особенности детей от 0 до 7 лет. Детские возрастные

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 9 Возрастные особенности общения

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

9.7. Доминирующие потребности в различные возрастные периоды У новорожденных и младенцев, наряду с органическими потребностями в пище, тепле и т. п., имеются и потребности, отражающие их психическую активность. Многие авторы (Л. И. Божович, 1968; М. Ю. Кистяковская, 1965; А. М.

Из книги Психология детского творчества автора Николаева Елена Ивановна

10.4. Возрастные особенности мотивации общения В младенческом возрасте ярко выражена потребность общения с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, нарушает

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

1.8. Возрастные особенности творчества Творческая деятельность возникает не сразу, а постепенно разворачивается, развивается из более элементарных и простых форм и на каждой возрастной ступени имеет свое собственное выражение. Согласно Т. Рибо , все формы творчества

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

6.2.2. Особенности взросления в более поздние периоды жизни В этом подпараграфе проверяется вторая экспериментальная гипотеза.Экспериментальная гипотеза 2. Доверительность (интимность) отношений взрослого с разными людьми определяет его уровень независимости и

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Возрастные особенности Процесс развития каждого человека сугубо индивидуален. Но сквозь индивидуальные хитросплетения характера и поведения проглядывают общие закономерности, присущие в той или иной мере каждому из нас. Одной из таких закономерностей являются