История чеченской республики. Чеченцы

В советский период в культурной эволюции чеченцев, равно как и других этнических меньшинств СССР, произошли сложные и глу¬бокие перемены. Советская политика коренизации 1920-1930-х го¬дов, наряду с созданием этнотерриториальной автономии для чеченцев и ингушей, способствовала быстрому распространению у них грамотности и появлению интеллигенции. В борьбе за ликвидацию отсталости “национальных окраин” ранние установки большевиков предусматривали перевод образования на родной язык, что, в свою очередь, означало необходимость наличия письменности.

В 1914 г. в Чечне было 154 школы, имелся первый чеченский букварь на основе арабской графики. Школы действовали не только в Грозном - растущем центре российской нефтепромышленности, но и в некоторых горных селах. Однако среди чеченцев грамотных было менее 1%. Как отмечает исследовательница этого вопроса Зулай Хамидова, поскольку в XVIII-XIX вв. в их общественной жизни гос¬подствовал ислам, арабская письменность использовалась не только для религии, но и в делопроизводстве, официальной и частной переписке. В чеченском языке этого периода появляется значительное количество арабских слов. “Развитие чеченского языка в этот период происходило и за счет внутренних ресурсов при все более тесном взаимодействии носителей разных диалектов и говоров, что способствовало их сближению, стиранию различий между ними и выработ¬ке общих норм речевого поведения. Открытие школ, гимназий, появление новых букварей и учебников на чеченском языке способствовало зарождению учебно-иедагогической терминологии, уиотреблению языка в новой для него сфере деятельности. В этот иериод иоявляется чеченская интеллигенция”.

Необходимо было избрать основу литературного языка, т.е. осуществить оиределенный выбор из довольно большого числа разных вариантов чеченского языка (так называемых “диалектов”). Не¬большой круг образованной интеллигенции принял в этой работе активное участие. Был выбран диалект населения равнинных рай¬онов, прежде всего жителей Грозного и прилегающих к нему сел. Первоначально письменность была создана на арабской графике, и в 1921 г. появляется новый чеченский букварь. К обучению грамоте привлекались учителя мусульманских школ. Уже в 1923 г. 50 человек, начали работу ио ликвидации неграмотности в селах. За период с 1924 ио 1932 г. в “ликпунктах” были обучены грамоте 69 333 чело¬века взрослого населения, в том числе 2120 женщин-чеченок.

Очень скоро ориентации советской власти иоменялись в иользу латинской графики, чтобы, как выразился один из тогдашних лиде¬ров, А.И. Микоян, “разбить стену между европейской и мусульманской культурой”, “сблизить Заиад и Восток”. В 1925 г. принимается решение о переходе на латинскую графику и в Чечне, несмотря на сильное сопротивление мусульманского духовенства. В 1926 г. в Ленинграде был изготовлен латинский шрифт для чеченской иисьменности, с 1927 г. иервая чеченская газета “Серло” (“Свет”) стала выходить на латинской графике. В 1928 г. начала работать радиостанция на чеченском языке, а в 1929 г. создан Союз писателей Чечни. С 1930 г. в СССР вводится обязательное всеобщее начальное образование. Кампания по его внедрению развертывается и в Чечне, несмотря на такие трудности, как отдаленность и труднодоступность горных сел, глубокая религиозность населения, недостаток учителей и учебных материалов. В 1931 г. открылся первый национальный театр.

Это были годы бурного развития чеченской культуры и языкового строительства. Вышли первые учебники с исиользованием латинской графики: арифметика, чеченский язык, природоведение, книга для чтения, словари, сборники фольклора. В Грозном начал работать Институт национальной культуры, действовали два иеда- гогических, два нефтяных, два сельскохозяйственных, один медицинский техникумы, нефтяной и иедагогический институты. На национальном языке выходят рервые произведения местных писателей. После объединения в 1934 г. Чечни и Ингушетии в Чечено-Ингушскую автономную область был принят единый алфавит на основе латиницы.

Местные власти энергично осуществляли иолитику “коренизации”, и в феврале 1936 г. Областной совет принял остановление о подготовке национальных кадров, вовлечении чеченцев и ингушей в ироизводство, расрространение среди них родных языков. Документ гласил: “Игнорирование и противодействие мероприятиям по созданию национального пролетариата, коренизации госаппарата и пере¬воду делопроизводства на родной язык будут рассматриваться как контрреволюционная вылазка классового врага”. Этим же постановлением советы всех уровней должны были “довести к концу 1936 г. удельный вес чеченцев и ингушей в аппарате до 60%, разработать вопрос преподавания в сельских школах на родном языке, ввести родной язык во все школы, средние, профессиональные и высшие учебные заведения в городе; организовать курсы по подготовке работников для советского аппарата - секретарей, машинисток, бухгалтеров, счетоводов, инструкторов и т.д., организовать спецкурсы по изучению коренного языка для других национальностей, посто¬янно работающих в области и не владеющих чеченским и ингушским языками; утвердить организацию 70 школ в районах для мало¬грамотных и неграмотных работников чеченцев и ингушей на родном языке и 22 школ по изучению коренных языков для работников других национальностей; выделить на все мероприятия деньги”.

К началу 1937 г. “коренизация” аппарата была произведена на 70%! Работу и престижные назначения получили, как пишет Зулай Хамидова, “все, кто имел хоть какое-то образование и авторитет среди населения”. Они еще только приступили к своей работе, а в ночь с 31 июля на 1 августа 1937 г. по составленным НКВД спискам была проведена по всем селам и районам “генеральная операция по изъятию антисоветских элементов”. В результате 14 тыс. человек были арестованы, часть из них расстреляна, многие сосланы в концлагеря. Аресты продолжались до ноября 1938 г. Только в аппарате власти было арестовано 137 человек - почти все чеченцы и ингуши. По некоторым данным, в репрессиях 1930-х годов в Чечено-Ингу¬шетии пострадало около 200 тыс. человек.

Насколько эти данные являются точными, судить довольно трудно, но хорошо известно, что среди арестованных было много чеченцев, которые занимали престижные должности, начиная с главы правительства и кончая простыми чиновниками сельских советов. При этом происходило характерное для советского общества того времени довольно быстрое замещение репрессированных кадров (своего рода эффект стандартизированного по своим функциям советского активиста, которому был предписан четкий набор функций, позво¬лявший осуществлять массовые социальные эксперименты) и сам процесс развития чеченской культуры не был остановлен.

В 1938 г., помимо уже действовавших вузов и культурных учреждений, начали работать Национальный театр песни, музыки и пляски, музыкальная школа и музыкальный техникум. Были организо¬ваны профессиональные союзы писателей, художников, архитекто¬ров и композиторов. Открылись Музей изобразительных искусств, Дом народного творчества. Всего перед второй мировой войной в Чечено-Ингушетии издавалось 16 газет, действовало 408 школ, 5 театров, 248 библиотек и 212 изб-читален. Неграмотность была ликвидирована среди 75 % населения24. Как справедливо замечает Зулай Хамидова, “успехи культурной революции, таким образом, несмотря на террор, были грандиозны. Но, пребывая в СССР и РСФСР, Чечено-Ингушетия полностью зависела в своем развитии от изменений в идеологии и политики России, Москвы, причем зависела не только в таких вопросах, как административное устройство, но и в том, что значительно глубже, что непосредственно связано с самой национальной идентичностью - в языке. Чеченский язык ста¬новился жертвой российских перемен”.

Действительно, уже в 1938 г. в СССР принимается решение перевести все новописьменные языки на русскую графическую основу. Это решение затронуло около 70 этнических групп, включая и все народы Северного Кавказа. Переход был связан с большими трудностями. Нужно было учить новый алфавит, переиздавать все учебники, менять шрифт, упорядочивать орфографию и терминологию, осуществлять новые переводы общественно-политической, сельскохозяйственной, медицинской и технической литературы. Встала проблема издания новых учебников для чеченских и ингуш¬ских сельских школ. После этой реформы чеченский и ингушский языки и литература сохранились в школе только как предметы, а все остальные дисциплины стали преподаваться на русском языке. С этого момента начался процесс интенсивной языковой ассимиляции чеченцев в пользу русского языка. Одновременно в эти же годы были заложены основы научного изучения чеченского языка, фольк¬лора, литературоведения, которое продолжилось уже после второй мировой войны.

Извлечение из книги Тишкова В.А. "Общество в вооруженном конфликте. Этнография чеченской войны

Сегодня кое-что уже рассказано о преступлениях, совершенных чеченцами и ингушами во время Великой Отечественной войны: массовом дезертирстве, бандитизме, организации восстаний в тылу Красной Армии, помощи немецким диверсантам, наконец, о массовом предательстве со стороны местных руководящих кадров. Нельзя сказать, чтобы это было каким-то откровением — большая часть этих сведений уже публиковалась в последние годы в печати. Тем не менее, невзирая на факты, нынешние радетели "репрессированных народов" продолжают твердить о том, как бесчеловечно было карать всю нацию за преступления ее "отдельных представителей". Один из излюбленных аргументов этой публики — ссылка на "незаконность" подобного коллективного наказания.

Гуманное беззаконие товарища Сталина

Строго говоря, это действительно так: никакими советскими законами массовое выселение чеченцев и ингушей не предусматривалось. Однако давайте посмотрим, что бы вышло, вздумай власти действовать в 1944 году по закону.

Как мы уже выяснили, большинство чеченцев и ингушей призывного возраста уклонились от воинской службы или дезертировали. Что полагается в условиях военного времени за дезертирство? Расстрел или штрафная рота. Применялись ли эти меры к дезертирам других национальностей? Да, применялись. Бандитизм, организация восстаний, сотрудничество с противником во время войны также наказывались по всей строгости. Кстати, как и менее тяжкие преступления, вроде членства в антисоветской подпольной организации или хранения оружия. Далее, пособничество в совершении преступлений, укрывательство преступников, наконец, недонесение также карались Уголовным кодексом. А уж в этом были замешаны практически все взрослые чеченцы и ингуши.

Таким образом, получается, что наши обличители сталинского произвола, по сути, сожалеют о том, что несколько десятков тысяч чеченских мужчин не были на законных основаниях поставлены к стенке! Хотя, скорее всего, они просто считают, что закон писан только для русских и прочих граждан "низшего сорта", а на гордых жителей Кавказа он не распространяется. Судя по нынешним амнистиям для чеченских боевиков, а также раздающимся с завидной регулярностью призывам "решить проблему Чечни за столом переговоров" с бандитскими главарями, так оно и есть.

Итак, с точки зрения формальной законности кара, постигшая в 1944 году чеченцев и ингушей, была гораздо более мягкой, чем то, что им полагалось согласно Уголовному Кодексу. Поскольку в этом случае практически все взрослое население следовало расстрелять или отправить в лагеря. После чего из республики пришлось бы вывозить и детей — из соображений гуманности.

А с моральной точки зрения? Может, стоило "простить" народы-предатели? Только вот что при этом подумали бы миллионы семей погибших солдат, глядя на отсидевшихся в тылу чеченцев и ингушей? Ведь в то время, как оставшиеся без кормильцев русские семьи голодали, "доблестные" горцы торговали на рынках, без зазрения совести спекулируя сельхозпродуктами. Согласно агентурным данным, накануне депортации у многих чеченских и ингушских семей скопились крупные суммы денег, у некоторых — по 2—3 миллиона рублей.

Надо сказать, что и в то время у чеченцев находились "заступники". Например, будущий хрущевский генеральный прокурор и главный "реабилитатор" Р.А. Руденко, занимавший тогда скромный пост заместителя начальника Отдела по борьбе с бандитизмом НКВД СССР. Выехав 20 июня 1943 года в командировку в Чечено-Ингушетию, по возвращении он представил 15 августа 1943 г. на имя своего непосредственного начальника В.А. Дроздова доклад, где говорилось, в частности, следующее:

"Рост бандитизма надо отнести за счет таких причин как недостаточное проведение партийно-массовой и разъяснительной работы среди населения, особенно в высокогорных , районах, где много аулов и селений расположены далеко от райцентров, отсутствие агентуры, отсутствие работы с легализованными бандгруппами... допускаемые перегибы в проведении чекистско-войсковых операций, выражающиеся в массовых арестах и убийствах лиц, ранее не состоявших на оперативном учете и не имеющих компрометирующего материала. Так, с января по июнь 1943 г. было убито 213 чел., из них на оперативном учете состояли только 22 человека..." (ГАРФ. Ф.Р.-9478. Оп. 1. Д. 41. Л. 244).

Таким образом, по мнению Руденко, стрелять можно только в тех бандитов, которые состоят на учете, а с прочими — вести партийно-массовую работу. Подобное суждение вполне созвучно возмущенным воплям нынешних правозащитников в адрес российских военнослужащих, которые при зачистке очередного чеченского селения, прежде чем войти в подвал сперва кидают туда гранату, не задумываясь — а вдруг там не боевики, а мирные жители? Если же вдуматься, то из доклада Руденко следует прямо противоположный вывод — реальное количество чеченских и ингушских бандитов было в десять раз больше, чем число состоявших на оперативном учете: как известно, ядро банд составляли профессиональные абреки, к которым для участия в конкретных операциях присоединялось местное население.

В отличие от сетовавшего на "недостаточное проведение партийно-массовой и разъяснительной работы" Руденко, Сталин и Берия, родившиеся и выросшие на Кавказе, совершенно правильно понимали психологию горцев с ее принципами круговой поруки и коллективной ответственности всего рода за преступление, совершенное его членом. Потому и приняли решение о ликвидации Чечено-Ингушской АССР. Решение, обоснованность и справедливость которого вполне осознавались самими депортируемыми. Вот какие слухи циркулировали в то время среди местного населения:

"Советская власть нам не простит. В армии не служим, в колхозах не работаем, фронту не помогаем, налогов не платим, бандитизм кругом. Карачаевцев за это выселили — и нас выселят" (Витковский А. "Чечевица" или семь дней чеченской зимы 1944 года // Служба безопасности. 1996, № 1-2. С. 16.).

Операция "Чечевица"

Итак, решение о выселении чеченцев и ингушей было принято. Началась подготовка к операции, получившей кодовое название "Чечевица". Ответственным за ее осуществление был назначен комиссар госбезопасности 2-го ранга И.А. Серов, а его помощниками — комиссары госбезопасности 2-го ранга Б.З. Кобулов, С.Н. Круглов и генерал-полковник А.Н. Аполлонов, каждый из которых возглавил один из четырех оперативных секторов, на которые была разделена территория республики. Контролировал ход операции лично Л.П. Берия. В качестве предлога для ввода войск было объявлено о проведении учений в горных условиях. Сосредоточение войск на исходных позициях началось примерно за месяц до начала активной фазы операции.

В первую очередь необходимо было произвести точный учет населения. 2 декабря 1943 года Кобулов и Серов доложили из Владикавказа, что созданные для этой цели оперативно-чекистские группы приступили к работе. При этом выяснилось, что за два предыдущих месяца в республике было легализовано около 1300 бандитов, скрывавшихся в лесных и горных массивах, в том числе и "ветеран" бандитского движения Джавотхан Муртазалиев, вдохновитель ряда прошлых антисоветских выступлений, включая восстание в августе 1942 года. При этом в процессе легализации бандиты сдавали лишь незначительную часть своего оружия, остальное же припрятывали до лучших времен.

тов. Сталину

Подготовка операции по выселению чеченцев и ингушей заканчивается. После уточнения взято на учет подлежащих переселению 459 486 чел., включая проживающих в районах Дагестана, граничащих с Чечено-Ингушетией и в гор. Владикавказе.

Учитывая масштабы операции и особенность горных районов, решено выселение провести (включая посадку людей в эшелоны) в течение 8 дней, в пределах которых в первые 3 дня будет закончена операция по всей низменности и предгорным районам и частично по некоторым поселениям горных районов, с охватом свыше 300 тыс. человек.

В остальные 4 дня будут проведены выселения по всем горным районам с охватом оставшихся 150 тыс. человек.

(...) Горные районы будут блокированы заблаговременно

(...)

В частности, к выселению будут привлечены 6—7 тыс. дагестанцев, 3 тыс. осетин из колхозного и совхозного актива районов Дагестана и Северной Осетии, прилегающих к Чечено-Ингушетии, а также сельские активисты из числа русских в тех районах, где имеется русское население.

...Учитывая серьезность операции, прошу разрешить мне остаться на месте до завершения операции, хотя бы в основном, т.е. до 26—27 февраля 1944 г.

Л. Берия".

Показательный момент: для помощи в выселении привлекаются дагестанцы и осетины. Ранее для борьбы с чеченскими бандами в сопредельных районах Грузии привлекались отряды тушинцев и хевсур. Похоже, что бан-дитствующие обитатели Чечено-Ингушетии сумели настолько досадить всем окрестным народностям, что те с радостью готовы были помочь спровадить своих соседей куда-нибудь подальше.

Наконец все было готово.

"Государственный Комитет Обороны

товарищу Сталину

Для успешного проведения операции по выселению чеченцев и ингушей после Ваших указаний в дополнение к чекистско-войсковым мероприятиям проведено следующее:

1. Было доложено председателю СНК Чечено-Ингушской АССР Моллаеву о решении правительства о выселении чеченцев и ингушей и о мотивах, которые легли в основу этого решения. Моллаев после моего сообщения прослезился, но взял себя в руки и обещал выполнить все задания, которые ему будут даны в связи с выселением. (По данным НКВД, накануне жена этого "плачущего большевика" купила золотой браслет стоимостью 30 тысяч рублей. — И.П.). Затем в Грозном вместе с ним были намечены и созваны 9 руководящих работников из чеченцев и ингушей, которым и было объявлено о ходе выселения чеченцев и ингушей и причинах выселения.

...40 республиканских партийных и советских работников из чеченцев и ингушей нами прикреплены к 24 районам с задачей подобрать из местного актива по каждому населенному пункту 2—3 человека для агитации.

Была проведена беседа с наиболее влиятельными в Чечено-Ингушетии высшими духовными лицами Б. Арсановым, А.-Г. Яндаровым и А. Гайсумовым, они призывались оказать помощь через мулл и других местных авторитетов.

...Выселение начинается с рассвета 23 февраля с.г., предполагалось оцепить районы, чтобы воспрепятствовать выходу населения за территорию населенных пунктов. Население будет приглашено на сход, часть схода будет отпущена для сбора вещей, а остальная часть будет разоружена и доставлена к местам погрузки. Считаю, что операция по выселению чеченцев и ингушей будет проведена успешно.

Берия".

(ГАРФ. Ф.Р.-9401. Оп. 2. Д. 64. Л. 166)

В 2 часа ночи 23 февраля были оцеплены все населенные пункты, расставлены засады и дозоры, отключены радиотрансляционные станции и телефонная связь. В 5 часов утра мужчин созвали на сходы, где им объявили решение правительства. Тут же участников сходов разоружили, а в двери чеченских и ингушских домов в это время уже стучались опергруппы. Каждая оперативная группа, состоящая из одного оперработника и двух бойцов войск НКВД, должна была произвести выселение четырех семей.

Технология действий опергрупп была следующей. По прибытии в дом выселяемых производился обыск, в ходе которого изымалось огнестрельное и холодное оружие, валюта, антисоветская литература. Главе семьи предлагалось выдать участников созданных немцами отрядов и лиц, помогавших фашистам. Здесь же объявлялась причина выселения: "В период немецко-фашистского наступления на Северный Кавказ чеченцы и ингуши в тылу Красной Армии проявили себя антисоветски, создавали бандитские группы, убивали бойцов Красной Армии и честных советских граждан, укрывали немецких парашютистов". Затем имущество и люди — в первую очередь женщины с грудными детьми — грузились на транспортные средства и под охраной направлялись к месту сбора. С собой разрешалось брать продовольствие, мелкий бытовой и сельскохозяйственный инвентарь из расчета 100 кг на каждого человека, но не более полутонны на семью. Деньги (в том числе и полученные за счет спекуляции, что свидетельствует об излишней снисходительности властей) и бытовые драгоценности изъятию не подлежали. На каждую семью составлялось по два экземпляра учетных карточек, где отмечались все, в том числе и отсутствующие, домочадцы, обнаруженные и изъятые при обыске вещи. На сельскохозяйственное оборудование, фураж, крупный рогатый скот выдавалась квитанция для восстановления хозяйства по новому месту жительства. Оставшееся движимое и недвижимое имущество переписывалось представителями приемной комиссии. Все подозрительные лица подвергались аресту. В случае сопротивления или попыток к бегству виновные расстреливались на месте без каких-либо окриков и предупредительных выстрелов.

Телеграмма № 605] от 23.2.44 г.

"Государственный Комитет Обороны,

тов. Сталину

Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Выселение проходит нормально. Заслуживающих внимания происшествий нет. Имели место 6 случаев попытки к сопротивлению со стороны отдельных лиц, которые пресечены арестом или применением оружия. Из намеченных к изъятию в связи с операцией лиц арестовано 842 человека. На 11 час. утра вывезено из населенных пунктов 94 тыс. 741 чел., т.е. свыше 20 проц., подлежащих выселению, погружены в железнодорожные вагоны из этого числа 20 тыс. 23 человека.

Берия".

(ГАРФ. Ф.Р.-9401. Оп. 2. Д. 64. Л. 165)

Разумеется, подготовка к операции велась в условиях строжайшей секретности. Тем не менее, полностью избежать "утечки информации" не удалось. Согласно агентурным данным, поступавшим в НКВД накануне выселения, привыкшие к вялым и нерешительным действиям властей чеченцы были настроены весьма воинственно. Так, легализованный бандит Исханов Саидахмед пообещал: "При попытке меня арестовать я не сдамся живым, буду держаться сколько могу. Немцы сейчас отступают с таким расчетом, чтобы Красную Армию весной уничтожить. Надо во что бы то ни стало держаться". Житель же аула Нижний Лод Джамолдинов Шаца заявил: "Нам надо готовить народ к тому, чтобы в первый же день выселения поднять восстание" (В и т к о в с кий А. "Чечевица" или семь дней чеченской зимы 1944 года // Служба безопасности. 1996, № 1-2. С. 18).

Однако стоило властям продемонстрировать свою силу и твердость, как "воинственные горцы" послушно отправились к сборным пунктам, даже не помышляя о сопротивлении. С теми же, кто сопротивлялся, особо не церемонились:

"В Кучалойском районе при оказании вооруженного сопротивления убиты легализованные бандиты Басаев Абу Бакар и Нанагаев Хамид. У убитых изъяты: винтовка, револьвер и автомат".

"При нападении на оперативную группу в Шалинском районе убит один чеченец и тяжело ранен один. В Урус-Мар-тановском районе при попытке к бегству убито четыре человека. В Шатоевском районе при попытке к нападению на часовых убит один чеченец. Легко ранены два наших сотрудника (кинжалами)".

"При отправлении эшелона СК-241 со ст. Яны-Кургаш Ташкентской ж.д. спецпереселенец Кадыев пытался бежать из эшелона. При задержании Кадыев пытался нанести удар камнем красноармейцу Карбенко, вследствие чего было применено оружие. Выстрелом Кадыев был ранен и в больнице умер".

Неделю спустя операция, в основном, была завершена.

"Государственный Комитет Обороны

тов. Сталину

Докладываю об итогах операции по выселению чеченцев и ингушей. Выселение было начато 23 февраля в большинстве районов за исключением высокогорных населенных пунктов. По 29 февраля выселено и погружено в железнодорожные эшелоны 478479 человек, в том числе 91250 ингушей и 387 229 чеченцев. Погружено 177 эшелонов, из которых 154 эшелона уже отправлены к месту нового поселения.

Сегодня отправлен эшелон с бывшими руководящими работниками и религиозными авторитетами Чечено-Ингушетии, которые использовались при операции.

Из некоторых пунктов высокогорного Галанчожского района остались не выселенными 6 000 чеченцев в силу большого снегопада и бездорожья, вывоз и погрузка которых будет закончена в 2 дня. Операция протекала организованно и без серьезных случаев сопротивления и других инцидентов.

...Проводится проческа и лесных районов, где временно оставлены до гарнизона войск НКВД и опергруппа чекистов. За время подготовки и проведения операции арестовано 2 016 человек антисоветских элементов из числа чеченцев и ингушей. Изъято огнестрельного оружия 20 072 единицы, в том числе винтовок 4 868, пулеметов и автоматов — 479.

...Руководители партийных и советских органов Северной Осетии, Дагестана и Грузии уже приступили к работе по освоению отошедших к этим республикам новых районов.

Для обеспечения подготовки и успешного проведения операции по выселению балкарцев приняты все необходимые меры. Подготовительная работа будет закончена до 10 марта и с 15 марта будет проведено выселение балкарцев. Сегодня заканчиваем здесь работу и выезжаем на один день в Кабардино-Балкарию и оттуда в Москву.

29.02.1944г. №20.

Д. Берия".

(ГАРФ. Ф.Р.-9401. Оп. 2. Д. 64. Л. 161)

Львиная доля выселенных чеченцев и ингушей была направлена в Среднюю Азию — свыше 400 тыс. в Казахстан и свыше 80 тыс. — в Киргизию. Обращает на себя внимание количество изъятого оружия, которого с лихвой хватило бы на целую дивизию. Нетрудно догадаться, что все эти стволы предназначались отнюдь не для защиты стад от волков.

На новом месте

Если верить обличителям "преступлений тоталитаризма", выселение чеченцев и ингушей сопровождалось их массовой гибелью — во время перевозки к новому месту жительства якобы погибла чуть ли не треть, а то и половина депортируемых. Это не соответствует действительности. На самом деле, согласно документам НКВД, во время транспортировки умерло 1272 спецпереселенца (0,26% от их общего числа), еще 50 человек были убиты при сопротивлении или попытках к бегству.

Утверждения, будто эти цифры занижены, так как умерших якобы без регистрации выбрасывали из вагонов, просто несерьезны. В самом деле, поставьте себя на место начальника эшелона, который принял в исходном пункте одно количество спецпереселенцев, а доставил к месту назначения меньшее число. Ему сразу же задали бы вопрос: а где недостающие люди? Умерли, говорите? А может, сбежали? Или освобождены вами за взятку? Поэтому все случаи гибели депортируемых в пути документировались.

Ну, а что же те немногие чеченцы и ингуши, которые действительно честно воевали в рядах Красной Армии? Вопреки общепринятому мнению, они отнюдь не подвергались поголовному выселению. Многие из них освобождались от статуса спецпоселенцев, однако лишались при этом права проживания на Кавказе. Так, например, за боевые заслуги была снята с учета на спецпоселение семья командира минометной батареи капитана У.А. Оздоева, имевшего пять государственных наград. Ей разрешалось проживание в Ужгороде. Подобных случаев было множество. Не выселялись также чеченки и ингушки, состоящие в браке с лицами других национальностей.

Другой миф, касающийся депортации, связан с якобы мужественным поведением чеченских бандитов и их лидеров, сумевших избежать депортации и партизанивших чуть ли не до возвращения чеченцев из ссылки. Конечно, кто-то из чеченцев или ингушей мог все эти годы скрываться в горах. Однако даже если это и так, то вреда от них не было — сразу после выселения уровень бандитизма на территории бывшей ЧИ АССР снизился до характерного для "спокойных" регионов.

Большинство бандитских главарей были либо убиты, либо арестованы во время депортации. Дольше многих скрывался лидер Национал-социалистической партии кавказских братьев Хасан Исраилов. В ноябре 1944 года он отправил начальнику У НКВД Грозненской области В.А. Дроздову униженное и слезливое письмо:

"Здравствуйте. Дорогой Дроздов, я писал телеграммы в Москву. Прошу передать их по адресам и через Яндарова прислать мне расписки почтой с копией Вашей телеграммы. Дорогой Дроздов, я прошу Вас сделать все возможное для того, чтобы добиться из Москвы прощения за мои грехи, ибо не так велики, как рисуются. Прошу прислать мне через Яндарова копировальной бумаги 10—20 штук, доклад Сталина от 7 ноября 1944 года, военно-политические журналы и брошюры не менее 10 штук, химических карандашей 10 штук.

Дорогой Дроздов, прошу сообщить мне о судьбе Хусейна и Османа, где они, осуждены ли они или нет.

Дорогой Дроздов, я нуждаюсь в лекарстве против туберкулезной бациллы, пришли наилучшее лекарство. С приветом — писал Хасан Исраилов (Терлоев)". (ГАРФ. Ф.Р.-9479. Оп. 1. Д. 111. Л. 191об.) Однако просьба бандитского главаря осталась без ответа. 29 декабря 1944 г. Хасан Исраилов был убит в результате спецоперации.

Но, может быть, обеспечив минимальные потери чеченцев и ингушей при выселении, власти специально морили их на новом месте? Действительно, смертность спецпереселенцев там оказалась весьма высокой. Хотя, конечно, погибла не половина и не треть высланных. К 1 января 1953 года на поселении находилось 316717 чеченцев и 83 518 ингушей (В. Н. Земсков. Заключенные, спецпоселенцы, ссыльнопоселенцы, ссыльные и высланные (Ста-тистико-географический аспект) // История СССР. 1991, №5. С. 155). Таким образом, общее количество выселенных сократилось примерно на 80 тысяч человек, из которых, впрочем, часть не умерла, а была освобождена. Так, только до 1 октября 1948 года включительно было освобождено с поселения 7 тысяч человек из числа выселенных в 1943—1944 гг. с Северного Кавказа (Там же. С. 167).

Чем же была вызвана столь высокая смертность? Сознательного уничтожения чеченцев и ингушей не было. Дело в том, что сразу после войны СССР поразил жестокий голод. В этих условиях государство должно было в первую очередь заботиться о лояльных гражданах, а чеченцы и прочие поселенцы во многом оказались предоставлены сами себе. Естественно, что традиционное отсутствие трудолюбия и привычка добывать пропитание разбоем и грабежом отнюдь не способствовали их выживанию. Тем не менее, постепенно переселенцы обжились на новом месте и перепись 1959 года дает уже большую цифру чеченцев и ингушей, чем было на момент выселения: 418,8 тыс. чеченцев, 106 тыс. ингушей.

Возвращение

После смерти Сталина пришедший к власти Хрущев с упорством, достойным лучшего применения, начал разрушать все позитивное, созданное его предшественником. 9 января 1957 г. был подписан Указ Президиума ВС СССР "О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР". Согласно нему, "безвинно пострадавшие" народы не только возвращались в свои родные места — к республике дополнительно "прирезались" Наурский и Шелковский районы, никогда ранее в нее не входившие.

Вполне естественно, что чеченцы и ингуши в массовом порядке устремились на свою "историческую родину", с энтузиазмом наверстывая упущенное за время вынужденного отсутствия. Так, в первой половине 1958 года по сравнению с аналогичным периодом 1957 года количество убийств в республике возросло в 2 раза, а случаев разбоя и хулиганства, повлекших за собой тяжкие телесные повреждения, — в 3 раза.

"Дела совсем плохие, — писала одна из русских жительниц Чечни своей родственнице в Россию, — приезжают чеченцы, творят что только вздумается, бьют русских, режут, убивают, ночью поджигают дома. Народ в панике. Многие уехали, а остальные собираются" (О. Матвеев. Русский бунт в Грозном // Независимая газета. 31 марта 2001 г.). В результате чеченского террора, творимого при полном попустительстве местных властей, только в течение 1957 года из Чечено-Ингушетии выехали 113 тысяч русских, украинцев, осетин, дагестанцев и граждан других национальностей.

Русское восстание

Партийное руководство республики отгородилось от возмущенного народа кордоном милиции, которой было дано указание не допустить траурную процессию к обкому. Однако толпе вместе с гробом убитого удалось достичь своей цели. Опрокинув несколько автомашин, выставленных в качестве заграждения, демонстрация хлынула на площадь Ленина, где начался несанкционированный митинг. К 23 часам на площадь прибыли машины с солдатами местного гарнизона, которым вместе с милицией удалось рассеять толпу и задержать 41 участника беспорядков.

На следующий день с раннего утра по городу стали распространяться листовки, призывающие к возобновлению акции протеста:

"Товарищи! Вчера проносили мимо обкома гроб товарища, зарезанного чеченцами. Вместо того, чтобы принять соответствующие меры по отношению к убийцам, милиция разогнала демонстрацию рабочих и арестовала 50 человек ни в чем не повинных людей. Так давайте же бросим работу в 11 часов и пойдем в обком партии с требованием освободить товарищей!"

К полудню на площади Ленина скопилось около 10 тысяч человек. Пытаясь предотвратить дальнейшее развитие событий, власти пошли на уступки и освободили арестованных накануне. Однако это не помогло. В 15 часов группа демонстрантов захватила здание Грозненского горкома КПСС. Спустя два часа митингующие взяли штурмом и здание обкома.

Нынешние чеченофилы любят рассуждать об "опасности русского шовинизма". Однако события августа 1958 года наглядно опровергают их домыслы. Обычно во время подобных беспорядков на национальной почве счет убитых идет на десятки. Тем не менее, русские жители Грозного не унизились до чеченского погрома. В ходе событий 26—27 августа был убит только один чеченец. И вообще, несмотря на стихийность выступления, восставшие действовали на редкость организованно. В захваченном здании обкома было организовано печатание листовок. Была составлена и принята резолюция митинга:

"Учитывая проявление со стороны чечено-ингушского населения зверского отношения к народам других национальностей, выражающегося в резне, убийствах, насилии и издевательствах, трудящиеся города Грозного от имени большинства населения республики предлагают:

1. С 27 августа 1958 года переименовать Ч И АССР в Грозненскую область или же в Межнациональную советскую социалистическую республику;

2. Чечено-ингушскому населению разрешить проживать в Грозненской области не более 10% от общего количества населения;

3. Переселить передовую прогрессивную комсомольскую молодежь различных национальностей из других республик для освоения богатств Грозненской области и для развития сельского хозяйства..."

Чтобы донести свои требования до руководства страны, восставшие захватили главпочтамт, а затем, невзирая на вооруженное сопротивление охраны, — и междугородную телефонную станцию, откуда ими была организована связь с приемной Хрущева. В 23 часа группа демонстрантов с красным знаменем направилась на Грозненский вокзал и задержала отправление поезда Ростов—Баку. Люди ходили по вагонам и просили пассажиров рассказать жителям других городов о том, что происходит в Грозном. На вагонах появились надписи: "Братцы! Чеченцы и ингуши убивают русских. Местная власть поддерживает их. Солдаты стреляют по русским!"

Около полуночи на станции появились войска, но участники акции протеста забросали их камнями. Лишь применив огнестрельное оружие, толпу удалось рассеять, а поезд отправить по назначению. Одновременно войсковым подразделениям удалось навести порядок на площади у здания обкома. Даже по официальным данным, как минимум один из восставших был убит и несколько человек ранено. На следующий день начались аресты. Всего в связи с августовскими событиями было осуждено свыше 100 человек.

В дальнейшем ситуация в Чечено-Ингушетии развивалась по "косовскому сценарию". Русскоязычное население постепенно вытеснялось из республики. Закономерным же итогом хрущевского потворства чеченским бандитам стали трагические события 90-х годов...

Игорь Пыхалов

Чеченская республика с древних веков до XVI в.

В эпоху раннего средневековья (IV-XII вв.) чеченцам пришлось отражать экспансию Рима, Сасанидского Ирана, Арабского Халифата, Хазарского Каганата.
Часть их территории подвергалась вторжениям ирано-язычных аланов (предков осетин) в IX-XII вв., Золотой Орды в XIII-XV вв., а позже и российской империи, которая в борьбе за доминирование на Северном Кавказе, начавшейся в XVI веке, сумела вытеснить оттоманских и персидских соперников.
В переводе с чеченского языка слово «вайнах» означает «наш народ». Уже в период раннего средневековья вайнахские племена вместе с родственными народами Кавказа предпринимают попытки создания государственности.
Предки чеченцев принимали активное участие в политической жизни средневековой Грузии, Серира, Алании, Хазарии.
Постоянная угроза, исходившая от внешних врагов, способствовала специфически проходившему процессу консолидации чеченского общества.
У вайнахов дольше, чем у других народов Кавказа, сохранились институты родоплеменной, военной демократии, общинные демократические формы управления страной.
Вольные общества Чечни не терпели над собой единоличной власти, диктатуры, чеченцы отрицательно относились к преклонению перед вышестоящими, тем более к возвеличиванию их.
Превалирование чести, справедливости, равенства, коллективизма — особенность чеченского менталитета.
Россия в непосредственное соприкосновение с Северным Кавказом вступила после захвата Казанского и Астраханского ханств. Уже в 1560 г. происходит первый военный поход воеводы Ивана Черемисова на Северо-Восточный Кавказ, здесь начали возводиться русские укрепления.

Чеченская республика в XVIII -XIX вв.

Начиная с XVIII в. российская политика приобретает отчетливо выраженный характер колониальной экспансии. Захват земель и строительство линии военных укреплений и казачьих станиц ставили преграду расселению избыточного населения из чеченских гор на равнину.
Кроме того, сам характер хозяйства чеченских обществ требовал наличия вокруг свободных границ, открытых для широкого товарообмена.
Чечня традиционно вывозила хлеб, продукты животноводства и другие товары, а ограничения, вводимые российскими властями, подрывали чеченскую торговлю. Таким образом, во второй половине XVIII в.российско-чеченские отношения обостряются.
Продолжавшаяся несколько десятилетий война выдвинула в Чечне таких широко известных лидеров, как первый имам горцев Кавказа шейх Мансур (стоял во главе движения с 1785 по 1791 гг.), военный предводитель и политический деятель Бейбулат Таймиев (пик его деятельности пришелся на 20-е годы XIX в.), наибы имама Шамиля Шуаиб-мулла, Талхиг и другие. Созданное Шамилем государство — имамат — объединял самые разные народы Северо-Восточного Кавказа, но главной экономической и военной базой его была Чечня. Именно это обстоятельство и стало причиной того, что, начиная с 40-х годов, главные усилия российской кавказской армии были направлены на полное разорение Чечни.
Чрезвычайно кровопролитная для обеих сторон война на северо-востоке Кавказа завершилась в 1859 г.пленением Шамиля. Чеченцы в значительной части оказались оттесненными с равнин обратно в горы, население уменьшилось наполовину, многие переселились в Турцию. Длительная война с христианской державой укрепила влияние исламского духовенства в чеченском обществе.
Безземелье и тяжелые условия жизни были причиной неоднократных волнений в Чечне во второй половине XIX в., крупнейшим из которых было восстание 1876-1878 гг.под предводительством Алибек-хаджи Зандакского. В последующие годы главной формой протеста против колониального правления стало абреческое движение.
Одновременно в Чечне появляются новые социальные слои, возникшие как результат постепенного втягивания в общероссийский капиталистический рынок. Уже в начале XX в. чеченские нефтепромышленники очень заметны среди российских и зарубежных компаний, действующих в бурно растущем грозненском нефтепромышленном районе.
В составе российской армии появляются чеченские офицеры, в том числе и генералы, а национальные полки, укомплектованные преимущественно добровольцами, хорошо зарекомендовали себя в ряде войн, начиная с русско-турецкой войны 1876-1878 гг. и кончая первой мировой войной.

Чеченская республика в первой половине XX в.

Подавляющее большинство чеченцев с началом революционных событий 1917 г. поддержало большевиков, которые обещали горцам после завершения войны возврат земель на равнине и широкую внутреннюю автономию. Но как только на повестку дня были поставлены вопросы об отчуждении земли в пользу горцев, настроения казачьей среды в отношении советской власти стали резко враждебными. Решения местных органов советской власти спровоцировали на Тереке гражданскую войну, которая вспыхнула летом 1918 г.
23 июня 1918 г.терское казачество подняло мятеж против советской власти. В нем приняли участие не только богатые, но и трудовые слои казачества, которые защищали свою собственность — землю, свой образ жизни.
В августе 1918 г.в Грозном была сформирована Чеченская Красная армия под командованием Асланбека Шерипова. В ее рядах насчитывалось около трех тысяч человек. Именно благодаря действиям чеченских формирований белоказакам так и не удалось захватить важнейший экономический центр Северного Кавказа — город Грозный.
В 1922 г.образована Чеченская АО, в 1924 — Ингушская АО, которые в 1934 г. объединены в Чечено-Ингушскую АО (с 1936 г.— АССР). Однако обещанная чеченцам национальная автономия в условиях установившегося тоталитарного режима оказалась фикцией, а принудительная коллективизация, сопровождавшаяся массовыми репрессиями, привела к целому ряду антисоветских вооруженных выступлений в Чечне.

Чеченская республика в годы Великой Отечественной войны

1941 году началась Великая Отечественная война. Чечня, ставшая к тому времени Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республикой, не попала под оккупацию. В течение нескольких месяцев одного только 1941 года почти 30 тыс. чеченцев и ингушей отправились на фронт. Чеченцы и ингуши сражались на фронтах, участвовали в партизанской борьбе против фашистских захватчиков, нефтяная промышленность края, обеспечивая фронт бензином и смазочными материалами, работала с большим напряжением, сельское хозяйство смогло удержаться на довоенном уровне и снабжало армию продовольствием. Осенью 1942 года немецко-фашистские войска вторглись в западную часть республики, но уже в январе 1943 территория Чечено-Ингушской АССР была освобождена.
Между тем, в тылу бериевско-сталинская клика готовила расправу над народом.
23 февраля 1944 года 200 тысяч солдат и офицеров НКВД и Красной Армии провели войсковую операцию, в результате которой свыше полумиллиона чеченцев и ингушей оказались погруженными в товарные вагоны, доставившие через месяц зимней дороги несчастных пленников в Казахстан и Среднюю Азию. Холод, голод, тиф обрекли нахские народы на вымирание. Этому преступлению советского государства есть юридическое определение - геноцид. Но в отличие от фашистского геноцида сталинско-советсткий геноцид не получил осуждения, его исполнители не наказаны, последствия до сих пор не ликвидированы.
В 1944 году Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, население насильственно выселено.

Чеченская республика в послевоенные годы

Чечено-Ингушская автономия была восстановлена в феврале 1957 г.Но возвращение к родным очагам вовсе не означало восстановления традиционного образа жизни. К тому же многие так и не смогли вернуться на прежнее место жительства: жители высокогорных районов в принудительном порядке расселялись либо по казачьим станицам, либо по старым и новым чеченским селениям на равнине.
Чеченцы оказались в большинстве своем исключенными из экономической жизни восстановленной республики: скрытая безработица охватывала до 40 % трудоспособных чеченцев. Развал советской экономической системы в начале 90-х годовлишил средств к существованию большую часть чеченского общества, что предопределило взрывной и радикальный характер «чеченского кризиса».
В сентябре 1991 г.Общенациональный конгресс чеченского народа объявил о государственном суверенитете Чеченской Республики. В 1992 г.был учрежден пост президента. Эти акты не были признаны Российской Федерацией.
В декабре 1994 — августе 1996 гг. происходили военные действия между чеченскими вооруженными формированиями и федеральными войсками, введенными в Чечню для восстановления конституционного порядка.
В 1994 г.для республики было взято новое чеченское название — Ичкерия по названию горной части (ее жителей издавна зовут ичкеринцами).

Согласно данным многочисленных исследований, чеченцы являются одним из древнейших народов Кавказа с выразительным антропологическим типом, характерным этническим лицом, самобытной культурой и богатым языком. Уже в конце 3 — первой половине 2 тысячелетия до н.э. на территории Чеченской Республики развивается самобытная культура местного населения. Чеченцы имели прямое отношение к формированию на Кавказе таких культур, как раннеземледельческая, куро-аракская, майкопская, Каякентско-харачоевская, мугерганская, кобанская. Совокупностью современных показателей археологии, антропологии, лингвистики и этнографии установлено глубоко местное происхождение чеченского (нахского) народа. Упоминания о чеченцах (под разными названиями), как о коренных обитателях Кавказа, встречаются во многих древних и средневековых источниках. Первые достоверные письменные известия о предках чеченцев мы находим у греко-римских историков 1 в. до н.э. и начала 1 в. н.э.

Археологические исследования доказывают наличие тесных экономических и культурных связей чеченцев не только с сопредельными территориями, но и с народами Передней Азии и Восточной Европы. Вместе с остальными народами Кавказа чеченцы участвовали в борьбе с нашествиями римлян, иранцев, арабов. С IХ в. равнинная часть Чеченской Республики входила в состав Аланского царства. Горные же районы вошли в состав царства Серир. Поступательное развитие средневековой Чеченской Республики было остановлено нашествием в ХIII в. монголо-татар, которые и уничтожили первые государственные образования на ее территории. Под натиском кочевников предки чеченцев вынуждены были покинуть равнинные районы и уйти в горы, что, несомненно, задержало общественно-экономическое развитие чеченского общества. В ХIV в. оправившиеся от монгольского нашествия чеченцы образовали государство Симсир, уничтоженное позже войсками Тимура. После распада Золотой Орды равнинные районы Чеченской Республики попали под контроль кабардинских и дагестанских феодалов.

Вытесненные монголо-татарами с равнинных земель чеченцы до ХVI в. жили в основном в горах, разделяясь на территориальные группы, получавшие названия от гор, рек и т.д. (мичиковцы, качкалыковцы), близ которых они проживали. С ХVI в. чеченцы начинают возвращаться на равнину. Приблизительно с этого же времени на Тереке и Сунже появляются русские переселенцы-казаки, которые вскоре станут составной частью северокавказского сообщества. Терско-гребенское казачество, ставшее важным фактором экономической и политической истории края, складывалось не только из беглых русских, но и из представителей самих горских народов, прежде всего, чеченцев. В исторической литературе сложилось единое мнение о том, что в первоначальный период складывания терско-гребенского казачества (в ХVI-ХVII вв.) между ним и чеченцами сложились мирные, дружеские отношения. Они продолжались вплоть до конца ХVIII в., пока царизм не стал использовать казаков в своих колониальных целях. Многовековые мирные отношения казаков и горцев способствовали взаимовлиянию горской и русской культуры.

С конца ХVI в. начинается складывание русско-чеченского военно-политического союза. В его создании были заинтересованы обе стороны. Россия нуждалась в помощи северокавказских горцев для успешной борьбы с Турцией и Ираном, которые давно пытались завладеть Северным Кавказом. Через Чечню шли удобные пути сообщения с Закавказьем. По политическим и экономическим мотивам в союзе с Россией кровно были заинтересованы и чеченцы. В 1588 г. в Москву прибыло первое чеченское посольство, ходатайствовавшее о принятии чеченцев под российское покровительство. Московский царь издал соответствующую грамоту. Взаимная заинтересованность чеченских владельцев и царских властей в мирных политических и экономических отношениях привела к установлению между ними военно-политического союза. По указам из Москвы чеченцы постоянно выходили в походы вместе с кабардинцами и терскими казаками, в том числе против Крыма и ирано-турецких войск. Со всей достоверностью можно утверждать, что в ХVI-ХVII вв. у России на Северном Кавказе не было более верных и последовательных союзников, чем чеченцы. О наметившемся тесном сближении чеченцев и России в середине ХVI-начале ХVII вв. говорит и тот факт, что часть терских казаков служила под началом «окоцких мурз» — чеченских владельцев. Все вышесказанное подтверждается большим количеством архивных документов.

Во второй половине ХVIII в., и в особенности в последние два его десятилетия, целый ряд чеченских аулов и обществ принимают российское подданство. Наибольшее количество присяг о подданстве приходится на 1781 год, что дало некоторым историкам основание писать, что это означало присоединение Чеченской Республики к России.

Однако в последней трети ХVIII в. в российско-чеченских взаимоотношениях появились и новые, негативные моменты. По мере усиления России на Северном Кавказе и ослабления ее соперников (Турции и Ирана) в борьбе за регион царизм все более активно начинает переходить от союзнических отношений с горцами (в том числе и с чеченцами) к их прямому подчинению. При этом захватываются горские земли, на которых строятся военные укрепления и казачьи станицы. Все это встречает вооруженное сопротивление со стороны горцев.

С начала ХIX в. происходит еще более резкая активизация кавказской политики России. В 1818 г., со строительства крепости Грозной, начинается массированное наступление царизма на Чечню. Наместник Кавказа А.П. Ермолов (1816-1827 гг.), отбросив предыдущий, многовековый опыт преимущественно мирных отношений России с горцами, начинает силовыми методами, ускоренно устанавливать в крае российскую власть. В ответ поднимается освободительная борьба горцев. Начинается трагическая Кавказская война. В 1840 г. в Чеченской Республике, в ответ на репрессивную политику царской администрации, происходит всеобщее вооруженное восстание. Имамом Чеченской Республики провозглашается Шамиль. Чеченская Республика становится составной частью теократического государства Шамиля – имамата. Процесс присоединения Чеченской Республики к России завершается в 1859 г., после окончательного разгрома Шамиля. Чеченцы сильно пострадали в ходе Кавказской войны. Были полностью уничтожены десятки аулов. От военных действий, голода и болезней погибла почти треть населения.

Следует отметить, что даже в годы Кавказской войны не прерывались торговые, политико-дипломатические и культурные связи между чеченцами и русскими поселенцами по Тереку, возникшие в предыдущий период. Даже в годы этой войны граница между российским государством и чеченскими обществами представляла собой не только линию вооруженного соприкосновения, но и своего рода контактно-цивилизационную зону, где развивались хозяйственные и личные (куначеские) связи. Процесс взаимопознания и взаимовлияния русских и чеченцев, ослаблявший вражду и недоверие, не прерывался с конца ХVI в. В годы Кавказской войны чеченцы неоднократно пытались мирным, политическим путем решить возникающие проблемы в русско-чеченских отношениях.

В 60-70-е годы ХIХ в. в Чеченской Республике были проведены административные и земельно-налоговые реформы, созданы первые светские школы для чеченских детей. В 1868 г. был издан первый букварь на чеченском языке. В 1896 г. открыто Грозненское городское училище. С конца ХIХ в. началась промышленная добыча нефти. В 1893 г. железная дорога связала Грозный с центром России. Уже в начале ХХ в. г. Грозный стал превращаться в один из промышленных центров Северного Кавказа. Несмотря на то, что эти преобразования проводились в духе установления колониальных порядков (именно это обстоятельство вызвало восстание в Чеченской Республике в 1877 г., а также переселение части населения в пределы Османской империи), они способствовали втягиванию Чеченской Республики в единую российскую административную, экономическую и культурно-образовательную систему.

В годы революции и гражданской войны в Чеченской Республике господствовали анархия и безвластие. В этот период чеченцы пережили революцию и контрреволюцию, этническую войну с казаками, геноцид Белой и Красной Армий. Успехом не увенчались попытки создать независимое государство – как религиозного (эмиратство шейха Узун-Хаджи), так и светского типа (Горская Республика). В конечном счете малоимущая часть чеченцев сделала выбор в пользу советской власти, обещавшей им свободу, равенство, землю и государственность.

Декретом ВЦИК в 1922 г. провозгласили создание в рамках РСФСР Чеченской автономной области. В 1934 г. Чеченскую и Ингушскую автономии объединили в Чечено-Ингушскую автономную область. В 1936 г. она была преобразована в Чечено-Ингушскую АССР. В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) немецко-фашистские войска вторглись на территорию автономии (осенью 1942 г.). В январе 1943 г. Чечено-Ингушская АССР была освобождена. Чеченцы мужественно сражались в рядах Советской Армии. Несколько тысяч воинов были награждены орденами и медалями СССР. 18 чеченцам было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1944 г. автономную республику ликвидировали. Двести тысяч солдат и офицеров НКВД и Красной Армии провели войсковую операцию по депортации свыше полумиллиона чеченцев и ингушей в Казахстан и Среднюю Азию. Значительная часть депортированных погибла во время переселения и в первый год ссылки. В 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была восстановлена. При этом остались закрытыми для проживания чеченцев некоторые горные районы Чеченской Республики.

В ноябре 1990 г. сессия Верховного Совета Чечено-Ингушской республики приняла Декларацию о суверенитете. 1 ноября 1991 г. было провозглашено создание Чеченской Республики. Новые чеченские власти отказались от подписания Федеративного договора. В июне 1993 г. под руководством генерала Д. Дудаева в Чеченской Республике был совершен военный переворот. По требованию Д. Дудаева из Чеченской Республики вывели российские войска. Территория республики стала местом сосредоточения бандформирований. В августе 1994 г. оппозиционный Временный Совет Чеченской Республики объявил об отстранении Д. Дудаева от власти. Развернувшиеся в Чеченской Республике в ноябре 1994 г. боевые действия закончились поражением оппозиции. На основании указа Президента РФ Б.Н. Ельцина «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики» с 7 декабря 1994 г. начался ввод российских войск в Чечню. Несмотря на взятие федеральными силами Грозного и создание правительства национального возрождения боевые действия не были прекращены. Значительная часть чеченского народа была вынуждена покинуть республику. На территории Ингушетии и в других регионах создавались лагеря чеченских беженцев. Война в Чеченской Республике в тот период завершилась подписанием 30 августа 1996 г. в Хасавюрте договора о прекращении боевых действий и полном выводе федеральных войск с территории Чеченской Республики. Во главе Республики Ичкерия встал А. Масхадов. На территории Чеченской Республики были установлены шариатские законы. Вопреки Хасавюртовским соглашениям, теракты со стороны чеченских боевиков продолжались. С вторжения бандформирований в августе 1999 г. на территорию Дагестана начался новый этап боевых действий в Чеченской Республике. К февралю 2000 г. общевойсковая операция по уничтожению бандформирований была завершена. Летом 2000 г. главой Временной администрации ЧР был назначен Ахмат-хаджи Кадыров. Начался трудный процесс возрождения Чеченской Республики. 23 марта 2003 г. в Чеченской Республике был проведен референдум, на котором население подавляющим большинством голосов высказалось за нахождение Чеченской Республики в составе России. Была принята Конституция ЧР, утверждены законы о выборах Президента и Правительства ЧР. Осенью 2003 г. первым Президентом Чеченской Республики был избран Ахмат-хаджи Кадыров. 9 мая 2004 г. А. А. Кадыров погиб в результате террористического акта.

5 апреля 2007 г. Президентом Чеченской Республики был утвержден Рамзан Ахматович Кадыров. Под его непосредственным руководством в Чеченской Республике в очень короткие сроки произошли разительные перемены. Восстановлена политическая стабильность. Большей частью восстановлены города Грозный, Гудермес и Аргун. Широкие строительные работы ведутся в районах республики. Полноценно заработали системы здравоохранения и образования. В истории Чеченской Республики началась новая страница.

http://chechnya.gov.ru

Советская власть принесла на Северный Кавказ новые порядки, и не все из них были восприняты враждебно. В годы СССР образ кавказца представлялся не только дружественным, но и символизирующим советскую власть.

Новая страна, новые правила

В первые годы при советской власти на всей территории Северного Кавказа существовали шариатские суды. В зависимости от автономии они имели разные полномочия.

Так, например, в Чечне и Ингушетии оспорить решение суда шариата мог только Верховный суд РСФСР.

Начиная со второй половины 20-х годов советская власть начала постепенное наступление на шарсуды и исламские традиции в целом, так как они не вписывались в новую концепцию социальной структуры, а уже в 1928 году в уголовный кодекс РСФСР была добавлена глава «О преступлениях, составляющих пережитки родового быта».

По новому закону большая часть горских традиций приравнивалась к тяжёлым уголовным преступлениям и карались годом в лагере. Это привело к восстаниям, которыё жестоко подавлялись солдатами Красной армии по всей территории Северного Кавказа. Преследование «шариатистов» и сторонников мусульманских обычаев продолжались вплоть до середины 40-х годов. Потом началась война.

Отцы и дети

Если не брать в расчет коллаборационизм и депортационные процессы, можно сказать, что Великая Отечественная война стала тем фактором, который позволил кавказцам органично вписаться в дружную семью советских народов. В первую очередь это заметно по переменам в отношении отцов и детей.

До войны в кавказских семьях отцы старались держать дистанцию по отношению к детям, особенно к сыновьям.

Они никогда не брали их на руки и не говорили им слов одобрения. Даже когда ребёнок находился пред лицом опасности, отец звал его мать или других женщин. Но война, по мнению советских этнографов, кардинально изменила психологию кавказских мужчин.

В книге «Культура и быт народов Северного Кавказа» об этом говориться следующее: «действие этих процессов явилось существенным фактором отмирания устаревших взглядов и обычаев… Во многих семьях произошло смягчение домостроевских порядков».

В 70-е годы новое поколение кавказских мужчин уже без смущения гуляло со своими детьми в парках и провожало в школы. Но это не означало, что горцы начали сюсюкаться со своими отпрысками. Прилюдно хвалить своего ребёнка всё ещё считалось неприличным. Даже совсем маленьких мальчиков учили вести себя как взрослых. И по сей день отношение внутри кавказской семьи и на людях - это две разные манеры поведения.

Новый облик Кавказа

Вторая половина 40-х и начало 50-х были ознаменованы для горцев появлением новой детали городского пейзажа – четырёх- и пятиэтажных домов, и больших административных зданий в стиле неоклассицизма.

Дома связи, гостиницы, университеты - всё это должно было показать кавказцам незыблемость нового социального строя.

В начале 60-х появилась установка на стандартизацию быта. Незаселённые территории преобразовывались в жилые районы с обязательным комплектом построек: универмаг, кинотеатр, парк, детский сад, стадион, школа, клуб. Всё это так же обеспечивало рабочие места.

Все города Северного Кавказа обзавелись водопроводом, асфальтированными дорогами, канализацией, централизованным отоплением и т.д. Аулы тоже изменились. Вдоль центральных дорог посадили деревья, сами дороги выровняли. Появились помпезные здания сельсоветов, аптеки, парикмахерские, клубы, библиотеки и магазины. Новые дома строились из кирпича и имели деревянные полы, стеклянные окна и крышу, покрытой листовым шифером.

С конца 60-х интерьер новых горских домов состоял из покупной мебели. Стены украшали семейные фотографии и ковры, которые стелили на пол только к приходу гостей.

В период с 70-х по 80-е частью типичного интерьера стали импортные стенки, в которых хранилась одежда, посуда и книги. Домашняя библиотека была отдельным предметом гордости хозяев квартиры. Читать книги было не обязательно, но их наличие было очень важным элементом. В период стандартизации быта жилища горцев уже мало чем отличались от квартир любого другого жителя СССР. Это стало ещё одной вехой на пути интеграции горцев в советское общество.

Свадьба

Кавказская свадьба – наверное, одна из немногих традиций, которую советское правительство не смогло искоренить полностью. Первое комсомольское бракосочетание здесь прошло лишь в конце 50-х. Но, несмотря на все усилия активистов, молодожёны после «советской» свадьбы уезжали в дом родственников и проводили там ещё одну церемонию - традиционную.

Также бывали прецеденты, когда новобрачные из отдалённых аулов расписывались в ЗАГСе через несколько лет после свадьбы.

В 60-е впервые на свадьбах стали дарить цветы невесте. Такой поступок для Кавказа был по-настоящему революционным нововведением. Особым шиком в эти годы также считались: свадебный кортеж, украшенный зеленью и красной лентой, а также регистрация брака каким-нибудь местным чиновником, например, депутатом сельсовета.

Мужчина должен быть спортсменом

Секции спортивных единоборств – это, наверное, самое полюбившееся горцам нововведение советского режима. Джигиты ещё в 20-е годы проявляли интерес к борьбе, а после начала массового открытия спортивных секций в 50-х только плохой отец не отвёл туда своего сына.

Для кавказских родителей спорт стал отличным противовесом дурного влияния улиц и он воспитывал те качества, которые на Кавказе всегда считались истинно мужскими.

В любом даже самом захолустном ауле была одна или две секции борьбы. Для горских мальчиков занятие единоборствами было сравни инициации в мужчины. Это давало определённую цель, дисциплинировало и учило, как защитить себя и своих близких. Для советского общества в целом это так же имело положительные эффекты. Помимо того, что секции Северного Кавказа воспитали целый ряд олимпийских призёров, они ещё и делали улицы более безопасными. Ведь теперь свой горячий нрав молодёжь могла выплёскивать на ринге или татами, а не на случайного прохожего.