«Самый трудный день в детском лагере – третий. Игры на выявление лидера. Выставка «Лесная фантазия»

Лагерь – это большая, умная игра, которая помогает детям
радоваться жизни, праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А. Шлаков

В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых.

Каникулы – самая яркая по эмоциональной насыщенности пора у школьников. Это период, когда школьники полностью освобождены от проблем школьной жизни и часто предоставлены сами себе. Проблему полноценного отдыха и оздоровления детей эффективно решают лагеря с дневным пребыванием детей.

Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса. Летняя практика работы с детьми убеждает нас, что каждый день лагерной смены может стать в умелых руках педагога прекрасной площадкой для самораскрытия, самоутверждения, самореализации ребенка. Сколько различных умений, навыков, знаний о себе и других могут приобрести за это время ребята, смогут много узнать нового, понять цену дружбы и товарищества, ощутить радость труда на общую пользу, научиться жить в коллективе.

Эффективной формой такого воспитательного процесса в условиях летнего отдыха является проведение тематического дня.

Область применения разработки: оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.

Возраст: с 6 до 15 лет

Цель проведения тематического дня: организацияинтересного отдыха детей,углубление знаний, развитие навыков, умений, личностных качеств в рамках конкретно взятой темы.

  • создание условий для проведения тематического дня
  • организация совместной деятельности детей и взрослых
  • подбор актуальных тем и эффективных форм для проведения мероприятий
  • составление плана

Ожидаемые результаты: полноценный, интересный отдых, формирование новых знаний, культурно-нравственных ценностей, развитие умений и навыков ребят.

Формы и методы реализации: в рамках тематического дня используются разнообразные формы (викторины, соревнования, конкурсы, эстафеты, театрализации, праздники, посиделки, игры, смотры, турниры, встречи и т.д.) объединенные одной темой.

Материально-техническое обеспечение: подручные материалы, техническое оборудование, канцелярские товары, спортивный инвентарь, методические разработки, методическая и художественная литература и т.д.

1. Понятия и определения.

Что нужно понимать под термином “Тематический день?”. Тематическим днем называется такой день, в котором проводятся мероприятия, связанные единой тематикой. Тематика таких дней разнообразна:

  • интеллектуальная (игры, викторины, защиты, тренинги).
  • творческая (концерты, конкурсы, конференции).
  • спортивная (соревнования, турниры, спартакиады)

Тематические дни, как правило, имеют название, точно указывая сферу отбора содержания: например: День цветов, День именинника, День мам. Или образное “название-символ” (строки из песен, стихов, пословиц и другое...), например: “Помнит мир спасенный...”, “Его величество, театр...”

Программа дня может включать различные направления деятельности:

  • интеллектуальное (викторины, игры)
  • трудовое (трудовые десанты, работа в творческих мастерских, сбор и заготовка..)
  • творческое (конкурсы, праздники, концерты..)
  • спортивное (соревнования)
  • организаторское (советы дел, ведущие, творческие группы, члены жюри и др.)

3. Вариативные модели организации тематических дней.

Модель № 1.

Тематические дни выделяются в плане работы всего лагерного коллектива. И тогда в содержании дня предусматриваются дела для ребят разных возрастов, а также программы для всех.

Разработку планирования и организацию такого дня берет на себя координационный совет, куда входят председатели советов отдельных дел дня. Например: “День мира”. В программу можно включить:

  • Конкурс рисунков на асфальте, плакатов “Мы мечтою о мире живем” (ответственные: творческая группа. Участвуют младшие отряды).
  • Военно-спортивная эстафета “Смелые. Сильные. Ловкие.” Участвуют команды отрядов (разновозрастные). Ответственные: совет дела, представители отрядов)
  • Час встреч. “У нас в гостях участники войны, труженики тыла”. Мероприятие проходит по отрядам или по возрастным группам.
  • Программа “А песня ходит на войну”

Модель № 2.

Тематические дни определяются в плане на каждый день. Тогда планируются центральные дела дня, за организацию которых ответственен тот или иной отряд или творческая группа из числа ребят, выражающих интерес к определенной теме. Такие дни могут быть как в общелагерных так и в отрядных планах. Например: “День спорта” (соревнования, награждение), “День туриста” (поход, туристическая эстафета,), “День памяти” (линейка, конкурс рисунков, возложение венков к памятнику), “День веселых мастеров” (работа в мастерских, конкурс-выставка “Своими руками”, награждение, концерт-экспромт, “День барона Мюнхгаузена” (конкурс на лучший рассказ-небылицу, отыскать ошибки в рассказе Барона и др.), “Веселая пятница” - День забот и развлечений, “День смеха” (смехопанорама), “День фантазеров” (конкурс фантастических проектов), “День музыки” (концертный зал “Мелодия”)

Модель № 3.

Тематические дни могут быть включены в циклограмму работы лагеря. Тогда программы этих дней будут представлены различным содержанием. Ответственность за организацию таких дней могут нести:

  • дежурный отряд;
  • совет дела (представители разных отрядов);
  • творческие группы

Пример:

  • Понедельник - День леса
  • Вторник - День игры и игрушки
  • Среда - День сказки
  • Четверг - День творчества
  • Пятница - День здоровья
  • Суббота - День великих открытий
  • Воскресенье - День путешественников

Тематический день включает программу содержательной деятельности детей и взрослых вокруг какой-либо темы, проблемы.

Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман.

Удобство такого дня прежде всего организационно – содержательное: не надо ломать голову, что провести с детьми утром и что в обед. Логика дня выстраивается сама собой, тема, как нить Ариадны, ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно лишь заложить в программу что – то спортивное, что – то познавательное, что - то творческо-конкурсное, что – то из разговорного жанра. Например, если планируешь, День Леса, то программа дня будет такой:

  • “Зоологические забеги” (что - то спортивное);
  • Викторина “Загадки леса” (что - то познавательное);
  • Беседа “Человек – дитя природы” (что - то из разговорного жанра).
  • Конкурс и фантазия (что - то творческое).

При организации любого другого дня алгоритм остается тем же. Может меняться только очередность. И может что- то добавиться, например: танцевально – игровая программа или концерт и т.д. Поэтому тематический день можно сравнить с калейдоскопом: бусинки одни и те же, а узор каждый раз новый.

Еще одно преимущество тематического дня в том, что не надо к каждому мероприятию придумывать новое оформление. Достаточно накануне вечером изготовить что-то тематически-сообразное, и оно сгодится для всего, что в этот день запланировано.

Тематический день позволяет внести “что-то свеженькое в скучные организационные моменты. Ведь и зарядка и завтрак становятся тематически нацеленными. В результате появляются на свет “смотр индейских войск” вместо зарядки, “процедура заправки топливом” вместо “завтрака” и др.

4. Порядок разработки тематического дня.

Все начинается с выбора тематической темы. От этого выбора во многом зависит успех всего мероприятия, так как педагогу хорошую тему легче разрабатывать, а детям интереснее в нее играть. Выбор темы чем-то похож на придумывание названия отряда.

  • Придумать связующую нить (сюжет, цель, логика...)
  • Идея (мысль) дня может тоже наличествовать.
  • Важно уметь вставить стандартное мероприятие в тематический день.
  • Тематический день может быть отрядным или общелагерным.
  • Тема дня - всё что угодно (День индейца, Нептуна, красоты, любви, науки и т.д....)

Желательно, чтоб к теме привязывались не только мероприятия, но и режимные моменты (тематическая зарядка), разные фишки, связанные с темой (не отряды, а племена, у каждого своя фирменная раскраска, и т.п.)

Для примера рассмотрим всё тот же день индейца:

Зарядка: разминка молодого война/охотника (метание копья, преодоление препятствий, загон добычи)

Утром: Посвящение в индейцы - игра по станциям с заданиями на ловкость, дружность, заканчивающаяся визитом к загадочному богу огня и рисованием магического символа на лбу.

Затем можно выйти на тропу войны, и сыграть в зарницу в индейском стиле (вместо погон - животворящий амулет, боевая раскраска...)

“Однако, - говорит вожатый, - война - не лучший способ решения конфликтов”, и поэтому после обеда: великая сходка племён - творческий конкурс: представление от племени, племенная песня, конкурс вождей, шаманов, охотников, поваров.

Тематический день - это заранее запланированная серия дружинных и/или отрядных мероприятий, объединенных целями, задачами, общими названием и темой, проводящихся в 1 или 2 дня.

Тематические дни бывают:

  • По характеру проведения - общелагерные и отрядные
  • По количеству дней - простые (1 день) и составные (более 1 дня).

Требования к тематическим дням:

  • Тема Дня так или иначе перекликается с темой сезона.
  • В простом тематическом дне не менее двух отрядных и лагерных мероприятий.
  • У всех мероприятий единые цели, но разные задачи.
  • Важно предвидеть результаты тематического дня.

5. Условия разработки тематического дня.

При разработке тематического дня необходимо:

  • четко сформулировать цели и задачи дня и отдельных мероприятий;
  • подобрать мероприятия в соответствии с видом дня;
  • учитывать, что погода от нас не зависит;
  • знать, что два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся;
  • статичное лагерное мероприятие (с одним сюжетом или одной задачей) не должно проводиться более 1 часа, динамичное мероприятие – не более 1,5 часов;
  • помнить, что любой элемент тематического дня требует оформления;
  • помнить, что любой тематический день требует подведения итогов.

Обычно на лагерную смену приходится 3 – 4 тематических дня. При желании можно сделать тематическими хоть каждый день. Вот возможные темы:

  • День рекордов (приложение №1),
  • День здоровья.
  • День сказочных затей (приложение №2).
  • День спорта.
  • День цветов.
  • День проказов и приколов.
  • День космонавтики (приложение №3).
  • День дружбы.
  • День наоборот.
  • День хороших манер.
  • День государственности и др.

Таким образом получается, что тематический день - замечательная организационная находка.

6. Примеры методических разработок тематических дней

Вариант №1

День творчества “Мой Называевск, родной”

  • театрализованное представление: “Говорит Называевск”
  • конкурсы (на разных площадках): ораторов – “Приезжайте в город к нам”, певцов – “Мелодии Сибири”, умельцев – “Сибирский сувенир”, реклам – “Сделано в Называевске”, рисунков – “Уголки родного города!”
  • представление лауреатов, награждение, демонстрация лучших работ, выступлений.

Вариант № 2

День творчества “Русские узоры”

  • посиделки “А у нас...”;
  • конкурсы: частушечников “Сибирские попевочки”, шумовых оркестров “Перезвон”, мастеров росписи “Матрешка”, плясунов “Веселый каблучок”, скороговорщиков “Тараторки”;
  • галерея лауреатов: представление, награждение, выступления.

Вариант № 3

День творчества “Его величество театр”

  • конкурсная программа “Театральные мастера”,
  • конкурсы: художников (“Афиша” спектаклю), пантомимы, выразительного чтения, сценического движения, моя роль...(в костюме), веселых рассказчиков анекдотов, театрального костюма.
  • гала-концерт. Награждение.

Таким образом, тематические дни представляют собой интересную форму организации жизнедеятельности детского коллектива, позволяющие объединить детей и взрослых, придать самобытность лагерной смене, сформировать привлекательный имидж лагеря.

Примерные программы проведения тематических дней в лагере дневного пребывания:

“День мальчиков”

  • Утренний сюрприз. Мелодии о мальчиках, красочные газеты, плакаты, фотоколлажи встречают мальчиков на территории, в столовой и т.д.
  • Театрализованное приветствие
  • Праздничный приказ “Мы вам точно сказать хотим”.
  • Конкурсы: спортивный, военный, бизнес, этикета, хозяин, эрудит (жюри только девочки)
  • Концерт “На сцене только девочки”
  • Парад мальчишек

“День именинника”

  • Газеты Поздравительные телеграммы, открытки от ребят, сказочных и эстрадных звезд и др.
  • Стол подарков от друзей.
  • Шоу-программа “Под знаком “Близнецы”
  • Концерт-капустник “Посвящаем Вам” (по заявкам)
  • “Благодарим...” (ответное слово именинников)

В ходе конкурсов выявляется уровень знания участницами лекарственных растений, грибов, фруктов, ягод, овощей, умения определять название дерева по контуру его листа, а также изображать с помощью пантомимы действия, иллюстрирующие летние работы.

Победительница становится обладательницей титула «Сударыня Лето» и короны.

Ведущий. Уважаемые зрители! Конкурсную программу «Сударыня Лето» мы начинаем со знакомства с участницами, которые будут приглашаться в зал по очереди и отвечать на наши вопросы. При этом жюри будет оценивать умение девочек преподнести себя, непринужденность, находчивость, оригинальность ответов.

Ведущий представляет каждую участницу, задает ей вопросы, затем предлагает зрителям задать свои вопросы.

Примерные вопросы ведущего

♦ За что вы любите лето?

♦ При слове «лето» какие ассоциации у Вас возникают?

♦ Самый красивый, на Ваш взгляд, летний цветок?

♦ Есть ли что-нибудь, не нравящееся Вам в лете?

♦ Если бы Вас попросили нарисовать эмблему лета, что бы Вы изобразили на ней в первую очередь?

♦ Вам бы хотелось, чтобы лето продолжалось круглый год?

Зрители задают свои вопросы. Жюри оценивает конкурс.

Ведущий . Следующий конкурс носит название «Лесная аптека».

Лес — это наше богатство, это своего рода аптека, дающая нам бесплатные лекарства, с помощью которых предупреждаются и излечиваются различные болезни.

Проверим, насколько хорошо наши участницы знают лекарственные растения. Я буду читать загадку, а девочки строго по номерам будут записывать на листках отгадки.

1. Сама холодная, а людей жжет. (Крапива)

2. Весь в пыли, хоть сил немного,

У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид. (Подорожник)

3. Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной. (Ландыш)

4. Белая корзинка, золотое донце;

В ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)

5. Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (Репей)

6. «Кошачья травка» —

Больным поправка,

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку. (Валериана)

7. Зелены кусточки,

Алые цветочки;

Коготки-коготочки

Стерегут цветочки. (Шиповник)

Жюри оценивает результаты конкурса. В это время зрители отвечают на вопросы по теме «Лесная аптека».

Какое растение сводит бородавки? (Чистотел)

Цветок ярко-синего цвета, который можно найти во ржи. (Василек)

Какое дерево имеет эффектный, «боярский» вид, откуда и произошло его название? (Боярышник)

Травка от 99 болезней с золотисто-желтыми цветками, собранными в метелку, которая не только лечит, но и калечит, правда, в основном, животных. (Зверобой)

Желтые и оранжевые цветы, название которых имеет что-то общее с календарем. (Календула)

Дерево с душистыми цветками, название которого иногда употребляется в значении «подделка», «фальшивка». (Липа)

В названии этого растения упоминается родная и неродная мама. (Мать-и-мачеха)

Серебристо-зеленые веточки сплошь облеплены оранжевыми ягодками: сидят они, плотно прижавшись друг к другу. (Облепиха)

Ведущий . Теперь посмотрим, хорошо ли претендентки на звание «Сударыня Лето» знают деревья, растущие в нашей местности. Конкурс «Деревья». Их задача — по контуру листа назвать дерево. (См. приложение)

Девочки на листах бумаги под соответствующим номером записывают название дерева.

Ответы: 1. Дуб. 2. Ольха. 3. Береза. 4. Клен. 5. Рябина.

Пока жюри оценивает работу участниц, зрители выполняют задание ведущего: «В данном слове заменить всего одну букву на другую, чтобы получилось название дерева».

Сла ва — сли ва, д ва — и ва, к уб — д уб, кли н — кле н, ла па — ли па, бы к — бу к, во з — вя з, Г алина — к алина, кеды — кедр , пин та — пих та.

Ведущий. Следующий конкурс называется «Грибной кузовок».

По тропинке во весь дух

Мчится из лесу петух.

Он кричит: — Ку-ка-ре-ку!

Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой!

Из-под елки фыркнул еж:

— Все грибы ты растрясешь!

Ежик прав: у петуха

В кузовке одна труха.

♦ КА — РО — MAC — ЛЁ — СЫ — ЕЖ — ВИК,

♦ НОК — ПОД — ОСИ — ВИК — РЫ — КА — ЖИК,

♦ КА —СИЧ — ЛИ — ПОД — РЁ — БЕ — ЗО — НО,

♦ НУШ — ИК — КА — ИН — ПЁ — МОК — ВОЛ — ОВ — О.

Задание : составить из данных слогов как можно больше слов, обозначающих названия грибов. (Каждая участница получает по набору карточек со слогами.)

Ответы : масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.

Пока жюри подводит итоги, ведущий проводит со зрителями игру: рассыпает по полу рисунки грибов и устраивает соревнование между двумя игроками — кто больше «грибов» успеет собрать в кузовок, при условии, что собирать нужно «грибы» по одному.

Ведущий . А сейчас — конкурс под названием «Во саду ли, в огороде». Участницы в порядке очередности будут называть все, что растет в саду и на огороде: овощи, фрукты, ягоды. Та участница, чье молчание будет длиться более трех секунд, выбывает из конкурса. Соответственно, побеждает оставшаяся в игре. Начинаем!

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий . Чтобы выяснить, насколько хорошо претендентки на звание «Сударыня Лето» знакомы с разными видами летних работ, мы проведем конкурс, который называется «Хозяюшка». С помощью жестов и мимики участницам нужно показать действия, которые записаны на карточках. Задача зрителей — узнать и назвать эти действия.

Тема дня или смены

  • Позволяет наполнить новым смыслом старые мероприятия и сделать их интереснее. Близкая детям тема вызовет у них интерес ко всему, что как-то будет с этим связано.
  • Требует так или иначе привязывать всё происходящее к теме.

Тематические дни

Тематическим ("Темовым") днем называется такой день, в который с утра и до вечера проводятся мероприятия связанные единой тематикой. Тематический день может проводиться как для всего лагеря, так и для одного отряда. Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман. Как же это сделать?

Все начинается с выбора темы. От этого выбора во многом зависит успех всего мероприятия, так как вожатым хорошую тему легче разрабатывать, а детям интереснее в нее играть. Выбор темы дня чем-то похож на придумывание названия отряда.

Для простоты можно взять список праздников и памятных дат и выбрать из него наиболее интересные праздники, празднованию которых и будет посвящен весь день (по календарю они могут проходить не обязательно летом). Кроме того, на интересную тему вас могут натолкнуть какие-нибудь события, например, солнечное затмение, пятница 13-е или третий день подряд идет дождь. Можно также за основу взять популярный мультфильм, историческое событие, географический регион или все что угодно.

Когда тема выбрана, запишите на листочек максимум ассоциаций, связанных с ней. Выделите из этого списка наиболее яркие ассоциации. Например, для Дня железнодорожника это могут быть: железнодорожные станции, рельсы, семафоры, депо, сортировочная горка, оранжевые жилеты… А для Дня Военно-морского флота: Андреевский флаг, парад кораблей, сигнальные флажки, морской бой, морские карты и т.д.

Попробуйте придумать изюминку. Нестандартные решения всегда очень ценятся. Более того, одна нестандартная идея может указать на целую гору других хороших идей. Вместо того чтобы проводить простую спартакиаду, попробуйте лучше провести зимние олимпийские игры. Детям значительно интереснее будет поиграть летом в хоккей, чем просто побегать по беговой дорожке.

Тематический день лучше разбить на три части (время после завтрака, после полдника и после ужина). Для каждой из частей надо выбрать типовой сценарий игры. Например, игра по станциям, викторина, спортивное состязание, сценическая постановка и т.д. Если выбрана сценическая постановка, то лучше само выступление провести во второй половине дня, а первую половину дня уделить подготовке к нему.

Далее типовой сценарий разрабатывается более подробно с использованием составленного списка ассоциаций. Для игры по станциям это будет включать разработку антуража (например, в день железнодорожника команды от станции к станции будут перемещаться «паровозиком») и детальную разработку каждой станции (что конкретно будут делать дети на станциях «Сортировочная горка» и «Укладка рельсов»). Если повезет, то получится придумать очень интересные маленькие игры.

Здесь же надо подумать, из чего сделать детям-железнодорожникам оранжевые жилеты, а детям-морякам фуражки и гюйсы.

При проработке дня не следует забывать и об оформлении лагеря или отдельных его участков (сцены, линейки и т.д.), а также стоит продумать альтернативные варианты сценариев для плохой и хорошей погоды.

Но придумать тематический день не достаточно. Любая самая хорошая идея может быть загублена плохой реализацией. Тематический день надо еще и хорошо провести.

Как создать тематический день

  • Выбрать тему
  • Атмосфера (костюмы, лексика, фишки, роли …)
  • Придумать мероприятия в тему, можно попробовать даже еду/зарядку... увязать в тематику.
  • Продумать их логическую связь между мероприятиями
  • Придумать связующую нить (сюжет, цель, логика …)
  • Идея (мысль) дня может тоже наличествовать

Важно уметь вставить стандартное мероприятие в тематический день.

Тематический день может быть отрядным или общелагерным. В последнем случае тема обычно вводится театрализованным show на линейке.

Тема дня - всё что угодно (день индейца, Нептуна, авиатора, день красоты, любви, науки,…)

Желательно, чтоб к теме привязывались не только мероприятия, но и режимные моменты (тематическая зарядка), разные фишки, связанные с темой (не отряды, а племена, у каждого своя фирменная раскраска, и т.п.)

Для примера рассмотрим всё тот же день индейца:

  • Зарядка: разминка молодого война/охотника (метание копья, преодоление препятствий, загон добычи)
  • Утром: Посвящение в индейцы - игра по станциям с заданиями на ловкость, дружность, заканчивающаяся визитом к загадочному богу огня и рисованием магического символа на лбу.
  • Затем можно выйти на тропу войны, и сыграть в зарницу в индейском стиле (вместо погон - животворящий амулет, боевая раскраска, …)
  • “Однако, - говорит вожатый, - война - не лучший способ решения конфликтов”, и поэтому днём: Великая сходка племён - творческий конкурс: представление от племени, племенная песня, конкурс вождей, шаманов, охотников, поваров,…
  • На закуску хорошо пойдёт уже коллективная охота на мамонта.
  • И вечером: большой совет у костра с байками про индейцев, хорошими песнями, словом, просто костёр.

Вот такой план - где-то примерный, где-то избыточный - додумывайте на свой вкус.

Ещё пара примеров специальных тематических дней:

  • День наоборот
    • В День Наоборот девочки становятся мальчиками, а мальчики девочками. Соответственно они переодеваются, проводятся конкурсы типа “антимисс”. Вожатые тоже должны преобразоваться, дабы показать детям пример.
    • Совет: не затягивать. День наоборот, начатый с утра, скорее всего, заглохнет в районе тихого часа. Даже если вы будете предлагать детям всё новые неожиданные развлечения (вроде скучно не должно быть!), они захотят вернуться к своей оригинальной половой принадлежности (кстати, некоторые дети вовсе не захотят переодеваться - будьте готовы к этому). Лучше всего, пожалуй, начать переодевание где-то после тихого часа, удивить весь лагерь своим видом на полднике, провести яркое мероприятие после полдника, а затем дать детям свободу вернуться к своему полу, когда они захотят.
  • День дублёра
    • В День Дублёра вожатые становятся детьми, а дети вожатыми. Понятно, не все дети, а только 2 или 3 человека, которых заранее выбрали всем отрядом.
    • Хотя, дети, казалось бы, исполняют роль вожатых, вожатые не расслабляются, а работают вдвойне. Нужно по-прежнему следить за порядком на отряде, но теперь делать это не явно, а как-то исподволь, чтобы всем казалось, что это новые вожатые заправляют всем. Однако если они совсем не справляются, возможно, придётся их сменить или вовсе прекратить день дублёра.
    • День Дублёра, как правило, начинается с отбоя предыдущего дня, когда новые вожатые отбивают отряд. Затем, сидя с ними в вожатской, вы обсуждаете предстоящий день. Новые вожатые должны будут провести мероприятия, поделитесь с ними своими вожатскими наработками. С утра вы будите их раньше, и они идут на планёрку вместе с вами, а там уже подъём, зарядка, и понеслась…

Разработка тематического дня

Тематический день - это заранее запланированная серия дружинных и/или отрядных мероприятий, объединенных целями, задачами, общими названием и темой, проводящихся в 1 или 2 дня.

Тематические дни бывают:

  • По характеру проведения – дружинные и отрядные
  • По количеству дней - простые (1 день) и составные (более 1 дня).

Требования к тематическим дням:

  1. Тема дня так или иначе перекликается с темой сезона
  2. Наличие легенды в соответствии с темой сезона
  3. В простом тематическом дне не менее 2х отрядных и дружинных мероприятий, в составном – не менее 6ти.
  4. У всех мероприятий единые цели, но разные задачи.
  5. Важно предвидеть результаты тематического дня.

При разработке тематического дня необходимо:

  • четко сформулировать цели и задачи дня и отдельных мероприятий
  • подобрать мероприятия в соответствии с видом дня;
  • учитывать, что погода от нас не зависит;
  • знать, что два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся;
  • статичное дружинное мероприятие (с одним сюжетом или одной задачей) не должно проводиться более 1 часа, динамичное мероприятие – не более 1,5 часов;
  • помнить, что любой элемент тематического дня требует оформления;
  • помнить, что любой тематический день требует подведения итогов.

Логика тематического дня

Логика тематического дня выстраивается сама собой, тема ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно заложить лишь в программу что – то спортивное, что – то познавательное, что – то творческое, конкурсное, что – то из разговорного жанра и еще какой – то ритуал. Например, если планировать «День леса», то программа дня может быть такой:

  • Зоологические забеги (спортивное);
  • Викторина «Загадки леса» (познавательное);
  • Конкурс поделок из природного материала («природа и фантазия») (творческое);
  • Беседа «Человек – дитя природы» (что-то из разговорного жанра).

Еще одно преимущество тематического дня в том, что не надо к каждому мероприятию придумывать новое оформление. Достаточно накануне вечером изготовить что – то тематически – сообразное, и оно сгодится для всего запланированного. Утренняя зарядка, уборка территории, полдники и т. д. тоже становятся тематически наделенными. Обычно на лагерную смену приходится 3 – 4 тематических дня. При желании можно сделать тематическими хоть каждый день. Вот темы:

  • День цветов, День здоровья, День рекордов Гиннеса,
  • День смеха, День индейца, День проказ и приколов,
  • День спорта, День девочек, День мальчиков, День дождя.

Виды мероприятий:

  • Тематические линейки . Схема проведения такая же, как и у обычной линейки (построение, сдача рапортов, поднятие флага), затем объясняется легенда дня (можно провести небольшое театрализованное представление) и задание для мероприятия, которое начинается сразу после линейки.
  • Концерты . Проводятся в любой тематический день. Нужна заблаговременная подготовка, примерно за день. Каждый отряд представляет выступление на заданную тему. От организаторов требуется оформление сцены, связки между выступлениями, игры с залом, разработанная система награждения. На концертах чаще всего награждают всех участников, по номинациям. (Синема, Песня остается с человеком, ТЭФИ)
  • Конкурсы . Проводятся в любой тематический день. Заблаговременной подготовки не требуется. Проходят либо на сцене, либо на открытых площадках. Ответственные должны оформить сцену, подобрать конкурсы на определенную тему, продуШггТГ-систему выбывания, награждения. Конкурсы могут идти параллельно с нейтральным мероприятием, например, с дискотекой. (Любовь с первого взгляда, Рекорды Гиннеса)
  • Станции . Проводятся в любой тематический день, особенно хороши в дни, посвященные спорту. Желательно перемежать со статичными мероприятиями. Два дня подряд не проводятся. Наиболее интересный вид, так как участие принимают все. Требуется: количество станций должно соответствовать количеству отрядов, грамотно составленные маршрутные листы, продуманная система оценок, награждения. Другой вариант: следовать по запискам или опознавательным знакам. (День ужасов: станция псих.помощи, агентство паранормальных явлений, заведи домовенка, заклинание и др.; Зарница: минное поле, маскировка, шифровка и др.)
  • Выставки, музеи . Могут проходить на единой территории, либо по корпусам. Ответственные проводят жеребьевку между отрядами, организуют работу жюри, разрабатывают систему награждения. (Комната страха, Индейская деревня, Выставка икебан, Зоопарк)
  • Игры . Используются чаще всего в спортивных тематических днях. Линейны. Имеют четко выраженные для детей цели ти задачи. (Зеленая пятка, Прорыв, Злоумышленники, Бомба, РВС и др.)

Планирование тематического дня:

  • Для начала нужно определить, простым или составным является день, который вы разрабатываете.
  • Четко сформулируйте цели и задачи дня и каждого мероприятия в отдельности.
  • В соответствии с видом, подбирайте мероприятия.
  • Учитывайте, что погода не зависит от вас и ее распланировать нельзя.
  • Поэтому лучшим вариантом будет составление двойного плана - мероприятия в солнечную погоду и их замена мероприятиями в дождь.
  • Два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся!
  • Помните, что любой элемент тематического дня требует оформления.
  • Ничто не должно быть «просто так». Подведение итогов, награждение и выводы обязательны!

Оформление:

  • Прежде всего, распланированный тематический день заносится в план - сетку сезона и расписывается поэтапно в программе сезона.
  • Если для оформления требуются какие-либо специфические вещи, которые невозможно будет найти или изготовить в лагере, укажите их необходимость в программе в рубрике «реквизит».
  • Оформлением занимаются обычно разработчики дня. Исключения возможны.

Что и как оформлять:

  1. Концерты . Так как всегда проходят на сцене, нужно в первую очередь оформить сцену. Кроме этого, не лишней будет подготовка зрительных мест.

Награждение проходит обычно по номинациям, поэтому необходимо заготовить заранее (по количеству отрядов) грамоты или награды, сделанные вожатыми (Оскар, премия «Овация»,«Золотая шишка» и др.).Грамоты могут предоставить вожатые отрядов.

  1. Конкурсы . Если проходят на сцене, то требования аналогичны п.1. Если проводятся параллельно с каким - либо другим мероприятием, оформляются как станции. Награждают обычно занявших 1-е, 2-е и 3-е место. В этом случае лучше использовать грамоты, отпечатанные в типографии. Сейчас они продаются в любом книжном магазине. Подарки (чаще всего съедобные) ЗА 2 ДНЯ ДО МЕРОПРИЯТИЯ выписываются проводящими на складе.
  2. Игры . Редко нуждаются в оформлении, чаще необходим реквизит. Но такие игры, как «Зеленая пятка», «РВС», «Ловля привидений», требуют оформления. В первом случае это будет доска «Их разыскивают» с приметами и портретами «преступников», во втором случае -листы для сбора информации, в третьем - карточки с заданием. Награждение либо по номинациям, либо первые три места, либо один победитель.
  3. Станции . В первую очередь необходимо сделать маршрутные листы (выполняется организаторами), во вторую - оформить каждую станцию (название, необходимый реквизит). Оформлением станции занимается ее проводящий)
  4. Выставки, музеи . Если мероприятие проходит на единой территории, оформляется, как сцена. Если в разных корпусах - необходимо сделать маршрутные листы, где указывается расположение объектов.

Награждение может проходить в тот же день непосредственно на мероприятии, на тематической линейке или на следующий день.

Примеры

1) Отрядные тематические дни

  • Праздник Солнца . В этот день можно провести такие мероприятия: встреча и проводы солнца, конкурс рисунков солнца на асфальте или на окнах корпуса, серия игр, в названии которых присутствует слово «Солнце» - «Не сгори на солнце», «Семья Солнца», викторина на тему знаний о Солнце, музыкальная дуэль - кто больше споет песен о солнце, создание коллективной аппликации. -
  • День Туриста . В этот день можно провести небольшое конкурсное КТД на тему туризма (примерные конкурсы: укладка рюкзака, составление карты, разжигание костра, кто споет больше туристических песен и др.), непосредственно Вечер бардовской песни, а так же можно сходить в поход или провести огонек в лесу у костра.
  • День Природы . Предложите отряду создать музей живой природы. Экспонатами будут они сами, изображая животных, деревья или растения. Можно придумать и нарисовать билетики, привлечь «гида» и пускать другие отряды за особую плату на экскурсию. Если на территории лагеря водятся какие-нибудь зверьки, можно сделать для них кормушки. Можно навести идеальный порядок в каком-либо уголке лагеря совместно с конкурсом «Куча мусора», можно устроить конкурс поделок из шишек и веток, конкурс сказок о природе.

Вы свободны в выборе темы. Лучше всего, если мероприятия подвязаны к теме сезона или к тематическому дружинному дню.

2) дружинные тематические дни

  • День Любви . Обычно состоит из 2-3 дружинных мероприятий и 1 обязательного отрядного. Цель тематического дня: развитие коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, воспитание в детях основ этики и психологии межполовых отношений. Мероприятия: поиск второй половинки, конкурс пар, ЗАГС, дискотека, на которой преобладают медленные танцы. В течение всего дня работает почта. В отряде обязательно проводится тематическое конкурсное КТД «Любовь с первого взгляда» для определения пары-участницы в дружинном мероприятии.
  • День Ужасов . Цель тематического дня: преодоление детьми подсознательных страхов, развитие фантазии и художественных способностей, навыков прикладного искусства, знакомство с фольклором разных стран. 2-3 дружинных мероприятия, 1-2 отрядных. Мероприятия: станции, концерт, конкурс страшных историй, комната страха.
  • День Вожатых (Самоуправления) . Цель тематического дня:- знакомство детей с образом жизни вожатых, пропаганда студенческого педагогического движения, подтверждение авторитета вожатых. Проводится в конце сезона. Мероприятия: Слет (концерт на сцене), Инструктивный семинар (станции), Костер.

Тематические смены

В наши дни уже любая программа смены должна быть тематической (как минимум иметь яркое название).

Чем больше срок, тем труднее удержать детей в русле темы (любая тема рано или поздно надоедает). Поэтому есть разница между составлением плана короткой (осень, зима, весна) и длинной (летней) смены.

Короткие смены

На коротких сменах каждый день наполнен тематическим смыслом. Каждый день может иметь свою подтему.

В первый же день детям преподносится легенда смены, в свете которой обретут смысл все последующие события.

Например: Злой колдун Пупырчатый украл солнечный свет, и скоро земля погибнет, если мы не преодолеем все испытания и не вернём украденный свет, а для этого нам придётся доказать свою дружность, весёлость, показать знания, и т.п.

Или: Мы с вами оказались на заброшенной базе инопланетян, которые прилетели на Землю много лет назад и оставили где-то здесь секрет супертехнологии. Мы - экспедиция, призванная найти этот секрет, но для этого нам нужно собрать по частям инопланетянскую карту и вообще преодолеть все препятствия, которые хитрые инопланетяне оставили здесь для конспирации.

Легенда преподносится в театрализованной форме или в форме игры.

В конце смены происходит итоговое мероприятие, где общими усилиями, наконец, достигается финальная цель: побеждается злой колдун Пупырчатый, находится украденное солнце, и т.д. - словом, ВСЕ МОЛОДЦЫ!

Для примера рассмотрим смену “10 дней до конца света” Легенда и как она вводится: В первый день вечером, когда первый огонёк вроде как уже подходит к концу, в холл неожиданно врывается вожатый и кричит “Вы видели это?! Там, огромный огненный шар! Нет? Они уже улетели, увы, но вот что они оставили!” Он передаёт детям конверт с письмом от инопланетян, в котором написано примерно следующее: “По решению Большого Совета Галактического Управления ваша планета будет уничтожена через 10 дней. Впрочем, возможно, вы ещё сможете её спасти, если прочитаете наше зашифрованное сообщение, символы которого мы разбросали с помощью информационного лазера по вашему зданию”. Далее дети должны собрать буквы, которые были заранее расклеены по разным местам в корпусе. Когда буквы найдены, из них составляется “Полуодушевлённый Псевдоразум”. Эти слова вводятся в компьютер, после чего запускается звуковой файл, содержащий таинственный голос инопланетянина, вещающий от том, что жизнь существ, населяющих Землю кажется бессмысленной, а сами существа неразумными, и что земля будет очищена и использована для разведения питательных и полезных червей. Но, возможно, инопланетяне поменяют своё мнение, если мы докажем им, что жизнь наша наполнена смыслом и вечными ценностями (звуковой файл прилагается).

После этого в течение каждого дня мы доказываем присутствие и важность в нашей жизни разных вечных ценностей, таким образом, каждый день приобретает свою тему:

  • День дружбы (игры на сплочение)
  • День правды (игра “детектив”, огонёк правдивых слов)
  • День фантазии чудес (Новый Год (смена-то была зимняя!))
  • День красоты (рисунки на снегу, конкурс костюмов)
  • День здоровья (Суперолимпиада, демонстрация “За здоровый образ жизни”)
  • День чистоты и белизны (скульптуры из снега, сюжетка “Тайд или кипячение”)
  • День семьи (конкурс семей)
  • День благосостояния (экономическая игра)
  • День государственности (политическая игра, выборы президента)
  • День любви (Любовь с 1-го взгляда, конкурс пар) И так далее…

Большие смены

Здесь мы будем говорить о составлении общелагерной тематической программы. Отрядные план-сетки составляются вожатыми отрядов и, по возможности, так же подгоняются под тему.

На большой смене уже трудно подвести под тему каждый день, поэтому к теме привязываются только основные общелагерные мероприятия

Легенда смены начинает вводиться в отрядах с самого первого дня, но настоящая завязка происходит на открытии смены. Там опять же show на линейке и вожатский спектакль объясняют всё популярно.

Дискотеки на смене проводятся примерно раз в 3 дня и привязываются к праздникам и большим играм.

В конце смены, если тема требует, проводится итоговое мероприятие.

Стоит также подумать о разного рода тематических фишках, которые будут появляться в течение смены и не дадут детям забыть о том, что у них в лагере не обычная скучная смена, а СУПЕР-МЕГА-…

Цикловая игра .

Можно сделать цикловую игру, растянутую на весь период лагеря. Делается это так: выберите интересную Вам тему. Разбейте ее на отдельные, законченные по смыслу куски (игровой день). Объем проведения - 3-5 часов игры в день (еще интереснее проводить ее кусками в течение дня). Остальное время - подготовка к текущему или следующему игровому дню. Например, ремесла, чтение. Когда игра хорошо продумана, каждый день прописан, обязательно выписан итог текущего игрового дня (можно подводить итог дня на вечернем костре, можно на костре продолжать игру), то лагерь пролетает на одном дыхании. На любую тему ложатся любые игры... здесь не нужно изобретать велосипед. Не нужно изобретать супер-пупер невиданную игру, которая невероятно увлечет детей. Это невозможно. Главное, проживите с ними бок о бок этот лагерь. Живите с ними этой игрой.

Принцип тематической смены

  • Мы создаем детский коллектив, т.е. группу детей, которые дружат между собой, относятся друг к другу как родные братишки и сестренки. Поэтому при внешней соревновательности, главный упор во всем делается на взаимодействие детей в команде, взаимопомощь и поддержку (вожатый не делает упор на победу, у детей с этим все и так хорошо). Команды каждый раз меняем.
  • Поскольку жизнь является предметом многоплановым, то и деля мы планируем многоплановые, т.е. стараемся охватить как можно больше разных интересных моментов жизни (или найти такие интересные моменты в обычном и привычном).
  • Создавался инструмент, с помощью которого любой (даже начинающий) вожатый мог бы легко создать план на день и претворить его в жизнь. Так не получилось, потому что, если вожатый комплексует и не играет во все предлагаемые обстоятельства, то получается достаточно скучно. А если играет, да еще и костюмчик себе какой-нибудь слепит - получается очень-очень.

Идея построения тематического дня

Идея принципа используется в некоторых телевизионных программах и заключается в следующем: при создании информационной телепередачи интересной для зрителей были взяты несколько одинаковых блоков и они каждый день потерялись (спорт, музыка и т.д.), менялось лишь их информационное наполнение. Из-за того, что блоков было много, содержание их менялось, смотреть стало интересно. Такая идея сейчас используется во всех утренних информационных каналах.

Перенос этой идеи на лагерную жизнь получился такой: делаем день тематическим. У нас есть три периода "утро", "день" и "вечер", когда мы можем с детьми заниматься делами. Поэтому мы делаем так: "утро", - изучение некоторых специфических для данного дня знаний, получение навыков и тренировка, "день" - проведение тематической эстафеты по лагерю и "вечер" - проведение тематического КВНа.

Под словом "эстафета" понимается прохождение команды детей по маршруту по карте, на которой отмечены места, где находятся этапы. Команды одновременно выбегают с начальной точки и проходят все этапы по порядку, но начальные этапы сдвинуты и команды встречаются только вовремя перебежек с этапа на этап. С каждой командой бежит один вожатый, он на каждом этапе рассказывает задание и контролирует его выполнение.

Под "КВН" понимается такое мероприятие, в котором участвует несколько команд, им выдаются задания, и или команда целиком выполняет его, или часть команды, или по одному участнику. Предполагается, что команды при этом никуда не бегают. Вожатые проводят это дело, а на момент подготовки помогают своим командам. Материалы КВН (кроссворды, задания, рисунки и т.д.) после КВНа оставляем в "уголке", поэтому к концу смены набирается полный "уголок" с историей смены. Команды сохраняют свой состав в течении одного дня. Команд у нас обычно две-три-четыре, так как рассчитывается все из того, что никого, кроме отрядных вожатых нет. Четыре команды получается, когда вожатые двух соседних отрядов проводят тематический день вместе (таким образом мы получаем команды, в которых премешаны дети двух отрядов и они сдруживаются). В другой день состав команд меняется.

Идеи тематических смен :

  • «Морское плавание» (корабли с командами, матросы, капитаны, море, якорь, рында и т.п.)
  • «Детский городок» (мэрия города, улицы, жители, редприятия, городская валюта...)
  • «Сказочное царство» (царь, царица, свита, сказочные герои...)
  • «Лесное государство» (берендей, лесные обитатели...)
  • «Акционерное общество» (АО, акционеры, акций, биржи, совет директоров...)
  • «Космический полет» (галактики, планеты, космические корабли, космонавты...)
  • «Индейское племя» (вождь, вигвам, талисман...)
  • «Экологический лагерь» (зеленый патруль, экологи...)
  • «Детское телевидение» (телестанции, телепередачи, телеканалы, режиссер, продюсер...)
  • «Театральная смена» (театр, труппа, актеры, антракт...)
  • «Научная лаборатория» (НИИ, профессор, конструктор, инженер, изобретатель, модель, макет...)
  • «Город мастеров» (мастера, мастерские, приспособления, инструменты...)

ФОТО Getty Images

Наталья Лосева, стратегический директор ГАУК «Мосгортур», одного из крупных организаторов детского отдыха в России.

В большинстве стран детский лагерный отдых – это палатка, еда из котелков и жестяных чашек, самообслуживание. А комфорт заключается в том, чтобы ребенок не испугался встречи со змеей или правильно себя вел во время торнадо.

У нас наоборот. Для российских родителей на первом месте стоит инфраструктура. Сколько детей в комнате, где туалет, есть ли горячая вода? Потом спрашивают про питание, безопасность, и только в самом конце интересуются программой.

Это объяснимо: наше неблагополучное прошлое заставляет родителей думать: если я куда-то ребенка отправляю, особенно за деньги, значит, там ему должно быть лучше, чем со мной. Едва ли не главным показателем пребывания в советских пионерлагерях был прирост веса.

Мы уделяем внимание инфраструктуре, потому что это заказ родителей. У нас жесткий стандарт и комфортные условия, но это базис. Основное, с чем мы работаем, это, конечно, программа и подготовка вожатых.

Кто есть кто

Главная задача вожатых – с первого дня понять, кто попал в отряд. Вот ребенок-лидер, вот ребенок, неуверенный в себе, творческая личность, интроверт, гиперактивный... Или ребенок со следами домашнего насилия, такое тоже бывает. Первые три дня происходит командообразование с учетом первичной психологической диагностики. Вожатые ведут специальные дневники, где есть записи по каждому из детей. На ночных планерках эти записи обсуждаются.

Дети все разные, и задача вожатого – не разрешить конфликт, а не допустить конфликта в отряде. Нам понятны основные страхи родителей: ребенка могут обидеть, развратить, научить курить, пить и так далее. Но в хорошем лагере это невозможно! Система построена так, что ребенок все время находится в поле зрения вожатого.

Кризис третьего дня

Есть даже такое понятие, кризис третьего дня: когда ребенок вдруг осознает, что он не дома, не с родителями, что это, видимо, надолго (смена длится 21 день) и все вокруг чужое. Задача вожатого – провести детей через этот кризис.

Обычно после него дети погружаются в лагерную жизнь. Мы понимаем, что есть те, кто нуждается в полной занятости, это главные потребители кружков, а есть дети, которые хотят побыть в одиночестве. Поэтому предусматриваем комнаты для занятий, где ребенок может провести время наедине с собой, но под присмотром вожатого.

Главный признак того, что ребенок отдыхает, – он сдал телефон и не звонит родителям. А чтобы родители не тревожились, мы ведем онлайн-дневники в социальных сетях – родители могут смотреть, что происходит в лагере, видеть своих детей.

Проигравших нет

Мы стараемся сделать программу дня правильной с точки зрения психологии и физиологии: чтобы дети не выматывались, но каждый день складывался в событие. Проигравших у нас нет. Все привезут с собой грамоты, медали, памятные призы. Это очень мотивирует детей. И этим дорожат родители.

  • В нынешнем году нас ожидает программа «Чемпионат мира по футболу» . Там будет все как на настоящем чемпионате: футболисты, чирлидеры, шоу-группы, безопасность, оргкомитет, медиа и так далее. Предусмотрены яркое открытие и закрытие, соревнования, много квестов.
  • Или программа «Мир профессий» . Она сделана для того, чтобы от слова «профориентация» детей не тошнило. Программа построена в виде деловой игры. Лагерь – это город, отряд – район. В городе и районе есть разные организации, своя валюта, должности, начальники и подчиненные, трудовые книжки. Выбирается лидер дня: на один день ребенок станет главным, ответственным, и каждый сыграет эту роль.
  • В «Медиалагере» у нас не отряды, а редакции. Там дети осваивают медийные специальности (редакторы, дизайнеры, журналисты), и обязательно предусмотрен карьерный рост. Обычно в коллективе несколько ярких детей, поэтому у нас есть разные руководящие роли, постоянные и переменные. Но даже если ребенок не склонен к лидерству, для него найдется подходящая позиция. В прошлом году у нас был трудный мальчик – постоянно провоцировал других детей. Так старшая вожатая сделала его своим официальным помощником, и амбиции были направлены в верное русло.

Разные, но равные

Мы организуем инклюзивные смены. Это сложное – шаг за шагом – движение навстречу друг другу, потому что пока к инклюзии не готовы все: ни лагеря, ни родители обычных детей, ни родители детей с особенностями, ведь ребенка нужно к лагерю готовить. Когда мы работаем с детьми с синдромом Дауна, мы их адаптируем: привозим на экскурсионный день, они осматриваются, потом уезжают, есть время подготовиться морально.

Мы понимаем, что инклюзия в современных условиях – это когда не больше 10% особых детей интегрированы в отряды со специально подготовленными вожатыми. Чтобы инклюзия была полноценной, такие дети должны быть в отрядах на равных с остальными. Но к такой ситуации не всегда готовы родители. Должны смениться поколения, чтобы отношение поменялось. Но внутри лагеря проблем, как правило, нет.

Главная «точка отдачи»

Наша задача – расширить горизонты, показать ребенку грани себя, которых он не знает. Особенно когда мы работаем с детьми льготных категорий, которые часто по умолчанию лишены каких-то возможностей. Такие дети часто в себя не верят. И тут ты начинаешь ребенку показывать: «Ты можешь танцевать, петь, устраивать химические опыты, а еще ты лучше всех ставишь палатку. А голос какой! И наплевать, в каких ты джинсах, сколько стоят твои кроссовки и мобильный телефон!»

За 21 день мы не научим ребенка физике или химии, но за это время ребенок может понять, что физика и химия – это так прикольно! И наша главная «точка отдачи» здесь.

нить сказку или рассказ, спеть на новый мотив известную песню, станцевать, приготовить выступление духового оркестра и др. Основное требование к заданию заключается в том, чтобы оно было посильным, интересным и вызывало творческую активность участников. При его проведении отряд имеет смысл тоже поделить на небольшие творческие группы по пять-семь человек, которые выберут для своего микроколлектива по два-три небольших задания и в течение 15 – 25 минут подготовят его представление.

При проведении любого выбранного дела важно помнить, что это должен быть непринужденный, веселый смотр находчивости, фантазии, юмора и творчества участников. Одновременно эти импровизированные игры-конкурсы должны помочь педагогу в решении основных задач дня. При подведении итогов важно сказать доброе слово о каждом и ни в коем случае не вводить оценку очками, баллами и всем тем, что может нарушить процесс формирования товарищеских отношений, вызвать обиду и ссору в первые часы пребывания в лагере.

Самым важным в первый день является сбор знакомств , который позволяет вожатым более близко познакомить детей друг с другом и вожатыми, сформировать у воспитанников представление об укладе жизни лагеря и его традициях, установить в отряде теплую дружескую атмосферу.

Кроме того, желательно, чтобы на первом сборе вожатые вместе с воспитанниками определили законы жизни отряда. Их не должно быть много. Главное – они должны нацеливать ребят на взаимоуважение, заботу друг о друге, взаимопомощь. Например:

– закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе;

– закон заботы: прояви заботу об окружающих людях, помни об их интересах, нуждах

и потребностях;

закон милосердия: рядом с тобой могут быть люди, которые нуждаются в помощи

и поддержке, не забывай о них;

– закон уважения: хочешь, чтобы уважали тебя, уважай человеческое достоинство

– закон правды: правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям, будь правдив.

Можно предложить воспитанникам разработать собственные формулировки законов. Для обеспечения социально-психологического благополучия воспитанников необходима деятельность – интересная, информационно наполненная и полезная. Для того чтобы организовать такую деятельность, вожатому необходима определенная информация о вос-

питанниках.

1. Фамилия, имя ребенка.

2. Число, месяц, год рождения.

3. В какой класс, какой школы перешел?

4. Какое общественное поручение выполнял в школе?

5. Что умеет делать?

6. Что не любит делать?

7. В каких кружках, секциях занимается?

8. Выступал ли в роли ведущего на каком-либо мероприятии?

9. Чему хочет научиться в лагере?

10. В каких мероприятиях готов принять участие?

Эти вопросы лучше всего подготовить в форме анкеты. Если воспитанники ответили не на все предложенные вами вопросы – не стоит огорчаться. Эту часть информации можно получить постепенно через наблюдение за детьми и личное общение.

Вожатому лучше всего принимать участие во всех делах вместе с воспитанниками, необходимо постоянное с ними общение, нужно отвечать на все их вопросы, даже если они

И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»

повторяются, интересоваться успехами детей. Не менее важна эстетика и корректность в общении с детьми и со взрослыми, вожатому необходимо проявлять терпение, ненавязчивость, служить детям примером в выполнении всех правил и требований. Необходимо обратить внимание и на поведение вожатого: важно часто улыбаться детям, речь должна быть эмоциональной, в голосе всегда доброжелательные интонации.

Таким образом, главная задача вожатого на данном этапе заключается в том, чтобы помочь воспитанникам безболезненно и быстро войти в новую для них жизнь, поближе узнать друг друга, организовать их быт и режим, помочь адаптироваться в обстановке лагеря.