И да прилепится жена к мужу. «Роднее мужа и жены не должно быть никого. Воскресение изменяет значение брака

. Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. За Ним последовало много людей; и Он исцелил их там. И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

Из Галилеи Он пришел в Иудею; и вот партия фарисеев и саддукеев спрашивает Его: позволительно ли мужу давать развод жене своей по какой угодно причине. Это с тем, чтобы поставить Его в затруднение [так называемым] рогатым умозаключением (syllogismo), ибо что бы Он ни отвечал, Он мог быть пойман на словах. Если бы Он сказал, что жену должно отпускать по какой угодно причине и жениться на другой, то Он оказался бы проповедником того, что противоречит стыдливости. А если бы Он ответил, что не по всякой вине можно давать развод, то был бы пойман как виновный в святотатстве, и рассуждал бы как поступающий против Моисея, а через Моисея был и [противником] Божиим. Поэтому Господь так соразмеряет Свой ответ, что обходит их уловку, приводя в свидетельство Священное Писание и естественный закон и противопоставляя первоначальное повеление Божие последнему, которое было уступкой не воле Божией, а потребности согрешающих.

. Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

Это написано в начале книги Бытия; и говоря: "мужчину" и "женщину" , Он показывает, что необходимо избегать второго брачного союза, потому что Он не говорит: "мужчину" и «женщин», что предполагалось для расторжения первого союза, а: "мужчину" и "женщину" , чтобы они связывались участью с одной только женой.

. И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть

Таким же точно образом Он говорит: «прилепится к жене своей» , а не: «к женам». И будут двое одной плотью . Вознаграждение брачного союза в том, что двое будут одной плотью. Непорочность, соединенная с духом, производить один дух.

«Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» – Бог сочетал , сделав одною плоть мужчины и женщины; [никакой] человек не может разделить ее, кроме одного только Бога. Человек разлучает тогда, когда отпускает первую жену вследствие желания иметь жену другую; Бог же разлучает, – , который и соединил, – тогда, когда ради служения Богу, по взаимному соглашению (потому, что время близко), мы имеем жен так, как будто мы не имеем их ().

. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

Они раскрывают то злословие против Господа, которое приготовили. Однако несомненно, что Господь изложил не свое суждение, а только воспроизвел события древней жизни народа и заповеди Божии.

. Он говорит им: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так.

Слова Его такого рода: «Разве Бог может Себе противоречить так, чтобы прежде приказать одно, а потом Свой приговор нарушить новым повелением?» Не так должно рассуждать; а так, что когда Моисей увидел, что вследствие желания иметь других жен, или более богатых, или более молодых, или более красивых первые жены бывают умерщвляемы или проводят бедственную жизнь, то предпочел смягчить несогласие, чтобы не дать продолжаться ненависти и человекоубийству (). Вместе с тем обрати внимание и на то, что Он не сказал: «По жестокосердию вашему повелел вам Бог", но: "Моисей" , так что, – как говорит апостол (), – это совет человеческий, а не повеление Божие.

. Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею [по какому-либо поводу] не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

Только одно прелюбодеяние [жены] пусть превозмогает над склонностью к жене. И, притом, когда жена разделит одну плоть на две и через прелюбодеяние отделится от мужа, тогда она не должна быть удерживаема [мужем], чтобы муж не подпал проклятию слов Писания: «Кто удерживает прелюбодействующую, тот не разумен и нечестив» () . Итак, где ни обнаружится прелюбодеяние, или даже только подозревается, там жена отпускается свободно. Но так как может случиться, что кто-нибудь наносит бесчестие невинной, и вторым брачным союзом сваливает виновность на первую супругу, то и повелевается, чтобы таковой отпускал жену, но так, чтобы он при жизни [этой] первой, второй жены уже не имел. В самом деле, ведь слова Его значат следующее: «Если ты отпускаешь жену свою не вследствие похоти, а вследствие обиды [на нее, или со стороны ее], то почему, испытав несчастье в первом браке, подвергаешь себя опасности нового?» И сверх того могло случиться так, что на основании того же закона жена также могла дать развод мужу, поэтому дается то же самое предупреждение, – именно: чтобы она не брала себе другого мужа. А так как распутная женщина и та, которая уже ступила на путь прелюбодеяния, не будет бояться позора, то второму мужу дается предупреждение, что он будет повинен в прелюбодеянии, если возьмет себе таковую в жены.

. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность таково отношение человека к жене, то лучше не жениться.

Жены составляют великое бремя, если нельзя их отпускать [по другой причине], кроме прелюбодеяния [с их стороны]. Что же, в самом деле, если жена будет предаваться пьянству или будет гневлива, или дурного нрава, или прожорлива, или не усидчива [ветреная, непостоянная, непоседа], или сварлива, или злоречива, ужели и жену такого рода должно терпеть [при себе]? Хотим ли мы, или не хотим, но она должна быть удерживаема; так как мы были свободны и добровольно подчинились этому рабству. Поэтому ученики, видя тяжесть брачного ига, обнаруживают движение своей души и говорят: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» .

. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано.

Под словом этим пусть никто не разумеет судьбы или счастья, потому что это [или] девственники (virgines), которым дано от Бога [быть таковыми], или же те, которых случай привел в такое состояние; но дано это тем, которые просили этого, хотели этого или трудились, чтобы достигнуть этого. В самом деле, всякому просящему будет дано, и ищущий найдет, и стучащему будет открыто (; ).

. Ибо есть скопцы, которые так родились из чрева матери, и есть скопцы, которые сделались [таковыми] чрез людей ; а есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами ради царствия небесного; кто может принять, тот пусть принимает

Есть три рода скопцов: два – плотские, третий -духовный. Одни суть те, которые родились таковыми от чрева матери, другие – те, которые сделались таковыми или в неволе, или по прихоти владелиц. Третьи – те, которые оскопили себя ради Царства Небесного, и стали скопцами ради Христа, хотя могли бы быть мужами. Таковым именно обещается награда; а выше названным [первым двум родам], оскопление которых есть дело необходимости, а не произволения, не должно быть ничего совершено. Мы можем объяснить это и иначе. Скопцы от чрева матери – это те, которые более холодны по своей природе и не ищут удовлетворения похоти. А другие скопцы, – сделанные людьми, – это те, которых или воспитали мудрецы мира сего (философы – philosophi), и изнежило до степени женщин (emolliuntur in feminas) служение идолам, или те, которые по убеждению еретиков ведут притворно непорочную жизнь, чтобы обманывать [других] притворной чистотой веры своей (ut mentiantur religionis veritatem). Но никто из них не унаследует Царства Небесного кроме того, который оскопил себя ради Христа. Поэтому Он и прибавляет: "Кто может принять, тот пусть принимает» , именно: чтобы каждый обращал внимание на свои силы, возможно ли для него выполнить заповеди девства и чистоты. Действительно, чистота сама по себе обольстительна и кого угодно может привлечь к себе; но при этом необходимо соразмеряться со своими силами, чтобы [обеты ее] принимал на себя тот, который может принять. Эти слова являются как бы голосом убеждающего Господа и возбуждающего воинов своих к получению награды за чистоту жизни: "Кто может принять, тот пусть принимает», [т. е] кто может бороться , тот пусть борется , побеждает и торжествует.

. Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал.

[Ученики делали так] не потому, что не хотели, чтобы они были благословлены словами и рукой Спасителя, но потому, что, не имея вполне совершенной (plenissimam) веры, и думали, что Он подобно другим людям будет утомлен надоедливостью (несвоевременностью) приносивших.

. [продолжение 14-го и 15-й]: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И возложив на них руки, пошел оттуда.

Многозначительно говорит Он: "таковых" , чтобы показать, что великое значение имеет не возраст, а их нрав; и Он обещает награду тем, которые будут иметь подобную же невинность и простоту. Апостол также в своих словах вполне согласен с тем же приговором Господа: «Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» ().

. [и начало 17-го]: И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему.

Тот, который спрашивал, каким образом он унаследует жизнь вечную, был и юн, и богат, и горд; а согласно словам других евангелистов, он спрашивал не с целью научиться, а с целью испытать.

. [продолжение]: Почему ты спрашиваешь Меня о добре (Quid me interrogas de bono). Благ один Бог.

Так как спросивший назвал Учителя благим, но не исповедал Его ни Богом, ни Сыном Божиим, то ему дается урок в том смысле, что святой человек в сравнении с Богом, о Котором говорится: «Славьте Господа, ибо Он благ» (), не есть благ. Но чтобы кто-либо не подумал, что словами о благости Божией исключается благость Сына, мы читаем в другом месте: «Пастырь добрый (bonus благой) полагает душу свою за овец своих» (). ; и у пророка говорится, что Дух есть благ и земля добра. Таким образом и Спаситель не отвергает свидетельства о благости [Своей], но Он отрицает ту неверную мысль, то благим может быть учитель без Бога.

. [окончание 17-го, 18-й и 19]: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

Что вопрошавший юноша был искусителем, это мы можем доказать и тем, что на обращенные к нему слова Господа: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» , отвечает хитрым вопросом, какие это заповеди, как будто он сам не читал, или как будто Господь [Иисус Христос] мог повелеть нечто, противное Богу.

. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему

Юноша говорит ложь; действительно, если он на деле исполнил то, что сказано в заповедях: «Возлюби ближнего твоего как самого себя» , то каким образом, слыша потом слова: «Иди и продай то, что имеешь и отдай нищим», он уходит опечаленным, потому что имел многие богатства?

. [окончание]: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною.

Хотим ли мы быть совершенными, это находится в нашей власти. Но кто бы ни захотел быть совершенным, тот должен продать то, что имеет; и продать не часть только, как сделали Анания и Сапфира (), а продать все, и когда продаст, все отдать нищим, и таким образом приготовить себе сокровище в Царстве Небесном. Но и это будет достаточно для совершенства только тогда, когда, презрев богатство, таковой последует Спасителю, то есть, оставив зло, будет делать добро. Действительно, легче отнестись с презрением к богатству (sacculum, то есть кошелек, сумка для денег), чем к удовольствиям. Многие, оставляя богатство, не следуют Господу. А Господу следует тот, кто Ему подражает и идет по стопам Его. «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» ().

Он ушел опечаленным, ибо имел много богатства.

Это есть та печаль, которая приводит к смерти (). Здесь указывается и причина печали, – в том, что он имел много имений, то есть те тернии и волчцы, которые подавили семена Божественные.

. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное.

Но каким образом Авраам, Исаак и Иаков, люди богатые, вошли, по свидетельству Господа, в Царство Небесное (; ), а также Матфей и Закхей, по словам Евангелия, после оставления ими богатства? Однако здесь нужно обратить внимание на то, что когда они вошли, то уже перестали быть богатыми. Таким образом, они до тех пор не входили, пока были богаты. Впрочем, хотя богатства с трудом делаются предметом презрения, однако Он не сказал: «Невозможно, чтобы богатый вошел в Царство Небесное», а сказал: «Трудно». Где указывается трудность, там не представляется невозможность, а только заявляется о трудности.

. И еще говорю вам: удобнее верблюду (camelum)пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

Этими словами уже показывается, что не [только] трудно, но и невозможно [войти в Царство Небесное богатому]. Действительно, если верблюд не может пройти сквозь игольное ушко и если подобно этому богач не может войти в Царство Небесное; то никакой из богачей не спасется. Однако, если мы прочтем у Исайи о том, как верблюды Мадиана и Эфы прибудут в Иерусалим с дарами и сокровищами (), а также и то, что бывшие первоначально согнутыми и искривленными безобразием пороков входят в ворота Иерусалима, то мы увидим, что и эти верблюды, с которыми сравниваются богатые, после того как сложат с себя тяжесть грехов и освободятся от всего безобразия телесного, могут войти в тесные врата и вступить на узкий путь, ведущий к жизни (). А когда ученики задают вопрос и удивляются строгости сказанного [говоря]: «Кто же таким образом спасется?» Он милосердно смягчает строгость Своего приговора, говоря: «Что невозможно у людей, то возможно у Бога».

. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?

Великая вера: Петр был рыбаком, он не был богачом, своими руками и искусством зарабатывал хлеб, и однако говорит с полным доверием: «Оставили все» . Но так как недостаточно оставить все, он присоединяет и то, что говорит о [их] совершенстве: «И последовали за Тобою» . «Мы сделали то, что Ты повелел; итак, какую награду Ты дашь нам?»

. Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

Он не сказал: «оставившие все», ибо это сделал и философ Кратес [или: Сократ], а также и другие многие оставили с презрением богатства; но сказал: «последовавшие за Мною» , что в собственном смысле сделано апостолами и другими верующими. Во время возрождения, когда Сын Человеческий сядет на престоле Своего величия, когда из мертвых от тления восстанут нетленные, сядете и вы на скамьях судей, осуждая двенадцать колен Израиля, ибо когда вы уверовали, они не хотели веровать.

. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит в сто крат и наследует жизнь вечную; многие же будут первые последними, и последние первыми.

Место это совпадает с тем словом Спасителя, которым Он говорит: «Не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» (). Итак, тот, кто ради веры во Христа и проповеди Евангелия оставит с презрением все склонности и богатства, и удовольствия мира, [тот] в сто раз больше получит и будет обладать вечной жизнью. По поводу этого слова Господа многие принимают учение о тысячелетнем Царстве после Воскресения, говоря, что тогда мы в сто раз больше получим, чем то, что мы оставили, и что нам должна быть дана в награду вечная жизнь. Они не понимают, что если в отношении к прочему обетование является почетным (digna), то в отношении к женам было бы позорным, чтобы оставивший ради Господа одну [жену] получил в будущем сто. Таким образом, смысл тот, что оставивший ради Спасителя плотское получит духовное, которое по сравнению и ценности его заслуги будет таково, как число малое по сравнению с числом стократным. Посему апостол и говорит, что те, которые оставили только малый дом и незначительные поля в одной области, бывают «как бы ничего не имеющие, но всем обладающие» ().

Резюме.

Мф. 19:5,6 «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Под словом «оставит » здесь подразумевается не оставление родителей без попечения и внимания, но создание новой отдельной от них семьи. Господь прямо осудил фарисеев, которые под лукавым предлогом заботы о храме нарушили заповедь Божию о почитании родителей и помощи им (Мк. 7:11-13).

О значении слов будут два одною плотью святитель Григорий Богослов пишет: «Связанные узами супружества заменяют друг другу и ноги, и руки, и слух. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость. Общие заботы облегчают скорби. Общие радости для них восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а скудость переносится легче. У них одно питие из домашнего источника, из которого не вкушают посторонние. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу » . Святитель Иоанн Златоуст христианскую семью называет малой церковью . Он говорит, что муж и жена подобны рукам и глазам. Когда рукам больно, то плачут глаза. Когда глаза плачут – руки утирают слёзы.

Отсюда можно понять и смысл предупреждения: что Бог сочетал, того человек да не разлучает . Распад семьи - это разрыв живого организма на части (отец, мать, дети). Поэтому издревле во всех народах брак рассматривался как дело священное и его разрыв осуждался.

Тем не менее, всегда были и остаются обстоятельства, при которых развод разрешается. В частности, в Русской Православной Церкви указываются следующие причины.

«В 1918 году Поместный Собор Русской Церкви в определении о поводах расторжения брачного союза, освящённого Церковью, признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также следующее:

Противоестественные пороки;

Неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения;

Заболевание проказой или сифилисом;

Длительное безвестное отсутствие;

Осуждение к наказанию, соединённому с лишением всех прав состояния;

Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей [и, конечно, не только супруги, но и супруга];

Снохачество или сводничество;

Извлечение выгод из непотребств супруга;

Неизлечимую тяжкую душевную болезнь;

Злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа » .

Но все эти основания для развода нельзя рассматривать как требования. Они – лишь допущение для расторжения брака, окончательное же решение всегда остаётся за самим человеком.

Григорий Богослов, свт. Творения. М., 2007. Т. 2. С. 50.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М. 2001. С. 75-76.


Поговорим о том, что означает:
"оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей..."
Это означает, что он не бросит своих родителей навсегда, но он оставит их ради самостоятельной и ответственной жизни в браке со своей женой, которую ему послал Бог.

"Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть".
(Бытие 2:24)
Теперь человек, вступивший в брак, сам будет думать о том, как он будет обеспечивать свою семью. На него уже возлагается ответственность. Об этом будет думать он сам, но не его родители.
Он личность, а личность наделена чувством ответственности перед тем, что ему доверено Богом.

Ответственность может нести только сильный человек!

Сегодня в миру люди оставили своих родителей, но прилепились ли они к своим мужьям/жёнам?
А Бог повелевает мужу и жене прилепиться друг ко другу...
Что такое проявление образа и подобия Бога в семье?...
Это означает, что Бог, Сын и Дух Святой сотворили в Своём единстве и согласии человека, который является венцом Божьего творения. В чём же мы должны подражать Богу? В том, чтобы в наших семьях был образ единства, как едины Отец, Сын и Дух Святой.
В этом секрет будущности семьи! В единстве!!!


Если в нашей семье нет единства - мы не несём в ней образ Бога.
И будет ли будущность в такой семье?
От такой семьи Бог уйдёт очень далеко.

"Прилепиться" - это означает, что идёт процесс единения мужа и жены.
Чтобы Бог мог благословлять эту семью.


Бог не может благословлять семью, где нет единства, где происходят ссоры и раздоры. "Прилепиться" - это означает принять серьёзное решение, что не будет в такой семье неверности и отсутствия снисходительности.
Вечные качества - это верность, это посвящение, это преданность!


Эта семья никогда не разрушится, потому что в ней применяются вечные ценности, а не земные!
В миру верность и преданность не актуальны сегодня. И скоро эти понятия в миру будут исчезать, потому что всё, что доверено человеку Богом, зиждется на вечных ценностях, которые в миру не популярны.

Иметь безусловную любовь в браке необходимо, т.к. у каждого человека могут открыться какие-то несовершенства, недостатки и слабости.
Надо учиться понимать, относиться снисходительно к слабостям друг друга и учиться их прощать.
То, что Бог сочетает, человек да не разлучает.
А если человек и разлучает, то только лишь по своему жестокосердию.


Иметь безусловную любовь - это значит стремиться к единству и достигать единства в семье... это означает, что надо будет всю жизнь работать над собой, над своим характером, а не над характером своей второй половины.
Но многие останавливают этот процесс в самом начале, в самом зародыше.
Хорошие результаты не приходят сами по себе. Над этим надо трудиться. И трудиться долгие годы.


Откуда зарождается единство?
Что следует делать, чтобы его достичь?
С чего начинать?

Бог возложил ответственность на нас за качество нашей семьи. И мы дадим за это отчёт перед Господом.
Единство в семье - это жизнь без разводов. Бог категорически против разводов.
Бог учит, что лёгких путей в жизни не бывает. Прямой путь - по Слову Божьему.

Единство в семье начинается с искреннего общения, а не только тех обязанностей, которые супруги выполняют в семье.
Никто не должен господствовать друг над другом!
Искреннее, открытое, правильное общение друг с другом - основа единства.


Единство, это, когда один супруг отсутствует, то другой испытывает дискомфорт...


А сегодня бывает наоборот: когда одного супруга нет, то другой испытывает комфорт и радость по этому поводу.
Общение между супругами должно осуществляться наедине, а не в компании.
Потому что нередко бывает так, что супруги общаются между собой только в компании.
Когда у супругов будет дружба с Богом и дружба друг с другом - это и определит, какая будет у них семья.
Это очень важные вещи. Это детали, на которые многие не обращают внимания.
Истина утверждает дом и семью. Симптом единства в семье - когда двоим вместе хорошо.
Можно жить вдвоём, но не прилепиться. Бывает и так. И нередко.
В Экклесиасте сказано: двоим теплее.
Люди нередко проживают жизнь, и они даже не знают своего супруга. Потому что что-то неправильно строилось в семье.
Когда супругам интересно друг с другом - это тоже симптом "прилепления" по воле Божьей.

Когда двое служат друг другу по принципу даяния и они не считают себя жертвой и делают это легко и с радостью - это есть признак "прилепления" друг ко другу.

Если мы служим не по любви к Богу и не по любви к ближнему, то такое служение быстро наскучит.
Служить можно только искренне, отдавая всего себя, вкладывая в это всю свою душу.
Расходятся легко в семьях, где не произошло такое "прилепление".
А где произошло "прилепление", такую семью Бог держит. И развод такой семье никогда не будет угрожать. Эта семья построена по образу и подобию Божьему.

"Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов".
(Послание апостола Павла к Галатам 6:2)
Носите бремена друг друга...
А бывает и так: разделяем вместе радости, а тяготы переносим каждый в отдельности. Это не принцип Бога. Будьте друг с другом и в радости, и в скорби.

"Если кто взял жену недавно, то пусть не идёт на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остаётся свободен в доме своём в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял".
(Второзаконие 24:5)
Если кто взял жену недавно... пусть увеселяет жену свою...
Муж не должен допускать, чтобы у жены было угашение - духовное, либо физическое... Это тоже один из принципов "прилепления".
А в миру любят, чтобы жена увеселяла мужа. Мужчины пассивные.
Но муж должен подымать, вдохновлять свою жену, чтобы она чувствовала себя ценной и важной в глазах мужа.
Зачастую мужья опасаются, чтобы жена почувствовала себя ценной...
Но жена, получившая ободрение от мужа, даёт мужу свою поддержку и уважение.
И это может дать только жена, но не любовница.
И муж уверенно идёт вперёд, а жена при этом чувствует себя в безопасности.

Мужья! Увеселяйте своих жён!
Не будьте пассивными и унылыми.
Это надо делать, чтобы пришло Божье благословение на семью.
Это должно стать семейной сущностью и образом жизни в семье.




Если это время упустить с самого начала и не "прилепиться", то это будет напрасно потерянное время.



Дорогой наш Господь!
Пусть Твоё Слово будет наивысшим авторитетом для каждого из нас,
и чтобы мы видели Твою награду за труд в наших семьях.
Аминь.

В Библии не так уж много мест, посвящённых сугубо теме брака. Но все они, как правило, очень содержательны. И показательно то, что, какие бы они аспекты ни затрагивали, они всегда исходят из одной важной идеи – идеи тождественности мужа и жены. А некоторые из них прямо утверждают эту идею. Обратите внимание на выделенные слова и на игру множественного и единственного чисел:
(Быт. 1:27) И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их
(Быт. 2:22-24) И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привёл её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть
(Быт. 5:1-2) ...Бог сотворил человека, по подобию Божьему создал его, мужчину и женщину сотворил их... и нарёк им имя: человек
(Мф. 19:5-6) ...и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть
(Еф. 5:28-29,31) ...любящий свою жену любит самого себя, ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти... И будут двое одна плоть
Один человек, одна плоть – это словосочетания, которыми Библия выражает тождественность мужа и жены. В наше время люди пользуются немного другой терминологией, хотя идея подразумевается та же: супружескую пару мы называем одним целым, одним организмом и т. д. Наверное, не будет преувеличением сказать, что все мы в душе за то, чтобы между мужем и женой было единство. Особенно против этого не возражают влюблённые. Без всяких доводов они чувствуют себя частицей друг друга, продолжением друг друга, им искренне хочется раствориться друг в друге. И любому из них даже в голову не приходит, что этим они, может быть, "унижают" себя!
С другой стороны, мы обнаруживаем в себе иронию по поводу возможного отождествления со своей "половиной". Что ж, мне стать придатком кого-то?! Неужели я соглашусь потерять себя как личность, неужели стану чьей-то тенью?! Разве в том смысл брака, чтобы мне превратиться в ничто?
Безусловно, мы говорим об идеальном браке. И ирония, которую испытываем, говоря об идеалах, вполне понятна. Мы ведь привыкли реалистично смотреть на вещи и знаем, какой большой разрыв существует между теорией и практикой. Но интересно, что Библия, книга не менее реалистическая, не боится утверждать идеалы. Во многих случаях она доверяет нам больше, чем мы сами себе. На мой взгляд, причина в следующем. Во-первых, Библия подразумевает жизнь Христа в супругах-христианах, а это очень большая сила. Во-вторых, в ней ожидается не столько достижение цели, сколько то, что мы двигаемся в этом направлении. Для нас реально движение к правильной цели, а не сама цель38.
С большим сожалением приходится признать, что супружеские пары обычно преследуют другие цели. Эти цели не то чтобы неправильные, но они не связаны с сутью брака. Ведь общение, взаимопомощь, рождение и воспитание детей и др. – эти цели могут быть достигнуты и вне брака (и весьма неплохо). А вот жить вдвоём, как будто это живёт один человек, – черта, характерная исключительно для брачных отношений. Соединение мировоззрений, систем ценностей, желаний, сердечных устремлений, воли, чувств, потребностей, возможностей, полное слияние душ и тел – это сердцевина брака. В других социальных ячейках такое невозможно.
Когда извращается цель, неизбежно извращаются и средства к её достижению.В библейском учении о браке понимание цели тесно сплетено с пониманием внутрисемейных обязанностей. Бог дал супругам именно такие обязанности, которые лучше всего соответствуют назначению брака. Быть одним целым можно не иначе, чем посредством любви к жене, как к самому себе, и повиновения мужу во всём. Смотрите, как должна реализоваться идея "одной плоти": муж обязан относиться к жене не хуже, чем к самому себе, то есть, видеть в жене как бы продолжение себя, мыслить женою; а жена обязана отказаться от самого главного, что делает её независимой личностью, – от собственной воли. Так некогда чужое становится по-настоящему родным: жена сливается с волей мужа, с жизнью его, подобно тому как ветвь прививается к дереву; а муж распространяет свою жизнь и на жену, что напоминает то, как дерево "принимает в себя" ветвь. В свете цели брака обязанности супругов выглядят естественно и логично, нет никакой необходимости "снижать планку". Вот почему так важно понять и принять первоначальный замысел Божий о браке. Понятно также почему супружеским парам так трудно без натяжек интерпретировать отрывки, поясняющие обязанности мужа и жены. Если не познать библейскую сущность брака, то в сознании действительно всплывает множество исключений, когда можно не относиться к жене, как к самому себе, или не подчиняться мужу во всём. Настолько много исключений из правила, что и самого правила уже, фактически, нет.

В конечном счете, наша интерпретация супружеских обязанностей настолько верна, насколько соответствует истине наше познание других союзов – союза Отца с Сыном и Христа с Церковью. Говоря об обязанностях несколько абстрактно в Библии, Дух Святой, по-видимому, рассчитывал на то, что Он позже наполнит их конкретным содержанием, открывая нам через ту же Библию принципы высших союзов. Ведь принципы взаимоотношений во всех трёх союзах одни и те же. Если нас мучают какие-то неясности в учении о браке, решение их всегда мы можем найти в других союзах, представляющих для нас эталон. Решения обычно напрашиваются сами собой.

Может ли муж любить жену, как Христос Церковь?
Этот вопрос свидетельствует о нашей привычке отделять себя от Христа. Конечно, муж может так любить жену, потому что Христос, который так любит, живёт в муже. Качества Христа являются качествами мужа. Подобным образом и жена может подчиняться мужу во всём, раз в ней живёт Христос, умеющий подчиняться. Другое дело – верят ли он и она в своё тождество с Христом.

Когда наступает тот момент, в котором муж и жена, наконец, достигают своей цели и становятся "одной плотью"?
Этот вопрос напоминает проблему субъективизации, которую мы выше анализировали. Решение то же самое. Этот момент находится не в будущем, а в прошлом. Они уже являются одной плотью, им остаётся лишь выразить это на практике. Супруги составляют одно целое перед Богом ещё с момента сочетания (Мф. 19:6), независимо от того, верят ли они в это. На данном объективном факте основан запрет развода в Мф. 19:3-9.

Не придёт ли в семью на место христоцентричности мужецентричность?
В большинстве случаев сама постановка такого вопроса неправильна. Говорю "в большинстве случаев", потому что ситуации, когда муж требует поклонения себе или исполнения того, что явно противоречит Библии, сегодня практически не встречаются. В вопросе подразумевается, что христоцентричность и мужецентричность – исключают одно другое. На самом деле христоцентричность приводит жену к мужецентричности. В этом случае мужецентричность как раз и подтверждает наличие христоцентричности в жене. Если жена отождествляется с мужем, значит она присоединяется к жизни Христа, который в муже. Подобно тому как те, кто отождествляются с Сыном, отождествляются с Отцом. Если А = B, а B = C, значит, A = C.

Чем больше мы таких вопросов задаём, тем плотнее подходим к темам следующих статей цикла. Они как раз и будут посвящены тому, как на практике выражается единство жизни мужа и жены, Христа и Церкви, отца и Сына. Разделим наши вопросы на 3 категории – одна воля на двоих, одни заботы на двоих, одна слава на двоих – и над каждой из них порассуждаем отдельно.