Сильная личность и сильный человек. Что такое сильная личность? Сильная личность стремится мыслить широко

Сильные люди вовсе не обязательно должны быть холодными и бесчувственными. Просто они научились придавать всему именно такое значение, которого заслуживает каждая конкретная вещь или ситуация, чтобы избавить себя от их негативного влияния.

Сильные люди вовсе не обязательно должны быть холодными и бесчувственными. Просто они научились придавать всему именно такое значение, которого заслуживает каждая конкретная вещь или ситуация, чтобы избавить себя от их негативного влияния.

Признаки сильной личности. А у вас они есть?

Очень часто слова «сильная личность» вызывают неприятные ассоциации и создают напряженность и дискомфорт.

Есть те, кто считает таких людей неспособными на уступки. Они видят в них эгоистов, ищущих (как кажется на первый взгляд) удовлетворения лишь собственных интересов и не принимающих предложения и советы других.

На самом деле все это далеко от реальности.

Конечно, когда разговор заходит о человеческой личности, здесь всегда есть много нюансов. Нельзя навешивать «ярлыки» и делить людей на «чисто» интровертов, экстравертов, зависимых, зависимых, независимых, интуитивных и пр.

Тем не менее, когда мы говорим «сильная личность», мы подразумеваем определенные характеристики.

В психологии таких людей называют термином «устойчивая личность» (психологическая устойчивость).

То есть это может быть как интроверт, так и экстраверт, но человек несгибаемый, обладающий способностью «оставаться на плаву» посреди невзгод.

И сегодня мы хотели бы поговорить с вами о 5 признаках сильной личности, чтобы вы лучше понимали таких людей и могли идентифицировать эти признаки и у себя тоже.

1. Сильные люди не любят оправданий

Сильная личность обладает весьма конкретным жизненным принципом: она учится на своих ошибках и успехах, действует осознанно, со всей ответственностью, скромно, но решительно.

Это объясняет, почему такие не любят полуправду, не выносят лжи, а также оправданий и людей, которые только и делают, что медлят и тянут время.

Для сильного человека это пустая трата времени, это препятствия на пути к достижению поставленной цели.

Их видение мира иное: они привыкли действовать без промедлений. Цель для них - лучшая мотивация к действию и борьбе.

Так что люди, которые постоянно ищут отговорки, ложные оправдания и причины своего бездействия для них абсолютно непрактичны и «неудобны» в общении.

2. Они очень осторожны в выборе людей, не каждый сможет стать частью их жизни

Если и есть что-то, что определяет сильного человека как такового, то это его способность контролировать свои внутренние мотивы:

Он знает, что хочет и чего не хочет. Это знание пришло к нему из прошлого, когда кто-то его подвел, разочаровал или предал.

Однако он не замкнулся в себе, не стал подозрительным и холодным, он показывает окружающим свою открытость, но не стесняется при этом применять адекватный психологический фильтр.

Он не допустит в свою жизнь тех, с кем ему некомфортно, кто нарушает его внутреннее спокойствие.

3. Ему не нравятся бесчувственные, эгоистичные и претенциозные люди

Сильный и психологически устойчивый человек на самом деле очень скромен и чувствителен.

Он ценит по-настоящему важные вещи, те, что не теряют своей значимости со временем и обеспечивают наше благополучие: друзья, люди, которые несут в себе свет, а не бурю, партнеры по жизни, с которыми устанавливаются обогащающие отношения…

И, конечно, все это идет вразрез с эгоистичным поведением других людей, тех, кто не умеет ценить простые (но самые главные) вещи в жизни, которые невозможно купить за деньги, но которые делают нас невероятно богатыми - взаимное уважение и счастье.

4. Они познали страх и невзгоды

Итак, одна из главных черт, характерных для сильной личности, - это ее психологическая устойчивость. Надо сказать, что немногие термины являются столь же актуальными в области личностного роста и развития, как этот.

Это способность преодолевать жизненные трудности и эмоциональную боль. И появляется она как раз после получения подобного опыта.

Таким образом, сильная личность смогла извлечь урок из своего страха, преодолеть его, чтобы в конце концов добиться поставленных целей.

Эти психологические инструменты помогают ей двигаться вперед, не опасаясь быть восприимчивой к тому, что преподносит ей жизнь, и вместе с тем точно знать, чего она «никогда не примет».

5. Сильная личность не испытывает потребности всем нравиться

Об этом мы уже упоминали в начале. Сильная личность нравится далеко не всем, потому что ее не понимают.

Многие просто не знают (или не могут поверить), что у этого «слишком спокойного» и «самоуверенного» человека на самом деле доброе и чуткое сердце, которое научилось жить у самой жизни. Этот человек знает, чего хочет, и не намерен терять драгоценное время.

Постепенно, на протяжении своей жизни, сильный человек узнал, что некоторые вещи приносят столько страданий и разочарований, что больше не пытаются всем угодить или добиться признания кого-то незнакомого.

Для них это нелогично и бесполезно.

Поэтому сильный человек не будет переживать, если кто-то из окружения не принимает его таким, какой он есть.

Он знает, что действительно важны только самые близкие люди, они заслуживают того, чтобы идти с ними рука об руку по жизненному пути и они видят его настоящего.

Мы уверены, что эти характеристики присущи многим людям. Возможно, и мы уже научились быть по-своему сильными или у нас вот-вот получится это сделать, а сейчас мы находимся на «переходном этапе» развития в себе устойчивой личности. опубликовано Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Книги о сильных личностях раскрывают теорию основных психологических функций, помогающих человеку воспринимать мир: про разум, чувства, интуитивные данные и внутреннее восприятие. Само понятие «сильная личность нашего времени» помогает охарактеризовать волевого и открытого индивидуума, обладающего неординарным мышлением, творческими способностями, заботой и честолюбием.

Определение

Кого можно назвать сильной личностью?

Характерной чертой волевого человека выступает уверенность в себе. Сильный и опытный человек действует по единственному рациональному решению в возникшей ситуации. Осознание своих возможностей и стремление к их расширению – характерные черты, которыми обладает сильная личность нашего времени.

Сильная личность, какая она? Основные черты характера включают иное восприятие трудностей и сомнений – ее манит все, что побуждает страх и слабость у других людей. Она идет наперекор стереотипам и правилам.

Ей свойственны постановки целей и действий, направленных на их достижение, невзирая на преграды. Сильная личность стремится покорить вершины, не доступные прежде другим. Она стоит выше материальных благ и любовных прихотей.

– коммуникабельность. Сильный и смелый человек не пытается кого-то склонить к своей точке зрения, навязать ее. Он правильно воспринимает естественные черты людей. Сильный человек меняет себя для достижения заданной цели. Он ответственный за свою судьбу.

В трудовой деятельности, сильный и предприимчивый человек мотивирует себя не объемом оплаты, а интересом, стремлением к проявлению своих способностей, познании нового.

Сильный человек – это индивидуум, открывающий реальные чувства, испытываемые в конкретной ситуации (слабым людям свойственно скрывать их). Сильная личность четко выражает свои эмоции, если ей тоскливо, она прямо об этом сообщит.

Сильная личность не утверждает для себя авторитетов – непоколебимая натура верна себе. Все ее действия особенные при проявлении своей уникальности. Сильный и творческий человек часто поддается невероятным идеям, незамедлительно воплощаемым в жизнь.

Сильная личность – это человек, под которого не надо подстраиваться, он открыт и искренен, покоряет хорошим чувством юмора и жизнелюбием. Сильный и оптимистичный человек легко пошутит над собой, а это свидетельствует о психической уравновешенности и стабильности.

Изучая вопрос, что такое сильная личность, известные психологи разработали тесты психологического тестирования MBTI. Его особенность проявляется в измерении человеческих факторов, которыми обладает сильный и храбрый человек. С помощью этих тестов легко определить его склонность к типу деятельности, стиль его действий и принятия решений, обеспечивающих чувство комфорта и уверенности.

Сильный человек определяется по 4 шкалам:

  • сознание (интроверсионное и экстраверсионое);
  • владение ситуаций (здравомыслящее рассуждение и интуитивные факторы);
  • принятие решений на основе (логические и пафосные);
  • подготовка решений (мудрые и иррациональные).

Сильная личность – это человек, в котором живут пессимист, реалист и , что позволяет ему заранее быть готовым к любым исходам на протяжении дня. Такие люди уверены во всем, что дает им спокойствие и стабильность.

Примеры выдающихся личностей

  • Стивен Хокинг (физик-теоретик);
  • Ник Вуйчич (мотивационный оратор, рождённый с синдромом тетраамелии – редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию всех четырёх конечностей);
  • Эстер Вергер (теннисистка-колясочница);
  • Андреа Бочелли (певец, исполнитель классической и популярной музыки);
  • Шарлиз Терон (актриса, модель и продюсер);
  • Джейсон Стэтхэм (актёр);
  • Алексей Маресьев (Советский военный лётчик. Герой Советского Союза);
  • Люк Бессон (кинорежиссёр, сценарист и продюсер).

На самом деле существует множество примеров выдающихся людей, расскажем вам подробнее лишь о некоторых представителях в видео ниже:

Сильные личности в истории в России:

  • Говоря про сильные личности в истории России, можно упомянуть Александра Невского (1220 – 1263 гг.) – сына князя Я. Всеволодовича. Будучи талантливым полководцем, расчетливым политическим деятелем, после нашествия монголов он отказался от зазывания папы Римского к общему противостоянию монголам. Сильная личность воеводы проявилась в мужестве и мудрости, осознавая слабое состояние Руси. Многие сильные и властные личности могут позавидовать разработанным им политическим действиям, повлиявшим на сокращение разорительных набегов татар. Он укрепил законы и порядок в стране.
  • Говоря про сильные и неординарные личности, на ум приходит Лжедмитрий I (около 1580 – 1606 гг.) – самозванец, представившийся сыном Ивана Грозного – царевичем Дмитрием. Истинное имя – Ю. Б. Отрепьев (род – мелкопоместные Галицкие дворяне). Прославился как сильная личность при служении в холопах у бояр Романовых и венчании на царство. 8 мая в 1606 году он женился на Марии Мнишек, дочери воеводы из Польши.
  • Екатерина II и Емельян Пугачев. Императрица была тверда духом, а приобщение к русской среде позволило ей отлично понимать интересы государства. Именно качества, которыми обладают сильные и умные личности позволили ей справиться со всеми «унаследованными» трудностями. Императрица расторгла союз Петра III с Фридрихом II, и 7-летняя война закончилась без активного участия России.

Екатерина II повела себя как сильная личность при отмене приготовлений к войне с Данией. Из двух указов своих предшественников она утвердила право на пользование дворянскими льготами и отменила конфискацию церковного имущества. Как утверждают многие сильные исторические личности, первое решение позволило ей получить поддержку от знати, второе – от духовных служителей. Однако, это не помешало Екатерине конфисковать церковные драгоценности позже.

  • Емельян Иванович Пугачев – простой казак и сильный человек, будучи не обученным в грамоте и политике – поднял народ против бесправия и нестерпимых условий жизни.
    Листая историю государства, можно сделать вывод о том, как сильная личность влияет на ее развитие.

Книги о выдающихся личностях

Книги о сильных и выдающихся личностях свидетельствуют о том, что каждый из нас поддается влиянию теле- и радио-оповещения, посторонних людей:

  • «Как перестать беспокоиться и начать жизнь», Дейл Карнеги. Сильный человек и знаток человеческих отношений отвечает на все вопросы, относительно жизненных неурядиц и самопознания. Он поясняет как сильные и здравомыслящие личности раскрывают внутренний потенциал и выбирают верные пути к настоящей жизни.
  • «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» – сильные и заботливые личности Дж. Грэя (американский психолог и аналитик). Эта книга помогает разобраться в сложности восприятия противоположного пола. Простую и доступную информацию излагает семейный психолог – сильный человек, помогающий в укреплении отношений с любимыми людьми.

Теория появления выдающихся людей

Теория про «солнечную силу людей 20 века» выдвинута русским ученым Е. Самохваловым. Согласно его утверждениям, сильные и талантливые личности появляются, относительно пятнам на Солнце. Из его работ известно, что большими талантами обладают люди первых двух групп:

  • самый волевой и неординарный индивидуум в 1956 – 59 гг.;
  • твердые духом люди: 1936 – 37гг., 1947 – 50 гг.;
  • средние: 1935 – 39 гг.;
  • слабые: 1930 – 35 гг.

Как стать независимой личностью

Характер – это набор определенных качеств, которыми обладает человек – сильная и волевая личность. Он определяется храбростью, честностью, преданностью и прямотой. Вырабатывая твердый дух, сильные и заботливые личности стремятся к продуктивности в рамках интересов или выбранной деятельности. Для его развития, следует знать основные определения непоколебимых людей.

Что влияет на твердость характера:

  1. Сильные и уверенные личности умеют держать контроль над инстинктами и побуждениями.
  2. Совладать собой и удерживаться от соблазнов, встречающихся в повседневной жизни.
  3. Сильные и здравомыслящие личности обладают свободой от стереотипов.
  4. Они учатся проявлять любовь и уважение к другим личностям.

Роль непоколебимых людей в общественной жизни

Следует знать, почему сильная личность важна для окружающих:

  • Твердый характер помогает в достижении целей и закалке устойчивости к неудачам.
  • Сильные и мудрые личности склонны к анализированию и исследованию причин неудач, вместо жалоб.
  • Уверенные люди умеют признавать свои недостатки, легкомысленность и слабость.
  • Проявление твердого характера, в постоянно изменяющихся жизненных ситуациях, выступает в возможности двигаться вперед, переступая преграды.
  • Сильная личность умеет сопереживать более слабым людям и любить их как себя. Следует внимательно изучить свои мотивы – они должны быть бескорыстными.
  • Сильный и честный человек всегда ищет правду. Предпочтение рассудка обычным эмоциям позволяет избежать податливости предубеждениям. Сильные и добрые личности решают вопросы рассудительным способом. Основным ориентиром выступают факты и аргументы.

Сильная личность остерегается нерациональных побуждений. Аристотель и Фома Аквинский разработали основной перечень человеческих чувств: любви и ненависти, побуждений и страха, счастья и грусти, разгневанности. Сильные и великие личности направляют свои действия на преодоление интеллектуальных препятствий, чтобы побороть свои фобии, грусть или гнев.

Сильный и позитивный человек всегда найдет ответ на любой вопрос, руководствуясь жизненным опытом и хорошими привычками, освобожденными от эмоций. Избыточное и чувственное отношение к сложившейся ситуации – признак слабости характера, а и противостояние соблазну, наоборот, свидетельствуют о характеристиках, которыми обладают сильные и рациональные личности.

Классификация качеств знаменательных людей

Своеобразие активности людей воплощается в их волевых качествах. Они выступают в виде устойчивых, не зависящих от случая психообразований и свидетельствуют о сознательном саморегулировании поведения людей.

Волевых людей проявляются в виде настойчивости, четкой постановки целей и выдержки. Слабость воли измеряется беспринципными, безынициативными, несдержанными, робкими и упрямыми свойствами.

Базовые (первичные) свойства воли

Согласно классификации В. К. Калина, волевые качества, проявляющиеся в виде энергичности, терпеливости, выдержке и смелости, называются базальными (первичными). Функциональные особенности выступают в виде однонаправленных регуляторов действия сознания, проявляющегося в виде волевых усилий:

  • энергичность проявляется в виде способности волевым усилием быстро активизировать свою энергию;
  • терпеливостью считается поддержание интенсивности трудовой деятельности на определенном уровне и при проявлении внутреннего дискомфорта (усталости, отсутствия настроения, болевых эффектах);
  • выдержку характеризуют волевые усилия, направленные на быстрое замедление действий, чувств и мыслей, препятствующих реализации задумки;
  • смелостью называют возможность сохранения устойчивости психической функциональности в опасной ситуации. Особенностью характеристики выступает повышение деятельности. Другими словами, смелостью называют противостояние страху и осуществление оправданного риска ради поставленной цели.

Системные волевые качества

Остальные проявления волевого регулирования выступают в виде сочетаний однонаправленных проявлений сознания. Они связаны с разными сферами (волевая, эмоциональная, интеллектуальная). Волевые свойства разделяют на вторичные и системные. К примеру, храбрость проявляется в виде смелости, выдержки, энергичности, и решительность – в виде выдержки и смелости.

Системные показатели проявляются в виде настойчивости, дисциплинированности и способности самостоятельно принимать решения. Они характеризуются целеустремленностью, инициативой и организованностью.

Базальные (первичные) свойства являются основой для системных (вторичных) показателей, их ядра. При слабых показателях базальных свойств возникают сложности в проявлении более сложных характеристик.

Целеустремленность, как качество, вызвана умением использовать общие и устойчивые цели, обусловленные твердостью убеждений. Такие люди точно видят цель и имеют четкий план ее достижения.

Настойчивые характеристики отображаются в способности постоянно и долго идти к цели без утери энергичности при преодолении трудностей. Правильная оценка обстоятельств позволяет им находить то, что помогает достигнуть цели. Отрицательными качествами выступает упрямство и негатив.

Принципиальные свойства заключаются в использовании устойчивых принципов и норм для регулировки человеческих отношений.

Силу воли определяют уровнем проявления самостоятельности и инициативности.

Самостоятельные действия обоснованы способностью реализации своих поступков без посторонней помощи, наличием критической оценки чужих поступков с высоты собственных взглядов и предубеждений.

Инициативность характеризуется умением нестандартного подхода к делу и его реализацией.

Системное проявление положительных первичных и вторичных волевых показателей влияет на образование силы воли людей. Это определяет высокую мотивацию в действиях. идет наряду с упорством и стремительностью.

Расстройства волевых действий

Ярко выраженные расстройства вторичных свойств отображаются в виде абулии и апраксии.

Абулия характеризуется невозможностью принимать решения и действия. Причиной выступают нарушения динамики соотношений между корой большого полушария и подкоркой.

Норма волевых актов включает оптимальные импульсивные действия. При низкой интенсивности импульсов невозможно проявление волевого акта. Превышение уровня влияет на моментальную разрядку (как в состоянии аффекта), то есть нет обоснованности цели и мотивации. Действие остается бессознательным, без выбора и воли.

Осознавая наличие обязательства в выполнении распоряжений, больные абулией не в силах его реализовать. Они подчиняются случайному стимулу, появляющемуся в ползрения. К примеру, при виде цветочной клумбы, они срывают растения. При этом отсутствуют намерения формирования букета, и человек не понимает, что с ними дальше делать.

Апраксия – нарушенная постановка целей при осуществлении действий. Заболевание вызвано повреждением лобной области мозга и заметно при осуществлении произвольных движений, действий и поведенческих факторов.

Больной может показать язык с целью смочить пересохшие губы, но осуществить подобные действия по просьбе врача он не в состоянии. Другой пациент может применять ложку и стакан во время еды, но без наличия конкретных обстоятельств, он не может реализовать эти действия. Он не закрывает глаза по просьбе врача, а на предложение приготовиться ко сну, он отзывается.
Все волевые акты больных людей основаны на конкретной ситуации, из которой они не могут освободиться.

Каждый человек на протяжении своей жизни встречается с большим количеством людей, которые ведут себя по-разному и оказываются порядочными, подлыми, слабыми, волевыми и другими личностями. А как должен себя проявить человек, чтобы про него можно было сказать, что он сильная личность? Это человек, обладающий определенными чертами характера, такими как уверенность в себе и своих силах, целеустремленность, оптимизм, умение реально смотреть на вещи, стойкость, способность брать на себя ответственность за принятые решения, умение владеть ситуацией, быть лидером и вести за собой других людей.

Выдающиеся люди в истории

Не про каждого человека, жившего в прошлом или существующего в настоящее время, можно сказать, что он действительно сильная личность. Примеры людей, прославившихся своей несгибаемой силой воли, способностью вести за собой целые народы, своими судьбоносными ответственными решениями, изменившими исход множества важнейших событий, запечатлела история нашего государства и всего мира. Такими людьми можно назвать князя Владимира, Василия II, Александра Невского, императрицу Екатерину II, императора Петра I, Николая II и многих других.

Конкретный пример сильной личности

Можно еще долго приводить примеры сильной личности в истории, но хотелось бы рассмотреть одного выдающегося человека в качестве образца для подражания. Таким человеком заслуженно можно считать Юрия Гагарина – первого космонавта в истории человечества. Сила личности этого человека не подвергается сомнениям. Он прошел множество испытаний и трудностей во время подготовки к полету в космос и во время самого полета. Юрий Гагарин был очень целеустремленным, работоспособным человеком, способным мобилизоваться в трудную минуту для принятия правильного решения. Он был способен сохранять внутреннее спокойствие абсолютно в любой ситуации и передавать это спокойное состояние другим. Именно эта черта – умение не поддаваться панике и принимать взвешенные решения в трудной ситуации, являлась основной характеристикой космонавта для первого пилотируемого полета в космос.

Юрий Алексеевич был человеком простым, открытым, помогал в подготовке к полету другим космонавтам, своим коллегам. Он умел организовать людей и повести их за собой. Каждое утро Гагарин выводил на утреннюю зарядку на улицу во двор свою семью и жителей всего своего дома, обходя каждую квартиру и звоня в дверь. Он не позволял никому отлынивать и капризничать. И никто даже не пытался отказаться – все люди с радостью слушались советов и указаний этого выдающегося человека.

Став известным, Юрий Гагарин прошел испытание славой и не зазнался. А ведь давление славы выдержать не каждому под силу, чтобы остаться прежним человеком, образцом выдержки и самообладания.

Очень жаль, что этот великий человек рано ушел из жизни, погиб во время авиакатастрофы, истинная причина которой до сих пор остается не выясненной. Если бы его судьба сложилась иначе, и он не погиб, с уверенностью можно сказать, что он сделал бы еще много важных дел, многих людей смог бы повести за собой и показать им правильную дорогу в жизни. Юрий Алексеевич Гагарин – настоящий пример сильной личности в истории человечества.

Сильная личность: примеры was last modified: Декабрь 15th, 2015 by Елена Погодаева

Понятие сильной личности широко было раскрыто в школьном воспитании детей в советское время. Приоритетом в воспитании детей было воспитание человека как личности во взаимодействии с обществом. Быть слабой личностью в то время было стыдно, прежде всего, перед обществом.

В наше время в воспитании приоритет отдается взаимодействию со своим эго, своим «Я». При правильном подходе к своему «Я», самоуважении, возможны дальнейшие общественные отношения.

Что такое сильная личность?

Поэтому сильная личность в современном обществе - это личность физически и психически здорового человека, умеющего лично удовлетворять свои потребности, имеющего правильные приоритеты, стремящегося к росту, продвижению и улучшению всех сфер своей жизни, и, что важно, приученного к труду и обучению.

Правильными приоритетами можно назвать: склонность к планированию времени, исключение вредных привычек, здоровый образ жизни, работа над духовным и карьерным ростом. Сильная личность имеет и наследственные признаки, но в основном, это воспитание и работа над собой в дальнейшем.

Какие основные сильные черты личности?

Основные сильные черты личности, которые можно выделить, это:

  1. Способность к саморазвитию.
  2. Обучаемость.
  3. Правильно распределенные жизненные приоритеты.
  4. Устойчивость к внешним воздействиям, к стрессам.
  5. Здоровый эгоизм (здоровым эгоизмом можно назвать желание удовлетворять личные потребности без ущерба для окружающих, во избежание причинения дискомфорта близким).
  6. Самоконтроль и дисциплина.
  7. Целеустремленность.

Здесь приведены основные качества сильной личности. Чтобы добиться успеха в жизни, достичь некоторых поставленных целей, необходимо обладать всеми вышеперечисленными качествами.

Также основополагающим условием успеха является правильная постановка целей. Не стоит забывать, какими бы ни были средства осуществления целей, они не должны противоречить моральным, государственным и личным принципам.

Люди с сильной личностью чаще занимают руководящие должности, их с большей охотой принимают на высокооплачиваемые должности. Но это не значит, что успех обеспечен только в карьере. Сильные личности с легкостью находят общий язык внутри семьи, с друзьями, т. к. у них не возникает чувства неуверенности и самоедства, они знают свою позицию в жизни и это необременительно для окружающих, а только делает общение более приятным.

Как воспитать в себе сильную личность?

Поэтому важно стремиться развить или воспитать в себе качества сильной личности. Как воспитать эти качества? Можно обратиться к литературе по психологии, чтобы изучить способы воспитания сильной личности.

Становится понятно, что духовное начало в человеке идет неразрывно с физическим. Поэтому необходимо обратить внимание также на физическое развитие, тем более, что регулярные физические нагрузки вырабатывают выносливость, дисциплину, а это благоприятно сказывается на самооценке.

Следует выделить недостатки своей личности и поработать над их устранением. Важно также уделить внимание духовному развитию. Это очень широкое понятие. Здесь и духовная вера, и творчество, и искусство, как духовное развитие.

Для духовного развития широко используются медитативные практики. Важно периодически обращаться внутрь себя, заглянуть в душу, побыть наедине с собой, чтоб переосмыслить некоторые понятия, взвесить все плюсы и минусы, разобраться во многих ситуациях и просто передохнуть и успокоить нервы.

Каждый человек сам выбирает пути к своей душе, для некоторых – это поход к священнику, в святые места, обращение к искусству, музыке, рисованию, танцу, возможно, это просто обычная прогулка в парке. Когда все ясно и прозрачно, становится более понятно, к чему лучше стремиться, какие цели стоит выбирать и какие средства можно использовать для достижения этих целей.

Видео по теме статьи

Билет №1.

1) 1. Что такое личность? Сильная личность? Качества личности.

2) 2. Групповые нормы. Как правильно выбрать группу.

3) 3. Плановая проверка сохранности коллекций Эрмитажа выявила пропажу более 200 шедевров. О каких проблемах в духовной сфере свидетельствует эта ситуация? Аргументируй свои выводы.

Что такое личность? Сильная личность? Качества личности.

Личность - это каждый человек, который индивидуально отличается от других.

Рассмотрим данное определение более подробно. В основном людям от природы дан единый ум, то есть люди одного возраста (в общем случае), должны быть одинаково развитыми, иметь единые представления о примитивных вещах.

Так кого называют личностью? Можно заметить, сравнивая одинаковых по объему памяти, физическим и умственным способностям, воображению, людей, что они ведут себя совершенно по-разному. Данные различия практически невозможно объяснить. Но эти различия делают каждого человека личностью. Личность - это человек с индивидуальными качествами.

Личностью может быть абсолютно каждый человек, например человек с какими-то психологическими, физическими, умственными особенностями. Сильная личность А кого называют сильной личностью?

Сильная личность - это человек, который ставит себя превыше всех обстоятельств, воспринимает по-другому все сомнения и трудности. Этот человек не перенимает у кого-либо манеру одеваться, может не следовать моде, а отдаваться лишь своим собственным предпочтениям. Главное, что делает человека сильной личностью - это его собственное поведение. Кого называют личностью? Того, ведет себя так, как велят ему собственные убеждения. Он не боится, что кого-то отпугнет своим поведением, а поступает лишь так, как указывает ему его сердце.

К сожалению, в сегодняшнем мире можно встретить не так уж много сильных личностей. Каждый старается что-то перенять у другого, поступить так, как делают остальные. Страх и предубеждение - вот что мешает человеку отступить от навязанных норм и делать так, как нужно ему. Как стать сильной личностью? Кого называют личностью? Человека, имеющего целостный внутренний мир. Но даже личность может превратиться в копию кого-то, то есть потерять свои индивидуальные качества и особенности, стать частью толпы. Но и наоборот, личность может превратиться в сильную личность. Тот самый человек, кого можно назвать личностью, должен сделать первый большой шаг на пути к преодолению ненужных принципов и норм. Он может победить тенденциозность, перестать следовать другим. Человек, который может открыто встать против всего общества, направленного против него, защитить свои собственные взгляды на жизнь, свои устои - это человек, который является сильной личностью.

История показывает, что к сожалению, быть сильной личностью - не всегда значит быть хорошим человеком. На уроках обществознания говорят о такой сильной личности, как Адольф Гитлер. Однако, сильной личностью была и Коко Шанель, которая не только добилась огромных успехов в своем деле, но и убедила людей, которые сначала не понимали ее, что она все делала правильно.

4) Групповые нормы. Как правильно выбрать группу.

1 ОТВЕТ: Правила поведения, регулирующие отношения между членами группы. Санкции- высказать свое отношение, выговор устный, игнорировать, похвалить, улыбнуться, пожать руку... Общение - способ передачи информации, знаний, умений, чувств. Помогает открытость человека, мешают комплексы. Зарождаются из-за возникновений противоречий по поводу материального объекта или взгляда, идеи. Протекает: в виде конфронтации (скрытая форма, внутреннее состояние) и открытых действий: ссора, ругань, спор, драка...
2 ОТВЕТ Допусти, возьмем отдельную группу людей.. не большую.. допустим класс. В классе всегда есть свои законы, правила и каждый в классе их придерживается. В класс приходит новенький, если он не нравится коллективу, потому что не выполняет требования группы или вызывает у них агрессию, они могут применить свои "санкции"...допустим не общаться с ним, некоторые могут его обижать, гнобить и прочее..

Билет №2.

1. Индивидуальность (определение).

2. Что такое общение. Каковы его цели?

3. Есть такое выражение: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому». Чему тебя научили твои родители? Чему ты хотел бы ещё научиться?

Индивидуальность (определение).

Индивидуа́льность (от лат. individuum - неделимое, особь) - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. Существует мнение, что "индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают" (А.Г. Асмолов).В психологии этот термин употребляется при описании 2-х явлений:индивидуально-психологических различий (индивидуальность как своеобразие психологических свойств человека)иерархической организации психологических свойств человека (индивидуальность как высший уровень этой организации по отношению к индивидному и личностному) (см. интегральная индивидуальность).Во втором случае индивидуальность определяется единством свойств человека, а в первом - только отличительными его свойствами

Что такое общение

Общением называют взаимные деловые и дружеские отношения людей. При этих взаимоотношениях своими словами, видом и поведением люди оказывают влияние на мысли и чувства друг друга.

У разных людей разные способности к общению. Одни общаются легко и не только сами получают в процессе общения удовольствие, но и без особых усилий создают и поддерживают у других людей хорошее настроение. Иные, наоборот, вносят напряжённость, портят настроение себе и другим.

Как правило, мы с первого взгляда способны воспринять человека и почувствовать своё отношение к нему: интерес, симпатию, неприязнь и т. п. С этого и начинается общение.

Учёные считают общение самой первой и самой главной формой отношения человека к окружающему миру. Вначале с помощью общения ребёнок добивается понимания своих желаний мамой, другими близкими людьми, затем начинает не просто выражать свои желания, но и учитывать желания других, ведь от них зависит удовлетворение его собственных.

Так с первых дней жизни человек приобретает опыт общения прежде всего с членами своей семьи, родными и близкими. Если этого не происходит, у ребёнка возникают серьёзные отклонения в развитии.

В книгах описаны десятки случаев, когда дети были вскормлены и воспитаны дикими животными. Когда этих детей находили, то начинали заниматься с ними, учили их говорить и понимать людей. Но все попытки свидетельствовали об одном и том же: ребёнок, выросший без общения с людьми до пяти-шести лет, не может уже развиваться как человек .

Каковы цели общения

Нет такой деятельности, которая не требовала бы общения. Ведь общаться можно и с человеком, и с природой, и с любимым питомцем, и с книгой, и даже со своими игрушками.

Некоторые приёмы общения мы повторяем изо дня в день, и они превратились в ритуальные (обязательные) действия. Ритуальное общение помогает в типичных, повторяющихся ситуациях. Например, вы здороваетесь с учителем в начале каждого урока, вставая из-за парт. Или некоторые из вас каждое утро целуют своих бабушек, провожающих внуков в школу.

Что происходит с людьми в результате общения? Принимая и усваивая информацию, передавая свою информацию в ответ, люди меняются. Каждый из участников общения после него не такой, каким был до его начала. Вот почему целью и результатом общения можно считать и развитие самого человека.

Билет №3.

5) 1. Познание мира и себя (определение).

6) 2. Виды и средства общения.

7) 3. Что ты посоветовал бы другу, с которым поссорился, изменить в своих взаимоотношениях, чтобы в следующий раз избежать конфликта? Что бы ты посоветовал при этом самому себе?

Познание мира и себя

Человек, взаимодействуя с окружающим миром в процессе разнообразной деятельности (труд, учёба, общение, игра), активно познаёт его.

Познание мира начинается с пространства, в котором ты живёшь и действуешь. В городе или селе в постоянном общении ты видишь разные стороны жизни людей, трудовую деятельность взрослых. Посильное участие в труде (в семейном хозяйстве, учёбе) расширяет твои представления о мире труда, мотивах участия в нём людей, помогает в поиске трудового занятия.

Основной канал знаний об окружающем мире для подростка - учёба в школе, общение со сверстниками. О школе речь пойдёт дальше.

Общение со сверстниками не только обогащает новой, значимой информацией, но и помогает найти ответы на волнующие тебя, сокровенные вопросы. Вспомни, что ты чаще всего обсуждаешь с друзьями: события в стране, твоём регионе; отношения с ровесниками, взрослыми; содержание книги, кинофильма. Как это общение помогает тебе познавать окружающий мир, влияет на его восприятие?

Познание мира тесно связано с познанием человеком себя.

Интерес к своему «я» человек начинает испытывать очень рано. «Я сам!» - говорит трёхлетний малыш, тем самым подчёркивая, что ему под силу сделать самостоятельный шаг. Подросток уже стремится найти ответы на такие главные для себя вопросы, как «Кто я?», «Каков я?», «Чем отличаюсь от других?», «Что я могу?». Некоторые взрослые вспоминают о годах отрочества с иронической улыбкой, называя свои мечты и поступки ребячеством. Между тем они хорошо понимают, что период ребячества - это чуть ли не самая важная часть жизни, часто определяющая всё будущее. Именно в это время так хочется разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими, правильно оценить себя. Задача эта сложная даже для взрослого, но ты уже сейчас можешь накапливать для этого знания и опыт.

Познание самого себя предполагает исследование человеком своих способностей и возможностей, поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать. Осознавая свои особенности, качества своей личности, человек стремится что-то изменить в своих отношениях с окружающими.

Стремление человека узнать и оценить свои способности, чтобы выжить и действовать в окружающем мире, всегда было его важной потребностью .

8) Понятие и виды общения

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью, и он уже был рассмотрен в гл. 6. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Не менее существенны отличия средств общения . Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации - это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это - язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио-и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете - оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

Билет №4.

1. Что такое самосознание? Что такое самооценка?

2. Основные стадии развития конфликта. Привести примеры.

3. На одном из занятий психолог дал задание шестиклассникам произнести речь в защиту страха. Предложи свой вариант такой речи. Какие аргументы можно привести в защиту страха (чем страх полезен)? Если ты не согласен с темой выступления, выполни следующее задание.

Что такое самосознание

Потребность понять и узнать себя способствует развитию самосознания, т. е. сознания, направленного на себя самого. Ты стремишься осознать свои сильные и слабые стороны, понять перспективы своей деятельности, взаимоотношения с окружающими тебя людьми, не только замечаешь действия и оценки других по отношению к тебе, но и стараешься их анализировать: какие оценки принять, какие отвергнуть, с чем согласиться, а против чего протестовать.

Ты можешь оценить свои физические качества («Я сильный»), практические умения («Я могу работать рубанком»), поступки («Я уважаю мнение старших»), моральные качества («Я всегда держу данное слово»). Самооценка может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой. Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей , рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от учёбы, любимого занятия. Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.

Билет №5.

1. Деятельность человека (определение)

2. Какие существуют стратегии поведения в конфликте?

3. О ком из известных людей нашего времени ты мог бы сказать, что у него богатый внутренний духовный мир? Почему?

Билет №6.

1. Основные формы деятельности человека.

2. Что такое потребности? Какие бывают потребности?

3. Алексей считает, что «слабакам» не место в жизни. Он старается доказать одноклассникам, что сильная личность никого не боится и добивается всего, чего хочет. На глазах у всех Алексей пристаёт к девочкам: дёргает их за косички, прячет портфели, разрисовывает тетрадки. А с малышами он и вовсе «смелый»: может отобрать завтрак или заставить завязывать шнурки на своих ботинках. Но почему-то взрослые называют его невоспитанным и некультурным человеком. А каково твоё мнение в связи с этим? Поясни его.

Формы деятельности

В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную . Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность .

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность .

В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность , которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую . Словом «творчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая деятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Важно подчеркнуть, что элементы творчества могут найти место в любой деятельности. И чем менее она регламентирована правилами, инструкциями, тем больше в ней возможностей для творчества.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определённые виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

Рассматривая процесс становления человеческой личности, отечественная психология выделяет следующие основные виды деятельности людей. Во-первых, это игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры - её правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Во-вторых, это учение - деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

В-третьих, это труд - вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве основного вида деятельности людей выделяют общение - установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Какие бывают потребности

Мобильный телефон, компьютер и телевизор, самолёт и автомобиль... Всё когда-то было в диковинку. До появления этих предметов человек спокойно обходился без них. Но по мере того как они распространялись, завоёвывали себе жизненное пространство, человек всё больше и больше нуждался в них, они становились ему всё более необходимыми. Проходит какое-то время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники!

Меняется мир, меняются человеческие потребности . Человек понимает, что есть что-то, без чего ему будет трудно, практически невозможно обойтись. И он начинает предпринимать какие-то шаги, чтобы получить нужное.

Например, ты услышал о новом фильме. Тебе очень захотелось его посмотреть. Что ты станешь делать? Попросишь родителей купить диск с фильмом? Возьмёшь его у друзей? Воспользуешься Интернетом? Пойдёшь в кинотеатр? В любом случае ты не будешь сидеть сложа руки. Иными словами, именно потребности заставляют человека действовать.

Человеку необходимы воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых. Он заботится о том, как выжить самому и продолжить свой род. Это биологические потребности . Такие потребности ещё относят к физиологическим или материальным.

Но для того чтобы стать личностью, занять своё место в обществе, этого явно недостаточно. Поэтому говорят о социальных потребностях : потребности в общении, в труде. Человек не станет счастливым, если не сможет реализовать свои способности, не найдёт своё место в жизни.

Человек испытывает духовные потребности в познании окружающего мира, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.

Потребности возникают вновь и вновь. С изменением жизни у людей появляются новые потребности и новые способы их удовлетворения. Потребности во многом определяются условиями, в которых человек живёт. Это касается даже биологических потребностей. Голод независимо от того, в каком обществе человек живёт, должен быть утолён, т. е. нужно поесть. Но что и как? За столом с помощью ножа и вилки съесть вкусно приготовленную пищу или есть руками сырое мясо? Согласись, существует разница.

Ни одну потребность невозможно удовлетворить раз и навсегда. Она возникает снова, заставляя человека создавать новые возможности для её удовлетворения.

Билет №7.

1. Что составляет духовный мир человека (определение).

2. В чем суть золотого правила морали?

3. Назови, в каких профессиях, специальностях чтение составляет основное звено трудовой деятельности, а в каких применяются математические расчёты. С какими профессиями связаны умения, приобретаемые на школьном уроке «Рисование», а какие предметы учат понимать мотивы поведения людей?

Духовный мир человека

Духовный мир - это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. Он формируется в процессе удовлетворения духовных потребностей, т. е. в процессе познания (приобретения знаний). Духовный мир каждого человека уникален. Духовно богатый человек стремится к новым знаниям.

Мысли - это важная составляющая духовного мира человека; способность мыслить - отличительная черта человека. Содержание человеческого мышления в основном составляют понятия, суждения, умозаключения. Мысль, выделяющая совокупность предметов по их общим признакам, называется понятием .

Среди чувств особую группу составляют высшие чувства. К ним относятся нравственные (чувство долга, справедливости, возмущения бесчестным поступком, любовь к труду), эстетические (чувство наслаждения, радости от общения с прекрасным - природой, произведениями искусства) и интеллектуальные чувства (переживания, связанные с познанием окружающего мира).

Билет №8.

1. Конституция РФ

2. Ступени российского образования

3. Назови особенности поведения своих сверстников, свидетельствующие о появлении у них чувства взрослости.

Конституция РФ

Конституция РФ - главный нормативный акт, обладающий высшей юридической силой на всей территории России. Она провозглашает и гарантирует права, свободы и обязанности человека и гражданина, она определяет основы общественного и государственного строя, федеративное устройство государства, а также устройство государственной власти. Цели, провозглашённые Конституцией, мы уже уяснили. Теперь следует отметить её основные задачи.

Конституция, утверждают учёные, решает три главные задачи:

1) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;

2) упорядочить государственную власть;

3) утвердить правосудие.

Ступени образования

Общее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.

Основная школа (основное общее образование) начинается с 5 класса.

Окончив 9 класс, ты получишь аттестат об основном общем образовании.

После его получения ты сам будешь решать, поступать ли тебе в колледж или училище, где начнётся твоя профессиональная подготовка. Если захочешь, ты можешь продолжить учиться в школе и получить среднее (полное) общее образование. Оно необходимо тому, кто решит получать высшее образование - поступать в институт, университет, академию и т. д.

Не получив высшего образования, нельзя, к примеру, стать врачом, юристом, инженером, психологом, учёным.

А первые самостоятельные шаги к вершинам знаний ты делаешь в школе.

Билет №9.

1. Как правильно выбрать профессию. Какую роль в этом играет поддержка близких?

2. Что такое страх?

3. Что ты думаешь о следующем высказывании писательницы Н. Долининой? «Когда-то я думала, Пущину повезло: благодаря великому поэту он вошёл в историю. Теперь, прочитав письма, воспоминания, книги о декабристах, иногда думаю: это Пушкину повезло. Он встретил в жизни человека такой чистоты, такого душевного тепла и бескорыстия, как Пущин! И всё-таки не просто повезло. Он сам выбрал этого человека среди остальных и сумел душевно заработать эту дружбу».

Выбор профессии

Выбор деятельности зависит от интереса к ней, твоих способностей и склонностей. Некоторые из твоих сверстников включаются в деятельность по примеру друзей, в частности увлекаются компьютерными играми. Другие примеряют на себя престижные роли: мальчики - программиста или банкира, девочки - фотомодели. Незнание требований к той или иной деятельности, неумение оценить свои способности могут впоследствии привести к неудаче, разочарованию в выбранной профессии. Причём в правильном и успешном выборе деятельности заинтересован не только сам человек, но и общество в целом. Вот что писал А. П. Чехов в записной книжке: «Бездарный учёный, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких учёных, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги - это его истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплётчик, любитель учёности. Тайно по ночам он занимается наукой».

Есть труд, который рассматривается подростками как недостойный, нетворческий (например, помогать ухаживать на ферме за животными, убирать свой двор и т. п.). Но как смогут люди обходиться без этого труда?

В школе и дома тебе говорят: «Будешь хорошо учиться - перед тобой откроются все дороги. Выбирай любое дело». Это верно, но общество не в состоянии пока обеспечить всех творческим трудом. Есть много профессий, которые не являются творческими и увлекательными, но они очень нужны людям. Да и любая деятельность содержит в себе множество нетворческих моментов. Педагог проверяет тетради, балерина упражняется в технике танца. Ты сам можешь дополнить этот перечень.

Что такое страх

О страхе написано очень много. Страх - одна из вечных проблем человека. Его испытывают все люди. Это одна из эмоций, причём довольно опасная.

Чего обычно боятся люди? Боли, смерти, болезни, наказания, потери близких и т. д. Общее у всех страхов то, что неприятность ещё не наступила, а человек уже ждёт её и испытывает страдание. Опасность ещё только угрожает, а страх уже ползёт мурашками по спине.

Чувство страха знакомо не только людям. Его испытывают и животные. Сильный испуг иногда называют животным страхом. Оттенков (вариантов проявления) страха достаточно много.

Имя Фобоса, сына бога войны, дало название необъяснимому страху. Постоянную боязнь чего-либо называют фобией. Таких фобий (страхов) насчитывается огромное множество. Кто-то боится выходить из дома, кто-то боится темноты, кто-то - незнакомых людей, собак и т. д. Иногда фобии принимают характер болезни.

Но у страха есть и полезное назначение. Он служит предупреждением об опасности. Страх позволяет сосредоточить внимание на источнике тревоги, требует осторожности. Не будь его, во многих случаях беспечность могла бы принести много вреда человеку или даже погубить его.

Чтобы страх не взял над нами верх, важно постараться понять, в чём его причина. Не случайно народная мудрость гласит: «У страха глаза велики». Это значит, что страх затмевает истину, мешает нам видеть мир таким, каков он есть.

Древних людей страх преследовал повсюду. В древнегреческих мифах говорится, что от брака Афродиты, богини красоты и любви, и Ареса, вероломного бога войны, родились сыновья Деймос (ужас) и Фобос (страх). Арес, как и его сестра Эрида - богиня ссор и раздоров, старался разжечь вражду, несправедливые и жестокие войны.

Билет №10.

1. Какие отношения называются межличностными? Что лежит в основе межличностных отношений?

2. Что такое гуманизм?

3. Недавно в одной из школ твои ровесники-шестиклассники обсуждали вопрос: «Для чего нужна школа сегодня?» И вот к каким выводам они пришли: «Школа нужна, во-первых, чтобы передать знания от старших к младшим; во-вторых, чтобы выработать нужные для жизни умения; в-третьих, чтобы научить какой-то профессии».

Что такое гуманизм

Человеческое отношение к миру можно назвать гуманным. Это слово происходит от латинского корня homo - человек. Гуманное - значит, великодушное, доброе, уважительное по отношению к людям. Для гуманного отношения к человеку характерны готовность понять другого, стремление видеть в нём равного себе, достойного уважения человека.

Каждый хочет, чтобы по отношению к нему проявляли уважение, ценили его достоинства и прощали недостатки. А часто ли ты готов проявить эти же качества к другим людям? Готов ли ты простить близкого тебе человека за невольную обиду? Разделяешь ли ты заботы и тревоги своих родных? Переживаешь ли несчастье друга как своё собственное?

От корня homo происходит и слово «гуманизм». В словаре можно прочитать, что гуманизм - это определённая система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливого общества.

Идеалы гуманизма волновали и вдохновляли писателей, художников и философов на создание прекрасных творений во славу человека. Для гуманизма характерны интерес к человеку, вера в его способности и творческие возможности. Гуманизм - это не только определённое отношение к миру и человеку в нём, но и принцип (определённое правило) поведения. Истинный гуманизм предполагает ответственность человека за все свои действия.

В ходе истории представления о том, какие качества людей достойны уважения, менялись, но во все времена достойные поступки отличали от недостойных. Сама жизнь человеческая рассматривалась как ценность. Это благоговейное отношение нашло отражение в нравственных заповедях многих религий «Не убий...».

Билет №11.

1. Виды межличностных отношений.

2. Семья. Типы семьи

3. Как ты понимаешь английскую пословицу «Цена работника - его зарплата»?

Семья и типы семьи