Каким образом философия изменить мир. Каким образом философия может изменить мир. Земля под ногами

Интервью с д-ром филос. наук А. И. Макаровым, профессором ВолГУ

Сегодня, когда произносится слово «философ», люди часто представляют себе либо мудрого старца, либо кабинетного ученого, изучающего абстрактные вопросы. Чем занимается современный философ, в чем заключается его деятельность?

Современные философы занимаются изготовлением текстов лекций, статей и устных выступлений для академической публики, и реже - для широкой публики. Лично меня интересует развитие философии и за границами академического сообщества. Философские исследования отличаются от исследований гуманитарных наук тем, что они ведутся вокруг вопроса об истине, о том как на самом деле устроено сущее, то есть всё существующее. Философствование - это искусство мыслить о любом предмете, это, прежде всего, метод мышления.

«Быть философом», «работать философом», «заниматься философией» - это синонимы?

«Заниматься философией» и «быть философом» соотносятся как причина и следствие. Работать философом - это нонсенс, философия требует досуга, свободы, а не работодателя и работника. Вообще слово «работа» в русском языке однокоренное со словом «раб». В этом смысле работать - это быть занятым целями работодателя, заниматься отчужденным трудом. Если вы ставите свои собственные цели, то вы не работаете, а трудитесь или служите. У философа, художника и любого творческого труженика нет работодателя в тот момент, когда и разворачивается творческий процесс. Творчество не терпит обязательств, оно требует свободы.

Что повлияло на лично Ваше решение стать философом: Вы нашли философию, философия нашла Вас, … - как это произошло?

Я не принимал таких решений. И я не знаю, нашла ли меня философия. Узнаем об этом через 100 лет.

В наши дни приходится слышать, что прогресс требует все более точных и узкоспециализированных наук. Философия явно не входит в их число. Нужна ли современному миру и современному человеку философия? Может ли философия изменить мир?

Нужна, и даже больше, чем в XIX веке, например. Философия - это искусство мышления и мировоззренческая система, ориентирующая человека в мире. Мир стал шире, и поэтому узкие науки не способны выполнить функцию ориентирования в реальности. Ее способны выполнить идеологии, но они вызывают у современных людей закономерные опасения. Философия, в отличие от других идеологий, содержит в себе программу самокритики. И это делает ее более осторожной в отношении результатов поиска истины. Философ не «ходит в Истине», не одержим истиной и поэтому более адекватен будущему времени, которое делает многие бывшие истины небывшими.


Что в Вашей жизни изменила философия?

Она изменила строй мыслей, сделала сознание более рациональным, придала устойчивость состояниям осознанности

Вы часто говорите о счастье. А можете ли Вы назвать себя счастливым человеком?

Счастливых людей не бывает. Счастье - это временное состояние, состояние соединенности тебя со значимым Другим до такой степени, что ты становишься частью некоего целого. Такое соединение частей в целое не может быть постоянным в условиях жизненной динамики.

Есть ли у вас «настольная книга»? Любимые авторы?

На столе у меня стоит компьютер, в котором я и читаю разные книги. Из философов я чаще всего обращаюсь к идеям Платона.


Однажды Лев Толстой в Ясной Поляне предложил своим гостям написать список из десяти любимых философов. И сам его написал. Если бы Вам предложили написать такой список, кого из философов Вы бы в него включили?

Как сказал Уайтхед, вся западноевропейская философия - «лишь заметки на полях Платона», хорошим дополнением к Платону являются Плотин, Бл.Августин, Руссо, Кант, Ницше, Хайдеггер, Шестов, а из современных - Розеншток-Хюсси и Бодрийяр,

В сети можно встретить такую историю: как-то, разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него: «Куда следует идти за мукой или за маслом?» Юноша бойко ответил: «На рынок!» - «А за мудростью и добродетелью?» Юноша растерялся. «Иди за мной, я покажу!» - пообещал Сократ. А где бы Вы посоветовали искать мудрость? Куда бы позвали человека сегодня?

За мудростью нужно идти в Библиотеку, а за добродетелью - в Церковь.

Что бы Вы в заключение пожелали нашим читателям?

Осознанной жизни и справедливого общества.

Введение. 3 1. История развития философии 6 2. Понятие «бытие», формы существования бытия 9 3. Каким образом философия может изменить мир 11 Заключение 19 Список литературы 20

Введение

Философия - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания], теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы. Профессиональные философы нередко высказывают мнение о не существовании общепринятого определения философии, равно как и общепринятого представления, о её предмете, поскольку само признание той или иной теории или методологии является философской процедурой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего сущего - универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия - одной из основных философских категорий. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои. Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и другие, в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах. Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём». В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». Хайдеггер в первой лекции своего курса «Основные понятия метафизики», последовательно рассмотрев взаимоотношения философии с наукой, мировоззренческой проповедью, искусством и религией, предложил при сущностном определении философии отталкиваться не от них, а от высказывания немецкого поэта Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Тем самым признав фактически не только возможность, но в данном случае и необходимость использования «взгляда со стороны» (поэзии) для философии. Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности». Современные белорусские философы определяют философию, как «особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях». Современное понимание философии, согласно которому философия -это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и её результат. Цель работы – рассмотреть, каким образом философия может изменить мир. В связи с этим в работе поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть историю развития философии; 2. определить понятие «бытие» и его формы существования; 3. ответить на вопрос «каким образом философия может изменить мир».

Заключение

Настоящее единство предполагает применение философии на личном и психологическом уровнях, соединение каждого аспекта своей жизни. Такое единство становится частью нашего существования, оно не требует каких-либо подтверждений своей подлинности. Наши интуиция и действия оказываются в согласии с нашей душой. Нам необходимо знать, что мы делаем, и делать то, что знаем. Мы должны служить образцом для подражания, моделью не только для своих детей, но и для друзей, для партнеров. Претворять в жизнь каждую свою добрую мысль. Использовать свой разум для решения текущих проблем. Выражать любовь к ближним, протягивая руку помощи тем, кто в этом нуждается. Отдавать часть своего дохода и времени на благотворительные цели. Небольшой талант, направленный на использование в жизни, ценится гораздо выше, чем большой талант, растрачиваемый впустую.

Список литературы

1. «Философия» Лавриненко В.А., М., 2007г. 2. «Философия» Исторический и систематический курс. Канке В.А. М., 2004г. 3. «Философия» Родчанин Е.Г. М., 2000г.

1. Что такое мировоззрение? Из каких потребностей возникает мировоззрение?

2. Какую роль в мировоззрении играют убеждения и идеалы?

3. Что такое картина мира?

4. В чем заключаются особенности мифологического мировоззрения?

5. На каких предпосылках формируется религиозное мировоззрение? В чем его специфика?

6. Чем отличается философское мировоззрение от предшествующих типов мировоззрения?

7. Перечислите основные функции философии.

8. Может ли философия изменить мир? Может ли она оказать влияние на человека?

9. Что такое монизм, дуализм, плюрализм.

10. Дайте определение материализма, назовите его разновидности и представителей.

11. Дайте определение идеализма, назовите его разновидности и представителей.

12. Дайте определение дуализма, назовите его представителей.

Раздел 2. История философии

1. В чем проявляются особенности древневосточной философии?

2. Что представляют собой Веды и Упанишады?

3. Назовите основных представителей древнеиндийской и древнекитайской философии.

4. Назовите основных представителей досократической философии.

5. Раскройте сущность философии Сократа.

6. Раскройте сущность философии Платона.

7. Раскройте сущность философии Аристотеля.

8. Основные ступени и основные черты средневековой философии.

9. В чем сущность патристики и кто её основные представители?

10. В чем сущность патристики и кто её основные представители?

11. В чём проявились особенности философии эпохи Возрождения?

12. В чем сущность философии Нового времени кто её основные представители?

13. Назовите особенности и основные направления философии ХХ века и современной философии.

14. Охарактеризуйте основные этапы развития и основные направления русской философии.

МОДУЛЬ II.

Раздел 3. Философия бытия

1. Раскройте философский смысл категории бытия и покажите разные подходы в её понимании.

2. Назовите основные формы бытия. В чём проявляется их взаимосвязь?

3. Дайте понятие диалектики. Чем отличаются объективная и субъективная диалектика?

4. Раскройте понятие закона и категории, дайте их классификацию.

5. Как изменялись представления о материи в истории философии?
Чем определялись эти изменения?

6. В чем заключается отличие естественнонаучного и философского определения материи?

7. Может ли существовать материя без движения?

8. Может ли существовать движение без материи?

9. Как связаны между собой движение и покой?

10. Почему более сложные формы движения материи нельзя свести к более простым?

11. Дайте философское определение пространства и времени.

12. Чем отличаются друг от друга различные концепции пространства и времени?

13. Какие естественнонаучные теории можно привести в подтверждение различных концепций пространства и времени?

14. Чем отличаются пространственно-временные характеристики в живой и неживой природе?

15. Почему представления о пространстве и времени исторически изменяются? Можно ли в таком случае говорить об объективности пространства и времени?

16. Как образ жизни людей отражается в их представлениях о пространстве и времени?

17. Что такое отражение как общее свойство материи?

18. Как изменяется способность материи к отражению на разных ее уровнях?

МОДУЛЬ III.

Раздел 4. Философия познания

1. Как решалась проблема сознания в истории философии?

2. Какие факторы сыграли решающую роль в возникновении сознания?

3. Чем отличается сознание человека от психики животных?

4. В чем заключается идеальность сознания?

5. В чем проявляется общественная и историческая сущность сознания?

6. Какова структура бессознательного т его роль в психической жизни человека?

7. В чём различие основных познавательных ориентаций: познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма?

8. Что такое скептицизм? Назовите его представителей. Какую роль играет скептицизм в развитии познания?

9. Какие причины лежат в основе агностицизма?

10. В чем заключается диалектика процесса познания? Как связаны между собой субъект и объект познания?

11. Возможно ли достижение истины в процессе познания?

12. Существует ли объективная истина?

13. В чём состоит диалектика абсолютной и относительной истины?

14. В чем выражается конкретность истины?

15. Каковы критерии научности познания?

16. В чём состоит специфика эмпирических исследований?

17. Какие существуют средства научного исследования?

18. Каково взаимодействие исследователя и средств познания?

19. Раскройте методы построения идеального объекта.

20. В чём заключается проблема математизации и теоретизации науки?

21. Почему компьютер стал основой нового мировосприятия?

22. В чём состоит специфика социального познания?

МОДУЛЬ IV.

Раздел 5. Философия человека

1. Дайте определения понятий «человек», «индивид», «личность»

2. В чём видят смысл жизни различные философские направления?

3. Раскройте понимание смысла жизни в философии гедонизма.

4. Каково отношение к проблеме смысла жизни в экзистенциализме?

5. Каковы подходы к проблеме смерти в философии?

6. Что утверждает теология о смерти тела и бессмертии души?

7. Что говорили о смерти М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр?

8. Как решалась проблема свободы личности в различные исторические эпохи и в различных концепциях?

9. Каков подход к вопросу об исторической необходимости и свободе воли в фатализме, волюнтаризме и материалистическом детерминизме?

10. В чём состоит проблема одиночества?

11. Дайте определения морали и нормам нравственности.

12. Каковы были представления о совершенном человеке в различных культурах

13. Какова роль искусства в формировании личностных качеств человека?

14. В чём заключаются причины возникновения религии и каковы ее социальные и психологические функции?

15. Какое место занимает религии в современном мире?

Раздел 6. Социальная философия

1. Какие элементы структуры общества выделяли философы разных эпох?

2. Перечислите и проанализируйте законы истории, сформулированные К. Марксом. Как они связаны с основными законами диалектики?

3. Каким образом О. Конт связывал развитие общества с развитием
мышления? Проанализируйте его закон трех стадий.

4. Перечислите основные направления натурализма в понимании
законов общественного развития.

5. Как в историческом процессе соотносятся единичное и общее,
какие стороны диалектики единичного и общего абсолютизировали натуралисты и историцисты?

6. Назовите основные подходы к определению структуры истории.
Ваше отношение к ним?

7. Какой критерий, на ваш взгляд, необходимо положить в основу
периодизации истории?

8. Какие существовали субъекты истории. Как на этот вопрос отвечали различные философы?

9. Когда субъектом истории становится личность?

10. В чём заключается кризис современной цивилизации?

11. Дайте понятие глобальных проблем человечества.

12. Перечислите интерсоциальные проблемы, проблемы, возникшие в отношениях общества и природы и проблемы, возникшие в отношениях общества и человека

13. В чём заключается духовный кризис и каковы перспективы его преодоления?

14. Каковы место и роль России в истории человечества?

15. Назовите основные способы предвидения.

16. В чем причина возникновения утопического мышления?

17. Какое различие между утопией и идеологией?

18. В чём заключаются основные идеи теории коммунизма К. Маркса?

19. Раскройте теорию «третьей волны» О. Тоффлера.

20. Какой деятельностью занимается Римский клуб?

21. В чем выражаются взгляды экологического оптимизма и экологического пессимизма на будущее?

22. В чём состоит ускорение общественного развития, в чём его причины и каковы перспективы?

23. Какое будущее ожидает нас?

24. Каковы прогностические возможности социальной философии?

Примерные задания к контрольным работам

Контрольная работа № 1

1. Что такое мировоззрение? Назовите исторические формы мировоззрения, особенности мифологического и религиозного мировоззрения.

2. В чем особенность философского мировоззрения? Что изучает философия?

3. Почему философы разделились на два лагеря: материалистов и идеалистов?

4. В чем заключается философское понятие материи? Может ли существовать материя без движения? Обоснуйте ответ.

5. Движение и покой: в чем их единство и различие?

6. Какие принципы лежат в основе классификации форм движения материи Ф. Энгельса? Можно ли считать, что современное, более глубокое представление о движении материи перечеркивает эти принципы?

7. Если представления о пространстве и времени исторически из меняются, можно ли считать их объективными?

8. Какие факторы лежат в основе возникновения сознания? Какую роль играет каждый из них?

9. Чем отличается сознание человека от психики животных?

10. В чем заключается общественно-историческая сущность сознания?

11. Почему существуют сомнения в возможности познания мира? Что такое скептицизм и агностицизм? Назовите представителей этого направления.

12. В чем заключается единство логического и чувственного по знания?

13. Объясните различия понятий «объективная реальность» и «объективная истина».

14. В чем заключается единство абсолютной и относительной истин?

15. Как формировался диалектический взгляд на мир? Чем он

16. отличается от метафизического его понимания?

Контрольная работа № 2

1. Что является предметом социальной философии?

2. Как понимали общество в эпоху античности и в Новое время?

3. Как понимали общество и его структуру Г. Гегель и К. Маркс. Дайте оценку теории общественно-экономической формации.

4. Как связаны между собой общество и природа? Может ли человек устранить свою зависимость от природы?

5. Какие причины лежат в основе современной экологической ситуации? В чем ее суть?

6. Раскройте диалектику природных и социальных предпосылок
общественного развития.

7. Почему общество изменяется, развивается? Что лежит в основе
этого изменения? Что побуждает людей к действию?

8. Что, по вашему, определяет развитие общества: общественное
бытие, общественное сознание, их взаимодействие или нечто другое?
Аргументируйте свой ответ.

9. Раскройте основные подходы к выделению структуры истории.

10. Какие вы знаете способы предсказания будущего? Возможно
ли вообще предсказание будущего и, если возможно, то при каких
условиях?

11. Перечислите основные подходы к определению сущности человека. Ваше отношение к ним?

12. Как связаны между собой человек (личность) и общество? Человек живет для общества или общество для человека?

13. Как соотносятся в человеке природное (биологическое) и социальное начала? Что, по вашему мнению, является определяющим?

14. Что значит «свобода личности»? Есть ли пределы свободы? Как
связаны между собой свобода и ответственность?

15. Как в социальной философии решается проблема будущего человечества?

Упражнения

1. Найдите ошибки в рассуждениях Аристотеля: «В поисках истины надо отправляться от того, что всегда находится в одном и том же состоянии и не поддается никакому изменению. А таковы небесные тела: они ведь не кажутся то одними, то иными, а всегда одними и теми же, и не причастны никакому изменению».

2. «Движение тел ‑ это не данная в восприятии реальность, но некоторая идеальная категория, с помощью которой мы описываем изменения в группе чувственных представлений» (К. Пирсон). Дайте философскую оценку взглядам К. Пирсона. Каково соотношение между чувственными восприятиями движения и самим движением?

3. Со всеми ли положениями данного рассуждения можно согласиться? «... По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства... Общие всякой материи качества ‑ это протяженность, делимость, непроницаемость, способность иметь фигуру, подвижность, или свойство передвигаться всей массой» (П. Гольбах).

4. Гераклит критиковал Гомера: этот мудрейший из эллинов, сказавший: «Да исчезнет вражда среди Богов и людей», не понял, что с исчезновением борьбы исчезнет все. Согласны ли вы с Гераклитом?

5. Согласны ли вы с таким определением материи? Как определите философскую позицию автора? «То, что мы называем материей, есть только закономерная связь элементов (ощущений)» (Э. Мах).

6. А. Блок писал в стихотворении «На поле Куликовом»: «И вечный бой! Покой нам только снится... Покоя нет!» Можно ли этот поэтический образ перенести на философское понимание мира?

7. Гейзенберг писал: «Время возникло вместе с миром, оно, стало быть, принадлежит миру, и поэтому в то время, когда не существовало Вселенной, не было и никакого времени». Согласны ли вы с ним? Какие мировоззренческие выводы можно сделать из этого высказывания?

8. Как вы понимаете смысл следующего высказывания С. Н. Трубецкого: «...два фактора определяют степень психического развития человека: его мозг и его общество»?

9. Какие особенности сознания имел в виду Ф. Энгельс, когда писал: «Мы, несомненно, “сведем” когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу, но разве этим исчерпывается сущность мышления?»

10. «...Человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет» (Ф. Бэкон). Проанализируйте высказывание Бэкона. От какой ошибки познания предостерегает философ?

11. Чем обусловлена особенность практики, о которой говорится ниже: «...Не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления» (В. И. Ленин).

12. «...Для разыскания истины надо хотя бы раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение» (Р. Декарт). Согласны ли вы с автором? Какую роль играет в познании сомнение? В каком случае сомнение может привести к агностицизму?

13. Согласны ли вы с Гельвецием, который утверждал: «Знания человека никогда не могут достигнуть большего, чем дают ему чувства. Все, что недоступно чувствам, недоступно для ума». Приведите факты, подтверждающие или опровергающие эту концепцию.

14. «...Достаточно было бы увеличить или сократить число чувств, чтобы заставить нас высказать суждения, совершенно отличные от тех, которые нам привычны» (Э. Б. Кондильяк). Верно ли это? Почему у человека пять чувств?

15. Как вы относитесь к следующему положению Н. А. Бердяева: «Не существует законов природы, которые как тираны, господствуют над миром и человеком. Существует лишь направление сил, которые при данном соотношении действуют однообразно по результатам. В первооснове этих сил лежит духовное начало». Можете ли вы опровергнуть этот тезис?

16. Прокомментируйте следующее высказывание Аристотеля: «...Государство есть общество людей, соединившихся между собою с целью возможно наилучшей жизни».

17. Как вы относитесь к следующему высказыванию М. Бахтина: «...Три области человеческой культуры ‑ наука, искусство и жизнь ‑ обретают единство только в личности, которая приобщает их к своему единству»?

18. Прокомментируйте следующее высказывание Э. Фромма: «Разум, благословение человека, является и его проклятием».

19. Прокомментируйте высказывание Н. А. Бердяева: «Как существо, принадлежащее двум мирам, и способное преодолевать себя, человек ‑ существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности».

20. Как вы относитесь к высказыванию А. Шопенгауэра: «Оптимизм...

представляется мне не только нелепым, но и бессовестным воззрением, горькой насмешкой над безмерными страданиями человечества»?

21. .Согласны ли вы с И. Кантом: «Когда смотришь на жизнь большинства людей, то кажется, что человеческое существо создано для того, чтобы подобно растению впитывать в себя соки, и расти, продолжая свой род, наконец, состариться и умереть. Из всех существ человек менее всего достигает цели своего существования»?

22. Прокомментируйте следующее высказывание Л. Фейербаха: «...Животное живет единой, простой, а человек двоякой жизнью».

23. Как вы понимаете высказывание Гегеля: «Как представляющего живое существо, человека можно принудить, т.е. можно подчинить власти других его физическую и вообще внешнюю сторону, но свободная воля сама по себе не может быть принуждена»?

24. Согласны ли вы со следующим высказыванием Л. Фейербаха: «Отдельный человек как нечто обособленное, не заключает в себе человеческой сущности ни как в существе моральном, ни как в мыслящем»?

25. Как вы понимаете положение К. Маркса: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»?

Прокомментируйте следующее высказывание И. В. Гете: «Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда радоваться, если он обладает мужеством чувствовать себя в этом целом». Согласны ли вы с данным высказыванием?

Как бы вы прокомментировали положение Н. А. Бердяева: «Личность в человеке есть результат борьбы»?

Что имел в виду Э. Фромм: «В развитии человеческой расы степень осознания человеком самого себя как отдельного существа зависит от того, насколько он освободился от ощущения тождества клана и насколько далеко продвинулся процесс его индивидуализации»?

Как вы понимаете высказывание Ф. Шлегеля: «Только человечеству в целом, а не отдельному человеку может быть приписана вполне позитивная свобода и способность воздействовать на мир и завершать его»?


Список литературы для письменной творческой работы

(Конспектирование и письменный анализ текста)

Августин А. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М.: Ренессанс, 1991.

Аристотель Политика. Афинская полития. М.: Мысль, 1997.

Арон Р. История и диалектика насилия. М., 1993.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993.

Барг М. А. Эпоха и идеи: становление историзма. М., 1987.

Бахтин М. М. Проблема поэтики Достоевского. М.: «Художественная литература», 1979.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: «Художественная литература», 1990.

Белл Д. Социальные рамки индустриального общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

Бердяев Н. А, Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Международные отношения, 1990.

Бердяев Н. А. Смысл истории. М.. Мысль, 1990.

Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990.

Булгаков С. Н. Основные проблемы теории прогресса // Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1993.

Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.

Булгаков С. Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука 1991.

Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Соч. В 2 т. М., 1977. Т. 1.

Вебер М. Объективность социально-научного и социально-политического познания // Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989.

Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.

Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М.,-К.: REFL-book-ИСА, 1994.

Виндельбанд В Избранное. Дух и история. М., 1995.

Виндельбанд В. История философии. СПб., 1997.

Вундт В. Проблемы психологии народов // Психология народов и масс. СПб., 1995.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. М., 1988. (Часть вторая).

Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 2000.

Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.

Гегель Г. В. Ф. Философия истории. СПб., 1993.

Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Гоббс Т. Левиафан, или материя форма и власть государства церковного и гражданского // Соч. В 2 т. М., 1991. Т. 2.

Гоббс Т. Человеческая природа // Избранные произведения в 2-х т. Т. 2. М., 1964.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера. М.: АСТ, Астрель. 1995.

Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Общество. Культура. Философия. М., 1983.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Мысль, 1991.

Дильтей В. Введение в науки о духе. М., 1983.

Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Молодая гвардия, 1991.

Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Социология. М., 1995.

Зиммель Г. Индивид и свобода // Избранное. В 2 т. М.: Юрист, 1996. Т. 2.

Зиммель Г. Как возможно общество // Избранное. В 2 т. М.: Юрист, 1996. Т. 2.

Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии // Избранное. В 2 т. М.: Юрист, 1996. Т. 2.

Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры; О сущности культуры; Изменение форм культуры; Конфликт современной культуры // Избранное. В 2 т. М.: Юрист, 1996. Т. 1.

Зиммель Г. Проблема исторического времени // Избранное. В 2 т. М.: Юрист, 1996. Т. 1.

Зиммель Г. Человек как враг // Избранное. В 2 т. М., 1996. Т. 2.

Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1992. (Раздел 2).

Ильин И. А. О России. М.: Студия «Тритэ»-«Рос. архив», 1991.

Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.

Интеллигенция в России // Вехи. Интеллигенция в России. М., 1991

Камю А. Бунтующий человек: Пер. с фр. М., 1990.

Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993.

Кассирер Э. Натуралистическое и гуманитарное обоснование философии культуры // Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. Ч. 1 // Избранное. Опыт о человеке. М.-СПб: Университетская книга, 2000.

Коллингвуд Р. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

Кьеркегор С. Боязнь смерти. СПб., 1996.

Ламонт К. Иллюзия бессмертия: Пер. с англ. М., 1984.

Лебон Г. Психология масс // Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

Леви-Строс К. . Путь масок. М.: Республика, 2000.

Леви-Строс К. Первобытное мышление М.: Республика, 2000.

Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992. № 3.

Лосев А. Ф. Античная философия истории. СПб., 2000.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1990.

Лосев А. Ф. Философия имени // Из ранних произведений М., 1990.

Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры // Материалы к курсу теории литературы. Тарту, 1973. Вып. 2.

Макиавелли Н. Государь // Избр. соч. М., 1982.

Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление М., 1991.

Мандевиль Б. Исследование о природе общества // Мандевиль Б. Басня о пчёлах. М., 1974.

Маркс К. Письмо П.В. Анненкову 28 декабря 1846 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 27.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 42.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 3.

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рэндерс Й., Беренс Ш. Пределы роста. М., 1991

Мережковский Д. Больная Россия. Л., 1991.

Мерло-Понти М. Философия и социология // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1.

Мечников Л. И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1924.

Монтескье Ш. О духе законов. М., 1999.

Мор Т. Утопия. М., 1978.

Нагель Э. Детерминизм в истории // Философия и методология истории. М., 1977.

Ницше Ф. Антихристианин. Опыт критики христианства // Сумерки Богов. М., 1989.

Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994.

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Соч. В.2 т. М., 1990. Т. 1.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Пер. с нем. М., 1990.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Дегуманизация искусства. М., 1991.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М.: Наука, 1991.

Парсонс Т Система современных обществ. М., 1997.

Парсонс Т. Введение. Заключение // Американская социология. М., 1972.

Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.

Платон. Диалоги. СПб.: Азбука, 2000.

Поппер К. Нищета историцизма // Воросы философии. 1992. № 8 ‑10.

Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М.: Феникс, 1992. Т. 2.

Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.

Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб., 1997.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб, 1911.

Риккерт Г. Философия истории // Философия жизни. Киев, 1998.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Об общественном договоре. Трактаты. М.: КАНОН-Пресс, 1998.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

Сен-Симон Избранные произведения: В 2 т. М., Л., 1948.

Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1962.

Соловьев В. С. Кризис западной философии // Сочинения в 2 т., Т. 2. М.: Мысль, 1988.

Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения в 2 т., Т. 1. М.: Мысль, 1988.

Соловьев В. С. Смысл любви // Сочинения в 2 т., Т. 2. М.: Мысль, 1988.

Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Сочинения в 2 т., Т. 2. М.: Мысль, 1988.

Сорокин П. А. Общая социология // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Мысль, 1992.

Сорокин П. А. Проблема социального равенства (о национальном вопросе) // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Мысль, 1992.

Сорокин П. А. Революция и социология // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Мысль, 1992.

Сорокин П. А. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Мысль, 1992.

Сорокин П. А. Социокультурная динамика // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. 1992.

Сорокин П. А. Человеческая личность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Мысль, 1992.

Спенсер Г. Социальный организм // Опыты научные, политические и философские Киев: Современный литератор, 1998.

Тард Г. Социальная логика: Пер. с фр. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

Тейлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.

Тейяр де Шарден П. Гимн Вселенной // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

Тойнби А. Дж. Постижение истории: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.

Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997

Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

Утопия и утопическое мышление: Перевод. М.,1991.

Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.

Франк С. Л. Крушение кумиров // Сочинения. М.: Правда, 1990.

Франк С. Л. Непостижимое // Сочинения. М.: Правда, 1990.

Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фрейд З. Проблемы метапсихологии // Фрейд З. Психология бессознательного: Перевод. М.,1989.

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Фрейд З. Психология бессознательного: Перевод. М.,1989.

Фрейд З. Я и Оно. М.-Харьков, 2001.

Фридман и Хайек о свободе. Минск, 1992.

Фромм Э. Душа человека: Перевод. М., 1992.

Фромм Э. Искусство любви. М., 1990.

Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.

Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.

Хейзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс-Академия, 1992.

Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой души // Шафаревич И. Р. Есть ли у России будущее? М.: Советский писатель, 1991.

Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Шопенгауэр А. Метафизика половой любви // Избранные произведения. М., 1992.

Шопенгауэр А. Свобода воли и основы морали. М., 1992.

Шпенглер О. Закат Европы: Перевод. Новосибирск: Наука, 1993.

Юм Д. Трактат о человеческой природе. Т. 1-2. М.: Канон, 1995.

Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии.1988. № 1.

Юнг К. Г. Человек и его символы. СПб.: БСК, 1996.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.

Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.

Тематика рефератов, докладов, сообщений,

курсовых работ

1. Специфика познания общества.

2. Критерии истинности социального знания.

3. Представления об обществе в древневосточной философии.

4. Социальная философия Платона и Аристотеля.

5. Проблема «естественного состояния» людей в философии Нового времени.

6. Учение об обществе Б. Мандевиля, А. Смита и Сен-Симона.

7. .Проблема соотношения гражданского общества и государства: Г. В. Ф. Гегель и Т. Пейн.

8. Общество как социальный организм в учении О. Конта и Г. Спенсера.

9. «Исторический материализм» К. Маркса.

10. Учение К. Маркса об общественно-экономической формации и его структуре.

11. К. Маркс об основных недостатках буржуазного общества.

12. Сущность и структура общественных отношений в философии

К. Маркса.

13. Философические письма» П. Я. Чаадаева.

14. Представление о структуре общества и историософия А. С. Хомякова.

15. «Византизм» в философии К. Н. Леонтьева.

16. Социальная философии В. С. Соловьева

17. Понятия «общность» и «общество» в учении Ф. Тённиса.

18. «Витальный» и «трансвитальный» уровни жизни в теории Г. Зиммеля.

19. «Закрытое» и «открытое» общество в учении А. Бергсона.

20. Проблемы социальной философии в работах П. А. Сорокина.

21. Проблема метода познания общества в работе О. Шпенглера «Закат Европы».

22. Зарождение философской веры как «ось мировой истории» в философии К. Ясперса.

23. Метод структурализма в познании общества.

24. Деятельностный подход в социальной философии

25. Роль синергетики в социальном познании.

26. Биосфера и ноосфера в работах Вернадского и современной философии.

27. Особенности познания истории

28. Критерии истинности социального знания.

29. «Мир как история» и «мир как природа» в учении О. Шпенглера.

30. Философия провиденциализма Августина Блаженного и его последователей.

31. «Вечная идеальная история» Д. Вико как постоянный закон исторических изменений.

32. Философия истории Г. Гегеля и его теория «хитрости исторического разума».

33. Законы общественного развития в философии К. Маркса.

34. Законы социальной динамики О. Конта.

35. Закон «Вызова-и-Ответа» А. Дж. Тойнби как диалог человечества с божественным Логосом.

36. Эволюция общества в философии Г. Спенсера.

37. Натурализм о законах общественного развития.

38. Антипозитивизм и историцизм о специфике социального познания. История как история мысли в философии Р. Д. Коллингвуда.

39. Религия как главный исторический фактор в философии
П. Я. Чаадаева.

40. Русская историософия.

41. «Византизм» и «славизм» в философии К. Н. Леонтьева.

42. Соловьёв об истории как процессе восстановления богочеловеческого единства.

43. Смысл истории в философии Н. А. Бердяева.

44. Философия истории Л. П. Карсавина.

45. Идея цикличности истории в социальной философии.

46. «Закон трёх стадий» и периодизация развития общества в философии О. Конта.

47. Три периодизации истории в работах К. Маркса.

48. Доистория, история и мировая история в периодизации К. Ясперса.

49. Теория традиционного, индустриального и постиндустриального общества.

50. «Три волны» истории в учении О. Тоффлера.

51. Теория прогресса и ее кризис в современной философии. Проблема критерия общественного прогресса.

52. Донаучные формы постижения будущего: гадание, астрология, эсхатология и апокалипсис.

53. Утопии и утопическое мышление.

54. Проблема возможности построения коммунизма.

55. Проблема социогенеза.

56. Социально-философские концепции коэволюции природы и общества и устойчивого развития.

57. Проблема соотношения естественных и социальных законов.

58. Формирование представлений о субъекте истории в философии
Г. Гегеля, К. Маркса, О. Тьерри.

59. Концепция социальной стратификации.

60. Массы, массовое сознание и массовое поведение.

61. Проблема гениальных личностей.

62. Проблема развития индивидуального субъекта.

63. Проблема свободы.

64. Понятие культуры в истории философии.

65. Диалог культур.

66. Повседневный образ жизни и праздник.

67. Взгляды на государство и политику в истории философии.

68. Проблема генезиса государства.

69. Социально философские аспекты феномена власти.

70. Общественное и индивидуальное сознание.

71. Закономерности общественной психологии.

72. Проблема сущности идеологии и ее роли в обществе.

73. В.Парето об идеологии как о ложном сознании.

74. Проблема человека и его сущности в социальной философии.

75. Проблема человека в русской религиозно-идеалистической философии.

76. Современная философская антропология.

77. Диалектика биологического и социального в процессе становления человека.

78. Дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке.

79. Человек как результат естественной и социальной эволюции.

80. Современные представления о социализации.

81. Суггестия как средство социализации:

82. Б. Ф. Поршнев о суггестии и контрсуггестии;

83. Роль суггестии в доцивилизованном обществе;

84. Суггестия и контрсуггестия в современном обществе и основные формы ее проявления.

85. Проблема смысла жизни человека.

86. Роль полового диморфизма в человеческом обществе.

87. Любовь как философская проблема.

88. Проблема семьи в социальной философии.

89. Социальная философия о субъектах истории.

90. Проблема этноса, в социальной философии.

91. Проблема диалога культур.

92. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности.

93. Масса как субъект истории.

94. «Толпа» и «публика» как два вида масс в философии Г. Тарда.

95. Проблема гениальных личностей.

96. Проблема развития индивидуального субъекта.

97. Развитие мышления и самосознания как факторы развития субъективности.

98. Проблема свободы в западной философии.

99. Свобода общества и свобода личности в отечественной философии.

100. Диалектика свободы и справедливости, свободы и равенства, свободы и ответственности. Фатализм и волюнтаризм.


Примерные вопросы к экзамену

1. Мировоззрение и его структура. Типы мировоззрения и их специфика.

2. Основной вопрос и основные проблемы философии. Материализм, идеализм, дуализм, агностицизм.

3. Объективный и субъективный идеализм, их единство и различие. Основные представители объективного и субъективного идеализма.

4. Философия в Древней Индии и в Древнем Китае. Веды и Упанишады. «Книга перемен» и её роль в развитии китайской философии.

5. Основные ступени становления античной философии.

6. Средневековая философия как «служанка богословия». Патристика и схоластика.

7. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения.

8. Формирование понятия материи в истории философии. Философское и естественнонаучное представление о материи.

Ниже приводим 10 философских теорий, которые могут изменить представление о мире.

1. Великое оледенение

Великое оледенение – теория о том, что наша Вселенная движется к своему концу.

Согласно этой идее, Вселенная располагает ограниченным запасом энергии, который, наконец, исчерпается, что приведет к абсолютной мерзлоте. Подразумевается, что тепловая энергия производится при движении частиц, а теплопотеря – естественный процесс, вследствие которого движение частиц замедляется и, видимо, в один прекрасный день все остановится.

2. Солипсизм

Солипсизм – философская теория, согласно которой, не существует ничего кроме индивидуального сознания. На первый взгляд нелепое утверждение. Как можно полностью отрицать существование мира вокруг нас? Но если подумать, то единственное, в чем вы можете не сомневаться, это ваше собственное сознание. Не верите? Задумайтесь на минутку и вспомните свои реалистичные сны. Разве не может быть такого, что все вокруг вас это невероятно сложный сон? Здесь можно возразить: нас окружают люди и вещи, в которых мы не можем сомневаться, потому что мы их слышим, видим, чувствуем их запах и вкус. Но люди, принимающие, например, ЛСД, точно также уверены, что могут коснуться своих наиболее убедительных галлюцинаций, хотя мы настаиваем на «нереальности» их видений.

Ваши сны имитируют ощущения, которые воспринимаются так же, как и информация, полученная от различных участков мозга. Если размышлять в заданном направлении, то в каких аспектах бытия мы можем не сомневаться? Ни в одних. Уверенности нет ни в курице, которую вы съели на ужин, ни в клавиатуре под пальцами. Каждый из нас может быть уверен лишь в собственных мыслях.

3. Философия субъективного идеализма

Джордж Беркли, отец идеализма, утверждал, что все существует как идея в чьей-то голове. Многие считали его теорию глупой, даже некоторые товарищи философа. История гласит, что один из его недоброжелателей с закрытыми глазами пнул ногой камень и сказал: «Так я это опроверг!» Подразумевалось, что если камень действительно существовал лишь в его воображении, то он не мог бы его пнуть с закрытыми глазами. Опровержение Беркли сложно для понимания. Он настаивал на существовании всемогущего и вездесущего Бога, который видит все и сразу. Правдоподобно?

4. Платон и логос

Платон – самый известный философ в мире. Конечно, у него были свои мысли о реальности. Он утверждал, что за пределами воспринимаемой нами реальности, лежит мир «идеальной» формы. Все, что мы видим, это лишь тень, имитация того, что есть на самом деле. Платон говорил, что, изучая философию, у нас появляется шанс мельком увидеть все так, как есть в действительности, обнаружить совершенные формы воспринимаемого. В дополнение к этому потрясающему заявлению, будучи монистом, Платон, утверждал, что все сотворено из единого вещества. То есть, по его словам, алмазы, золото и собачьи фекалии – все состоит из одного и того же базового материала, но в иной форме. С научным открытием атомов и молекул это утверждение в какой-то степени подтвердилось.

5. Презентизм

Время это то, что мы воспринимаем как само собой разумеющееся, и в каждый конкретный момент, как правило, делим его на прошлое, настоящее и будущее.

Презентизм утверждает, что прошлое и будущее это воображаемые понятия и лишь настоящее реально. Иными словами, и сегодняшний завтрак, и каждое слово в этой статье прекратит существовать после того, как вы ее прочитаете, пока вы не откроете её снова. Будущее мнимо, потому что время не может существовать до и после того, как произошло, согласно утверждениям Августина Блаженного.

6. Этернализм

Этернализм – полная противоположность презентизма. Это философская теория, основанная на многослойности времени. Все время существует одновременно, но измерение определяется наблюдателем. То, что он видит, зависит от того, на что он смотрит. Таким образом, динозавры, Вторая мировая война и Джастин Бибер – все существует одновременно, но может наблюдаться только в определенном месте. Если придерживаться такого взгляда на реальность, то будущее беспросветно, а свобода воли – иллюзия.

7. Мозг в банке

Мозг в банке – мысленный эксперимент, занимающий мыслителей и ученых, которые, как и большинство людей, считают, что человеческое понимание действительности зависит исключительно от субъективных ощущений.

Представьте, что вы просто мозг в банке, на который воздействуют инопланетяне или сумасшедшие ученые. Как вы можете об этом узнать? И можете ли вы отрицать вероятность того, что это ваша реальность? Такова современная интерпретация теории «злого демона» Декарта. Этот мысленный эксперимент приводит к аналогичному выводу: мы не можем подтвердить фактическое существование чего-либо, кроме нашего сознания.

Если вы сейчас вспомнили фильм «Матрица», то лишь потому, что эта идея легла в основу научно-фантастического боевика. Только в реальности у нас нет красной таблетки.

8. Теория Мультивселенной

Каждый современный человек хотя бы раз слышал о «мультивселенной» или о «параллельных вселенных». В соответствии с этой гипотезой, многие из нас (теоретически) представляют себе параллельные миры, похожие на наш, с небольшими (или значительными) различиями.

Теория Мультивселенной предполагает, что может существовать бесконечное число альтернативных реальностей. К примеру, в одной из них вас уже убил динозавр, и вы лежите в земле. А в другой – вы могущественный диктатор. В третьей, возможно, вы еще не родились, так как ваши родители еще не встретились.

9. Вымышленный реализм

Это самая увлекательная версия теории мультивселенной. Супермен реален. Да, Гарри Поттер тоже может быть реален. Это учение, учитывая бесконечное число вселенных, утверждает, что все должно где-то существовать. Таким образом, все наши любимые фантастические и фэнтезийные выдумки это могут быть описания альтернативных вселенных, в которых все необходимое сошлось в одном месте, чтобы возможный мир реализовался.