К психофизиологическим факторам не относятся. Психофизиологические факторы условий труда. Биологические факторы производственной среды и трудового процесса

Классификация опасных и вредных факторов.

Что такое вредный фактор.

Что такое опасный фактор

Опасный производственный фактор (ОПФ) – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения состояния здоровья человека или даже смерти.

В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельных вредных ПФ могут стать опасными и привести к травме. Например длительное воздействие шума, превышающего предельно допустимый уровень приводят к развитию производственного заболевания – аневризм слухового нерва.

Вредные производственные факторы (ВПФ) – факторы среды и трудового процесса, воздействие которых на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

ВПФ влияют:

1) физические факторы

4) факторы трудового процесса: тяжесть напряженность.

Опасный фактор - фактор среды обитания, способный при определенных условиях привести к травме или любому другому внезапному, резкому ухудшению здоровья че­ловека. Вредный фактор - фактор среды обитания, способный при определенных условиях вызвать заболевание при длительном воздействии на человека или оказать негативное воздействие на его потомство.

Согласно ГОСТ 12.0.003-74 выделяют четыре группы опас­ных и вредных факторов (опасные факторы выделены курсивом):

1) физические факторы

Температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловые излучения, электростатические поля, в том числе геомагнитное поле земли, электромагнитные поля промышленности частотой 50Гц, электромагнитные излучения радиомагнитных диапазонов, в том числе лазерное и УФ излучение.



Ионизирующие излучение (αβγ)

Производственный шум, ультразвук

Вибрация (общая или локальная)

Аэрозоли (пыли, обычно фиброгенного действия)

Освещение (отсутствие или недостаток)

Электро-заряженные частицы воздуха.

2) химические факторы – вредные вещества, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом или для контроля которых используют методы химического анализа.

3) биологические факторы: микроорганизмы – продукты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные организмы.

4) факторы трудового процесса: тяжесть напряженность

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на: физические перегрузки, нервно-психические перегрузки. Нервно-психические перегрузки это - умственное перенапряжение, перенапряженность анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки.

Тяжесть труда (в широком смысле)- это степень совокупного воздействия всех факторов рабочей среды на здоровье человека и его работоспособность. Тяжесть труда характеризует физиологическую «стоимость» (цену) работы, то есть степень функционального напряжения организма при выполнении любой работы, как умственной, так и физической.

Классификация труда по тяжести и напряженности включает два подхода:

1. физиологическая классификация, основанная на физиологических характеристиках напряжения функций организма и утомления;

2. профессиографическая характеристика трудовой деятельности, основанная на описательных характеристиках труда.

Тяжесть труда(в узком смысле) - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, перемещениями в пространстве, рабочей позой.

По показателям тяжести трудового процесса различают следующие классы условий труда:

1. Оптимальный(легкая физическая нагрузка)

2. Допустимый(средняя физическая нагрузка)

3. Вредный(тяжелый труд 1-ой и 2-ой степеней).

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы.

По показателям напряженности трудового процесса различают следующие классы условий труда:

1. Оптимальный(напряженность труда легкой степени, требующая затрат энергии до 174,1 Дж/с).

2. Допустимый(напряженность труда средней степени - от 174,1 до 290,5 Дж/с).

3. Вредный(напряженность труда 1-ой и 2-ой степеней - более 290,5 Дж/с).

Напряженность также можно оценивать по изменению уровня функционирования соответствующих систем организма сравнительно с исходным состоянием оперативного покоя оператора.

Критериями степени напряженности является выраженное нарушение адекватности физиологических реакций, резкое снижение точности, быстродействия и надежности оператора, ведущее к дезорганизации деятельности.

В физиологическом отношении благоприятны работы, относящиеся к 1-й степени напряженности труда, однако, при такой мобилизации функций невозможны высокая производительность и эффективность труда. Более эффективна работа при II степени напряженности труда, при которой в то же время не возникает явлений переутомления и работу можно выполнять длительное время. При III степени напряженности необходимы дополнительные перерывы или укорочение рабочего дня.

Физические;- биологические;

Химические;- психофизиологические.

К физическим опасным и вредным факторам относятся;

движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования, неустойчивые конструкции и природные образования;

Острые и падающие предметы;

Повышение и понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей;

Повышенная запыленность и загазова

Повышенный уровень шума, акустических колебаний вибраций;

Повышенное или пониженное барометрическое давление;

Повышенный уровень ионизирующих излучений;

Недостаточное освещение, пониженная контрастность освещения;

Повышенная яркость, пульсация светового потока.

2.1 Природные факторы опасности

Землетрясение;- холод;

Пожар;- водоемы;

Жара;- гроза;

Наводнение;- сильный снегопад;

Ураган;- сильный ливневый дождь;

2.2 Химические и биологические факторы опасности

Особую опасность представляют химические факторы, которые можно разделить на:

Промышленные яды (растворители, красители);

Ядохимикаты (гербициды, пестициды), используемые с/х;

Лекарственные препараты, применяемые не по назначению;

Химические вещества в быту, которые используются в качестве пищевых добавок, средств санитарии, личной гигиены;

Боевые отравляющие вещества.

В зависимости от характера действия на организм человека химические вещества делятся на:

Токсические; AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Раздражающие;

Мутагенные;

Канцерогенные;

Наркотические;

Удушающие и т.д.

Токсичные вещества – это вещества, которые вызывают отравление всего организма человека или влияют на отдельные системы человеческого организма (например, на центральную нервную систему). Эти вещества могут вызывать патологические изменения определенных органов, например, почек, печени. К таким веществам относятся такие соединения, как угарный газ, селитра, концентрированные растворы кислот или щелочей.

Раздражающие вещества – вызывают раздражение слизистых оболочек, дыхательных путей, глаз, легких, кожи (например, пары кислот, щелочей, аммиак).

Мутагенные вещества приводят к нарушению генетического кода. Это – свинец, радиоактивные вещества.

Канцерогенные вещества вызывают, как правило, злокачественные новообразования – опухоли. К таким веществам относятся асбест, никель, хром.

Наркотические вещества влияют на центральную нервную систему (спирты, ароматичные углеводы).

Удушающие вещества приводят к токсическому отеку легких (оксид азота, оксид углерода).

Примером веществ, которые влияют на репродуктивную функцию, могут быть радиоактивные изотопы, ртуть, свинец.

Сенсибилизаторы – это вещества, которые действуют как аллергены. Это – формалин, лаки на основе нитросоединений.

Отравляющими называются вещества, которые приводят к поражению всех живых организмов, особенно людей и животных.

2.3 Биологические факторы опасности

Биологическими называются опасности, происходящие от живых объектов. Носителями биологических опасностей являются все среды обитания (воздух, вода, почва), растительный и животный миры, сами люди.

Следствием биологических опасностей являются различные болезни, травмы разной тяжести, в том числе, и смертельные.

Биологическими опасными и вредными факторами являются:

Патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы и т.д.);

Растения и животные.

Бактерии – типичные представители микроорганизмов. Бактерии вездесущи и выносливы. Они не погибают ни в вечной мерзлоте, ни в космосе, не страшно для них и воздействие смертельной для человека дозы радиации.

Бактериальными заболеваниями являются: чума, туберкулез, менингит, столбняк и т.д.

Вирусы – мельчайшие клеточные частицы, состоящие из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки. Вирусы полностью зависят от обмена веществ в клетке-хозяйке.

Вирусными заболеваниями являются: оспа, грипп, корь, свинка, краснуха и др.

Патогенные грибы вызывают болезни растений, животных и человека.

Около 700 видов болезней могут вызвать тяжелые и смертельные заражения.

По степени токсичности растения делятся на:

Ядовитые (белая акация, бузина, плющ). Ядовитыми являются также побеги и семена картофеля из-за содержания соланина;

Смертельно ядовитые (белена черная, дурман, белладонна).

Животные:

Скорпионы – укол жала скорпиона очень болезнен (возникает опухоль, озноб, повышается температура);

Клещи – вызывают болезнь чесотку.

2.4. Психофизиологические факторы опасности

В процессе своей деятельности человек использует не только свои физические возможности, но и расходует значительные психологические усилия, такие как особенности характера, волю, умственные способности и другие.

Опасные факторы, обусловленные особенностями физиологии и психологии человека, называются психофизиологическими .

Психофизиологические опасности в современном мире являются следствием целостности или разлада, стойкости или дисгармонии, спокойствия или тревоги, успеха или неудач, физического и морального благополучия. На сегодня не существует ни одного фактора психофизиологических опасностей, который бы не влиял на человека. Каждый из этих факторов в зависимости от длительности действия можно отнести к постоянным или временным.

Психофизиологическими факторами потенциальной опасности постоянного действия следует считать:

1. Недостатки органов чувств (дефекты зрения, слуха и др.).

2. Нарушение связей между сенсорными и моторными центрами, вследствие чего человек не способен реагировать адекватно на те или другие изменения, воспринимаемые органами чувств.

3. Дефекты координации движений (особенно сложных движений и операций, приемов и т.п.).

4. Повышенная эмоциональность.

5. Отсутствие мотивации к трудовой деятельности (незаинтересованность в достижении целей, неудовлетворение оплатой труда, монотонность труда, отсутствие познавательного момента, т.е. неинтересная работа и т.п.).

Психофизиологическими факторами потенциальной опасности временного действия являются:

1. Недостаток опыта (появление вероятной ошибки, неверные действия, напряжение нервно-психической системы, боязнь допустить ошибку.

2. Неосторожность (может привести к поражению не только отдельного человека, но и всего коллектива).

3. Утомление (различают физиологическое и психологическое утомление).

4. Эмоциональные явления (особенно конфликтные ситуации, душевные стрессы, связанные с бытом, семьей, друзьями, руководством).

Деятельность человека можно разделить на две категории физическую и умственную.

Физическая деятельность – деятельность, связанная с конкретными предметными действиями (например, перевозка груза, инструментальное производство и т.п.).

Умственная деятельность связана с психическими процессами, во время которых человек планирует свои действия, оперируя образами и языковыми символами.

Человек в деятельности выступает как личность, которая имеет определенные мотивы и намеченные цели. Мотивами могут выступать потребности, чувства и т.п. Для осуществления деятельности необходимо иметь объект деятельности, внутренние побуждения, а также соотношение побуждение и целей человека, которые он хочет достигнуть в результате своей деятельности. Например, человека к деятельности побуждает или личное обогащение (удовлетворение своих потребностей), или невозможность физического существования бездеятельности.

В процессе труда важное значение имеют условия труда. Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека.

Согласно гигиенической классификации выделяют следующие виды условий труда:

1. Оптимальные условия - исключается неблагоприятное действие на здоровье и создаются условия для постоянно высокой работоспособности.

2. Допустимые условия - воздействие производственных факторов не превышает установленных норм, а возможные функциональные изменения носят временный характер и легко восстанавливаются после отдыха.

3. Вредные условия - из-за нарушения норм возможно воздействие производственных факторов, изменяющее функциональное состояние и приводящее к нарушению работоспособности и здоровья.

Условия труда состоят из нескольких производственных факторов. При определенном уровне этих факторов они могут приводить к нарушению здоровья.

С точки зрения негативного влияния производственных факторов на здоровье человека выделяют:

1. Опасные производственные факторы - факторы, воздействие которых при определенных условиях может привести к травме или резкому ухудшению здоровья.

2. Вредные производственные факторы - факторы, воздействие которых в определенных условиях может привести к заболеваниям или стойкому снижению работоспособности.

В ГОСТе существует классификация вредных производственных факторов:

1. Физические - повышенная или пониженная температура, увеличенная или пониженная влажность, наличие движущихся механических частей, повышенное давление, повышенный уровень шума, вибрация, действие ИИ, электромагнитные поля, лазерное излучение и др.

2. Химические:

  • По происхождению
  • органические
  • неорганические
  • По пути проникновения в организм
  • пероральные
  • ингаляционные
  • перкутанные
  • По преимущественному характеру действия
  • раздражающие
  • сенсибилизирующие (аллергены)
  • канцерогены (канцерогенное действие)
  • мутагены
  • тератогенные
  • влияющие на репродуктивную функцию организма

4. Биологические - микроорганизмы, бактерии, вирусы, риккетсии, патогенные животные, патогенные растения.

5. Психофизиологические

  • Физические нагрузки (статические и динамические)
  • Гиподинамические
  • Монотонкость труда (так называемый конвейерный труд)
  • Перегрузка отдельных систем органов (дыхательной системы, кровообращения, голосовых связок и тд.)
  • Перегрузка анализаторов (слухового, зрительного, тактильного)
  • Нервно-психические перенапряжения (эмоциональное, умственное)

Существует и другая классификация опасных и вредных производственных факторов:

1) Физические (статические и динамические) перегрузки опорно-двигательного аппарата: подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости. Пример: немеханизированный труд (погрузочно-разгрузочные работы, ремонтные работы, труд шахтеров, горняков и тд.)

2) Физиологически недостаточная двигательная активность (гиподинамия). Пример: умственный труд.

3) Физиологические перегрузки органов кровообращения, дыхания, голосовых связок. Пример: тяжелые работы в разных областях промышленности, музыканты, играющие на духовых инструментах, стеклодувы и др.

4) Нервно-психические перегрузки - умственное перенапряжение, эмоциональные нагрузки, перенапряжение анализаторов. Пример: труд операторов, диспетчеров, водителей и тд.

Понятие о профессиональных заболеваниях.

Наряду с профессиональными вредностями имеются так называемые профессиональные заболевания. Профессиональными называются заболевания, возникающие исключительно или преимущественно в результате воздействия на организм производственно- профессиональных факторов.

Классификация профессиональных заболеваний:

1. Отравления (острые и хронические) под воздействием явных токсических веществ с четким симптомокомплексом, характерным для данного отравления. Например, отравление метиловым спиртом ведет к потере зрения, бульбарным расстройствам, марганцем - к симптомам паркинсонизма.

2. Пылевые патологии

3. Кессонная болезнь

4. Вибрационная болезнь

5. Лучевая болезнь при воздействии ИИ

6. Электроофтальмии (например, при сварке без очков)

Медицинские меры профилактики профзаболеваний.

Вообще в систему профилактики профессиональных заболеваний входят технологические, санитарно-технические, организационные, архитектурно-планировочные, законодательные, медицинские мероприятия, а также использование средств индивидуальной защиты.

К медицинским мерам профилактики профзаболеваний относится проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Предварительные осмотры проводятся при приеме на работу с целью выявления противопоказаний к работе с данными производственными вредностями. Периодические медицинские осмотры проводятся систематически через определенные интервалы времени для контроля за состоянием здоровья работающих.

При проведении медицинских осмотров регламентируется:

1. Список профессиональных вредных факторов и заболеваний.

2. Периодичность медицинских осмотров, которая определяется опасностью вредного фактора. Чем опаснее вредный фактор, тем чаще проводятся периодические осмотры и наоборот.

3. Перечень врачей-специалистов, участвующих в медицинском осмотре, что определяется тропностью действия вредного фактора. Например, на производствах с повышенным уровнем промышленной пыли возникают профзаболевания - пылевые патологии с преимущественным поражением легких. Естественно, что в данном случае необходимо наличие пульмонолога среди врачей, участвующих в медицинском осмотре. На производствах с повышенным уровнем шума необходим осмотр оториноларинголога и тд.

4. Лабораторно-функциональные исследования, которые необходимо проводить для контроля за функциональным состоянием систем и органов, подвергающихся преимущественному действию вредного фактора в условиях данного производства.

5. Общие и специальные противопоказания (при приеме на работу). Общими против опоказаниячи являются беременность, подростковый возраст, наличие онкологических заболеваний, хронических инфекционных заболеваний, хронических заболеваний в стадии суб- и декомпенсации и др. К специальным противопоказаниям относятся конкретные заболевания той системы, на которую действует данный вредный фактор. Например, при работе с органическими растворителями частными противопоказаниями будут заболевания печени и системы крови, при наличии вредных факторов, действующих на легкие (пыль и др.) - патологии легких и тд.

Факторы безопасности труда

Из процесса трудовой деятельности можно выделить с одной стороны работающего человека, с другой - производство, куда включается предмет и орудия труда, а также окружающая среда.

Для защиты человека от производственных опасностей предусмотрена система безопасности труда. Эта система включает целый комплекс средств воздействия на производство и человека, направленных на предупреждение несчастных случаев.

Рассмотрим состав и взаимосвязь основных факторов безопасности труда.

Психофизиологические факторы безопасности труда

Можно выделить четыре основных фактора, определяющих индивидуальные реакции человека на производственные опасности.

Во-первых, человеку присущ целый комплекс безусловных рефлексов, которыми он неосознанно отвечает на различные опасности, угрожающие его организму. Так, при возникновении опасности повреждения закрывается глаз, отдергивается рука; при нарушении нормальных условий окружающей среды в организме возникают ответствующие реакции, направленные на компенсацию вредных воздействий и приспособление к новым условиям среды и т.д. Эти и многие другие защитные реакции организма способствуют повышению защищенности человека от различных опасностей, в том числе и производственных.

Вторым фактором, определяющим реакцию человека на опасность, являются психофизиологические качества и состояния человека. Эти качества проявляются в способности человека к обнаружению сигналов опасности, в его скрытых возможностях по реагированию на такие сигналы, в его эмоциональных реакциях на опасность и т.д. Как названные, так и другие показатели, обусловливающие возможности человека обнаруживать опасную ситуацию и адекватно реагировать на нее, зависят от его индивидуальных особенностей, и в частности от его нервной системы. На поведении человека в опасной ситуации, очевидно, сказывается также его психическое и физическое состояние. Так, состояние тревоги обычно способствует более быстрому обнаружению опасности, состояние же утомления, наоборот, снижает возможности человека по обнаружению опасности и противодействию ей.

Способность человека противодействовать опасности в труде существенно зависит и от третьего фактора - его профессиональных качеств и опыта. Здесь имеются в виду не столько навыки и умения по достижению трудовой цели, сколько навыки и умения решать такие задачи безопасно. Следует отметить, что умение безопасно работать зависит главным образом от знания рабочим своей профессии и правил безопасности труда, а также от жизненного опыта. Это дает ему возможность гибко использовать подобные факторы для успешного и безопасного решения различных трудовых задач. Этому в значительной мере способствуют и творческие возможности человека, позволяющие ему изыскивать новые пути и методы безопасного решения возникающих задач в самых разнообразных и неожиданных ситуациях.

Последний, четвертый фактор, обусловливающий возможности человека противостоять опасности, определяется степенью его мотивации к труду и его безопасности. У различных людей уровень мотивации к выполнению работы и обеспечению ее безопасности не одинаков и последний мотив имеет различный вес среди прочих мотивов, побуждающих человека к деятельности.

Итак, можно выделить четыре фактора, обусловливающих способность человека противодействовать опасности в труде.

  • 1. Чисто биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции.
  • 2. Фактор, определяющий особенности психического отражения и психических функций человека.
  • 3. Фактор, вытекающий из опыта человека, его навыков, знаний умений.
  • 4. Фактор, характеризующий направленность человека, т.е. его мотивы, интересы, установки и т.п.

Рассмотренные факторы образуют гибкую систему с взаимодополнениями и взаимными компенсациями, способствующую надежности существования и деятельности человека. При этом человек как личность не является простой суммой этих факторов, а выступает как сложная система, сложившаяся в результате их развития и взаимодействия.

Таким образом, человек является сложной самоорганизующейся системой, способной, в зависимости от сложившейся ситуации, гибко использовать свои возможности для достижения требуемого результата, подвергая себя при этом минимальному риску. Если у человека оказываются, например, невысокие биологические качества по противодействию опасности, он может компенсировать это за счет развития профессиональных умений и высокой мотивации к безопасному труду. И, наоборот, человек с высокими биологическими, психофизиологическими и профессиональными качествами по противодействию опасности из-за низкой мотивации к безопасному труду может оказаться плохо защищенным от опасности.

Психофизиологические факторы - факторы, характеризующие тяжесть и напряженность трудовой деятельности.

Тяжесть труда - фактор трудового процесса, отражающий нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечнососудистую, дыхательную и другое), обеспечивающие его деятельность, который характеризуется физической динамической нагрузкой, поднимаемым и перемещаемым грузом, стереотипными рабочими движениями, статической нагрузкой, рабочей позой, наклоном корпуса, перемещениями в пространстве.

Созданием оптимальных условий работы для предупреждения физических перегрузок занимается наука эргономика, и в данном курсе мы этот вопрос затрагивать не будем.

Напряженность труда - фактор трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работающего, который характеризуется такими показателями, как интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы.

Напряжения делятся на:

Интеллектуальное напряжение - напряженность памяти и мышления

Сенсорное напряжение - напряженность внимания, анализаторов

Монотония - напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями к концентрации и устойчивости внимания.

Политония - напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение - напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.

Напряжение ожидания - напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление - напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.

Напряженность внимания (сенсорное напряжение) характеризуется длительностью сосредоточения наблюдения, числом объектов одновременного наблюдения, количеством поступающих сигналов. Такой характер деятельности присущ работающим:

  • -с видеодисплейными терминалами,
  • - водителям транспортных средств,
  • - диспетчерам,
  • -операторам,
  • - наблюдающим за сигнализацией на пульте управления, и др.

Степень напряженности анализаторских функций для зрительного анализатора зависит:

  • - освещения,
  • - от размера объекта различения и расстояния объекта от глаз,
  • - различия в контрастности объекта различения и фона,
  • - для слухового анализатора -от шума, соотношения между уровнями речи и шума.

Освещение. Замечено, что при усиленном освещении производительность труда может повыситься даже не потому, что повысилась зрительная чувствительность, а потому, что работать в светлом помещении более приятно. Сила света, падающего на рабочее место, должна быть достаточной во избежание излишнего напряжения зрения при работе. Большая освещенность требуется в тех случаях, когда работа связана с мелкими деталями. Повысить зрительную чувствительность на работе можно не только усилением источника света, но и применением контрастов. Белое на черном при несколько пониженной освещенности может ощущаться лучше, чем белое на сером фоне при нормальной освещенности.

Плохо действует на психическое состояние человека неравномерность освещения (появление в рабочей зоне блесков, ярких световых пятен, вызывающих раздражительность и утомление). Поэтому рекомендуется использовать матовые поверхности осветительных приборов, поэтому же равномерный дневной свет (если он достаточен) лучше света искусственного.

Ранее у гигиенистов существовало мнение, что вредно одновременное сочетание искусственного освещения с естественным. Сейчас это мнение подвергается сомнению. Ясно, что сумеречное естественное освещение, требующее напряженной адаптации, - неблагоприятное условие для работы и поэтому следует вводить дополнительное искусственное освещение.

Производились специальные исследования по вопросу о том, какой свет осветительного прибора лучше влияет на работу и прежде всего на психическое состояние рабочего. Сделан вывод, что предпочтительнее белое или желтовато-белое освещение, а из цветных зеленое имеет преимущество перед синим и особенно перед красным.

Влияют на состояние человека во время работы и атмосферные условия: температура, состав воздуха, давление, движение воздуха, его физико-химические свойства и т. д.

Следующий фактор, неблагоприятно влияющий на психику,- шум. Чем сознательнее и сложнее работа, тем более отрицательно на нее действуют отвлекающие звуки. Когда рабочие действия совершаются в большей или меньшей степени автоматически (как прочно сложившийся навык), посторонние звуки, если они не резки и не разнообразны, неблагоприятного действия на состояние человека и продуктивность его труда не оказывают. На этом наблюдении основывается применение функциональной музыки.

Продолжительный и однообразный шум обладает монотогенными свойствами. Он снижает скорость и точность сенсомоторных процессов, а также внимание человека.

Эмоциональные напряжения - имеют место:

  • - при работе по напряженному графику;
  • - на поточной линии или конвейере;
  • - в потенциально опасных условиях в связи с возможностью аварийных ситуаций и риском для собственных жизни и здоровья
  • - необходимость выполнения работ при дефиците времени;
  • - когда работа связана с ответственностью за безопасность других лиц (операторы, профессии управленческого труда и другие, деятельность которых предусматривает персональную ответственность);
  • - с материалами, сырьем, оборудованием, загрязненными химическими веществами, радионуклидами и др.

Эстетический дискомфорт вызывающий эмоциональные напряжения, имеет место при работе:

  • - с трупными материалами,
  • - разложившимися биологическими тканями,
  • - естественными и патологическими компонентами,
  • - при наличии на рабочем месте стойких и труднопереносимых запахов и т.п.

Физиологический дискомфорт создает работа:

  • - в респираторах,
  • - пневматических костюмах,
  • - резиновых сапогах,
  • - фартуках и рукавицах из просвинцованной резины и т.п.

Ритм и темп работы также в определенных условиях могут оказывать неблагоприятное влияние на состояние здоровья работающего, производительность и качество труда. В процессе труда у работающих, имеющих профессиональный опыт, вырабатывается определенный ритм, экономный автоматизм движений, при которых достигается наивысшая работоспособность с наименьшими энергетическими затратами.

Важное значение для человека имеет также и темп работы. Если величина энергозатрат является показателями тяжести работы, то темп работы определяет ее напряженность. Весьма неблагоприятными с точки зрения физиологии является принудительный темп работы, даже если он слишком медленный. Наименее утомителен свободный темп. Поэтому пульсирующий ход конвейера предпочтительнее непрерывного. Нарушение ритмичности труда из-за технических и организационных неурядиц, простои, ожидание и т.п. раздражают работающего, так как приводят помимо прочего, к разрушению установившегося в центральной нервной системе стереотипа рабочих действий, вызывая раздражение и, как следствие, преждевременное утомление работающего.

Режим работы.

Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств.

Экстремальные условия - условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение.

При организации производственного процесса следует учитывать т.н. «кривую работы». В процессе рабочего дня производительность работника, связанная с его физиологическими возможностями, изменяется, и в этих изменениях можно выделить несколько периодов:

период врабатывания - в этот отрезок времени происходит нарастание производительности труда;

период высокого, стабильного уровня максимальных возможностей (в этот период утомление отсутствует);

период полной или устойчивой компенсации. Появившееся утомление приводит к некоторому снижению максимальных возможностей организма, однако их еще достаточно, чтобы волевым усилием сохранить производительность на прежнем уровне благодаря «резервным возможностям», имеющимся в организме;

период неустойчивой компенсации. При ослаблении волевого напряжения производительность снижается. Однако, несмотря на снижение «резервных возможностей» перед окончанием работы человек в ряде случаев может волевым напряжением сохранять высокий уровень производительности труда («конечный порыв»);

период устойчивого снижения производительности труда. Усиливающееся утомление настолько снижает максимальные возможности, что волевым усилием человек уже не в состоянии сохранять заданный уровень производительности труда даже в короткие интервалы времени.

Как правило, окончание этого периода наступает ко времени обеденного перерыва, после которого указанные фазы повторяются.

Чередование работ по сменам оказывает на работающего отрицательное психологическое влияние, так как требует определенной перестройки организма. (Суточные дежурства, работа только в ночную смену, без естественного света и т.п.)

Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение:

  • 1) физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие условий работы нормативным требованиям;
  • 2) биологический страх;
  • 3) дефицит времени на обслуживание;
  • 4) повышенная трудность задачи;
  • 5) повышенная значимость ошибочных действий;
  • 6) наличие релевантных помех;
  • 7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;
  • 8) дефицит информации для принятия решений;
  • 9) недогрузка информацией (сенсорная депривация);
  • 10) перегрузка информацией;
  • 11) конфликтные условия