Что плохого в школьных оценках. Ребенок и спорт. Сказка о неспортивном ребенке

Почему

ваш ребёнок

потерял интерес к учёбе?

Уважаемые родители первоклассников! Вопрос об учебной мотивации школьников волнует многих из Вас. Ваше беспокойство понятно. Ведь от того, насколько ребёнок с самого начала своей учебной деятельности будет заинтересован в получении новых знаний, зависит его успешность и самореализация в будущей взрослой жизни. В сегодняшней статье мы поговорим о причинах, которые могут вызвать потерю интереса к учёбе.

Итак, причина первая – ребёнок привык только к игровой форме занятий. Первокласснику трудно освоить обязательный предмет, если его изучение не столь интересно, как ему бы хотелось. Многие школьники склонны получать настоящее наслаждение от занятий предметом, на котором они целиком сосредоточены. В противном случае интерес к школе у таких учеников заметно угасает уже на начальном этапе обучения. Заканчивается это тем, что любознательный по природе своей и способный ребёнок надолго попадает в разряд троечников.

Причина вторая – индивидуальные особенности психики ребёнка. Широко известно разделение детей (и взрослых) на «левополушарных» и «правополушарных». Дети с доминирующим левым полушарием мозга предпочитают пошаговый анализ получаемых знаний, которые должны поступать последовательно. Они успешно справляются с изучением материала, поступающего небольшими порциями, их внимание сосредоточено на деталях, которые только постепенно складываются в целостное представление о предмете изучения. Трудности у этих детей возникают, когда взрослый требует быстрого понимания основного смысла прочитанного текста, общего представления о решаемой задаче. Для детей с доминирующим правым полушарием мозга характерно синтезирование отдельных частей информации, поступающих одновременно. Эти дети легко постигают научные, математические, гуманитарные принципы, но иногда им бывает трудно восстановить ход своих рассуждений, они проигрывают во время проверочных работ , так как испытывают затруднения при последовательном описании того, что быстро и целостно «схватили». Если они хотят получить хорошую оценку, то им приходится просто «зубрить». Очень часто они неуверенны в себе, несмотря на ярко выраженную способность образно представлять информацию об окружающей действительности. Таким образом, если учитель не принимает во внимание то, каким способом ученик перерабатывает информацию, последний может потерять интерес к учёбе.

Причина третья – индивидуальные особенности личности ребёнка. Нервная система каждого ученика по-разному реагирует на проблему решения задачи. Активные и импульсивные дети стремятся к быстрому решению. Они тянут руку и пытаются ответить на вопрос учителя, даже не дослушав его до конца. Даже если они отвечают неправильно, учителя хвалят их за то, что они принимают активное участие на уроке. Флегматики и меланхолики, скорее, не станут выкрикивать мгновенно пришедшее на ум решение задачи, они медленно, тихо и спокойно придут к верному ответу на вопрос. Но большинству учителей импонируют более активные ученики, которых они постоянно хвалят. Однако, если дети-флегматики обычно спокойно относятся к тому, что их кто-то опередил, то дети-меланхолики теряют уверенность в том, что они когда-нибудь смогут всё сделать быстро, как холерик, и аккуратно, как хочется такому ребёнку. В результате возникающей соревновательности у детей со слабым типом нервной системы снижается самооценка.

Причина четвёртая – особенности воспитания ребёнка в семье. Если родители предъявляют жёсткие требования к поведению дошкольника (особенно до трёх лет), то в школе такой ученик воспринимает ситуации, в которые его ставит учитель, как данные, не пытается отыскать свой способ решения задач, ждёт наводящих вопросов, боясь выйти за рамки заданной ситуации. А независимые в учении дети стараются любую ситуацию интерпретировать по-своему, им нравятся проблемные и творческие задания. Взрослый может ориентироваться только на пассивную или только на активную часть детей, что тоже может стать причиной потери интереса к школе.

Причина пята я – ребёнка может не устраивать организация учебной среды, начиная от слишком большого (или малого) количества соучеников до художественных элементов оформления класса.
Мы рассказали об основных причинах, которые могут спровоцировать у первоклассника потерю интереса к учёбе. Но это далеко не полный перечень. У вашего ребёнка могут быть другие причины. Поэтому каждый конкретный случай должен быть изучен психологом и педагогом школы. Не оттягивайте свой визит к специалистам. Без их помощи вам не обойтись.

Понять и помочь

Иногда начинается все, казалось бы, с незначительных вещей, на которые родители внимания не обращают. Это может быть и медленный темп работы, и трудности запоминания букв, и неумение сосредоточиться. Что-то списывается на возраст - дескать, не привык, маленький; что-то - на воспитание; что-то - на нежелание. Так упускается очень важный момент - начало трудностей. Пока их относительно просто обнаружить, они достаточно легко и без последствий поддаются коррекции, одна трудность еще не тянет за собой другую, третью... Именно в этот момент родители должны быть не только особенно внимательны, но и готовы протянуть ребенку руку помощи, поддержать его. Чем позднее вы обратите внимание на школьные трудности, чем безразличнее будете относиться к неудачам ребенка - тем тяжелее будет разорвать их порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что трудности «переползают» с одного действительно трудного предмета, который плохо дается, на все остальные.

На трудности обучения письму и чтению мы обращаем особое внимание именно потому, что с них начинается серьезное отставание ребенка, потеря интереса к учебе и веры в свои силы. Если при этом наказывают учитель – двойкой (прим. - у нас начинают ставить оценки только во втором классе) и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда. Ребенок сдается: себя начинает считать беспомощным, неспособным, а все старания - бесполезными. Теряет интерес, а значит - отставание углубляется. Психологические исследования показали, что результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. А если неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится...» А раз никогда, то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» - может еще больше испортить дело. И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть ненамеренно...) укоряющим взглядом, интонацией, жестом. Тяжелый взор и крепко сжатые губы, когда вы проверяете домашнее задание, говорят ребенку порой больше громких слов. Иногда родители оправдываются: «Да я его за оценки не ругаю, но ведь не вертеться-то на уроке может?!» Дело в том, что для ребенка не столь существенно, чем вы недовольны, за что его ругаете, в чем упрекаете - за плохие оценки или за плохое поведение, за то, что вертится на уроке, или за то, что не понял, как решить пример. Смысл один - меня ругают, значит, я плохой, ни на что не гожусь, хуже всех...

Вы, наверное, уже поняли: вряд ли можно найти хотя бы двух детей, у которых абсолютно одинаковые трудности. Даже при одинаковых причинах внешний облик школьных трудностей может быть различен. Например, у детей с недостатками звуко-буквенного анализа будут при письме не только ошибки в виде замен отдельных букв, перестановок, слияния предлогов, но и плохо сформированный почерк, замедленное письмо. Кроме того, затруднено и формирование навыка чтения: дети будут «спотыкаться», переставлять и путать буквы, а значит, плохо понимать смысл фразы и текста.
Эти же причины могут затруднять и обучение математике, особенно с того момента, когда нужно будет самому прочесть и понять условие задачи.

Главное для вас - как можно раньше понять, в чем причина школьных трудностей у вашего ребенка. Если есть возможность, то лучше обратиться за советом к врачу, логопеду или психологу - для того, чтобы правильно поставить диагноз и определить методы коррекции. Если такой возможности нет, постарайтесь разобраться сами - безусловно, с помощью учителя. Но не торопитесь с выводами, внимательно наблюдайте. Очень часто весь комплекс школьных трудностей возникает словно бы и без особой причины, а просто потому, что ребенку не по силам темп и интенсивность работы класса. А в своем индивидуальном темпе ребенок прекрасно работает! Увы, у учителя на уроке далеко не всегда есть время помогать такому ребёнку и поддерживать его темп работы.

Что же могут родители, если все же появились школьные трудности?

Первое - не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача - помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.

Второе - вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться).

Третье - ваша главная помощь: поддерживать уверенность ребенка в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать - это не помощь, а основа для новых конфликтов.
Интересоваться выполнением домашних заданий следует только при совместной работе. Наберитесь терпения. Работа с такими детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз - без упреков и раздражения. Типичны родительские жалобы: «Нет никаких сил...», «Все нервы вымотал...». Обычно эти занятия кончаются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то, бывает, и тресну». Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться - взрослый, а виноват - ребенок! При этом все родители жалеют себя и никто - ребенка...

Почему-то издавна считается: если трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении - больше читать. Но ведь эти трудные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! И поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал - вы с ним и для него. Оставьте интересный журнал, не смотрите даже «одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия для разговора по телефону или беготни на кухню.

Никогда не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все, убедитесь, что ему понятно, что и как нужно делать.

Не менее важно решить вопрос, с кем лучше работать - с мамой или папой. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край. Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из родителей, теряя терпение, вызывает на смену другого.

Ваше нетерпение, даже если вы не говорите при этом: «У меня больше нет никаких сил!» - уже укор для ребенка, подтверждение его ущербности. А именно этого мы договорились избегать!

Что нужно еще учитывать при приготовлении домашних заданий? Ребенок только в редких случаях будет знать, что ему задано. Но за этим нет злого умысла. Дело в том, что домашние задания даются, как правило, в конце урока, когда в классе шумно, а ребенок уже устал и не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне говорит, что им ничего не задали. Или он еще не умеет записать задание, не успевает - и стыдится в этом признаться.

Что можно сделать? Справьтесь о домашнем задании у школьного друга, расскажите ему, почему ваш ребенок не успел записать задание (это очень важно!).

При приготовлении домашних заданий постарайтесь, насколько это возможно, уменьшить объем письменных работ (механическое письмо, особенно многократное переписывание, сильно утомляют, а польза минимальная). Лучше оставьте время для специальных (коррекционных) занятий, для любимого дела и отдыха.

Общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 минут. И не забывайте - паузы после 20-30-минутной работы обязательны.
Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» (одна мама с гордостью сказала нам: «Если нужно,
то работаем до одиннадцати, а иногда и позже») сделать все домашние задания.

Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем; ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. Работайте только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой даже самый маленький успех подчеркните.

Самое важное при оказании помощи ребенку - это вознаграждение, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. Очень важно, чтобы родители вознаграждали ребенка не по результатам работы, которые не могут быть хорошими, а по затраченному труду. Если этого не делать, ребенок будет приступать к работе с мыслью: «Нет смысла стараться! Я все равно не получу хорошую оценку и никто не заметит моих успехов!» Вознаграждение для ребенка должно быть в конце каждой недели. Например, поход в кино, посещение зоопарка, совместная прогулка... Это приносит ему много радости и показывает: его труд тоже оценивается и вознаграждается. Только, пожалуйста, не используйте в качестве награды деньги.

Детям с трудностями в обучении необходим размеренный и четкий режим дня. Об этом подробно рассказывается в специальной статье. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

Не начинайте день с нотаций, ссоры, а прощаясь перед школой, воздержитесь от предупреждений и предостережений типа: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались» и т. п. Встречаясь после школы, лучше сказать: «Как хорошо, что ты уже пришел, будем обедать», чем спросить традиционное: «Ну, какие у тебя сегодня отметки?»

Пожалуй, самое трудное время - вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить ребенка в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками, а потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть. В таких случаях детям особенно важно расслабиться. Поэтому лучше, если папа или мама приласкает его «как маленького» и, укладывая спать, посидит рядом несколько минут, выслушает, рассеет его страхи.

Никогда не занимайтесь с ребенком школьными предметами во время каникул! (Прим. Не могу полностью согласиться с этим пунктом. Думается, что полчаса занятий ежедневно на каникулах не повредит ребёнку. Главное – чтобы занятия приносили радость или, по крайней мере, не огорчали. Нужно давать ребёнку несложные задания, с обязательным успехом в их выполнении. Помогать, но внушать, что он сам сделал. Как правило, на такие «успешные задания» во время учёбы времени не хватает.) Каникулы - для отдыха, а не для подгонки «задолженностей». Дети нуждаются в отдыхе и свободе, чтобы их неудачи забылись. Сходите все вместе в поход, отправьте ребенка к родственникам, еще что-то придумайте... Главное - сменить обстановку, чтобы ничто не напоминало детям о школе.

Итак, внимание и понимание - самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Несмотря на неудачи в учебе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут. Не стоит переоценивать необходимость вашего присутствия во время приготовления уроков. Лучше все объяснить, спланировать работу, а дальше - сам. Ведь очень важен и нужен опыт именно самостоятельной работы! Не стойте над душой - этим вы только убеждаете ребенка в его беспомощности. Не делайте постоянно замечания («Не качайся на стуле!», «Не грызи ручку», «Сядь правильно!») - они отвлекают, создают ощущение дискомфорта, неуверенности. Не отрывайте от уроков вопросами и просьбами, не подгоняйте.

И «еще одно, последнее напоминание: своевременность принятых мер увеличивает шансы на успех! Если есть возможность, проконсультируйте ребенка у специалистов и выполняйте все рекомендации.
Ваше искреннее желание помочь ребенку и совместная работа обязательно принесут плоды.

«Ученье — свет» твердили нам из года в год учителя и родители. Но наша школа уже давно осталась где-то там, позади. Теперь мы твердим эти же слова своим детям. Вот только не все школьники согласны с данным утверждением. Одни дети учатся с интересом, принося домой пятерки, а другие ни в какую не хотят браться за учебники. Почему же ребенок теряет интерес к учебе, если сначала все было хорошо?

Первые несколько классов родители просиживают за домашним заданием вместе с малышом, и это нормально. Именно так, постепенно приучая маленького школьника к самостоятельности, удается приучить его и к самостоятельной учебе. Сначала приходится контролировать весь процесс полностью, помогая и наставляя, потом нужно понемногу оставлять ребенка одного и лишь проверять, что он сделал и все ли правильно. И так шаг за шагом до 4-5 класса. К этому времени ученики становятся уже достаточно самостоятельными и в постоянном контроле не нуждаются. Но если в дневнике начали появляться тройки и двойки, а также замечания от учителей — пора, как и раньше, брать все в свои руки. Это говорит о том, что у вашего школьника что-то пошло не так. И задача родителей в подобной ситуации не в обеспечении полного контроля над выполнением домашнего задания, а в выяснении причин происходящего и их устранении.
Ребенок может потерять интерес к учебе, если он что-то не понял, на следующем уроке это недопонимание стало еще больше и так дальше, по нарастающей, пока не дошло до полнейшего безразличия к учебе. Зачем учиться и пытаться сделать заданное на дом, если все равно ничего не получается? Если причина в непонимании предмета или темы, вы легко это увидите. Потребуется ваша помощь или занятия с репетитором. Нельзя сказать, что подтянуть ребенка по какому-то предмету легко. Особенно тяжело, если речь идет о подростках 12-14 лет, у которых часто наблюдается рассеянность и недостаточная внимательность. От вас потребуется много терпения и времени. И самое важное — не ругайте юного школьника за то, что он не понимает объясняемое вами. Не сравнивайте его ни с кем, не ориентируйте на отличников. Так вы лишь занизите самооценку ученика и усугубите проблему.

Другое дело, если причина не в предмете, а в личных проблемах школьника. Если он поссорился с другом, влюбился или лишился звания лидера в классе, переживания из-за происходящего выйдут на первое место, отстранив учебу на задний план. В этом случае придется как-то выяснить причину происходящего, узнать, что именно беспокоит юного школьника. После этого постарайтесь помочь ему найти самый правильный выход из сложившейся непростой ситуации, решить задачу. Не сможете сами — сходите к психологу. Порой взаимоотношения в классе обретают такие формы, что даже родителям подобные задачки не по силам, а что уж говорить о ребенке.

Третья причина — это общий настрой в классе или даже в школе. Если лидеры класса демонстрируют свое наплевательское отношение к учебе и тянут всех остальных учеников за собой, придется приложить немало усилий, чтобы переубедить ребенка не идти на поводу у таких людей. Проявить себя, не пойти за коллективом — это очень тяжело, и может даже случиться так, что вам придется сменить школу. При решении данной проблемы нужно быть особенно осторожными, поскольку настраивая ребенка на учебу, вы можете настроить против него весь класс. Увы, современные школьники — это просто нечто непонятное и порой страшное. Будьте осторожны, продумывайте тщательно каждый шаг.

Как видите, причин бывает много, и самое важное для вас — это правильно понять своего ребенка, найти его слабое место и сделать его сильнее. Ведь если правильно и точно поставлен диагноз, то полдела уже сделано.

Жили-были папа и мама, и было у них трое детей. Родители и старшие дети были людьми спортивными - все вместе делали зарядку, катались на велосипедах, мама с папой в теннис по выходным играли, старший ребенок с четырех лет регулярно ходил в бассейн, средний - с пяти лет в хоккейной секции занимался. А вот младший оказался совершенно неспортивный. Что только родные ни делали, чтобы приобщить его к здоровому образу жизни...

Делай как мы

В семье было принято по утрам, невзирая ни на что, делать зарядку. Как только малыш начинал ходить, родители своим примером старались пробудить в ребенке интерес к выполнению упражнений. Старший, а потом и второй малыш охотно присоединялись к родителям, сначала неловко и неумело подражая движениям родных, а затем привыкли и стали делать зарядку каждый день, самостоятельно подбирая упражнения. А Неспортивный ребенок каждый раз ложился на диван или ковер и с удовольствием наблюдал за родными, даже давал им советы, но совершенно не хотел присоединяться. Не помогали ни предложения изобразить веселых зверушек под музыку, ни пример старших детей, ни увещевания о пользе зарядки для здоровья, ни убеждения, что так можно стать сильнее, ни просмотренные по теме фильмы, мультфильмы, прочитанные сказки.

Пытались родители научить Неспортивного ребенка кататься на велосипеде. Однако ни трехколесный, ни четырехколесный, ни тем более с двумя колесами не вызывал у него ни малейшего желания научиться на нем ездить. Малыш кричал, что боится, устал, ему тяжело. Все попытки усадить его на велосипед заканчивались скандалом: родители сердились, чадо падало и плакало.

Так и остался мальчик вечным пассажиром на багажнике родительских велосипедов.

Пусть его научат

«Раз мы не можем сами его приобщить к спорту, - решили родители, - то пусть его физическим воспитанием займутся профессионалы». И повели младшего ребенка в спортивную секцию. Начали с бассейна, во-первых, чтобы был под присмотром старшего, а во-вторых, плавать полезно и для осанки, и для нервной системы. Но у Неспортивного ребенка оказалась аллергия на хлорку, после занятий в бассейне он становился вялым и сонным, а вовсе не бодрым, а с наступлением холодов вообще стал часто простужаться.

Тогда родители повели карапуза в хоккейную секцию, рассудив, что раз среднему там нравится, то, может, и младший заинтересуется. Пока новичков учили кататься на коньках и отрабатывали с ними основные приемы игры, Неспортивный ребенок на занятия ходить соглашался. Но как только начались командные тренировки, мальчик стал плакать и отказывался заниматься. Тренер объяснил расстроенным родителям, что хоккей - командная игра, в которой игроку надо все время учитывать ситуацию, подстраиваться под товарищей. А Неспортивный ребенок не в состоянии справиться с предъявляемыми требованиями, и, чувствуя, что подводит остальных, он постоянно испытывает стресс. И лучше бы ему попробовать себя в другом виде спорта, индивидуальном.

Подумав немного, мама и папа решили отдать Неспортивного ребенка в секцию борьбы, рассудив, что знание приемов пригодится в жизни, если что - постоять за себя сможет.
Но, не-смотря на подходящее, по мнению тренеров, телосложение, Неспортивный ребенок и там не задержался. Тренер попросил родителей забрать малыша, потому что тот постоянно нарушал дисциплину: ему было очень скучно повторять одно и то же упражнение много раз.

В общем, побывал этот самый малыш еще в нескольких спортивных секциях, но не проходило и месяца, как его просили прекратить посещать занятия либо он сам отказывался на них ходить. В полном отчаянии родители обратились за консультацией к детскому психологу.

Важно!
Оптимальное время для занятия спортом - раннее утро или вечер. Утром лучше идти на занятие натощак, вечером - как минимум через полтора часа после еды и не менее чем за два часа до сна.
Не отпускайте ребенка в секцию, если у него даже слегка поднялась температура или появились другие признаки воспалительного процесса.

На заметку: Ребенка с хроническими заболеваниями не стоит отдавать в секции:

Бокс
-Регби
-Американский футбол
-Карате

Откуда берутся неспортивные дети?

В последние десять лет идея здорового образа жизни настолько захватила умы и сердца людей, что стало даже как-то неприлично не заниматься никаким видом спорта для собственного оздоровления. И современные родители стремятся как можно раньше приобщить своих детей к занятиям спортом. Например, для новорожденных существуют не только специальная зарядка, но и программа развивающих занятий в бассейне, а для детей постарше предлагается целый спектр спортивных занятий. Но что делать, если на все попытки приобщить ребенка к спорту он отвечает сопротивлением?

Мне часто приходится слышать от взрослых жалобы на нежелание детей заниматься спортом. Больше всего из-за неспортивности ребенка переживают родители мальчиков. Считается, что мальчик должен обязательно заниматься спортом - это влияет на формирование мужественности, мужских качеств личности. Но что плохого в том, что мальчик тяготеет к спокойным занятиям, требующим размышлений и тишины? Сами по себе занятия спортом не сделают ребят более ответственными и надежными.

Еще родители переживают, что ребенок теряет интерес к занятиям, как только у него что-то перестает получаться или выясняется, что надо приложить усилия для достижения результата. С одной стороны, я понимаю тревогу мам и пап: ведь если ребенок уже в таком возрасте пасует перед трудностями и не стремится добиться успеха, то что же от него ожидать дальше. С другой - можно понять и ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте перед детьми и без занятий спортом ставится много «непростых» задач: обучение в школе (а для многих учеба начинается гораздо раньше - с 3-4 лет), приобретение навыков общения со сверстниками, добавляет сложностей и растущий организм. Поэтому часто занятия спортом воспринимаются ребенком как еще одна неприятная обязанность.

Для многих детей спорт важен как возможность избавиться от накопившейся энергии, дать выход эмоциям, и только для некоторых - это способ самоутвердиться, достигнув каких-либо успехов. Часто бывает, что предлагаемые родителями виды спортивных занятий не соответствуют ни интересам, ни темпераменту ребенка. Условно можно выделить несколько типов неспортивных детей.

Родители отдают детей в спортивные секции, чтобы:

Росли крепкими, сильными, здоровыми;
-было, где выплеснуть избыток энергии;
-умели ставить цели и добиваться их;
-развивать волю и выносливость;
-научились преодолевать страх;
-учились общению в новом коллективе;
-оправдали надежды родителей;
-приобрести в будущем высокооплачиваемую профессию.

Непоседа.
Ему хочется быстрого результата и постоянной смены деятельности. Этому ребенку не подходят виды спорта, требующие упорных и длительных тренировок, например гимнастика или фигурное катание. Такому малышу подойдут занятия, позволяющие находиться в постоянном движении, например велосипед, некоторые командные игры. Если ребенок успешен в своих занятиях, то его захватывает дух соревнования, появляется азарт и желание добиться большего.
Зарядка для маленького непоседы должна состоять из многих неповторяющихся движений, например: подпрыгнул, перевернулся, вскарабкался по лесенке, повис на кольцах, спрыгнул, присел, потянулся - и все это под веселую музыку.

Созерцатель.
Если ребенок с рождения задумчив и спокоен, ему неинтересно куда-то бежать или чего-то достигать. Задумавшись, он пропускает мячи, играя в волейбол, и врезается вместе с велосипедом в дерево, засмотревшись на что-то интересное. Ему нравится наблюдать и размышлять, поэтому лучше всего ему заняться туризмом, например плавать на байдарках. Самое главное, не позволять созерцателю часами, скрючившись, сидеть за компьютером или с книгой в душном помещении - читать можно и на свежем воздухе. А в качестве разминки хорошо подойдут традиционные сезонные занятия, например купание в речке летом или катание на лыжах зимой. Это и думать не мешает, и является хорошей физической нагрузкой.

Нонконформист.
Этот ребенок упрям и своеволен, не любит подчиняться требованиям окружающих, отказывается делать «как все». Даже если его привлекает предложенный вид спорта, он может отказаться от него, если на занятиях настаивают родители. Он мечтает выделиться и отличиться. Ему лучше всего подойдет какой-нибудь неординарный вид спорта - фехтование, лошади, спортивное ориентирование или занятия, включающие в себя физическую подготовку: боевые искусства, цирковая студия, спортивные танцы. Желательно просто дать такому ребенку знать о возможности позаниматься в той или иной секции, а не приводить туда за руку и не настаивать на занятиях.

Неудачник. Если ребенок привык, что у него ничего не получается, если у него низкая самооценка и высокая степень неуверенности в себе, то он будет пасовать перед любой трудностью и, боясь очередных неудач, даже не захочет пробовать чем-то заниматься. Но если неудачник почувствует себя успешным, тогда он будет заниматься с удовольствием и стремиться добиться большего. Подбирая ему занятия, следует в первую очередь ориентироваться на личность педагога и атмосферу в коллективе. Отношения между детьми должны быть доброжелательные, а не сопернические, а педагог - быть не слишком требовательным, умеющим поддержать своих подопечных. Для неудачника лучше индивидуальные виды спорта, чем командные, чтобы не возникла боязнь подвести окружающих. И на первых порах лучше избегать соревнований и хвалить ребенка за малейшие достижения и даже их отсутствие.

Купите ребенку спортивный комплекс: он развивает ловкость и позволяет самостоятельно распоряжаться своими умениями. А еще малыш с удовольствием демонстрирует свои достижения всем родным и друзьям, которые могут прийти;

С раннего возраста поощряйте подвижные игры ребенка. Играйте с ним в салочки, в снежки;

Обучая ребенка кататься на лыжах, коньках, роликах, велосипеде и так далее, будьте доброжелательны, снисходительны и не очень настойчивы. Не ждите от ребенка больших успехов, хвалите его как можно чаще;

Поощряйте сезонные развлечения ребенка (плавание и катание на велосипеде летом, катание на лыжах и с горок на санках и ледянках - зимой). Катайтесь и плавайте вместе с малышом, так и веселее, и безопаснее, а в процессе игры легче научить чадо;

Выбирая спортивную секцию для ребенка, всегда следует учитывать талант и интерес малыша, а не давать воли своему тщеславию. Маленькому человеку пойдут на пользу только те занятия, которые доставляют ему удовольствие.

Если ребенок не хочет заниматься спортом

Как показывает практика, всегда можно подобрать для чада занятия, которые позволят поддерживать хорошую физическую форму и укреплять здоровье. Сделать это можно, не мучая ни себя, ни ребенка. Главное решить для себя, хотите ли вы, чтобы малыш был просто здоровым и крепким, или вы хотите сделать из него профессионального спортсмена. Во втором случае надо быть очень внимательными в выборе вида спорта и места обучения.

Многие дети сами рано или поздно приходят к мысли о необходимости занятий спортом, если у них не отбить всякий интерес к спортивным занятиям в раннем детстве.

Например, одному неспортивному мальчику в четвертом классе захотелось играть в волейбол вместе с друзьями, и он записался в секцию при школе. А другая девочка только в девятом классе благодаря новому учителю увлеклась туризмом и не только приобрела новых друзей, но и избавилась от ежегодных изматывающих простуд. А еще одного болезненного и неспортивного мальчика так изводили сверстники во дворе, что в 10 лет он сам нашел и записался в секцию бокса.

Нет ничего страшного в том, что ребенок совсем не будет заниматься спортом. Если у него не спортивные интересы, достаточно того, что он будет вести подвижный образ жизни, например много гулять, и ходить пешком, и заниматься физкультурой в школе.


Однажды, возвращаясь с очередной неудачной тренировки, Неспортивный ребенок сказал маме: «Вот если бы я сам решал, чем мне заниматься, я бы пошел танцевать...» И в шесть лет этот неспортивный малыш стал с удовольствием заниматься бальными танцами, где ему и за осанкой пришлось следить, и зарядкой-разминкой заниматься, и в соревнованиях-конкурсах участвовать. Но главное, что ему это все очень и очень нравилось. А спортивные родители перестали переживать и стали гордиться своим неспортивным ребенком.


Автор: Кравцова Марина, детский психолог.
Окончила факультет психологии МГУ.
Автор книг: «Если ребенок говорит неправду», «Если ребенок берет чужие вещи», «Если ребенок дерется», «Если ребенок не любит читать» - издательство «Эксмо», «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» Издательство «Генезис».