Арбитражный суж. Арбитражный суд. Задачи арбитражных судов в России

Многие горожане наверняка хотя бы раз оказывались в такой ситуации: прямо на улице подходит полицейский и предлагает «пройти» - но не потому, что человек что-то нарушил, а потому, что нужны понятые. Эмоции того, кому это предложили, вполне понятны: идти не хочется, особого доверия к полиции часто нет, зато есть страх влипнуть в историю. Ну или просто оказаться свидетелем какой-то неприятной сцены, после которой останутся плохие воспоминания. Так что делать? Можно ли отказаться от роли понятого? А если согласился - какие обязанности и права из этого возникают?

Кто может стать понятым?

Как пояснили в областной прокуратуре, понятой - это не заинтересованный в исходе уголовного дела человек, которого дознаватель, следователь или прокурор привлекает, чтобы он заверил сам факт проведения следственного действия, а также содержание, ход и результаты этого действия.

Так ограничений нет? Понятым может стать любой?

Есть исключения. Не могут быть понятыми люди, которым ещё не исполнилось 18 лет, участники конкретного уголовного судопроизводства и их родственники. Ещё такую роль не могут играть работники органов исполнительной власти, которые уполномочены заниматься оперативно-разыскной деятельностью и (или) предварительным расследованием.

Можно ли отказаться быть понятым?

В 60-й статье УПК ничего не говорится о том, как именно полиция должна искать понятых. Нет в законодательстве ни слова и об ответственности за отказ. Отсюда следует, что ответ положительный: отказаться можно. Классического аргумента «Мне некогда» должно быть достаточно, чтобы полицейский отправился на поиски нового кандидата.

Если согласился стать понятым - возникают ли какие-то обязанности?

Да, конечно.

Понятой обязан являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, - рассказывают в прокуратуре, - не разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден.

Что будет, если пренебрегать этими обязанностями?

Если игнорировать вызовы, следствие или суд захотят в конце концов организовать принудительную явку. То есть на пороге вашей квартиры в один прекрасный момент появятся судебные приставы, и придётся им подчиниться. А разглашение тайны предварительного следствия - это статья 310 УК РФ, которая предусматривает штраф в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до трех месяцев.

Что конкретно делает понятой?

Понятые нужны, чтобы подтвердить законность определённой процедуры, которую проводит полиция. Это личный досмотр, досмотр транспортного средства, осмотр места происшествия. Ещё понятые могут быть нужны, чтобы зафиксировать чей-то отказ от проставления подписи в документе. Их необходимость вытекает из статьи 50 Конституции России: «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона». Отсутствие понятых в определённых случаях - явное нарушение, вот полиция их и ищет.

Понятых всегда двое. Полицейский перед началом процедуры (досмотра, осмотра и т. п.) вписывает их в протокол и разъясняет им их права и обязанности.

Какие у понятого права?

Понятой имеет право на участие в следственном действии и делать по поводу него заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол, - рассказывают в прокуратуре. - Он вправе знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого он участвовал, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя и прокурора, ограничивающие его права.

Может ли оплачиваться работа понятого?

Собственно выполнение обязанностей - нет. А вот если понятой в связи с этим понёс расходы, он имеет право на компенсацию. Теоретически это могут быть расходы на поездки - если человека угораздило стать понятым не в своём родном городе (хотя это как раз та ситуация, в которой следует отказывать полицейским).

Арбитражные суды России – это сравнительно новая система судов, существующая около десяти лет и заменившая собой систему органов государственного и ведомственного арбитража страны.

Арбитражный суд впервые был создан в соответствии с Законом РСФсР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде». В настоящее время арбитражный суд – это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ. Образование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом (АПК) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Система арбитражных судов состоит из трех звеньев и включает: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т. е. арбитражные суды субъектов РФ.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споров между предпринимателями и государством (административные споры). Все три АПК, принятые в 1992, 1995 и 2002 гг., предусматривают административное судопроизводство, в котором осуществляется судебный контроль за деятельностью государственных органов. Своей деятельностью арбитражные суды выполняют важную правоохранительную функцию – содействуют укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере экономики.

Решаемые арбитражными судами задачи обеспечиваются путем реализации основных, общих для всех судов принципов правосудия: законности, независимости судей, равенства перед законом и судом, права на защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности судебного разбирательства.

Особенности арбитражного судопроизводства:

– большая свобода сторон при применении принципа диспозитивности;

– область применения принципа состязательности значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве;

– принцип арбитрирования при рассмотрении дел в арбитражных судах предполагает сближение позиций противоборствующих сторон экономического спора.

В силу диспозитивности арбитражного судопроизводства по соглашению сторон экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение иных арбитражных органов (третейский суд, международный коммерческий арбитраж).


Роль арбитражного суда подчеркивается обязательностью принятых им судебных актов. Вступившие в силу решения, определения и постановления арбитражного суда обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории России. Неисполнение судебных актов арбитражных судов влечет ответственность согласно действующему законодательству.

Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС) является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. ВАС осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия ВАС РФ включают вопросы, непосредственно связанные с осуществлением правосудия и с обеспечением организации деятельности системы арбитражных судов страны. В сфере правосудия ВАС РФ:

– рассматривает в первой инстанции дела о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

– разрешает экономические споры между РФ и ее субъектами, а также между субъектами РФ;

– рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, решения по которым, принятые арбитражными судами любого уровня, вошли в законную силу;

– изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законодательства, регулирующего отношения в экономической сфере, и дает разъяснения в целях обеспечения единства судебной практики. Реализуя возложенную на него функцию по созданию условий деятельности арбитражных судов, ВАС принимает меры по кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; разрабатывает предложения по совершенствованию законов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России.

ВАС действует в составе: Пленума ВАС, Президиума, Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений.

Пленум ВАС решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов:

– рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

– решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой и об обращении в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности законов;

– утверждает по представлению Председателя членов судебных коллегий и председателей судебных составов ВАС, а по представлению председателей федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ – судей, входящих в состав президиумов соответствующих судов.

В полномочия Пленума ВАС не входит рассмотрение конкретных арбитражных дел. Эту функцию выполняет Президиум ВАС РФ.

Основная обязанность судебных коллегий ВАС – рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализ судебной статистики, осуществление иных полномочий, предусмотренных регламентом арбитражных судов.

При ВАС создан Совет председателей арбитражных судов, который является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов.

Высший арбитражный суд Российской Федерации (ВАС РФ) (упразднен 06.08.2014 с передачей функций Верховному Суду Российской Федерации) - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Осуществлял в предусмотренных законодательством процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и давал разъяснения по вопросам судебной практики.

ВАС РФ рассматривал в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к его подсудности (дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ и некоторые иные), а также обеспечивал единое толкование и применения законодательства всеми арбитражными судами путем обобщения судебной практики (в форме обзоров судебной практики, информационных писем по отдельным вопросам).

Так, по вопросу применения к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров судьи посчитали, что банк не должен устанавливать мораторий на досрочное погашение кредитов и вводить штрафные санкции, взимать с заемщиков комиссию за открытие и ведение ссудного счета; относительно подсудности споров с гражданами-заемщиками ВАС РФ высказывал мнение, что банки не вправе включать в кредитные договоры положения о том, что споры с гражданами рассматриваются в суде по месту нахождения банка, а в случае включения такого положения в кредитный договор оно считается ничтожным.

ВАС РФ действовал в составе:

Пленум ВАС РФ (решал важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, в том числе рассматривал материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и давал разъяснения по вопросам судебной практики, решал вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке соответствия законов, иных нормативных актов Конституции России);

Президиум ВАС РФ (рассматривал в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов, а также отдельные вопросы судебной практики);

Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Официальный сайт ВАС РФ , который и сейчас предлагает много полезной для участников споров информации, в том числе:

Обобщения судебной практики, иные документы ВАС РФ, а также проекты таких документов, что позволяет не только выяснить позицию ВАС РФ по тому или иному вопросу, но и определить тенденции арбитражной практики;

Сервисы для помощи участникам споров: информация об арбитражных судах; требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд; порядок представления документов в суд и обжалования судебных актов и т.д.;

- «картотека арбитражных дел », позволяющая отследить ход конкретных дел (как находящихся в производстве, так и уже разрешенных арбитражными судами), найти принятые по делу судебные акты и получить информацию о датах судебных заседаний. На сегодняшний день в картотеке содержится информация приблизительно по 7 млн дел;

- «система «Мой Арбитр» » дает возможность участникам дел в режиме онлайн совершать ряд процессуальных действий (например, подавать исковые заявления, отзывы на исковые заявления и встречные иски, жалобы на состоявшиеся судебные акты, ходатайства о назначении экспертизы, приобщении документов).

Вопрос 230. Арбитражные суды в Российской Федерации. Система, полномочия

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ (ст. 1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах»).

В соответствии с Конституцией РФ законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации (ст. 2 ФКЗ об арбитражных судах). Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ о судебной системе, ФКЗ об арбитражных судах и другими федеральными конституционными законами.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют (ст. 3 ФКЗ об арбитражных судах):

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

Арбитражные апелляционные суды;

Арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах;

Специализированные арбитражные суды.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются (ст. 5 ФКЗ об арбитражных судах):

Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 10 ФКЗ об арбитражных судах):

1) рассматривает в пределах своей компетенции, определенной федеральным законом, дела в качестве суда первой инстанции;

2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

9.1) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, ФКЗ об арбитражных судах и другими федеральными конституционными законами.

Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд округа (ст. 26 ФКЗ об арбитражных судах):

1) проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, – судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено ФКЗ об арбитражных судах;

3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

6) анализирует судебную статистику;

7) рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Арбитражный апелляционный суд (ст. 33.3 ФКЗ об арбитражных судах):

1) проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

3) обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

4) изучает и обобщает судебную практику;

5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

6) анализирует судебную статистику.

Арбитражный суд субъекта РФ (ст. 36 ФКЗ об арбитражных судах):

1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

5) изучает и обобщает судебную практику;

6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

7) анализирует судебную статистику.

Вопрос 19. Общее собрание (конференция) адвокатов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации: полномочия, порядок проведения. Высшим органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является собрание адвокатов. В случае, если численность адвокатской

Вопрос 20. Квалификационные комиссии адвокатских палат субъектов Российской Федерации и их полномочия. Квалификационная комиссия создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на

Вопрос 421. Понятие налога и сбора, общие условия их установления, система налогов и сборов в Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на

3.2. Арбитражные суды 3.2.1. Дела арбитражных судов Арбитражное процессуальное законодательство указывает, что заинтересованные лица обращаются в арбитражный суд следующим образом:в виде искового заявления – по экономическим спорам и иным делам, возникающим из

Статья 310. Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам 1. Вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти

43. Арбитражные суды субъектов РФ Основным звеном системы арбитражных судов являются арбитражные суды, действующие на территории субъектов Российской Федерации – в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах и в городах

44. Федеральные арбитражные суды округов Федеральные арбитражные суды округов являются вторым звеном системы арбитражных судов. Они осуществляют деятельность по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации,

Арбитражные суды Арбитражные суды - это суды специальной компетенции, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и рассмотрения споров к области управления.Истцы и ответчики в арбитражных судах - предприятия, учреждения,

Статья 333.22. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды 1. По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:1) при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно

Статья 333.37. Льготы при обращении в арбитражные суды 1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных

Статья 310. Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам Комментируемая статья регулирует вопросы подсудности дел по пересмотру судебных актов, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам. Решение

Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации 1. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной

Статья 17. Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации по руководству системой прокуратуры Российской Федерации 1. Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

Статья 310. Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам 1. Вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

В Российской Федерации действует 10 федеральных арбитражных судов округов, соответственно числу арбитражных кассационных округов.

Федеральный арбитражный суд округа является кассационной судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ, территории которых входят в границы арбитражного округа.

Федеральный арбитражный суд округа:

проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, – судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено Законом об арбитражных судах;

  • – обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
  • – изучает и обобщает судебную практику;
  • – подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • – анализирует судебную статистику;
  • – рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права па исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Полномочия, порядок образования и деятельности федерального арбитражного суда округа устанавливаются Законом об арбитражных судах.

Структура федерального арбитражного суда округа аналогична структуре арбитражного суда субъекта РФ:

  • – президиум федерального арбитражного суда округа;
  • – судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • – судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;
  • – судебные составы.

В структуре арбитражных судов могут создаваться коллегии по рассмотрению других отдельных категорий дел.

Структура аппарата федерального арбитражного суда округа в основном аналогична структуре аппарата арбитражного суда субъекта РФ.

В связи с тем, что федеральные арбитражные суды округов помимо непосредственно осуществления правосудия ведут работу по научно-практическому анализу судебной арбитражной практики судов, входящих в округ, выпускают свои печатные органы – региональные научно-практические журналы или бюллетени, в их структуре созданы специальные подразделения для аналитической работы.

Высший Арбитражный Суд РФ

Конституцией РФ установлено, что Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127).

Высший Арбитражный Суд РФ наделен процессуальными и административными полномочиями. Процессуальные правомочия этого Суда – это правомочия, осуществляемые им в соответствии с нормами процессуального законодательства в качестве высшего судебного органа по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд РФ может действовать как суд первой инстанции и в качестве суда надзорной инстанции.

Высший Арбитражный Суд РФ:

  • – рассматривает в пределах своей компетенции, определенной федеральным законом, дела в качестве суда первой инстанции;
  • – рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;
  • – пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • – обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;
  • – обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • – изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  • – разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • – ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;
  • – осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;
  • – решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ;
  • – решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;
  • – осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Законом об арбитражных судах и другими федеральными конституционными законами.

Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

В качестве суда надзорной инстанции рассматриваемый Суд осуществляет проверку вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов. Эта его деятельность регламентируется гл. 36 (ст. 292–308) АПК РФ и актами самого Суда, в частности Порядком организации работы но рассмотрению заявлений или представлений о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде РФ, утвержденным распоряжением этого Суда от 11 декабря 2002 г. № 64.

В полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ входит деятельность по обеспечению единообразия судебной арбитражной практики. В основном эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики, дачей разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, а также выработкой правовых позиций при рассмотрении Президиумом указанного Суда конкретных дел в порядке надзорного производства.

Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет и административные полномочия.

Термин "администрирование " означает управление организацией обеспечения деятельности арбитражных судов, осуществляемое путем принятия управленческих решений и нормативных актов в качестве высшего органа системы арбитражных судов.

В системе судов общей юрисдикции вопросы организационного обеспечения их деятельности возложены на систему органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

В системе арбитражных судов организационное обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом РФ.

В структуре Высшего Арбитражного Суда РФ администрирование возглавляет руководитель аппарата – администратор Высшего Арбитражного Суда РФ. В каждом арбитражном суде работу по организации и обеспечению деятельности суда возглавляет руководитель аппарата – администратор арбитражного суда.

В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входит:

  • – руководство Высшего Арбитражного Суда РФ, в лице Председателя этого Суда, пяти заместителей и руководителя аппарата администратора Суда;
  • – Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • – Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • – судебная коллегия по рассмотрению экономических споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • – судебная коллегия по рассмотрению экономических споров, возникающих из административных правоотношений; судебные составы;
  • – аппарат Высшего Арбитражного Суда РФ.

Пленум

Председателя Суда;

заместителей Председателя;

судей Высшего Арбитражного Суда РФ.

В заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ вправе принимать участие депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных учреждений, других организаций и граждане.

Полномочия Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ установлены Законом об арбитражных судах.

По вопросам своего ведения Пленум принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе:

  • – Председателя этого Суда;
  • – заместителей Председателя;
  • – председателей судебных составов Суда.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда РФ сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ неоднократно.

В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает: в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

– отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации. Полномочия Президиума определены в ст. 16 Закона об арбитражных судах.

Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, включает в себя три специализированных судебных состава (1-й, 2-й и 3-й судебные составы).

Судебная коллегия по рассмотрению экономических споров, возникающих из административных правоотношений, включает также три судебных состава (4-й, 5-й и 6-й судебные составы).

Каждую судебную коллегию возглавляет заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей.

Аппарат Высшего Арбитражного Суда РФ состоит из соответствующих функциональных подразделений. Возглавляет аппарат его руководитель – администратор Высшего Арбитражного Суда РФ.

Структура аппарата включает подразделения, управления и отделы. Каждое подразделение действует на основании соответствующего положения, утвержденного приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Эти подразделения одновременно выполняют две функции:

  • – обеспечивают процессуальную судебную деятельность Высшего Арбитражного Суда РФ как суда первой инстанции по делам, отнесенным к его компетенции, и как надзорной инстанции;
  • – выполняют обязанность по выполнению функций Высшего Арбитражного Суда РФ как высшего органа администрирования арбитражной судебной системой, органа, осуществляющего меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения.

При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием судебной арбитражной практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

Высший Арбитражный Суд РФ имеет свой печатный орган – "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".