Методические рекомендации на тему: исправление произношения звуков. Основные составляющие английского произношения, или над чем нужно работать. С чего начать работу над английским произношением

Обычно этот звук «Л» ставится легко и быстро, но при условии очень точного и правильного выполнения упражнений например по нашей методике. Все упражнения выполняются перед зеркалом, для того, чтобы можно было проконтролировать положение губ и языка ребенка.

Итак, обо всём по порядку. Для того чтобы правильно произнести звук «Л» губы должны быть в улыбке, зубы не сомкнуты, расстояние между нижними и верхними зубами около 1 сантиметра. Кончик языка упирается в верхние зубки. Дети обычно либо пропускают этот звук, либо заменяют его звуками — Ы, Й, Ль, или В. Если спинка языка приподнята, а кончик языка опущен и отодвинут от зубов, то звук «Л» заменяется звуками «Ы» или «Й». Если кончик языка вверху, но отодвинут от зубов, то получается звук «Ль». Если ребёнок поднимает нижнюю губу к верхним зубам, то вместо звука «Л» слышен звук «В».

А теперь приступим к выполнению артикуляционных упражнений языка, чтобы исправить мягкий звук «Л» на твердый.

Упражнения для губ:

Заборчик — Зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке. Верхние и нижние зубки хорошо видны. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Телевизор — Зубы сомкнуты и видны, верхняя и нижняя губы приподняты, уголки губ сдвинуты к центру. Губы образуют широкий квадрат, как при звуке «Ш». Хорошо видны два верхних и 4 нижних зуба. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Улыбка — Губы сомкнуты и растянуты в широкой улыбке. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Хоботок — Губы сомкнуты, уголки губ сдвинуты к центру. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Кролик — Губы сомкнуты и растянуты в широкой улыбке. Опустить нижнюю губу так, чтобы были видны только нижние зубки, а верхние были закрыты верхней губой. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Каждое упражнение необходимо повторить 4-5 раз.


Затем необходимо чередовать упражнения парами:

Заборчик — Телевизор, Улыбка — Хоботок, Улыбка — Кролик. Сначала чередовать в медленном темпе, повторить всё 5-6 раз, каждое положении губ удерживать неподвижно 2-3 секунды. Затем чередовать в быстром темпе 5-6 раз.

Постановка звука «Л»

Песенка ослика — Рот слегка приоткрыт, губы в широкой улыбке, верхние и нижние зубки хорошо видны. Тянуть звук «Ы- Ы- Ы». (Возможные ошибки - звук «Ы- Ы» произносится «в нос». Для проверки правильного звучания приложите тыльную сторону кисти руки к горлышку ребёнка и почувствуйте лёгкую вибрацию). Затем широко откройте рот и добавьте звук «А-А-А». Слитно произносите слог -ЫА-, оба звука тянуть. (Возможные ошибки - замена звука -А- на звук -Я-).

Повторите слог «ЫА» несколько раз и убедитесь в том, что оба звука произносятся правильно. Затем зажмите кончик языка зубками (положение губ не менять) и произносите слог -ЫА- , оба звука тянуть, при звуке -А- рот широко открыть. Если оба звука произносятся правильно, то будет слышен слог «ЛА». Обратите особое внимание на то, чтобы нижняя губа не поднималась, иначе вместо «ЛА» получится слог «ВА». Если вместо «ЛА» слышен слог «ЛЯ», то следует несколько раз повторить слог «ЫА, не зажимая кончик языка зубами убедится в том, что звук «А» не заменяется на звук «Я».

Очень часто ребёнок, услышав получившийся слог «ЛА», непроизвольно пытается сказать слог «ЛА» вместо «ЫА» и у него получается, привычно искажённый звук «Л». Поэтому первое время, выполняя упражнение, желательно чтобы Вы предлагали ребёнку сказать «ЫА», а не «ЛА».

Получившийся слог «ЛА» нужно повторять много раз, для закрепления правильного произношения. Чтобы повторять было интересно, поиграйте в игру «Тир». Игра «Тир» - на листке бумаги нарисуйте 10 кружков-мишеней. Повторяйте слог «Ла». Если слог сказан правильно, то в мишень попали - зачеркните 1 кружок, если слог «ЛА» произнесён неправильно, то поставьте точку рядом с кружком- мишенью, для обозначения промаха. Заранее договоритесь с ребёнком о том, что после скольких «промахов» вы переходите к следующей мишени. Закончив, посчитайте количество поражённых мишеней и промахов. Повторите игру 3-5 раз и сравните результаты. Сначала повторяйте слог «ЛА» по одному, а затем группами по 2-3 слога. Можно рисовать мишени из 2-3 кружков.

Добившись совершенно правильного произношения слога «ЛА», переходите к отработке правильного произношения слогов «ЛО, ЛУ, ЛЭ, ЛЫ». Следите за тем, чтобы кончик языка был зажат зубами. Чаще всего вызывает затруднение правильное произношение слога «ЛУ», так как необходимо изменить положение губ.


Когда ребёнок научится произносить все эти слоги, можно переходить к произношению слов со звуком «Л». Сначала следует повторять слова начинающихся со звука «Л». В этих словах легче правильно произнести правильно звук «Л», так как ребёнок зажимает зубами кончик языка, произносит этот звук и только потом всё слово. Сложнее произнести слово после предлога, ведь в этом случае необходимо, чтобы сразу же после произнесения предыдущего звука губы и язык быстро заняли правильное положение для звука Л». Поэтому лучше сначала повторять отдельные слова со звуком «Л». Выберите 10-15 слов которые начинаются со слога «ЛА» и повторяйте их так (звук «Л» тянуть, добиваться чёткого твёрдого «Л»):

— 1-й раз - звук - слог - слово (ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАк, ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАпа, ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАмпа и так далее);

— 2-й раз - слог-слово (ЛЛА - ЛЛАк, ЛЛА - ЛЛАпа, ЛЛА - ЛЛАмпа и так далее.);

— 3-й раз - по одному слову, звук «Л» тянуть;

— 4-й раз - игра «исправь взрослого» - Вы повторяете слова, чередуя, правильное и искажённое «Л». Ребёнок должен определить, правильно ли сказано слово и, повторить его правильно;

— 5-й раз - группами по 3 слова (1-е, 2-е, 3-е слово, 2-е, 3-е, 4-е слово, 3-е, 4-е, 5-е слово и т.д.). Это задание самое сложное, так как ребёнок стара

Если ребёнку легко даётся правильное произношение звука «Л», то можно начать со второго задания (слог - слово).

Вот примерный набор слов для отработки звука «Л»

На первом этапе, повторяя слоги и слова, зажимайте кончик языка при звуке «Л». Но это положение язычка является подготовительным. При правильном положении кончик языка находится за зубами и упирается в верхние передние зубы. Поэтому постепенно пробуйте переводить язык за зубки и старайтесь добиться чёткого твёрдого звука «Л» при правильном положении языка.

Очень хороший, последовательно подобранный и разнообразный речевой материал можно найти в книге Ю.Б. Норкиной «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми» выпуск 1, звук «Л». Кроме слов, предложений, стихов и рассказов в книге много упражнений для формирования правильного грамматического строя речи, а также задания для развития связной речи ребенка.

Желаете знать, как улучшить английское произношение? Мы разработали самое полное и эффективное руководство для тех, кто решил избавиться от акцента и довести свое произношение до совершенства. Мы расскажем, с чего начать работу, на какие составляющие произношения обратить внимание, а также представим 12 полезных рекомендаций, которые помогут вам улучшить произношение на английском.

С чего начать работу над английским произношением

1. Определитесь с вариантом английского

Вариантов английского произношения существует много: канадский, австралийский, среднеатлантический и т. д. Однако самыми популярными являются британский и американский английский. Произношение в этих двух разновидностях одного языка отличается довольно сильно. Усидеть на двух стульях одновременно трудно, поэтому есть смысл остановиться на одном из видов. Как сделать выбор? Послушайте, как отличается произношение носителей языка: американца и британца. Наши преподаватели Scott и Dave подготовили отрывок из стихотворения “The Chaos”. Прослушайте записи и решите, что вам кажется благозвучнее.

Чтобы убедиться, что вы сделали правильный выбор, советуем почитать аргументы в пользу каждого из вариантов английского в статье « ».

2. Проанализируйте свою речь

Выберите какой-нибудь аудио- или видеоролик с текстом записи. Послушайте, как произносит его носитель. После этого прочтите текст самостоятельно и запишите на диктофон (есть в любом мобильном устройстве). Прослушайте свой голос и сравните с речью носителя, определите, какие звуки вы произносите неверно. Вот над этими самыми звуками мы и предлагаем вам поработать.

Есть еще один интересный и надежный способ проверить свое произношение - ресурс speechpad.pw . Он позволяет оценить, насколько хорошо и точно звучит ваша речь. Сайт работает корректно через браузер Google Chrome. Просто включите гарнитуру, нажмите кнопку “Start recording” и произнесите любое слово или предложение. В нижнем окошке программа покажет вам, насколько точно вы произнесли звуки в процентном соотношении. Если какой-то звук вы произносите плохо, то увидите: программа распознала совсем другое слово. Вам сразу станет понятно, какие звуки у вас получаются, а над какими стоит потрудиться. А если поставить галочку возле слова Recording, программа запишет вашу речь, вы можете прослушать, как звучите со стороны.

Основные составляющие английского произношения, или над чем нужно работать

Правильное английское произношение - это картинка-пазл, состоящая из 4 важных элементов: правильной артикуляции, ударения, интонации и связности речи. Чтобы картинка собралась и выглядела красиво, необходимо работать над всеми ее составляющими, ведь у каждого из них есть свое важное место. Итак, чтобы улучшить английское произношение, вам необходимо будет:

1. Выработать правильную артикуляцию

Артикуляция - это положение и движение всех органов речи. От правильной артикуляции напрямую зависит четкость произношения. Положение органов речи при разговоре на разных языках отличается, поэтому, чтобы английский не звучал по-русски, необходимо приучить себя правильно располагать язык и губы при произнесении тех или иных звуков.

2. Следить за ударением

Неверно поставленное в слове ударение может сбить с толку носителей языка и стать причиной непонимания. Американец или британец могут простить вам не совсем верное произношение сочетания /th/ или русское /р/, но неправильное ударение может стать причиной непонимания. Отсюда вывод: следите за речью. Если не уверены в каком-то слове, обратитесь к онлайн-словарю и послушайте, на какой слог нужно делать ударение в том или ином слове.

3. Работать над интонацией

4. Работать над связностью речи

В обычной беседе мы не произносим речь по схеме «слово-пауза-слово-пауза». Мы говорим связно, слова сливаются в единое предложение. В разговоре окончание предыдущего слова сливается с началом последующего, это позволяет речи звучать естественно и плавно. Так мы знаем, что буква, точнее звук /r/ в конце слова в британском варианте английского обычно не произносится. Например, в слове car (машина). Однако если после слова, заканчивающегося на эту букву, стоит слово, начинающееся с гласной, то /r/ произносится. Например, в предложении The car is here (машина здесь). Делается это как раз для более плавного звучания речи.

Как улучшить произношение на английском

1. Используйте хорошие учебники по произношению

Хорошие результаты принесет работа со специализированными учебными пособиями, в которых объясняется, как улучшить английское произношение. В них есть подробные пояснения и иллюстрации положения органов речи во время произношения того или иного звука, а также прилагаются CD-диски с упражнениями. Лучшие учебники, которые мы можем рекомендовать учащимся:

  • “Tree or Three? An Elementary Pronunciation Course” by Ann Baker - пособие для учащихся с уровнем Elementary и “Ship or Sheep? An Intermediate Pronunciation Course” by Ann Baker - пособие для учащихся с уровнем Intermediate.
  • “English Pronunciation in Use” - серия из 3 учебников для уровней Elementary, Intermediate, Advanced.
  • “Elements of Pronunciation” - учебник для уровней от Intermediate до Advanced.
  • “New Headway Pronunciation Course” - серия учебников уровней , .

Эти пособия хороши тем, что вы можете подобрать их соответственно своему уровню владения английским языком. Кроме того, они разбиты на удобные уроки, как все современные учебники английского языка, поэтому работать с ними удобно и эффективно.

2. Работайте над навыком аудирования

Чем лучше вы понимаете английский язык на слух, тем лучше будет ваше произношение. У многих людей возникают сложности с произношением как раз из-за недостаточной работы с аудированием. В чем связь понимания языка на слух и улучшения английского произношения? Чем чаще вы слушаете иностранную речь, тем четче различаете звуки. Довольно часто ошибки в произношении связаны с тем, что мы имеем неверное представление о том, как звучит слово или звук. Чтобы обосновать эту точку зрения, приведем простой пример: послушайте речь глухих людей. Они произносят слова так, как себе это представляют, ведь не имеют физической возможности услышать, как должно звучать слово. Именно поэтому их речь бывает довольно сложно разобрать. При помощи прослушивания речи носителей языка вы получаете представление о том, как ДОЛЖНО звучать то или иное слово или звук в правильном исполнении. Обязательно посвящайте аудированию хотя бы 10-15 минут в день, тогда у вас не возникнет вопрос, как развить английское произношение. А еще рекомендуем почитать нашу статью « », в которой вы найдете практические советы о том, как правильно произносить самые трудные звуки английского языка.

3. Учите транскрипцию английского языка

Учить транскрипцию английского языка полезно, однако необязательно: вы можете обойтись и без нее. На сегодняшний день существуют разные подходы: одни преподаватели считают, что изучать транскрибирование не нужно, другие ратуют за его изучение. Мы рекомендуем ознакомиться со статьей « » и сделать свои выводы касательно необходимости знакомства с транскрибированием. Заметим только, что это весьма полезно, ведь вы изучаете правила чтения английского языка.

4. Учите слова правильно

Встретили новое слово и хотите его выучить? Сделайте это правильно: включите онлайн-словарь и прослушайте несколько раз, как произносит его носитель языка, или откройте обычный словарь и прочтите фонетическую транскрипцию. Таким образом, вы сразу же выучите верное произношение слова - это намного проще, чем заучить ошибочный вариант, а затем переучиваться.

5. Читайте вслух

Чтение - занятие, которое поможет вам совместить приятное с полезным. Наслаждайтесь любимой книгой и избавляйтесь от акцента в английском языке. Во время чтения вслух вы делаете самое важное - используете свои теоретические знания о произношении на практике. Не торопитесь, старайтесь четко и правильно проговаривать каждое слово, а если звук вам трудно дается, повторите его несколько раз, пока не добьетесь более-менее приличного звучания. А если встретили новое слово, смотрите предыдущий пункт. Еще больше полезных рекомендаций вы найдете в статье « ».

5. Используйте скороговорки

Помните, как в детстве нас заставляли быстро произносить всевозможные «ехал грека через реку» и далее по тексту? И ведь ломали язык, и ведь научились произносить эту трудную букву /р/ (по крайней мере, большая часть людей). Те же самые правила работают и в английском языке. Попробуйте выбрать несколько скороговорок, в которых отрабатываются трудные для вас звуки и читайте их ежедневно - это займет всего 5-7 минут в день. Где взять хорошие скороговорки? В статье нашего преподавателя Светланы «50 самых сложных скороговорок на английском » вы найдете 50 полезных фраз для отработки правильного произношения.

I thought, I thought of thinking of thanking you.

В Интернете есть много видеороликов, в которых носитель языка подробно рассказывает, как правильно произносить те или иные звуки. При этом некоторые спикеры даже включают в свое видео схемы, изображающие правильное положение органов речи. По таким роликам можно разобраться, как точно должен звучать тот или иной звук. Британскому произношению можно учиться , а американскому - .

7. Подражайте речи носителей языка

Выберите интересное видео или аудио и постарайтесь добиться звучания, как у диктора. Подражайте каждой мелочи: манере разговора, интонации, акценту, делайте логические паузы и ударения. Пусть это и будет сначала звучать странно и неестественно для ваших ушей, зато именно таким способом проще всего добиться верного английского произношения. Для обучения удобно использовать сайт englishcentral.com - там представлены сотни тысяч видео разнообразной тематики и длины. Все они содержат субтитры, разбиты по соответствующим темам и уровням сложности. После просмотра вам предложат несколько упражнений, среди которых есть и работа с произношением - нужно произносить фразы из видео за диктором.

Учиться у носителей языка можно и на engvid.com . Выберите раздел “Pronunciation” и откройте для себя секреты правильной английской речи.

И не забудьте ознакомиться с нашей статьей « », в ней вы найдете ссылки на лучшие видеоканалы, где вас научат, как выработать английское произношение.

8. Установите специальные мобильные приложения

Всевозможные приложения для смартфонов и планшетов - отличное подспорье для тех, кто хочет улучшить произношение на английском языке. Попробуйте работать с English Pronunciation или Sounds: The Pronunciation App FREE . При помощи этих приложений вы сможете прослушивать звучание английских слов, проходить тесты на понимание устной речи, а также записывать свой голос и прослушивать его.

Еще один интересный ресурс - Duolingo . Вы можете установить его в качестве приложения или заниматься онлайн на компьютере. Среди разнообразных заданий по изучению английского языка вам предложат проверить свое произношение: пока произносимые звуки не зазвучат правильно, упрямая программа не даст вам следующее упражнение.

9. Не торопитесь

Желание бегло говорить по-английски вполне понятно и оправдано. И все же говорить грамотно и внятно гораздо важнее. Не бойтесь тщательно проговаривать каждое слово, пусть вы будете говорить медленнее или с паузами, зато вас точно поймут.

The trees that are slow to grow bear the best fruit.

Деревья, которые медленно растут, приносят лучшие плоды.

10. Практикуйтесь ежедневно

Чем больше вы будете разговаривать по-английски, тем выше вероятность заговорить грамотно. И пусть вас не смущает ваш акцент. Не знаете, как выработать правильное английское произношение? Не переживайте, свой собственный акцент, манера речи есть у каждого человека. Поэтому не бойтесь разговаривать на английском только потому, что не совсем четко произносите слова. Говорите чаще, старайтесь произносить слова правильно, тогда и русский акцент постепенно исчезнет из вашей речи.

11. Найдите себе наставника

Не всегда неопытный человек может после прослушивания записи своего голоса сходу различить ошибки в произношении. Именно поэтому важно иметь наставника-собеседника, который вовремя заметит ваши ошибки и укажет вам на них. Это может быть преподаватель английского языка, англоязычный друг или такой же изучающий английский язык. Принимайте во внимание все замечания своего собеседника и старайтесь тут же исправлять ошибки.

12. Занимайтесь по специальной программе обучения

Если у вас нет времени на выполнение вышеописанных упражнений, а нужно улучшить английское произношение, рекомендуем обратиться за помощью к профессионалам. Запишитесь на . Опытные преподаватели, носители языка или русскоязычные, помогут вам преодолеть трудности в произношении и научат говорить грамотно и быстро.

Мы надеемся, вам была полезна статья о том, как улучшить произношение на английском языке, и вы не только прочтете, но и примените на практике хотя бы несколько предложенных советов. А теперь мы хотим повысить вашу мотивацию. Посмотрите видеоролик от американской актрисы и певицы Эми Уокер, в нем она талантливо подражает русскому акценту в английском. Звучит впечатляюще, не так ли?

Дефекты речи бывают органического и неорганического характера. Обычно при органических дефектах наблюдается чрезмерно выдвинутая вперед верхняя челюсть или слишком выдвинутая нижняя, неправильная расстановка зубов, щели между зубами, открытый передний и боковой прикус, короткая уздечка языка, мешающая правильной артикуляции шипящих звуков и звука Р. Мы не будем подробно останавливаться на органических недостатках, это не входит в нашу задачу. В этих случаях рекомендуем обращаться к врачам-стоматологам и к логопедам. Когда же при нормальном строении артикуляционного аппарата (далее артик. аппарата) имеют место дефекты произнесения отдельных звуков, свистящих, шипящих, сонорных, то это недостатки неорганического характера, которые обычно поддаются исправлению.

Каждый звук имеет свою, ему свойственную, нормальную установку артик. аппарата (языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти), и малейшее отклонение от этой нормальной установки искажает правильное произнесение. В этом и заключается главная причина дефектов отдельных звуков при наличии нормального артик. аппарата. Для исправления неправильно произносимого звука прежде всего необходимо усвоить правильную установку частей артик. аппарата, и не только усвоить, но и перестроиться, овладеть ею, органически к ней привыкнуть.

Этот процесс трудный. Человек уже в течении своей жизни привык к неправильному оформлению звука, и отвыкнуть от него не так просто, нужно работать очень терпеливо, последовательно, чтобы путем сознательной упорной тренировки исправить свою речь. Необходимым условием для исправления недостатков является наличие хорошего слуха и систематическая тренировка.

Дефекты речи при произнесении С, З, СЬ, ЗЬ, Ц

Во время произнесения согласных звуков С, З межзубное расстояние не больше 1 мм. Губы находятся в положении следующего за С или З гласного. Положение язык: кончик упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края прижаты к верхним зубам, посередине языка находится продольный желобок по которому выдыхаемый воздух идет к передним зубам. При мягких СЬ, ЗЬ язык выгнут к твердому нёбу, напряжен. Кончик сильно упирается в резцы. Звук Ц образуется от сочетания Т и С, произносится слитно.

Дефекты свистящих звуков имеют такие разновидности:

1. Шепелявость . Когда кончик языка находится между зубами. Для исправлении этого дефекта надо кончик языка опустить за нижние резцы и прижать к ним. Зубы при этом сблизить. Следите, чтобы гласные после С, З, Ц не произносились сквозь зубы. Также, для исправления шепелявости возьмите спичку, оберните её ватой и нажмите спичкой на кончик языка. Задвиньте язык за нижние резцы. В спинке языка появится желобок, который нужен для прохода воздуха.

2. Сигматизм губно-зубной - когда звуки С, З, Ц произносятся при подтягивании нижней губы к верхним зубам. Для исправления надо оттянуть пальцем нижнюю губу, обнажив нижние зубы и произносить звук в этом положении.

3. Сигматизм призубной - звуки С, З, Ц произносятся тупо, без характерного свиста. В этом положении кончик языка находится между нижними и верхними зубами, спинка не образует желобка и язык закрывает проход воздуху. Для исправления этого дефекта надо, при помощи уже известной нами спички, образовать желобок на спинке языка, опустить кончик языка за нижние передние зубы. Таким образом мы даем возможность воздуху идти по желобку, производя характерный свист.

4. Сигматизм шипящий - когда кончик языка либо оттянут от нижних зубов, а спинка выгнута к твердому нёбу, либо кончик языка поднят к альвеолам и поэтому вместо свиста происходит мягкое шипение (шь). Чтобы исправить такой дефект надо не напрягать язык и оттянуть его в глубь рта. Либо поднять его к альвеолам и произнести - С, З, Ц, при этом прижимайте кончик языка к нижним зубам. Также для исправления упомянутых недостатков пользуйтесь скороговорками для развития звуков С, З, Ц и пословицами, поговорками.

Дефекты речи при произнесении Ш, Ж, Ч, Щ

При произнесении согласных звуков Ш, Ж губы выдвинуты вперед. Зубы: сжаты, видны, межзубное расстояние - 1 мм. Язык: приподнят за альвеолами верхних передних зубов к твердому нёбу, не касается нёба, образуя щель. Боковые края языка прижимаются к верхним зубам. Иногда у дикторов наблюдаются отклонения от нормальной установки артик. аппарата. Это случается, когда кончик языка не поднят, а опущен и оттянут назад. В некоторых же случаях диктор либо очень сильно выдвигает губы вперед (получается что-то похожее на ф), либо мало выдвигает губы (выходит недостаточно твердое ш). А бывает, язык хоть и поднят, но прижимается или к альвеолам, или к твердому нёбу, чего быть не должно.

Для исправления дефекта при произнесении Ш, Ж надо постараться добиться абсолютно правильной установки этих звуков и тренироваться на скороговорках и пословицах для звуков Ш, Ж. Можно, также ставить звуки Ш и Ж от С и З. Надо выдвинуть губы вперед, кончик языка поднять по направлению к нёбу, но не касаться нёба, т.е. предлагается положение нормальной установки Ш и Ж. Но при этом произносить СА, ЗА. В результате получатся правильные звуки.

Звук Ч – сложный, аффрикат. Он образуется путем слитного произношения смягченных ТЬ и ШЬ. При произнесении Ч губы выдвигаются вперед, но меньше, чем при Ш. Зубы сжаты, видны. Кончик языка поднят, напряжен и прижимается к твердому нёбу за альвеолами. Если диктору не сразу удается добиться правильного звучания Ч, предлагается, прижимая кончик языка к началу твёрдого нёба, произносить «ать», «оть», «уть» и т.д., в результате получится правильный Ч. Тренируйте Ч на скороговорках и поговорках для звука Ч.

Щ – аффрикат. Этот звук произносится как мягкое протяжное ШЬ: шь-шь-шь. Кончик языка находится ниже, чем при Ш, ближе к альвеолам, но не касается их. Для исправления этого звука надо произносить СЯ, держа язык на весу у начала твердого нёба ближе к альвеолам. В результате получится правильный звук Щ. Также тренируйте скороговорки и поговорки на Щ.



Как научить ребенка правильно говорить звук с и другие свистящие звуки: артикуляционная гимнастика, постановка звука с, видео — демонстрация простых и доступных способов постановки звука с, песенки со звуком с.

Многие дети ошибочно произносят трудный для них звук С и другие свистящие звуки (сь. з, зь, ц). Они могут пропускать этот звук или заменять его на другие звуки.
В норме речевого развития к пяти годам дети правильно произносят все звуки родного язык а (за исключением, может быть, звука р, который может появиться чуть позже – в 5,5 лет). Но сейчас редко кто из детей достигает этой нормы. В чем причина?
1. Раньше в каждом детском саду с трех лет и до выпуска из детского сада регулярно проводилась артикуляционная гимнастика со всеми детьми до завтрака, а вечером – индивидуальные упражнения с детьми, которые затрудняются в звукопроизношении. И это делал не логопед, а самый обычный обученный воспитатель! И это были не единичные комплексы, упражнения и игры, а строго обоснованная система обучения речи и произношению звуков. Потому что без системы задачи не решить. Сейчас это уже история, и редко где можно встретить так четко и последовательно выстроенную систему работы воспитателя по звукопроизношению с малышами. Наверное, именно поэтому у современных детей больше проблем с речью.
2. Сейчас намного меньше внимания родители обращают на речь малышей. Часто от ребенка требуют лишь показать что-то: «Где Сатурн? Где Юпитер? Где Эрмитаж?», а не умения выразить СВОИ мысли, СВОИ чувства. Очень часто я слышу: «Да какая разница как он говорит. Главное – понять его можно, и все!». Но ведь речь – это средство самовыражения, общения, познания. И от ее развития зависит успешность всех видов деятельности человека.

Ребенок неправильно произносит звук с и другие свистящие звуки. Что делать?

Как помочь ребенку, если он неправильно произносит звук с и других свистящие звуки? Могут ли родители помочь малышу?
Как правильно, родители ждут 5-летнего возраста и ведут затем малыша к логопеду. Хотя иногда достаточно одного толчка, который вызовет правильный звук у ребенка и поможет закрепить его в речи, не дожидаясь пятилетнего возраста. И этот «толчок» нужно делать не в 5-6 лет, когда уже опоздали, а гораздо раньше – в 4-летнем возрасте. А самое главное, что чтобы дать такой толчок совсем не нужно быть экспертом-специалистом! Нужно только знать точную технологию обучения малышей звукопроизношению и ее нюансы.
Для формирования у детей правильного произношения всех звуков родного языка в детских садах проводятся специальные занятия по звукопроизношению для всех детей (Примечание — даже не в логопедических детских садах, а в самых обычных садиках должны регулярно проводиться занятия по звукопроизношению). Если же таких занятий по каким-либо причинам нет, то и дома можно помочь малышу.
Я знаю многих мам и бабушек, которые живя вдали от логопеда, сами справились с проблемой трудных звуков и помогли своим малышам. И знаю многих воспитателей, которые умеют предупредить нарушения речи и помочь ребенку правильно заговорить и научиться выговаривать все звуки родной речи. Все мы в силах помочь малышу и подсказать ему правильный путь!
Но хочу предупредить:
Если у ребенка нет сложных нарушений речи, то тех приемов, о которых я расскажу в этой статье, будет достаточно. И он обрадует и Вас, и себя вдруг появившимся в его речи правильным звуком с или з. И таких детей много! Останется лишь задача сделать правильное произношение звука автоматическим, т.е. автоматизировать правильное произношение данного звука.
Но если у ребенка нарушены все звуки, он делает много грамматических ошибок, речь его невнятная, он говорит с трудом, то без логопеда не обойтись. И чем раньше Вы обратитесь к специалисту, тем лучше будут результаты.
Все артикуляционные упражнения полезны не только детям, у которых звукопроизношение нарушено, но всем дошкольникам, т.к. они развивают артикуляционный аппарат, делают его более подвижным, гибким, учат управлять им осознанно.

Этапы работы над звуком.

Работа над новым звуком, который ребенок неправильно произносит, включает в себя ряд этапов:
1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата , нужных для произнесения данного звука, тренировка движений артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика,
2. Появление звука — постановка звука,
3. Усвоение звука — закрепление правильного произношения звука в речи ребенка (изолированно, в слогах, в словах, во фразах и текстах – стихах, рассказах, играх, потешках). Я расскажу обо всех этих этапах подробнее.

Первый этап. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц)

Как правило, у ребенка, не говорящего звук с или неправильно его произносящего, нарушено и звукопроизношение других свистящих звуков (к свистящим звукам относятся звуки с, з, ц и мягкий вариант звуков – сь, зь). Одной из причин неправильного произношения звука является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Поэтому для правильного произношения нужна особая «регулярная тренировка-зарядка» – артикуляционная гимнастика.
В комплекс артикуляционной гимнастики объединяются упражнения, которые готовят строго определенные движения артикуляционного аппарата и положения языка, губ, нужные для данной группы звуков, вырабатывают правильную воздушную струю. Поэтому я очень не рекомендую мамам, папам, бабушкам, дедушкам придумывать свои комплексы артикуляционной гимнастики из разных книг и из Интернета. Ведь все комплексы артикуляционной гимнастики составлены отнюдь не случайным образом! Нельзя формировать одновременно противоположные друг другу движения, поэтому в комплексе артикуляционной гимнастики все упражнения дополняют друг друга и нацелены на одну цель – одну группу звуков!
Артикуляционная гимнастика должна выполняться ежедневно без перерывов. Самое удобное время – перед завтраком утром. На проведение такой гимнастики требуется всего лишь 3-5 минут Вашего времени.
Каждый раз артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме – в форме сказки или рассказа, сопровождаемого упражнениями. Вот здесь Ваша фантазия приветствуется – Вы можете придумать любой сюжет, в который включите данные упражнения, и менять сюжет и героев в соответствии с интересами Вашего малыша!

Советы по проведению артикуляционной гимнастики — это важно знать и выполнять:

За один раз выполняется обычно 2-3 упражнения. Каждое упражнение выполняется многократно.
Если Вы добавляете в комплекс новое упражнение , то оно только одно, а все другие упражнения должны быть к этому времени уже знакомы ребенку.
Если ребенку трудно даются старые знакомые ему упражнения , то новое упражнение не вводится, а закрепляются старые. Но закрепление идет в новой для ребенка форме – в новом сюжете, с новыми героями.
Артикуляционную гимнастику надо делать сидя перед зеркалом – Вы сидите рядом с ребенком лицом к зеркалу и показываете все движения, ребенку хорошо видно Ваше лицо.
Обязательно нужно следить за симметрией лица при выполнении движений гимнастики (движения ребенка должны быть симметричны левой и правой половине лица). Это хорошо видно ребенку в зеркало, и он может отследить, правильно ли он выполняет движение.
Нужно следить во время артикуляционной гимнастики за точностью, плавностью движений, давать ребенку четкие критерии правильности и неправильности выполнения упражнения, исправлять его ошибки, следить за отсутствием лишних побочных движений, за хорошим темпом гимнастики и умением переходить от одного движения к другому. Если же просто формально проводить упражнения, то их проведение бесполезно или малополезно! Ведь артикуляционная гимнастика не зря так называется. Это действительно «гимнастика», в которой важна правильность движений, а не просто игра с язычком! По аналогии: если Вы будете просто лениво крутить руками, то это не будет физкультура или фитнес и не будет иметь хорошего результата для Вашего здоровья! Так же и в артикуляционной гимнастике. Для результата важно качество движений, а не любое движение само по себе.
Упражнения артикуляционной гимнастики, если их выполнять правильно и точно, не легки для большинства детей. Поэтому ни в коем случае не ругайте ребенка, не горюйте, что у него не получается с первого раза. Всему нужно учиться! И есть один жизненный закон — всё то, что развивают, развивается! Поэтому всё у Вас еще впереди! Похвалите малыша за то, что у него уже получается – уже можешь делать язык широким, твой язычок уже стал быстро двигаться и т.д.

Подготовительный комплекс артикуляционной гимнастики включает упражнения, нужные для произношения любых звуков. Именно с такого подготовительного комплекса лучше всего начать заниматься в детском саду или дома артикуляционной гимнастикой. Базовый вариант такого комплекса, который можно начать делать дома:
Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Колечко. Губы в форме колечка.
Чередование: улыбка – колечко – трубочка.
Спокойное открывание и закрывание рта , губы в улыбке. Не должно быть других лишних движений!
Язык широкий.
Язык узкий.
Чередование: язык широкий – язык узкий.
Подъем языка за верхние зубы.
Чередование движений языка вверх – вниз.
Чередование движений языка при опущенном вниз кончике языка: отодвинуть язык вглубь рта – приблизить к зубам.

Если ребенку легко даются эти движения, то можно сразу же переходить к комплексу для свистящих звуков. Если же есть затруднения, то нужно тренировать базовые движения из подготовительного комплекса. Если ребенок не может сделать упражнение с чередованием «улыбка – колечко – трубочка», то очень советую проконсультироваться с логопедом.

Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков с. з, ц (Разработан Фомичевой М. В.).

Полезные советы:

  • В каждом упражнении я даю описание движений и типичных ошибок (см. «На что надо обратить внимание»). После описания Вы найдете видео всех упражнений.
  • Сначала выполните все эти упражнения сами перед зеркалом, обращая внимание на все нюансы, освойте их, а потом уже разучите их с детьми.
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибку, просто покажите еще раз сами правильный вариант выполнения упражнения, акцентировав внимание на нужном нюансе, опишите ребенку словами, как надо выполнять движений, за чем следить. Дети совершенно спокойно относятся к «ошибкам веселого язычка» и с удовольствием «учат» его делать движения правильно.

Упражнение 1. Загнать мяч в ворота.

Наша задача: в этом упражнении ребенок будет учиться направлять длинную направленную струю воздуха.
Выполнение упражнения:
Положите на стол два кубика – это ворота. И рядом с воротами на стол перед ребенком положите ватный шарик. Ребенок вытягивает вперед губы трубочкой, дует на шарик и пытается загнать его в ворота из кубиков.

Щеки не надувать! Малыш может придержать их руками, чтобы проконтролировать себя.
Струя воздуха должна быть длительной и без перерывов – один длинный выдох.

Упражнение 2. Накажи непослушный язычок.

Наша задача: научить ребенка удерживать язык широким и расслабленным. И продолжать вырабатывать направленную воздушную струю.
Выполнение упражнения:
Ребенок, приоткрывая рот, кладет язык на нижнюю губу и, пошлепывая губами, произносит пя-пя-пя. Затем он открывает рот и держит язык расслабленным, широким и лежащим на нижней губе.
Я не люблю «наказывать» с детьми язычок, который и так старается изо всех сил заниматься, поэтому делаю это упражнение с малышами в другом сюжете – язычок отдыхает и поет песенку пя-пя-пя. Или предлагаю ребенку сделать массаж язычку: пя-пя-пя. Вы можете придумать и свой сюжет.
На что надо обратить внимание:
Края языка касаются уголков рта – язык действительно очень широкий.
Похлопываем язычок губами несколько раз на одном выдохе, при этом струя воздуха идет плавно, не прерываясь, без задержки дыхания.
Ребенок может проверить правильность выполнения упражнения так — поднесите к его рту ватку, и она будет отклоняться. Детям такая самопроверка всегда очень нравится.

Упражнение 3. Широкий язычок – блинчик.

Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать язык в спокойном расслабленном состоянии.
Выполнение упражнения:
Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в этом состоянии под счет от одного до пяти – десяти. Попробуйте сначала сами!
На что надо обратить внимание, следя за выполнением упражнения в зеркале:
Губы не должны быть в напряженной улыбке – гримасе, они должны быть расслаблены в улыбке.
Нижняя губа не должна подворачиваться.
Язык не должен «убегать» далеко – он просто прикрывает нижнюю губу.
Боковые края языка касаются уголков рта – он расслаблен.
Если упражнение не получится, то надо продолжать делать предыдущее – «накажи язычок». А к этому упражнению вернуться позже.

Упражнение 5. Кто дальше загонит мяч?

Наша задача – мы будем отрабатывать правильную воздушную струю – воздух идет посередине языка, струя воздуха плавная, длительная, непрерывная.
Выполнение упражнения:
Вам понадобится ватка, которую мы будем пытаться загнать подальше. Ватка – это наш «мяч». Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Далее произносить долго звук ф. И сдуть ватку на противоположный край стола.
На что надо обратить внимание:
Нижняя губа не должна натягиваться на нижные зубы.
Щеки не надувать!
Произносить надо звук ф, а не х – именно при звуке ф струя воздуха узкая, как нам и требуется.

Упражнение 6. Почистим зубы.

Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами – это требуется для произношения свистящих звуков.
Выполнение упражнения:
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка почистить нижние зубы. Делать сначала движения языком из стороны в стороны, а затем снизу вверх.
На что надо обратить внимание:
Губы в улыбке и неподвижны в течение всего упражнения.
При движении из стороны в стороны язык находится у десен, а не у верхнего края зубов.
При движении снизу вверх, кончик языка должны быть широким и двигаться от корня зубов вверх.

Иногда взрослым артикуляционная гимнастика кажется занудной и неинтересной. Но не для детей! Знаю по собственному опыту, что детям очень нравится смотреть на себя в зеркало, «учить непослушный язычок» и совершенствовать технику выполнения упражнения. Причем всем детям! А если сюжет упражнений менять тогда интерес к ним остается всегда очень большим, и есть своеобразная интрига – что новое будет в этот раз? Ведь сам малыш видит наглядно свои результаты, видит, что у него с каждым разом движение получается всё лучше и лучше, всё точнее и точнее. А еще таким образом малыш исследует самого себя, строение своего тела, что тоже очень увлекает дошкольников.

Сколько времени потребуется на подготовительную работу, сказать заочно просто невозможно. Для одного ребенка достаточно трех раз, для другого – неделю, для третьего – месяц. Но чем лучше развиты органы артикуляционного аппарата, тем быстрее малыш научится произносить правильно все звуки. Поэтому «жалеть» на это времени и спешить не стоит!

Выполнение упражнений комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков Вы можете увидеть в видео ниже.

Видео. Артикуляционная гимастика для свистящих звуков (с, з, ц)

Второй этап. Постановка звука.

На втором этапе те дети, кто правильно произносит звук с, уточняют его артикуляцию и произношение, закрепляют свои умения. Те же дети, которые не умели его выговаривать, учатся произносить данный звук – «свистеть».
Очень важно, чтобы ребенок осознавал правильность артикуляции звука и мог себя сам проверить. Это возможно уже с 4 лет. И на занятиях по развитию речи всех детей этому обучают (по крайней мере, должны обучать даже в самом обычном детском саду).
Зачем нужны эти знания и умения детям с хорошим звукопроизношением? Для развития у них умения сознательно управлять органами артикуляционного аппарата, для уточнения и закрепления правильного произношения, для более четкой и быстрой работы органов артикуляции, для хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата. Все эти умения развиваются постепенно и требуют тренировки.

В 4 года ребенок узнает как работают при произношении звуков зубы, губы, язычок в форме сказки – игры «Сказки Веселого язычка».

С 5 лет можно объяснять детям правильную артикуляцию звука уже в привычной нам форме (без сказки) и задавать малышу вопросы: «Как работает ротик? Что делает язычок» и т.д. В старшем дошкольном возрасте уже важно не просто сделать движение и уметь рассказать о правильном выполнении упражнения, но и следить за плавностью и точностью движений, за быстрой переключаемостью к новому движению, за легкостью движений.

Артикуляционную гимнастику с детьми любого возраста можно заканчивать упражнением или игрой со звукоподражанием с данным звуком, которые Вы найдете ниже.

При постановке звука малыш узнает и правильную артикуляцию звука.

Правильная артикуляция звука с.

При правильном произнесении звука с:
Ротик улыбается (углы рта слегка оттянуты),
Зубы сомкнуты,
Кончик языка упирается в нижние резцы (т.е. находится внизу, а не вверху),
Передняя часть спинки языка приближена к альвеолам и образует щель с ними (дети знают альвеолы как «бугорки» на небе, вверху рта),
Посередине языка при произнесении звука образуется желобок, по которому идет воздух.
В отличие от шипящих звуков при произнесении свистящих звуков струя воздуха холодная ! Для того, чтобы определить, какая струя воздуха идет из ротика, нужно поднести ко рту руку ладошкой вниз. Сами произнесите в таком положении звук Ш, а потом звук С, и Вы увидите разницу. Можно показать малышу это различие, подув на его руку при произнесении этих двух звуков. А потом он сам с удовольствием поэкспериментирует, как у него получается – холодная струя воздуха или нет.

Для четырехлетних детей можно провести постановку звука С в форме игры. Предложите малышу покататься на велосипеде. Для этого нам нужно накачать воздухом шины, которые немного спустили воздух. Будем работать насосом и накачивать шины воздухом: ссссс. Покажите сами, как «работает насос» – ссс (покажите артикуляцию этого звука, чтобы ребенок четко видел Ваше лицо). Спросите ребенка: какое положение губ, когда насос свистит? (В улыбке). Видны ли зубы? (Да). Где находится кончик языка? (Внизу, спрятался за нижние зубы). Какой воздух идет – прохладный или горячий? (Прохладный) – поднесите тыльную часть кисти руки ко рту. Сравните со звуком Х – когда воздух теплее при звуке Х или звуке насоса С?
Предложите ребенку «взять насос» (пантомима — воображаемое действие) и «накачать шины насосом» — посвистеть сссс.
Очень часто даже такого уточнения правильного звукопроизношения звука С в игре в «Насос» бывает достаточно, чтобы четырехлетний ребенок начал произносить звук правильно!

Бывает, что «игры в насос» недостаточно и нужно уточнить артикуляцию звука индивидуально, перед зеркалом. При постановке звука по подражанию можно предложить малышу подуть на слегка высунутый широкий язык, подражая Вам. После этого нужно перевести язык за нижние зубы. «Посмотри, где у меня лежит язычок. Ты видишь зубы? Сделай так же. Улыбнись, чтобы были видны зубы. Прижми широкий язык к передним зубам вверху. Молодец! А теперь прикрой рот и давай подуем. Поднеси руку к подбородку – чувствуешь, как воздух идет?» Приложите ватку к подбородку ребенка так, чтобы на нее попадала струя воздуха. Если ребенок дует слабо, то попросите его подуть сильнее, но щеки не надувать. Так по подражанию у ребенка получится правильный звук с. Повторите такой звук 5-6 раз с паузами.

Не нужно рассчитывать, что появившийся по подражанию звук С сразу же появится в речи ребенка. Для ребенка это всего лишь — звук насоса в игре! Даже на следующий день малыш уже может всё забыть, и Вам придется показать упражнение по постановке звука снова. И попросить его посвистеть как насос, пошуметь как пылесос, подуть и засвистеть как ветер и т.д. Для того, чтобы звук с вошел в речь ребенка, нужны игры и игровые упражнения для его автоматизации, о которых я рассказу в следующей статье. Ведь просто так повторять слова и фразы со звуком малышу совсем не интересно! А еще нужно научить ребенка различать близкие и похожие друг на друга звуки, чтобы их не путать в речи. Об этом мы тоже поговорим в продолжении этой статьи.

А в конце я хочу предложить Вам два видео о постановке свистящих звуков с демонстрацией простых и доступных приемов.

Как научить ребенка 3-4 лет правильно говорить свистящие звуки С и З? Видео

Если у ребенка хорошо получаются движения артикуляционной гимнастики, то, как правило, несколько нехитрых приемов позволяют ему практически сразу научиться правильно говорить свистящие звуки с и з. О том, как можно научить ребенка дома правильно говорить звук с и исправить его произношение, Вы узнаете из видео Ирины Денисовой. Она делится некоторыми профессиональными логопедическими секретами с родителями.

Если Вам удалось успешно вызвать звук, то остается лишь автоматизировать его правильное произношение в слогах, словах и фразах. Об играх и упражнениях для автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вы можете узнать в статье

Если же у ребенка нарушено произношение многих звуков, ему очень трудно даются артикуляционные упражнения, а вызвать «правильный» звук не удается, то Вам обязательно нужно обратиться к логопеду в детскую поликлинику или в логопедический детский сад. Адреса всех учреждений, в которых можно бесплатно получить помощь логопеда, Вы всегда может узнать в районном или городском управлении образования.

А в заключении статьи – несколько песенок для речевых занятий с детьми по звуку с.

Песенки со звуком С. Видео для речевых занятий с детьми.

Песенка про песок — песенка для произнесения изолированного звука сссссс — звукоподражание: как сыпется песок сссс. В дальнейшем ее можно использовать для автоматизации произнесения этого звука во фразах.

Песенка про букву С. Слова со звуком С. Как слепить букву С из буквы О?

До новых встреч!

Еще о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста Вы можете почитать:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Сразу хочу предупредить, что эта статья не зря называется Как исправить или улучшить свое произношение . Здесь вы не найдете советов, как добиться «чисто лондонского произношения» или полностью избавиться от русского акцента. Чтобы достичь таких «высот», нужно несколько лет прожить в Англии, а еще лучше - там родиться.

Цель этой статьи, так сказать, более утилитарная - именно исправить или улучшить произношение.

Вы, конечно, можете сразу спросить, а зачем тогда прилагать усилия в этой области, раз акцент все равно останется. Ответ очень прост - чтобы ваш собеседник вас понимал! Ведь неправильное произношение отдельных звуков или неправильная интонация - это не только «некрасиво». Коверкая звуки, путая восходящую или нисходящую интонации, выделяя ударением не те слова в предложении, вы, просто-напросто, выдаете слушателю не ту информацию, какую хотели бы.

Вот два небольших примера.

Попробуйте оглушить конечный звук (заменить звук g на звук k) у последнего существительного в простой фразе My friend has a dog, и вместо владельца собаки (a dog) ваш приятель превратится во владельца судоверфи (a dock)!

А теперь попробуйте в той же фразе выделять логическим ударением разные слова. И каждый раз у вас будет получаться другой смысл!

MY friend has a dog. - так вы подчеркиваете, что собака есть именно у вашего, а не у Васиного друга.

My FRIEND has a dog. - а так вы подчеркиваете, что собака есть именно у друга, а не у врага.

My friend HAS a dog. - так вы хотите дать понять, что у вашего друга действительно есть собака, как бы вам не доказывали, что собаки у него нет.

My friend has A dog. - у него какая-то собака, а не та самая, конкретная.

My friend has a DOG. - у него собака, а не крокодил!

То есть, можно сказать, что любая составляющая произношения (звуки, интонация, словесное и логическое ударение) несет определенную смысловую нагрузку. Поэтому правильное произношение - это не желательная «опция», но совершенно необходимое качество. Но хочу вас заверить - если вы научитесь правильно передавать информацию при помощи органов речи, то автоматически приобретете «вполне приличное английское произношение»!

Итак, конкретные советы на тему, как исправить или улучшить свое произношение.

Вот перечень вопросов, которые будут рассмотрены в этой статье.

3. Произношение английских гласных звуков. Кулак, как помощник.

4. Английская интонация.

5. Смысловые группы.

7. Ритмика.

Примечание:

Далее в этой статье мы будем рассматривать только особенности английского произношения по сравнению с русским, а также наиболее распространенные фонетические ошибки, которые допускают учащиеся. Здесь не будет, например, подробного описания расположения органов речи при произнесении того или иного звука. Найти их сейчас не проблема. С другой стороны, не забывайте, что подобные описания совершенно бесполезны, если вы не будете заниматься со специальными фонетическими аудио-записями.

В этой же статье вы найдете полезные практические советы и «маленькие хитрости», которые, уверен, помогут вам освоить английское произношение. И вот первый совет - перед тем, как прочитать про тот или иной звук, обязательно послушайте, как его произносят английские дикторы на ваших учебных дисках или кассетах.

1. «Пиратский» карандаш для гимнастики.

Приступая к занятиям фонетикой, нужно помнить, что по сравнению с русским, английское произношение более интенсивное, более энергичное. Органы речи работает намного четче. Например, в конце слов английские согласные звуки, в отличие от русских, никогда не оглушаются. (См. выше пример с собакой и судоверфью.) Кроме того, все эти альвеолярные, межзубные или губно-губные звуки (конкретно о них см. ниже) должны произноситься именно с применением тех органов речи, о которых говорится в их названии. Но русскому человеку такая «гимнастика» органов речи дается с трудом, особенно, на первых порах. Поэтому свои органы речи нужно тренировать. Поможет вам в этом обычный карандаш.

Упражнение с карандашом.

Вы, наверняка, видели в кино, как пираты взбираются по веревочным лестницам на борт взятого на абордаж судна, держа в зубах кинжалы. Вот именно таким способом вам следует зажать в зубах карандаш (или старую пластиковую ручку) и читать вслух любой текст (можно даже русский) в течение хотя бы 10-15 минут. Причем, несмотря на помеху, читать надо стараться так, чтобы как можно правильнее произносить все звуки и слова. Такое упражнение следует выполнять каждый день перед тем, как заняться непосредственно фонетикой. Что это дает? При помощи карандаша вы усложняете «жизнь» своим органам речи (в основном языку и губам), благодаря чему они становятся более гибкими и послушными. (Здесь можно привести аналогию с гантелями, помогающими развивать силу и повышать тонус мышц тела.) Эффект от такого упражнения заметен после первого же занятия. Попробуйте продержаться с карандашом в зубах 20 минут, читая вслух любой текст, а потом прочтите этот же текст еще раз уже без карандаша. Вы сразу заметите, насколько лучше станут слушаться вас ваши язык и губы, и насколько четче станет ваше произношение даже с русским текстом! А после недели таких занятий улучшение вашей дикции заметят все ваши родственники и знакомые. Между прочим, благотворное воздействие на дикцию подобной временной помехи могут подтвердить на своем опыте те, кто в детстве носил во рту специальные пластинки или скобы, чтобы зубы росли ровными и красивыми. Такие приспособления очень мешают говорить, но стоит их вынуть, например, перед тем, как отвечать урок у доски, как произношение становится чуть ли не дикторским!

2. Произношение английских согласных звуков.

А теперь разберем некоторые особенности произношения английских согласных звуков. Сразу запомните, что в русском и английском языках нет одинаковых звуков. Никаких! Есть только очень приблизительно похожие.

Английские согласные звуки можно разделить на несколько типов, в зависимости от органов речи, которые участвуют в их произношении.

Губно-губные.

с придыханием

Как уже ясно из названия, эти звуки произносятся только губами. Но в отличие от подобных русских звуков, которые произносятся довольно вяло, английские звуки этого типа произносятся очень энергично. Совет такой: представьте себе, что ваши губы - это своеобразная «плотина» на пути воздуха, которая сначала задерживает звук, а потом резко прорывается, выпуская его наружу. Внимательно послушайте, как произносят эти звуки (и слова с этим звуками) дикторы на ваших фонетических дисках или кассетах. Повторяйте за ними, не забывая про «плотину». Чтобы ощутить разницу между английскими и русскими звуками этого типа, произнесите слово мама сначала по-русски, а потом - «с английским акцентом», то есть, подставив в него английский звук [m]. То же самое можно сделать и со звуками [b] и [p], подставив их, например, в слова барабан и переплет . Только не забывайте, что звук [p] перед ударными гласными произносится еще и с так называемым придыханием! Запишите себя при помощи микрофона и сравните свое произношение с произношением диктора.

К губно-губным звукам можно отнести и звук [w]. Произносить его очень просто, если четко следовать правилу. Нужно вытянуть губы трубочкой, а потом резко их растянуть в стороны, издав при этом гласный звук, похожий на У . Другие органы речи в произнесении этого звука не участвуют. По опыту знаю, что ученики умудряются одновременно прикусывать нижнюю губу (как при звуке [v]) или вообще произносят [v] вместо [w]. Но, как я уже говорил, замена одного звука другим приводит к искажению смысла. Например, слово wet (влажность, сырость, мокрый, влажный) при неправильном произношении первого согласного звука превращается в слово vet - разговорное сокращение от слов veteran (ветеран) или veterinary (ветеринар).

Межзубные звуки.

В русском языке подобных звуков нет. Чтобы их правильно произносить, кончик (именно кончик!) языка нужно поместить между передними зубами. Причем, при произнесении этих звуков язык не должен касаться нижней губы. Используйте зеркало, чтобы проверить, правильно ли вы все делаете.

Многие ученики, особенно дети, боятся произносить глухой звук [T] в слове three, потому что при неправильном произношении у них получается неприличное русское слово. Поэтому вместо они говорят , что уже значит не «три», а «свободный». Но если все делать правильно, то у вас не будет даже намека ни на что другое кроме английского three. Так что тренируйтесь. Про звуки [r] и [J] смотрите в соответствующих разделах.

Еще один практический совет. Оба этих межзубных звука дает сочетание букв th. А вот когда они дают звонкий [D], а когда глухой [T], многие не знают. На этот счет есть небольшое правило: В большинстве случаев сочетание th читается как звонкий звук в служебных словах (then, that, though), а как глухой - в «значимых» (thing, think, thank, thought).

Альвеолярные звуки.

Альвеолярные - звуки, при произношении которых, кончик языка ставится на альвеолы. Что такое альвеолы? Это бугорок над передними зубами (естественно, с внутренней стороны!). Причем язык должен касаться этого бугорка самым кончиком. Как говорится, «не шлепайте языком»!

Обратите внимание, что при произношении русских звуков, похожих на альвеолярные английские, язык касается зубов, а не альвеол. Английские звуки [l] и [n], как и другие согласные звуки, не смягчаются!

Заодно запомните, что, в отличие от русских согласных звуков, английские согласные звуки при произношении никогда не удваиваются. Сравните наше деревянный (двойное нн произносится) и английское running - ["rAnIN].

Обратите внимание, что глухой звук [t] перед ударными гласными произносится с придыханием.

В качестве тренировки, попробуйте произнести с «английским акцентом» русские слова с аналогичными звуками.

Маленькая хитрость

Многие знают, как трудно произносить альвеолярные и межзубные звуки, когда они следуют друг за другом, например, как в сочетании on the. В быстрой речи просто не успеваешь убрать язык с альвеол и поставить его между зубами. В таких случаях можно пойти на маленькую хитрость - альвеолярные звуки произносить не на альвеолах, а на зубах или даже между зубами. Здесь только нельзя забывать одно правило - «жертвовать» можно альвеолярными звуками, а не межзубными! То есть, менять место произнесения альвеолярных, а не межзубных. В сочетании on the именно звук [n] произносится на зубах или между ними, а не звук [D] сзади зубов ближе к альвеолам.

Губно-зубные звуки.

При произнесении этих английских звуков верхние зубы несильно прикусывают нижнюю губу. Запомните, верхняя губа здесь не нужна! Обратите внимание, что при произнесении похожих русских звуков В и Ф зубы только касаются тыльной стороны нижней губы. Не делайте так при произнесении [v] и [f]! И еще - эти английские звуки произносятся намного энергичнее, чем похожие русские, а звук [v] на конце слов не оглушается.

И не путайте звуки [w] и [v], например, в словосочетании very well.

Небные звуки

Все эти звуки произносятся при помощи неба и языка.

Парные [Z] и [S] приблизительно похожи на более мягкие русские Ж и Ш соответственно. Можно сказать, что [S] - это нечто среднее между русскими звуками Ш и Щ. Только помните, что при его произнесении не следует «сваливаться» в русское Щ .

Парные [G] и [C]. Запомните, что двойные значки транскрипции НЕ ОЗНАЧАЮТ двойных звуков! То есть, [G] - это не сочетание [d] и [Z], а [C] - не сочетание [t] и [S]. Просто для этих самостоятельных «одинарных» звуков в английской транскрипции используется такое обозначение. [C] отдаленно похож на твердый русский Ч . А звук [G] - это звонкая разновидность [C]. Особенно много проблем возникает с произнесением именно [G]. Помните, что при произнесении этого звука не должно слышаться двух раздельных звуков. Язык при его произнесении стоит на одном месте, а не перемещается от [d] к [Z].

Парные [g] и [k]. Похожи на соответствующие русские звуки. Запомните: [k] произносится с придыханием, а [g] в конце слов не оглушается.

Носовой [N]. Именно носовой, потому что при его произнесении звук идет через нос, а не через рот, как при произнесении [n]. Причем, при произнесении [N] кончик языка упирается не в альвеолы, а в нижние зубы, а задняя спинка языка упирается в небо, закрывая проход для воздуха.

Маленькая хитрость. Кому не дается звук [N], попробуйте сделать так - представьте себе, что вы собираетесь произнести звук [g], но сам [g] не произносите. Не забудьте поставить язык в положение для произнесение [N].

Звук [r] похож на «картовое» русское Р . При его произнесении не должно быть звонкой «вибрации», которая происходит при правильном произнесении русского Р .

Звук [j]. Похож на русский звук Й , но произносится не так «жестко».

В русском языке аналога этому звуку нет. Чтобы произнести этот звук, нужно просто сделать выдох. Самая распространенная ошибка - заменять его русским Х .

3. Произношение гласных звуков.

Английские гласные звуки можно разделить на три типа:

3. Дифтонги.

Основная трудность при произнесении этих звуков заключается в том, что в русском произношении вообще нет напряженных долгих звуков. А основная ошибка - в том, что учащиеся, помнят, что эти звуки долгие, но забывают об их напряженности. Но именно напряженность является их главной отличительной особенностью! В быстрой речи длительность сокращается или вовсе исчезает (в транскрипции это передается одной точкой после знака звука, а не двумя, как обычно), но напряженность присутствует всегда. Чтобы научиться передавать эту саму напряженность, советую прибегнуть к методу «кулака». Он заключается в том, что при произнесении этих звуков нужно резко сжимать кулак. Что это дает? Сжимая кулак, вы не только напрягаете руку, но и непроизвольно - гортань. Тольку тут надо быть очень внимательным и не сжимать кулак при произнесении ненапряженных кратких звуков! Многие учащиеся на первых порах часто допускают эту ошибку.

Не забывайте, что все эти звуки лишь отдаленно напоминают соответствующие им русские звуки (приведенные в первой колонке таблицы).

А звуку [W] (в некоторых словарях и учебниках он обозначается, как ) вообще нет даже приблизительного соответствия. Больше всего он похож (но только похож!) на «твердую» Ё , но дело в том, что в русском языке нет твердого звука Ё.

Ненапряженный И

Ненапряженный Э

Ненапряженный О

Ненапряженный У

Ненапряженный А

Очень краткий Э

Нужно помнить, что эти гласные звуки не являются лишь ненапряженными, краткими аналогами напряженных долгих звуков. Это совершенно другие звуки, и органы речи при их произнесении располагаются совершенно по-другому.

Тренируясь в произношении напряженных и ненапряженных звуков, вы должны почувствовать четкую разницу между ними. Путать их нельзя ни в коем случае, потому что в английском очень много слов, которые отличаются только этими звуками. Сравните sheep и ship . Первое значит «овца», второе - «корабль». А различие между sheet и shit , думаю, объяснять нужды нет!

Я советую своим ученикам при произнесении звука [I] немного «придвинуть» его к нашему Ы. А при произнесении [P] «придвинуть» его к нашему А . Попробуйте, может это поможет и вам.

Краткий [q] часто называют нейтральным звуком или даже «никаким». Он всегда безударный. Самая лучшая его иллюстрация - это неопределенный артикль перед словом, начинающимся с согласного звука. Например, a cat ,

Очень широко открытый

Это звук достоин того, чтобы про него рассказать отдельно.

Из-за значка, его обозначающего, его называют «лягушка», а из-за особенностей произнесения - «челюсть на грудь».

Но именно так он и произносится! Язык касается нижних зубов, а челюсть резко опускается вниз. Похожего на этот звук в русском языке нет, поэтому, прежде чем пытаться его произносить, внимательно прослушайте свои фонетические записи. Его нельзя путать с [e], потому что в английском языке много слов, отличающихся только этими звуками - man и men, pan и pen и так далее.

Маленькая хитрость.

Чтобы в вашей речи подобные слова отличались, иногда советуют при произнесении слов с [x] основной «упор» делать именно на этот гласный звук, а при произнесении слов с [e] - больше внимания уделять предыдущему согласному звуку. Это должно выглядеть примерно так: mAAAn и MMMen.

3. Дифтонги.

Аи

Ои

Обратите внимание, что второй звук этих дифтонгов не [j] и уж конечно не Й , а начало краткого [I]. Именно начало, можно даже сказать, только намек на него.

По опыту знаю, что учащиеся часто путают знаки транскрипции с буквами алфавита. Особенно много ошибок при чтении транскрипции с дифтонгом . Значок «a» ученики принимают за букву «а» и читают этот звук как , что, конечно, неправильно.

В некоторых учебниках и словарях звук обозначается как .

При произнесении этих двух звуков следует помнить, что вторая их часть (звук [V]) так и не набирает силу.

Сочетания звуков

Это соединения дифтонгов и с нейтральным [q].

Здесь главное помнить, что средние элементы этих сочетаний отчетливо не произносятся.

И обратите внимание: в сочетании не должен слышаться звук [j], а в сочетании не должно появляться звука [w].

4. Английская интонация.

Английская интонация, как и русская, несет определенную смысловую нагрузку.

Английскую интонацию можно разделить на два основных типа: нисходящая и восходящая.

Нисходящая интонация используется: в повествовательных (утвердительных) предложениях; вопросительных предложениях, начинающихся с вопросительного слова (специальных вопросах); повелительных предложениях.

Восходящая интонация используется в общих вопросах (начинающихся с глагола) и при перечислении.

Обратите внимание, что при перечислении интонация повышается не все выше и выше с каждым из перечисляемых объектов, а повышение начинается каждый раз с одного «уровня». Последний же из перечисляемых объектов произносится с нисходящей интонацией.

Английская интонация сильно отличается от русской. К ней, как говорится, надо привыкнуть. Здесь можно посоветовать как можно больше слушать английскую речь. Используйте свои учебные аудио записи в качестве звукового фона, как музыку. Желательно, чтобы это были какие-нибудь связные тексты. Можно слушать новости на английском или саундтреки английских фильмов. Не важно, понимаете ли вы, о чем в них говорится - вы все равно непроизвольно будете «впитывать» особенности английской интонации и английского произношения.

Метода «пародиста». Занимаясь непосредственно фонетикой и отрабатывая интонацию конкретного текста при помощи учебной записи, старайтесь в буквальном смысле передразнивать диктора. Представьте себе, что вы пародист и копируйте все мельчайшие нюансы его (или ее) речи. Войдите, как говорится, в роль. Представьте себе, о чем идет речь в тексте, и вложите в свое произношение побольше эмоций. Превратите занятия фонетикой в игру! Естественно, что перед тем, как заниматься повторением целых предложений или абзацев, текст нужно подробно перевести, а потом отработать произношение отдельных слов. Старайтесь довести свою имитацию диктора до совершенства.

5. Смысловые группы.

В английском языке (как и в русском) предложения делятся на смысловые группы. Смысловая группа - это группа слов, объединенных по смыслу. В них нельзя отделять одно слово от другого, не нарушая смысла. При произношении смысловые группы отделяются друг от друга паузами. (В транскрипции паузы обозначаются вертикальной черточкой. Размечая «распечатки» своих фонетических текстов, вы можете просто вводить несколько лишних пробелов.) Сами смысловые группы должны произноситься, как одно слово. То есть, пауз внутри смысловых групп быть не должно.

Например, в предложении Every morning Pete goes to school три смысловых группы. Every morning - обстоятельство времени, Pete - подлежащее, goes to school - сказуемое с дополнением.

Попробуйте поставить паузы в других местах и вы получите, например, Every morning Pete ____ goes to school.

Англичанин поймет вас так: В школу ходит Пит, у которого кличка «Каждое утро». Дело в том, что в английском произношении группа подлежащего, в которой подлежащее выражено существительным, представляет собой смысловую группу и всегда отделяется от сказуемого паузой. Можно сказать, что англичане ждут эту паузу, чтобы понять, когда начнется сказуемое. Почему? Потому что в английском языке по внешней форме слова невозможно определить, к какой части речи оно относится. Сравните work - работа и work - работать.

Но не забывайте, что подлежащее, выраженное местоимением, паузой от сказуемого не отделяется.

Еще один пример разбивки на смысловые группы вы найдете ниже в разделе 8. Примерный фонетический урок.

6. Логическое или фразовое ударение.

Логическое (фразовое) ударение - более сильное произнесение одних слов в предложении по сравнению с другими словами (неударными). В английском предложении под ударением, как правило, стоят знаменательные слова: существительные, прилагательные, смысловые глаголы, числительные, наречия.

Неударными обычно являются:

1) артикли:

What’s the time?

2) местоимения some, any:

We’ve had some good news.

Did you buy any milk?

3) притяжательные местоимения:

Do you like my new car?

4) указательные местоимения (this, that):

Try this strawberry yogurt.

5) предлоги, особенно односложные:

A cup of tea; a letter from Martha; the flowers in the garden.

6) личные местоимения (I, me, you, them и так далее):

She saw them outside.

I don’t like it.

You must tell us the truth.

We’ll write him a letter.

Но в случае противопоставления:

I can see you, but I can see him.

Is there any milk on the table?

There aren’t many strawberries left.

Is there anything you want?

Но может быть и выделено:

Who is sitting there.

8) One (когда оно выступает в качестве слова-заменителя):

I need a typewriter. Could you lend me one?

Would you like a clean handkerchief? - No, that’s all right. I’ve already got one.

I’ve bought you some flowers. There are some blue ones and some red ones.

Give me a towel, please. - Which one? - The stripped one.

9. Слова people, things:

What does a bus-driver do? (when he drives a bus.) - He drives people around. Если выделить people, то можно подумать, что вы противопоставляете people и, например, horses. Ясно, что водитель автобуса возит только людей.

Об этом случае нужно рассказать подробнее.

Дело в том, что в английском, как и в русском языке, есть глаголы переходные и непереходные. И грамматика требует, чтобы после переходных глаголов обязательно стояло дополнение. Но это не значит, что это дополнение нужно выделять логическим ударением. Не забывайте, логическое ударение несет смысловую нагрузку, и, выделив требуемое грамматикой дополнение, вы можете поменять смысл высказывания. В качестве примера можно привести такую ситуацию. Представьте себе, что человек жалуется на свою память и говорит: I keep forgetting things. Если выделить things, то получится, что он не помнит вещи, но помнит, например, людей или животных. Поэтому, такая фраза должна звучать так: I keep forgetting things.

Естественно, могут быть и ситуации, в которых эти слова будут логически выделятся.

Маленькая хитрость.

Представьте себе, что вы переходите болото от островка к островку по кочкам. На островке можно постоять и отдышаться, а на кочку можно только наступить (и то легонько иначе провалишься!) и тут же делать следующий шаг. Так вот в предложении логически ударные слоги - это островки, а безударные - это кочки.

7. Ритмика

Если вы внимательно прислушивались к тому, как говорят англичане, то наверняка обратили внимание на то, что они, как бы то ускоряют свою речь, то замедляют. Дело в том, что в английском языке слоги, попадающие под логическое ударение, в предложении произносятся через примерно одинаковые промежутки времени. Поэтому скорость произнесения безударных слогов меняется в зависимости от того, сколько их стоит между ударными. И чем больше безударных слогов между ударными, тем быстрее они произносятся.

Для примера попробуем изобразить графически фразу English is the primary language of the United States and the United Kingdom. Если отмечать ударные слоги восклицательными знаками, а безударные - точками, то она будет выглядеть так:

! . . . ! . . ! . . . . ! . ! . . . ! . ! .

Эту фразу можно отобразить и по-другому:

English is the primary language of the United States and the United Kingdom.

(Слово states при произнесении дает один слог.)

Примечание.

В английском языке слогообразующими звуками могут быть и звонкие согласные [m], [n] и [l]. То есть, в сочетании с другими согласными они могут образовывать слог. Например, сочетания согласных звуков является слогом, и поэтому в слове table не один, а два слога - и . Но такие слоги в словах всегда безударные.

8. Примерный фонетический урок.

Итак, вы вкратце ознакомились с основными особенностями английского произношения. Советую не ограничиваться только данной статьей, а прочитать о тех же вопросах в других учебниках и пособиях. Чем больше материала вы перечитаете, тем лучше. Из каждого учебника вы обязательно почерпнете для себя что-то интересное и полезное.

А теперь давайте посмотрим, как все эти знания следует применять на практике.

Вот примерный план фонетического урока.

Начните с разминки. Используя «пиратский» карандаш, разогрейте свои органы речи в течение 10-15 минут. Для чтения можно использовать любой текст, даже русский. Но не советую разминаться на английском тексте, который вы только собираетесь отрабатывать!

Теперь потренируйтесь в произношении отдельных звуков и слов с этим звуками. Очень удобно заниматься фонетикой на компьютере. Существует великое множество учебных программ, позволяющих не только повторять за диктором отдельные звуки и слова, но и увидеть диктора на экране и рассмотреть, как при произнесении того или иного звука, работают его органы речи. Некоторые программы даже позволяют записать себя при помощи микрофона и сравнить свое произношение с произношением диктора, а иногда и получить символическую отметку.

Теперь можно браться за отрабатываемый текст. Прослушайте его «в исполнении» диктора целиком, чтобы получить общее впечатление. (Вы должны знать его подробный перевод!)

Выведите на экран «распечатку» текста. Для этого можно использовать Word. Слушая диктора, разделите первые одно-два предложения на смысловые группы. Для этого можно воспользоваться инструментами Word или просто увеличить расстояние между группами при помощи пробелов. Вот как это должно примерно выглядеть для фраз

Now I am a movie star. I can afford to give no thought to such things as rent, electric light, food, or clothes.

Now ____ I am a movie st ar. ____ I c an afford __ to give no thought __ t o such things as rent, __ elec tric light, __ food, __ or c lothes.

Заодно выделите цветом или подчеркиванием напряженные долгие гласные и другие «подводные камни», например звуки с придыханием или слоги, попадающие под логическое ударение. Не забывайте при произношении напряженных гласных сжимать кулак. Но будьте внимательны - кулак не нужен при произношении ненапряженных кратких гласных! По опыту знаю, что ученики забываются, и стискивают кулак на каждом ударном слове.

Можно даже отметить конкретные интонационные особенности текста, вставив, например, в нужных местах стрелки вверх или вниз. Главное помнить, что такая разметка должна помогать вам, а не сбивать с толку.

Начните отрабатывать текст, повторяя его фрагменты за диктором. Если у вас не получается без запинки повторить все предложение или всю смысловую группу целиком, добейтесь уверенного повтора (с нужной интонацией) каждого слова в отдельности. Затем, начиная с конца, «соберите» группу или предложение «по кусочкам». Не забывайте, что все слова одной смысловой группы говорятся «на одном дыхании», то есть, как будто это одно слово целиком.

Вот что у вас должно получаться для первого предложения:

I am a movie star

Now __ I am a movie star.

Если же не «идет» отдельное слово, разделите его на части, добейтесь правильного (и уверенного!) произношения этих частей, а потом «соберите» слово.

Добившись уверенного произношения предложения целиком, уделите все свое внимание интонации и ритмике. Не забудьте про «метод пародиста», описанный выше в разделе Интонация. Между прочим, этот метод может на первых порах помочь тем, кто не очень четко понимает, что же такое ритмика, фразовое ударение или смысловые группы. Точно копируя диктора, вы на практике сможете использовать все, что еще не очень понимаете в теории.

А теперь, если у вас есть такая возможность, запишите себя через микрофон и сравните свое произношение с произношением диктора. Слушая себя «со стороны», легче заметить свои ошибки и недостатки. Замеченные недочеты обязательно исправьте и только потом переходите к следующим предложениям текста.

(Кстати, если вы никогда раньше не записывали свой голос, то при прослушивании он будет казаться вам «чужим», «каким-то не таким» или вообще, как воскликнул один мой маленький ученик, «дурацким»! Не обращайте на это внимания. Просто до этого вы всегда слышали себя через, так сказать, внутренне ухо, а теперь вдруг услышали через динамики аудио системы. Но именно так и звучит ваш голос на самом деле!)

Заключительный совет.

Обязательно добивайтесь отличного результата на каждом этапе работы с конкретными фонетическими текстами! Сначала дело будет идти очень медленно, и за один урок вы сможете отработать лишь небольшой фрагмент. Ничего страшного! Но, если вы будете заниматься так каждый день, то уже через неделю заметите положительные «сдвиги». А через месяц вы автоматически начнете, например, делить читаемый вслух текст на смысловые группы и отмечать для себя напряженные долгие гласные, сжимая при их произношении кулак.