Органические пищевые красители. Краситель, идентичный натуральному. Из чего делают пищевые красители? Все о пищевых красителях. Создаем оранжевый краситель

Сегодня в магазинах можно без труда найти сказочное разнообразие пищевых красителей, которые разукрасят любую выпечку во все цвета радуги. Вот только химический состав этих красителей часто взывает опасения. Тем более, когда речь идет о сладостях для детей, когда надо сделать или заказать торт на День рождения для малыша .

Ниже приведено способов приготовления натуральных красителей для кремов и глазури.

Светло-розовый краситель

Глазурь и крем нежно-розового цвета создают при помощи малины.

При этом можно сделать полностью малиновый крем. В этом случае на торт потребуется 180 мл малины. Либо можно просто покрасить крем или глазурь малиновой краской. Для этого берут 2 чайные ложки концентрированного малинового сока на 1 стакан крема.

Бело-розовый цвет

Создают при помощи клубники.

Все точно так же, как и с малиной. 180 мл клубники на объём крема или глазури на один торт. И тогда это — чисто клубничный крем. Или 4 чайные ложки концентрированного клубничного сока на стакан крема или глазури.

Интенсивно-розовый

Многие боятся красить торты свеклой. А что если вместо торта в итоге получится свекольный салат? Не бойтесь. Не получится. Свекольная глазурь будет красна и не наделит десерт ароматом борща.

Свеклу надо запечь в фольге до готовности. Но можно и просто отварить. Кому как удобнее. Главное, чтобы овощ не потерял свой цвет. Затем натереть на мелкой терке.

Точное количество, необходимой для окраски измельченной свеклы, определяется тем, какой интенсивности цвет вы хотите получить. Обычно хватает соотношения свекла: глазурь – 1 к 8.

Не бойтесь. Глазурь станет интенсивно розовой, но не свекольной на вкус.

Розово-фиолетовый оттенок

Крема и глазури подобной окраски получают при помощи ежевики.

Рецептура аналогична использованию малины и клубники.

Истинно ежевичный крем требует внесения 120 мл ягод ежевики на порцию. Для подкрашивания можно взять 4 чайные ложки концентрированного сока на стакан крема или глазури.

Оранжевая краска

Крема и глазури оранжевого цвета получить также просто, как красные. Иногда советуют для оранжевой окраски добавлять цитрусы, преимущественно апельсин. Но этот метод не очень эффективен.

Значительно более яркий оранжевый цвет приобретают крема и глазури, в которых присутствует морковный сок.

И вновь не надо опасться того, что сок моркови сделает из торта морковный кекс. Не сделает. Сок имеет насыщенный цвет, и его надо совсем немного.

Стандартная дозировка составляет 3.5 столовые ложки морковного сока на 1 стакан крема или глазури.

Желтый краситель

Глазурь или крем желтого цвета сделать очень просто. Достаточно добавить в них чуточку куркумы.

Вот только с куркумой надо быть очень осторожным, так как специя эта острая. И в отличие от безобидной свеклы, она придает глазури остроту и свой специфический вкус. Поэтому если ее положить несколько больше, чем требуется, можно легко испортить выпечку.

Чтобы такого казуса не произошло, куркуму стоит добавлять не сразу в саму глазурь или крем, а в то количество жидкости, которое планируется в них добавлять.

Наиболее удачное соотношение — это ½ чайной ложки порошка куркумы на 2 столовые ложки жидкости (предпочтительно молока). Далее жидкость с растворенной в ней куркумой надо добавить к 1 стакану крема или глазури.

Зеленый цвет

Что касается окрашивания крема и глазури в зеленый цвет, то тут не все однозначно.

Самый действенный способ – это добавление измельченных в блендере листьев шпината. Вот только цвет при этом получается не слишком интенсивный.

Например, глазурь этого торта потребовала для своего окрашивания использования целых двух стаканов измельчённого шпината. Понятно, что такое большое количество зелени может придавать крему или глазури свой собственный вкус, что совершенно неуместно для сладкой выпечки.

Поэтому в зеленые крема и глазури со шпинатом приходится добавлять другие яркие ароматизаторы, например, большое количество мяты.

И все равно некоторые люди не могут есть такой торт со шпинатом. Говорят, что сладость оставляет после себя противное послевкусие.

Желто-зеленый оттенок

Такого оттенка добиваются добавлением в крем или глазурь 8 чайных ложек размятой мякоти авокадо на 1 стакан крема (глазури).

Но кушанье получается на любителя, так как вкус авокадо чувствуется отчетливо.

Видно, что хоть шпинат, хоть авокадо, краситель получается не слишко ярким и имеющим свой неподходящий к десерту вкус.

Светло-сиреневая окраска

Светло-сиреневые, бело-сиреневые получают при помощи черники.

Для черничного крема (глазури) берут 120 мл черники на порцию (на торт). Для простой подкраски используют 8 чайных ложек концентрированного черничного сока на стакан крема. Но в этом случае цвет получается не такой яркий.

Фиолетовый и голубой красители

При всей своей кажущейся искусственности красители для крема в глазури фиолетового и синего цвета вполне могут быть натуральными. Правда, их приготовление дело довольно хлопотное.

Для создания фиолетовой и синей пищевой краски нам понадобится большой кочан краснокочанной капусты.

Его надо порезать крупными кусками, залить водой и поставить вариться. Воды следует наливать как можно меньше, чтобы она только покрывала собой капусту.

Варить капусту надо 15-40 минут. Зависит от сорта. Главное, чтобы капустный бульон приобрел интенсивный фиолетовый оттенок.

Как только это произошло, вынимаем из него капусту. А сам бульон продолжаем кипятить до выпаривания. Выпаривать придется довольно долго. Так как ведь бульон из-под одного большого кочана должен превратиться всего в ¼ стакана красителя.

Вот так это должно выглядеть в итоге.

Или просто добавить полученный фиолетовый краситель в глазурь или крем, и в итоге получить фиолетовую выпечку.

Или добавить к фиолетовому красители щепотку питьевой соды, которая мгновенно превратит фиолетовый краситель в синий.

Из которого потом можно будет без труда приготовить любой синий крем.

И не бойтесь испортить вкус выпечки капустным духом. Его не будет.

Натуральные растительные красители

Сегодня для окраски шерсти, ниток или какой-либо ткани при желании и наличии денег можно приобрести анилиновый краситель практически любого цвета. И все реже в наше время обращаются к помощи растительных красителей , которыми наши предки на протяжении многих веков с успехом расцвечивали ткани (из льна, хлопка и других натуральных волокон) и кожу. Хотя и сейчас отдельные растительные красители продолжают использовать в производстве ковров и для окрашивания пищевых продуктов. Вообще-то красящие вещества содержат большинство растений, однако к красильным относят только те растения, содержание красителей в которых достаточно велико, причем последние должны обеспечивать стойкое окрашивание.

Какие же растения целесообразно в домашних условиях использовать в качестве исходного материала для приготовления натуральных растительных красителей ? Пока перечислим только некоторые из них.

Так, песочный цвет помогут получить обычный чай, а также еловые шишки. Желтый цвет обеспечат желтый поповник, календула, луковая шелуха, вереск, зверобой, чистотел, таволга (лабазник), свежие ростки багульника, кора ольхи и ясеня, листья березы.

Серый краситель содержат кора дуба и ольхи (черной и серой), а также береста. Коричневый цвет дадут лыко, листья дикой яблони, луковая шелуха (раствор высокой концентрации), кора ивы, рябины, осины, ели. Зеленая краска «находится» в листьях березы, сенной трухе, пижме, картофельной и морковной ботве, стеблях и листьях томатов. Красный цвет обеспечат корни подмаренника, зверобоя, чистотела, коры крушины. Черный краситель получают из щавеля и зверобоя, коры черной ольхи, корней камыша, высохших стеблей бобов, оставшихся после уборки урожая.

Обычно в процессе окрашивания закрепляют, добавляя в него тот или иной химикат (медный купорос, уксус, квасцы и т. д.).

Технология приготовления натуральных растительных красителей

Теперь остановимся подробнее на технологии приготовления красящих растворов из наиболее распространенных растений. Обращаю внимание, что красящие растворы, рецепты которых приведены ниже, рассчитаны на окраску 100 г пряжи. При этом для окраски каждых 100 г пряжи необходимо иметь 3...4 л раствора.

Для окрашивания в песочный цвет используют шишки ели (молодые и старые). Понадобятся 1500 г шишек и 20 г квасцов (о последних чуть позже). Шишки мелко дробят и кипятят 4 ч. Отвар фильтруют и растворяют в нем квасцы. В этом растворе пряжу выдерживают примерно 30 минут при температуре, близкой к точке кипения. Если желателен более темный тон, в раствор добавляют немного медного купороса и продолжают обработку пряжи при той же температуре еще полчаса.

Яркую желтую краску получают из свежих листьев. На 500 г березовых листьев берут 20 г квасцов. Свежие листья кипятят в течение 1 ч. Сухие же сначала на сутки замачивают, после чего кипятят уже 3...4 ч. Отвар фильтруют, опускают в него пряжу и доводят почти до кипения. В таком режиме пряжу обрабатывают примерно 1 ч, перемешивая время от времени мотки. Далее добавляют в раствор квасцы и продолжают «термообработку» еще 30 минут.

Луковая шелуха

Для приготовления оранжевой краски 400 г шелухи замачивают в течение 7 ч. Затем жидкость фильтруют и погружают в нее пряжу, где последнюю выдерживают 2 ч, периодически помешивая, при температуре, максимально приближенной к температуре кипения. Чтобы получить темно-желтую окраску, луковой шелухи понадобится в два раза больше (800 г), а еще потребуются квасцы (15 г). Луковый отвар кипятят 3...4 ч, фильтруют, кладут в него квасцы и пряжу. Крашение проводят примерно 1 ч при температуре, близкой к температуре кипения.

Багульник болотный

На основе этого растения удается получить красящие растворы разных цветов. К примеру, чтобы окрасить пряжу в песочный цвет, 500 г веточек багульника болотного замачивают на сутки. Затем настой нагревают почти до температуры кипения, опускают в него мотки пряжи и держат там 4 ч, поддерживая ту же температуру. Если в этот отвар добавить 1 чайную ложку соли, то пряжа станет алой.

Для создания зеленой краски берут 400 г багульника болотного и 15 г дихромата калия. Мотки пряжи сначала выдерживают 2 ч в растворе последнего при температуре, близкой к температуре кипения, затем сушат. Сам багульник болотный кипятят 3...4 ч, в охлажденный раствор опускают высушенную пряжу, доводят раствор до кипения, после чего поддерживают эту температуру примерно час. Затем раствор охлаждают, пряжу вынимают, ополаскивают в чистой воде и сушат. Серо-коричневый цвет обеспечат пряже 400 г багульника болотного и 15 г квасцов. Пряжу сначала опускают в раствор квасцов и доводят его до кипения (но кипеть не дают). Обработка пряжи в растворе длится полчаса. Багульник кипятят 3...4 ч, после чего отвар фильтруют и кладут в него пряжу, доводят отвар до кипения, поддерживая подобный режим в течение 1 ч.

Крапива глухая

Крапива окрашивает пряжу в приятный песочный цвет. На 500 г сушеной крапивы понадобятся 19 г квасцов. Сначала в воде растворяют квасцы и в нагретом почти что до кипения растворе некоторое время «обрабатывают» пряжу. Крапиву вымачивают 3...4 ч, кипятят, отвар фильтруют и кладут в него пряжу, предварительно обработанную квасцами. Доводят отвар до кипения и продолжают при такой температуре окраску пряжи в течение 1 ч. Затем отвар с пряжей охлаждают, пряжу ополаскивают и высушивают.

Сбор растений-красителей проводят в период, когда в «красящих» частях растений содержится больше красителя. Например, листья заготавливают весной (после полного их раскрытия), цветки - сразу после распускания бутонов. Корни выкапывают или весной (незадолго до цветения растений) или же осенью. Многие растения сохраняют оптимальные красящие способности все лето (стебли и листья помидоров, моркови, картофеля, щавеля, чистотела, зверобоя, манжетки).

Растения собирают в сухую погоду и сушат в тени на сквозняке. Высушенные растения измельчают и хранят в сухом месте в тканевых или полиэтиленовых мешочках.

В качестве упомянутых выше закрепителей при крашении используют алюминиевые или хромокалиевые квасцы (кристаллогидраты двойных сернокислых солей), медный купорос и сернокислое железо.

Квасцы - белый порошок, их применяют при окраске в «светлые» цвета (желтый, серый, алый). Медный купорос, кристаллы которого имеют сине-зеленый цвет, служит при получении темных: желтого, зеленого и коричневого цветов. Сернокислое железо (желто-зеленые кристаллы) используют в качестве закрепителя для красок коричневого, зеленого или красно-кирпичного цветов.

Закрепителем является и поваренная соль, которая необходима при окрашивании хлопчатобумажных тканей. Присутствие соли при окраске шерсти не обязательно. А вот уксус как закрепитель используют при окраске тканей, ниток, пряжи того или другого вида. Обычно изделия, окрашенные естественными растительными красками, не линяют. Но бывает, что на солнце их цвет выгорает. Кстати, цвет может измениться при стирке окрашенных изделий стиральным порошком, особенно при стирке в горячей воде. Например, в этом случае синий цвет может перейти в цвет хаки. При стирке с помощью мыла цвет шерстяных окрашенных изделий остается неизменным.

Обобщенные сведения о красильных растениях и особенностях их применения приведены в таблице.

Растения, используемые при крашении, сроки их сбора, применяемые закрепители, получаемые цвета

Растение и его красящая часть Сроки сбора Применяемые закрепители Получаемый цвет
Береза (листья) Первая половина лета Дихромат калия (после крашения) Оливковый
Липа (опавшие листья) Осень Медный купорос (до крашения) Желтый
Клен (опавшие листья) Осень Сернокислое железо (до крашения) Темно-красный
Осина (опавшие листья) Осень Медный купорос (до крашения)
Дихромат калия (после крашения)
Сернокислое железо (до и после крашения)
Коричневый

Зеленый

Серый

Осина (сережки) Весна (до распускания листьев)
Сернокислое железо (после крашения)
Коричневый

Черный

Ель (иголки, молодые и старые шишки) Весна Медный купорос (до и после крашения)
Квасцы (до и после крашения)
Зеленый

Песочный, коричневый, желтый

Дикая яблоня (опавшие листья) Осень Медный купорос (до и после крашения)
Бихромат калия (до крашения)
Желтый с коричневым оттенком

Темномалиновый

Черемуха (спелые и перезревшие ягоды) Лето Без закрепителя
Медный купорос (до крашения)
Красный

Желтый

Гранат (корки) Осень Медный купорос (после крашения) Черный с коричневым оттенком
Щавель (корни, листья) Весна Квасцы (до крашения) Желтый
Душица (верхняя часть растения) При цветении Без закрепителя
Медный купорос (до крашения)
Бихромат калия (после крашения)
Алый

Зеленый

Картофель (верхняя часть растения) После уборки Сернокислое железо (до и после крашения)
Сернокислое железо (до крашения)
Темно зеленый
Черный с коричневым оттенком

Все знают, что искусственные красители, которые используют в кулинарии, очень опасны для здоровья. Поэтому многие стараются использовать для получения цвета натуральные продукты. Сделать это несложно, а натуральность и безопасность блюд будет гарантирована.

Зачем нужны красители

Красители делятся на натуральные и синтетические. Натуральные красители – это продукты растительного происхождения, и в их состав не входят химические вещества. Синтетические красители могут быть гелевыми, жидкими и сухими. Пищевые красители используются в пищевой промышленности, чтобы сделать из обычных продуктов настоящее произведение искусства и поднять уровень продаж. Они не обладают никакими вкусовыми свойствами, поэтому не влияют на вкус продуктов.

Вещества, полученные благодаря химическому процессу, вредны для организма. Поэтому многие предпочитают готовить красители самостоятельно из более натуральных продуктов. Таким образом можно не только сделать блюдо красочным, но абсолютно безопасным. И для этого совсем не нужно покупать дорогостоящие компоненты, так как подойдут обычные продукты.

Вред искусственных красителей

Химическая промышленность производит огромное количество веществ, которые затем используются для придания продуктам более привлекательного вида. Но не все знают, что именно скрывается за синтетическими красителями. К примеру, даже состав большинства таких смесей невозможно определить без длительных лабораторных исследований.

А производители не всегда придерживаются стандартов и с легкостью нарушают количество содержащихся в красителях опасных компонентов. При этом вред таких веществ не только в возможных аллергиях. Некоторые консерванты могут вызывать кислородное голодание, негативно влиять на нервную систему и провоцировать развитие опухолей. Поэтому важно ограничить употребление подобных продуктов, а для домашних блюд использовать исключительно натуральные красители.

Как сделать краситель дома

Для этого достаточно открыть холодильник и выбрать любой овощ или фрукт, подходящий по цвету. Можно брать для этой цели соки, варенья, зелень и даже приправы. Что касается хранения натурального красителя, то без сахара он будет годен только несколько дней. А вот с добавлением сахара краситель спокойно простоит 10–14 дней. Главное, это поместить его в стеклянную тару с плотной крышкой и не оставлять в тепле.

Красный цвет
Для того чтобы придать блюду такой оттенок, можно использовать соки малины, клубники, вишни или клюквы. Подойдут также обычное красное вино и различные варенья. Желательно добавлять несколько компонентов, тогда красный цвет будет более насыщенным. Нередко хозяйки используют для приготовления блюд с красным оттенком обычную свеклу. И не зря, ведь этот овощ считается самым сильным естественным красителем.

Добыть из свеклы красящий пигмент совсем несложно. Для этого 1–2 плода необходимо помыть, почистить и натереть на терке. Затем свеклу заливают водой и варят около часа на небольшом огне. Также в отвар необходимо добавить 0,5 ч. л. лимонной кислоты, иначе краситель обесцветится от окисления воздухом. Как только свекла остынет, ее нужно процедить и использовать для окрашивания блюда.

Оранжевый цвет
Самый простой способ добыть оранжевый натуральный краситель – это использовать морковь. Ее также необходимо почистить и натереть на терке. Затем овощ выкладывается на сковороду и заливается сливочным маслом, предварительно растопленным на водяной бане. Соотношение моркови и масла должно быть 1:1. Далее смесь нужно потомить на плите около 5 минут. Масло должно приобрести желаемый оттенок, после чего следует отжать остывшую морковь через марлю.

Желтый цвет
Для придания блюду желтого цвета чаще всего используют лимон. Его цедру натирают на очень мелкую терку, а потом отжимают и процеживают сок. Также отличный желтый оттенок можно получить, размешав в теплой воде немного куркумы.

Зеленый цвет
Для насыщенного зеленого цвета можно использовать свежий шпинат. Его нужно протереть через сито или измельчить с помощью мясорубки. Полученную смесь необходимо проварить в течение получаса, а затем процедить через марлю.

Фиолетовый и синий цвета
Их можно получить, использовав кожуру баклажанов, темные сорта винограда или чернику. Отлично подойдет и фиолетовая капуста, которую нужно просто порезать и проварить. Если необходимо получить коричневый цвет, то проще всего добиться такого оттенка с помощью сахара. Его нужно смешать с водой в пропорции 5:1 и поместить на сковороду.

Жарить сахар необходимо на маленьком огне и при этом постоянно его помешивать. После того, как смесь приобретет необходимый оттенок, в нее добавляют воду и процеживают. Кроме жженого сахара для получения коричневого цвета можно использовать шоколад, кофе или какао.

Черный цвет
Нередко для украшения блюд используется черный цвет. Добиться такого оттенка не так сложно, как кажется на первый взгляд. Для сладких блюд, например, для торта, нужно использовать порошок какао. Но не обычный, а порошок специального сорта под названием «голландский ультра». Он содержит больше шоколада и сам по себе гораздо темнее традиционного какао. А для соленых блюд идеально подойдут чернила кальмаров.

Бежевый цвет
Для того чтобы получить бежевый цвет, многие повара рекомендуют добавлять, например, в крем немного томатной пасты. От количества пасты зависит цвет, поэтому при добавлении большого количества томата крем получится не бежевый, а ближе к оранжевому цвету. На вкус десерта томатная паста не влияет.

Если в холодильнике хранится несколько натуральных красителей, приготовленных ранее, то для получения нового цвета не нужно искать ингредиенты. Можно смешать уже имеющиеся цвета и получить тот, который нужен. К примеру, для цвета морской волны можно смешать синий и зеленый, а для получения синего красителя достаточно смешать зеленый цвет с красным. Для того чтобы получить черный оттенок, понадобятся зеленый, синий и красный красители. А красивый фисташковый цвет получится, если смешать желтый и синий.

От того, когда именно в блюдо будет добавлено красящее вещество, зависит очень многое. Поэтому важно знать:

  1. В свежее тесто красители добавлять не стоит. Лучше пропитать красителем выпечку. Но это правило не касается безе.
  2. Если же тесто необходимо не для выпечки, а для лапши или пельменей, то красители наоборот рекомендуют добавлять сразу при замесе. Ведь потом покрасить готовый продукт не получиться.
  3. В крем, который используется для декора, краситель также нужно добавлять в последний момент. Иначе лишние компоненты могут негативно повлиять на устойчивость крема во время взбивания.
  4. Не стоит торопиться и добавлять как можно больше красителя. Достаточно 1–2 капель, чтобы посмотреть, какой получится цвет. Да и сделать его насыщеннее потом гораздо проще.

Это лишь основные способы получения различных цветов. Если подойти к делу с фантазией, то можно получить необыкновенные оттенки. Они украсят любое блюдо и очень удивят гостей. А безопасные компоненты не принесут вреда здоровью, поэтому все вкусности могут есть и дети.

Видео: натуральные пищевые красители своими руками

Если приглядеться к составу многих продуктов, то там часто можно встретить искусственные ингредиенты. К счастью, многие из них при приготовлении блюд можно заменить на натуральные. Качество еды при этом не измениться, а скорее станет лучше. Таким образом в домашних условиях можно приготовить безопасный натуральный краситель.

В приготовленных блюдах важен не только вкус, но и внешний вид. Именно поэтому профессиональные повара уделяют особое внимание их украшению. Конечно, больше всего кулинары стараются над десертами и сладостями. Красивые завитушки крема, узоры из посыпок достаточно просто воспроизвести в домашних условиях, так же как и окрасить коржи и крем.

В качестве красителей лучше использовать не покупные, а приготовленные собственными руками. В итоге получится также красочно, но более безопасно для здоровья. Пищевой краситель в домашних условиях можно использовать для подкрашивания кремов, мастики, желе, коржей, соусов.

Пищевой краситель в домашних условиях: способы приготовления

Пищевой краситель в домашних условиях можно получить из различных овощей и ягод. Для этого из них выжимают сок.

Розовые и красные оттенки получаются из свежей или варёной свёклы . Небольшой корнеплод трут на крупной тёрке и перекладывают в сотейник. Натёртую свёклу заливают водой так, чтобы он едва прикрывала овощ. Уваривают на небольшом огне в течение 50-60 мин. Свёклу откидывают через сито, сливая сок в отдельную ёмкость. В полученную жидкость добавляем лимонную кислоту на кончике ножа - так цвет будет более стойким.

Розовые оттенки можно получить и из ягод. Для этого подойдут: клубника, малина, смородина, клюква. Обычно их разминают, после чего сок процеживают через марлю.

Для окрашивания вторых блюд обычно используют измельченные помидоры или томатную пасту. Регулировать насыщенность цвета можно сметаной или сливками.

Как сделать зелёный краситель? Для этого следует запастись шпинатом. Обычно его продают в пучках свежим или в небольших пакетах замороженным. Для получения красителя больше подойдёт свежий шпинат. Его необходимо помыт, порезать и сложить в блендер. Шпинат измельчить, выложить на марлю и выдавить из него сок.

Аналогичным способом зелёный краситель в домашних условиях готовят из кресс-салата. Кстати, его можно использовать не только для десертов, но и для несладких блюд. Так сок шпината используют при приготовлении традиционного китайского блюда бао-цзы. Шпинат добавляется в дрожжевое тесто, в которое потом заворачивают солёную начинку. В результате получаются зелёные круглые пирожки.

Нежный сиреневый цвет можно получить из краснокочанной капусты. Её мелко шинкуют, тушат с небольшим количеством воды. После этого измельчают блендером и пропускают сок через марлю.

Окрасить коржи в коричневый цвет поможет добавленное какао. Также его добавляют и в кремы. Др. способ получения сладкой начинки коричневого цвета - шоколадный ганаш. Готовится он очень просто и, по сути, представляет собой крем, которым можно прослаивать торты и начинять пирожные.

Для ганаша 200 мл сливок (лучше жирных, от 33 процентов) нагревают до кипения и заливают ими 200 г поломанного горького шоколада. Смесь вымешивают до полного растворения шоколада. Шоколадный ганаш оставляют при комнатной температуре на 40-60 мин и затем используют по назначению.

По-другому коричневатый оттенок можно получить с помощью обжаренного сахара. Для этого сахар перемешивают с водой в соотношении 5 к 1. Полученную смесь нагревают в небольшой кастрюле до растворения сахара. Смесь должна стать коричневатой (при этом следите за тем, чтобы раствор не подгорел, иначе он приобретет неприятный привкус). Полученный раствор используют при окрашивании десертов и сладких блюд.

Оранжевый цвет получают с помощью моркови. Для этого её натирают на тёрке и обжаривают на небольшом количестве сливочного масла до тех пор, пока она не достигнет полной готовности. Затем морковь процеживают через марлю. Полученная жидкость и будет красителем.

Также желтоватый оттенок тесту поможет придать специя шафран.

Сладкие кремы для тортов и пирожных можно окрасить в пастельные цвета с помощью варенья. Для этого подойдёт смородина, малина, клубника.

Красители для мастики: варианты


Красители практически всегда используют для создания украшений из мастики. Ими можно придать цвет отдельным кусочкам помадки, из которых потом и лепят цветочные поляны, декоративные узоры-полоски, разные фигурки. В основном для этих целей используют покупной концентрированный пищевой краситель. Всего нескольких капель хватает для придания мастике насыщенного цвета.

Домашние красители применяют немного по-другому. Дело в том, что для насыщенности окрашивания нужно использовать очень большое количество сока свёклы, моркови и др. овощей и ягод. При этом мастика становится жидкой и для густоты нужно постоянно вмешивать сахарную пудру.

Конечно, Вы можете получить яркую мастику с помощью окрашивания соком, но тогда возникает ещё один минус - готовые фигурки приобретут привкус овощей или ягод. Получается, что для насыщенного цвета домашние красители не совсем подходят. С другой стороны, без них не обойтись, если Вы хотите придать пасте пастельные оттенки. Для этого необходимо всего лишь немного сока.

Делаем мастику: простой рецепт

Для того чтобы мастика окрасилась более равномерно, лучше сделать её самостоятельно.

Состав:

  • Американский зефир маршмеллоу - 200 г
  • Сахарная пудра -250 г
  • Сок лимона -2 сл. л.
  • Сливочное масло -2 ст. л.

Приготовление:

  1. Все ингредиенты выложить в одну ёмкость и поставить в микроволновку. Нагревать до тех пор, пока всё не расплавиться.
  2. Из полученной мягкой массы, напоминающей пластилин, можно сразу лепить или предварительно ее окрасить.
  3. Для окрашивания мастику лучше разделить на небольшие порции. На маленьких кусочках можно подобрать нужный оттенок, смешивая соки свёклы, моркови, шпината. Подобрав нужный цвет, сок капают на мастику и начинают тщательно вмешивать и переменить кусок.

Красители для мастики можно использовать не только для равномерного окрашивания, но и для создания красивых эффектов.

С помощью нескольких капель сока Вы сможете придать мастике мраморные оттенки. Для этого нужно нанести на мастику несколько капель красителя в разных местах. Затем вытянуть её в колбаску и соединить края. Далее следует продолжать добавлять краситель и после этого вытягивать и соединять мастику. Помните, что количество красителя для создания мраморного узоры должно быть небольшим. Также не стоит долго вымешивать помадку - у Вас может получиться однотонная окраска.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Мы часто видим на домашней одежде пятна. Какие - то пятна поставлены чаем, кофеем и другими продуктами питания, многие из них мы не можем отстирать как бы ни старались.

Идея для моего проекта, возникла когда на моей домашней футболке появилось пятно от свеклы. Пятно красного цвета, которое мы не смогли отстирать. Ткань на футболке окрасил свекольный сок, в котором содержались натуральные вещества способные окрашивать ткань. Мне захотелось узнать какие еще овощи, фрукты, растения могут окрашивать ткань и шерсть.

Растительные краски были одними из первых красок, которые начал употреблять человек, чтобы украсить себя, свое оружие, жилище и одежду. Сначала это были соки лепестков цветов, листьев и плодов, привлекавших внимание человека своей яркой окраской, затем человек научился добывать краску и из корней, коры.

У природных красителей не существует соперников по создаваемому ими богатству оттенков и полутонов. Растительные пигменты дают такие глубокие и мягкие цвета, которые даже при большой интенсивности не смотрятся кричаще. Ткани, окрашенные такими красителями, при стирке не линяют, не выгорают на солнце, безопасны для здоровья.

Окрашивание тканей или пряжи натуральными органическими пигментами уходит своими корнями в глубокую древность. Вековой практикой крашения из всего многообразия были отобраны те красительные представители флоры, которые обеспечивали высокое качество, красоту и долговечность.

Природные красители известны очень давно, с глубокой древности. Широкое распространение они получили в период развития мануфактурного производства и имели огромное значение вплоть до второй половины XIX века. В то время природные красители являлись единственным средством для крашения. С развитием промышленности органического синтеза, особенно анилинокрасочной промышленности, природные красители не выдержали конкуренции с синтетическим красителями, так как они менее дорогие и более устойчивы к природным воздействиям, и в основном, утратили свое практическое значение. Однако до сих пор часть натуральных красителей применяется в пищевой, легкой и косметической промышленности, для реставрационных работ, в аналитической химии и в других целях.

Для этого я поставила следующую цель:

    Изучить свойства природных красителей и растения, из которых их можно получить.

Для этого я поставила следующие задачи:

- изучить литературу о растениях, ягодах и овощах, содержащих натуральные красители.

Получение растительных красителей из натурального сырья: коры дуба, коры черемухи, измельченных цветков пижмы, скорлупы грецких орехов, свеклы, куркумы, корицы, листьев шалфея, красно-кочанной капусты.

Провести опыты по окраске ткани и шерсти.

Установить какие натуральные вещества могут способствовать усилению цвета;

Установить как долго окрашенная ткань сохранит цвет (сохраниться ли полученный цвет после стирки).

Установить какой способ закрепления цвета на ткани наиболее эффективный.

Объект исследования: растительные красители.

Предмет исследования: свойства растительных красителей.

I. Основная часть.

    1. Из истории применения красителей

Исторические сведения об окрашивании различных предметов быта, одежды, домашней утвари и даже самих людей относятся к глубокой древности. Известно, что искусство крашения развилось сначала в странах Азии и оттуда было перенесено в Карфаген. Из красиленКарфагена окрашенные ткани вывозили в Рим и Афины. Сохранившиеся окрашенные предметы свидетельствуют, что для крашения использовала вещества минерального и органического происхождения: цветные глины, оксиды металлов, вещества, содержащиеся в различных частях растений и в организмах некоторых животных.

Для окрашивания волокнистых изделий преимущественно применяли материалы растительного происхождения: древесную кору, листья, плоды, цветы, корни. Растения со значительным содержанием красящих веществ произрастают, как правило, в жарком климате; отчасти именно этим объясняется, почему искусство крашения развилось именно в странах Азии, Африки и Америки, а затем распространилось по странам с умеренным климатом. Страны Европы получали красильные растения жарках стран, однако и в Европе были свои традиционно применяющиеся для крашения растения, такие как вайда, резеда и др.

Красильщики древности в своем ремесле сделали интереснейшие открытия, которые позволили им, имея в своем распоряжении всего несколько десятков природных красителей, получать до 800 цветов и оттенков. Она открыли секрет образования цветных "лаков" - способ получения разнообразной цветовой гаммы на ткани с помощью солей различных металлов (морданов, или протрав) из всего одного красителя. Способность к образованию "лаков" объясняется свойством большинства природных органических красителей (называемых протравными) в присутствии солей переходных металлов давать прочные нерастворимые в воде комплексы краситель-катион металла-волокно. Дляувеличение способности к комплексообразованию ткани обрабатывали, помимо солей металлов, солями винной кислоты или дубильными веществами. Этими приемами с большим мастерством пользовались, например, в странах Восточного Средиземноморья (Палестине и Египте) еще в начале нашей эры. Современные исследователи находят в тканях из этих стран почти всегда не одну протраву, а смеси солей железа, алюминия, цинка, меди, хрома. Интересно, что в этих изделиях синего, красного, коричневого цвета присутствует олово - протрава, заново открытая в Европе только в ХYII веке. Для закрепления окраска на хлопковых тканях одновременно с солями металлов использовали танинсодержащие вещества. Стойкая пунцовая окраска на хлопке при использовании марены достигалась применением масляной протравы, придающей хлопку способность соединяться с солями металлов и красителями, в частности с ализарином. Марева содержит в основном два красителя - пурпурин и ализарин. Красильщикам древности был известен способ выделения пурпурина и использования только его для получения более карминного оттенка окрашенной ткани, чем при крашении самой мареной. Древние мастера умели имитировать пурпур с помощью индиго, марены, танина и железа.

К величайшим открытиям древности относится кубовое крашение индиго. С помощью синего индиго и различных желтых красителей мастерам удавалось получать многочисленные оттенки зеленого цвета, так как в природе практически не существует стойких зеленых красителей для тканей.

Крашение в древности часто состояло из многочисленных стадий, и для получения нужного цвета ткани могли красить в течение нескольких недель. Крашение почиталось искусством.

В конце XIX-начале XX века искусство крашения природными красителями практически было утрачено. Первые синтетические красители, яркие и сравнительно простые в способах применения, вытеснили природные красители из практики не только промышленного, но и кустарного окрашивания тканей и пряжи. На протяжении всего нескольких десятков лет большинство древних рецептов было забыто и утеряно.

    1. Красители из растений

Из литературных источников мы выяснили, какие растения можно использовать для получения красителей определенного цвета.

Желтые краски

Барбарис - кустарник. Красящее вещество получается из коры, корней и древесины.

Береза - красящее вещество содержится в листьях и молодой коре; листья и кора собираются в начале лета; из листьев получается ярко-желтая краска, из коры - желтоватая.

Василек угластый - листья красят шелк и шерсть.

Куркума - пряность виде порошка, красящее вещество жёлтого цвета.

Пижма- цветки окрасят ткань в желтый цвет.

Синие краски

Вайда (синило, синиль, фарбовник) - растет в умеренной полосе России, красящее вещество содержится в листьях.

Василек - красящее вещество находится в лепестках цветков.

Гречиха - дикорастущая на берегах Каспийского моря. Красящее вещество в листьях, густого синего цвета (индиго).

Ежевика - ягоды красят в темно-синий цвет.

Черника - ягоды красят шерсть, смоченную, квасцами (1:10), в фиолетовый цвет.

Шалфей луговой - трава красит в темно-синий цвет.

Плаун ликоподий - травянистое растение; красящее вещество в стебле растения.

Гераний лесной - красящее вещество в цветах.

Лакмусник - растет в Крыму. Трава красит шерсть в фиолетовый цвет, известный у французов под названием "Турнесоль".

Зеленые краски

Бузина - используют не спелые ягоды, как для красной краски, а листья бузины, которые дают хороший зеленый цвет.

Черемуха - внутренняя кора окрашивает в зеленый цвет.

Тополь - внутренняя кора красит пряжу в зеленый цвет, пряжа должна быть предварительно смочена железным купоросом (1:10).

Хвощ болотный, железник, беличий хвост, - растет повсюду; красящее вещество в стебле, дает зеленый цвет.

Щавель - растет почти повсюду; красящее вещество в листьях.

Можжевельник - растет почти повсюду; красящее вещество в ягодах.

Рута и цветок синего касатика - сок из них, смешанный вместе, дает прочный зеленый цвет.

Бирючин а - ягоды окрашивают шерсть в, темно-зеленый цвет.

Коричневые краски

Вишня - красящее вещество находится в ветках, листьях.

Дуб- красящее вещество находится в коре.

Репчатый лук - красящее вещество находится в шелухе.

Лишайники, торчовка, дубовая лапка - растут почти повсюду, на земле и камнях. Лишайник, растущий на камнях, дает особенно прочную коричневую окраску.

Ольха черная - распространена в умеренной полосе России, красящее вещество в листьях, молодых ветвях и коре.

Сухая кора крушины - дает коричневую окраску,

Кора сливяного дерева - дает коричневую окраску.

Трава серпуха - красит льняные и шелковые ткани.

Щавель конский - корень его, выкопанный осенью, дает коричневый цвет.

Красные краски

Свекла - красящее вещества находятся корнеплодах.

Крушина, волчьи ягоды - та же, что для получения желтого цвета; для красного цвета собирается не кора, а молодые ветки и листья до цветения.

Марена красильная или крап - растет на юге, в Крыму, Закавказье; красящее вещество в корне растения, который выкапывается до цветения.

Бузина - кустарник, растет почти повсюду; красящее вещество в спелых ягодах.

Ветла - кора, сваренная в щелоке, красит шелк и шерсть.

Душица - трава красит шерсть.

Мак дикий - сок из цветов красит шелк, шерсть, полотно, смоченные предварительно в растворе из 2 ч. квасцов, б ч. уксуса и 6 ч, воды.

Терн - кора, варенная со щелоком, красит шерсть.

Бирючина - сок из ягод, смешанный с нашатырем или глауберовой солью.

Стружки красного дерева фернамбук варить с прибавлением 2 - 3% квасцов (или поташа). Дает не только красный, но и желтый, оранжевый, пурпурный, фиолетовый цвета.

Серые краски

Ель - кора красит шерсть.

Скорлупа грецкого ореха- светло серый цвет.

Барвинок - трава красит шерсть втемно-серый цвет.

Кувшинка - корень красит хлопок и лен.

Ракитник - кора дает темно-серый цвет.

Толокнянка - листья красят шерсть в светло-серый цвет.

Копытень - красит шерсть в темно-серый цвет.

    1. Основные условия и правила крашения.

    Окрашивание проводят в хорошо проветриваемом помещении.

    Нельзя использовать для крашения посуду, в которой приготавливается пища.

Медная, алюминиевая, железная посуда изменяет оттенок окрашиваемого растительным красителем волокна, поэтому протравливание и окрашивание необходимо проводить в эмалированной или стеклянной посуде. Посуда должна быть достаточно вместительной, чтобы раствор полностью покрывал свободно лежащую пряжу или ткань.

    Желательно брать дождевую воду или умягченную кальцинированной содой воду.

    Применяемая для помешивания окрашиваемого материала деревянная (пластмассовая, стеклянная) палка должна быть чистой и гладкой.

    Ткань и пряжу перед окрашиванием обязательно хорошо смачивают водой. Материал, предназначенный для окрашивания, должен обладать хорошейсмачиваемостью. Ткань, окрашенная без предварительной подготовки, дает, как говорят «непрокрас».

    1. Подготовка ткани из натуральных материалов к окрашиванию.

В своем проекте я решила использовать для окрашивания различные материалы:

    Хлопчатобумажная ткань белого цвета. (фото № 1)

Фото №1 Фото №2 Фото№ 3

    Льняная ткань белого цвета (фото № 2)

    Шерстяные (овечьи) нитки белого цвета (фото№ 3)

Для того чтобы окрасить выбранные материалы необходимо провести специальную подготовку перед окрашиванием.

Хлопчатобумажные ткани и льняные ткани кипятят перед окрашиванием для улучшения смачиваемости. Для окраски в светлые тона суровые целлюлозные ткани отбеливают. Неотбеленный хлопчатобумажный или льняной материал перед крашением отваривают в течение 1 часа в таком растворе:1 литер воды 2-3 грамма стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 грамм хозяйственного мыла. При этом вода должна полностью покрывать пряжу или ткань. (на 100г. материала 3 л. воды). После стирки материал прополаскивают 2-3 раза в теплой воде до полного исчезновения мыла, которое мешает равномернойокраске.

Для подготовки шерстяной пряжи необходимо потереть на терке детское мыло, затем растворяют в небольшом количестве горячей воды (60 градусов). Мыльный раствор выливают в теплую воду и взбивают пену. В этой воде стирают пряжу, слегка отжимая и переворачивая. Мыльный раствор меняют несколько раз, пока вода не будет чистой. Не надо делать моющий раствор слишком горячим, от этого шерсть темнеет и разрушается. Как показали наши опыты синтетические моющие средства(стиральный порошок) меняют оттенок цвета. Стиранную шерсть тщательно промывают в проточной воде, затем добавляют немного столового уксуса (9%), чтобы промыть от мыла и затем снова прополоскать.

При окрашивании ткани ягодами, чтобы подготовить ткань к окрашиванию необходимо к8 стаканам воды добавить полчашки соли, положить ткань в раствор и кипятить около часа на медленном огне.

При окрашивании ткани овощами, используется уксусный раствор: к одной части уксуса добавить четыре части воды, положить ткань в раствор и кипятить около часа на медленном огне.

В обоих случаях после кипячения ткань достать и прополоскать в холодной воде.

    1. Приготовление красильных отваров.

Красители можно получить из веток листьев, плодов, кожуры, коры, корней растений.

Используют как свежие растения, так и высушенные. При окраске свежими растениями получают более яркие и интенсивные тона, но обычно менее светостойкие.

Листья, стебли, корни, цветы, плоды, шишки, кору предварительно отмачивают в мягкой холодной воде в течении 12 часов (с утра до вечера). На каждые 100г. травы берут приблизительно 1 литр воды. После этого растения в той же воде доводят до кипения и выдерживают на очень слабом огне «томят», но не кипятят. Цветы и травы «томят» 30 минут, а кору, стебли, скорлупу ореха, корни 2-4 часа. Дальше экстрагировать красители из растений не рекомендуется, так как цвет отвара становиться бурее. После экстрагирования красителя отвар, сливают в другую посуду, процеживая его, а растения снова заливают водой, что бы получить второй отвар. Травы и кору «томят» 30 минут. Процеживают второй в ту же посуду, где первый.

Затем готовят красильную ванну, добавляют в полученный отвар необходимое количество воды.

    1. Что такое протрава. Способы протрав.

ПРОТРАВА -(закрепитель краски), в процессах окрашивания - химические вещества, взаимодействующие с красителем или окрашиваемыми тканями, или с обоими, для «закрепления» красителя на ткани, в результате чего краска практически не вымывается. Многие протравы являются ГИДРОКСИДАМИ или солями металлов (например, КВАСЦЫ).

Существуют природные протравы муравьиная кислота, рассол квашенной капусты, соль, уксус, березовая зола, ржавчина.

Существует несколько способов протрав.

    Одновременная протравка.

Приготовленный раствор протравы выливают в отвар красителя, опускают в него чистую мокрую пряжу и ткань. Затем «томят» 30-40 минут при 60 градусов.

    Последующая протрава.

Сначала «томят» пряжу в отваре красителя 30 минут, затем перекладывают в приготовленный раствор протравы и выдерживают 25 мин при 60 градусах.

    Практические исследования.

    1. Способы приготовления натуральной протравы.

    Протрава -сок квашенной капусты.

Мелко шинкуем капусту, морковь, укладываем в эмалированную кастрюлю, солим и доливаем немного воды, чтобы получить побольше сока квашенной капусты, и ставим под

    Протрава - ржавчина.

Настой ржавчины - это один из вариантов натуральной экологической протравы ткани и волокон при окраске натуральными красителями. Ржавчина фактически является катионами железа, которые при соединении с различными природными красителями дают разные интересные эффекты.

    1. Опыты по окрашиванию.

Окрашивание в желтый цвет

    Окрашивание ткани и шерстяных ниток пижмой.

Материалы: пижма,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, протрава (сок квашенной капусты), шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача: окрасить ткань, шерсть с помощью цветков пижмы.

Предположение: возможно ткань окрасится в желтый цвет.

Опыт:

Полученный раствор, от вторичного кипячения добавили в стеклянную емкость. Для окрашивания полученный раствор перелили в эмалированную емкость, добавили туда капустного рассола 200 мил. и довели до кипения, в раствор положили х/б ткань, льняную ткань, шерстяные нитки и кипятили в течении 45мин.

Затем отключили и дали остыть. Достали окрашенную ткань и шерстяные нитки и опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Полученный результат:

    Окрашивание ткани и шерстяных ниток куркумой

Материалы: куркума,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача: окрасить ткань, шерсть с помощью куркумы.

Предположение: возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в ярко желтый цвет.

Опыт:

Полученный результат:

Окрашивание в коричневый цвет.

3.Окрашивание ткани и шерстяных ниток корой дуба.

Материалы: кора дуба,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, протрава (сок квашенной капусты), шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача: окрасить ткань, шерсть с помощью коры дуба.

Предположение: возможно ткань окрасится в коричневый цвет.

Опыт:

Сначала мы замочили в стеклянной емкости измельченную кору дуба на 12 часов.

Через 12 часов, мы переложили намокшую кору и окрашенную воду в эмалированную посуду (объем 2 литра) и поставили на газ. Субстанцию довели до кипения, а потом «томили» на медленном огне в течении 2 часа. Получили раствор красно - коричневого цвета.

Процедили субстанцию, через марлю в стеклянную емкость, остальную кору снова положили в эмалированную емкость, залили водой и кипятили в течении 30 мин. Полученный раствор, от вторичного кипячения добавили в стеклянную емкость. Для окрашивания полученный раствор перелили в эмалированную емкость, добавили туда капустного рассола 200 мил. и довели до кипения, в раствор положили х/б ткань, льняную ткань, шерстяные нитки и кипятили в течении 45мин.

Затем отключили и дали остыть. Достали окрашенную ткань и шерстяные нитки. Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Полученный результат:

4.Окрашивание ткани и шерстяных ниток корицей

Материалы: корица,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача: окрасить ткань, шерсть с помощью корицы.

Предположение: возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в коричневый цвет.

Опыт:

После просушки окрашенную ткань и шерстяные нитки опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Полученный результат:

Окрашивание в зеленый цвет.

5.Окрашивание ткани и шерстяных ниток корой черемухи.

Материалы: кора черемухи,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача: окрасить ткань, шерсть с помощью коры черемухи.

Предположение: возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в зеленый цвет.

Опыт:

Мы подготовили ткань к окрашиванию кипятили в растворе 1 час (1 л. воды 2-3 г. стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 г. хозяйственного мыла).

Со ствола черемухи мы сняли внутренний слой коры черемухи и замочили в стеклянной емкости на 16 часов. Через 16 часов, мы переложили намокшую кору и окрашенную воду в эмалированную посуду (объем 2 литра) и поставили на газ. Субстанцию довели до кипения, а потом «томили» на медленном огне в течении 2 часов минут. Получили раствор мутно коричневого цвета. Процедили субстанцию, через марлю в стеклянную емкость, остальную кору снова положили в эмалированную емкость, залили водой и кипятили в течении 30 мин. Полученный раствор, от вторичного кипячения добавили в стеклянную емкость. Для окрашивания полученный раствор перелили в эмалированную емкость, довели до кипения, в раствор положили х/б ткань, льняную ткань, шерстяные нитки и кипятили в течении 45мин. Затем отключили и дали остыть. Достали окрашенную ткань и шерстяные нитки. Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Полученный результат:

Окрашивание в серый цвет.

    Окрашивание ткани и шерстяных ниток кожурой грецкого ореха.

Материалы: скорлупа грецкого ореха,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача: окрасить ткань, шерсть с помощью скорлупы грецкого ореха в серый цвет.

Предположение: возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в серый цвет.

Опыт:

Мы подготовили ткань к окрашиванию кипятили в растворе 1 час (1 л. воды 2-3 г. стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 г. хозяйственного мыла).

Раскололи грецкие орехи, отделили скорлупу и ядро ореха друг от друга.

Для окрашивания полученный раствор перелили в эмалированную емкость, довели до кипения, в раствор положили х/б ткань, льняную ткань, шерстяные нитки и кипятили в течении 45мин. Затем отключили и дали остыть. Достали окрашенную ткань и шерстяные нитки. Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Полученный результат:

Окрашивание в красный или розовый цвет.

    Окрашивание ткани и шерстяных ниток плодами свеклы.

Материалы: плоды свёклы 2 шт (300г.) ,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача: окрасить ткань, шерсть с помощью плодов свеклы в розовый или красный цвет.

Предположение: возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в красный или розовый цвет.

Опыт: Окрашивание образцов провели двумя способами.

1 способ - в этом случае ткань обрабатывают уксусным раствором в течении часа чтобы закрепить красители на ткани.

2 способ - в этом случае ткань обрабатывают уксусным раствором после окрашивания ткани для закрепления красителя.

1 способ.

По истечении 12 часов процедили смесь, в стеклянную емкость слили красящий раствор.

    способ.

    Ткань и шерстяные нитки подготовили просто смочив их фильтрованной водой.

2.Плоды свёклы очистили от кожуры и мелко нарезали, поместили эмалированную емкость и залили фильтрованной водой, объемом равным нарезанному материалу. Поставили на медленный огонь и довели до кипения. Поставили остывать и дать свекле отдать красящие вещества в течении 12 часов. По истечении 12 часов процедили смесь, в стеклянную емкость слили красящий раствор. В раствор погрузили х/б и льняную ткань, шерстяные нитки на 45 минут. По истечение времени достали ткань, она окрасилась в ярко розовый цвет. Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Результат:

Окрашивание синий цвет.

    Окрашивание ткани и шерстяных ниток листьями шалфея.

Материалы: 100г. шалфея,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача: окрасить ткань, шерсть с помощью листьев шалфея в синий цвет.

Предположение: возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в синий цвет.

Опыт: Мы подготовили ткань к окрашиванию кипятили в растворе 1 час (1 л. воды 2-3 г. стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 г. хозяйственного мыла).

Сначала мы замочили в стеклянной емкости измельченные листья на 12 часов. Через 12 часов, мы переложили намокшие листья шалфея и окрашенную воду в эмалированную посуду (объем 2 литра) и поставили на газ. Субстанцию довели до кипения, а потом «томили» на медленном огне в течении1 часа. Получили раствор темно- зеленого цвета. Процедили субстанцию, через марлю в стеклянную емкость, остальную траву снова положили в эмалированную емкость, залили водой и кипятили в течении 30 мин. Полученный раствор, от вторичного кипячения добавили в стеклянную емкость. Для окрашивания полученный раствор перелили в эмалированную емкость, туда добавили протравы 300мл. (протрава сделанная с помощью железных гвоздей) довели до кипения, в раствор положили х/б ткань, льняную ткань, шерстяные нитки и кипятили в течении 45мин. Затем отключили и дали остыть. Достали окрашенную ткань и шерстяные нитки. Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Результат:

Окрашивание в фиолетовый цвет.

    Окрашивание ткани и шерстяных ниток красно-кочанной капустой.

Материалы: вилок красно-кочанной капусты,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача: окрасить ткань, шерсть с помощью красно-кочанной капусты в фиолетовый цвет.

Предположение: возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в фиолетовый цвет.

Опыт: 1. Подготовили ткань к окрашиванию с помощью овощей для этого использовали уксусный раствор: к одной части уксуса добавили четыре части воды, положили ткань в раствор и кипятили около часа на медленном огне. После кипячения ткань достали и прополоскали в холодной воде.

Мы взяли вилок красно-кочанной капусты и мелко нарезали, поместили эмалированную емкость и залили фильтрованной водой, объемом равным нарезанному материалу. Поставили на медленный огонь и довели до кипения. Поставили остывать и дали капусте отдать красящие вещества в течении 12 часов.

По истечении 12 часов процедили смесь, в стеклянную емкость слили красящий раствор. В раствор погрузили х/б и льняную ткань, шерстяные нитки на 45 минут.

По истечение времени достали ткань и шерсть, она окрасилась в фиолетовый цвет. Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Результат:

Заключение.

    В ходе проведения опытов получены растительные красители в виде отвара из натурального сырья: коры дуба, коры черемухи, измельченных цветков пижмы, скорлупы грецких орехов, свеклы, куркумы, корицы, листьев шалфея, красно-кочанной капусты.

    С помощью полученных красителей были окрашены в различные цвета исходные образцы:

а) в ходе проводимых опытов шерстяные нити, окрашивались равномерно и в более яркие цвета.

б) хлопковая ткань окрашивается хуже, цвета менее яркие и ткань окрашивается не равномерно.

с) хуже всего окрашиванию поддавались образцы льняной ткани, они приобретали не яркие цвета и прокрашивались не равномерно.Я предположила, что льняная ткань не является 100% льном, скорее всего в ткани есть примеси искусственных нитей.

3. После окрашивания образцов натуральными красителями, мы постирали образцы с детским мылом самыми стойким оказались красители, полученные из коры дуба и листьев шалфея, далее идут по стойкости идут красители из коры черемухи, скорлупы грецкого ореха, куркума, шалфей, самыми не стойкими получились красители из овощей (капусты и свеклы).В целом после стирки образцов мы сделали вывод, что натуральные красители не обладают стойкостью, все образцы значительно утратили первоначальный цвет после стирки.

4. Для закрепления цвета мы использовали 4 способа: варили образцы в уксусе в течении 1 часа до окрашивания, закрепляли раствором уксуса после окрашивания, добавляли при окрашивании протраву из квашенной капусты и раствора ржавчины. После проведения опытов, мы сделали вывод, что наиболее эффективно закрепляет цвет протрава из ржавчины (образцы окрашенные листьями шалфея с протравой из ржавчины, практически не полиняли), затем сок квашеной капусты (образцы окрашенные пижмой с соком квашенной капусты полиняли значительно, но сохранили достаточно цвета) . Закрепление цвета уксусом наименее эффективно. (образцы окрашенные свеклой и закрепленные уксусом практически не сохранили цвет)

5. Так как в ходе опытов мы установили, что красители не являются стойким, то окрашивание такни для изготовления одежды не является практичным.

Ткани, окрашенные натуральными красителями подойдут для рукоделия и изготовления кукол. Кроме того, того многие рукодельницы (вышивание крестом) применяют натуральные красители для окрашивания канвы в разные цвета, когда хотят придать фон своим картинам.

Список используемой литературы

1.Лекарственные растения. Энциклопедия. - Мн.: Книжный дом, 2005

2. Луговые травянистые растения. Биология и охрана: Справочник/ Губанов И.А. и др.-М.: Агропромиздат, 1990

3. Мельников Б.Н., И.Б.Блинчева «Теоретические основы технологии крашения волокнистых материалов». М.:Химия,1978

4. Раимкулова Ю.Д., Семенецкий М.И. Растительные красители. Технология окраски тканей в период с IX-XI в.в. на территории Самбийскогополуострова;http://www.simvolika.org/article_002.htm

5. Семенова М. Мы - славяне! Популярная энциклопедия. - СПб.: Издательский дом «Азбука - классика», 2007

6. Сергеев Василий. Плетение из соломки - от деда Василия; http://lib.rus.ec

7. Соловьёв Ю.И. «Всеобщая история химии».М.:Наука,1980

8. Химия и жизнь (Cолтеровская химия, часть II)/ под ред. Тарасовой Н.П. - М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 1997

9. Ресурсы сети Интернет:

10. http://www.xumuk.ru: Химическая энциклопедия

11. http://www.xumuk.ru: Большая советская энциклопедия