История искусства древнего рима для детей. Изобразительное искусство Древнего Рима. Особенности культуры Древнего Рима. Искусство Римской республики

3.7.1. Характеристика творчества

  1. Римский-Корсаков, Н.А. Летопись моей музыкальной жизни / Н.А. Римский-Корсаков. – М., 1980.
  2. Ястребцев, В. Н.А. Римский-Корсаков. Воспоминания. Т.1-2 / В. Ястребцев. – Л., 1959–1960.
  3. Н.А. Римский-Корсаков. Сб. документов / под ред. В.А. Киселёва. – М.-Л., 1951.
  4. Н.А. Римский-Корсаков. Исследования, материалы, письма. Т. 1-2. – М., 1953-1954.
  5. Стасов, В. Статьи о Н.А. Римском-Корсакове / В. Стасов. – М., 1953.
  6. Гнесин, М.Ф. Мысли и воспоминания о Римском-Корсакове / М.Ф. Гнесин. – М., 1956.
  7. Кунин, И.Ф. Н.А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах / И.Ф. Кунин. – М., 1974.
  8. Кунин, И.Ф. Н.А. Римский-Корсаков / И.Ф. Кунин. – М., 1988.
  9. Цуккерман, В.А. О музыкальной речи Н.А. Римского-Корсакова / В.А. Цуккерман // Музыкально-теоретические очерки и этюды. В. 2 / В.А. Цуккерман. – М., 1975.
  10. Орлов, Г.А. Н.А. Римский-Корсаков на пороге ХХ в. Пути исканий / Г.А. Орлов // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 14. – Л., 1975.
  11. Серебрякова, Л.А. Образ бытия в художественной картине мира Н.А. Римского-Корсакова / Л.А. Серебрякова // Русская художественная культура второй половины XIX в. – М., 1991. – Т. 2: Картина мира.
  12. Соловцов, А.П. Жизнь и творчество Римского-Корсакова / А.П. Соловцов. – М., 1969.

Н.А. Римский-Корсаков занимает особое место в русской музыкальной культуре. Творческий путь его был долог, и он всегда шёл в ногу со временем, всегда был лидером, фигурой яркой, неординарной. Его творческая деятельность была многогранной, и в каждой области он достиг больших высот. Автор огромного композиторского наследия; член «Могучей кучки» и лидер «беляевского кружка»; крупный педагог, один из первых профессоров Петербургской консерватории; крупный общественный деятель (БМШ, Певческая капелла, духовые оркестры Морского ведомства); дирижёр; автор теоретических работ («Учебник гармонии», «Основы оркестровки»); редактор произведений других авторов; фольклорист.

Творчество Римского-Корсакова завершило развитие русской музыкальной классики в XIX веке , эволюцию жанра оперы, симфонической и камерной вокальной музыки. Вместе с тем оно ознаменовало наступление нового её исторического этапа, приходящегося уже на начало XX столетия. Римский-Корсаков явился одним из носителей и творцов живой, непрерывно развивающейся традиции русского искусства. Опираясь на глубинные пласты национальной музыкальной культуры и на наследие Глинки и Даргомыжского, впитывая достижения своих современников, он обогащал русскую музыку и завоеваниями европейского передового искусства XIX века. Своими произведениями и всей разносторонней музыкальной деятельностью Римский-Корсаков утверждал мировое значение отечественной музыкальной культуры.

Наследие композитора очень велико, охватывает практически все жанры:

оперы (15);

симфонические произведения : 3 симфонии, «Увертюра на русские темы», музыкальная картина «Садко», Симфоническая сюита «Антар», фантазия па сербские темы, «Испанское каприччио», «Шехеразада», концерт для фортепиано с оркестром и др.

камерно-инструментальный : струнный квартет, секстет, квинтет, пьесы для фортепиано;

вокально-инструментальный : 3 кантаты, хоры;

камерно-вокальный : 79 романсов, дуэты и трио;

обработки народных песен : 2 сборника – «100 русских народных песен», «40 русских народных песен».

В 1907 г. Римский-Корсаков писал: «Я кучкист, им и умру». Он имел в виду в общеэстетическом плане преданность идее создания русской школы путём развития традиций Глинки. В целом с кучкистами композитора объединяли следующие черты: 1) следование традициям Глинки; 2) как и все кучкисты был фольклористом; 3) интерес к опере (самый плодотворный композитор); 4) поклонник симфонической программной музыки; 5) стремление пропагандировать русскую музыку.

Среди индивидуальных черт, отличных от кучкистских, на первый план выступает исключительная работоспособность и самодисциплина . Поначалу всё делал интуитивно, не имея систематических знаний. Уже работая в консерватории, он наряду со студентами стал изучать основные теоретические предметы. В итоге за полтора-два года приобретает фундаментальную технику. С этим была связана его редакторская работа – автор семи редакций (в том числе «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Хованщина», «Каменный гость», «Радклиф» Кюи). В отличие от кучкистов Римский-Корсаков был учителем , в то время, как никто из кучкистов даже не репетиторствовал, и Балакирев не считал себя учителем.

В творческом методе Римского-Корсакова мы встречаем своеобразное сочетание реализма и романтизма. Романтическое миросозерцание отличало композитора от других кучкистов. Его оперный мир – мир романтических представлений о мечтах, грёзах народа. Тема народа также высвечивается через романтическую призму. Если у Бородина народ – воин, герой, у Мусоргского народ – страстотерпец, то у Римского-Корсакова народ – сказочник, создатель песен, его народ – это Лель, т.е. народ творец искусства . В начале 1900-х гг. тема народа приобретает черты скепсиса, появляется образ народа-холопа.

Музыкальный язык

  • Мелодика . Прочный фундамент стиля Римского-Корсакова – народная русская музыка. Он исследовал все пласты фольклора, его музыку можно назвать своеобразным «зеркалом» народно-национальных истоков русской школы. Важным источником был для него также инонациональный фольклор: западнославянский (польский, сербский), испанский и, в особенности, восточный, в интерпретации Римского-Корсакова – общеарабский, общекавказский. Другую интонационную природу имеют мелодии чисто инструментального характера, часто они гармонического происхождения (в основном – в поздний период творчества). С их помощью композитор обрисовывает образы фантастики.
  • Гармония . С одной стороны, он опирается на комплекс ладо-гармонических средств, подчёркивающих русскую природу его мелодики (натурально-ладовые обороты, древние лады). С другой стороны, колористические устремления композитора и свойственное ему образно-ассоциативное мышление вызвали развитие звукоцветовой стороны его музыки: ощущение «цветового» спектра тональностей, свето-цветового значения аккордов и их последований, чистых или смешанных тембров. В немалой степени они предвосхищают «синтетические» поиски в музыке XX в. Характерны: гамма тон-полутон, увеличенные трезвучия, тритоны, цепочки нонаккордов, эллипсисы и т.д. В поздний период музыкальный язык композитора приобретает большую сложность, временами почти импрессионистскую утонченность и зыбкость. Образно говоря, диссонанс в нем «спорит» с консонансом за право первенства, но такое противоречие образует точно выверенное «динамическое равновесие».
  • Форма . Всегда строго организована. Был в этом отношении глинкианцем. В данной области отмечается большое влияние симметрии, характерны формы рондо, трёхчастная, рондо-соната, сюитная.
  • Драматургия . Музыкальное мышление Римского-Корсакова имеет в основном эпическую природу , хотя в корсаковском творчестве есть замечательные примеры драматизма, острой психологической конфликтности. Эпический метод воздействует на «жизнь» образов - они сохраняют свою эстетическую и музыкальную сущность, получая разностороннее освещение в цепи вариационных и вариантных изменений основного тематического материала. Эпическая природа музыки выражена и в развертывании целостного содержания как последования контрастных музыкальных эпизодов, она сказывается в расчлененности самого процесса развития музыкальной мысли, в заметной замедленности «повествования», как бы отвлекающегося от главной смысловой линии к побочным, сопутствующим.
  • Инструментовка . В этой области занимает исключительное место в кучкистской среде. Обладал замечательным даром музыкальной звукописи, мастерски владел выразительными средствами всех инструментов. Исследователи говорят о живописности оркестрового таланта композитора, импрессионистической красочности.

Контрольные вопросы:

  1. Раскройте значение творчества Римского-Корсакова.
  2. Перечислите наследие композитора.
  3. Каковы общекучкистские черты стиля композитора?
  4. В чём состоит отличие Римского-Корсакова от кучкистов?
  5. Охарактеризуйте особенности музыкального языка.

1844 г. - 21 июня 1908 г.) - русский композитор, член "Могучей кучки". Он был настоящим мастером оркестровки. Самые известные симфонические произведения Римского-Корсакова - "Испанское каприччио", увертюра на темы трех русских песен и симфоническая сюита "Шехерезада" - образцы классического музыкального репертуара, наряду с сюитами и отрывками из некоторых его 15 опер. В Шехерезаде композитор обращается к теме сказок и народных поверий. Эти приемы Римский-Корсаков часто использовал в своем творчестве. Он верил, как и его предшественник Балакирев, в развитие национального стиля классической музыки. Музыка Римского-Корсакова сочетала в себе русский фольклор с элементами экзотических гармонических, мелодических и ритмических рисунков (известного как ориентализм) с удалением от традиционных западных композиционных приемов. Большую часть своей жизни Николай Андреевич совмещал сочинение музыки и преподавательскую деятельность с карьерой в войсках русской армии - сначала в качестве офицера, потом - гражданского инспектора в военно-морском флоте. Римский-Корсаков (биография которого хорошо освещена в "Летописи моей музыкальной жизни") писал, что еще в детстве, читая книги и слушая рассказы старшего брата о подвигах на флоте, у него развилась любовь к морю. Должно быть, именно она подтолкнула композитора к созданию двух известных симфонических произведений. Это "Садко" (Римский-Корсаков также написал одноименную оперу, не следует их путать) и "Шехерезада". Благодаря военно-морской службе расширяются его знания в области исполнения на медных и деревянных инструментах - это открыло для него новые возможности в оркестровке. Позже он передал эти знания своим студентам. Также после его смерти был выпущен учебник по оркестровке, который закончил приемный сын композитора Максимилиан Штейнбрег.

Римский-Корсаков - биография композитора

Николай Андреевич родился в городе Тихвине (на 200 км восточнее Санкт-Петербурга) в интеллигентной семье. Его брат Воин, который был старше композитора на 22 года, стал известным морским офицером и контр-адмиралом. Римский-Корсаков Николай Андреевич вспоминал, что его мать немного играла на фортепиано, а отец мог исполнять несколько пьес на слух. В возрасте 6 лет будущий композитор начал брать уроки игры на фортепиано. По словам учителей, он демонстрировал хороший музыкальный слух, но ему недоставало заинтересованности. Как позднее напишет сам Николай Андреевич, он играл "беспечно, безалаберно... плохо выдерживая ритм". Хотя Римский-Корсаков начал сочинять первые произведения в возрасте 10 лет, он предпочитал литературу музыке. Позднее композитор писал, что именно благодаря книгам и рассказам брата в нем зародилась огромная любовь к морю, несмотря на то что композитор "даже ни разу его не видел". Николай Андреевич окончил обучение в Морском корпусе Санкт-Петербурга в возрасте 18 лет. Параллельно с учебой Римский-Корсаков брал уроки игры на фортепиано. Композитор вспоминал, что, будучи равнодушным к занятиям, он развил в себе любовь к музыке, чему способствовало посещение опер и симфонических концертов. С осени 1859 года Николай Андреевич начинает брать уроки у Федора Андреевича Канилле, который, по его словам, вдохновил его на занятия музыкой, побудил посвятить ей всю свою жизнь. Кроме Канилле, огромное влияние на будущего композитора оказали Михаил Глинка, Роберт Шуман и многие другие. В ноябре 1861 года 18-летний Римский-Корсаков был представлен Балакиреву. Балакирев в свою очередь знакомит его с Цезарем Кюи и Модестом Мусоргским - все трое уже были известными композиторами, несмотря на юный возраст.

Наставничество Балакирева. "Могучая кучка"

По приезде в Санкт-Петербург, в мае 1865 года, Римский-Корсаков берет на себя обязанности ежедневной службы по нескольку часов в день. Его первое выступление состоялось в декабре этого же года по предложению Балакирева. Второй выход на сцену состоялся в марте 1866 года под руководством Константина Лядова (отца композитора Анатолия Лядова). Римский-Корсаков вспоминал, что ему было легко сотрудничать с Балакиревым. По его советам композитор переписывал и исправлял некоторые отрывки и доводил их до совершенства. Под его покровительством композитор закончил Увертюру на темы трех русских песен, в основу которых легли народные увертюры Балакирева. Николай Андреевич также создал первоначальные варианты симфонических произведений "Садко" и "Антар", которые принесли композитору славу мастера симфонического творчества. Римский-Корсаков вел дискуссии и с другими членами "Могучей кучки", они критиковали произведения друг друга и сотрудничали во время создания новых работ. Николай Андреевич подружился с Александром Бородиным, чья музыка "изумляла" его, проводил много времени с Мусоргским. Балакирев и Мусоргский играли на фортепиано в четыре руки, пели, обсуждали работы других композиторов, разделяя интерес к творчеству Глинки, Шумана и поздним композициям Бетховена.

Профессорская деятельность

В 1871 году, в возрасте 27 лет, Римский-Корсаков становится профессором Санкт-Петербургской консерватории, где ведет классы практического сочинения, инструментовки и оркестровый. Николай Андреевич в своих воспоминаниях напишет, что преподавание в консерватории сделало его самого "возможно, лучшим ее учеником, судя по качеству и количеству информации, которую она мне дала". Чтобы повысить уровень знаний и всегда оставаться на шаг впереди своих студентов, он сделал трехлетний перерыв в сочинении музыки и усердно учился дома, читая лекции в консерватории. Профессорство обеспечило композитору финансовую стабильность и побудило к созданию семьи.

Женитьба

В декабре 1871 года Римский-Корсаков сделал предложение Надежде Николаевне Пургольд, с которой познакомился во время еженедельных встреч "Могучей кучки" в доме невесты. В июле 1872 года состоялась свадьба, на которой в качестве шафера присутствовал Мусоргский. Один из сыновей Николая Андреевича, Андрей, стал музыковедом, женился на композиторе Юлии Лазаревне Вейсберг и написал многотомный труд о жизни и творчестве своего отца.

Революция 1905 года

В 1905 году в Санкт-Петербургской консерватории прошли демонстрации - революционно настроенные студенты требовали политических изменений и создания конституционного строя в России. Римский-Корсаков чувствовал потребность защитить право студентов на демонстрацию, особенно когда власти начали проявлять к ее участникам жестокость. В открытом письме композитор встает на сторону учащихся, требующих отставки директора консерватории. Отчасти из-за этого письма 100 студентов были выгнаны из учебного заведения, а Римский-Корсаков потерял должность профессора. Однако Николай Андреевич продолжил давать уроки дома.

Поездка в Париж

В апреле 1907 года композитор дает несколько концертов в Париже, организованных импресарио Сергеем Дягилевым. Николай Андреевич представил музыку русской национальной школы. Эти выступления имели большой успех. В следующем году состоялся показ опер, которые сочинил Римский-Корсаков: "Снегурочка" и "Садко". Поездка дала возможность композитору познакомиться с современной европейской музыкой.

Произведения Римского-Корсакова

Римский-Корсаков развивал идеалы и традиции "Могучей кучки". В своем творчестве он использовал православные литургические темы, народные песни (например, в "Испанском каприччио") и ориентализм (в "Шехерезаде"). Николай Андреевич проявил себя как очень продуктивный и самокритичный композитор. Он пересматривал и редактировал практически каждое свое сочинение, а некоторые из них, например Третью симфонию, "Антар" и "Садко", Римский-Корсаков исправлял несколько раз. Многими своими сочинениями композитор так и остался недоволен.

Римский-Корсаков - оперы

Несмотря на то что Николай Андреевич больше известен как мастер симфонического творчества, его оперы даже еще более сложны и богаты специальными оркестровыми приемами, чем инструментальные и вокальные произведения. Отрывки из них иногда так же популярны, как и целое произведение. Например "Полет шмеля" из "Сказки о царе Салтане" - автор Римский-Корсаков. Оперы композитора можно разделить на 3 категории:

  1. Историческая драма. К ним относятся: "Псковитянка", "Моцарт и Сальери", "Пан воевода", "Царская невеста".
  2. Народные оперы: "Майская ночь", "Ночь перед Рождеством".
  3. Сказки и легенды. К ним относятся такие произведения, которые написал Римский-Корсаков: "Снегурочка", "Млада", "Садко", "Кощей Бессмертный", "Сказка о царе Салтане", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Золотой петушок".

Симфоническое творчество

Симфоническое творчество Римского-Корсакова можно разделить на 2 вида. Наиболее известное на Западе и, возможно, самое его лучшее - программное. Этот вид симфонического творчества Николая Андреевича предполагает наличие сюжета, характеров, действий, заимствованных из других, не музыкальных, источников. Вторая категория - академические произведения, такие как Первая и Третья симфонии (автор Римский-Корсаков). Балеты на его музыку можно увидеть не только в нашей стране, но и за рубежом, как и многие оперы и другие музыкальные сочинения композитора.

(предупреждаю – билет сделан с целью заставить улыбнуться моих дорогих сокурсников внутри накала подготовки к экзамену J , а еще с целью, чтобы самой стало понятно, «шо тут до чого».)

Общая характеристика.

Почти все симфоническое наследие Р.-К. было создано им до 90х годов, некоторые сочинение перерабатывались позже, однако это не носило характер кардинальных редакций. Наиболее существенно подверглась переделке 1-я симфония, в процессе чего велась работа Римским-Корсаковым над формой, фактурой и инструментовкой. (понятное дело, шло время, и по мере обогащения багажа знаний и умений Римский считал нужным тут же исправить ранние профессиональные «погрешности», за это ему - пиченька! J )

По образности и стилевым чертам симф. его творчество – параллельно оперному. (Ну это как бы понятно, у нормального композитора, наверное, всегда одни песни влияют на другие, как ни крути, и в результате какая-то общая настроенческая пища)

Жанры симфонических произведений Римского – более чем очевидны: программный (муз.картина «Садко», всем нам известные «Антар», «Шехерезада») и непрограммный (симфонии, сюиты, симфониетту даже (1884), концерты, увертюры, есть у него еще «Испанское каприччио») симфонизм. (правильно, в жизни надо все попробовать пописать: и то, и другое)

А теперь более подробно.

Непрограммное симф. т-во.
«Увертюра на русские темы» (1886) ре мажор
«Фантазия на сербские темы» (1867).
По стилистике очень близки к Балакиревским сочинениям 60-х годов. (Не исключено, что именно Б. запряг Римского их писать, особенно если вспомнить, что у него тоже есть произведения такого плана (увертюры на русские – 2 штуки, и на чешские – 1 штука), ну и сами темы для этих увертюр Римский взял, угадайте, откуда? – из фольклорного сборника Балакирева, потому все мы знаем, что первый собиратель фольклора именно с публикациями сборников в России – это Балакирев.)

Симфонии.
1я симфония (зак. в 1865 году) это пример, что в некоторой степени знаменует рождение русской симфонии (как заметил Кюи), но, разумеется, уступает ранним симфониям Чайника, и симфониям Бородина. А вообще сказывается влияние Глинкинского симфонизма. (тут уж никуда не деться, и это больше хорошо, чем плохо)

3я симфония (1873) Чайковскому вроде как нравилась, а вот кучкистам, видимо, не совсем по душе пришлась. А все почему – потому что, дескать, она видите ли казалась им «академичным» и «консерваторским» произведением. Странно это, потому что как раз любимой ими эпичности там предостаточно, особенно в крайних частях цикла, начиная со вступления к 1ч., и заканчивая кодой финала.

Симфониетта (1884) кстати сочинена тоже вроде как на народные темы. («Во поле туман» - ГП 1 части, «Зеленая груша в саду качается» - тема из 2ч., а финал содержит «У меня ли муж водопьяница», «А и густо на березе листье»). Короче симфониетта до мозга костей жанровая.

«Испанское каприччио» (1887) – палевно продолжает линию Глинкинских «Арагонской хоты» и «Ночи в Мадриде» ! Картины народного быта в пяти частях: Альборада – Вариации – Альборада – Сцена и цыганская песня – Фанданго). Но Римский не в Испанию ездил, как Глинка, а скатал темы из «Собрания нар песен и танцев» Хосе Инсенга. Вот. Принцип развития тематизма, конечно же, вариационный. Вобщем-то, кажется, везде так.

Фортепианный концерт (1882) одночастный. Строится на народной теме, опять таки взятой из сборника Балакирева, «Собирайтесь-ка, братцы ребятушки».
Форма с чертами сонатности и трехчастности, свободных вариаций.
Пианистически здесь многое, как у Балакирева, некие замашки на листовские штучки тоже имеют место, типа там крупная техника и т.д.

особенности программного симфонизма Р.-К.

Образность сказочная , красивые картинки «русскости» или «русского востока» или просто-себе-«востока», по желанию, внедрение фантастических там всяких начал, как, например, хотя бы в «Сказке» (1880) для оркестра.
Имеет место картинность изложения , откуда понятен прием сопоставления образов, потому и сюитность . Сюиты и картины – а не сонатно-симфонические циклы! – тут, надеюсь, можно не объяснять уже дальше.
Драматургия носит повествовательный характер, понятно, что в «Шехерезаде» - это вообще программа: Ш. рассказывает сказочки. Формообразующее решение в связи с этим в «Ш.» остроумно: сонаты без р-ки (1 и 3 части), рондо-вариации (4 часть) – куда же тут конфликт впиндячивать? у нас тут все объективно, красиво и благополучно. J
Ну лейт-темность сам Бог велел, это же Римский! Как же образы-то показывать еще? И лейт-темы образуют здесь как-раз фактор цельности развития.

П.С. Чем могла тем помогла. J Сильно не бейте.

- Период развития племен Италии, этрусская культура: 8 – 2 вв. до н.э.
- «Царский » период Древнего Рима: 8 – 6 вв. до н.э.
- Республиканский период Древнего Рима: 5 – 1 вв. до н.э.
- Императорский период Древнего Рима: 1 – 5 вв. н.э. (падение Рима в 476 год н. э.).

Искусство этрусков

Развитие римского искусства во многом обязано старой художественной культуре этрусков.
До римского владычества в Италии, самой значительной культурной областью была Этрурия (кроме греческих городов) – область, лежащая на западной стороне Аппенинского полуострова.
Период наибольшего политического расцвета Этрурии – 6 в. до н.э.

Архитектура

Этрусские храмы по типу очень похожи на греческие, но
- стояли на высоком пьедестале,
- имели сильно выступающий карниз,
- обычно богато украшались терракотовыми деталями.
Этруски применяли так называемый тосканский ордер, похожий на дорический (колонны без каннелюр, но имели базу и похожую на дорическую капитель). Эта архитектура сложилась под влиянием Греции архаического периода.

Изобразительное искусство

Со второй половины 7 в. до н.э. искусство этрусков развивается под влиянием Греции.
Как и в Греции эллинистического периода в росписях конца 5 – 3 вв. до н.э. меняется настроение в живописи, изображаются мрачные картины подземного мира, владыки Аида – Плутон и Прозерпина, … В изображении заупокойных пиров участники полны грусти и печали. Именно в 5 в. до н.э. Рим начал военные действия против Этрурии.


Роспись могилы Щитов в Тарквиниях. Деталь женской фигуры. Фреска. ок. 280 г.до н.э.

С 4 в. до н.э. и в последующие столетия большое место в этрусском искусстве занимает портрет – в росписях гробниц и в скульптуре.

К 280 г. до н.э. Этрурия уже вся была завоевана Римом. В 3 – 2 вв. до н.э. Этрурия под властью Рима пережила свой второй подъем, хотя и не такой блестящий, как в 5 – 4 вв. до н. э.
Искусство продолжает развиваться по двум направлениям: одно связано с эллинистическим искусством, другое – традиционно-местное.
Самобытность этрусского искусства более всего проявилась в портрете. Теперь в обычай входит захоронение в саркофагах и урнах с изображением возлежащего покойного на крышке.
Такой портрет чаще всего только физиономический и редко поднимается до психологического.


Старые этрусские традиции видны в большой бронзовой статуе оратора.

В портрете хорошо видно внимание этрусков к физиономическим особенностям.

Искусство Римской республики

К концу 6 в. до н.э. Рим стал аристократической рабовладельческой республикой.
Высший орган власти - сенат, куда могли входить только представители аристократии (патриции).
Римский поэт Гораций говорил: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства..." Хотя в этих словах, несомненно, есть поэтическое преувеличение, Гораций образно подчеркнул тот факт, что римляне преклонялись перед художественным гением греков.
В середине 2 в. до н.э. Рим занял господство во всем Средиземноморье. Карфаген был разрушен, Греция и Македония превращены в римские провинции.
С конца III века до н. э. римские полководцы стали вывозить на кораблях из завоеванных греческих городов произведения искусства. Это способствовало развитию художественного вкуса римлян. Общественные здания, храмы и площади Рима наполнились прекрасными статуями. Среди них были и творения таких великих мастеров, как Фидий, Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситепь, Лисипп.

Город Рим возник по преданию еще в 8 в. до н.э.
По легенде весталка родила двух близнецов от бога Марса. Весталки - жрицы богини Весты, должны были давать обет безбрачия. За нарушение своего обета она была осуждена на смерть.
Близнецов царь приказал бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поручено, оставили корзину с близнецами на мелком месте, так как из-за разлива реки им трудно было подойти к глубокой воде. Когда разлив спал, корзина очутилась на сухом месте. На плач близнецов прибежала волчица, спустившаяся с окрестных гор к реке, чтобы напиться, и накормила их своим молоком.
Вскоре детей нашел царский пастух. Он принес их домой и отдал на воспитание своей жене. Близнецам дали имена Ромула и Рема. Выросши, они кроме охоты стали заниматься еще тем, что нападали на разбойников, отнимали у них добычу и делили ее между пастухами.
В конце концов, раскрылась тайна о том, что они внуки царя. Братья решили основать новый город в тех местах, где были найдены. При основании его они поссорились, и Ромул убил Рема, а город назвал своим именем.

Архитектура

Рим сложился на нескольких холмах (Капитолий, Палатин и Квиринал).
Центральная площадь Древнего Рима – Римский форум (форум Романум). В дальнейшем еще пять форумов (площадей) примкнули к первому. В результате постепенной застройки форум приобрел асимметричный характер.
Сооружения времени республиканского Рима свидетельствуют о полном овладении греческими ордерами. В основном сооружения строились из известняка, туфа, частично из мрамора.

В римской архитектуре стал распространен тип круглого храма - толос.
В этих храмах применяли коринфский ордер, излюбленный римлянами, воспринятый ими у греков.


1 в. до н.э.

На Бычьем форуме располагается еще один храм времени Римской Республики. Уникальный пример псевдопериптера.



Черты римской архитектуры – подиум, четырехколонный глубокий портик.


Еще один храм, круглый в плане.

В I веке до н. э. инженер и архитектор Витрувий создал трактат "Десять книг об архитектуре", который был подлинной энциклопедией строительной практики его эпохи. Витрувий сформулировал основные требования, которые применимы к архитектурному сооружению любого времени: оно должно сочетать в себе пользу, прочность и красоту. От зодчего Древнего Рима требовалось всеобъемлющее образование, включающее знание климата, почвоведения, минералогии, акустики, гигиены, прикладной астрономии, математики, истории, философии, а также архитектурной эстетики.

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве республиканского Рима заметно влияние греческого и этрусского искусства.
Но в греческом искусстве господствующими были образы богов, мифологических героев, атлетов. Портрет в Греции зародился относительно поздно (в середине 5 в. до н.э.).
В Риме же, наоборот, именно портрет получил доминирующее значение. В портрете, особенно в скульптурном, проявилось своеобразие римского искусства.
Также и в живописи получают распространение не мифологические темы, а сюжеты, рассказывающие о конкретных событиях.

Архитектура

Древнейшим произведением первых десятилетий республики является знаменитая бронзовая скульптура:

Превосходная техника бронзового литья говорят о том, что это работа этрусских мастеров.

Согласно сложившемуся культу знатные римляне заказывали скульптурные изображения покойного либо в виде стелы, которую ставили на могилу, либо в виде портретных бюстов.
Мастера 1 в. до н.э., работая над портретом, точно следовали натуре, часто, вероятно уже по мертвому лицу. Они ничего не изменяли и сохраняли все мелкие подробности.
Выражение лица в таких портретах всегда спокойно, обозначены морщины на лбу, взор безжизненный, уголки рта опущены. Волосы коротко подстрижены и прилегают ко лбу.
Чаще всего изображены мужчины, уже в годах.
В женском портрете ярко выступает характерная особенность римского искусства: отсутствие всякой идеализации.

С развитием общественной жизни и ростом роли полководца-завоевателя, государственного деятеля в Риме появляется не только надгробная, но и светская скульптура. Эта скульптура представляет собой почетную статую римлянина закутанного в тогу.

Подобный рисунок драпировки, только более мягкий сохранится на статуях 1 – 2 в. н.э.

Живопись

В Риме 2 – 1 вв. до н.э создаются картины с изображением битв и триумфов (известно по литературным источникам). Батальные картины точно воспроизводили местность, где происходила битва, и расположение войск. Такие картины везли в триумфальном шествии и выставляли в общественных местах для всеобщего обозрения. На картинах писались портреты триумфаторов в белых тогах с пурпурной каймой, шествовавших во главе войска или на колесницах.

1-й декоративный стиль - инкрустационный.
Все архитектурные детали (пилястры, карнизы, цоколь, полочки, отдельные квадры) делались объемными из штукатурки, а потом расписывались.

2-ой декоративный стиль – архитектурно-перспективный.
Архитектурные детали не создаются объемными, а изображаются средствами живописи (колонки, пилястры, сложные карнизы, ниши).
Впечатление объемности достигается использованием перспективного сокращения.
В декорацию стен вводятся тематические картины (чаще всего повторение греческих оригиналов).


Вилла Мистерий.
60-е гг. до н.э.

Русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр. В 1859-- 1960 брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле. Выпускник петербургского Морского корпуса, участвовал в плавании на клипере "Алмаз" (1862--65) и посетил ряд стран Европы, Северной и Южной Америки. В 1861 стал членом Балакиревского кружка "Могучая кучка" , оказавшего решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. Под влиянием и руководством М. А. Балакирева созданы 1-я симфония (1865), "Сербская фантазия" (1867), ряд романсов и др. В 60-х гг. творческая индивидуальность Римского-Корсакова проявилась прежде всего в программных инструментальных произведениях, среди которых: симфоническая музыкальная картина "Садко" (1867), 2-я симфония "Антар" (1868). В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера "Псковитянка", по драме Л. А. Мея). С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: был профессором Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873--84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874--81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883---94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам. В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы "Садко" (1896), "Царская невеста" (по Мею, 1898). Во время Революции 1905--07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории (был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).

Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят его с М. И. Глинкой. Связанный с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х гг., Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству (составил сборник "Сто русских народных песен", 1877: гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, -- "40 народных песен". 1882). Увлечение фольклором, древне-славянской мифологией, народными обрядами нашло отражение в операх "Майская ночь" (по Н. В. Гоголю. 1879), "Снегурочка" (по А.Н.Островскому, 1881), "Млада" (1890), "Ночь перед Рождеством" (по Н. В. Гоголю, 1895). 15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений (сочинения, тяготеющие к номерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с развёрнутыми ансамблями и без них). Наиболее полно дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики -- искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости. Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере "Моцарт и Сальери" (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжскому, 1897), в одноактной опере "Боярыня Вера Шелога" (пролог к "Псковитянке", 1898) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет "Царская невеста" (1898). Новые тенденции, характерные для русского искусства начала 20 в., нашли отражение в опере "Сказка о царе Салтане" (по Пушкину, 1900) с её подчёркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в "осенней сказочке" "Кащей бессмертный" (1902), в которой сказочная тематика трактуется символистско-аллегорически. Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1904). Последняя опера композитора -- "небылица в лицах" "Золотой петушок" (по Пушкину, 1907) -- беспощадная сатира на царское самодержавие.

Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например "Три чуда" ("Сказка о царе Салтане"), "Сеча при Керженце" ("Сказание о невидимом граде Китеже..."). Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал её литературной основе -- либретто. Плодотворным было содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским.

Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному и жанровому симфонизму. Отсюда преобладание таких типов и форм, как увертюра (фантазия), симфоническая картина, сюита. Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра -- "Испанское каприччио" (1887) и"Шехеразада" (1888). Существенное место в творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Написал 79 романсов, в т. ч. вокальные циклы "Весной", "Поэту", "У моря".

Творчество Римского-Корсакова ярко национально. Композитор использует подлинные образцы музыкального фольклора и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях. Значителен его вклад в область гармонии и инструментовки: расширил и обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств, в основе которой -- сложные лады (в т. ч. характерный звукоряд -- гамма Римского-Корсакова, оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, прозрачностью.

Важное просветительское значение имела дирижёрская деятельность Римского-Корсакова, пропагандировавшего произведения русских композиторов. Большую роль сыграла его редакторская работа, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки ("Каменный гость" Даргомыжского, "Князь Игорь", "Борис Годунов", "Хованщина"; Римский-Корсаков также подготовил и издал, совместно с Балакиревым и А. К. Лядовым, оперные партитуры Глинки). Исключительное значение имела его педагогическая деятельность. Создатель композиторской школы, Римский-Корсаков воспитал 200 композиторов, дирижёров, музыковедов, среди которых -- А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров. Частичным обобщением педагогического опыта явились его учебники гармонии и оркестровки, ценным историческим документом --автобиографическая книга "Летопись моей музыкальной жизни" (1906). В 1944 в городе Тихвин открыт Дом-музей, в 1971 в Ленинграде -- Музей-квартира Римского-Корсакова.