Логоритмика как средство развития связной речи детей. Логоритмика как средство развития музыкальных способностей и речи детей дошкольного возраста

Логоритмические игры и упражнения как средство развития всех компонентов устной речи

МБДОУ «Детский сад №5 «Аленка» г. Назарово


учитель-логопед высшей квалификационной категории Звонарева Оксана Викторовна музыкальный руководитель 1 квалификационной категории Приходько Ирина Анатольевна


Логоритмика

Речь

Движения

Музыка


  • Укрепление костно-мышечного аппарата; Формирование двигательных кинестезий; Формирование пространственно-временных представлений; Формирование положительного эмоционального настроя.
  • Укрепление костно-мышечного аппарата;
  • Формирование двигательных кинестезий;
  • Формирование пространственно-временных представлений;
  • Формирование положительного эмоционального настроя.
  • Развитие темпа и ритма речевого дыхания; Развитие орального праксиса; Укрепление мимической мускулатуры; Формирование фонематической системы; Расширение лексического запаса.
  • Развитие темпа и ритма речевого дыхания;
  • Развитие орального праксиса;
  • Укрепление мимической мускулатуры;
  • Формирование фонематической системы;
  • Расширение лексического запаса.

Направления логоритмики

Неречевые процессы

Речевые процессы


Средства логопедической ритмики

  • Вводные упражнения (ходьба, маршировка, перестроения)
  • Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
  • Упражнения, регулирующие мышечный тонус
  • Упражнения, активизирующие внимание
  • Счетные упражнения
  • Речевые упражнения без музыкального сопровождения
  • Ритмические упражнения
  • Пение
  • Игра на музыкальных инструментах
  • Упражнения на развитие творческой инициативы

Разделы логоритмики

Музицирование (вокальное и инструментальное)

Речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковая гимнастика, речевые игры и ролевые стихи)

Танцевально-ритмические упражнения (игрогимнастика и игроритмика)

Эмоционально-волевой тренинг

Креативный тренинг


Музицирование

  • Музыкально-ритмическая игра «Белка»
  • Музыкальная игра «Оркестр»

Речедвигательные игры и упражнения

  • Артикуляционная гимнастика
  • Дыхательные упражнения

Игровой массаж

Самомассаж лица и шеи « Что? Где?»

Задачи: формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения



Пальчиковые игры

« Драже»

Задачи: развитие координации тонких дифференцированных движений, тактильной чувствительности

« Театр пальчиков»

Задачи: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук


Игрогимнастика

Игра « Ветер сдул»

Задачи: воспитание наблюдательности, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве


Креативный тренинг

Игровое упражнение « Танец частей тела»

Задачи: развитие инициативности, смелости принятия решения, пластичности движений, чувства темпа и ритма


Эмоционально-волевой тренинг

Игровое упражнение « Сонный поезд»

Задачи: развитие эмпатии, слухового восприятия, координации в пространстве, чувства темпа и ритма


Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на развитие

диафрагмального и

фонационного дыхания

Мимические упражнения

Фонопедические упражнения

Игры на координацию речи и движения

Речевые упражнения


Фонематические процессы

Развитие слухового внимания

Упражнения на развитие чувства

ритма

Музыкально-ритмические игры

Игра на музыкальных инструментах

Речевые упражнения

Инсценировка песен


Словарь, грамматический строй, связная речь

Речевые упражнения, пение

Пальчиковая гимнастика, комплексы ОРУ

Зрительная гимнастика

Игры на развитие эмоционально-волевой

сферы, коммуникативные игры



Давайте поиграем!

Имитационная игра -

занятие по

логопедической

ритмике «Путешествие

в волшебный лес»


Коммуникативная игра «Начало занятия»

Начнем занятие свое мы, как всегда, с игры.

Давайте будем веселы, внимательны, добры!

А … (имя ребенка) где?

А … здесь!

Ему привет мы шлем!

(Мы ей привет все шлем!)

Мы … хлопаем сейчас

И глазом подмигнем


КОРУ «В зимнем лесу»

Серый волк бежит по лесу , - бег

А за ним бежит лиса

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

А у елки на пригорке - приседать с хлопками «Ох!»

Спрятался зайчишка в норке

Снегирек летает, - повороты корпуса

Крылья расправляет. махи руками

С ветки на ветку рыжий зверек

Весело прыгает – скок, поскок! прыжки вправо- влево, вперед-назад


Фонопедическое упражнение «Мороз»

Вышел на просторы погулять мороз. Топ – топ! Чап– чап! (Два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям).

Белые узоры в косах у берез. («У» - короткие,

«острые» звуки в высоком регистре на разной высоте).

Снежные тропинки, голые кусты («Ш…» - потирая ладони.)

Падают снежинки тихо с высоты .(«П!...П!» - постепенно опуская руки вниз)

В рощу прилетели стайкой снегири .(Прижать руки к груди и произносить «Фр- р-р», резко разводить их в стороны.)


Упражнение на координацию речи и движения «На дворе мороз и ветер»

На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают, ручки, ручки согревают.

Чтоб не мерзли наши ручки, мы похлопаем в ладошки.

Вот как хлопать мы умеем, наши ручки мы согреем.

Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко.

Вот как топать мы умеем, вот как ножки мы согреем.

Нам мороз теперь не страшен, все мы весело попляшем.

Вот как мы плясать умеем, вот как ножки мы согреем.


Пальчиковая игра «Обезьянки»

Обезьянки вышли погулять, - махи кистями вверх-вниз поочередно

Обезьянки стали танцевать,

- махи предплечьями вправо-

влево

Но одна из них решила вдруг

поспать, - ладони вперед,

загнуть один палец

Потому что надоело танцевать.

- ладони под щеку, палец загнут


Дыхательное упражнение «Летят снежинки»

Как подул Дед Мороз –

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

Кружатся снежинки

В воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звезды.

Вот одна упала на мою ладошку

Ой, не тай, снежинка,

Подожди немножко.


Упражнение для коррекции зрения «Снежинки»

Мы снежинку увидали,

Со снежинкой мы играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели!

Вот снежинки полетели

Глазки влево посмотрели

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.


Пальчиковая игра «Снежки»

1-2-3-4, Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим, Два - поймаем,

Три - уроним, и сломаем.

Пальчиковая игра «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.


Спасибо за внимание!

Успехов в работе!


ОТЛИЧНО!

ХОРОШО!

А У МЕНЯ ВОПРОС…

Консультация « Роль логоритмики в развитии речи».

«Занятия ритмикой, полные бодрости,

радости, чувства гармонии излучаемого

музыкой, наложат отпечаток на развитие

личности этих детей и возродят в них

чувства гармонического согласия

со всеми функциями организма».

Н. Г. Александрова

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста, где основной задачей служит формирование навыков правильной устной речи.

Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Повышенный интерес у логопедов, учителей, психологов к коррекции речевых нарушений учащихся в 1-4 классах общеобразовательных школ испытывающих затруднения при чтении и понимании текстов, которые не могут быть устранены без помощи специалистов.

Педагоги, работающие в детском дошкольном учреждении, должны иметь общее представление об особенностях формирования механизмов устной речи ребенка и владеть различными методиками развития речи дошкольников, чтобы дети, приходя в школу, не чувствовали «дискомфорта», ведь большую роль в обучении играет правильная речь. Логопедическая ритмика исходит из общих методологических основ логопедии и дефектологии и является одним из ее разделов. Она, изучает закономерности развития, воспитания, а также нарушения психомоторных функций в синдроме речевой патологии. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей, как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.

В педагогическом аспекте логоритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально - речевые способности, расширяет певческий диапозон.

Далькроз, Александрова Н. Г., Збруева Н. П., Румер М. А., Ветлугина Н. А. и многие другие авторы говорили о большой значимости музыкальной ритмики для всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции нарушенных функций, речевых нарушений. Благодаря занятиям музыкальной ритмики дети развиваются как психически, так и физически, эмоционально, эстетически. Однако, сегодня не существует методики включения логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста с общим нарушением речи в систему образования.

Во всех формах организации логоритмических занятий внимание воспитателя, логопеда и музыкального руководителя направляется на всестороннее развитие ребенка, на перевоспитание и устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие или восстановление речи, на способность проявлять в своей деятельности стремление к творчеству.

Логопедическая ритмика развивается и обогащается все новыми знаниями, получаемыми путем исследования различных функциональных систем детей с речевой патологией, их развития при наличии того или иного нарушения. Следовательно, логопедическая ритмика, познавая закономерности развития и нарушения двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями речеслуховой и речедвигательной систем, содействует совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и восстановительной работы с детьми, имеющими дефекты речи.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс.

Логоритмическое воспитание детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания, с развитием морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, формирует у детей богатство эстетического чувства.

В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена. Первое - развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией, а именно: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, координации движений, чувств темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности, характера. Второе - развитие речи и коррекцию речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и коррекцию речевых нарушений в зависимости механизмов, симптоматики расстройства и методики его устранения.

Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Если к концу первого года жизни словарь ребенка составляет в норме 8-10 слов, то в три года – до 1 тысячи слов.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие пространственных организаций движений;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
  • формирование и развитие кинестетических ощущений;
  • воспитание выразительности и грации движений;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
  • развитие физиологического и фонационного дыхания;
  • развитие певческого диапазона голоса;
  • развитие чувства ритма;
  • воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание умения перевоплощаться;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
  • воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Требования, предъявляемые к логоритмическим занятиям: занятия проводятся в группах детей не более 8 человек, 1 раз в неделю, продолжительность занятий у детей 2-3 лет 15-20 минут, 3-4 лет 20-25 минут, 4-6 лет 25-30 минут, занятия проводятся музыкальным руководителем и логопедом. Хороших результатов можно достигнуть только при совместной работе педагогов.

Практика показывает, что регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки.

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции . Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

4. Упражнения на активизацию внимания и памяти . На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

5. Счетные упражнения . Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.

6 . Речевые упражнения без музыкального сопровождения . Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.

8. Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

9. Развитие чувства темпа . Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

10. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

11 . Игра на музыкальных инструментах . Музыцирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

12. Пальчиковые игры . Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

13. Упражнения на развитие мимики . Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).

14. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

15. Упражнения на развитие фонематического восприятия . Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.

16. Коррекция звукопроизношения . На логоритмических занятиях проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания. Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы: 1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов); 2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха. Те или иные задания подбираются в зависимости от речевого дефекта.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. При проведении уроков учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

Кроме огромной пользы ребёнку - занятия по логоритмике весёлые и увлекательные!

Заключение

Анализ литературы и собственные наблюдения свидетельствуют о необходимости заниматься с детьми логоритмическои деятельностью, поскольку она имеет большое значение для музыкального развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и, в конечном счете, адаптации к условиям внешней и внутренней среды.

Логоритмические занятия развивают психические процессы - восприятие, внимание, память и мышление, развивают эмоциональную сферу.

Большое значение эти занятия имеют и для нравственного воспитания дошкольника, что очень важно в наше время - воспитание умения вести себя во время занятий, формируют чувство такта и культурных привычек в процессе общения с детьми и взрослыми, сопереживать и сочувствовать друг другу.

Подбирая возможные средства и методы проведения коррекционной работы и диагностики по логоритмической и музыкально-ритмической деятельности следует помнить, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, следовательно все мероприятия должны проводиться в игровой форме, только тогда они будут интересны детям, а следовательно заинтересуют их и будут давать ощутимый результат и отдачу.

Включение элементов логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи, в повседневные игры детей способствует как собственно музыкальному развитию, так и преодолению речевых и двигательных нарушений.

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с. (Логопед в ДОУ).
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика- М.:Просвещение,1985.- 191с.
  3. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-З лет- М.: ТЦ Сфера, 2008. -128 с. - (Логопед в ДОУ).
  4. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с. (Программа развития.)

Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка с ОВЗ. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с ОВЗ, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья школьников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

С каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Программа «Логоритмика» - первая программа по логоритмике для детей с ОВЗ школьного возраста, полностью соответствующая лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включающая работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

Цель логоритмики : профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

    уточнение артикуляции;

    развитие фонематического восприятия;

    расширение лексического запаса;

    развитие слухового внимания и двигательной памяти;

    совершенствование общей и мелкой моторики;

    выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;

    развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

    творческой фантазии и воображения.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.

Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Такую форму активной терапии, как логоритмика, мы начали осуществлять впервые в 2013 году. Свою работу мы начали с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В системе логоритмической работы с детьми с ОВЗ можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы .

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

    развитие слухового внимания и фонематического слуха;

    развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

    развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

    воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

    воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

    развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

    формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

    формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования .

    Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).

    Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 30 до 35 минут в зависимости от возраста детей.

    Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.

    Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

    В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Последовательность коррекционной работы варьируется в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяю с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, оказываю целенаправленную индивидуальную помощь.

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в этой работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Внедрение ИКТ в процессы обучения и воспитания позволило обеспечить музыкальное сопровождение. На занятиях активно используем компьютер, DVD -центр. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с моей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики также проводятся под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

При работе над дыханием обращаем особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь тоже необходима помощь музыкального руководителя. Нами подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

В занятия логоритмики обязательно включаются коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям с ОВЗ. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатываем не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.

Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.

Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы учителя начальных классов, воспитатели и психолог могут использовать на своих занятиях. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

Учитывая принципы систематичности и последовательности, разработано перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.

При составлении тематического плана выделяются следующие направления работы:

    развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

    формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания

    развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц

    развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций

    развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики

При разработке любого логоритмического занятия учитывается главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняю психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.

Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с ОВЗ с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

Основные задачи

    оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей с ОВЗ;

    создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;

    внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей с ОВЗ, сохранения и укрепления здоровья данной категории школьников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;

    разработать перспективный план проведения логоритмических занятий, дидактические пособия;

    создать пакет диагностики развития неречевых психических функций детей.

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

    Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

    Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

    Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

    Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с логопедом ОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:

    упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

    выработка продолжительного речевого выдоха,

    тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

    Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.

    Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

    Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

    Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

    Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

    Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

    Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

    Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

    Театральные этюды. Очень часто у детей с ОВЗ маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

    Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

    Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Дети с нормальным речевым развитием к пяти годам свободно пользуются развёрнутой фразовой речью, самостоятельно составляют сложные предложения. К этому времени окончательно формируются правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу, навыки словообразования и словоизменения, накапливается достаточный словарный запас.

У детей с речевой патологией наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль может сыграть логоритмика.

Логоритмика представляет собой объединение на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности. Необходимо особо отметить значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Ритмитизированная форма речи привлекает детей своей живностью, эмоциональность настраивает детей на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает её незаменимым компонентом логоритмики.

Включение логоритмических упражнений в музыкальные занятия, помогает легче усваивать программное содержание занятий. У всех детей наблюдаются укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, улучшаются моторные функции

Развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизрует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. Большую связующую роль играет ритм. Он служит средством воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. При использовании логоритмики повышается эффективность развития неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей к условиям внешней среды.

Цель и задачи логопедической ритмики

Целью проведения занятий по логопедической ритмике является коррекция речевых нарушений через развитие и исправление неречевых и речевых психических функций. Логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные задачи. Укрепление костно-мышечного аппарата. Развитие дыхания. Развитие координации движений и моторной функции. Воспитание правильной осанки и походки. Развитие ловкости, силы и выносливости.

Образовательные задачи. Формирование двигательных умений и навыков. Развитие пространственных представлений, координации движений. Развитие переключаемости, организаторских способностей.

Воспитательные задачи. Воспитание и развитие чувства ритма, движениях ритмическую выразительность. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои творческие способности. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и т.д.

Коррекционные задачи. Коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. К коррекционным задачам относятся: развитие речегого дыхания, артикуляционного аппарата, грамматического стороя и связной речи, фонематического восприятия, формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.

Коррекционные занятия с одной стороны, устраняют нарушенные функции, а с другой- развивают функциональные системы ребёнка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

Принципы организации занятий по логопедической ритмике

Принцип систематичности. Элементы логопедичекой ритмики включаются в логопедические занятия каждый день. Один раз в неделю проводятся логоритмические занятия. Подобная практика даёт устойчивый результат: в организме ребёнка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной.

Принцип наглядности. При разучивании новых движений безукоризненный практический показ движений педагогом создаёт объективную предпосылку для успешного их освоения.

Принцип всестороннего воздействия. Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий.

Принцип учёта симптоматики. Физические возможности детей соотносятся с речевой патологией. Исходя из этого дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.

Принцип этапности. Определяется логическая последовательность приобретения, закрепления и совершенствованиявсего комплекса знаний, умений

и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному».

Методы и приёмы обучения на занятиях по логопедической ритмике

Используются:

1. наглядно- зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.

2.приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря: обручей, скакалок, кубиков, массажных мячей и т.д.

3.Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др.; короткие стихотворения.

Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений. Они включают следующие приёмы:

  • краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на жизненный опыт детей;
  • пояснение и показ движения;
  • указания при самостоятельном воспроизведении детьми показанного педагогом движения;
  • разъяснения смысла двигательных действий, уточнение сюжета игры;
  • команды для акцентирования внимания и одновременности действий; для этого используются считалки, игровые зачины из народно творчества;
  • образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ (1-2 мин.);
  • словесную инструкцию, которая помогает оживить прежние впечатления.

Игровая форма активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции.

Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.

Структура и содержание занятий по логопедической ритмике

Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребёнка к моторной и речевой нагрузкам. Используются такие упражнения как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения, с перестроениями. Спомощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право- левостороннем направлении движения и т.д. Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для тренировки устойчивости широко используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки, кубики, обручи. Они направлены на тренировку внимания, памяти и ориентировки, тормозных реакций.

Основная часть занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:

  • Ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
  • Упражнения регулируемые мышечный тонус;
  • Упражнения активизирующие внимание;
  • Упражнения регулирующие мышечный тонус;
  • Упражнения на развитие координации движения;
  • Упражнения на координацию речи с движением;
  • На координацию пения с движением;
  • Слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;
  • Счетные упражнения;
  • Речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • Упражнения формирующие чувства ритма;
  • Упражнения формирующие чувство музыкального темпа;
  • На развитие мелкой моторики;
  • На развитие речевых и мимических движений;
  • Ритмические упражнения;
  • Пение;
  • Игра на музыкальных инструментах;
  • Музыкальная самостоятельная деятельность;
  • Игры (статические, малоподвижные, подвижные);
  • Упражнения для развития творческой инициативы.

Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, спокойная ходьба, релаксационные упражнения.

  1. 1.М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» (сценарии занятий с детьми 3-4 лет); М. Творческий Центр «СФЕРА», 2005 г.
  2. 2.М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
  3. 3.М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007г.
  4. 4.А.Е. Воронова «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» (методическое пособие); М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
  5. 5.Г.В. Дедюхина «Работа над ритмом в логопедической практике» (методическое пособие); М., «Айрис Пресс», 2006 г.
  6. 6.«Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», под редакцией Е.А. Медведевой; М., «Академия», 2002 г.

8. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика»М., 2002.

Аксанова Т.Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР: учебно-методическое пособие»; СПб.; ДЕТСТВО- ПРЕСС,2009






Логопедическая ритмика – это комплексная методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Целью логоритмического воздействия является преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.


Основные задачи логоритмического воздействия: 1. развитие слухового внимания; 2. развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха; 3. развитие фонематического слуха; 4. развитие пространственной организации движений; 5. развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики; 6. формирование и развитие кинестетических ощущений; 7. воспитание выразительности и грации движений; 8. воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое; 9. формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации; 10. развитие физиологического и фонационного дыхания; 11. развитие певческого диапазона голоса; 12. развитие чувства ритма; 13. воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями; 14. воспитание умения перевоплощаться; 15. развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; 16. воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением; 17. формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.


Методологическая основа: положение психофизиологии о речевых процессах как о сложной системе сенсомоторных координаций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Н.А. Бернштейн); положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка; авторские методики по логоритмике О.А. Новиковской, Г.А. Волковой, М.Ю. Картушиной, Н.В. Микляевой, В.Т. Таран, А.Е. Вороновой и др.


III этап Этап формирования коммуникативных умений и навыков III этап Этап формирования коммуникативных умений и навыков II этап Этап формирования первичных произносительных умений и навыков II этап Этап формирования первичных произносительных умений и навыков I этап Подготовительный I этап Подготовительный Содержание работы Содержание педагогической технологии по коррекции речи дошкольников средствами логоритмики - Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребёнком с целью выявления его двигательных и музыкальных способностей; - Формирование устойчивого слухового и зрительного внимания; - Воспитание координации движений и ориентирование в пространстве при ходьбе, маршировке, выполнении основных движений; - Развитие музыкального, звуковысотного, динамического, тембрового слуха; - Развитие голоса, звукообразования, звукоподражания в пении, певческого диапазона; - Развитие чувства ритма; - Развитие общей, тонкой моторики, мимики; - Развитие артикуляционного аппарата; - Формирование у детей подражательности движениям педагога; - Обучение детей навыкам релаксации; - Обогащение активного и пассивного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребёнком с целью выявления его двигательных и музыкальных способностей; - Формирование устойчивого слухового и зрительного внимания; - Воспитание координации движений и ориентирование в пространстве при ходьбе, маршировке, выполнении основных движений; - Развитие музыкального, звуковысотного, динамического, тембрового слуха; - Развитие голоса, звукообразования, звукоподражания в пении, певческого диапазона; - Развитие чувства ритма; - Развитие общей, тонкой моторики, мимики; - Развитие артикуляционного аппарата; - Формирование у детей подражательности движениям педагога; - Обучение детей навыкам релаксации; - Обогащение активного и пассивного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Продолжение развития неречевых функций, указанных в подготовительном этапе; - Развитие мышления; - Совершенствование речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; - Развитие звуковысотного, динамического и тембрового слуха; - Развитие фонематического восприятия; - Формирование связной речи, расширение понимания грамматических форм слов; - Закрепление навыков релаксации; - Обогащение пассивного и активного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Продолжение развития неречевых функций, указанных в подготовительном этапе; - Развитие мышления; - Совершенствование речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; - Развитие звуковысотного, динамического и тембрового слуха; - Развитие фонематического восприятия; - Формирование связной речи, расширение понимания грамматических форм слов; - Закрепление навыков релаксации; - Обогащение пассивного и активного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Закрепление двигательных умений общей и мелкой моторики; - Дальнейшее развитие музыкального слуха; - Развитие певческого диапазона голоса, мимики, пантомимики, просодики речи, фонематического восприятия; - Развитие речевой моторики; - Формирование навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи; - Накопление пассивного и активного словаря ребёнка; - Дальнейшая коррекция эмоционально- личностной сферы. - Закрепление двигательных умений общей и мелкой моторики; - Дальнейшее развитие музыкального слуха; - Развитие певческого диапазона голоса, мимики, пантомимики, просодики речи, фонематического восприятия; - Развитие речевой моторики; - Формирование навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи; - Накопление пассивного и активного словаря ребёнка; - Дальнейшая коррекция эмоционально- личностной сферы.


Методы обучения Наглядные (используются при обучении движению) Наглядные (используются при обучении движению) Словесные (применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений) Словесные (применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений) Практические (обеспечивают проверку правильности восприятия на основе собственных мышечно-моторных ощущений) Практические (обеспечивают проверку правильности восприятия на основе собственных мышечно-моторных ощущений) Приёмы работы - Наглядно-зрительные приёмы, включающие: показ педагогом движения; подражание образам окружающей жизни; использование зрительных ориентировок при преодолении пространства и наглядных пособий (карточки, фотографии и т.д.). - Приёмы для обеспечения тактильно- мышечной наглядности с применением различных пособий: обручей, кубиков, гимнастических палок, скакалок и т.д. - Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движений: звучание инструментальной музыки и песен; использование бубнов, колокольчиков и др.; декламация коротких стихотворений. - Наглядно-зрительные приёмы, включающие: показ педагогом движения; подражание образам окружающей жизни; использование зрительных ориентировок при преодолении пространства и наглядных пособий (карточки, фотографии и т.д.). - Приёмы для обеспечения тактильно- мышечной наглядности с применением различных пособий: обручей, кубиков, гимнастических палок, скакалок и т.д. - Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движений: звучание инструментальной музыки и песен; использование бубнов, колокольчиков и др.; декламация коротких стихотворений. - Краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей. - Пояснение и показ движения. - Указания при воспроизведении показанного педагогом движения, при самостоятельном выполнении движений детьми. - Беседа при обучении или когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета игры. - Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (для этого используются считалки, игровые зачины). - Образный сюжетный рассказ для развития выразительности движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ. - Словесная инструкция, которая позволяет оживить у детей следы прежних впечатлений в новых сочетаниях, сформировать новые знания и умения. - Краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей. - Пояснение и показ движения. - Указания при воспроизведении показанного педагогом движения, при самостоятельном выполнении движений детьми. - Беседа при обучении или когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета игры. - Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (для этого используются считалки, игровые зачины). - Образный сюжетный рассказ для развития выразительности движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ. - Словесная инструкция, которая позволяет оживить у детей следы прежних впечатлений в новых сочетаниях, сформировать новые знания и умения. - Игровые приёмы. - Соревновательные приёмы. - Игровые приёмы. - Соревновательные приёмы.


Средства логопедической ритмики: - ходьба и маршировка в различных направлениях; - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; - упражнения, регулирующие мышечный тонус; - упражнения, активизирующие внимание; - речевые упражнения без музыкального сопровождения; - упражнения для развития музыкального слуха; - ритмические упражнения; - пение; - упражнения в игре на инструментах; - импровизация на детских музыкальных инструментах; - игровая деятельность; - развитие творческой инициативы; - заключительные упражнения на расслабление (релаксация).







17 Требования к проведению логоритмического занятия: - занятие проводится фронтально один раз в две недели; - продолжительность занятия минут (в зависимости от возраста детей); - одежда должна соответствовать роду логоритмической деятельности; - тематика и цели занятия должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы; - сотрудничество специалистов (логопеда, музыкального руководителя, воспитателя) и родителей в подготовке и проведении логоритмических занятий.


Уровни успешности Средняя группа уч. год Старшая группа 2010 – 2011 уч. год Подготовительная группа 2011 – 2012 уч. год Начало годаКонец годаНачало годаКонец годаНачало годаКонец года Высокий8,3 %67 %-38,5 %66,7 %81,8 % Средний83,3 %33 %92,3 %61,5 %33,3 %18,2 % Низкий8,3 %-7,7 %--- СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, в %


Логоритмика, друзья, умная наука! С нею, точно знаю я, не страшна нам скука. Логоритмика - забава и учёба, и игра! Очень любит заниматься этим делом детвора. Это знают все вокруг, логоритмика - наш друг! Она учит, исправляет, с нами весело играет! Движение, музыка и слово! Всё это связано толково. Если что не ясно Вам, приходите в гости к нам!