Знаменитые сооружения и постройки древности. Древний мир. Самые большие храмы мира: тройка лидеров. Знаменитые римские бани и уникальные храмы

Культовые постройки: церкви, часовни, монастыри

Выдвинутая правительством Николая I официозная «триединая» идеологическая формула: «самодержавие, православие, народность» - декларировала идейный и политический союз самодержавного строя и церкви. Это во многом определило размах строительства культовых зданий, их размещение в городском пространстве и стилистику их архитектуры.

Определенную роль в развитии церковной архитектуры сыграли и некоторые аспекты духовной культуры того времени, прежде всего историзм научного и художественного мышления, порожденное романтизмом стремление выразить в архитектуре исторические духовные и архитектурно-художественные традиции народа, уходящие своими корнями в средневековье. Выше, при описании становления «национального направления» в русской архитектуре 1830-х годов и возникшего в культовом зодчестве «русско-византийского стиля», эти проблемы рассматривались в их архитектурно-стилистическом аспекте.

Однако необходимо отметить и другой аспект - архитектурно-градостроительный. Во второй трети строительство культовых зданий в Петербурге приобрело, пожалуй, больший размах, чем в предыдущий период. Более весомой стала и градообразующая роль церковных зданий: они размещались в узловых точках городского пространства - на площадях, перекрестках улиц, оживленных магистралях, становясь активными доминантами архитектурного ландшафта столицы. В этом также можно усмотреть определенный возврат к традициям русского средневекового градостроительства. Поднявшиеся в петербургское небо купола, колокольни и многочисленные луковичные маковки церквей внесли в силуэт города новые черты, вызывающие отчетливые ассоциации со старинными городами России и несколько ослабившие его классицистический «европеизм». Однако сказанное в большей мере относится к периферийным районам столицы, ибо в центре города одной из главных высотных доминант стал позолоченный гигантский купол Исаакиевского собора, поднявший символ православия - крест - на стометровую высоту.

Строительство грандиозного Исаакиевского собора, возведенного в 1818–1858 годах по проекту и под руководством архитектора О. Монферрана, стало одной из важнейших строек николаевской эпохи. Огромные размеры здания, его дорогая отделка, великолепные интерьеры с их многочисленными росписями и мозаиками, созданными по эскизам выдающихся художников К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни, В. К. Шебуева, Т. А. Неффа и ряда других, обильное скульптурное убранство фасадов, исполненное из бронзы замечательными скульпторами-монументалистами И. П. Витали, А. В. Логановским, Ф. Лемером, П. К. Клодтом, И. Германом и другими, - все это создавало величественный образ главного кафедрального собора столицы Российской империи . Он призван был с предельной убедительностью демонстрировать мощь и незыблемость российского самодержавия, его тесный идейный и политический союз с православной церковью - таково было идейно-художественное содержание архитектурного образа собора.

Архитектурные формы Исаакиевского собора, спроектированного в период позднего классицизма, соответствуют нормам этого стиля. Однако определенная гигантомания в выборе размеров здания, вызвавшая ряд не только технических трудностей, но и масштабных несоответствий, может рассматриваться как одно из свидетельств начавшегося кризиса классицизма. Строительство собора затянулось, и так как в это время в результате общей стилевой эволюции русской архитектуры классицизм сменился эклектикой, это не могло не отразиться в отделке собора, особенно в его интерьере, где при общей классицистической структуре композиции появились мотивы «внеклассицистического» характера, заимствованные из художественного наследия ренессанса и барокко. И все же в целом Исаакиевский собор воспринимается как памятник эпохи классицизма - той поздней стадии стиля, когда он вступил в полосу кризиса.

Архитектурная стилистика подавляющего большинства культовых зданий, построенных во второй трети XIX века, стала уже иной: она определялась установками нового творческого метода, который восторжествовал в архитектуре тех лет.

Выдвинутый эклектикой принцип соответствия стиля фасада функции здания воплотился, в его своеобразном преломлении, и в архитектуре культовых построек - в этом отношении период эклектики оказался качественно новым этапом в эволюции зданий этого типа.

В период классицизма архитектурные формы фасадов культовых зданий были почти индифферентны по отношению к их функциональным особенностям, обусловленным конфессиональными различиями: здания иноверческих церквей внешне мало отличались от православных храмов. Их фасады украшали «те же колонны, тот же фронтон». Наглядной иллюстрацией могут служить построенные Ю. М. Фельтеном в конце 1760-1770-х годах армянская церковь на Невском проспекте (между домами № 40 и 42, в глубине квартала) и две лютеранские кирхи (на Большом проспекте Васильевского острова, дом № 1, и на улице Салтыкова-Щедрина, быв. Кирочной, дом № 8, ныне кинотеатр «Спартак»). Аналогичную компоновку получила и Финская церковь, построенная учеником Фельтена архитектором Г.-Х. Паульсеном в 1803–1805 годах (улица Желябова, быв. Большая Конюшенная, 8). Присущая классицизму художественная унифицированность форм отчетливо проявилась и в здании католического костела в Царском Селе, сооруженном в 1825–1826 годах архитекторами Д. и Л. Адамини при участии В. П. Стасова (современный адрес - улица Андрея Васенко, 15). Хотя при проектировании православных храмов архитекторы-классицисты нередко обращались к традиционному пятиглавию, тем не менее общее архитектурно-стилистическое решение храмов всецело подчинялось художественным нормам классицизма.

Церковь Благовещения на Благовещенской площади. Архитектор К. А. Тон, 1843–1849 гг. Фотография конца XIX в.

Стремясь преодолеть стилевой «универсализм» классицизма и создать более дифференцированную систему архитектурных образов культовых зданий, отражающую особенности их религиозной функции, архитекторы-эклектики обратились к использованию разных исторических стилей, выбирая тот стилевой прототип, который, по их мнению, полнее соответствовал традициям данной религии.

«Русско-византийский стиль», как уже отмечалось выше, потому и стал господствующим в архитектуре церквей и монастырей, что, в представлении современников, отвечал «идее православного храма», его функциональной специфике и культовым традициям русской православной церкви. Первыми примерами этого стилевого направления в архитектуре Петербурга были церкви Святой Екатерины и Введения во храм Пресвятыя Богородицы, построенные в 1830-начале 1840-х годов архитектором К. А. Тоном - зачинателем «русско-византийского стиля» в петербургской архитектуре и его убежденнейшим апологетом (см. с. 47–51).

В 40-50-х годах XIX века в Петербурге по проектам К. А. Тона продолжалось строительство полковых церквей, расположенных вблизи казарм гвардейских полков. На Благовещенской площади (ныне площадь Труда), около казарм Конногвардейского полка в 1840-х годах появилась Благовещенская церковь. На Обводном канале в 1849–1854 годах построили церковь Святого Мирония - для лейб-гвардии Егерского полка.

Благовещенская церковь (снесена в 1929 году) была скомпонована в виде довольно грузного куба, завершенного шатровым пятиглавием. Шатры и кокошники «русского стиля» соединялись в композиции церкви с мотивами в духе ренессанса (люнеты во фронтонах и аттике) и классицизма (профилировка антаблементов). Порталы дверей и наличники окон повторяли в увеличенных размерах аналогичные детали Теремного дворца в Московском Кремле, построенного в XVII веке. Повторяя композиционные приемы и архитектурные мотивы, характерные для русского зодчества XVI–XVII веков, Тон не сумел усвоить присущее древним зодчим чувство масштаба и меры в соотношении частей и целого.

Церковь Святого Мирония на набережной Обводного канала. Архитектор К. А. Тон, 1849–1854 гг. Фотография конца XIX в.

Более удачной «вариацией на русские темы» была церковь Святого Мирония (снесена в 1930-х годах). Преувеличенность масштаба в данном случае не ощущалась так резко, так как церковь располагалась в свободном пространстве на северном берегу Обводного канала (Обводный канал, 99). В разработке ее общего силуэта и в трактовке отдельных деталей (пучки тонких колонн, «раковины» в закомарах) Тон сумел ближе подойти к историческим прототипам, и все же опытный глаз легко обнаруживает разницу между ними и тоновской стилизацией. Она ощущается в несогласованности соотношений отдельных объемов (например, колокольня словно «воткнута» в нижний четверик), в сухой, жесткой прорисовке самого силуэта церкви и ее отдельных элементов. Различие усугубляется и механической повторяемостью деталей - этим постройка Тона резко отличается от произведений древних зодчих, которые очень умело и тонко варьировали формы наличников, порталов, кокошников, главок, и эта «рукотворность» архитектурных деталей придавала произведениям древнерусского зодчества особую поэтичность и задушевность.

Церкви Тона своими луковками и шатрами внесли новые черты в силуэт Петербурга. Они противоречили традиционному классицистическому характеру архитектурных ансамблей его центра, но именно это и нравилось современникам Тона.

Однако в дальнейшем отношение к произведениям К. А. Тона, весьма восторженное при его жизни, стало меняться. Новые идейно-эстетические течения, возникшие в пореформенной России, выдвинули и новое решение проблемы «национального стиля» в русской архитектуре. Тоновская архитектура стала восприниматься односторонне: видя в ней только воплощение официозной идеологической программы, архитектурная критика последних десятилетий XIX века почти игнорировала то обстоятельство, что «русско-византийский стиль» был все же первой попыткой решения проблемы национальной самобытности русской архитектуры. Характерно, что В. В. Стасов, ведущий художественный критик последней трети XIX века, считал, что в творчестве Тона «национальность эта была совершенно официальная, искусственная, насильственная и поверхностная» . Довольно сурово относилась к постройкам Тона и художественная критика начала XX века. Усугубляющееся негативное отношение к «русско-византийскому стилю» как порождению николаевской реакции, а с другой стороны - апологетика классицизма, характерная для архитектурных воззрений советских зодчих, привели к тому, что композиционное взаимодействие тоновских церквей с архитектурным ландшафтом города на Неве стало восприниматься как нежелательный диссонанс. Развернувшаяся на рубеже 1920-х и 1930-х годов борьба против «религиозного мракобесия» привела к массовому закрытию церквей, а многие культовые здания были перестроены либо полностью снесены . Судьба архитектурного наследия К. А. Тона оказалась особенно печальной: в 1930-х годах, в связи с намечавшимся, но так и не осуществленным строительством гигантского Дворца Советов в Москве, на берегу Москвы-реки, был взорван храм Христа Спасителя, спроектированный Тоном в 1832 году как памятник избавлению Москвы от наполеоновского нашествия и осуществленный в 1839–1889 годах. Из пяти церквей, построенных Тоном в Петербурге, четыре были разобраны в конце 1920-1930-х годов, и сохранилась, да и то в сильно перестроенном виде, только одна - церковь Преображения на Аптекарском острове, построенная в 1839–1845 годах.

К мотивам «русского» и «русско-византийского» стиля вслед за Тоном обратились и другие архитекторы.

Церковь Святой царицы Александры на Бабигонских высотах около Петергофа. Архитектор А. И. Штакеншнейдер, 1851–1854 гг. Чертеж середины XIX в.

По проектам Н. Е. Ефимова были построены церковь Святого Николая на Захарьевской улице (1845–1851 гг., находилась на участке дома № 18 по улице Каляева) и Воскресенская церковь в Коломне (1847–1859 гг., стояла в центре квадратной площади, ныне носящей имя Кулибина). Обе они были разобраны в начале 1930-х годов. По компоновке и архитектурной стилистике эти произведения Н. Е. Ефимова напоминали постройки Тона.

А. И. Штакеншнейдер построил в 1851–1854 годах вблизи Петергофа, на Бабигонских высотах, церковь Святой царицы Александры - одно из наиболее примечательных произведений «русского стиля» в архитектуре середины XIX века. Архитектор сумел не только довольно удачно повторить силуэтное построение и детали, характерные для московских церквей XVII столетия, но и очень органично вписать свою постройку в живописный холмистый ландшафт, проявив при этом тонкое понимание композиционных приемов старых русских зодчих.

Новодевичий монастырь на Царскосельском проспекте. Архитектор Н. Е. Ефимов, 1848–1861 гг. Колокольня сооружена в 1891–1895 гг., архитекторы Л. Н. Бенуа и В. П. Цейдлер. Фотография конца XIX в. НИМАХ. Публикуется впервые.

В середине XIX века в ближайших окрестностях Петербурга было возведено несколько крупных монастырских комплексов.

Эффектно возвышался среди полей и небольших рощ Воскресенский Новодевичий монастырь на Царскосельском проспекте (ныне Московский проспект, 100), построенный по проекту архитектора Н. Е. Ефимова в 1848–1861 годах (после смерти Н. Е. Ефимова строительство завершал архитектор Н. А. Сычев). В центре стоял пятиглавый монастырский собор, увенчанный большим золоченым куполом и четырьмя малыми. Горизонтали двухэтажных корпусов, в которых размещались кельи монахинь, прерывались вертикалями двух домовых церквей, завершенных малыми пятиглавиями и шатровыми колокольнями. Проектируя монастырь, Ефимов старался опереться на традиции древнерусского зодчества. Ему удалось создать интересный, живописный силуэт. Однако симметричность композиции, разномасштабность собора и боковых церквей, а главное, суховатая, жесткая прорисовка деталей делают постройку Ефимова типичным произведением стилизаторской архитектуры середины XIX века.

В конце XIX века ансамбль Новодевичьего монастыря был дополнен высокой колокольней, спроектированной архитектором Л. Н. Бенуа при участии В. П. Цейдлера. Колокольня, «похожая по архитектуре на колокольню Ивана Великого в Москве» , сделала силуэт монастыря более живописным, приблизив его к традиционным силуэтам древних русских монастырей (она не сохранилась).

Своеобразной художественной вариацией на темы русского зодчества XVII века было большое здание келий со «святыми воротами», построенное А. М. Горностаевым в конце 1840-начале 1860-х годов в Троице-Сергиевой пустыни - привилегированном монастыре, расположенном вблизи Петербурга, у Петергофской дороги. Им же был создан комплекс зданий на острове Валаам. В центре Петербурга А. М. Горностаев построил по заказу церкви несколько зданий, в том числе не сохранившуюся часовню Спаса Нерукотворного на Невском проспекте, у портика Перинной линии (1859–1860 гг.) и подворье Троице-Сергиевой пустыни (набережная Фонтанки, 44), фасад которого, к сожалению, полностью утратил свою прежнюю отделку, выполненную в 1850-х годах. Произведения А. М. Горностаева знаменовали начало нового этапа в развитии национального направления в русской архитектуре XIX века. Становление историко-архитектурной науки сопровождалось накоплением все более обширной и точной информации о памятниках древнерусской архитектуры и о путях ее исторической стилевой эволюции . Это выдвинуло задачу «научного конструирования национального стиля» . В ее решении А. М. Горностаеву принадлежала немалая заслуга, что отмечалось В. В. Стасовым. В произведениях Горностаева чувствуется стремление более последовательно опираться на наследие русской архитектуры XVI–XVII веков, в частности на тот расцвет декоративного «узорочья», которым была отмечена архитектура второй половины XVII века. Так в русской архитектуре середины XIX века начались те процессы, которые позднее привели к мощному развитию «русского стиля» в архитектуре последней трети XIX столетия.

Строительство православных церквей, часовен и монастырей «в древнем возобновленном стиле» (по определению И. И. Свиязева) было связано прежде всего с тем, что они стали восприниматься общественным сознанием середины XIX века как «символ нации, национальной культуры, ее исторической неповторимости и значения» . Определенную роль сыграли и функциональные соображения, связанные с принципом «умного выбора». И все же произведения национального направления оказались в сложных, неоднозначных взаимоотношениях с их историческими прототипами. Хотя родственность функции способствовала повторению в церквах XIX века композиционных приемов древнерусского зодчества и его стилистики, тем не менее разница между ними все же оказалась весьма значительной.

Троице-Сергиева пустынь. Корпус келий с надвратной церковью. Архитектор А. М. Горностаев, 1844–1861 гг. Рисунок второй половины XIX в.

Зодчие Древней Руси были выходцами из народа и в своих произведениях воплощали его веру, его чаяния, его представления о прекрасном. Древнерусская архитектура уходила своими корнями в глубинные слои народной художественной культуры, питалась ее животворными соками. Зодчие компоновали здание и любовно выполняли каждую деталь, «как мера и красота скажут», внося тонкие нюансы в пропорциональное и ритмическое построение композиции, варьируя ее элементы. И эта «рукотворность» форм придает их произведениям особое поэтическое очарование.

Часовня Спаса Нерукотворного у Гостиного двора на Невском проспекте. Архитектор А. М. Горностаев, 1859–1860 гг. Гравюра 1860-х гг.

Стилизаторские произведения архитектуры середины XIX века рождались в совершенно иных исторических условиях и отражали иные общественные отношения, иное время. Иным оказалось и положение культовых зданий в общем контексте архитектурного творчества: они в значительной мере утратили ту доминирующую роль, которая была присуща им в системе художественной культуры средневековья.

Очень сильно изменились и методика архитектурного творчества, и технология строительства, а это оказывало существенное воздействие и на характер архитектурных форм. В отличие от памятников древнерусского зодчества постройки XIX века возводились по математически выверенным чертежам, детали исполнялись по однотипным шаблонам, что приводило к их механическому повторению. Тщательно исполненное сплошное оштукатуривание фасадов усугубляло сухость форм. И хотя планировочные и конструктивные решения церковных зданий, отражая возросшие возможности строительной техники, стали более разнообразными и более совершенными, их архитектурно-художественные образы приобрели оттенок официальной холодности и оказались лишенными той удивительной поэтичности и одухотворенности, которые были свойственны творениям зодчих старой Руси.

Культовые постройки, возведенные архитекторами середины XIX века, воплотили материальную и духовную культуру своего времени, хотя инициаторы «национального направления» были убеждены в том, что их произведения являются опытами восстановления древнего стиля, «драгоценного для сердца русского по многим воспоминаниям».

Лишь в очень редких случаях культовые православные постройки, возводившиеся в середине XIX века, компоновались в формах не «русского» или «русско-византийского» стиля, а в традициях барокко и классицизма. Но это было связано с определенными ансамблевыми соображениями. Например, колокольня церкви Святой Екатерины на Васильевском острове (Съездовская, быв. Кадетская линия, 27–29), построенная в 1863 году архитектором В. А. Болотовым, была скомпонована в традициях классицизма, благодаря чему она удачно сочетается с объемом церкви, возведенной в 1811–1823 годах архитектором А. А. Михайловым.

Относительно удачным повторением исторических прототипов - русских барочных храмов середины XVIII века - явилась новая Крестовоздвиженская церковь на Литовском проспекте у Обводного канала, построенная архитектором Е. И. Диммертом в 1848–1851 годах взамен обветшавшей старой церкви 1740-х годов. Живописный пятиглавый силуэт и фасады, стилизованные под барокко (хотя и отличающиеся от подлинников суховатой прорисовкой деталей), придают своеобразную прелесть этому ансамблю, состоящему из барочной церкви и стройной классицистической колокольни с колоннадами, возведенной в 1810–1812 годах архитектором А. И. Постниковым.

Греческая церковь Святого Димитрия Солунского. Архитектор Р. И. Кузьмин, 1861–1866 гг. Фотография конца XIX в. НИМАХ. Публикуется впервые.

Стремление к созданию ансамблевой композиции предопределило новое художественное решение фасадов двух лицевых корпусов Смольного монастыря, переделанных в 1860-х годах архитектором П. И. Таманским. Эти корпуса, фланкирующие главный вход, были построены в 1822–1835 годах В. П. Стасовым в формах позднего классицизма. Таманский, стремясь стилистически приблизить облик лицевых корпусов к постройкам Растрелли, переделал их фасады «во вкусе Растрелли», обработав их барочной лепниной, впрочем, несколько более дробной по проработке деталей, чем лепная отделка зданий, возведенных в середине XVIII века.

Необычное для петербургской архитектуры стилевое решение использовал архитектор Р. И. Кузьмин при проектировании греческой церкви Святого Димитрия Солунского. Церковь предназначалась для живших в Петербурге греков, и поэтому решено было соорудить ее в «подлинно византийском стиле», используя конструктивные приемы и декоративные мотивы византийской архитектуры VI–XIV веков: уположенный главный купол и боковые полукупола - конхи (они перекрывали граненые выступы, примыкавшие к центральному объему), аркады, опиравшиеся на колонны, и т. п. Церковь, сооруженная в 1861–1866 годах, стояла на берегу Литовского канала, на Летней Конной площади (в начале 1960-х годов ее разобрали и на ее месте построили концертный зал «Октябрьский»), Постройка Кузьмина стала одним из первых примеров нового - «неовизантийского» направления в церковной архитектуре, получившего заметное распространение в последующие десятилетия.

Шведская реформатская церковь Святой Екатерины. Архитектор К. К. Андерсон, 1860-е гг. Фотография автора.

Проектируя здания иноверческих церквей, архитекторы-эклектики компоновали их объемы и фасады в духе западных стилей эпохи средневековья - романского и готического либо смешивали их черты. В этом тоже своеобразно воплощался принцип «умного выбора»: избирался такой стилевой прототип, который отвечал бы функции здания, напоминая прихожанам (как правило, потомкам выходцев из западноевропейских стран) архитектурные образы родины их предков. Характерными примерами таких стилизаторских воспроизведений западных средневековых стилей служат реформатские церкви, построенные в Петербурге в первой половине 1860-х годов.

Одна из них - шведская реформатская церковь Святой Екатерины - была возведена на Малой Конюшенной улице, около Шведского переулка (современный адрес - улица Софьи Перовской, 1). Проект церкви разработал в 1863 году архитектор К. К. Андерсон. Он же построил принадлежавший церкви жилой дом на углу Шведского переулка.

Фасад шведской церкви решен в формах романского стиля. Он, несомненно, ближе к историческим прототипам, чем полуклассический-полуроманский фасад кирхи Святого Петра, построенной А. П. Брюлловым на Невском проспекте в 1830-х годах. Однако в произведении Андерсона нет той ясности и гармонии, которые так привлекают в постройке Брюллова. Очевидно, в этом сказался иной уровень профессионального мастерства. Формы романского стиля, воспроизведенные Андерсоном в штукатурке, утратили присущую им суровую величавость и монументальность.

Более удачной стилизацией на темы средневековой архитектуры Северной Европы было здание реформатской немецкой церкви, стоявшее между Мойкой и Большой Морской улицей (ныне улица Герцена, 58), около Почтамтского переулка (ныне переулок Подбельского). Оно было построено в 1862–1865 годах по проекту архитектора Г. А. Боссе; строительством руководил архитектор Д. И. Гримм. Фасады здания, выполненные кирпичной кладкой высокого качества, были оставлены неоштукатуренными: для того времени это был новаторский архитектурный прием, который хорошо гармонировал с относительно лаконичными формами романского стиля, выбранными Боссе.

Реформатская церковь на набережной Мойки. Архитекторы Г. А. Боссе и Д. И. Гримм. 1862–1865 гг. Слева - здание Отделения почтовых карет и брик. Архитектор А. К. Кавос, 1843–1845 гг. Фотография конца XIX в.

Мотивируя выбор именно этого стилевого прототипа, Боссе писал: «По моему внутреннему убеждению, строгой простоте и духу реформатского учения более всего соответствует стиль романский. Простота формы, отсутствие штукатурки и орнаментов как нельзя более характеризуют серьезное назначение постройки… Я считал необходимым совершенно отрешиться от стиля готического, который неизбежно влечет за собой различные орнаменты, а для последних мы не имели ни средств, ни подходящего материала» . Однако Боссе не следовал буквально нормам романского стиля: большие, светлые окна, общая вытянутость пропорций и высокий шпиль в известной мере приближали это здание к раннему варианту северной, прибалтийской готики.

Реформатская церковь, поставленная на берегу Мойки, у ее излучины, стала интересным акцентом в панораме Мойки. Архитекторы второй половины XIX века высоко оценили эту постройку, отметив, что она «составляла по своей простоте и грациозной пропорциональности частей, по выдержанности и благородству стиля одно из лучших наших художественных произведений» . И можно только пожалеть, что в начале 1930-х годов здание было полностью перестроено и его стройный силуэт сменился грузным массивом Дворца культуры работников связи.

Из книги Том 5. Произведения разных лет автора Малевич Казимир Северинович

Заметка о церкви* Преображение церкви может возвратить Христа к его первообразу и <вызвать> оскопление церкви, уничтожение обрядности и нарядности [страшнейшая простота, прямолинейность]; уничтожение всяких орнаментов, всего извилистого, пещерообразных сводов.Все

Из книги Антонио Гауди автора Бассегода Нонель Хуан

Крипта церкви Санта Колома. 1898-1915 В усадьбе Санта Колома де Сервельо?, в двух десятках километров от Барселоны, Эусебио Гуэль решил основать рабочий поселок ткацкой фабрики. В марте 1891 г. одновременно с фабрикой вошел в строй и рабочий поселок регулярной планировки с

Из книги Орёл изначальный автора Неделин Владимир

Погосты (церкви с кладбищами); -

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

В нашем мире много религий. И все они имеют свои места поклонения - храмы, церкви, мечети. Не важно, христианин вы, мусульманин, буддист или кришнаит - места, которые вы увидите здесь, поистине вдохновляют и обожествляют. Все эти прекрасные строения в равной степени заслуживают право на существование.

2. Это священное для буддистов место в холмах долины Паро в Бутане также называют «тигриным гнездом».

3. Монастырь построили в 1692 году, и он находится на высоте 3 121 м.

4. Синагога Хурва, Иерусалим.

5. Эта синагога находится в еврейском квартале Старого города Иерусалима.

6. Синагогу основали в XVII веке, но позже уничтожили, и она лежала в руинах более 150 лет. В 1864 году ее воссоздали, а в 1948 году снова разрушили во время Арабско-Израильской войны. Новая синагога открылась в марте 2010 года.

7. Шри Шваминарайан Мадир, Атланта, США.

8. Это шестой и крупнейший традиционный каменный храм индуистов за пределами Индии.

9. Его площадь составляет 2972 кв.м., а располагается он на территории в 12 га.

10. Храмовый комплекс Карнак, Египет.

11. Строение храма Карнак - крупного комплекса, состоящего из заброшенных храмов и часовен, среди которых есть и другие здания, - началось при правлении фараона Сенусрета в 2000 году до н.э.

12. Это крупнейший комплекс древних религиозных построек в мире.

13. Храм Минакши, Индия.

14. Это огромный индийский храм, стоящий на южном берегу реки Вайгай в Мадурае, Индия.

15. Городу Мадурай 2500 лет. В храме около 33 000 скульптур, а каждый день его посещает около 15 000 человек.

16. Новая синагога, Берлин, Германия.

17. Новую синагогу построили в Берлине в период с 1859 по 1866 гг. архитектура вдохновлена маврскими дизайнами и образами.

18. Это одна из немногих синагог, переживших Хрустальную ночь, хотя она сильно пострадала во время Второй мировой войны, и ее пришлось восстанавливать.

19. Кул Шариф, Казань, Россия.

20. Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного. Мечеть назвали в честь профессора и религиозного имама Кул Шарифа.

21. В здании присутствуют элементы Волжской Булгарии, а также детали Ренессанса и Османской империи. Мечеть вмещает 6000 человек.

22. Сан-Витале, Равенна, Италия.

23. Эта церковь в Равенне считается одной из важнейших, созданных в раннехрестианском византийском стиле.

24. Строительство началось в 526 году, а завершилось в 547 году.

25. Храм Бахаи, Сидней, Австралия.

26. Этот храм в Сиднее был построен в 1961 году и, как и другие храмы веры бахаи, выполнен в форме девятигранного многоугольника.

27. Купол был не обязательным, но он имеется сейчас практически на всех религиозных сооружениях в мире.

28. Мечеть Шейха Зайда, Абу-Даби, ОАЭ.

29. Мечеть шейха Зайда находится в столице Объединенных Арабских Эмиратов - Абу-Даби. Это восьмая крупнейшая мечеть в мире.

30. Во время исламских фестивалей мечеть посещают более 40 000 человек. Ковер в главном зале считается самым большим в мире - 18 461 м.

31. Храм Василия Блаженного, Москва, Россия.

32. Официальное название - Собор Покрова Пресвятой Богородицы.

33. Храм стоит на Красной площади в Москве, в геометрическом центре города. Его секуляризовали в 1929 году, и он остается государственной собственностью.

34. Кориканча, Куско, Перу.

35. Кориканча был единственным важнейшим храмом империи инков и был посвящен богу солнца Инти. Стены и пол храма когда-то были покрыты золотом, но инкам пришлось снять его, чтобы отдать испанцам, которые потребовали выкуп за жизнь их лидера.

36. Позже испанские колонисты построили церковь святого Доминго на этом месте, разрушив индейский храм и использовав руины в качестве фундамента.

37. Лас-Лахас, Колумбия.

38. Эта церковь встроена в каньон реки Гуаитара.

Демонстрация веры

Во все времена различные народы, поклоняясь каким-либо богам, стремились возвести в их честь культовые сооружения. При этом зачастую для них имели значение не только соответствие построек заявленным функциям, но и их масштабность.

Грандиозность размеров была необходима по целому ряду причин. Прежде всего, люди демонстрировали подобным образом величину любви и уважения к своим божествам. Кроме того, так показывалось величие этих небожителей, сила их предполагаемой власти над миром. К тому же, были и потаенные мотивы: продемонстрировать богатство конкретного народа. Мол, раз они способны столь богатое и величественное святилище своим богам возвести - значит, они действительно могучи, и соседям следует опасаться их и держать за союзников, а не за врагов.

Культовые сооружения католиков

В Средневековье, когда в религиозной Европе воцарилась католическая церковь, принадлежащие ей культовые сооружения возводились в основном весьма масштабными. Стоит припомнить хотя бы грандиозные готические соборы в Германии, чьи мощные, но стройные стены и великолепные в своем почти ажурном изяществе шпили будто устремлялись в небо, к своему грозному Богу. Сам размер подобных сооружений подчеркивал масштаб власти Господа, Которому они посвящены, над миром, и ничтожество смертного человека перед Ним. И тогда существовало зародившееся у многих народов правило – не возводить постройки, которые были бы выше культовых сооружений.

Ныне подобного не наблюдается. Большинство держав сейчас светские, и церковь существует отдельно от механизма государственного правления. Да и религиозные здания по габаритам зачастую уступают строениям любого другого назначения. За масштабностью при создании новых мало кто гонится. Вероятно, именно потому самые большие храмы из ныне существующих – и действующих – на земле были возведены в прежние времена. Хотя среди таких рекордсменов есть и нынешние гиганты.

Долгие годы самым грандиозным по масштабам строем такого типа считался расположившийся в Ватикане собор Святого Петра. Именно в нем происходят важнейшие для католической церкви церемонии. Он способен при необходимости вместить в своих стенах до шести десятков тысяч верующих. Собор достигает в ширину порядка полутора сотен метров, а в длину - около 212 м. Занимаемая им площадь исчисляется более чем 22 тысячами квадратных метров.

Естественно, возведение столь грандиозного сооружения заняло долгие десятилетия. К его постройке в семнадцатом веке приложило руку немало выдающихся мастеров, среди которых - Рафаэль, Микеланджело, Бернини, Браманте, Сангалло и др.

Кафедральный собор Иоанна Богослова

Впрочем, более поздние большие храмы затмили по своей мощи данную ватиканскую культовую постройку. Ныне крупнейшим сооружением такого типа в гиннессовской Книге рекордов числится принадлежащий англиканской церкви и располагающийся в Нью-Йорке кафедральный собор Иоанна Богослова. Носящий архитектурные черты новой готики, он был заложен на излете девятнадцатого столетия, а достроен лишь в середине прошлого. Его неф - самый длинный на планете - вытянулся более чем на 183 метра при высоте свода почти в 38 м. При этом площадь данного религиозного строения уступает собору Святого Петра примерно вдвое и составляет чуть более 11000 квадратных метров.

Однако англиканскую постройку в честь Иоанна Богослова стоит все же отодвинуть минимум на второе место по занимаемой территории. Гораздо крупнее ее в этом плане церковь, чье строительство завершилось в 1989 году и посвящено Деве Марии Мира (Нотр Дам де ля Пе) . Находится она в Ямусукро, стольном граде Кот-д"Ивуара. Общая ее площадь - три десятка "квадратов". Однако вмещает она намного меньше, нежели тот же собор Святого Петра (послуживший, к слову, для ее строителей вдохновением в архитектурном плане) . Сюда помещается не более десятка тысяч верующих.

Лондонский собор Святого Павла

Третье место - после вышеупомянутой церкви и нью-йоркского собора - по праву должно быть отведено лондонскому собору Святого Павла (детищу архитектора Кристофера Рена) , длина и ширина которого соответственно равняются 170 и 90 метрам. Немного не дотянуло до него по размерам одно из крупнейших на планете мраморных сооружений - Миланский собор, созданный в готическом стиле. Его размеры - 158 на 92 м.

Впрочем, не стоит полагать, будто данные рекорды сохранятся навечно. Технологии все совершенствуются, да и многие современные материалы весьма прочны. Потому не исключено, что в будущем будут построены еще более крупные храмы.

Истоками деревянного культового зодчества в России являлись:

а) византийские традиции храмового строительства;

б) архитектурно-строительные приемы, сложившиеся при возведении крестьянского жилища, крепостей и хором;

г) традиционные представления и ценностные ориен­тиры народа, уходящие корнями в дохристианские времена.

Классификация культовых построек

Постройки культового назначения различают по назначению(часовни, церкви, отдельно стоящие колокольни), по общему объемному решению (клетские, ярусные), по покрытиям (шат­ровые, многоглавые, кубоватые), по форме алтарной части.

В основе конструкции культовых построек лежит че­тырехугольный(«четверик»), восьмиугольный («восьме­рик») или реже шестиугольный(«шестерик») сруб. К сте­нам основного сруба часто делались дополнительные при­стройки -«прирубы», (см. схему 3) Алтарь помещался в алтарном прирубе. Срубы могли ставиться один на другой и образовывать конструкции: «восьмерик на четверике», «восьмерик на восьмерике», и т.п.

Схема 3. Основные конструкции срубов культовых построек.


Рассмотрим типы культовых построек:

1. Часовни. Часовня отличалась от церкви отсутст­вием алтаря, в ней не могла совершаться литургия. Часовни были особенно распространены на Севере, где служили с древних времен храмами. Виды часовен: часовня-амбар (маленький срубик на столбе, предназначавшийся исклю­чительно для хранения культовых предметов), часовня-навес (сооружалась над предметами религиозного поклоне­ния), часовня-храм (представляла собой сруб с двухскатной крышей, с главкой, а иногда и с небольшой звонницей на крыше или даже с приставленной колоколенкой), часовня-гробница (заупокойный храм).



Церкви.

а)Клетские церкви. Они были распространены по­всеместно, представляли собой сруб (клеть) с двухскатной крышей и с одной главкой на ней. Иногда к церкви при­страивалась колокольня. Если в Карелии, например, крыши таких церквей были невысокими, то в Костромской, Воло­годской, Владимирской губерниях крыши были высокими, заостренными, клиновидными. Характерно сочетание таких крыш и широких галерей-гульбищ, окружавших церковь.

б)Ярусные церкви. Были наиболее распространены в средней полосе России. Конструкция ярусной церкви представляла собой как бы пирамидку из нескольких сру­бов, поставленных друг на друга. Чаще всего встречался следующий вариант: на «четверик» ставились два яруса восьмериков.

в)Шатровые церкви. Их отличает конструктивное покрытие - шатер, представлявший собой идеальную связь конструкции и формы, по архитектурно-строительным приемам наиболее органичную для деревянного зодчества. Шатровые церкви были особенно распространены на Севе­ре. Для Заонежья наиболее характерен тип храма: «восьме­рик на четверике с повалами» (бревенчатыми карнизами вверху срубов). Для Архангельской, Новгородской, Воло­годской губерний - «восьмерик до основания» (т.е. до зем­ли) и шатер над крестообразной в плане постройкой. В Ме­зенском и Пинежском краю была распространена очень красивая конструкция - «шатер на крещатых бочках» (дву­скатные крыши «бочкой» образовывали крест). На Северо-Западе Архангельской области и Восточной Карелии строили многошатровые храмы - с несколькими шатровы­ми главами (3-5 шатров). По одной из версий, многошатро­вым был деревянный Софийский собор в Новгороде Х века, имевший 13 глав.

г)Многоглавые церкви. Эти церкви имели 5, 9 и более главок. Многоглавие могло сооружаться на одном объеме, т.е. венчать крышу одного сруба. Примером может служить Покровская церковь в Кижах (1764г.), где девять глав венчают крышу «восьмерика». Но многоглавие могло создаваться и на основе ярусной конструкции. Пример -знаменитый Преображенский собор в Кижах (1714 г.), в основе конструкции которого четыре яруса «восьмериков».

д)Кубоватые церкви. Основное здание церкви имело покрытие «кубом». Форма куба была более всего приближена к куполу. Считается, что к этой форме народ­ные мастера прибегли после запрещения строительства шатровых церквей во времена церковных реформ XVII ве ка. Но подобный тип покрытия не прижился, и после XVIII века более не встречался.

е) Колокольни. Иногда колокольни ставились от­дельно, недалеко от церкви. Они имели конструкцию «восьмерик до основания» или «восьмерик на четверике» и шатровое покрытие. Распространился такой кип колоколен в XVI веке.

К церквям иногда пристраивалисьтрапезные - по­мещения для праздничной трапезы после службы. Церкви с трапезными - сочетание чисто русское. Бывали и отдельно стоящие трапезные.

Объекты для проведения религиозных обрядов..."

Источник:

Приказ Госстроя РФ от 10.01.2000 N 3 "Об утверждении Инструкции о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Культовые здания и сооружения" в других словарях:

    Культовые здания и сооружения - объекты для проведения религиозных обрядов. Источник: ТСН 31 318 99: Здания, сооружения и комплексы похоронного назначения. г. Москва Культовые здания и сооружения объекты для проведения религиозных обрядов. Источник …

    Уникальные здания и сооружения - объекты, попадающие под категорию уникальных в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ТСН 31-318-99: Здания, сооружения и комплексы похоронного назначения. г. Москва - Терминология ТСН 31 318 99: Здания, сооружения и комплексы похоронного назначения. г. Москва: Автомобильный катафалк (автокатафалк) транспортное средство для доставки гроба с телом или погребальной урны с прахом. Определения термина из разных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Оборонительные сооружения Новгорода - План Новгорода, реконструированный по «описи 1675 года» … Википедия

    Общественные здания, сооружения, комплексы - в группу общественных зданий, сооружений и комплексов входят объекты здравоохранения и отдыха, физкультурно оздоровительные и спортивные, образования, воспитания и подготовки кадров, научно исследовательские учреждения, проектные и общественные… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Достопримечательности Москвы - В Википедии … Википедия

    объекты - 3.7. объекты: Отбракованные, устаревшие и/или списанные изделия (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Источник: ГОСТ 30773 2001: Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Достопримечательности Великого Новгорода - Софийский собор Список достопримечательностей Великого Новгорода составлен на основе данных о достопр … Википедия

    МДК 11-01.2002: Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации - Терминология МДК 11 01.2002: Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации: Автокатафалк транспортное средство, предназначенное для перевозки гроба с телом, родственников и близких умершего на кладбище, к зданию… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    МДС 13-2.2000: Инструкция о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации - Терминология МДС 13 2.2000: Инструкция о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации: Автокатафалк транспортное средство, предназначенное для перевозки гроба с телом, родственников и близких умершего на кладбище, к зданию траурных … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • Городские здания и сооружения Учебное пособие , Лычев А., Бестужева Л.. Работа выполнена в соответствии с планом изданий учебной литературы. Описаны 45 зданий и сооружений, находящихся в крупных городах. Произведена классификация на 6 групп: сооружения,…