Дезадаптация как социальный феномен. Фундаментальные исследования

Благоприятный психологический климат в любом коллективе является необходимым условием хорошего самочувствия человека. Состоявшаяся взрослая личность уже обладает опытом общения с людьми и может выстраивать свою траекторию отношений, ощущая себя комфортно. А вот подростки больше подвержены различным отклонениям во взаимоотношениях. Дезадаптация - это особое психологическое состояние, при котором человек не чувствует себя комфортно в той среде, где находится. Такие проблемы нельзя игнорировать, так как они могут привести к серьёзным последствиям: депрессии, нарушениям психики и заболеваниям.

Дезадаптация подростков

На начальном этапе формирования психики подростку необходимо чётко осознавать свою значимость и исключительность. Он находится на пороге формирования идеалов и стереотипов, которые впоследствии станут нормой его поведения. В этот период важно заметить его индивидуальные положительные черты и сделать акцент ребёнка на них, так как он в силу возраста ещё неспособен адекватно оценивать себя. Для подростка важно всё, что в нём есть, и он с одинаковым интересом будет практиковать любые модели поведения. Но если вовремя обратить внимание на положительные стороны его характера и показать, как их можно использовать в общении, то можно предостеречь подростка от многих ошибок. В том случае, когда ребёнок не знает, как пользоваться тем багажом эмоций, желаний и ожиданий, которые бушуют у него внутри, возможна дезадаптация. Это чаще происходит тогда, когда подростку не оказывается должного внимания в школе и дома.

Виды дезадаптации

В человек наиболее чувствителен к внешним оценкам и мнениям окружающих, поэтому для него важно принятие его во всех кругах общения. Дезадаптация - это кажущееся ребёнку несоответствие мнений: его о себе и близких людей о нём. Наиболее часто встречаются такие виды нестабильных психологических состояний в подростковом возрасте, как семейная и школьная дезадаптация. В первом случае ребёнок не ощущает себя нужным и любимым в семье или наблюдает грубые нарушения нравственных норм поведения. Во втором случае подросток испытывает неуверенность из-за несоответствия ожиданий родителей и учителей его успешности в обучении.

Меры профилактики

Во избежание проблем совсем необязательно нахваливать ребёнка по поводу и без такового. Важно вовремя заметить положительные стремления и поощрять, стимулировать их. А отрицательные поступки - подвергать корректному осуждению и разъяснению. Родителям не стоит сразу расстраиваться, если они замечают негативные проявления - подростки пробуют практически всё, что видят. Во-первых - ребёнка в таком возрасте нужно оградить от отрицательных эмоциональных зрелищ, а во-вторых - адекватно реагировать на все поступки, таким образом В школе в первые годы обучения важно осуществлять индивидуальный подход к подростку в соответствии с его уровнем психологического и умственного развития, чтобы не возникла дезадаптация. Это возможно только при совместных усилиях педагогического состава и членов семьи.

Дезадаптация (от лат. приставки de... или фр. des...) — означает прежде всего исчезновение, уничтожение, полное отсутствие и лишь значительно реже употребляется как понижение, уменьшение. В ряде научных публикаций используется термин «дизадаптация» (от лат. dis — в первом значении — нарушение, искажение, деформация, значительно реже — исчезновение).

Следовательно, если мы имеем в виду нарушение, искажение адаптации, то нам следует говорить именно о дизадаптации (через «и»), поскольку полная утрата, исчезновение адаптации — это в применении к мыслящему существу должно означать прекращение осмысленного существования вообще, ибо, пока это существо живо и в сознании, оно так или иначе адаптировано к среде. В то же время, латинское de — читается и как «де», и как «ди». Следовательно, сущность слова «дезадаптация» определяется тем, что в него вкладывается. Данный факт означает то, что «дезадаптация» и «дизадаптация» в отечественной литературе и на практике рассматриваются как синонимы.

Чаще всего под дезадаптацией (дизадаптацией) понимают несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, который в свою очередь не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования. Явление дезадаптации может иметь место в отдельной (типичной) или любой среде. Например, дома ребенок чувствует себя достаточно комфортно и не испытывает дезадаптационных явлений, а в детском саду, наоборот, дискомфортно.

Дезадаптация, как и адаптация, рассматривается как процесс, проявление и результат личности.

Дезадаптация как процесс означает снижение адаптационных возможностей человека в условиях среды жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе и пр.). Она может проявляться в течение какого-то времени и привести к совершенно разным последствиям. В частности, дезадаптация может иметь вяло текущий характер и практически быть незаметной, становясь на определенном этапе серьезной проблемой проявляться резко выраженью, когда человек в определенной ситуации оказывается совершенно не приспособленным к ней и не может найти себя. В этом случае последствия могут быть достаточно серьезными. Для ребенка длительная дезадаптация чревата задержкой в развитии, формировании негативных установок, тревожности.

Дезадаптация как проявление является внешней характеристикой какого-либо неблагополучия человека, которая находит выражение в его нетипичном поведении, отношении и результативности деятельности в данных условиях среды. Формы ее проявления у каждого ребенка свои. Нередко внешне выявить ее непросто. Необходимо хорошо знать человека и его типичные проявления в различных ситуациях. Умение своевременно понять признаки дезадаптации позволяет воспитателю оперативно реагировать на ситуацию, предупреждая глубинные негативные последствия. Речь идет не о создании воспитаннику тепличных условий, а о предупреждении у него значительных негативных деформационных последствий под воздействием дезадаптации.


Дезадаптация как результат есть свидетельство о сравнительной оценке качественно нового состояния и проявления, не соответствующих средовым условиям, не типичным для этого человека, исходя из его прежних поведения и отношения (воспитанника детского сада, ученика и пр.) к сверстникам, учебе и деятельности. По отношению к ребенку — это свидетельство о том, что его поведение, отношения и результативность деятельности (во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, учебе, играх и пр.) не соответствуют тем социальным нормам, которые характерны для него (его сверстников) в данных условиях среды.

В специальной литературе и на практике встречается использование категории дезадаптированный по отношению к определенной категории людей: дезадаптированные дети, дезадаптированный ребенок, дезадаптированная группа, а также по отношению к среде, обусловившей деформационные явления: школьная дезадаптация, семейная дезадаптация и др.

Дезадаптированные дети. Это дети,которые по различным причинам нам не могут наравне со сверстниками, другими детьми приспособиться к условиям среды их жизнедеятельности (группе детского сада, классному коллективу, группе сверстников и пр.), что негативно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении, например, плохо успевающий в классе ученик. В то же время плохая успеваемость может быть результатом не дезадаптации, а отражения индивидуальных познавательных возможностей ученика в учебе, нежелания учиться и др.

Дезадаптированный человек. Это человек, отличающийся от других людей вследствие проблем адаптации в среде жизнедеятельности, отразившихся на нем, его развитии, деятельности, способности решать естественные для этой ситуации задачи.

Дезадаптированный ребенок. Ребенок, отличающийся от сверстников вследствие проблем адаптации в среде жизнедеятельности, отразившихся на нем, его развитии, социализации, способности решать естественные для его сверстников задачи.

Определенная категория детей достаточно быстро преодолевает состояние дезадаптации, с которым они сталкиваются в жизни. Особых трудностей в процессе естественной адаптации к условиям новой среды у них не возникает. Однако следует подчеркнуть, что, несмотря на то, что дети, достаточно динамичные в адаптации к различным условиям, нередко испытывают при этом большие трудности, которые серьезно сказываются на дезадаптированных детях, их последующей самореализации, самосовершенствовании. Такие дети нуждаются в помощи и поддержке на этапе адаптации. Отсутствие таковых может иметь для них серьезные негативные последствия.

Школьная дезадаптация. Ее чаще всего отмечают педагоги начальных классов, в которых учатся дети, с трудом осваивающиеся со школьной действительностью. Она характерна для детей 6-8-летнего возраста, которым непонятна ситуация классно-урочной обстановки, у которых не складываются отношения с одноклассниками и на этом фоне практически отсутствует продвижение в развитии их познавательной деятельности или его темпы снижены. Такие дети нуждаются в особом внимании и помощи учителя, индивидуальном подходе к их обучению и воспитанию. Не менее важная роль стимулирования адаптационных возможностей этих детей принадлежит классному коллективу, его уважительному отношению к ним и поддержке.

При умении педагога строить педагогически целесообразные отношения с дезадаптированными учениками, их родителями и классом школьная дезадаптация может быть в значительной степени преодолена в течение 2-4 месяцев после начала учебного года. В более тяжелых случаях, когда у детей отмечаются стойкие негативные реакции на ситуацию обучения в классе, необходимо получить профессиональную консультацию у специалистов, в том числе у психолога, а в отдельных случаях, когда у ребенка наблюдаются невротические реакции в виде раздражительной слезливости, нервозности, агрессивности в сочетании с нарушениями сна и аппетита, то и у психоневролога.

Различные категории детей при определенных условиях нуждаются в направленной поддержке и помощи по предупреждению возникновения дезадаптации или ее преодоления в процессе их воспитания и обучения. Дезадаптированные дети с паталогическими формами нередко нуждаются в учебно-воспитательной работе с ними в специальных образовательных учреждениях, ориентированных с учетом фактора, приведшего детей к такому состоянию. Для работы с ними нужны специальные методики и подготовленные специалисты.

Основными причинами дезадаптации человека являются группы факторов. К ним относятся: личностные (внутренние), средовые (внешние), либо и те и другие.

Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека связаны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как личности.

К ним можно отнести:

Длительную болезнь;

Ограниченные возможности ребенка для общения со средой обитания, людьми и отсутствие адекватного (с учетом индивидуальных особенностей) общения с ним со стороны его окружения;

Длительную изоляцию человека независимо от его возраста (вынужденная или принудительная) от среды повседневной жизнедеятельности;

Переключение на другой вид деятельности (длительный отпуск, временное исполнение иных служебных обязанностей) и др.

Средовые (внешние) факторы дезадаптации человека связаны с тем, что они являются не привычными для него, создают дискомфорт, в той или иной степени сдерживающий личностное проявление.

К ним следует отнести:

Нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность ребенка. Такая обстановка может иметь место в семьях «группы риска»; семьях, в которых преобладает авторитарный стиль воспитания, насилие над ребенком;

Отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком со стороны родителей, сверстников;

Подавление личности новизной обстановки (приход ребенка в детский сад, школу; смена группы, класса);

Подавление личности группой (дезадаптирующая группа) — неприятие ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие над ней и пр. Особенно это характерно для подростков. Проявление жестокости (насилие, бойкот) с их стороны по отношению к сверстникам — явление частое;

Негативное проявление «рыночного воспитания», когда успешность измеряется исключительно материальным достатком. Не умея обеспечить достаток, человек оказывается в сложном депрессивном1 состоянии;

Негативное влияние СМИ в «рыночном воспитании». Формирование интересов, не соответствующих возрасту, пропаганда идеалов социального благополучия и легкости их достижения. Реальная жизнь приводит к значительному разочарованию, комплексированию, дезадаптации. Дешевые мистические романы, фильмы ужасов и боевики формируют у незрелого человека представление о смерти, как чем-то туманном и идеализированном;

Дезадаптирующее влияние отдельной личности, в присутствии которой ребенок испытывает большое напряжение, дискомфорт. Такая личность называется дезадаптирующей (дезадаптирующий ребенок — группа) — это человек (группа), который (которая) в определенных условиях по отношению к среде (группе) либо отдельной личности выступает фактором дезадаптации (влияющим на самопроявление) и, таким образом, сдерживает его активность, способность наиболее полно реализовать себя. Примеры: девушка поотношению к неравнодушному к ней парню; гинерактивный ребенок по отношению к классу; трудновоспитуемый, активно играющий провоцирующую роль по отношению к учителю (особенно к молодому) и пр.;

Депрессия (от лат. depressio — подавление, угнетение) — болезненное психического состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности. Влечения, мотивы, волевая активность, самооценка резко снижены. Для поведения в этом состоянии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость.

Перегрузку, связанную с «заботой» о развитии ребенка, не подходящую его возрасту и индивидуальным возможностям и др. Такой факт имеет место, когда неподготовленного ребенка отдают в школу или в гимназический класс, не соответствующий его индивидуальным возможностям; загружают ребенка без учета его физических и психических возможностей (например, занятиями спортом, учебой в школе, занятиями в кружке).

Дезадаптация детей и подростков приводит к различным последствиям.

Чаще всего эти последствия носят негативный характер, в том числе:

Личностные деформации;

Недостаточное физическое развитие;

Задержка психического развития;

Возможные мозговые дисфункции;

Типичные нервные расстройства (подавленность, заторможенность или возбудимость, агрессивность);

Одиночество — человек оказывается один на один со своими проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением человека либо с самоотчуждением;

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими людьми и др. Такие проблемы могут привести к подавлению главного инстинкта самосохранения. Не умея адаптироваться в сложившихся условиях, человек может пойти на крайние меры — суицид.

Возможно позитивное проявление дезадаптации вследствие качественного изменения среды жизнедеятельности ребенка, подростка девиантного поведения.

Нередко к дезаптированным детям относят тех, кто, наоборот, сам является лицом, серьезно влияющим на адаптацию другого лица (группы лиц). В этом случае правильнее говорить о дезадаптирующем человеке, группе.

«Дети улицы» также часто относятся к дезадаптированным. С такой оценкой нельзя согласиться. Эти дети лучше взрослых адаптированы. Даже в сложных жизненных ситуациях они не спешат воспользоваться предлагаемой им помощью. Для работы с ними готовят специалистов, способных убедить их и привести в приют или другое специализированное учреждение. Если такого ребенка забрать с улицы и поместить в специализированное учреждение, то он первое время может оказаться дезадаптированным. Через определенное время трудно предсказать, кто будет дезадаптированным — он или среда, в которой он оказался.

Высокая адаптируемость к среде новых детей девиантного поведения нередко ведет к серьезным проблемам негативного характера по отношению к основной массе детей. Практика показывает, что встречаются факты, когда появление такого ребенка требует от учителя, воспитателя определенных защитных усилий по отношению ко всей группе (классу). Отдельные личности вполне могут негативно воздействовать на всю группу, способствовать ее дезадаптации в учебе и дисциплине.

Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Трудновоспитуемость, социально-педагогическая запущенность представляют опасность дезадаптации самого ребенка в области воспитания, воспитания и обучения, а также отдельных лиц, группы. Практика убедительно доказывает, что как сам ребенок становится жертвой дезадаптации новой среды, так при определенных условиях он выступает фактором дезадаптации других, в том числе и учителя.

Учитывая преимущественно негативное влияние дезадаптации на развитие личности ребенка, подростка, необходимо вести профилактическую работу по ее предупреждению.

К основным путям, способствующим предупреждению и преодолению последствий дезадаптации детей и подростков, относятся:

Создание оптимальных для ребенка средовых условий;

Недопущение перегрузок в процессе обучения из-за несоответствия уровня трудностей учения индивидуальным возможностям ребенка и организации учебного процесса;

Поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них условиям;

Побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию и др.;

Создание доступной специальной службы социально-психологической и педагогической помощи различным категориям населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, кабинеты социально-психологической и педагогической помощи, кризисные стационары;

Обучение родителей, учителей и воспитателей методике работы по предупреждению дезадаптаций и преодолению ее последствий;

Подготовка специалистов для специализированных служб социально-психологической и педагогической помощи различным категориям людей в трудной жизненной ситуации.

Дезадаптированным детям необходимы усилия по оказанию или помощи в ее преодолении. Такая деятельность направлена на преодоление последствий дезадаптации. Содержание и характер социальнопедагогической деятельности определяется теми последствиями, к которым привела дезадаптация.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Социальная дезадаптация

  • Введение
  • 1. Дезадаптация подростков
    • 1.1 Возрастные и психологические особенности подростков
    • 1.2 Понятие и виды дезадаптации подростков
  • 2. Социальная дезадаптация и ее факторы
    • 2.1 Сущность социальной дезадаптации
    • 2.2 Факторы социальной дезадаптации
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, неразрешенного экономического кризиса, ослабления роли семьи, девальвации морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейся поляризации слоев населения.

Неблагоприятные бытовые, микросоциальные условия оказываются источником многочисленных, различных по силе и длительности воздействия психотравмирующих факторов. Личностные и психические отклонения приводят к дезадаптации и повышенной криминальной активности. Психогенно обусловленные депрессивные состояния у подростков могут быть причиной, а в определенных случаях и следствием социальной дезадаптации.

Подростковый возраст определяется как "второе рождение". Рождение социальной личности, готовой вступить в жизнь. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. В настоящее время практически разрушена система воспитания детей и молодежи, снижаются возможности полноценного начала их самостоятельной жизнедеятельности. Нет гарантии получения детьми и молодежью общего и профессионального образования и вступления людей в социально-профессиональную деятельность (вследствие безработицы). Эта проблема определила тему работы: “социальная дезадаптация подростков как социально-педагогическая проблема”.

Цель реферата - изучение психологических проблем подростков, в частности, их дезадаптации и социальной дезадаптации как наиболее важной психологической проблемы подростка.

1. Дезадаптация подростков

1.1 Возрастные и психологические особенности подростков

Существуют различные возрастные дифференциации. Детским считается возраст до 10-11 лет. Возраст с 11-12 до 23-25 лет рассматривается как переход от детства к зрелости и делится на три этапа:

I этап - это подростковый, отроческий возраст от 11 до 15 лет;

II этап - это юношеский возраст от 14-15 до 16 лет;

III этап - поздняя юность от 18 до 23-25 лет.

Мы будем рассматривать I и II этапы.

Переход от детства к юности (в традиционной классификации психологии и педагогики возраст от 11-12 до 15 лет) назван отрочеством. В это время происходит переход от детства к взрослости.

За периодом отрочества (подростковый возраст) давно закрепились понятия "трудный возраст", "переломный период", переходный возраст". Подросток, словно витязь на распутье, он заново открывает мир вокруг себя, потому что впервые открывает мир в себе. Рассматривая этот период по правилу "сексологического треугольника", т. е. стремясь достичь в его рассмотрении единства биологического, социального и психологического аспектов созревания человека надо ограничиться возрастными рамками с 11-15 до 17-18 лет.

Предлагаются разные определения границ этого возраста:

· Медико-биологические критерии отталкиваются от показателей созревания биологических функций

· Зрелость психологическая (созревание лобных долей головного мозга, с которыми связывается планирование поведения, у женщин завершается примерно к 18-19 годам, у мужчин? к 21 году.)

· Социальный переход от детства к взрослости.

Длительность подросткового периода часто зависит от конкретных условий воспитания детей. Период полового созревания по времени занимает около десяти лет, возрастными границами его считают 7(8) - 17(18) лет.

В течение этого времени, помимо созревания репродуктивной системы, заканчивается физическое развитие женского организма: рост тела в длину, завершается окостенение зон роста трубчатых костей; формируется телосложение и распределение жировой и мышечной ткани по женскому типу. Течение физиологического периода полового созревания протекает в строго определённой последовательности.

В первую фазу пубертатного периода (10-13 лет) начинается увеличение молочных желез, оволосение лобка (11-12 лет). Завершает этот период наступление первой менструации, которая совпадает по времени с окончанием быстрого роста в длину.

Во вторую фазу пубертатного периода (14-17 лет) молочные железы и половое оволосение завершают развитие, последним заканчивается оволосение подмышечных впадин, которое начинается в 13 лет. Менструальный цикл приобретает постоянный характер, происходит остановка роста тела в длину и окончательно формируется женский таз.

На время наступления и течение периода полового созревания влияют многочисленные факторы, которые принято разделять на внешние и внутренние. К внутренним относятся наследственные, конституциональные, состояние здоровья и масса тела.

К внешним факторам, влияющим на наступление и течение периода полового созревания, относятся: климатические (освещенность, высота над уровнем моря, географическое положение), питание (достаточное содержание в пище белков, жиров, углеводов, микроэлементов и витаминов). Большая роль в течение пубертатного периода отводится таким заболеваниям, как заболевания сердца с сердечной недостаточностью, тонзиллиты, тяжелые желудочно-кишечные заболевания с нарушением всасывания, почечная недостаточность, нарушение функции печени. Перечисленные заболевания ослабляют организм девочки и тормозят нормальное течение процесса полового созревания.

Половая зрелость наступает к 16-18 годам, когда весь организм женщины окончательно сформирован и готов к зачатию, вынашиванию плода, родам и вскармливанию новорожденного.

Таким образом, в период полового созревания происходит рост и функциональное совершенствование всех органов и систем, которые подготавливают организм девушки к выполнению функции материнства.

Период полового созревания начинается у мальчиков с 10-летнего возраста, характеризуется появлением вторичных половых признаков и окончательным формированием половых органов и половых желез. Отмечается более интенсивный рост тела, увеличиваются мышцы туловища, на лобке и подмышечных впадинах появляется растительность, начинают пробиваться усы и борода. Половое созревание наступает в то время, когда начинают функционировать половые железы, т.е. они способны вырабатывать зрелые сперматозоиды. Однако организм юноши к этому моменту еще не сформирован ни физически, ни психически, он находится в стадии роста. Усиленно развивается весь организм, с повышенной нагрузкой работают все внутренние органы, перестраивается деятельность нервной системы, изменяется психика. Тревожащая новизна меняющихся телесных форм, появление непривычной угловатости и неловкости.

Психологически психика не устойчива, неадекватная нервозность, нетерпимость, упрямство - характерные проявления характера в данном возрасте, заметно стремление к девочкам в виде уважительного уважения, оказание знаков внимания. Происходит ломка характера, происходит так называемая противоречивость подростка и ещё не мужчины. Это важный социально-возрастной момент, когда юноша под влиянием благоприятных факторов (спорт, искусство, встречи друга и т. д.) будет "причаливать" к хорошему в социальном плане берегу, и наоборот, влияние компании, наркотики, увлечение алкоголем и ещё хуже - встреча с распущенной сверстницей, а чаще намного старше себя "подругой" - скажется на становлении психологического характера с отрицательными привычками и жизненными устоями.

Для этого возраста характерна порой скученность, "стадность" в общении, что ещё более опасно для неокрепшего характера. Отсюда повышенная преступность в этом возрасте, граничащая с полной деградацией личности. Половой акт у такого юноши может закончиться зачатием новой жизни, однако анатомо-физиологическая "незавершённость" юноши грозит неполноценностью зачатого плода.

По точному замечанию И.С. Кона: "Половое развитие - это стержень, вокруг которого структурируется самосознание подростка. Потребность убеждаться в нормальности своего развития, диктуемая всё той же тревожностью, обретает силу доминирующей идеи".

В начале 80-х годов А.Е. Личко отметил, что физическая и половая зрелость опережают социальную на 5-7 лет. И чем больше это опережение, тем более вероятно конфликтное протекание подросткового периода. Подростки экономически несамостоятельны, они всё ещё требуют социальной защиты и не выступают участниками правоотношений. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. В правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане они созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.

Подростки сталкиваются с мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает совершать их гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, старики, дети. Серьёзность ошибок, их последствия: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Некоторые подростки бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сказывается на их экономическом положении. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются.

Сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, осознаёт, что также обладает правами. Подросток чувствует себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, отвергает свою принадлежность к детям, но у него нет еще ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Виды взрослости выделены и изучены Т.В. Драгуновой:

· Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление спиртных напитков и т. д. Самые лёгкие и в то же время самые опасные достижения взрослости.

· Равнение мальчиков-подростков, на качества "настоящего мужчины" - это сила, мужество, выносливость, воля и т. п. Средством самовоспитания становятся занятия спортом. Девушки в настоящие время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими. Пример тому - моя племянница - посещение секции восточных единоборств.

· Социальная зрелость. Возникает в условиях сотрудничества подростка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Это наблюдается в семьях, переживающих трудности. Забота о близких, их благополучие принимает характер жизненной ценности. Психологи подчёркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.

· Интеллектуальная зрелость. Значительный объём знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Умение у таких школьников приобретает личный смысл и превращается в самообразование.

Современный подросток тревожен, часто боится и не хочет взрослеть. В отрочестве он обретает чувство неудовлетворенности собой. В этот период подросток стремится обрести самостоятельность, начиная по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как уникальную личность порождает потребность обособления от своих близких. Обособление от членов семьи выражается в замкнутости, отчуждении, агрессии, негативизме. Эти проявления мучают не только близких, но и самого подростка.

Перед подростками в сложный период перехода из детства во взрослость возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на собственный опыт либо на жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которая сталкивается с теми же проблемами, имеет такие же ценности и идеалы. Группа сверстников включает людей одного возраста, которые считаются вполне подходящими на роль судей тех поступков и действий, которые совершает подросток. В группе сверстников индивид примеряет на себя социальные одежды взрослого человека. Начиная с подросткового периода, группа сверстников уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на дороге.

В этот период подросток начинает пристрастно относиться к своим сверстникам, ценить отношения с ними. Общение с теми, кто обладает равным жизненным опытом и решает те же проблемы, даёт подростку возможность лучше понять самого себя и своих сверстников. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает потребность в друге. Дружба через доверительные отношения позволяет глубже познать другого и самого себя. Дружба учит не только прекрасным порывам и служению другому, но и сложным рефлексиям на другого.

Подростки в семье часто действуют как негативисты, а со сверстниками они нередко конформисты. Стремление открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Именно в отрочестве диапазон полярных чувств чрезвычайно велик. У подростка пылкие чувства, ничто не может остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует нравственных преград, нет страха перед людьми и даже перед лицом опасности. Расточительство физической и душевной энергии не проходит даром: вот он уже впал в оцепенение, вял и бездейственен. Глаза потухли, взгляд пуст. Он опустошен и, кажется, ничто не придаёт ему сил, но ещё чуть-чуть и он вновь охвачен страстью новой цели. Он легко вдохновляется, но также легко остывает и,обессиленный, еле передвигает ноги. Подросток "то бежит, то лежит", то контактен и обаятелен - то замкнут и отчужден, то любвеобилен - то агрессивен.

Рефлексия на себя и других открывает в отрочестве глубины своего несовершенства подросток уходит в состояние психологического кризиса. Он говорит о "скуке", о "бессмысленности" жизни, о невнятности окружающего мира, лишенного ярких красок. Он не может чувствовать радость жизни, лишен возможности испытывать любовь к близким и испытывает неприязнь к бывшему другу. Субъективно это тяжелые переживания. Но кризис этого периода обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он и не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит сложную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Умение обособиться от других помогает подростку отстаивать своё право быть личностью.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Он стремится отстаивать свою личную свободу как право на взрослость. Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего.

Ориентация и оценки в общении, свойственные подросткам, в целом совпадают с ориентациями взрослых. Лишь оценка поступков сверстников идёт более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.

При этом подростки отличаются крайним конформизмом. Один зависит от всех. Он чувствует себя уверенней, когда действует заодно с группой. Группа создаёт чувство "МЫ", которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Нередко для усиления этого "МЫ" группа прибегает к автономной речи, невербальным знакам (жесты, позы, мимика). Объединяясь друг с другом, подростки тем самым стремятся продемонстрировать обособление от взрослых. Но эти эмоциональные побуждения реально эфемерны подростки нуждаются во взрослых и глубинно готовы ориентироваться на их мнение.

Интенсивное физическое, половое, психическое и социальное развитие обращает пристальное внимание подростка к сверстнику противоположного пола. Подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим прежде всего связывается собственная важность. В какой мере лицо, причёска, фигура, манера держать себя и т. п. соответствуют половой идентификации: "я как мужчина", "я как женщина". Особое значение в этой же связи придаётся личной привлекательности - это имеет первостепенное значение в глазах сверстников. Диспропорции в развитии между мальчиками и девочками служат источником переживаний.

Для мальчиков младшего подросткового возраста характерны такие формы обращения на себя внимания как "задирание", приставания и даже болезненные действия. Девочки осознают причины таких действий и серьёзно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также с интуитивным пониманием относятся к этим проявлениям девочек.

Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Наступает этап, когда интерес к другому полу ещё более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется большой интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто нравится.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, ей придаётся очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.

Интерес к сверстникам противоположного пола ведёт к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще.

Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени. Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Особую ценность обретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и психологическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Очень важно одухотворить отроческие отношения, но не принизить их.

Первые чувства оказывают на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелом возрасте вспоминают именно эти чувства и предмет сердечной склонности, давно растворившийся в реальной жизни в течение лет.

В отрочестве начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определённой недифференцированностью и повышенной возбудимостью.

При этом возникают внутренний дискомфорт между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, например физические контакты, и запретами, как внешними - со стороны родителей, так и собственными внутренними табу.

Именно в подростковом возрасте начинает проявляться тенденция к личностному развитию, когда сам несовершеннолетний, рефлексуя на себя, прилагает усилия к становлению себя как личности. В этот период происходит интенсификация развития одновременно в двух направлениях:

1 - стремление к освоению и овладению всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны и международной политики);

2 - стремление к рефлексии на свой внутренний, интимный мир (через самоуглубление и обособление от сверстников, близких, всего макросоциума).

В отрочестве начинается еще больший чем в детстве разрыв между путём, пройденным разными подростками от естественной инфантильности детства до углубленной рефлексии и выраженной индивидуальности личности. Поэтому одни подростки (независимо от количества лет и паспортного возраста, роста и т. д.) производят впечатление малых детей, а другие - интеллектуального, морального и социально-политически достаточно развитых людей. Мы наблюдаем типичное для нашего времени, для нашей культуры разведение диапазона возрастного спектра на два уровня, где на нижнем располагаются инфантильные дети, подростки по возрасту, а на верхнем - те, кто символизирует своими психическими и социально-политическими достижениями потенциальные возможности возраста .

1.2. Понятие и виды дезадаптации подростков

На протяжении многих лет в отечественной литературе эксплуатируется термин “дезадаптации” (через е). В западной литературе встречается в сходном контексте термин “дизадаптации” (через “и”) .В чем же смысловая разница, если она есть, в этих разночтениях? А разница в том, что латинская приставка de или французская des означает прежде всего исчезновение, уничтожение, полное отсутствие и лишь во вторую очередь со значительно более редким употреблением - понижение, уменьшение. В то же время латинское dis - в главном своем смысле - означает нарушение, искажение, деформацию, но значительно реже - исчезновение. Следовательно, если мы говорим о нарушении, искажении, адаптации, то нам,очевидно, следует говорить именно о дизадаптации (через “и”), поскольку полная утрата, исчезновение адаптации - это в применении к мыслящему существу должно означать прекращение осмысленного существования вообще, ибо, пока это существо живо и в сознании, оно так или иначе адаптировано в среде; весь вопрос в том - как и насколько эта адаптация соответствует его возможностям и тем требованиям, которые предъявляет ему окружающая среда.

Чрезвычайно интересен вопрос об истинных скрытых глубинных особенностях общественного сознания, “ментальности”, которые предопределяют некритично принимаемые общественностью “оговорки”, почему подразумевая нарушения, мы говорим об уничтожении.

На Западе уничтожающим, саморазрушающим поведением называют такую форму социально - пассивных отклонений как употребление наркотиков и токсических веществ, что ведет к быстрому и необратимому разрушению психики и организма подростка. Наркотики и токсические вещества погружают его в мир искусственных иллюзий. До 20 процентов подростков имеют опыт употребления наркотических и токсикоманических средств. В нашей стране как нигде в мире развито полинаркомания. Когда принимают героин и алкоголь, экстази и алкоголь и т. д. Вследствие этого противоправное поведение несовершеннолетних растет в два раза быстрее, чем среди взрослых. Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах подростковой дезадаптации.

Термин “дезадаптация” ранее всего возник в психиатрической литературе. Он получил свою интерпретацию в рамках концепции предболезни. Дезадаптация рассматривается здесь как промежуточное состояние здоровья человека в общем спектре состояний от нормы до патологии.

Итак, подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социологии.

Доктор психологических наук Беличева С.А. выделяет в зависимости от природы и характера дезадаптации патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе которых - серьезные органические повреждения).

Выделяют также так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. По оценкам специалистов, 15 - 20% детей школьного возраста страдают теми или иными формами психогенной дезадаптации и нуждаются в комплексной медико-педагогической помощи (В.Е. Каган). В общей сложности, по данным исследований А.И. Захарова, до 42% детей дошкольного возраста, посещающих детские сады, страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи врачей-педиатров, психоневрологов и психотерапевтов. Отсутствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации, к закреплению устойчивых психопатических и патопсихологических проявлений.

Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяются проблемы олигофрении, социальной адаптации умственно отсталых детей. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии усваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, трудиться и в меру своих возможностей быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию и требует особых реабилитационных социально-педагогических условий.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные.

К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление нормы, за которыми начинаются психопатические проявления. Акцентуации выражаются в заметном специфическом своеобразии характера ребенка, подростка (акцентуации по гипертимному, сензитивному, шизоидному, эпилептоидному и другим типам), требуют индивидуально-педагогического подхода в семье, школе, и в отдельных случаях могут быть также показаны психотерапевтические и психокоррекционные программы.

К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации, требующим специальных психолого-педагогических коррекционных программ можно отнести также различные неблагоприятные и индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной сферы, включая такие дефекты, как снижение эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, резкий контраст в сфере познавательной активности и мотивации вербального (логического) и невербального (образного)! интеллекта, дефекты волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию, импульсивность, расторможенность, неоправданное упрямство и т.д.).

Определенную трудновоспитуемость представляют также так называемые “неудобные” учащиеся, опережающие сверстников в своем интеллектуальном развитии, что может сопровождаться такими чертами, как несдержанность, эгоизм, зазнайство, пренебрежительное отношение к старшим и сверстникам. Нередко сами учителя занимают неверную позицию по отношению к таким детям, обостряя взаимоотношения с ними и вызывая ненужные конфликты. Эта категория трудной воспитуемых редко проявляет себя в асоциальных поступках, и все проблемы, возникающие с “неудобными” учащимися, должны решаться, как правило, за счет индивидуально дифференцированного подхода в условиях школьного и семейного воспитания.

К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно прежде всего отнести психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития, подростка.

К временным формам психосоциальной дезадаптации относятся также различные проявления неравномерного психического развития, которые могут выражаться в парциальной задержке либо опережении развития отдельных познавательных процессов, опережающего либо отстающего психосексуального развития и т.д. Такого рода проявления также требуют тонкой диагностики и специальных развивающих и коррекционных программ.

Временную психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт с родителями, товарищами, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное первой юношеской влюбленностью, переживание супружеских разладов в родительских отношениях и т.д.). Все эти состояния требуют тактичного, понимающего отношения педагогов и психологической поддержки со стороны практических психологов.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок., При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, выступая, таким образом, в качестве института десоциализации, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.

Социальная дезадаптация - процесс обратимый. Для предупреждения отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, входит организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних.

Ресоциализация - организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков дезадаптированных несовершеннолетних, переориентация их социальных установок и референтных ориентации за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды.

Процесс ресоциализации, может быть затруднен тем, что социальная дезадаптация далеко не всегда представлена в “чистом виде”. Чаще встречаются довольно сложные сочетания различных форм социальной, психической и патогенной дезадаптации. И тогда встает вопрос о медико-социальной реабилитации, которая предполагает осуществление мер медико-психологической и социально-педагогической помощи с целью преодоления социальной дезадаптации, возникающей в результате различных психосоматических и нервно-психических заболеваний и патологий.

2. Социальная дезадаптация и ее факторы

2.1 Сущность социальной дезадаптации

Социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление - разрыв между взрослым и детским периодом - создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Актуальность проблемы дезадаптации подростков связана с резким увеличением девиантного поведения в этой возрастной группе. Социальная дезадаптация имеет биологические, личностно-психологические и психопатологические корни, тесно связана с явлениями семейной и школьной дезадаптации, являясь ее следствием. Социальная дезадаптация - явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов . К числу таковых некоторые специалисты относят:

a. индивидуальные;

b. психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность);

c. социально-психологические факторы;

d. личностные факторы;

e. социальные факторы.

2.2 Факторы социальной дезадаптации

Индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок, затрудняющие социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций, резедуально-органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологический протекающий пубертат, невратические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания. Природа преступности и делинквентности рассматривается наряду с формами отклоняющегося поведения, такими как неврозы, психоастении, состояние навязчивости, сексуальные расстройства. Лиц с отклоняющимся поведением, включая нервно-психические отклонения и социальную девиацию, отличают чувства повышенной тревожности, агрессивность, регидность, комплекс неполноценности. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая служит первопричиной насильственных преступлений. Агрессия - это поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникающее в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначальные врожденные неосознаваемые влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптивным формам поведения.

Одним из проявлений индивидуального фактора социальной дезадаптации является возникновение и существование психосоматических расстройств у дезадаптированных подростков. В основе формирования психо-соматической дезадаптации человека лежит нарушение функции всей системы адаптации. Значительное место в формировании механизмов функционирования личности принадлежит процессам адаптации к условиям окружающей среды, в частности, к ее социальному компоненту.

Экологические, экономические, демографические и иные неблагоприятные социальные факторы последних лет привели к значительным изменениям здоровья детско-подростковой популяции. Подавляющее большинство детей еще в возрасте до одного года обнаруживают функционально-органические недостаточности головного мозга в диапазоне от легчайших, выявляющих себя лишь в условиях неблагоприятной среды или сопутствующих заболеваний, до очевидных дефектов и аномалий психофизического развития. Усиленное внимание органов образования и здравоохранения к вопросам охраны здоровья обучающихся имеет под собой серьезные основания. Число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85%. Среди детей поступающих в первый класс свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 30% обнаруживают расстройство нервнопсихической сферы еще в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в два раза, достигнув 30%. Во многих случаях нарушение здоровья носят пограничный характер. Число детей и подростков со слабо выраженными проблемами постоянно возрастает. Заболевания приводят к снижению работоспособности, пропуску учебных занятий, снижению их результативности, нарушению системы отношений со взрослыми (учителями, родителями) и сверстниками, возникает сложная зависимость психологического и соматического. Переживания по поводу указанных изменений могут нарушить функционирование внутренних органов и их систем. Возможен переход соматогении в психогению и наоборот с возникновением в ряде случаев "порочного круга". Помочь выйти больному из "порочного круга" могут психотерапевтические воздействия в комплексе с другими методами лечения.

Психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность), проявляющиеся в дефектах школьного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к подростку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния учащегося. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы, школьная дезадаптация старших братьев и сестер. При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно- нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как правило, рабочей), для них небезразлично общественное мнение окружающих, сохранены социально- значимые референтные связи. Подростки испытывают затруднения в саморегуляции не столько на когнитивном (познавательном), сколько на аффективном и волевом уровне. То есть различные поступки и асоциальные проявления у них связаны не столько с незнанием, непониманием или неприятием общепринятых социальных норм, сколько с неспособностью тормозить себя, свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих.

Педагогически запущенные подростки при соответствующей психолого-педагогической поддержке могут быть реабилитированы уже в условиях школьного учебно- воспитательного процесса, где ключевыми факторами могут стать “авансирование доверием”, опора на полезные интересы, которые связаны не столько с учебной деятельностью, сколько с будущими профессиональными планами и намерениями, также перестройки на более эмоционально теплые отношения дезадаптивных учащихся с учителями и сверстниками .

Социально-психологические факторы, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе. Одной из важных социальных ситуаций для личности подростка является школа как целая система значимых для подростка отношений. Под определением школьной дезадаптации подразумевается невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям, также адекватного взаимодействия подростка с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует. В основе возникновения школьной дезадаптации лежат различные факторы социального, психологического и педагогического характера. Школьная дезадаптация является одной из форм более сложного явления - социальной дезадаптации несовершеннолетних. Свыше одного миллиона подростков бродяжничает. Число детей-сирот превысило пятьсот тысяч, сорок процентов детей подвергается насилию в семьях, столько же испытывают насилие в школах, смертность подростков от суицида возросла на 60%. Противоправное поведение подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых. 95% дезадаптированных подростков имеют психические отклонения. Лишь 10% нуждающихся в психокорреционной помощи могут ее получить. При исследовании подростков 13-14 лет, родители которых обращались за психиатрической помощью, определялись личностные свойства несовершеннолетних, социальные условия их воспитания, роль биологического фактора (раннего резидуально-органического поражения центральной нервной системы), влияние ранней психической депривации в формировании социальной дезадаптации. Имеются наблюдения, согласно которым семейная депривация решающее значение оказывает на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте, проявляясь в виде патохарактерологических реакций с признаками активного и пассивного протеста, детской агрессивности.

Личностные факторы, которые проявляются в активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения. Ценностно-нормативные представления, то есть представления о правовых, этических нормах и ценностях, выполняющих функции внутренних поведенческих регуляторов, включают когнитивные (знания), аффективные (отношения) и волевые поведенческие компоненты. При этом асоциальное и противоправное поведение индивида может быть обусловлено дефектами системы внутренней регуляции на любом - когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом - уровне. В возрасте 13-14 лет поведенческие расстройства становятся доминирующими, появляется склонность к группированию с асоциальными подростками более старшего возраста с криминальным поведением, присоединяются явления токсикомании. Поводом для обращения родителей к психиатру были нарушения поведения, школьная и социальная дезадаптация, явления токсикомании. Токсикомания подростков имеет неблагоприятный прогноз, и через 6-8 месяцев после ее начала резко возрастают признаки психоорганического синдрома с интеллектуально-мнестическими расстройствами, стойкими нарушениями настроения в виде дисфорий и бездумной эйфории с усилением делинквентности. Проблема дезадаптации и связанной с ней токсикомании у подростков во многом определяется социальными условиями - семейными, микросредовыми, отсутствием адекватной профессиональной и трудовой реабилитации. Расширение в школе возможностей для занятий разнообразным производительным трудом, ранняя профессиональная ориентация благоприятно сказывается на воспитании педагогически запущенных, трудновоспитуемых учащихся. Труд - реальная сфера приложения сил педагогически запущенного учащегося, в которой он способен поднять свой авторитет среди одноклассников, преодолеть свою изоляцию и неудовлетворенность. Развитие этих качеств и опора на них позволяют предупреждать отчуждения и социальную дезадаптацию трудновоспитуемых в школьных коллективах, компенсировать неуспехи в учебной деятельности .

Социальные факторы: неблагоприятные материально-бытовые условия жизни определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества. Проблемы подростков всегда были актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, неразрешенного экономического кризиса, ослабления роли семьи, девальвации морально-нравственных норм, резко противоположных форм материального обеспечения. Отмечается недоступность всем подросткам многих форм обучения, сокращение числа учебных заведений, мест отдыха для подростков. Социальная запущенность по сравнению с педагогической характеризуется прежде всего низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, также полезных интересов, знаний, навыков, еще более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежеланием считаться с нормами коллективной жизни. Отчуждение социально запущенных подростков от таких важнейших институтов социализации как семья и школа, приводит к затруднениям в профессиональном самоопределении, заметно снижает их способность к усвоению ценностно- нормативных представлений, норм морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться общепринятыми нормами в своем поведении.

Если проблемы подростка не решаются, то они углубляются, приобретают комплексность, то есть такой несовершеннолетний имеет несколько форм проявления дезадаптиции. Именно такие подростки составляют особо тяжелую группу социально-дезадаптированных. Среди множества причин, приводящих подростков к тяжелой социальной дезадаптации, основными становятся остаточные явления органической паталогии ЦНС, патохарактерологическое или невротическое развитие личности, либо педагогическая запущенность. Немалую значимость в объяснении причин и характера социальной дезадаптации играет система самооценок и ожидаемых оценок индивида, то, что относится к престижным механизмам саморегуляции поведения подростков и отклоняющегося поведения в первую очередь.

Заключение

В заключении работы подведем итоги. На основании проделанного исследования можно сделать следующие выводы.

Нужно изучать индивидуально-психологические и социально-психологические особенности личности социально дезадаптированного подростка. Необходимо определить характер и причины отклонений, наметить и реализовать комплекс медико-психологических и социально-педагогических мер, способных оздоровить социальную ситуацию, вызвавшую дезадаптацию подростков, провести индивидуально-психологическую коррекцию.

Следует провести исследование социальной ситуации, провоцирующей дезадаптацию подростков. Социальная ситуация представлена неблагоприятно складывающимися детско-родительскими отношениями, атмосферой семьи, характером межличностных отношений и социометрическим статусом подростка в среде сверстников, педагогической позицией преподавателя, социально-психологическим климатом в учебной группе. Здесь требуется комплекс социально-психологических и прежде всего социометрических методов: наблюдения, беседы, метод независимых характеристик и так далее.

В профилактике дезадаптированного поведения подростков особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются профилактические меры по предупреждению асоциальных проявлений. Ранняя профилактика должна решаться в следующих основных направлениях:

- во-первых, своевременная диагностика асоциальных отклонений и социальной дезадаптации подростков и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения;

- во-вторых, выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.

Список литературы

1. Аленькин Б.Ф., Князев В.Н. Культура здоровья: Учебное пособие по курсу валеологии учащимся старших классов. - Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 1997 г

2. Ахутнина Т.В. Пылаева Н.М. Яблокова Л.В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. методы развития навыков программирования и контроля. // Школа здоровья. Т. 2. 1995. №4

3. Беличева С.А Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. Автореф. докт. дисс. - М.,1989.

4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Ред.- изд. Цент Конcорциума "Соц. Здоровье России", 1994

5. Беличева С.А. Проблемы психологического обеспечения системы компенсирующего, коррекционно - развивающего обучения // Вестн. психосоциал. и коррекционо-реабилитац. работы. - 2000. -№2. с -69-74

6. Беличева С.А. Сложный мир подростка - Свердловск: Средне-Уральское кн. Изд-во 1984

7. Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. // Вестн. психосоциал. и коррекционо-реабилитац. работы. - 1995 г. №1. с.3

8. Белякова Н.В. Комплексный подход к проблеме школьной дезадаптации // Гуманитарные исследования / Омск. гос. пед. ун-т. -Омск, 1997.-Вып.2.-с.163-169

9. Березин Ф.В. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л. 1988

10. Битянова М. Хартия для девятиклассников. // Школьный психолог. 1999. №27 с.-13

11. Бородин Д.Ю. Основные направления деятельности Московского центра социально-психологической помощи подросткам. "Четвертый мир" // ВПКРР. -1995. №2 с.-60

12. Василькова Ю.В., Васильева Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций; Учебное пособие для студентов педвузов и колледжей. - М.: Издательский центр "Академия" 1999 г

13. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. с. 61-62

14. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций // Собр. соч: В 6 т. Т.1. М., 1982

15. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука с СССР. Т. 1. М., 1959.

17. Глозман Ж.М., Самойлова В.М. Социально дезадаптированный подросток: нейропсихологический подход // Психол. наука и образование. - 1999. -№2. -с.99-109

18. Головин С.Ю. - составитель Словарь практического психолога. Минск Харвест, 1997

19. Злобин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1982 г

20. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. -М.: Педагогика, 1991 г

21. Камаева Г.И. Воспитательный дом как модель организации реабилитационного пространства для дезадаптированных детей // Вестн. психосоциал. и коррекционно-реабилитац. работы. - 1999. -№1. с -73

22. Кейск К., Голас Т. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. - 1999

23. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”. 2000. с.6 - 7

24. Кон И.С. Введение в сексологию. -М: Медицина, 1988 г

25. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков. // Вопр. психологии. - 1997.-№3 С.-69-78

Подобные документы

    Факторы возникновения социальной дезадаптации осужденных подростков. Основные направления социально-психологической работы по преодолению социальной дезадаптации подростков в пенитенциарной системе. Выявление особенностей социальной дезадаптации.

    дипломная работа , добавлен 29.07.2012

    Сущность понятий "социальная адаптация", "дезадаптация", "девиантное поведение". Возрастные особенности подростков. Диагностика уровня социальной адаптации подростков. Рекомендации по социально-педагогической коррекции поведения подростка в семье.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2010

    Понятие суицида в историческом аспекте. Основные концепции формирования суицидов. Сущность и психологические механизмы суицидального поведения подростков. Профилактика суицидального поведения подростков в деятельности специалиста по социальной работе.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2015

    Дезадаптация несовершеннолетних правонарушителей как социально-педагогическая проблема. Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков как следствие школьной дезадаптации. Особенности раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 14.09.2010

    Характеристика положения инвалидов, их проблемы в современном обществе. Реализация технологий социальной реабилитации на примере РЦ "Подсолнух". Исследование "Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности".

    дипломная работа , добавлен 30.08.2010

    Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков. Девиантные явления в жизни подростка, его характеристика. Анализ девиантного поведение подростков в Усть-Илимском районе.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2008

    Причины возникновения девиантного поведения. Основные формы его проявления: наркомания, токсикомания, алкоголизм и проституция. Факторы отклонений в психосоциальном развитии ребенка. Особенности социальной работы с лицами и группами девиантного поведения.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2010

    Психологические факторы трудновоспитуемости. Формы проявлений нарушения поведения. Возрастные особенности психики. Основные причины появления "трудных" детей и подростков. Особенность социальной работы со старшеклассниками с девиантным поведением.

    дипломная работа , добавлен 09.05.2016

    Характеристика подросткового возраста, психологические особенности безнадзорных детей. Подростковая безнадзорность как социальное явление, факторы ее роста в России. Направления социальной профилактики безнадзорного поведения в условиях школы-интерната.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

    Сущность девиации как социального явления. Социологические теории девиации. Анализ форм проявления девиантного и деликвентного поведения подростков. Девиантное поведение подростков на примере наркозависимости в Украине в стрессогенной действительности.

Дезадаптация социальная - нарушение нормальных отношений человека с обществом, с людьми и возникновение вследствие этого трудностей общения и взаимодействия с ними. Социальная дезадаптация включает в себя, в частности, ухудшение личных и деловых взаимоотношений человека, невозможность выполнения им своей работы на высоком уровне (с учетом предъявляемых требований), нарушение социально-ролевого или полоролевого взаимодействия с людьми

Детская дезадаптация воспринимается как трудновоспитуемость – сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами:

§ просчеты воспитания;

§ особенности характера и темперамента;

§ личностные характеристики.

Дезадаптация может быть патогенной (психогенной), психосоциальной, социальной.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями психического развития, нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы. Патогенная дезадаптация может носить устойчивый характер. Выделяют психогенную дезадаптацию, которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией (дурные привычки, энурез и т.д.)

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его нестандартность и требуют индивидуального подхода в условиях детского образовательного учреждения.

Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации

§ акцентуации характера,

§ особенности эмоционально-волевой и мотивационно-познавательной сферы,

§ опережающее развитие ребенка, делающее ребенка «неудобным» учащимся.

Неустойчивые формы психосоциальной дезадаптации:

§ кризисные периоды развития ребенка,

§ психические состояния, спровоцированные психотравмирующими обстоятельствами (развод родителей, конфликт, влюбленность).

Социальная дезадаптация проявляется в нарушениях норм морали, асоциальных формах поведения, деформации ценностных ориентаций. Выделяют две стадии: педагогическая запущенность и социальная запущенность. Социальная дезадаптация характеризуется следующими признаками:

§ отсутствие навыков общения,

§ неадекватная оценка себя в системе общения,

§ высокие требования к окружающим,

§ эмоциональная неуравновешенность,

§ установки, препятствующие общению,

§ тревожность и боязнь общения,

§ замкнутость.

Факторами дезадаптации могут быть и семья и школа.

Учитель – самый значимый взрослый для ребенка в начале учебы в школе, и наличие таких качеств как усидчивость, самоконтроль, самооценка, воспитанность приводит к тому, что учитель принимает ученика, удовлетворяет его притязания ни признание. Если эти качества не сформированы – возможна дезадаптация ребенка.

Исследования, проведенные в Англии, показали, что наибольшие проблемы среди учащихся возникают в школах с нестабильным преподавательским составом. Ожидание учителем только плохого от ученика ведет к усилению дезадаптации, одноклассники перенимают плохое отношение учителя к определенному ученику. Возникает следующая схема: грубый персонал– грубые дети; телесные наказания – агрессия.

Задача учителя (и психолога) найти возможности поощрять слабых учеников за достижения (за улучшения), дети должны получать положительные эмоции от школы, должны чувствовать свою нужность, ответственность. Интерес к учебе и успехам ребенка (а не контроль за учебой) со стороны учителей и родителей улучшает успеваемость.

Стили общения учителя и учеников могут быть различными: авторитарный, демократичный, попустительский. Дети нуждаются в направлении и руководстве, поэтому авторитарный (или демократический) подход в младших классах предпочтительнее, чем попустительский. В старших классах наилучшие результаты дает демократический стиль.

Притязания на признание среди сверстников вызывают у детей амбивалентные отношения (дружба – соперничество), стремление быть как все и лучше всех; выраженные комфортные реакции и стремление утвердить себя среди сверстников; (чувства злорадства и зависти) приводят к тому, что неудача других может вызвать чувство превосходства. Сравнение учителем учеников между собой приводит к отчуждению среди детей, что может вызвать соперничество и сложности в отношениях.

Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, что приведет к усилению трудностей как в общении со сверстниками и взрослыми, так и возникновению проблем с учебой. Нарушение взаимоотношений ребенка с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития, может служить своеобразной «лакмусовой бумагой» адаптации ребенка к условиям существования в школе. Симпатии чаще возникают по соседству (в классе, во дворе, на внеклассных занятиях), чем педагог и психолог могут пользоваться в целях улучшения взаимоотношений сложных детей со сверстниками. Немаловажным представляется выявление положения ребенка и подростка в референтной для него группе, так как она сильно влияет на поведение школьника, известна повышенная конформность детей по отношению к установкам и групповым нормам референтных групп. Притязание на признание среди сверстников – важная сторона взаимоотношений ребенка внутри школы и эти отношения часто характеризуются амбивалентностью (дружба – соперничество), ребенку одновременно надо быть как все и лучше всех. Выраженные конформные реакции и стремление утвердить себя среди сверстников – такова возможная картина личностного конфликта ребенка, приводящая к возникновению чувства злорадства и зависти: неудача других может вызвать чувство превосходства. Сравнение учителем учеников между собой приводит к отчуждению среди детей и заглушает чувство сопереживания.

Нарушение взаимоотношений с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития. Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, увеличивает школьные трудности.

Внутренние факторы школьной дезадаптации:

§ соматическая ослабленность;

§ ММД (минимальные мозговые дисфункции), нарушение формирования отдельных психических функций, нарушение познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь, моторика);

§ особенности темперамента (слабая нервная система, взрывной характер реакций);

§ личностные особенности ребенка (акцентуации характера):

§ особенности саморегуляции поведения,

§ уровень тревожности,

§ высокая интеллектуальная активность,

§ вербализм,

§ шизоидность.

Особенности темперамента, мешающие успешной адаптации детей к школе:

§ повышенная реактивность (сниженность волевых моментов),

§ высокая активность,

§ гипервозбудимость,

§ заторможенность,

§ психомоторная нестабильность,

§ возрастные особенности темперамента.

Взрослый часто выступает как побудитель школьной дезадаптации ребенка, причем дезадаптирующее влияние родителей на ребенка заметно серьезнее, чем аналогичное влияние учителя и других значимых взрослых. Можно выделить следующие факторы влияния взрослого на детскую дезадаптацию:

§ Факторы семейной системы.

§ Медико-санитарные факторы (заболевания родителей, наследственность и т.д.).

§ Социально-экономические факторы (материальные, жилищные условия).

§ Социально-демографические факторы (неполная, многодетная семья, престарелые родители, повторные браки, сводные дети).

§ Социально-психологические факторы (конфликты в семье, педагогическая несостоятельность родителей, низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации).

§ Криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, жестокость, садизм и т.д.).

Помимо выделенных факторов оказывают влияние на возможную дезадаптацию ребенка и другие особенности семейной системы и ближайшего социального окружения, например, «проблемный» ребенок, выступающий как связывающий фактор семейной системы по выделяемой ему роли в семье, становится менее адаптированным, чем ребенок, в семье которого нет выраженных проблемных зон, завязанных на ребенка. Важным фактором может служить и порядок рождений детей и их ролевые позиции в семье, которые могут приводить к детской ревности и неадекватным способам ее компенсации. Детство взрослого оказывает сильное влияние на его педагогическую деятельность и отношение к собственному ребенку или ученику.

Коррекция социальной дезадаптации ребенка может проводиться по следующим направлениям:

§ формирование навыков общения,

§ гармонизация отношений в семье,

§ коррекция некоторых личностных свойств,

§ коррекция самооценки ребенка.

Тотальная или частичная утрата индивидуумом способности к приспосабливанию к условиям социума называется социальной дезадаптацией.

Также под этим термином понимают разрушение взаимосвязи между человеком и окружающей средой, что выражается в невозможности сопоставимости социальных условий и необходимости его индивидуального самовыражения.

Дезадаптация в социуме располагает различной степенью проявления и выраженности, а также может протекать в несколько этапов, среди которых выделяют латентную дезадаптацию, разрушение прежде сформировавшихся социальных связей и механизмов, укрепившуюся дезадаптацию.

Причины дезадаптации в социуме

Нарушение социальной адаптации – это процесс, который никогда не возникает спонтанно, без видимых на то причин, и не является врожденным. Формированию этого сложного механизма может предшествовать целый этап различных психологически-отрицательных образований индивидуума. Причина дезадаптации в социуме зачастую скрывается в ряде факторов, например, социальном, социально-экономическом или сугубо психологическом, возрастном.

В наше время наиболее актуальным фактором развития дезадаптации специалисты называют социальный. К нему относят ошибки в воспитании, серьезные нарушения в межличностных взаимосвязях субъекта, в результате чего происходит целый каскад так называемых ошибок накопления социального опыта. Такие последствия, чаще всего, формируются уже в детском или подростковом возрасте, на фоне недопонимания между ребенком и родителями, конфликтов со сверстниками, различных травм психики в раннем возрасте.

Что касается сугубо биологических причин, то они не так часто становятся фактором развития дезадаптации сами по себе. К ним относят различные врожденные патологии, травмы, последствия вирусных и инфекционных заболеваний с повреждением центральной нервной системы, которые затронули функции эмоциональной-волевой сферы. Такие индивидуумы более склонны к различного рода девиантному поведению, им сложно идти на контакт с окружающими, они агрессивны и раздражительны. Ситуация может усугубиться, если такой ребенок растет и воспитывается в неполноценной или неблагополучной семье.

К психологическим факторам можно отнести специфику формирования нервной системы и некоторые черты личности, которое в условиях неправильного воспитания или отрицательного социального опыта могут стать основанием для дезадаптации. Это выражается в постепенном формировании «аномальных» черт, таких как агрессивность, замкнутость, неуравновешенность.

Факторы социальной дезадаптации

Как уже говорилось, механизм нарушения способности приспосабливаться к условиям социума – достаточно сложный и разносторонний.

Таким образом принято выделять целый ряд факторов социальной дезадаптации, которые обуславливают специфику и выраженность этого процесса:

  • Культурная и социальная депривация по отношению к общему уровню социума. Речь идет о лишении индивидуума определенных благ, жизненно необходимых потребностей.
  • Банальная педагогическая запущенность, отсутствие культурного и социального воспитания.
  • Чрезмерная стимуляция новыми для себя «особенными» общественными стимулами. Тяга к чему-либо неформальному, бунтарскому. Такое часто характерно в подростковом возрасте.
  • Недостаток подготовки индивидуума к способности к саморегулции.
  • Утрата ранее сформированных вариантов наставничества, руководства.
  • Потеря индивидуумом ранее привычного для него коллектива или группы.
  • Низкий уровень психической или же интеллектуальной подготовки к освоению индивидуумом профессии.
  • Психопатические свойства личности субъекта.
  • Развитие когнитивного диссонанса, который мог возникнуть на фоне несовпадения личностных суждений о жизни и реальным положением субъекта в окружающем мире.
  • Внезапное нарушение ранее привязавшихся стереотипов.

Перечень данных факторов подразумевает некоторую особенность процессов дезадаптации. Точнее, подчеркивается тот факт, что когда идет речь о дезадаптации в социуме, то понимают ряд как внутренних, так и внешних нарушений привычных процессов социальной приспосабливаемости. Таким образом, социальная дезадаптация представляет собой не столько продолжительный процесс, сколько кратковременной ситуативное положение субъекта, ставшее следствием влияния на него некоторых травмирующих раздражителей внешней среды.

Эти непривычные для индивидуума факторы, внезапно возникающие в окружающих его условиях, по сути являются специфическим знаком того, что наблюдается дисбаланс между психической деятельностью самого субъекта и требованиями внешней среды, социума. Такую ситуацию можно охарактеризовать как некоторое затруднение, возникающие на фоне ряда приспособительных факторов к внезапно трансформирующимся условиям среды. Впоследствии это выражается неадекватной реакцией и поведением субъекта.

Корректировка дезадаптации в социуме

Специалистами разработан ряд различных методик, которые широко применяются в воспитании с целью предусмотреть возможные осложнения социализации будущего полноценного индивидуума. Корректировка дезадаптации в социуме, чаще всего, осуществляется посредством тренингов, основной задачей которых является развитие коммуникативных навыков, поддержание гармонии в семье и коллективе, исправление некоторых психологических свойств личности, которые могут препятствовать ее полному раскрытию, контакту с окружающими, саморегуляции, самоконтролю и самореализации.

Таким образом, основными функциями тренингов можно назвать:

  • Обучающая часть, которая заключается в формировании и воспитании различных черт и умений личности, которые станут основными для дальнейшего развития памяти, умения слушать и говорить, изучения языков, передачи полученной информации.
  • Развлекательная часть представляет собой подоплеку создания максимально комфортной и расслабляющей атмосферы на тренинге.
  • Заключение и развитие простых эмоциональных контактов, доверительных отношений.
  • Профилактика, направленная на пресечение ряда нежелательных реакций, склонности к девиантному поведению.
  • Всестороннее развитие личности, заключающееся в формировании и поддержание разных положительных черт характера путем моделирования всех возможных жизненных ситуаций.
  • Релаксация, целью которой является полный самоконтроль, избавление от возможного эмоционального напряжения.

Тренинги всегда основываются на различных специфических методиках работы с группой. Это также подразумевает индивидуальный подход не только к каждой группе, но и к каждому участнику группы. Такие тренинги являются своеобразной подготовкой каждого индивидуума к самостоятельной и полноценной социальной жизни, с возможностью самореализации посредством активного приспосабливания к условиям социума.