Красивые украинские вышивки крестом. Значение цветов и символов в украинской вышивке. Материалы и инструменты для вышивания

Вряд ли ученые когда-либо ответят на вопрос, когда человек решил впервые вышить узор на коже. Достоверно также неизвестно, когда вышивка появилась на территории Украины, наверняка можно сказать только о материалах, на которых вышивка делалась – это кожа, ткань, войлок, шелк. Самые старые европейские образцы, которые хранятся в музеях Европы, относятся к V веку, украинская же вышивка сохранилась только за несколько последних столетий (лучше всего экспонатами представлен XIX век). Сама вышивка производилась шелковыми, льняными, шерстяными нитками, с использованием драгоценных камней и жемчуга.

Этот символ также называют бесконечностью или меандром. Фамилия греческая, полученная от названия местной реки, Меандер. Археологи нашли признаки использования этого символа в Украине на 20 000 лет. В древнерусских символах их более мягкие кривые связаны с водой, гармоничным потоком жизни. Символ танца формирует бесконечный «вечный» узор, который уклоняется, как нить судьбы, но всегда возвращается к фонтану. Он изображает земную жизнь и в то же время является символом вечной жизни.

Вышивка Средней Надднепрянщины

Призывая этот изогнутый танцевальный орнамент, они связывают его с церемониальным танцем, который украинские девушки традиционно исполняли весной, неся землю своими движениями. Символ бесконечности можно встретить чаще в вышивках гуцульских, волынских, киевских, кубанских и полтавских. Шаблоны с тонкостями часто украшают мужские рубашки, символизирующие силу и жизненность.

Украинская вышивка берет свое начало с эпохи позднего неолита – начала бронзового века, от племен трипольской культуры. Элементы орнаментов, использовавшихся трипольцами, сарматами и скифами встречаются даже на современной национальной вышивке. Среди древнейших находок изобразительного искусства – вещи, датированные VI веком, найденные в Черкасской области у села Мартыновка. Среди вещей статуэтки древних жителей – мужчины одеты в длинные широкие рубахи с узорчатой вышивкой на уровне груди. Такие же одежды какие-то 100 лет назад носило украинское крестьянство. Среди прочих находок – пластинки с изображением воинов (подобные были найдены на Балканах, и считается, что их туда завезли славяне из Поднепровья) - они настолько точны, что на одежде солдата можно рассмотреть мельчайшие детали, вплоть до вышитых вставок.

Современные вышиванки демонстрируют широкий спектр цветов и символов: простые и красочные, богатые и нежные, вышитые цветы и геометрические узоры. Что они означают и почему они так? Рожа или восьмиконечная звезда образована суперпозицией прямого креста и наклонного креста. Сочетание этих двух веществ, естественно, дает жизнь всему. Рожа также называется Звездой Матери. Именно этот символ мы видим много раз в иконах Богородицы.

Материалы и инструменты для вышивания

Биофизики говорят, что эта же звезда - октаэдр - рассматривает модель построения энергетического поля вокруг любого живого организма. Человеческая зигота разделяется на ровно 8 клеток, 8 потоков энергии, которые позже сформировали физическую и духовную основу эмбриона. Следовательно, это воспринимается как «путь к совершенству». Это знак земной «тяжелой» воды, материнской влаги земли.

Согласно множеству свидетельств путешественников, славяне Киевской Руси носили вышитую одежду и после Х века (один из ярких примеров – Ипатьевская летопись 1252 года, в которой утверждается, что князь Даниил Галицкий во время одной из высоких встреч был одет в обшитый мережками кожух). Мало того, вышивка считалась одной из самых уважаемых профессий: сестра Владимира Мономаха организовала в Андреевском монастыре Киева специальную школу. Молодые девушки учились в ней шитью серебром и золотом. Интересно, что, несмотря на влияние со стороны других народов на культуру древней Руси, вышивка осталась практически нетронутой – творческий потенциал народа и уважение традиций были настолько сильны, что создали свой уникальный стиль. Многие из древних традиций вышивки дошли до наших дней – некоторые немного изменились (в прошлом рисунок был более строгий – острые и прямые углы встречались чаще), другие – усовершенствовались, но остались и оригинальные техники. Интересно, что языческая вышивка по сей день встречается на иконах XV и более поздних веков. Рисунки людей тех лет также демонстрируют нам причудливые орнаменты, характерные и сегодня для людей определенной местности, в частности, Западной Украины.

Вышивка Юга Украины

Это знак воды, который дает жизнь полям. Одежда с этим символом защищает энергию человека от негативных воздействий. Змея как хранитель подземного мира символизировала мужскую природу, плодовитость и оплодотворение. Змея казалась молнией в дождливом небе. Крест - один из самых популярных символов мировой культуры в целом. Этот символ многогранен и неисчерпаем и, в отличие от круга и квадрата, символизирует идею центральности, а не разделение пространства.

Виды украинских вышивальных орнаментов

Любопытно, что прямой крест является символом Солнца, Творца, мужского принципа. Наклонный крест - это олицетворение женщины, Луны. Наложение этих двух фигур дает двойной крест или восьмиконечную звезду, которая является символом объединения двух принципов. Известно, что в дохристианские времена крест служил талисманом против злых духов. Пересечение двух линий символизировало встречу Неба с Землей. Крест также означает гармонию четырех элементов: огня, воды, земли и воздуха. Крест внутри круга - это астрологический символ Земли.

Сегодня в украинской вышивке вы можете увидеть совершенно различные цветовые исполнения и сочетания геометрических, растительных и зооморфных фигур. К слову сказать, различные ромбы, квадраты, треугольники, кресты и линии присущи вышивке всех славянских народов еще с языческих времен. Наши предки с помощью них отображали свое видение мира – как египтяне с помощью замысловатых иероглифов и изображений отображали свое видение. Так, например, среди растительных орнаментов превалирует т.н. «дерево жизни» - в виде ветвей или листьев. Барвинок на сорочке или подоле значил любовь, а виноград – благосостояние. Нередко животные также являлись составляющими «дерева жизни», образовывая три его яруса. Однако в отдельных случаях вышивалось не все животное целиком, а какая-то его часть, неся свое значение в вышитом «послании» - волчьи клыки, чешуя, бычий глаз и т.п. Надо также помнить, что геометрические фигуры могли иметь и свой внутренний рисунок, быть его основой или частью, соединяться с другими фигурами, образовывая завораживающей красоты картины.

Волнистые линии, сигмы, зигзаги связаны с водой. Исследователи древних символов говорят, что вертикально расположенные параллельные зигзаги означают дождь, падающий сверху, а зигзаги или прямые горизонтальные линии могут символизировать небесную влагу. Спираль также означает переход времени и циклическое движение солнечного диска. В спирали наши предки видели схематическое представление эволюции Вселенной и ее бесконечности.

Уход за вышитыми изделиями

В старых образцах есть символ так называемой спирали Трипиллий, которая представлена ​​в виде круга или полукруга, который постепенно увеличивает его диаметр. В древней вышивке Украины вы можете увидеть форму, похожую на треугольники - шевроны, которые находятся в тех же треугольниках, которые не имеют основания. Те, чья вершина отклоняется, означают женщину или материальную природу, другие с вершиной лицом символизируют человека или духовную сторону. Шевроны с вершиной лицом вниз сравниваются с женской маткой, сосудом, где рождается новая жизнь.

Свои более или менее современные черты украинская вышивка начала получать на рубеже XVI и XVII веков, во времена расцвета украинского казачества. В казачьих семьях царил патриархат, поэтому труд в семье был разграничен. Так, в каждой украинской семье существовала своя «швейная мастерская» - шили, ткали и вышивали жены и дочери. Ткали женщины в любую выдавшуюся свободной минуту – после ухода за домашним скотом, после работы в поле, во время посиделок с подружками. Наверняка вы обращали внимание, что украинцы и украинки часто изображаются и носят белые сорочки с узорами – этой традиции уже много веков. Что характерно, узор меняется в зависимости от местности и каждый имеет свое значение, как татуировки у народов Дальнего Востока. Самые узнаваемые школы вышивки – полтавская, гуцульская, подольская и полесская. Примечательно, что в те времена одежда служила лучшей характеристикой для женщины – если молодой человек не мог выбрать, с какой из молодых девушек ему стоит начинать отношения, он смотрел на мастерство своих потенциальных избранниц. Чем ярче, узорчатей и ровней рисунок на девичьем наряде, чем прочнее и белее сам наряд, тем более завидной невестой становилась рукодельница. Кроме того, красивая чистая расшитая одежда мужчины в Украине – это не столько его лицо, сколько лицо всей его семьи.

Линейный рисунок шевронов похож на зубчатый узор, сломанную ленту с ритмическим чередованием. Шеврон с точкой пересечения линий сверху - один из самых ранних декоративных знаков, который был найден еще с палеолитических рисунков, а это означает гору или поле. Примеры этих образцов в древней вышивке на полотнах были обнаружены, в частности, в Черниговской области.

Подготовка к вышиванию

В древних верованиях это символизирует узкую дверь, ведущую к вечной жизни. Символ единства трех миров: Земли или реальности, Подземного или невидимого, а также Небесного или духовного. Это три элемента: вода, огонь и воздух. Три уровня бытия, трехмерность мира, а затем Святая Троица в христианской религии - о значении числа 3, которое отражает треугольник, мы знаем много. Символ треугольника с древних времен связан с элементом огня. Некоторые исследователи считают, что трезубец - это современная вариация треугольника.

Самая лучшая женская одежда выглядела примерно так: клетчатая плахта (элемент нижней одежды наподобие юбки), яркая корсетка, передник из шелка, красочная яркая сорочка из тонкой ткани. Однако такие наряды и ткани могли себе позволить только зажиточные семьи. Простые крестьяне носили одежду из грубого полотна, однако на вышивку не скупилась ни одна семья – даже у самой бедной девушки вышивка по яркости и вычурности не уступала мещанской. К XIX веку при монастырях и у большинства помещиков существовали мастерские художественной вышивки. Большая часть продукции шилась для личного использования, и только малая часть – на продажу. Интересно, что артели и кооперативы появились только в середине XIX века, до этого шитье было чуть ли ни исключительно семейным делом. Возрос и спрос на данный вид изделий – появились коллекционеры, просто ценители народного творчества, а также интерес к изобразительному искусству украинцев проявили этнографы. Популярность этнической вышивки резко начала расти – ею стали интересоваться богатые слои населения даже за границей, чем тотчас воспользовались перекупщики. Даже простенькая вышитая сорочка с кушаком могли стоить, как дорогой карнавальный наряд. Спрос начал превышать предложение, поэтому появились подделки – сшитые на скорую руку одежды не могли соперничать с изделиями, сшитыми с любовью и с соблюдением традиций, однако и они пользовались у не разбирающихся в искусстве мещан спросом. Широкое распространение начала получать техника вышивания крестиком, что кардинально изменило многие традиции народного творчества. Кроме того, в XIX веке стали уделять больше внимания линии кроя – мастера, начиная с этого периода, старались больше не скрывать его, а подчеркнуть ажурным швом. Ажурный шов – одна из отличительных черт украинской вышивки, хоть и имеет разное цветовое исполнение в зависимости от области.

Виды швов, которые традиционно используются для вышивки на сорочках, рушныках и других изделиях

Треугольники с вершинами, касающимися друг друга, которые помнят «песочные часы», символизируют Мир и Антимир. Точка контакта - это особое место перехода от одного мира к другому. Иногда между треугольниками обозначается линия, называемая «Кольцо большого блика», которая символизирует зеркало, где один мир отражает друг друга и наоборот. Этот символ очень распространен в вышитых полотнах регионов Харькова и Днепра.

Это связано с плодородием человека и земли. Основой для расшифровки значения символа является мужская и женская стороны. Алмаз состоит из двух треугольников. Интересно, что в понимании древних украинцев три угла лепешки удерживаются женщиной, и только четвертый мужчина, который завершает целостность. Алмаз - это символ посевных полей, это было чрезвычайно важно для наших предков и означало процветание и благополучие.

Вышивка в каждом регионе Украины имеет отличительные особенности. Так, в Закарпатье вышивка исполняется в т.н. «каракульных мотивах». Однако преобладает техника «заволiкання», узорчатых вырезов и шитья. Самое распространенное сочетание цветов – красный и черный с доминированием одного из них. Тем не менее, широкое распространение имеют и другие цветовые сочетания. Также особняком стоит гуцульская школа вышивки. На Полтавщине же вышивка делается крестиком, путаным крестиком, цепочкой, двойным прутиком, мережкой, зубчиком и прочим. Узоры наносятся отдельными швами или их сочетанием. Самый распространенный цвет в полтавской вышивке – белый, реже – красный и совсем редко серый. Сам же узор практически всегда обведен цветными или черными нитями. В отличие от предыдущих школ вышивки, где преобладают геометрические фигуры, в киевских школах преобладает растительный орнамент. Рядом с квадратами и ромбами вы можете узреть виноград, хмель, ели и др. растения. Основной цвет – красный или ярко-розовый. Реже встречаются желтые и голубые фигуры. Киевские мастера используют техники вышивки гладью, крестиком или пожиманием.

Народная вышивка не только не уничтожалась, но и поддерживалась Коммунистической партией (наверняка многие помнят Никиту Хрущева в украинской сорочке). В 1919 году вышло постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О мерах содействия кустарной промышленности», направленное на сохранение народного творчества и его преумножение. Во время первомайской «Выставки современного крестьянского искусства» в Киеве в том же году украинская вышивка прочно заняла свое место в советском искусстве, а лучшие экспонаты были приобретены для крупнейших музеев СССР. В 1927 году кустарное производство начало снабжаться советскими разработками – станками и новыми инструментами, чтобы улучшить качество ткани, разнообразить палитру и нарастить объемы производства. Уже в 30-х годах прошлого века народная вышивка шагнула в новый век – работы мастеров демонстрировались на крупнейших выставках не только Киева, но и Москвы и Ленинграда. После этих выставок экспериментальная мастерская в Киеве начала наносить народные орнаменты на одежду жителей городов – на платья, рубашки, блузки, головные уборы. Кроме того, украинская вышивка начала наноситься на панно и ковры.

К сожалению, годы Второй мировой войны оказались фатальными для многих произведений искусств – фашистско-нацистские захватчики вывозили музейные экспонаты и частные коллекции не только при нападении на земли своих противников, но и при отступлении. Что вывезти не успели или не смогли – уничтожали огнем, расстреливая, взрывая вместе со зданиями. Такая судьба не миновала и многие экземпляры украинского изобразительного искусства, в том числе вышивку. Однако через два года после войны, во Львове был учрежден первый в Украине Госинститут прикладного и декоративного искусств, что помогло возродить украинское искусство вышивки. Интересно, что в середине прошлого века в Украине появился совершенно новый вид творчества – художники создавали портреты и пейзажи уже не с помощью красок, но с помощью ткани. Вышитые портреты стали неотъемлемой частью украинской культуры.

Несмотря на все невзгоды, которые хозяйничали в Украине долгие века, один из видов вышивки «охранялся» народом особенно рьяно – это рушныки. Вышитыми особым орнаментом полотенца украинцы украшают свои жилища, используют их в различных обрядах (на свадьбе, на похоронах, встречая дорогих гостей и т.д.). Многие из этих обрядов также идут из языческих времен – тогда с рушныком приходили к роженице, накрывали им свежеиспеченный хлеб, а в более поздние времена ими стали также украшать образа святых. Так как рушнык служил символом начала или окончания какого-то важного дела, его всегда стели в основе строящегося дома, на длинных рушныках опускали в землю гроб с покойником, с вышитым полотенцем, хлебом и солью начинали пору жатвы. Интересно, что само слово «рушнык» - собирательный образ вышитого полотенца. Однако, в зависимости от функций, они носили разные названия: утирачем вытирали руки и лицо, стирком – посуду и стол, искупителем украшали иконы, плечевым рушныком связывали сватов, а брачный и погребальный использовали для свадеб и похорон соответственно. Как и остальная вышивка, узор на них меняется от региона к региону – существуют буковинские, галицкие, гуцульские, киевские, подольские и полесские рушныки.

К 70-м годам прошлого века, когда благосостояние советских граждан начало расти, они, как и мещане каких-то 100 лет назад, начали чувствовать потребность в удовлетворении культурного голода. Советский народ начал обращать взор к национальным произведениям искусства, и Украина не стала исключением. Граждане начали покупать вышитые панно, ковры, рушныки, сорочки и т.п., а в 1975 ЦК КПСС принял постановление «О художественных народных промыслах», который призывал всячески поощрять народных мастеров и оказывать им требуемое содействие. В 1991 году, с обретением независимости, количество частных школ вышивки и интерес к национальному творчеству возрос многократно, и сегодня все буйство красок и узоров для себя может открыть каждый – не только на выставках и народных ярмарках, но и в магазинах.

Вышивать хорошо умеют во всех регионах Украины, однако, чем отличаются орнаменты вышиванок и рушников в каждой из областей? В этой статье мы постараемся раскрыть темы относительно, как региональных особенностей украинских орнаментов, так и особенностей техник вышивки сорочек и рушников и значений некоторых элементов вышитых узоров.


Если рассматривать карту Украины с ракурса особенностей вышивки, то ее можно разделить на такие этнографические регионы:


Вышивка Средней Надднепрянщины

Вышивкам этого региона присущи пышные изысканные растительно-геометризированные орнаментные мотивы с цветами, листьями и бутонами. Сорочки, рушники и другие изделия, в основном, вышивают гладью, занизыванием, набированием и крестом. Основные цвета, используемые в вышивке, – белый, кораллово-красный, оттененный черным.

Вышивка Полесья

Композиция вышивки этого региона Украины одновременно простая и четкая. Доминирующим является наиболее давний монохромный (однотонный) геометрический орнамент. В вышиванках, как правило, преобладает красный и вишневый цвет, который иногда дополняется черным или синим цветом. Наиболее распространенные техники внешнего шва вышивки – занизывание, мелкий крестик.

Вышивка Подолья

Классической техникой вышивания Подолья является «низь». Она обычно выполнялась одним или двумя цветами – красными и черными нитками. Стежки при такой технике ложатся на заготовку густыми насыщенными линиями в виде геометрического орнамента.

Вышивка Карпат

Типичной для Карпат является вышивка шерстяными нитками густо расположенными друг от друга стежками: некоторые элементы обводят цветными нитками, что обеспечивает высокий рельеф и неповторимый цветовой эффект. Такую вышивку размещают вдоль всего полотна продольными или скошенными полосками.

Карпатский регион характеризуется такими техниками вышивания, как: кучерявый стеб, настилование, штаповка, качалочка, гладь, низь, крестик и др.

Вышивка Слобожанщины

Слобожанской вышивке присущи своеобразные разноцветные орнаменты, которые выполняются техникой мелкого крестика, полукреста и гладью. Колорит вышиванок и рушников яркий с преобладанием красного цвета. Орнаменты обычно вышивают грубо сплетенной ниткой, благодаря этому вышитый орнамент получается рельефным. Рукава женских сорочек украшают орнаментальными мотивами, размещенными в шахматном порядке, а также с акцентом декора на узкой части рукава.

Вышивка Юга Украины

Юг – этнографический регион Украины, заселенный в основном выходцами из Средней Надднепрянщины и Подолья, потому тут сохранились особенности вышивки этих регионов. Это объясняется сохранением традиций родного края, как украинцами, так и переселенцами – россиянами, поляками, молдаванами и др. На Юге преобладают такие техники вышивания, как гладь, стеблевой шов, цепочка.

Виды швов, которые традиционно используются для вышивки на сорочках, рушныках и других изделиях

Для вышивания украинские рукодельницы традиционно используют 2 вида швов: счетные и декоративные. Так как декоративные швы довольно трудно классифицировать из-за их разнообразия, рассмотрим счетные вышивальные швы:

1. Качалочки.


3. Косая гладь.

4. Занизывание.

5. Набирование.

6. Вырезывание.


7. Выкалывание.

8. Зерновой вывод.

10. Крестик.


11. Мережка.


Виды украинских вышивальных орнаментов

С древних времен украинцы вышивали на одежде разнообразные знаки и символы, которые играли защитную и декоративную роль. Рассмотрим значения основных элементов украинской вышивки.

Орнаменты, которые используются для вышивки сорочек, элементов одежды, рушников, скатертей, подушек и прочих текстильных изделий, можно разделить на геометрические, растительные и зооморфные.

Значения символик рисунков

Калина. Издавна калину связывали с рождением Вселенной, огненной троицы: Солнца, Луны и Звезды. Поэтому и название она получила от древнего названия Солнца – Коло. Красные плоды калины символизируют кровь и бессмертный род. Поэтому украинские свадебные рушники, женские и мужские сорочки принято украшать гроздьями калины.


Виноград. Виноград на вышиванках и рушниках символизирует радость и красоту создания семьи. Виноградный сад – это жизненное поле, на котором муж – сеятель, а жена должна растить и ухаживать за деревом совместного рода. Гроздьями винограда вышивают мужские и женские сорочки в Киевской, Полтавской областях. В свою очередь, в Черниговской области виноград часто встречается на вышитых семейных рушниках.


Дуб. Орнамент с изображением дуба связывали с Перуном. Дуб символизирует жизненную мужскую энергию, а также развитие и саму жизнь. Потому украинские мужчины всегда имели при себе вышитый оберег живительной силы своего рода. Очень часто символика дуба использовалась в вышиванках и рушниках вместе с калиной.


Хмель. Листья хмеля по символике близки к винограду и чаще всего встречались на сорочках молодых мужчин, а также на свадебных рушниках. Орнамент хмеля несет в себе признаки буяния, развития и любви.

Лилии. В украинских легендах символом девичьих чар, женственности, чистоты и целомудрия был цветок лилии. Вышитая лилия на женской сорочке поможет разгадать эти чары.


Мак. На территории Украины с давних времен святили мак, так как верили, что он защищает от разного зла. Им обсеивали людей и скот. Именно потому цветок мака вышивали на сорочках. Также цветок мака символизировал скорбь за погибшими и продолжение рода. Часто этот символ встречается на вышитых рушниках.


Розы. Древнее название Роза (укр. Ружа, Троянда) созвучно с именем бога Солнца – Ра. Орнаменты с розами на вышиванках и рушниках

\ъсимволизировали вечный солнечный круговорот и вечное обновление всего живого.


Берегиня. Обереговым знаком украинцев была вышивка Берегиня - богиня плодородия, добра и природы. Также Берегиня считалась матерью всего живого и была защитницей человека. Вышитая на рушниках Берегиня была защитницей дома. Обычно ее вышивали нитками красного цвета, который был символом очищающего огня и солнца и имел охранные, лечебные свойства.


Птицы. Чаще всего птицы встречаются на вышитых украинских рушниках и, в зависимости от случая, к которому вышитый рушник, каждая птица имеет свое значение. Таким образом, соловей и кукушка, вышитые на девичьем рушнике, как бы поют: «Соловейко щебече, собі пару кличе», а вышитая кукушка: «до осені дівці да гулять, гулять».

На свадебных рушниках часто встречаются павлины жар-птицы, символизирующие тепло семейной жизни и солнечную энергию. В свою очередь, петушки, соколы и голуби, повернутые друг к другу головами и вышитые в сочетании с веточками калины, символизируют свадебную пару и создание новой семьи.


Звезды. Практически во всех вышиванках и рушниках во всех регионах Украины встречаются и часто являются основой вышитых орнаментов звезды. Звездное небо, перенесенное на подол и рукава сорочек, олицетворяют связь со Вселенной, гармонию, порядок и бесконечность жизни.


Ромбы. Это знаки, которые составляют животворящую троицу: Земля, Вода и Солнце. Эти знаки являются неделимыми в украинских вышивальных орнаментах. Плодородность щедро засеянной земли олицетворяется Землей и изображается в виде ромбов.