Значение степ аэробики в доу. Ребёнок и программа детской аэробики: комплекс упражнений. Комплекс с мячами малого диаметра для детей подготовительной к школе группы

В школьные годы очень важно правильно формировать психическое и физиологическое здоровье ребёнка. Для успешного формирования физического аспекта многие родители предпочитают отдавать своих чад в разнообразные секции. В этих секциях дети осваивают определённый вид спорта. В последние годы немалой популярностью пользуется детская аэробика. Из чего состоит этот вид детского спорта и действительно ли аэробика так полезна для здоровья?

Аэробику считают самым настоящим и сложным спортивным направлением . Судите сами. В неё одновременно входят гимнастические упражнения, различные художественные элементы, танцевальные движения и элементы, применяемые во время занятия фитнесом. Аэробикой можно заниматься как в домашних условиях, так и посещая специальную секцию. Все спортивные и танцевальные движения следует выполнять под музыку.

Известны целые разновидности детской аэробики. Давайте с ними ближе познакомимся.

Основные виды

Существует несколько разновидностей .

Танцевальная

Подразумевает выполнения ряда движений в танцевальном формате. Все используемые движения могут относиться к разным видам танцев. Занятие такой аэробикой должно длиться не более одного часа в день. Нагрузки при этом умеренные.

Каждое занятие состоит из трёх частей:

Заниматься танцевальной аэробикой могут дети школьного возраста (7−13 лет) и старше. Благодаря таким занятиям у детей повышается уровень выносливости, а также улучшается координация движений. Танцевальная аэробика помогает приучить ребёнка к полноценному и здоровому образу жизни.

Зверо-аэробика . Этот вид с интересным названием подразумевает исполнение упражнений, которые напоминают движения животных.

Спортивная

Этот вид в корне отличается от всех остальных разновидностей. Его считают самым настоящим спортивным направлением, который в будущем может стать частью программы Олимпийских игр.

У этого направления немало общего с гимнастикой . Упражнения спортивной аэробики напоминают гимнастические. Единственное отличие в степени их сложности. Спортивное течение не подразумевает выполнение сложных акробатических движений, которые являются обязательными в гимнастике. Для выполнения подобного рода упражнений требуется специальная подготовка.

Заниматься спортивной аэробикой могут дети старше пяти лет. Зачастую дети занимаются в секциях. Если ребёнок соответствует определённым требованиям (хорошая гибкость, пластичность и силовые данные) его примут в секцию спортивной аэробики. Частота занятий зависит от навыков и способностей ребёнка. Первое время посещение секции происходит не менее трёх раз в неделю.

Для занятия не только необходимо соответствовать некоторым критериям, но и иметь при себе определённый вид одежды и обуви. Девочкам следует запастись чешками и купальником, а мальчикам чешки, шорты и футболка.

Спортивные упражнения дают хорошую физическую подготовку .

Степ-аэробика

Степ-аэробикой могут свободно заниматься дети разной возрастной категории. Все групповые занятия происходят на основе индивидуально разработанном комплексе программ. Комплекс для занятий составляется с учётом физической подготовки детей. Также во внимание берётся:

Зарядка для детей 10 лет и ниже степ-аэробика должна состоять из таких этапов:

  • Продолжительность каждого занятия не более 35 минут.
  • В занятие обязательно входит небольшая .
  • Выполняемые упражнения носят оздоровительный характер.

Степ-аэробика сама по себе благотворно влияет на здоровье ребёнка. Выполняемые движения обучают детей правильно держать равновесие. Занятия развивают необходимую ловкость, силу и быстроту. Степ-аэробика помогает лучше научиться ориентироваться в пространстве. Движения ребёнка становятся более точными.

Из чего состоит такая физкультура для детей

Существует несколько комплексов упражнений, используемых в детской фитнес-программе для дошкольников. Они так же полезны, как и шейпинг и фитбол. Обратим внимание на один из них. Рассматриваемый нами

Чем полезна аэробика для детей, какие существуют минусы, сколько стоят занятия и как выбрать секцию - читайте в нашей статье.

Слово «аэробика» у всех на слуху. Сразу представляется комплекс ритмичных движений под танцевальную музыку. Многие воспринимают аэробику как спорт для взрослых, направленный на борьбу с лишним весом, и который устраняет недостатки фигуры. На самом деле аэробикой может заниматься любой, в том числе и ребенок. Комплекс аэробных упражнений полезен для растущего организма: он укрепляет осанку; улучшает иммунитет, работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем; формирует здоровый опорно-двигательный аппарат и улучшает координацию движений.

С какого возраста

Аэробика подходит как для самых маленьких, так и для детей школьного и подросткового возраста. Начать заниматься ею можно в любом возрасте, начиная с 1 - 1,5 года. Упражнения будут подбираться в зависимости от возрастных особенностей. Для маленьких детей возможны занятия в форме игры.

Условно возрастные группы можно разделить так: дети до 3-х лет, дошкольный возраст и школьники.

Для самых маленьких упражнения должны быть несложными: ходьба, приседания. По длительности заниматься рекомендуют не больше 10 минут. Для детей более старшего возраста упражнения могут быть сложнее, включающие силовую и танцевальную аэробику и длятся 20 - 30 минут. Можно добавлять элементы йоги, степа и упражнения с предметами, например с мячом или бодибаром.

Малыши обычно занимаются аэробикой 1–2 раза в неделю, дети постарше - 2–3 раза.

Медицинские противопоказания

Аэробика практически не имеет противопоказаний. Можно подобрать любую комбинацию упражнений в соответствии с состоянием здоровья ребенка и записаться в профильную группу. Например, детям с заболеваниями органов дыхания будут противопоказаны упражнения с большой нагрузкой, зато плавание или йога будут полезны. Общие противопоказания составляют только серьезные заболевания сердца, органов дыхания, травмы, нарушения опорно-двигательного аппарата, обострения хронических, вирусных или инфекционных заболеваний.

Мальчики и девочки

Разделения по половому признаку в аэробике нет. Здесь каждый может найти что-то для себя. Ритмичные танцевальные движения особенно нравятся девочкам, а с упражнениями, требующими выносливости отлично справляются мальчики. Бывает и наоборот. Все зависит от индивидуальности и физических возможностей вашего ребенка.

Танцевальная аэробика развивает пластику тела, чувство ритма, укрепляет мышцы. Степ-аэробика подходит детям разных возрастов. Упражнения выполняются с использованием специальной платформы, для детей она небольшая - до 10 см в высоту, на которой совершаются различные комбинации шагов. Дети учатся держать равновесие и ориентироваться в пространстве. Развивается скорость, сила и ловкость. Спортивная детская аэробика содержит упражнения, которые встречаются в гимнастике, но только те, в которых нет сложных акробатических элементов. Заниматься этим видом можно не раньше 5-ти лет. Спортивная аэробика развивает гибкость, пластику, силу и выносливость. Дети приобретают правильную осанку и учатся владеть своим телом.

Плюсы

Польза аэробики для детей огромна. С ее помощью можно приучить малышей к активному образу жизни и отвлечь от «улицы» или компьютеров. При этом дети укрепляют свое здоровье, становятся сильнее и общаются со сверстниками - единомышленниками.

Аэробика помогает предотвратить заболевания, которые влечет за собой малоподвижный образ жизни - проблемы с лишним весом или сердцем.

Дошкольники легко возбудимы, а такой спорт как аэробика помогает направить их активность и чрезмерную энергию в правильное русло.

Аэробика тренирует самоконтроль. Дети более старшего возраста готовы справиться с более сложными упражнениями. Благодаря этому развивается такие важные качества, как: выдержка, усилие и целеустремленность.

В отношении здоровья аэробика захватывает все важные области организма:

  • укрепляет мышечную, костную и опорно-двигательную системы;
  • улучшает работу суставов;
  • тренирует органы дыхания;
  • повышает иммунитет;
  • формирует правильную осанку;
  • предупреждает плоскостопие за счет работы мышц голени и стопы и застойных процессов в организме;
  • оптимизирует обмена веществ;
  • улучшает координацию движений, силу и выносливость к физическим нагрузкам;
  • повышает активность и жизнерадостность.

Плюс аэробики еще и в том, что ею можно заниматься на открытом воздухе. Умеренные физические упражнения на свежем воздухе - вдвойне полезны.

Детям школьного возраста аэробика помогает снять умственное напряжение после уроков в школе.

Минусы

Детская аэробика - это безопасный спорт. Однако перед тренировками следует хорошо разминаться, чтобы не получить травму, ушиб или растяжение мышц. Упражнения лучше выполнять под наблюдением квалифицированного тренера, который будет следить за правильностью их исполнения. Опять же, травмировать себя можно из-за одного неправильно сделанного движения. А вообще, в аэробике плюсов значительно больше чем минусов.

Сколько стоят занятия

Занятия по аэробике могут стоить от 250 до 950 рублей, если платить разово. Можно приобрести абонемент на месяц. Цены колеблются от 1500 до 6000 рублей в зависимости от региона и вида учреждения. Потратиться также придется и на удобную обувь и одежду для занятий. Из обуви подойдут чешки, из одежды: девочкам - купальник, мальчикам - шорты и футболку.

Как выбрать секцию

Посмотрите в интернете, в каких фитнес-клубах или детских спортивных комплексах, которые располагаются рядом с вашим домом, есть занятия по аэробике. Почитайте отзывы, сходите на пробное занятие, пообщайтесь с тренером или другими родителями. Ни в коем случае заниматься, если он того не хочет или устает. Занятия должны быть в радость. Важно - заинтересовать его, сделать занятия спортом увлекательным мероприятием. Тогда от спорта ребенок будет получать только пользу.

Подводим итог

Приобщая ребенка к аэробике с раннего детства, вы формируете его интерес к спорту и к здоровому образу жизни в целом. Занимаясь не сложными, иногда даже увлекательными упражнениями, ребенок будет расти крепким, жизнерадостным, выносливым, с хорошим иммунитетом. Не об этом ли мечтает каждый родитель?

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

Татьяна Былкова
Степ-аэробика в ДОУ

В настоящее время дошкольное образование претерпевает ряд изменений. В связи с этим установлены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Стандарт предусматривает решение образовательных задач через реализацию пяти образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. В образовательной области «физическое развитие» главной задачей является гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья, а так же приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация движения и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, крупной и мелкой моторики рук, а так же правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений.

На этапе завершения дошкольного детства указаны целевые ориентиры: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Исходя из выше перечисленного можно сделать вывод, проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном мире. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям.

Объем используемых оздоровительных упражнений в практике нашего детского сада весьма большой. Упражнения разнообразны по форме, содержанию и степени воздействия на организм ребенка, но по результатам мониторинга за последние два года наблюдается снижение уровня развития физических качеств, особенно координации движений, и катастрофически уменьшается число здоровых детей. При проведении диагностики физического развития специалистом оздоровительного центра Бахмут А. И. в нашем саду были выявлены дети с нарушением осанки, плоскостопием, слабой мышечной системой. Поэтому возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима ДОУ путем применения нетрадиционных средств физического воспитания. В результате поиска таких средств я наткнулась на степ- аэробику и изучила методику проведения занятий по степ-аэробике. На основе этого мною была разработана программа для проведения занятий по степ-аэробике «Попрыгунчики»

Степ-аэробика- один из самых простых и эффективных стилей в аэробике. «Step» в переводе с английского буквально означает «шаг». Шаговая аэробика проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений.

Степ- аэробика –это танцевальные занятия при помощи специальной платформы. Она привлекла меня своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание занятия в зависимости от возраста, физического состояния, подготовленности занимающихся. Кроме этого степ- аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику,помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные точные движения, способствует гармоничному развитию.

Для проведения занятия были изготовлены степ-платформы высота – 8см, ширина- 25 см, длина- 40 см.

На основе результатов диагностик и мониторинга физического развития, о котором было сказано ранее, из общего количества детей была выделена группа детей с такими проблемами: нарушение осанки, плоскостопие, дети с гипподинамией и гиперактивные дети. Именно с этой группой детей я решила проводить занятия степ- аэробики.

Форма проведения занятий- индивидуально- групповая. Занятия проходят во вторую половину дня. Для проведения занятий были созданы материально-технические условия :

Физкультурный зал

Мячи малого размера

Маски для игр

Гантели

Степ-платформы

Музыкальное сопровождение

Наглядный материал:

Игровые атрибуты

Стихи, загадки

Цель и задачи проведения занятий в ДОУ: Цель: укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма; создание условий для формирования у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; создание положительного психологического настроя; повышению эмоционального уровня;, способствует развитию мышления, воображения, развитию творческих способностей и укреплению здоровья.

Задачи:

1. Укрепление здоровья:

Развивать и укреплять костно-мышечную систему дошкольника;

Формировать правильную осанку, стопу;

Стимулировать работу сердечно- сосудистой, дыхательной системы организма;

Приобщать к здоровому образу жизни.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

Развивать точность и координацию движений;

Развивать гибкость и пластичность;

Воспитывать выносливость;

Развивать умение ориентироваться в пространстве;

Обогащать двигательный опыт ребенка.

3. Развитие музыкальности:

Развитие способности слушать и чувствовать музыку;

Развивать чувство ритма;

Развивать музыкальную память.

4. Развитие психических процессов:

Развивать восприятие, волю, память, мышление;

Тренировать подвижность и гибкость нервных процессов.

5. Воспитание нравственно- коммуникативных качеств личности:

Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, настойчивость.

Основные составляющие стандартного занятия степ-аэробики в ДОУ В занятии выделяют три основные части: вводная, основная (аэробная), заключительная.

Вводная: цель вводной части подготовить опорно-двигательный аппарат и все системы организма к работе. Для достижения этой цели необходимо повысить температуру тела и скорость метаболических процессов в организме. Соответственно, продолжительность разминки будет зависеть от температуры окружающей среды и составлять 3-5 минут. В водную часть входят: строевые упражнения, игроритмика, упражнения на осанку, и различные типы ходьбы.

Основная часть: состоит из базовых и простейших основных «шагов» степ-аэробики. Во времяя аэробной части происходит разучивание «шагов», связок, блоков и комбинаций, а так же многократное повторение разученных движений- прогон. «Шаги»выполняются с нарастающей амплитудой и акцентом на правильную технику. При этом они могут соединяться в простейшие связки или следовать один за другим по принципу линейной прогрессии. Если аэробная часть достаточно интенсивна, то в организме происходят следующие процессы:

Перераспределяется кровоток, кровь отливает от внутренних органов и приливает к мышцам;

Усиливается деятельность дыхательных ферментов в мышцах, т. е. повышается способность мышц потреблять кислород;

Развиваются координационные способности;

Улучшается эмоциональное состояние занимающихся;

Повышаются функциональные возможности организма;

Увеличивается систолический и минутный объем крови;

Продолжительность основной части 15-20 минут.

3. Заключительная часть.

Следующая часть занятия является stretch (стретч, которая призвана решать следующие задачи:

Восстановление длины мышц до исходного состояния;

Умеренное развитие гибкости для возможности выполнять движения с наибольшей амплитудой;

Создание эмоциональной разрядки после физической нагрузки.

Заключительный стретч включает в себя растягивающие упражнения для групп мышц, которые у большинства занимающихся растянуты слабо. В отличии от всего занятия, заключительный «stretch» структурно-хореографическим методом и выполняется под музыкальное сопровождение лирического характера. «Stretch» начинается из положения лежа на спине, в котором выполняются статические упражнения для растяжки мышц ног.

В заключительной части проводится подвижная игра, выполняются дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию. Это необходимо для создания у занимающихся ощущения законченности занятия. После этого стоит поблагодарить детей за занятие.

Требования к технике выполнения упражнений в степ- аэробике

1. Во время подъема сохраняйте естественный наклон вперед.

2. Не сгибайте спину в поясничном отделе.

3. Основная стойка: стопы параллельно или находятся в свободной позиции не касаясь длуг друга.

4. Ставьте ногу на платформу таким образом, чтобы вся ступня была на ней.

5. Спускайтесь с платформы своеобразным перекатом с носка на пятку, это снижает нагрузку на позвоночник.

6. Руки включаются в работу лишь после того как освоена техника работы ногами.

7. При выполнении выпадов и поворотов пятка не опускается на пол.

Классификация упражнений степ-аэробики

В зависимости от направления вертикального перемещения (вверх или вниз) выделяются несколько групп движений:

Шаги вверх (up step) - движения, которые начинаются на полу и выполняются на платформу;

Шаги вниз (down step) - движения, которые начинаются с платформы на пол

В зависимости от «ведущей» ноги:

С одной и той же ноги (single lead) - движения на 4 счета, в которых происходит смена ноги.

Наличие или отсутствие вращательного момента вокруг продольной оси позволяет разделять элементы на следующие виды:

Без поворота - переместительные;

С поворотом - вращательные.

Наличие или отсутствие опорной базы позволяет классифицировать движения на:

Подскоки и скачки.

Положение платформы:

Продольное положение платформы

Поперечное положение платформы

В степ-аэробике нет шагов на два счета - минимум на четыре. Ведь нам нужно не просто двигаться по полу, а еще и подниматься на платформу. Движения степ аэробики выполняются с постановкой на степ-платформу всей стопы полностью. Будьте внимательны, не допускайте свисания пятки или постановки стопы только на носок.

В степ-аэробике есть определенные термины, обозначающие шаги при выполнении упражнений на степе. Шаги в степ аэробике очень разнообразны.

В степ-аэробике существует два вида шагов:

Шаги без смены лидирующей ноги. Лидирующая нога, это нога с которой вы начинаете выполнять шаг на новый музыкальный такт. Вы можете сколь угодно долго выполнять любые шаги этого вида, и все равно каждый такт будете начинать с одной и той же ноги.

Шаги со сменой лидирующей ноги. При следующем шаге вы будете начинать движение уже с другой ноги.

Шаги:

Степ-тач (step touch) - начинают обычно с приставных шагов на полу, слева направо и наоборот.

Basic step (бэйсик степ) (шаг выполняется на 4 счета) - нашагивание на степ - это самый простой базовый шаг, по сути мы просто поднимаемся на платформу и сходим с нее. Шаг одной ногой прямо на степ-платформу, шаг другой ногой прямо на степ-платформу, шаг первой ногой со степ-платформы, шаг второй ногой со степ-платформы.

Степ-ап (step-up) - нужно наступить сперва правой ногой на угол степ-платформы, а левой лишь коснуться носком. Затем левой ступить полностью, а правый носок поставить позади левой. После возвращаться на пол и чередовать ноги. При этом шаге нужно держать равновесие, так как одна упор идет на одну ногу. Нельзя перекашиваться на одну из сторон.

Шаг-колено - Правую ногу нужно поставить на степ, левую же согнуть в колене и приподнять к животу. Движения должны быть как можно более естественными и не стоит перекидываться на одну сторону и выворачивать колено. Нога направлена прямо, корпус при подъеме колено стремиться чуть вперед.

Шаг-кик (Step kick) - шаг на платформу правой ногой, левую резко выбросить вперед, имитируя удар (ногу высоко не поднимаем)

Шаг-бэк (step-back) - шаг одной ногой на степ платформу, вторую ногу за счет напряжения ягодичных мышц поднимите назад (захлест голени). Это упражнение отлично укрепляет ягодицы в движении.

Ви-степ (V-step) - шаг, который напоминает собой букву V, для этого нужно шагнуть поочередно на степ двумя ногами на противоположные уголки степа. Поочередный шаг ногами на противоположные углы платформы, ноги движутся как бы по верхним углам английской буквы V.

Бейсик-овер (basic-over) - для этого нужно шагнуть правой ногой на степ платформу, левую приставить, спуститься со степа с другой стороны, повернуться к левому краю степа и повторить с другой ногой.

Мамбо - танцевальное движение - пока левая нога находится на полу, правая зашагивает на степ, делая упор и ставя точку и сразу же делая шаг с точкой назад.

Straddle (Стредл ап) (шаг выполняется на 8 счета) - шаги – ноги вместе, ноги врозь. Шаг на выполняется следующим образом: поднимаемся на степ-платформу, ставим поочередно ноги на пол с одной и с другой стороны платформы, снова поднимаемся на платформу, возвращаемся на исходную позицию.

Turn step (Тёрн степ) шаг с поворотом - стойка боком к платформе. Это тот же самый basic-step, только спускаемся со степ платформы мы не назад, а вбок. Шаг правой на платформу, шаг левой на платформу, с поворотом спиной к основному направлению (продольно платформе) стойка ноги врозь. Шагом правой назад в диагональном направлении (разворачиваясь по диагонали, шаг правой назад с платформы, приставить левую к правой (исходное положение).

Ове зе топ (over the top) - Шаг через платформу. Исходное положение - в продольной стойке, боком к платформе. Шаг левой в сторону стать на платформу, приставить правую. Шаг левой ногой сойти с платформы (по другую сторону, приставить правую на полупальцы к левой ноге.

Cha-cha-cha (ча-ча-ча) - шаги с переступанием с ноги на ногу, для смены ноги.

Танцевальные этюды или танцевальная игра – это возможность посредствам физической тренировки разогреть тело и открыть его для движения, а так же снять психическое напряжение, которое препятствует выражению детских чувств. Она оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снять напряжение, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях, снимая опасность социально значимых последствий.

Вот несколько танцевальных этюдов которые я использую во время проведения степ- аэробики.

Цыганский этюд

Цыганский этюд – построен в цыганском характере. Используется цыганская музыка в умеренном темпе. Применяются основные шаги при работе на степ – платформе:

Поочередное вхождение на степ правой и левой ногами;

Полное вхождение на степ обеими ногами;

Повороты на месте вокруг себя на степе влево и право;

Приставной шаг со степа по сторонам, одна нога выносится на каблук или с небольшим ударом остается на степе. Исполняется в обе стороны;

Поворот на степе вокруг себя в обе стороны с быстрым выбросом ног вперед;

Схождение со степа одной ногой назад, в сторону, вперед. Исполняется с обеих ног;

Хождение вокруг степа, поднятие на степ с боку в медленном темпе, схождение со степа в бок в медленном темпе, прыжок с разворотом корпуса;

Подбивочка из стороны в сторону на степе, схождение со степа одной ногой, другая остается на степе.

В движение ног добавляются руки, цыганская манера исполнения. Работа рук, тряска кистей по сторонам, с медленным подъемом вверх. Движение плечами отрабатывается отдельно от всех и более тщательно – включается в этюд по желанию педагога.

Упражнение “Цветок”.

Дети становятся на колени на степ и закрываются, спина смотрит вверх, растягивая мышцы спины, голова касается степа, руки обхватывают голову.

Педагог рассказывает, что они цветы, которые на ночь закрываются, а когда наступает утро, цветы раскрываются и тянут к солнышку свои лепестки.

При словах: “наступает утро”, дети должны лечь на спину на пол, раскрыть в стороны руки и ноги. На словах “тянут к солнышку лепестки”, поднимают поочередно ноги и руки вверх – при этом должны ими немного потрясти.

Идет снятие напряжение с конечностей ребенка после “Цыганского этюда”.

Этюд “Ритм”.

Педагог отбивает ритм бубном. При проучивании педагог должен устный счет и ритм бубна совмещать, при дальнейшем исполнении дети сами считают.

Дети исполняют различные упражнения на координацию, четкость исполнения, технику, быстроту реагирования, умение считать, слушать ритм бубна.

Переложить мяч или кубик небольшого размера из руки в руку через верх;

Разворот корпуса, ноги остаются на месте, руки раскрыты по сторонам, переложить предмет впереди себя;

Сделать поворот на месте на степе, переложить предмет и раскрыть руки в сторону:

Сделать шаг со степа в сторону, руки раскрыть в стороны, шаг на степ, предмет переложить в другую руку перед собой;

Сделать шаг со степа назад, руки раскрыты в стороны, шаг на степ, предмет переложить перед собой;

Сделать поворот на степе вокруг себя, предмет переложить над головой;

Переложить предмет под коленом поднятой и согнутой ноги в колене, руки раскрыть в стороны;

Подкинуть на небольшую высоту предмет и поймать.

Этюд выполняется на степе, что дает усложненность для выполнения: сохранение равновесия, координации, устойчивости.

Подвижные игры с использованием степ платформы

Традиционные и всем знакомые подвижные игры так же можно разнообразить используя степы. Вот например некоторые игры которые я использую в заключительной части занятия степ- аэробикой.

«Пингвины на льдине»

Дети – «пингвины» бегают свободно по залу. Степы – «льдины» в произвольном порядке стоят на полу. Водящий ребенок – «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на льдину, то есть встанет на степ, ловить его не разрешается.

«Уголки»

Дети – мышки находятся в своих домиках – уголках (стоят на стенах). Один из играющих, оставшийся в середине, подходит к одному из них и говорит:

«Мышка, мышка,

продай мне свой уголок»

Ребенок отказывается, водящий идет к другому. В это время мышки меняются местами, а водящий старается занять освободившееся место. Если это удается, оставшийся без уголка, занимает его место в кругу. Если водящему не удается долго занять уголок, по сигналу «кошка!», все одновременно меняются местами. Мышкам нельзя долго сидеть в своем уголке до перебежки можно договориться с тем, с кем хочешь поменяться местами.

«Бездомный заяц»

Степы расположены произвольно по залу на один меньше, чем количество участников в зале. Все дети: «зайцы» бегают по залу. По команде «Все в дом!» - дети встают на любой степ. «Бездомным зайцем» является тот ребенок, который не занял степ. Он выбывает из игры. В каждой последующей игре количество степов сокращается на один.

«Лиса и тушканчик»

Выбирается один ребенок – «лиса», задача которого – переловить всех других детей – «тушканчиков». По команде: «День!» «тушканчики» спрыгивают со степов (выбегают из норок) прыгают, бегают по залу, кто куда хочет. По команде «Ночь!» - запрыгивают, встают на степ и замирают. «Лиса может съесть любого кто пошевелился».

«Паук и мухи»

В одном из углов зала обозначается обручем место, где живет «паук» (водящий). Остальные дети изображают мух, степы – домики мух. По сигналу играющие разбегаются по всему залу – мухи летают, жужжат. Паук в это время находится в своем домике. По сигналу «Паук!» мухи разбегаются по своим домикам и замирают. Паук выходит, смотрит. Того, кто пошевелится, паук отводит к себе в дом. Подсчитывают количество проигравших, выбирается другой водящий, и игра возобновляется.

«Не оставайся на земле»

Выбирается ловишка. Дети бегают по залу. По сигналу «лови» все должны быстро подняться на степы. Ловишка ловит те, кто остался на полу. При повторении выбирается новый ловишка. Все дети участвуют в игре.

«Перемени предмет»

За линией 5-6 детей, в руках у каждого предмет (мяч). На другом конце зала на степах лежат по одному кубику. По сигналу «Бегом!» дети быстро бегут к степам кладут мяч, берут кубик и быстро возвращаются на свое место.

«Липкие пеньки»

По залу расставлены степы («пеньки»). Дети стоят на них. Выбирается водящий, у него в руке мяч. После слов «Раз, два, три – лови!» игроки перебегают с пенька на пенек, а водящий бросает мячом в них. Если он попадает мячом в игрока находившегося на полу, то тот становится водящим. Долго стоять на пеньке нельзя – прилипнешь.

Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод что, целенаправленная работа с использованием степ-платформ позволяет достичь следующих результатов:

1. Укрепление здоровья:

Способствует оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;

Формирует правильную осанку;

Содействует развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем;

Развивает потребность в систематических занятий спортом.

2. Совершенствование психомоторных способностей:

Развивает двигательные качества: мышление, силу, выносливость, быстроту, гибкость и координационные способности;

Развивает чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать свои движения с музыкой;

Формирует навыки выразительности, пластичности и грациозности движений;

Развивает чувство уверенности в себе.

3. Повышение эмоционального уровня, психорегуляции:

Воспитывает умение эмоционального выражения, закрепощенности и творчества в движении;

Развивает чувство товарищества и взаимопомощи;

Воспитывает коллективные движения (синхронность).

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №3 «Светлячок»

Описание проекта

«Волшебные ступеньки здоровья»

(степ – аэробика в детском саду)

г. Лангепас, 2016 год

Постановка проблемы.

Главной ценностью для человека является его здоровье. Дошкольный возраст в развитии ребёнка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.

Однако в последнее время отмечается ухудшение здоровья детей, мы живём в Ханты - Мансийском автономном округе, остро чувствуется недостаток в движении из-за климатических условий, как у взрослых, так и у детей. Проблема снижения показателей здоровья воспитанников ставит перед специалистами учреждения задачу поиска современных подходов к решению задач по изменению сложившейся ситуации. С нашей точки зрения наиболее эффективный путь – это использование современных оздоровительных программ и новейших технологий, применение нетрадиционного оборудования.

Среди множества форм физического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день особое место занимает определённый вид фитнеса - степ-аэробика – эффективная физкультурно-оздоровительная методика.

Особенность степ – аэробики состоит в том, в ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на детский организм. У детей формируется устойчивое равновесие, развивается ориентировка в пространстве, общая выносливость, совершенствуется точность движений. Воспитывается ловкость, быстрота, сила, выносливость, а значит, и сопротивляемость организма. Но самое главное достижение степ - аэробики – её оздоровительный эффект и положительные эмоции детей.

Использование степ - платформ позволяет сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физической культурой, своим достижениям, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни.

Степ – аэробика будет использоваться в различных вариантах: в форме полных занятий оздоровительно - тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста в рамках работы спортивной секции; как часть непосредственно образовательной деятельности в старших и подготовительных группах; в показательных выступлениях детей на праздниках и развлечениях.

В учреждении планируется создание семейного клуба «Шагаем вместе!», где родители вместе со своими детьми будут заниматься степ – аэробикой в спортивном зале на базе детского сада.

Для педагогов учреждения будут организованы занятия серии «Снимаем стресс», где педагоги с помощью степ – платформ не только повысят свои физические качества, но и стрессоустойчивость, ведь физическая нагрузка, сопровождаемая музыкой, позволяет освободиться от напряжённости и беспокойства, способствует эмоциональной стабильности и устойчивости, а также сплочению педагогического коллектива.

Таким образом, внедрение степ – аэробики в детском саду будет способствовать созданию единого образовательно-оздоровительного пространства для педагогов, детей и родителей.

Цель проекта : укрепление здоровья и развитие физических качеств детей, родителей и педагогов средствами степ – аэробики.

Достижение поставленной цели способствует решение задач проекта:

  • Создать условия для укрепления здоровья и развития физических качеств детей, родителей и педагогов средствами степ – аэробики.
  • Развивать двигательные способности и физические качества (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата).
  • Укреплять дыхательную, сердечно - сосудистую систему организма, формировать навык правильной осанки через упражнения на степ – платформах;
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности, чувство уверенности в себе.
  • Повышать компетентность родителей и педагогов в вопросах, связанных со здоровьем, чувством собственной ответственности и получением удовольствия от физических упражнений;
  • Повышать стрессоустойчивость педагогов и родителей;
  • Способствовать распространению педагогического опыта работы с использованием степ – аэробики.

Реализация проекта «Волшебные ступеньки здоровья» осуществляется поблочно через различные направления и формы работы.

Рабочий план реализации проекта

Наименование мероприятий

Сроки проведения

Ф.И.О. исполнителей мероприятий

Источник финансирования

Первый блок - работа с воспитанниками.

Спортивная секция «Волшебные ступеньки здоровья»

Функционирование секции с использованием степ – аэробики «Волшебные ступеньки здоровья»

сентябрь 2016-

май 2017

И.В. Кваша

  • Использование музыкально-игровых комплексов степ – аэробики в непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию с воспитанниками старших и подготовительных групп.

сентябрь 2016-

май 2017

И.В. Кваша

Внебюджетные средства учреждения, 150 тыс. руб.

(приобретение степ – платформ, комплекта интерактивного оборудования )

  • Спортивное развлечение «Волшебный степ»

март

2016

И.В. Кваша

Без источника финансирования

Выступление воспитанников секции в ЛГ МАДОУ ДСОВ №5 «Дюймовочка», ЛГ МАДОУ ДСОВ №9 «Солнышко»

апрель, май

2016

И.В. Кваша,

О.В. Буркова

Без источника финансирования

Физкультурный праздник «Ступенька к здоровью»

май

2016

И.В. Кваша

Без источника финансирования

Второй блок – работа с родителями воспитанников.

Семейный клуб «Шагаем вместе!»

Заседание семейного клуба на тему «Как укрепить здоровье или что такое степ?»

сентябрь

2016

И.В. Кваша

Без источника финансирования

Совместные занятия родителей и детей со степ – платформами в семейном клубе «Шагаем вместе»

сентябрь

И.В. Кваша

Внебюджетные средства учреждения, 150 тыс. руб.

(приобретение степ – платформ, комплекта интерактивного оборудования )

Мастер-класс «Готовим степ-платформы дома»

октябрь

2015

И.В. Кваша

Без источника финансирования

Презентация для родителей «Вдохновение степ – аэробикой»

ноябрь 2016

И.В. Кваша

Без источника финансирования

День открытых дверей «Степ-класс»

январь 2016

И.В. Кваша,

О.В. Буркова

Без источника финансирования

Стенгазета «В мире здоровья»

февраль 2016

И.В. Кваша

Без источника финансирования

Презентация семейных видеороликов «Чему мы научились»

Май 2017

И.В. Кваша

Внебюджетные средства учреждения, 100 тыс. руб.

(приобретение комплекта интерактивного оборудования )

Третий блок работа с педагогическим коллективом.

  • Консультация для педагогов «Производственная степ - аэробика»

сентябрь 2016

И.В. Кваша

Без источника финансирования

  • Серия занятий с использование степ – платформ «Снимаем стресс»

И.В. Кваша

Внебюджетные средства учреждения, 150 тыс. руб.

(приобретение степ – платформ, комплекта интерактивного оборудования )

  • Мастер – класс для инструкторов по физической культуре «Степ – аэробика в детском саду» в рамках городского педагогического сообщества.

Апрель 2017

И.В. Кваша

Без источника финансирования

  • Изготовление буклетов «Занимайтесь степ – аэробикой и будете всегда здоровы!»

Май 2016

И.В. Кваша

Собственные средства

Структура управления проектом

Ожидаемые результаты.

На уровне ребёнка:

  • Произойдёт развитие двигательных способностей и физических качеств детей (быстроты, силы, гибкости, подвижности в суставах, ловкости, координации движений и функции равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка);
  • Улучшится здоровье детей – укрепится дыхательная, сердечно - сосудистая системы организма, сформируются навыки правильной осанки;
  • У детей сформируется умение ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку.
  • Сформируется устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности, чувство уверенности в себе.

На уровне родителей воспитанников:

  • Повысится компетентность родителей в вопросах, связанных со здоровьем, чувством собственной ответственности и получением удовольствия от физических упражнений;
  • Повысится ответственность детей и родителей за своё здоровье и физическое состояние;
  • Повысится стрессоустойчивость (физическая нагрузка позволит освободиться от напряжения и беспокойства, будет способствовать эмоциональной стабильности и устойчивости).

На уровне педагогов.

  • Повысится профессиональная компетентность в области оздоровительных программ и новейших технологий физического развития;
  • Повысятся физические качества и стрессоустойчивость.

На уровне учреждения:

  • Повысится открытость учреждения , улучшатся условия для организации эффективной образовательной деятельности по укреплению здоровья детей, появится единое образовательно-оздоровительное пространство для педагогов, детей и родителей.








Для укрепления здоровья детей Способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата Повышать работоспособность и двигательную активность Формировать правильную осанку Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем Развивать потребность в систематических занятиях спортом


Для совершенствования психомоторных способностей Развивать двигательные качества: мышечную силу, выносливость, быстроту, гибкость и координационные способности Развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умения согласовывать движения с музыкой Развивать чувство уверенности в себе






Значение степ- аэробики Стойкий интерес к занятиям физической культуры Развитие уверенности, ориентировки в пространстве Развитие общей выносливости Совершенствование точности движений Воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы, гибкости, пластичности Эффективность физической нагрузки


Программа построена на общепринятых принципах Принцип систематичности и последовательности-непрерывность материала и его повторение Принцип постепенности Принцип индивидуальности Принцип доступности Принцип чередования нагрузки Принцип наглядности Принцип сознательности и активности


Держать плечи развернутыми, грудь вперед, ягодицы напряженными, колени расслабленными Избегать перенапряжения в коленных составах; Избегать лишнего прогиба спины Не делать наклон вперед от бедра, наклоняться всем телом При подъёме или опускании всегда использовать безопасный метод подъема Стоя лицом, подниматься, работая ногами, но не спиной


Правила техники выполнения степ - тренировки Выполнять шаги в центр степ - платформы Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг Опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше, чем на длину ступни от степ - платформы Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног Не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами











Классификация упражнений направления вертикального перемещения (вверх или вниз) шаги вверх (Up Step) шаги вниз (Down Step) ведущей ноги с одной и той же ноги со сменой ног наличия или отсутствия вращательного момента вокруг продольной оси, что позволяет разделять элементы на следующие два вида без поворота с поворотом наличия или отсутствия опорной фазы, что позволяет классифицировать движения на шаги подскоки и скачки